Полутон
Обратный | мажорная септима (для минорной секунды); уменьшенная октава (для усиленного унисона); увеличенная октава (для уменьшенного унисона) |
---|---|
Имя | |
Другие имена | малая секунда, диатонический полутон, расширенный унисон, уменьшенный унисон, хроматический полутон |
Аббревиатура | м2; А1 |
Размер | |
Полутона | 1 |
Интервальный класс | 1 |
Просто интервал | 16:15, [1] 17:16, [2] 27:25, 135:128, [1] 25:24, [1] 256:243 |
центы | |
12-тональный равномерный темперамент | 100 [1] |
Просто интонация | 112, [1] 105, 133, 92, [1] 71, [1] 90 |
Полутон или также называемый минорной секундой , полутоном полутоном . , [3] — наименьший музыкальный интервал , обычно используемый в западной тональной музыке. [4] и это считается самым диссонирующим [5] когда звучит гармонично.Он определяется как интервал между двумя соседними нотами в 12-тоновой гамме (или половина целого шага ), визуально воспринимаемый на клавиатуре как расстояние между двумя соседними друг с другом клавишами. Например, C соседствует с C ♯ ; интервал между ними – полутон. [6]
В 12-нотной гамме, разделенной примерно поровну, любой интервал может быть определен через соответствующее количество полутонов (например, целый тон или большая секунда имеет ширину 2 полутона, большая треть - 4 полутона, а идеальная квинта - 7 полутонов.
В теории музыки различают [7] между диатоническим полутоном или малой секундой (интервал, охватывающий две разные позиции нотоносца , например, от C до D ♭ ) и хроматическим полутоном или расширенным унисоном (интервал между двумя нотами в одной и той же позиции нотоносца, например, от C до C ♯ ) . Они энгармонически эквивалентны тогда и только тогда, когда двенадцатитоновая равная темперация используется ; например, это не одно и то же в темпераменте медантона , где диатонический полутон отличается от хроматического полутона и больше его (расширенный унисон), или в пифагорейской настройке , где вместо этого диатонический полутон меньше. См. «Интервал (музыка) § Число» для получения более подробной информации об этой терминологии.
В двенадцатитоновой равнотемперации все полутона равны по размеру (100 центов). В других системах настройки «полутон» относится к семейству интервалов, которые могут различаться как по размеру, так и по названию. В пифагорейском строе семь полутонов из двенадцати — диатонические, с соотношением 256:243 или 90,2 цента ( пифагорейская лимма ), а остальные пять — хроматические, с соотношением 2187:2048 или 113,7 цента ( пифагорейский апотом ); они отличаются пифагорейской запятой в соотношении 531441:524288 или 23,5 цента. В четверти запятой имеется в виду семь из них диатонические, шириной 117,1 цента, а остальные пять - хроматические, шириной 76,0 цента; они отличаются меньшим диезисом соотношения 128:125 или 41,1 цента. 12-тоновые гаммы, настроенные только по интонации, обычно определяют три или четыре вида полутонов. Например, асимметричная настройка с пятью пределами дает хроматические полутона с соотношением 25:24 (70,7 цента) и 135:128 (92,2 цента), а также диатонические полутона с соотношением 16:15 (111,7 цента) и 27:25 (133,2 цента). Более подробную информацию см. ниже .
Состояние наличия полутонов называется гемитонией; Отсутствие полутонов — это ангемитония . или Музыкальная гамма аккорд , содержащий полутона, называется гемитоникой; без полутонов – ангемитонический.
Незначительная секунда
[ редактировать ]Обратный | мажорная седьмая |
---|---|
Имя | |
Другие имена | полутон, полутон |
Аббревиатура | м2 |
Размер | |
Полутона | 1 |
Интервальный класс | 1 |
центы | |
12-тональный равномерный темперамент | 100.0 |
Минорная секунда встречается в мажорной гамме между третьей и четвертой ступенями ( ми (ми) и фа (фа) в до мажор), а также между седьмой и восьмой ступенями ( ти (B) и до (до) в до мажор. главный). Его также называют диатоническим полутоном , потому что он возникает между ступенями гаммы диатонической . Младшая секунда обозначается сокращенно m2 (или −2 ). Его инверсия — большая седьмая часть ( M7 или Ma7 ).
за средним C следует D ♭ , который на 100 центов резче, чем C, а затем оба тона вместе.
. ЗдесьВ мелодическом плане этот интервал используется очень часто и имеет особое значение в каденциях . В совершенных и обманчивых каденциях он проявляется как разрешение ведущего тона в тонике . В плагальной каденции оно проявляется как падение субдоминанты на медиату . Это также происходит во многих формах несовершенной каденции , где тоника падает до ведущего тона.
Гармонически интервал обычно возникает как некоторая форма диссонанса или неаккордового тона , который не является частью функциональной гармонии . Он также может появиться в инверсиях мажорного септаккорда и во многих дополнительных тональных аккордах .
В необычных ситуациях второстепенная секунда может придать музыке характер. Например, Фредерика Шопена «Этюд » Op. 25, № 5 открывается мелодией, сопровождаемой строкой, играющей мимолетные второстепенные секунды. Они создают юмористический и причудливый эффект, контрастирующий с более лирической средней частью. Этот эксцентричный диссонанс принес произведению прозвище: этюд «неправильная нота». Такое использование минорной секунды встречается во многих других произведениях романтического периода , таких как Модеста Мусоргского «Балет невылупившихся цыплят» . Совсем недавно музыка к фильму «Челюсти» является примером второстепенной секунды.
В других темпераментах
[ редактировать ]При простой интонации минорная секунда 16:15 возникает в гамме до мажор между B&C и E&F и представляет собой «самый резкий диссонанс, встречающийся в [мажорной] гамме ». [8]
Расширенный унисон
[ редактировать ]Увеличенный унисон , интервал, возникающий в результате увеличения или расширения на полтона идеального унисона. [9] происходит не между шагами диатонической гаммы, а между шагом гаммы и хроматическим изменением того же шага. Его еще называют хроматическим полутоном . Расширенный унисон обозначается сокращенно A1 , или 1 августа . Его инверсия — уменьшенная октава ( d8 или dim 8 ). Увеличенный унисон также является инверсией увеличенной октавы , поскольку интервала уменьшенного унисона не существует. [10] Это связано с тем, что унисон всегда увеличивается, когда одна нота интервала изменяется случайно. [11] [12]
В мелодическом плане усиленный унисон очень часто возникает при переходе к хроматическому аккорду, такому как вторичная доминанта , уменьшенный септаккорд или увеличенный шестой аккорд . Его использование также часто является следствием мелодии, продолжающейся в полутонах, независимо от гармонической основы, например D , D ♯ , E , F , F ♯ . (Ограничивать обозначение только второстепенными секундами непрактично, поскольку в том же примере будет быстро возрастающее количество случайных чисел, энгармонически записываемых как D , E ♭ , F ♭ , G , А ).
В гармоническом плане расширенные унисоны довольно редки в тональном репертуаре. В примере справа Лист написал E ♭ против E ♮ в басу. Здесь E ♭ было предпочтительнее D ♯, прояснить функцию тона как часть F доминирующего септаккорда , а расширенный унисон является результатом наложения этой гармонии на E. точку педали чтобы
Помимо такого рода использования, гармонические дополненные унисоны часто встречаются в современных произведениях с участием тоновых кластеров , таких как Янниса Ксенакиса » «Эвриали для фортепиано соло.
История
[ редактировать ]Полутон появился в музыкальной теории греческой древности как часть диатонического или хроматического тетрахорда , и с тех пор он всегда занимал место в диатонических гаммах западной музыки. Все различные ладовые гаммы средневековой теории музыки были основаны на этой диатонической схеме тонов и полутонов.
Хотя позже это стало неотъемлемой частью музыкальной каденции , в ранней полифонии XI века этого не было. Вместо этого Гвидо из Ареццо предложил в своем «Микрологе» другие альтернативы: либо переход целым тоном от мажорной секунды к унисону, либо возникновение двух нот в мажорной трети путем противоположного движения к унисону, причем каждая из них переместилась на целый тон.
«Еще в XIII веке полутон воспринимался как проблемный интервал, который нелегко понять, как иррациональный [ sic ] остаток между идеальной квартой и дитоном. В мелодическом полушаге не было замечено тенденции нижнего тона к верхнему или верхнего к нижнему. Второй тон не считался «целью» первого. избегали полутона, Вместо этого в клаузулах потому что ему не хватало ясности как интервала». [13]
Однако, начиная с XIII века, каденции начинают требовать движения одного голоса на полшага, а другого на целый шаг в противоположном направлении. [13] Эти каденции стали фундаментальной частью музыкального языка, вплоть до того, что обычное случайное сопровождение второстепенной секунды в каденции часто опускалось из письменной партитуры (практика, известная как musica ficta ). К 16 веку полутон стал более универсальным интервалом, иногда даже проявляясь как расширенный унисон в очень хроматических отрывках. Семантически в 16 веке повторяющийся мелодический полутон стал ассоциироваться с плачем, см.: passus duriusculus , lament bass , pianto .
К эпохе барокко (1600–1750 гг.) тональная гармоническая основа была полностью сформирована и были четко поняты различные музыкальные функции полутона. Позже в этот период принятие хороших темпераментов для настройки инструмента и более частое использование энгармонических эквивалентов увеличили легкость применения полутона. Его функция оставалась аналогичной в классический период, и хотя он использовался чаще, поскольку язык тональностей становился более хроматическим в период романтизма , музыкальная функция полутона не изменилась.
Однако в 20 веке такие композиторы, как Арнольд Шенберг , Бела Барток и Игорь Стравинский , искали альтернативы или расширения тональной гармонии и нашли другое применение полутона. Часто полутон гармонично использовался как едкий диссонанс, не имеющий разрешения. Некоторые композиторы даже использовали большие коллекции гармонических полутонов ( группы тонов ) в качестве источника какофонии в своей музыке (например, ранние фортепианные произведения Генри Коуэлла ). К настоящему времени энгармоническая эквивалентность была обычным свойством равнотемперации , и инструментальное использование полутона вовсе не было проблематичным для исполнителя. Композитор волен был писать полутона где угодно.
Полутона в разных строях
[ редактировать ]Точный размер полутона зависит от используемой системы настройки . Среднетоновые темпераменты имеют два различных типа полутонов, но в исключительном случае одинаковой темпераментности существует только один. Неравномерно распределенные колодцы темпераментов содержат множество различных полутонов. Пифагорова настройка , как и настройка митонона, имеет две, но в других системах просто интонации возможностей гораздо больше.
Средний темперамент
[ редактировать ]В системах митонов есть два разных полутона. Это происходит из-за разрыва квинтового круга , который происходит в системе настройки: диатонические полутона происходят из цепочки из пяти квинт, которая не пересекает разрыв, а хроматические полутона - из той, которая пересекает разрыв.
Хроматический полутон обычно меньше диатонического. В обычном значении четверти запятой , настроенном как цикл умеренных квинт от E ♭ до G ♯ , хроматические и диатонические полутона имеют ширину 76,0 и 117,1 цента соответственно.
Хроматический полутон | 76.0 | 76.0 | 76.0 | 76.0 | 76.0 | |||||||||||||||||||||
Подача | С | C ♯ | Д | E ♭ | И | Ф | F ♯ | Г | G ♯ | А | B ♭ | Б | С | |||||||||||||
центы | 0.0 | 76.0 | 193.2 | 310.3 | 386.3 | 503.4 | 579.5 | 696.6 | 772.6 | 889.7 | 1006.8 | 1082.9 | 1200.0 | |||||||||||||
Диатонический полутон | 117.1 | 117.1 | 117.1 | 117.1 | 117.1 | 117.1 | 117.1 |
Расширенные темпераменты среднего тона с более чем 12 нотами по-прежнему сохраняют те же размеры двух полутонов, но у музыканта есть больше гибкости в выборе того, использовать ли расширенный унисон или минорную секунду. 31-тоновая равная темперация является наиболее гибкой из них, образуя непрерывный круг из 31 квинты, что позволяет выбирать полутон для любой высоты звука.
Равный темперамент
[ редактировать ]12-тоновая равнотемперированная форма настройки средних тонов, в которой диатонические и хроматические полутона совершенно одинаковы, поскольку квинтовый круг не имеет разрыва. Каждый полутон равен одной двенадцатой октавы. Это соотношение 2 1/12 (приблизительно 1,05946), или 100 центов, и на 11,7 цента уже, чем соотношение 16:15 (его наиболее распространенная форма в простой интонации , обсуждаемая ниже ).
Все диатонические интервалы можно выразить эквивалентным количеством полутонов. Например, целый тон равен двум полутонам.
Существует множество приближений, рациональных или нет, к равнотемперированному полутону. Процитирую некоторые из них:
предложен Винченцо Галилеем и использовался мастерами эпохи Возрождения .
предложенный Марином Мерсенном как конструктивная и более точная альтернатива,
использовался Хулианом Каррильо как часть системы шестнадцатого тона.
Дополнительные примеры см. в разделах «Пифагорейская» и «Справедливая» системы настройки ниже.
Ну темперамент
[ редактировать ]Существует множество форм хорошего темперамента , но их всех объединяет то, что их полутона имеют неравномерный размер. Каждый полутон в хорошей темперации имеет свой интервал (обычно близкий к равнотемперированному варианту 100 центов), и нет четкого различия между диатоническим и хроматическим в настройке полутоном. Хорошо темперация была построена таким образом, чтобы можно было предположить энгармоническую эквивалентность между всеми этими полутонами, и независимо от того, были ли они написаны как минорная секунда или увеличенный унисон, это не влияло на другое звучание. Вместо этого в этих системах каждая клавиша имела немного другой звуковой цвет или характер, выходящий за рамки традиционных обозначений.
Пифагорова настройка
[ редактировать ]Как и тональный темперамент, пифагорейский строй представляет собой разорванный круг квинт . Это создает два различных полутона, но поскольку пифагорова настройка также является формой 3-предельной интонации , эти полутона рациональны. Кроме того, в отличие от большинства средних темпераментов, хроматический полутон больше диатонического.
Пифагорейский диатонический полутон имеет соотношение 256/243 (
), и часто называют пифагорейской лиммой . Его еще иногда называют пифагорейским минорным полутоном . Это около 90,2 цента.Его можно рассматривать как разницу между тремя октавами и пятью квинтами , и он действует как диатонический полутон в пифагорейской настройке .
Пифагорейский хроматический полутон имеет соотношение 2187/2048 ( центов . Его также можно назвать пифагорейским апотомом. [14] [15] [16] или пифагорейский мажорный полутон . ( См. интервал Пифагора .)
). Это около 113,7Его можно рассматривать как разницу между четырьмя совершенными октавами и семью квинтами , и он действует как хроматический полутон в пифагорейской настройке .
Пифагорейская лимма и пифагорейский апотом являются энгармоническими эквивалентами (хроматическими полутонами) и отделены друг от друга только пифагорейской запятой , в отличие от диатонических и хроматических полутонов в медантонном темпераменте и 5-предельной просто интонации .
Всего 5-лимитная интонация
[ редактировать ]Малая секунда в интонации обычно соответствует соотношению высоты тона 16:15 ( ) или 1,0666... (приблизительно 111,7 цента ), называемый просто диатоническим полутоном . [17] На практике это всего лишь полутон, поскольку это интервал, который дважды встречается в диатонической гамме между a:
- мажорная треть (5:4) и чистая кварта (4:3) и
- мажорная седьмая (15:8) и идеальная октава (2:1)
Меньшая секунда 16:15 возникает в гамме до мажор между B&C и E&F и представляет собой «самый резкий диссонанс в гамме». [8]
«Расширенный унисон» (диез) в простой интонации — это другой, меньший полутон, с соотношением частот 25:24 ( большой терцией (5:4) и малой терцией (6:5). Фактически, это расстояние между минорной и мажорной терциями, шестыми и септимами (но не обязательно между мажорной и минорной секундами). Композитор Бен Джонстон использовал диез ( ♯ ), чтобы указать, что нота повышена на 70,7 цента, или бемоль ( ♭ ), чтобы указать, что нота понижена на 70,7 цента. [18] (Это стандартная практика только для интонации, но не для всех остальных микронастроек.)
) или 1,0416... (приблизительно 70,7 цента). Это интервал междуДва других типа полутонов создаются с помощью настройки на 5 пределов. Хроматическая гамма определяет 12 полутонов как 12 интервалов между 13 соседними нотами, охватывающими полную октаву (например, от C 4 до C 5 ). 12 полутонов, производимых широко используемой версией настройки с 5 лимитами, имеют четыре разных размера и могут быть классифицированы следующим образом:
- Просто хроматический полутон
- хроматический полутон , или меньший , или минорный хроматический полутон между гармонически связанными бемолями и диезами, например, между E ♭ и E (6:5 и 5:4):
- Больший хроматический полутон
- или мажорный хроматический полутон , или большая лимма , или мажорная цветность , [18] например, между C и острым C ♯ (C ♯, поставленным синтонной запятой ) (1:1 и 135:128):
- Просто диатонический полутон
- или меньше , или минорный диатонический полутон , например, между E и F (от 5:4 до 4:3):
- Больший диатонический полутон
- или больший или мажорный диатонический полутон , например, между A и B ♭ (от 5:3 до 9:5), или C и хроматическим D ♭ (27:25), или F ♯ и G (25:18 и 3:2):
Наиболее часто встречающиеся полутона - это именно те ( S 3 , 16:15 и S 1 , 25:24): S 3 встречается в 6 коротких интервалах из 12, S 1 - 3 раза, S 2 - дважды, S 4 - в 6 коротких интервалах из 12 . только один интервал (если диатоническое D ♭ заменяет хроматическое D ♭ и не используются диезные ноты).
Меньшие хроматические и диатонические полутона отличаются от больших синтонической запятой (81:80 или 21,5 цента). Меньшие и большие хроматические полутона отличаются от соответствующих диатонических полутонов тем же диезисом 128:125, что и указанные выше полутона. Наконец, если внутренние полутона различаются диашизмой ( 2048:2025 или 19,6 цента), то внешние отличаются большим диезисом (648:625 или 62,6 цента).
Расширенные просто интонации
[ редактировать ]В 7-лимитной настройке имеется семеричный диатонический полутон 15:14 ( ) доступен между 5-лимитной мажорной септимой (15:8) и 7-ми лимитной минорной септимой / гармонической септимой (7:4). Существует также меньший семимальный хроматический полутон 21:20 ( ) между септимальной минорной септимой и квинтой (21:8), а также между октавой и мажорной третью (5:2). Оба используются реже, чем их 5-предельные соседи, хотя первый часто реализовывался теоретиком Коуэллом , тогда как Партч использовал второй как часть своей 43-тоновой шкалы .
При настройке предела 11 довольно распространена недесятичная нейтральная секунда (12:11) ( ), но лежит на границе между минорной и мажорной секундой (150,6 цента). В простой интонации существует бесконечно много возможностей для интервалов, попадающих в диапазон полутона (например, упомянутые выше пифагорейские полутона), но большинство из них непрактичны.
В настройке предела 13 имеется трехдесятичная дробь. 2/3 тона ( 13:12 или 138,57 цента ) и трехдесятичный 1/3 тона ( 27:26 или 65,34 цента).
В 17 лимитированной интонации основной диатонический полутон равен 15:14 или 119,4 цента ( [19] а семеричная лимма равна 18:17 или 98,95 цента.
), а минорный диатонический полутон — 17:16 или 105,0 центов,Хотя для этих интервалов часто используются названия диатонический и хроматический , их музыкальная функция отличается от означающих полутонов. Например, 15:14 обычно пишется как расширенный унисон, действуя как хроматический аналог диатонического 16:15 . Эти различия сильно зависят от музыкального контекста, и сама интонация не особенно хорошо подходит для хроматического использования (более распространена диатоническая функция полутона).
Другие равные темпераменты
[ редактировать ]19-тоновая равнотемперация различает хроматические и диатонические полутона; в этой настройке хроматический полутон составляет одну ступень гаммы ( ), а диатонический полутон равен двум ( ). 31-тоновая равнотемперация также различает эти два интервала, которые становятся 2-й и 3-й ступенями гаммы соответственно. 53-ET еще ближе соответствует двум полутонам с 3 и 5 ступенями шкалы, тогда как 72-ET использует 4 ( ) и 7 ( ) шаги своего масштаба.
В общем, поскольку меньший полутон можно рассматривать как разницу между минорной терцией и мажорной терцией, а больший — как разницу между мажорной терцией и идеальной четвертью, системы настройки, которые точно соответствуют этим справедливым интервалам (6/5, 5/4 и 4/3) также различает два типа полутонов и точно соответствует их интервалам (25/24 и 16/15).
См. также
[ редактировать ]- 12-тональный равнотемперированный
- Список средних интервалов
- Список музыкальных интервалов
- Список интервалов шага
- Подход к хорде
- Главный второй
- Нейтральная секунда
- Пифагоров интервал
- Обычный темперамент
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Даффин, Росс В. (2008). Как равный темперамент разрушил гармонию: (и почему вас это должно волновать) (Впервые опубликовано в мягкой обложке Norton. Под ред.). Нью-Йорк: WW Нортон. п. 163. ИСБН 978-0-393-33420-3 . Проверено 28 июня 2017 г.
- ^ Халуска, Январь (2003). Математическая теория тональных систем , с. XXIV. ISBN 0-8247-4714-3 . Обертон-полутон.
- ^ Полутон , полутон , полутон , полутон и полутон по-разному используются в источниках. [1] [2] [3] [4] [5]
Аарон Копленд , Леонард Бернштейн и другие используют «полутона». [6] [7] [8] [9]
Один источник сообщает, что шаг — «в основном американский» [10] , а полутон — «в основном северо-американский». [11] - ^ Миллер, Майкл. Полное руководство идиота по теории музыки, 2-е изд . [Индианаполис, Индиана]: Альфа, 2005. ISBN 1-59257-437-8 . п. 19.
- ^ Кэпстик, Джон Уолтон (1913). Звук: Начальный учебник для школ и колледжей . Издательство Кембриджского университета.
- ^ «musictheory.net» . www.musictheory.net . Проверено 4 января 2024 г.
- ^ Уоррам, Барбара (2010). Элементарные основы музыки (2-е изд.). Миссиссога, Онтарио: Музыка Фредерика Харриса. п. 17. ISBN 978-1-55440-283-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Пол, Оскар (1885). Пособие по гармонии для использования в музыкальных школах и семинариях и для самообучения , с. 165. Теодор Бейкер , пер. Г. Ширмер.
- ^ Бенвард и Сакер (2003). Музыка: В теории и практике, Том. я , с. 54. ISBN 978-0-07-294262-0 . Конкретный пример A1 не приведен, но описан общий пример идеальных интервалов.
- ^ Костка и Пейн (2003). Тональная гармония , с. 21. ISBN 0-07-285260-7 . «Не существует такого понятия, как уменьшенный унисон».
- ^ Дэй и Пилхофер (2007). Теория музыки для чайников , с. 113. ISBN 0-7645-7838-3 . «Не существует такого понятия, как уменьшенный унисон, потому что как бы вы ни меняли унисоны на акциденции, вы прибавляете полутона к общему интервалу».
- ^ Сурмани, Эндрю ; Карен Фарнум Сурмани; Мортон Манус (2009). Основы теории музыки Альфреда: полный курс самообучения для всех музыкантов . Музыкальное издательство Альфреда. п. 135. ИСБН 978-0-7390-3635-8 . Поскольку понижение любой ноты идеального унисона фактически увеличит его размер, идеальный унисон нельзя уменьшить, а только увеличить.
- ^ Перейти обратно: а б Дальхаус, Карл , пер. Гьердинген, Роберт О. Исследования происхождения гармонической тональности . Издательство Принстонского университета: Принстон, 1990. ISBN 0-691-09135-8 .
- ^ Рашид, Рошди (редактор) (1996). Энциклопедия истории арабской науки, том 2 , стр. 588, 608. Рутледж. ISBN 0-415-12411-5 .
- ^ Герман фон Гельмгольц (1885). Об ощущениях тона как физиологической основе теории музыки , с. 454.
- ^ Бенсон, Дэйв (2006). Музыка: математическое предложение , с. 369. ISBN 0-521-85387-7 .
- ^ « [название не указано] ». Труды Лондонского королевского общества . 30 . Великобритания: Королевское общество: 531. 1880.
Оцифровано 26 февраля 2008 г.; Гарвардский университет
- ^ Перейти обратно: а б Фонвилл, Дж. (лето 1991 г.). « Расширенная справедливая интонация Бена Джонстона – руководство для переводчиков». Перспективы новой музыки . 29 (2): 106–137. дои : 10.2307/833435 . JSTOR 833435 .
... Соотношение 25/24 . ♯ — это соотношение диеза ( ) … оно поднимает ноту примерно на 70,6 цента (стр. 109)
- ^ Праут, Э. (2004). Гармония . Университетское издательство Тихоокеанского региона. п. 325. ИСБН 1-4102-1920-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Граут, Дональд Джей и Клод В. Палиска . История западной музыки, 6-е изд . Нью-Йорк: Нортон, 2001. ISBN 0-393-97527-4 .
- Хоппин, Ричард Х. Средневековая музыка . Нью-Йорк: WW Нортон, 1978. ISBN 0-393-09090-6 .