Доменико Лалли
Доменико Лалли | |
---|---|
![]() Гравюрный портрет Лалли, опубликованный в 1818 году. | |
Рожденный | Себастьяно Бьянкарди 27 марта 1679 г. |
Умер | 9 октября 1741 г. | (62 года)
Известный | Оперный либреттист |
Себастьяно Бьянкарди (27 марта 1679 г.) [ нужна ссылка ] – 9 октября 1741 г.), [ а ] известный под псевдонимом Доменико Лалли , итальянский поэт и либреттист . Среди многих либретто, которые он создал, в основном для оперных театров Венеции, были либретти для «Оттона на вилле Алессандро Скарлатти » Вивальди и «Тигран» . Член Академии дельи Аркади , он также писал под своим аркадским именем « Ортанио ». Лалли родился и вырос в Неаполе как приемный сын Фульвио Караччоло, но покинул город после того, как был замешан в банковском мошенничестве. После двух лет странствий по Италии в компании Эмануэле д'Асторга работал «домашним поэтом» в театрах семьи Гримани он поселился в Венеции в 1710 году и до конца своей карьеры . Помимо сценических произведений, Лалли опубликовал несколько томов стихов и сборник биографий королей Неаполя. Он умер в Венеции в возрасте 62 лет.
Биография
[ редактировать ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Современные описания жизни Лалли до прибытия в Венецию во многом основаны на биографии, включенной в сборник стихов, который он опубликовал в 1732 году. Биография была написана венецианским поэтом Джованни Больдини, который сотрудничал с Лалли над несколькими его либретто. [ 3 ] Дальнейшая биография Лалли Андреа Маццареллы. [ б ] был опубликован в 1818 году в «Жизнеописаниях выдающихся людей Неаполитанского королевства» .
Себастьяно Бьянкарди, как его тогда называли, родился в Неаполе в семье Катерины ( урожденной Амендолы) и Микеле Бьянкарди. Семья его отца изначально была купцами из Милана, переехавшими в Неаполь в средние века. В возрасте 11 месяцев его усыновил Фульвио Караччоло , член неаполитанской дворянской семьи и второй сын герцога Мартины. При Караччоло он получил юридическое и литературное образование и познакомился со многими выдающимися неаполитанскими интеллектуалами, такими как Джамбаттиста Вико , которые часто посещали этот дом. Его приемный отец умер в 1692 году, оставив Бьянкарди единственным наследником. В возрасте 18 лет, когда его родные и приемные родители умерли, он женился на Джустине Барони. Согласно биографии Лалли конца XVIII века, написанной Эстахио Д'Аффлитто, [ с ] она была сестрой епископа Кальви . [ 7 ] К 1700 году Бьянкарди растратил большую часть своего наследства и вместе с постоянно растущей семьей занял пост главного кассира в банке Сантиссима Аннунциата. [ 8 ] [ 9 ]
Рейс из Неаполя
[ редактировать ]В 1706 году из фондов Сантиссима Аннунциата пропала крупная сумма денег, и Бьянкарди в конечном итоге заподозрили в растрате. Оставив жену и 13 детей, он бежал из Неаполя в Рим. [ 9 ] Там он подружился с Эмануэле д'Асторга , композитором и сыном сицилийского аристократа, который использовал стихи Бьянкарди в качестве текстов для нескольких своих кантат и серенат . [ 10 ] В течение следующих двух лет Бьянкарди и д'Асторга вместе путешествовали по Италии. Оставшись без средств к существованию после того, как их ограбил слуга в Генуе, им удалось наскрести немного денег, когда д'Асторга написал либретто для импресарио тамошнего оперного театра. Затем они направились в Венецию, но, опасаясь, что их слуга все еще преследует их, сменили имена. Д'Асторга стал «Джузеппе дель Кьяро». Бьянкарди стал «Доменико Лалли», именем, под которым он был известен до конца своей карьеры и которое фигурирует в венецианских записях о его втором браке. [ 8 ] [ 11 ]
По пути в Венецию они были арестованы и заключены в тюрьму за отсутствие паспортов и выдачу себя за римлян. Они были освобождены только после того, как Лалли написал письмо губернатору Милана, в котором рассказал об ограблении, совершенном их слугой, и последующих несчастьях. Они прибыли в Венецию в 1709 году и познакомились с влиятельным поэтом и либреттистом Апостолом Дзено . Это было достигнуто тем, что д'Асторга написал Зенону фальшивое письмо, якобы от барона д'Асторга из Палермо, и рекомендовал ему двух молодых людей, нуждающихся в покровительстве, - «Джузеппе дель Кьяро, маэстро ди капелла » и «Доменико Лалли, профессор литературы и лютнист». Затем Лалли и д'Асторга провели некоторое время в Мантуе под своими новыми именами, но продолжали постоянно опасаться, что посетители из Рима узнают их. Д'Асторга уехал в Барселону, когда ему предложили должность при дворе Карла III , а Лалли вернулся в Венецию. [ 8 ] [ 11 ]

Венецианская карьера
[ редактировать ]Согласно биографии Лалли, написанной Маццареллой в 1818 году, по возвращении в Венецию он прочитал Зенону некоторые из своих стихов и спросил его мнение. Зенон признал стихи, которые были опубликованы несколькими годами ранее в Неаполе, и сказал, что, хотя поэзия и заслуживает внимания, Лалли был либо плагиатором, либо на самом деле был Себастьяно Бьянкарди. В этот момент Лалли раскрыл Зенону свою истинную личность и признался в причине, по которой он покинул Неаполь. Зенон взял его под свое крыло и познакомил с семьей Гримани , которая наняла Лалли для помощи в управлении их театрами ( Театро Сан-Самуэле и Театро Сан-Джованни Грисостомо ), а также для переделки старых либретто для новых постановок. [ 1 ] [ 8 ]
В конце концов он стал «домашним поэтом» Гримани. Музыковед и историк Райнхард Штром описал роль Лалли в венецианских театрах, особенно в театрах семьи Гримани, как «находчивого поэта и хакера, театрального менеджера и карьериста». По словам Строма, он оказался особенно полезным, получив последние либретти, написанные Метастазио для Рима, немного отредактировав их и поставив их другому композитору для конкурирующей постановки в Венеции. В одном случае ему удалось сделать это еще до римской премьеры. » Метастазио Официальная премьера «Эцио состоялась в Риме 26 декабря 1728 года на музыку Пьетро Аулетты . Однако премьера Николы Порпоры состоялась в Театре Сан-Джованни Гризостомо месяцем ранее. слегка измененного либретто [ 9 ] Венецианская версия содержала посвящение, написанное Лалли графу Гарраху , австрийскому наместнику Неаполя. [ 12 ]
Первое оригинальное либретто оперы Лалли, L'amor tirannico («Тираническая любовь»), было исполнено на музыку Франческо Гаспарини в 1710 году в театре Сан-Кассиано в Венеции. «L'amor tirranico» имела значительный успех и также была исполнена в Милане в 1713 году и снова в Венеции в 1722 году. Его комическая опера «Элиза» на музыку Джованни Марии Руджери последовала в 1711 году. По словам Джованни Карло Бонлини, это была первая опера-буффа, поставленная представлен в Венеции. [ 13 ] [ д ] В последующие годы он написал либретти для многочисленных серий опер , в том числе как минимум для пяти опер Вивальди . [ и ] три у Альбинони и два у Алессандро Скарлатти . Написав в 1811 году Пьетро Наполи-Синьорелли [ ж ] описал Тиграна , первое либретто, которое Лалли написал для Скарлатти, как «полное странностей и фантазий» и демонстрирующее «большую изобретательность в своем дизайне». [ 8 ] Лалли установил очень хорошие связи с деятелями интеллектуальной и театральной жизни Венеции, а также с аристократами, покровительствовавшими ее театрам. Зенон в шутку называл собрания в доме Лалли «Accademia Lalliana» (« Академия Лаллиана »). [ 8 ] Лалли также был членом настоящей академии, Академии дельи Аркади . Символ академической свирели появляется на титульных страницах некоторых из его опубликованных стихов, а два его интермецци ( La cantatrice и Il tropotipo ) были опубликованы под его аркадским именем «Ортанио».
В 1723 году, помимо работы в венецианских театрах, Лалли стал придворным поэтом Максимилиана Эмануэля, курфюрста Баварии , а затем его сына Карла Альберта . [ 17 ] Он написал множество стихов и несколько либретто для королевских торжеств в Баварии, в том числе «I veri amici» на музыку Альбинони для свадебных торжеств Карла Альберта и Марии Амалии Австрийской в 1722 году. переработанная версия. [ 9 ] Он также работал с Антонио Кальдарой , который был маэстро ди капелла принца -архиепископа Зальцбургского , написав либретти для двух опер Кальдары, представленных там в придворном театре. Помимо либретто, Лалли также публиковал в Венеции стихи и прозу под своим настоящим именем. Он выпустил сборник из двадцати сонетов, восхваляющих Франческо дель Джудиче в 1715 году, и два тома своих сборников стихов «Rime di Bastian Biancardi» и «Rime berniesche di Bastian Biancardi» в 1732 году. Большая часть произведений в сборниках 1732 года была новой, но они также включал несколько стихотворений, ранее опубликованных в Неаполе, в том числе стихотворение о смерти его приемного отца Фульвио Караччоло. [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] итальянский перевод Лалли « Руссе де Мисси Истории России во времена правления Екатерины Великой» , «Воспоминания о царствовании Екатерины Императрицы и Государыни Всероссийской» В 1730 году вышел .
Последние годы
[ редактировать ]
К середине 1730-х годов карьера Лалли как либреттиста пошла на убыль, и в конечном итоге его сменил Гольдони на посту директора театров Гримани. После смерти первой жены он женился на венецианке Барбаре Пазини, которая подарила ему еще много детей, которых нужно было содержать. Он зарабатывал на жизнь написанием посвящений прославленным меценатам театра на переработанных либретто, выпустил сборники библейских пословиц и притч, переведенных в стихи, и с помощью своего близкого друга и товарища по неаполитанскому изгнанию Пьетро Джанноне написал сборник биографий театральных деятелей. королей Неаполя , которую он опубликовал в 1737 году. Современник Гольдони, Гаспаро Гоцци , посетовал, что Финансовое затруднительное положение Лалли было обычным явлением для тех, кто работал в сфере искусства в Венеции 18-го века, и они описывали его как человека, «который родился богатым, а умер поэтом». [ 21 ] Сам Лалли упомянул об этих проблемах в нескольких стихотворениях в своем романе «Rime berniesche» 1732 года . [ 3 ]
Восстановление короля Бурбонов Карла VII на престоле Неаполя в 1735 году вселило в Лалли надежду на возможность вернуться в родной город. В 1738 году он написал либретто для «Партенопе нелль'Адриа» , серенаты, сочиненной Игнацио Фиорилло, посвященной браку Карла и Марии Амалии Саксонской , и описал себя на титульном листе как «fedelissimo vassallo» короля («самый верный вассал »). В следующем году он опубликовал продолжение своей биографии королей Неаполя, сосредоточив внимание на «gloriosa persona di Don Carlo di Borbone» («славная фигура дона Карла Бурбона»). Он неоднократно обращался к королю с просьбой о королевском помиловании, позволяющем ему вернуться в Неаполь, но безуспешно. Лалли умер в нищете в Венеции в возрасте 62 лет и был похоронен в церкви Санта-Мария-Формоза . [ 1 ] [ 8 ]
Буклеты
[ редактировать ]По словам Рейнхарда Штрома, Лалли можно отнести как минимум 22 оригинальных или значительно переработанных либретто опер. [ 9 ] За исключением его комической оперы «Элиза» 1711 года и четырех комических интермецци , остальные приписываемые ему оперные либретто относятся к жанрам оперы-серии и драмы на музыку . Лалли также написал тексты и либретти для нескольких музыкальных произведений в других жанрах: кантаты , серенаты и azioni Sacri (сценические произведения на религиозные темы и предшественники ораторий ) .

Атрибуция некоторых оперных либретто Лалли осложняется тем фактом, что с 1728 года он часто сотрудничал с Джованни Больдини. В некоторых случаях либретти указаны как совместно написанные. В других случаях существуют разногласия относительно того, был ли автором Лалли или Болдини, например, либретто к «Иссипиле», поставленное Джованни Порта в 1732 году, и либретто к «Артазерсу», поставленное Адольфом Хассе в 1730 году. [ 13 ] Некоторые либретти Лалли и/или Болдини были в первую очередь переработками либретто других авторов, хотя текст был сильно изменен, как это было в случае с «Артасерсом» Хассе 1730 года , основанным на либретто Метастазио . [ 22 ] Собственные либретти Лалли часто в большей или меньшей степени переделывались другими либреттистами, в том числе его « Amor tirranico», первоначально поставленная Франческо Гаспарини в 1710 году и переработанная с небольшими изменениями Николой Хаймом » Генделя для «Радамисто . [ 23 ] Другие были созданы несколькими композиторами под разными названиями. Его либретто «Большой Могол » было написано пятью разными композиторами (включая Вивальди) между 1714 и 1733 годами. [ 24 ]
Опера
[ редактировать ]- L'amor tirranico , музыка, приписываемая Франческо Гаспарини , Театр Сан-Кассиано , Венеция, 1710 г. [ 13 ]
- Элиза , музыка, приписываемая Джованни Марии Руджери , Театр Сант-Анджело , Венеция, 1711 г. [ 13 ]
- «Оттон на вилле» , музыка Антонио Вивальди , Театр делле Грацие, Виченца , 1713 г. [ 25 ]
- Великий Могол , музыка Франческо Манчини , Театр Сан-Бартоломео , Неаполь, декабрь 1713 года. [ 26 ] [ 27 ]
- Переустановлен как Аргиппо Джованни Порта , Театр Сан-Кассиано, Венеция, осень 1717 года. [ 24 ] [ 28 ]
- Либретто в редакции Клаудио Никола Стампы, поставленное Вивальди в роли Аргиппо , RV 697-A , Theater am Kärntnertor , Вена, 1730 г. (музыка утеряна). [ 29 ]
- Вариант предыдущего либретто «Аргиппо» , RV 697-B , поставленного Вивальди, Театр Спорка, Прага , осень 1730 года (музыка утеряна). [ 24 ] [ 29 ] [ 30 ]
- Пастиччио , Аргиппо , Р.В. Ань. 137 : Сохранилась обработка Вивальди части текста на основе либретто Лалли. [ 29 ]
- Писистрат , музыка Леонардо Лео , Театр Святого Варфоломея, Неаполь, [ г ]
- Тигран , музыка Алессандро Скарлатти , Театр Сан-Бартоломео, Неаполь, 1715 год. [ 10 ]
- Любовь неизвестного сына , музыка Томазо Альбинони , Театр Сан-Анджело, Венеция, 1716 г. [ 13 ]
- Арсильда, королева Понто , музыка Антонио Вивальди, Театр Сан-Анджело, Венеция, 1716 г. [ 13 ]
- Фарначе , музыка Карло Франческо Поллароло , Театр Сан-Кассиано, Венеция, 1718 г. [ 13 ]
- «Ламано» , музыка Микеланджело Гаспарини , Театр Святого Джованни Златоуста , Венеция, [ 13 ]
- Il Cambyse , музыка Алессандро Скарлатти, Театр Сан-Бартоломео, Неаполь, 1719 г. [ 8 ]
- «Кандис, или Пусть они будут верными друзьями» , музыка Антонио Вивальди, придворный театр, Мантуя, 1720 г. [ 31 ]
- Филипп, король Македонии , музыка Антонио Вивальди, Театр Сант-Анджело, Венеция, 1720 г. [ 13 ]
- Эксцессы неверности , музыка Антонио Кальдара , придворный театр, Зальцбург , 1720 г. [ 32 ]
- «Иль Фарасмане» , музыка Джузеппе Марии Орландини , Театр Формальяри, Болонья , 1720 г. [ 33 ]
- Эксцессы ревности , музыка Томазо Альбинони, Театр Сант-Анджело, Венеция, 1722 г. [ 13 ]
- I veri amici , музыка Томазо Альбинони, придворный театр, Мюнхен, 1722 г. (по заказу для свадебных торжеств Карла Альберта Баварского и Марии Амалии Австрийской ) [ 9 ]
- Камаиде, император Китая , музыка Антонио Кальдара, придворный театр, Зальцбург, 1722 г. (Лалли также написал к этому спектаклю два комических интермецци: «Маркезина Нанчинская» и «Граф Пелузио» .) [ 34 ]
- Дамиро и Питиа , музыка Николы Порпоры , придворный театр, Мюнхен, 1724 г. (по заказу в честь именин Максимилиана Эмануэля, курфюрста Баварии ) [ 35 ]
- «Мариана» , музыка Джованни Порта, Театр Сант-Анджело, Венеция, 1725 г. [ 36 ]
- «Улисс» , музыка Джованни Порта, Театр Сант-Анджело, Венеция, 1725 г. [ 36 ]
- Именео в Афинах , музыка Николы Порпоры, Театр Сан-Самуэле , Венеция, 1726 г. [ 9 ]
- Турия Лукреция , музыка Антонио Поллароло , Театр Сант-Анджело, Венеция, 1725 г. [ 36 ]
- L'Epaminonda , музыка Пьетро Торри , придворный театр, Мюнхен, 1727 г. (по заказу в честь рождения Максимилиана Иосифа Баварского ) [ 37 ]
- Никомед , музыка Пьетро Торри, придворный театр, Мюнхен, 1728 г. (по заказу в честь прибытия пфальцграфа Франциска Людовика Нойбургского в Мюнхен) [ 37 ]
- Эдиппо , музыка Пьетро Торри, придворный театр, Мюнхен, 1729 г. (по заказу в честь дня рождения Марии Амалии) [ 37 ]
- Арджине , музыка Леонардо Лео, Театр Сан-Джованни Гризостомо , Венеция, 1728 г. (опера оказалась очень популярной и исполнялась на протяжении всего карнавального сезона. Лео написал к ней новую постановку для исполнения в Неаполе в 1731 г.). [ 35 ]
- Il Tamese , музыка Франческо Фео , Театр Сан-Бартоломео, Неаполь, 1729 г. (в исполнении трехчастного драматического интермеццо Il vedovo , также Лалли) [ 38 ]
- Далиса (по Николо Минато ), музыка Иоганна Адольфа Хассе , Театр Сан-Самуэле, Венеция, 1730 г. [ 35 ]
Другие жанры
[ редактировать ]
- Калисто ин орса ( серената для четырех голосов), композитор неизвестен, Венеция, 1714 г. [ 39 ]
- Scherza di fronda ( кантата ), музыка Антонио Вивальди , Венеция, около 1721 года. [ 40 ]
- La senna festeggiante (серената для трех голосов), музыка Антонио Вивальди, Венеция, 1726 г. (По мнению вивальдиоведа Майкла Талбота, контекст исполнения неясен — то ли в честь именин короля Франции в августе, то ли прибытие в Венецию французского посла Жака-Венсан Ланге в ноябре.) [ 15 ]
- Иль портрет героя (кантата для пяти голосов), музыка Джованни Порта , Венеция, 1726 (исполняется в честь возвращения в Венецию кардинала Пьетро Оттобони ) [ 41 ]
- «Ла Фениче» (кантата для трех голосов), музыка Джованни Баттиста Костанци , Венеция, 1726 г. [ 42 ]
- L'Abramo ( священное действие ), неизвестный композитор, Венеция, 1733 г. [ 43 ]
- Первородный грех (священное действие), композитор неизвестен, Венеция, 1736 г. [ 8 ]
- Партенопа нелль Адрия (серената), музыка Игнацио Фиорилло , Венеция, 1738 (исполняется в честь свадьбы Карла VII с Марией Амалией Саксонской , по заказу посла Королевства Обеих Сицилий .) [ 44 ]
- Л'Абель (священное действие), неизвестный композитор, Венеция, 1738 г. [ 8 ]
- Decreto del Fato (серената для 4 голосов), музыка Доменико Паради , посольство Испании, Венеция, 1740 г. (исполняется в честь свадьбы принца Испании Филиппа ) [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Имя Лалли при рождении «Себастьяно» иногда переводится в неаполитанской форме «Бастиано» или «Бастиан». По крайней мере, в одном источнике XIX века его полное имя при рождении указано как «Никкола Себастьяно Бьянкарди». В сборнике его стихов, опубликованном во Флоренции в 1708 году, его имя - «Никколо Бастиано Бьянкарди». [ 1 ] [ 2 ]
- ↑ Томмазо Андреа Маццарелла (1764–1823) был итальянским поэтом и юристом, действовавшим в недолговечной Партенопейской республике , что привело к его изгнанию из Неаполя между 1799 и 1804 годами. [ 4 ]
- ^ Эстахио Д'Аффлитто (1742–1787) был неаполитанским профессором истории и членом Доминиканского ордена . Его биография Бьянкарди/Лалли, опубликованная в «Memorie degli scrittori del Regno di Napoli», также содержит информацию, предоставленную одним из его сыновей, Доменико Бьянкарди, который в 1784 году был комендантом армии. Неясно, был ли это сын Лалли от первого или второго брака. [ 5 ] [ 6 ]
- ↑ Джованни Карло Бонлини (1673–1731) был венецианским литературным деятелем, чья книга «Слава поэзии и музыки», содержащаяся в точных новостях Театра города Венеции, представляла собой аннотированный хронологический список всех опер, исполненных в Венеции между 1637 и 1730 годами. [ 14 ]
- ↑ Из-за проблем с атрибуцией точное число неясно. Лалли, возможно, написал (или стал соавтором) целых семь либретто, поставленных Вивальди. [ 15 ]
- ^ Пьетро Наполи-Синьорелли (1731–1815) был неаполитанским литературным деятелем и критиком. Среди его работ была «Vicende della coltura nelle Due Sicilie» , пятитомная история культуры Королевства Обеих Сицилий . [ 16 ]
- ↑ По словам Строма, либретто Писистрато было впервые напечатано в Венеции в 1711 году для спектакля в Театре аль Доло, композитор неизвестен. [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Маццарелла, Андреа (1818). «Бастиано Бьянкарди» . Биографии выдающихся людей Неаполитанского королевства . Том 5, с. 37–40. Никола Джерваси (на итальянском языке)
- ^ Бьянкарди, Себастьяно (1708). На королевской высоте Козимо III, великий герцог Тосканы. Стихи Никколо Бастиано Бьянкарди . Винченцио Вангелисти (на итальянском языке)
- ^ Jump up to: а б Тавацци, Валерия (2014). Карло Гольдони из Сан-Самуэле в «Комический театр» , стр. 49–81. Издательство Университета Академии (на итальянском языке)
- ^ Миньери-Риччо, Камилло (1844). Исторические воспоминания писателей, родившихся в Неаполитанском королевстве , с. 212. Акилла (на итальянском языке)
- ^ Николини, Фаусто (1932/1992). Юность Джамбаттисты Вико , с. 140. Мельница (на итальянском языке)
- ^ Кассани, Чинция (1985). «Д'Аффлитто, Эсташио» . Биографический словарь итальянцев , том 31. Интернет-версия получена 25 марта 2015 г. (на итальянском языке).
- ^ Д'Аффлитто, Евстахио (1794). «Бьянкарди (Себастьяно)» . Мемуары писателей Неаполитанского королевства , Том, 2, с. 118–125. Стамперия Симониана (на итальянском языке)
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Биографический словарь итальянцев (1968). «Бьянкарди, Себастьяно» . Том 10. Треккани. Онлайн-версия получена 15 марта 2015 г. (на итальянском языке) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Стром, Рейнхард (1995). «Неаполитанцы в Венеции» Яна Фенлона и др. (ред.) Con Che Soavità: Исследования итальянской оперы, песни и танца, 1580–1740 , стр. 255–257, 269. Oxford University Press.
- ^ Jump up to: а б Сэди, Джули Энн (1998). Companion to Baroque Music , стр. 78, 487. University of California Press.
- ^ Jump up to: а б Больдини, Джованни (1732). «Сборник жизни г-на Бастиана Бьянкарди Неаполитанина, известного как Доменико Лалли» в Rime di Bastian Biancardi . Джузеппе Ловиса
- ^ Национальная библиотечная служба (каталог Венеции). Документ VEA1176146T: Эцио: Драма Per Musica . Проверено 23 марта 2015 г. (на итальянском языке) .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Селфридж-Филд, Элеонора (2007). Новая хронология венецианской оперы и родственных жанров, 1660–1760 , стр. 298, 306, 324, 328, 334, 338, 343, 433, 615. Издательство Стэнфордского университета.
- ^ Писцителли Гоннелли, Джованна (1971). «Бонлини, Джованни Карло» . Биографический словарь итальянцев , Том 12. Треккани. Онлайн-версия получена 15 марта 2015 г. (на итальянском языке) .
- ^ Jump up to: а б Талбот, Майкл (2011). Компендиум Вивальди , стр. 104–106, 165, 231–232. Бойделл Пресс
- ^ Гиллио, Пьер Джузеппе (2012). «Неаполь Синьорелли. Пьетро» . Биографический словарь итальянцев , Том 77. Треккани. Онлайн-версия получена 20 марта 2015 г. (на итальянском языке) .
- ^ Уоррен, FM (май 1888 г.). «Итальянская литература в Баварии» . Заметки по современному языку , стр. 282–284.
- ^ Бьянкарди, Себастьяно (1732). Стихи неаполитанца Бастиана Бьянкарди назвали Доменико Лалли среди Аркади Ортанио. С жизнью автора . Джузеппе Ловиса (на итальянском языке)
- ^ Бьянкарди, Себастьяно (1732). Бернские рифмы Бастиана Бьянкарди, неаполитанца по имени Доменико Лалли среди Аркади Ортанио . Джузеппе Ловиса (на итальянском языке)
- ^ Бьянкарди, Себастьяно (1715). Сонеты в честь выдающегося деятеля. и преподобный. Сэр Д. Франческо Джудиче (на итальянском языке)
- ^ Монье, Филипп (1910). Венеция в восемнадцатом веке , с. 77. Чатто и Виндус
- ^ Ханселл, Свен (2001). «Artaserse (ii) . Grove Music Online . Проверено 14 марта 2015 г. (для полного текста требуется подписка).
- ^ Паркер, Мэри Энн (2005). Г. Ф. Гендель: Руководство к исследованию . п. 159. Рутледж
- ^ Jump up to: а б с Фриман, Дэниел Э. (1992). Оперный театр графа Франца Антона фон Спорка в Праге Стуйвесант, штат Нью-Йорк: Pendragon Press. ISBN 0945193173 , с. 166
- ^ Стром, Рейнхард (1985). Очерки Генделя и итальянской оперы , с. 141. Издательство Кембриджского университета.
- ^ Великий Могол: музыкальная драма / Доменико Лалли; будет исполнен в Театре С. Бартоломео 26 декабря 1713 года; посвящен беспримерному величию Его Превосходительства. лорд граф Виррико Даунский, наместник и генерал-капитан Неаполитанского королевства и т. д. на сайте Трове .
- ^ Карло Антонио де Роза, маркиз Вильяроса (1840). Мемуары композиторов Неаполитанского королевства: Собрание маркиза Вильяросы . Неаполь: Королевская типография, с. 110 .
- ^ Талбот 2011 , с. 92 .
- ^ Jump up to: а б с Талбот 2011 , с. 25 .
- ^ Фриман, Дэниел Э. (1995). «Антонио Вивальди и театр Спорка в Праге», стр. 117–140 в книге «Яначек и чешская музыка: материалы Международной конференции» (Сент-Луис, 1988) . Пендрагон Пресс. ISBN 094519336X , стр. 122 , 129 .
- ^ Колас, Дэмиен и Ди Профио, Алессандро (2009). От одной сцены к другой , Том 2, с. 104–106. Издания Мардага
- ^ Киркендейл, У. (1972). «Кальдара, Антонио» . Биографический словарь итальянцев , Том 16. Треккани. Онлайн-версия получена 24 марта 2015 г. (на итальянском языке) .
- ^ Джунтини, Франческо (2013). «Орландини, Джузеппе Мария» . Биографический словарь итальянцев , Том 79. Треккани. Онлайн-версия получена 24 марта 2015 г. (на итальянском языке) .
- ^ Уорд, Адриенн (2010). Пагоды в игре: Китай на сцене итальянской оперы восемнадцатого века , стр. 90–95. Издательство Бакнеллского университета
- ^ Jump up to: а б с Стром, Рейнхард (1997). Dramma Per Musica: итальянская оперная серия восемнадцатого века , стр. 76, 79. Издательство Йельского университета.
- ^ Jump up to: а б с Талбот, Майкл (2002). Музыкальный бизнес , с. 55. Издательство Ливерпульского университета.
- ^ Jump up to: а б с Бассо, Альберто (1996). Музыка на сцене , Том 3, с. 40. УТЭТ
- ^ Национальная библиотечная служба (центральный каталог). Документ MUS\0288844: Тамезе . Проверено 25 марта 2015 г. (на итальянском языке) .
- ^ Национальная библиотечная служба (центральный каталог). Документ MUS\0323439: Калисто в медведице . Проверено 25 марта 2015 г. (на итальянском языке) .
- ^ Талбот, Майкл (2006). Камерные кантаты Антонио Вивальди , с. 72. Бойделл Пресс
- ^ Маркстрем, Курт Свен (2007). Оперы Леонардо Винчи, «Наполетано» , с. 257. Пендрагон Пресс
- ^ Лоприоре, Мария (1984). «Костанци, Иоанн Креститель» . Биографический словарь итальянцев , Том 30. Треккани. Онлайн-версия получена 25 марта 2015 г. (на итальянском языке) .
- ^ Национальная библиотечная служба (центральный каталог). Документ MILE\054292: Авраам . Проверено 25 марта 2015 г. (на итальянском языке) .
- ^ Исман, Фабио (ред.) (2010). Venzialtrove: Альманах присутствия Венеции в мире , с. 20. Венецианский фонд. Проверено 25 марта 2015 г. (на итальянском языке) .
Источники
[ редактировать ]- Талбот, Майкл (2011). "Словарь". Компендиум Вивальди . Бойделл Пресс. стр. 17–200. ISBN 9781843836704 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бриззи, Бруно (1980). «Доменико Лалли, либреттист Вивальди?». Вивальди Венецианская Европа , с. 183–204. Лео С. Ольшки. ОСЛК 490153057
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Объединенный список произведений Доменико Лалли и Себастьяно Бьянкарди, хранящихся в итальянских библиотеках (с аннотациями)
СМИ, связанные с Доменико Лалли , на Викискладе?