Католический комитет (Ирландия)
Католический комитет был ассоциацией графства в Ирландии конца 18-го века, которая проводила кампанию за освобождение католиков от их гражданских и политических недостатков в условиях королевства протестантского господства . После того, как их организация национального католического собрания помогла добиться отмены большинства оставшихся уголовных законов в 1793 году, комитет распался. Члены ненадолго вновь собрались в следующем году, когда новый британский вице-король выразил Уильям Фицуильям надежду на дальнейшие реформы, включая снятие сакраментального барьера для католиков, входящих в ирландский парламент . Когда они были разрушены его ранним отзывом в Лондон , многие из тех, кто был мобилизован Комитетом и Конвентом, бросили вызов своим епископам и присоединились к Объединенным ирландцам , организовавшим республиканское восстание.
Ранние годы
[ редактировать ]К середине 18 века агитация за католичество начала переходить от дворянства к растущим купеческим и профессиональным классам. сформировал Католический комитет В 1757 году Чарльз О'Конор ; Среди других участников были историк и врач Джон Карри и Томас Уайз из Уотерфорда. [1] Карпентер , будущий архиепископ пребендарий Каллена Джон Дублина . В состав Комитета вошел также
В 1760 году на собрании в таверне «Элефант» на Эссекс-стрит в Дублине Уайз представил план более постоянного католического комитета, состоящего из духовенства, знати и представителей народа. [2] Вскоре в каждом графстве Ирландии появился комитет, который обычно возглавляли купцы-католики и землевладельцы. Поддержка О'Конором первых католических комитетов с 1758 года была скопирована по всей стране, что способствовало успешной, но медленной отмене большинства ирландских уголовных законов в 1774-1793 годах.
Враждебность Лондона по отношению к католикам, никогда не столь сильная, как у ирландского господства, уменьшилась, когда после смерти Старого Самозванца в 1766 году папство признало ганноверское правопреемство . Британское правительство, в свою очередь, удовлетворило католическое мнение принятием в 1774 году Квебекского закона . Это не только гарантировало свободное исповедание католической веры в бывшей французской североамериканской провинции, но и (в прецеденте, которым воспользовались ирландские католики) исключило все упоминания о реформированной вере из присяги на верность, требуемой при вступлении в государственную должность. [3]
С самого начала между дворянством и купцами возникли разногласия относительно того, как лучше всего добиться сопоставимого освобождения от уголовных законов в Ирландии. Дворянство, которое много пострадало от штрафов и потери земель за приверженность своей религии, опасалось, что чрезмерный подход приведет только к еще большим преследованиям. Комитет действительно добился раннего успеха, организовав кампанию неплатежей и судебных оспариваний системы «квартирования», согласно которой исключительно протестантские корпорации взимали дополнительные сборы с католических купцов, торговцев и ремесленников. [4] Попытки восстановить обвинения законодательным путем были отменены лордом-лейтенантом Таунсендом . [2]
Под Кенмэром
[ редактировать ]Несмотря на этот успех, движение Комитета было парализовано фракционными спорами и практически распалось. В 1773 году Томас Браун, 4-й виконт Кенмэр, созвал собрание видных католиков в Дублине. Призывая к смягчению уголовного права, они отказались от любого намерения отменить поселение вильямитов . Вместе с Артуром Джеймсом Планкеттом, седьмым графом Фингаллом, Энтони Престоном, одиннадцатым виконтом Горманстоном и рядом старших епископов Кенмэр считал, что возмещения ущерба лучше всего достичь, сохранив доверие администрации Дублинского замка и Лондона. Кенмэр продемонстрировал свою лояльность, помогая вербовать солдат в Ирландии для борьбы за корону в американских колониях в 1770-х годах и поддерживая власти, когда они подавляли аграрный протест Уайтбоев в 1780-х годах. [5]
При поддержке таких парламентариев, как Эдмунд Бёрк , который в 1765 году опубликовал «Трактаты о папских законах» , проправительственная политика Кенмэра, казалось, принесла дивиденды: Закон о помощи католикам 1778 года был принят сначала в парламенте Великобритании, а затем, при еще большей оппозиции, в ирландский парламент. «Закон о папистах» не предоставлял свободу вероисповедания, но позволял католикам, приняв измененную присягу, которая отрекалась от светской, но не от духовной власти Папы, покупать землю и вступать в армию. [6] В 1782 году последовала еще одна мера: ирландский парламент, признав фактическое толерантное отношение к католической вере, отменил законы, которые вынуждали католических епископов покинуть королевство, и обязал тех, кто помогал на мессе, идентифицировать служащего. Кроме того, католики теперь могут владеть лошадью стоимостью более 5 фунтов и с согласия местного протестантского епископа открывать свои собственные школы. Эти небольшие уступки не дополнялись другими в течение десяти лет. [7]
Парламент Бэк-Лейн и Закон о помощи католикам 1793 года
[ редактировать ]В 1790 году его председателем стал дублинский купец Джон Кио , работавший в национальном или генеральном комитете в Дублине с 1781 года. [8] В феврале 1791 года выборы в Комитет от графств и пяти приходов Дублина привели к драматическим изменениям в его составе: представители среднего класса теперь составляют большинство и явно превосходят по численности делегатов от сельского дворянства. [9] Взволнованные новостями о революции и реформах во Франции и недовольные модерацией Комитета, в октябре около сорока членов, включая многих из нового набора, сформировали отдельное Католическое общество под руководством Теобальда Маккенны в качестве их секретаря. Они опубликовали Декларацию Католического общества Дублина, направленную на содействие единодушию среди ирландцев и устранение религиозных предрассудков , написанную Маккенной, требующую полной отмены уголовных законов как вопрос права. Декларация вызвала раскол в Католическом комитете. Подав наместнику прошение о помощи, которое большинство сочло «коварным и раболепным», [10] в декабре 1791 года 69 членов во главе с лордом Кенмэром публично вышли из состава. [11] [12]
Признавая уход более консервативной, дворянской фракции, в начале 1792 года Кио уволил Эдмунда Берка сына , Ричарда Берка , с поста помощника секретаря и при поддержке Маккенны заменил его Теобальдом Вулфом Тоном , еще одним протестантом, но известным демократом. В Дублине Тон был ведущим членом Общества объединенных ирландцев, впервые созданного в октябре 1791 года его друзьями -пресвитерианцами («диссентерами») в Белфасте, в разгар энтузиазма города по поводу Французской Декларации прав человека и ее защиты. Томас Пейн . [13]
На сессии ирландского парламента 1792 года дальнейшие петиции в пользу законопроекта о помощи католикам, внесенного по указанию Лондона для обеспечения лояльности католиков в конфронтации с новой Французской республикой , были встречены с беспрецедентным презрением. В ответ Комитет успешно организовал общенациональные выборы в национальный съезд. В отличие от уважения, которое Комитет ранее оказывал католическим дворянам и дворянству, по стандартам того времени избирательное право было в целом демократическим. Все 32 графства и пятьдесят девять городов Королевства должны были вернуть делегатов. Собрания открывают все причастники мужского пола в каждом приходе, избирают одного или двух делегатов, которые, собираясь на собрания графства, в свою очередь, выбирают до четырех человек из своего числа для участия в съезде в Дублине. Инструкции Комитета подчеркнули демократический дух этой работы: «Люди, назначенные другими, должны нести ответственность перед теми, кому они доверяют, и поэтому должны регулировать свое поведение в соответствии со стандартами общего мнения». [12]
В то же время, отвечая на стандартные возражения представителей власти против их включения в конституцию, Комитет издал Декларацию гражданских и религиозных принципов католиков. Исключая признание непогрешимости Папы и его гражданской власти, оно настаивало на том, что в Ирландии это не «нарушит» и не «ослабит» утверждение в Ирландии протестантской религии или безопасность протестантской короны. [14]
Выборы в съезд, «проведенные в огне гласности», породили «ожидание драматических перемен среди католиков на всех уровнях» и послужили стимулом для роста среди католического крестьянства, мелких лавочников и ремесленников воинствующего дефендеризма. [15] Вице-король лорд Уэстморленд призвал Лондон предоставить дополнительные войска. Замок увидел руку Объединенных ирландцев, представленных не только Тоном, но также Кио и госсекретарем Ричардом Маккормиком. [16] который последовал за Тоне в ряды «Юнайтед» в Дублине. Из 248 делегатов [12] избранные в Католический съезд, 48 человек были членами Дублинского общества объединенных ирландцев. [17]
Проводя параллели с выборами в Национальное учредительное собрание во Франции, демократические усилия также вызвали тревогу среди католических епископов. Кио жаловался на то, что «старики использовали власть, ошибочно принимая все попытки к свободе как так или иначе связанные с убийствами во Франции». [18] На открытии съезда, собравшегося в Портновском зале на Бэк-лейн, [19] В Дублине, в декабре 1792 года, Кио позаботился о том, чтобы посадить двух прелатов по обе стороны от председателей. Но петиция, окончательно одобренная и подписанная делегатами, была представлена епископам как свершившийся факт , без всякого намека на то, что их санкция была запрошена или получена. [18]
В рамках Конвенции «Юнайтед» действовали как группа давления. По предложению лисбернского торговца льном Люка Тилинга (консультируемого Сэмюэлем Нейлсоном из Белфастского объединенного ирландского общества) Конвент потребовал полной эмансипации католиков, устранения всех остающихся у них недостатков, как гражданских, так и политических. [17] Далее было решено обратиться через глав дублинского парламента и администрации замка непосредственно к королю Георгу III . [20]
Делегаты, выбранные для доставки петиции в Лондон, решили проехать через Белфаст, где сторонники пресвитерианской церкви настояли на том, чтобы вытащить лошадей из карет и вручную перетащить их через Длинный мост в город. [20] В январе 1793 года делегаты были хорошо приняты в Лондоне, и Тон сообщил о «всех причинах быть довольными» их королевской аудиенцией. [21]
В апреле Дублинский замок поддержал Генри Граттана в принятии Закона о помощи католикам . Католики были допущены к избирательному праву на тех же ограниченных условиях, что и протестанты. Они могли получить ученую степень в Тринити-колледже, стать адвокатами, служить армейскими офицерами и, что самое противоречивое, иметь возможность носить оружие.
Распад и Объединенные ирландцы
[ редактировать ]После принятия Закона о помощи 1793 года комитет проголосовал за Тону сумму в 1500 фунтов стерлингов с золотой медалью, подписался на статую короля и (как было согласовано в Лондоне) проголосовал за роспуск. [22]
В качестве последнего жеста Католический комитет опубликовал декларацию, призывающую к парламентской реформе. Хотя это вызвало недовольство правительства, это рассматривалось как плохая компенсация тем радикальным инакомыслящим на Севере, которые считали, что они многим рисковали ради продвижения дела католиков. [23] Уильям Дреннан , один из первых инициаторов организации «Объединенные ирландцы», жаловался, что у Католического комитета «на луке две струны. и доставить больше всего. [23]
Католическое мнение не было умиротворено. Уступки в соответствии с Законом о помощи были «скорее разрешительными, чем обязательными, и недавно пробудившееся протестантское господство предпочитало так часто, как и не отказываться от них». Более того, сохранение Клятвы верховенства , которая продолжает запрещать католикам доступ в парламент, судебную коллегию и высшие государственные должности, хотя все остальное было признано, казалось мелочным и «интерпретировалось недавно политизированным католическим населением как окончательное доказательство». что существующее правительство было их естественным врагом». [24]
В конце 1794 года Комитет ненадолго вновь собрался. [25] Надежда на завершение эмансипации католиков возродилась при новом наместнике . Но высказавшись за допуск католиков в парламент, в феврале 1795 года граф Уильям Фицуильям был отозван после всего лишь 6 месяцев пребывания на своем посту. Некоторые члены комитета довольствовались лоббированием католического образования: в июне 1795 года они помогли обеспечить государственное финансирование новой католической семинарии, Мейнут-колледжа . [26] Другие склонялись к Объединенным ирландцам, которые, отчаявшись в реформах, теперь попытались привлечь к себе аграрных католических защитников к республиканскому восстанию при поддержке Франции. [27] Члены комитета служили «мостом, по которому объединенные ирландцы и защитники [должны были] объединить свои силы». [15]
Кио, Ричард МакКормик [28] и Томас Брохолл (который вел переписку с теперь побежденными жирондистами в Париже) [29] колебался. Правительственный информатор Сэмюэл Тернер (сам делегат от Ньюри) сообщил в июне 1797 года, что, хотя они все еще были признаны членами «Национального комитета» собрания Объединенных ирландцев в Дублине, они не присутствовали. [30] Встревоженный жестоким и антиклерикальным поворотом событий во Франции, Маккенна вышел из общества уже в 1793 году. [11]
Для многих ветеранов Католического комитета проблема революционного насилия достигла апогея в апреле 1794 года с арестом преподобного Уильяма Джексона . Агент французского комитета общественной безопасности , Джексон встречался с Тоном в тюремной камере Арчибальда Гамильтона Роуэна , отбывавшего тогда срок за распространение среди крамольного призыва Дреннана добровольцев . Томас Трой, католический архиепископ Дублина и папский легат , воспользовался случаем, чтобы пригрозить отлучением от церкви любого католика, сдавшего экзамен Объединенной Ирландии , и предостеречь свою паству от «завораживающих иллюзий» французских принципов. [27]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Карпентер (1770-1786). Архивировано 28 мая 2015 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Маккаффри, Джеймс. История католической церкви в девятнадцатом веке (1789-1908) , М. Х. Гилл, 1910, с. 105 В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Стэнбридж, Карен (2003). «Квебек и Закон о помощи ирландским католикам 1778 года: институциональный подход» . Журнал исторической социологии . 16 (3): 375–404. дои : 10.1111/1467-6443.00212 . ISSN 1467-6443 .
- ^ МакГихин, Морин (1952). «Городские католики и спор о кварталах в Ирландии восемнадцатого века» . Ирландские исторические исследования . 8 (30): 91–114. дои : 10.1017/S0021121400027346 . ISSN 0021-1214 . JSTOR 30004777 . S2CID 164000077 .
- ^ Куинн, Джеймс (2009). «Браун, Томас | Ирландский биографический словарь» . www.dib.ie. Проверено 8 февраля 2022 г.
- ^ Бартлетт, Томас. «Католический вопрос в восемнадцатом веке», History Ireland , выпуск 1 (весна 1993 г.), том 1.
- ^ Джерард, Джон и Эдвард Д'Алтон. «Законопроект о помощи римско-католической церкви». Католическая энциклопедия Том. 13. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1912. 18 марта 2020 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Джон Кио (1740-1817) www.ricorso.net
- ^ Херли, Мэри (2009). «Брохолл, Томас | Ирландский биографический словарь» . www.dib.ie. Архивировано из оригинала 6 сентября 2021 года . Проверено 6 сентября 2021 г.
- ^ Вудс, CJ (2009). «Бирн, Эдвард | Ирландский биографический словарь» . www.dib.ie. Проверено 7 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Черетта, Мануэла (2009). «Маккенна, Теобальд | Ирландский биографический словарь» . www.dib.ie. Архивировано из оригинала 6 сентября 2021 года . Проверено 6 сентября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Вудс, CJ (2003). «Персонал Католического Конвента, 1792-3» . Архив Хиберникум . 57 : (26–76) 26–27. дои : 10.2307/25484204 . ISSN 0044-8745 . JSTOR 25484204 .
- ↑ Миллиган, Элис Л., Жизнь Теобальда Вулфа Тона , Дж. В. Бойд, Белфаст, 1898 г.
- ^ Кио, Дайре. (1993), «Архиепископ Трой, католическая церковь и ирландский радикализм, 1791-3», в ред. Д. Диксона, Д. Кио и К. Уилана, « Объединенные ирландцы: республиканизм, радикализм и восстание», Дублин: Lilliput Press, ISBN 0-946640-95-5 , (стр. 124-134), стр.129.
- ^ Перейти обратно: а б Эллиотт, Марианна (1993), «Защитники в Ольстере», в ред. Дэвида Диксона, Дэйра Кио и Кевина Уилана, « Объединенные ирландцы, республиканизм, радикализм и восстание » (стр. 222–233), Дублин, Лилипутия, ISBN 0-946640-95-5 , стр. 227-228
- ^ Вудс, CJ (2009). «Маккормик, Ричард | Ирландский биографический словарь» . www.dib.ie. Проверено 6 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Смит, Джим (1998). Люди без собственности: ирландские радикалы и популярная политика в конце восемнадцатого века . Лондон: Макмиллан Пресс. стр. 74–76. ISBN 978-0-333-73256-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Кио, Дайре. (1993), «Архиепископ Трой, католическая церковь и ирландский радикализм, 1791-3», в ред. Д. Диксона, Д. Кио и К. Уилана, « Объединенные ирландцы: республиканизм, радикализм и восстание», Дублин: Lilliput Press, ISBN 0-946640-95-5 , (стр. 124-134), стр.131.
- ^ Кэмерон, Дон (2014). «задний парламент» . donsdublin.wordpress.com . Проверено 6 февраля 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эллиотт, Марианна (2000). Католики Ольстера, История . Лондон: Аллен Лейн, Penguin Press. стр. 236–237. ISBN 0-7139-9464-9 .
- ^ Бардон, Джонатан (2008). История Ирландии в 250 сериях Дублин: Гилл и Макмиллан. п. 296. ИСБН 978-0-7171-4649-9 .
- ^ Ли, Сидни , изд. (1899). . Словарь национальной биографии . Том. 57. Лондон: Смит, Элдер и Ко. с. 23.
- ^ Перейти обратно: а б Бартлетт, Томас (1992). Падение и подъем ирландской нации: католический вопрос, 1690–1830 гг . Дублин: Гилл и Макмиллан. п. 167. ИСБН 978-0-7171-1577-8 .
- ^ Эллиотт (2000), с. 239
- ^ «Католический комитет с 1756 по 1809 год | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 29 июня 2021 г.
- ^ Кио, Дайре (1995), Мейнут, католическая семинария в протестантском государстве. История Ирландии.
- ^ Перейти обратно: а б Кеннеди, В. Бенджамин (декабрь 1984 г.). «Католики в Ирландии и Французская революция» . Отчеты Американского католического исторического общества Филадельфии . 84 (3/4): 222. JSTOR 44210866 . Проверено 20 января 2021 г.
- ^ Вудс, CJ (2009). «Маккормик, Ричард | Ирландский биографический словарь» . www.dib.ie. Архивировано из оригинала 6 сентября 2021 года . Проверено 6 сентября 2021 г.
- ^ Хаммонд, Джозеф В.; Клонкерри, лорд; Брохолл, Томас (1956). «Томас Брохолл, 1729–1803» . Исторические записи Дублина . 14 (2): 41–49. ISSN 0012-6861 . JSTOR 30102641 .
- ^ Смит, Джим (2000). Революция, контрреволюция и союз: Ирландия в 1790-е годы . Издательство Кембриджского университета. стр. 63–64. ISBN 978-0-521-66109-6 .