Дэвид Морган (якобит)
Дэвид Морган из Пенигрейга (ок. 1695 – 30 июля 1746) был валлийским юристом и якобитом , или сторонником притязаний изгнанного Дома Стюартов на британский престол.
Морган был известен как один из немногих валлийцев, присоединившихся к восстанию якобитов в 1745 году , во время которого он некоторое время служил в лорда Элчо «лейб-гвардии» и помогал формировать Манчестерский полк . Не желая отступать в Шотландию вместе с остальной частью якобитской армии , он был арестован правительством недалеко от Стоуна, Стаффордшир , предан суду и казнен в июле 1746 года.
Жизнь
[ редактировать ]Морган родился около 1695 года, вероятно, в Гламорганшире . [1] Его семья принадлежала к мелкому дворянскому сословию, но считалась довольно хорошо связанной; его отец, Томас Морган, был вторым сыном землевладельца Уильяма Моргана из Коед-и-Горса , а его мать Дороти была внучкой баронета сэра Эдмунда Стрэдлинга . [1] По материнской линии Морган приходился двоюродным братом адмиралу Томасу Мэтьюзу . [2]
Подробности ранней жизни Моргана неясны; он учился в Крайст-Черч в Оксфорде, но не окончил его. Он получил юридическое образование и был призван в коллегию адвокатов в 1721 году в Миддл-Темпле , но, хотя, как говорят, он был хорошо известен в Вестминстере, он, похоже, провел большую часть своего времени в поместье своего отца Пенигрейг, недалеко от современного Эдвардсвилля, Мертир. Тайдфил . [2] Хотя некоторые из его сохранившихся стихов позволяют предположить, что он активно практиковал в качестве адвоката в округе Уэльса, позже он утверждал, что «никогда не претендовал на большие знания в этом отношении». [1] Возможно, он какое-то время прослужил офицером британской армии; на суде он заявил, что «служил короне Англии в двух кампаниях с некоторой репутацией». Большая часть его доходов, судя по всему, поступает от ценной арендованной собственности в Шордиче , которую он приобрел в результате брака. [3]
В начале 18 века ряд валлийских дворян продолжали поддерживать притязания изгнанных Стюартов. Самым высокопоставленным валлийским якобитом был влиятельный землевладелец-консерватор и член парламента сэр Уоткин Уильямс-Винн, третий баронет ; Винн заявил о своей поддержке реставрации Стюартов при условии, что она будет поддержана французской военной поддержкой. Его политический клуб «Цикл Белой розы» был центром деятельности якобитов в Северном Уэльсе; аналогичную роль в Южном Уэльсе исполняли «морские сержанты» во главе с сэром Джоном Филиппсом .
Сам Морган был другом и Винна, и Филиппса: он был тесно связан с кругом герцога Бофорта , еще одного тори, питавшего симпатии к якобитам, и был видным членом «Независимых выборщиков Вестминстера», проякобитского лондонского клуба. . [1] Он опубликовал несколько стихотворений на якобитские темы, в частности «Деревенский бард» (1739).
1745 г. Восстание
[ редактировать ]Когда наследник Стюартов Чарльз Эдвард Стюарт высадился в Шотландии в конце июля 1745 года, он частично полагался на французскую разведку 1743 года, которая предполагала, что он найдет сильную поддержку в Уэльсе. [4] Хотя есть свидетельства некоторой скрытой поддержки в 1745 году, большинство валлийских дворян-тори были в ужасе от поворота событий, который, казалось, предвещал кровавую гражданскую войну, а не реставрацию Стюартов на тех условиях, на которые они надеялись. [5] Рассматривая Восстание прежде всего как шотландский внутренний конфликт, они считали, что Чарльз присоединился к «чужеродным и варварским горцам, а не [...] к британской политической фракции». [5] Хотя Винн подвергался пристальному вниманию со стороны правительства, он всего лишь отправил якобитам двусмысленные словесные послания поддержки; В действительности Морган вместе с католиком Уильямом Воаном из Кортфилда и его братом Ричардом был одним из немногих валлийцев из класса собственников, присоединившихся к Восстанию.
Собственные мотивы вступления Моргана, похоже, были, по крайней мере частично, идеологическими. [4] хотя позже он признался в письме, что, возможно, не вмешался бы, если бы его «личные дела были [ему] больше по душе». Его сохранившиеся стихи и другие произведения сосредоточены на основных темах Высших Тори, таких как неоспоримые династические права, нападки «страны» на высокие налоги и постоянную армию, в то время как, как и многие другие высокопоставленные якобиты, он был членом «Высшей церкви» , не причиняющим вреда англиканцам . [4]
По традиции Морган должен был услышать известие о высадке Чарльза через членов «Морских сержантов» Филиппа. Он покинул Пенигрейг в начале ноября и поехал в Спетчли-Парк , Вустершир , где встретил Уильяма Воана; под прикрытием перестрелки они отправились в северную Англию и вместе с Фрэнсисом Таунли , католиком из Ланкашира, 27 ноября встретили наступающую якобитскую армию возле Престона. [6] В Манчестере около 200 английских якобитских добровольцев были сформированы в Манчестерский полк; в то время как англиканство Моргана и связи с Бофортом сделали его политически целесообразным кандидатом на пост полковника, эта должность была отдана Таунли. [7] Вместо этого Морган был назначен капитаном и получил ответственность за подбор младших офицеров полка. [8] Его также иногда описывают как назначенного «советником» или юрисконсультом Чарльза, но он отрицал это на суде и, похоже, выполнял чисто военную службу. Одной из его основных обязанностей была организация поиска якобитами оружия. [1]
Вопреки заверениям Чарльза, очень немногие английские новобранцы присоединились к маршу к Лондону , и в Дерби 5 декабря Якобитский военный совет подавляющим большинством голосов проголосовал за возвращение и укрепление своих позиций в Шотландии. Они обсудили и отклонили вариант направления в Уэльс: Винну было отправлено еще одно сообщение, поскольку считалось, что пропагандистская ценность его присоединения будет высокой, даже если он не приведет с собой новобранцев, но посланник был перехвачен. [9] Как и сам Чарльз, Морган чувствовал, что решение Совета уничтожило их лучшие шансы на успех: он сказал сэру Джону Макдональду , что «все потеряно», и сказал Воану, что «лучше его повесят, чем отправятся в Шотландию умирать с голоду». [10] Пока Воан оставался, Морган вечером 7 декабря покинул армию в Эшборне и направился на юг с проводником; он был арестован правительственными войсками недалеко от Стоуна, Стаффордшир. [9] [11]
Якобиты продолжили путь на север, к Карлайлу , где Таунли и большая часть Манчестерского полка остались в качестве гарнизона; после непродолжительной осады они сдались правительственной армии Камберленда 30 декабря . Воган продолжил путь на север с основными силами якобитов: после того, как Восстание закончилось в Каллодене в апреле 1746 года, он бежал из страны.
Суд и казнь
[ редактировать ]Содержавшийся в тюрьме Ньюгейт вместе с другими высокопоставленными якобитами, Морган в конце концов предстал перед судом 18 июля 1746 года; несмотря на «длительную и изобретательную защиту», он был признан виновным в государственной измене и приговорен к повешению, выдергиванию и четвертованию . [12]
Он был казнен 30 июля в Кеннингтон-Коммон вместе с Таунли и несколькими другими офицерами Манчестерского полка. Моргана, казалось, не беспокоила его судьба: в некоторых источниках отмечалось, что он гневно жаловался на кофе, который подавал заключенным незадолго до казни. У эшафота он около тридцати минут возглавил молитву остальных и раздал копии своей предсмертной речи. Как и в случае с Таунли, речь Моргана без извинений подтвердила идеалы «сельской партии» или «патриота», нападая на «неблагодарную алчность» ганноверцев и называя их иностранными узурпаторами, утверждая, что «законный король - это отец-кормилица, который защитит нас». [13] После казни его останки, вероятно, были похоронены на кладбище при больнице для подкидышей , ныне Сады Святого Георгия, Блумсбери .
Наследие
[ редактировать ]В то время как Винн продолжал свою тайную деятельность, а клубы валлийских якобитов сохранялись до 19 века, смерть Моргана и бездействие валлийских тори фактически ознаменовали конец валлийского якобитизма. [5] Тем не менее, как и Таунли, Морган на какое-то время стал фигурой вдохновения для якобитов в других частях Британии; его казнь вдохнула новую жизнь в Независимых выборщиков Вестминстера, членом которых он был, и способствовала росту активности якобитов после 1745 года. [14]
Воспоминания о таких фигурах, как Морган и Дэвид Дженкинс, повлияли на более поздних историков, которые предположили, что сельская валлийская знать была ультрароялистами или «фанатическими тори», хотя эта точка зрения была в значительной степени «мифом». [15] Морган также вызвал некоторый интерес со стороны валлийских националистов-кельтикистов из Симру Фидда : в 1901 году журнал « Молодой Уэльс » опубликовал стихотворение У. Ллевелина Уильямса , в котором Морган, ожидая казни, оплакивает предательство своего дела Винном и другими валлийскими дворянами по отношению к «позор [] / Нашей доблестной страны». Другой писатель-националист, Артур Оуэн Воган или «Оуэн Роскомил», использовал историю Моргана как основу для исторического романа 1897 года « За белую розу Арно» .
Семья
[ редактировать ]Морган был женат; Сообщается, что его жена регулярно навещала его во время его заключения. У них была по крайней мере одна дочь, Мэри, которая позже унаследовала имущество Моргана и умерла незамужней до 1798 года. [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Уильямс, Д. (1959) « Морган, Дэвид Томас , «Словарь валлийской биографии»
- ^ Перейти обратно: а б Ллевеллин, Уильям. «Дэвид Морган, валлийский якобит» в «Кембрийском журнале» , 1861, стр.331.
- ^ Ллевеллин (1861) стр.332
- ^ Перейти обратно: а б с Дженкинс, Филип (2002). Становление правящего класса: Гламорганское дворянство 1640-1790 гг . Кембриджский университет. п. 173 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дженкинс (2002) стр.174
- ^ Прайс, Дж. Артур . «Боковой свет на валлийский якобитизм», Y Cymmrodor , 14 (1901), стр.144
- ^ Моно, Пол (1993). Якобитизм и английский народ, 1688-1788 гг . Кембриджский университет. стр. 331–2.
- ^ Оутс, Дж. «Манчестерский полк 1745 года» в журнале Общества армейских исторических исследований , Vol. 88, № 354 (лето 2010), стр. 131-2.
- ^ Перейти обратно: а б Томас, Питер (1998). Политика в Уэльсе восемнадцатого века . Издательство Уэльского университета. п. 145.
- ^ Ллевеллин, стр.310
- ^ Ллевеллин, стр.316
- ^ Ллевеллин, стр.317
- ^ Моно (1993) стр.336
- ^ Моно (1993) стр.340
- ^ Дженкинс (2002) стр.136
- ^ Ллевелин, стр.333