Фер-де-Ланс (роман)
Автор | Рекс Стаут |
---|---|
Язык | Английский |
Ряд | Ниро Вульф |
Жанр | Детективная фантастика |
Издатель | Фаррар и Райнхарт |
Дата публикации | 24 октября 1934 г. |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Распечатать ( в твердом переплете ) |
Страницы | 313 стр. (первое издание) |
ОКЛК | 156155600 |
С последующим | Лига напуганных людей |
«Фер-де-Ланс» — первый о Ниро Вульфе детективный роман , написанный Рексом Стаутом , опубликованный в 1934 году издательством Farrar & Rinehart , Inc. Роман появился в сокращенном виде в The American Magazine (ноябрь 1934) под названием «Точка смерти». Роман был адаптирован для фильма 1936 года « Знакомьтесь с Ниро Вулфом» и был назван в честь одноименной ядовитой змеи . В своей основополагающей работе 1941 года « Убийство ради удовольствия » историк криминальной фантастики Говард Хейкрафт включил Фер-де-Ланса в свой окончательный список самых влиятельных произведений детективной фантастики. [ 1 ]
Введение в сюжет
[ редактировать ]В первой главе Вулф решает бросить пить контрафактное пиво и отправляет Фрица закупить образцы всех легально доступных марок (всего 49), чтобы он мог выбрать замену. Дата, установленная в романе, указана как 7 июня, среда, что соответствует 1933 году. Закон Каллена-Харрисона только что стал законом 7 апреля 1933 года, легализуя «3,2 пива» (3,2% алкоголя по весу, примерно 4%). алкоголь по объему), момент, упомянутый в романе вскользь.
Когда Вулф пробует пиво и с удивлением обнаруживает, что ни одно из них не является неприятным, приходит Фред Дюркин и застенчиво спрашивает, может ли Вулф поговорить с Марией Маффеи, подругой его жены. Брат Марии Карло, слесарь, был безработным (это было во времена Великой депрессии ) и должен был вернуться в Италию. Он внезапно как будто пришёл к деньгам, а затем загадочным образом исчез. Впечатленный Марией Маффеи, Вулф поручает Гудвину навести справки. Вулф и Гудвин вскоре узнают, что исчезновение Карло каким-то образом связано со смертью президента колледжа во время игры в гольф в округе Вестчестер, штат Нью-Йорк .
В качестве первого романа серии «Фер-де-Ланс» представляет Ниро Вулфа , Арчи Гудвина , Фрица Бреннера , Сола Панцера , Фреда Дюркина , Орри Кэтэра и других персонажей, которые повторяются на протяжении всего корпуса. Хотя персонажи не так полностью развиты, как они станут позже в сериале, основные характеристики Вулфа, Арчи и нескольких других постоянных клиентов уже явно присутствуют.
Однако есть некоторые несоответствия с персонажами и настройками, которые будут использоваться в дальнейшем. В частности, описания в романе Манхэттенского дома из коричневого камня Вулфа противоречат устоявшейся архитектуре, изложенной Стаутом во всех последующих романах и рассказах. Точно так же у персонажей немного разные личности: манера речи Вулфа заметно более причудливая и многословная, чем в более поздних рассказах, а Арчи в этой работе, как правило, более груб и менее отточен, чем в более поздних томах Стаута, даже иногда используя расовые эпитеты. Наконец, Орри Кэтэр представлен в «Фер-де-Лансе» как суровый старый детектив-ветеран, курящий сигары; во всех будущих работах Стаута он будет более молодым, уверенным в себе ловеласом, не курящим сигары.
Название рассказа — общее название Ботропса Атрокса , ядовитой южноамериканской змеи. [ 2 ] Фер-де-Ланс по-французски означает «острие копья», буквально «железо копья» .
В «Фер-де-Лансе» Стаут повторно использовал ключевой момент сюжета, связанный с орудием убийства, которое он использовал в своем раннем детективе «Последняя поездка» , который был опубликован в журнале Golfers Magazine в 1916 году. [ 3 ] Эта история была забыта на долгие годы — она не упоминается ни в биографии Стаута, ни в библиографии его работ — пока не была открыта заново в 2011 году. [ 4 ]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Арчи, ты слышал, как я сказал, что я актер. Боюсь, у меня есть слабость к драматическим высказываниям. Было бы глупо не потворствовать этому, когда предоставляется хорошая возможность. В этой комнате смерть.
— Ниро Вульф в Фер-де-Лансе , глава 15
Мария Маффеи, друг семьи одного из внештатных людей Вулфа, предлагает нанять Вулфа, чтобы он нашел ее пропавшего брата Карло, слесаря. Вулф, пострадавший от Депрессии , решает согласиться на эту работу, хотя она ему не нравится. Арчи находит Анну Фиоре, девушку, которая подслушивала телефонный звонок, который Карло получил в его пансионе незадолго до его исчезновения. Вулф узнает от нее, что Карло вырезал из номера «Нью-Йорк Таймс» историю о внезапной смерти (очевидно, от инсульта) Питера Оливера Барстоу, президента Холланд-колледжа. Однако Анна отказывается предоставить какие-либо подробности о Карло, которого вскоре находят мертвым в сельской местности с ножом в спину.
Читая отчет о смерти Барстоу, произошедшей во время игры в гольф, Вулф предполагает, что одна из его клюшек могла быть модифицирована так, чтобы стрелять отравленной иглой ему в живот. Вскрытие доказывает правоту Вулфа, и он и Арчи начинают концентрироваться на семье Барстоу и их знакомых, ЭД Кимбалле и его сыне Мануэле, которые оба были частью четверки гольфистов. Пытаясь выяснить местонахождение сумки Барстоу для гольфа, Арчи узнает от кедди группы, что на время раунда он одолжил водителя у ЭД. Этот факт, в сочетании с рассказами ЭД о его прошлом в Аргентине , приводит Вулфа и Арчи к выводу, что Мануэль намеревался убить своего отца, а не Барстоу, в отместку за смерть своей матери несколькими годами ранее. Арчи подтверждает передвижения Мануэля в день убийства Карло, что делает его также подозреваемым в этом убийстве. Мануэль в ответ просит своего партнера посадить смертоносную гадюку Ботропса- атрокса в ящик стола Вулфа, но Вулф и Арчи находят и убивают ее.
При содействии Марии Вулф и Арчи устраивают ограбление в сельской местности, чтобы напугать Анну и заставить ее рассказать все, что она знает. Уловка срабатывает, и она передает документы, доказывающие, что Мануэль нанял Карло, чтобы он построил водителя, убившего Барстоу. Когда поместье Кимбалла поставлено под стражу и копия улик передана Мануэлю, Арчи приводит местную полицию, чтобы они могли произвести арест. Они узнают, что Мануэль, заядлый пилот, взял ЭД в полет, и шокированы, когда самолет внезапно ныряет носом в землю; удар убивает их обоих.
Вулф получает как вознаграждение в размере 50 000 долларов, которое вдова Барстоу предложила за поимку его убийцы, так и еще 10 000 долларов от окружного прокурора, который скептически относился к теории убийства. Вулф комментирует, что кульминация дела дала ЭД и Мануэлю шанс покончить с собой без какого-либо чувства горечи или отчаяния, но Арчи отмечает, что это также уберегло Вулфа от необходимости покидать свой уютный дом, чтобы дать показания по делу об убийстве. пробный.
Незнакомое слово
[ редактировать ]«Как и у всех нас, у Вулфа есть свои любимые слова, фразы и высказывания», — писал Уильям С. Бэринг-Гулд . «Среди слов много необычных, а некоторые заумных». [ 5 ]
«Ниро Вульф говорит так, как никогда не говорил ни один человек на земле, за исключением, возможно, Рекса Стаута после того, как он выпил джин с тоником», — сказал Майкл Джаффе , исполнительный продюсер телесериала A&E «А» . Тайна Ниро Вульфа . [ 6 ]
Примеры незнакомых слов — или незнакомого использования слов, которые некоторые иначе сочли бы знакомыми — можно найти по всему корпусу, часто в диалоге между Вулфом и Арчи.
- Мирмидон , глава 13. Направляясь к Д.А. Андерсону в Уайт-Плейнс, Арчи замечает: «И вот я… направился к окружному прокурору, чтобы получить откровение, которое, вероятно, приведет к тому, что я получу удовольствие от встречи с Х.Р. Корбеттом или какой-нибудь другой плосконогий мирмидон в приемной кабинета Э.Д. Кимбалла — и разве это не было бы здорово?» [ 7 ]
Состав персонажей
[ редактировать ]- Ниро Вульф — Частный сыщик
- Арчи Гудвин — помощник Вулфа и рассказчик всех историй Вулфа.
- Карло Маффеи - итало-американский слесарь, исчезновение которого вынуждает Вулфа приступить к работе.
- Мария Маффеи — сестра Карло Маффеи и подруга жены Фреда Дюркина
- Питер Оливер Барстоу — президент Голландского университета (вымышленный), чья странная смерть на поле для гольфа является ключом к разгадке тайны.
- Лоуренс Барстоу — сын Питера Барстоу, который был с ним, когда он умер
- Эллен Барстоу — вдова Питера Барстоу
- Сара Барстоу — дочь Питера Барстоу, окончившая Смит-колледж.
- ЭД Кимбалл — зерновой брокер, который был одним из четверки, когда умер Барстоу.
- Мануэль Кимбалл - сын ЭД Кимбалла, который также был одним из четверки, а также летчиком.
- Доктор Натаниэль Брэдфорд — семейный врач Барстоу и друг Питера с детства.
- Анна Фиоре — Уборщица в пансионе Карло Маффеи
- Сол Панзер, Фред Дёркин, Орри Кэтэр и Билл Гор — детективы-фрилансеры, нанятые Вулфом.
Отзывы и комментарии
[ редактировать ]- Исаак Андерсон, Рецензия на книгу «Нью-Йорк Таймс» — В этой истории Ниро Вулфа несколько раз называют гением. Термин уж больно неадекватный, но это лучшее, что предлагает словарь... Единственное, чего он не знает в самом начале, - это личность убийцы. То, что ему предстоит узнать позже, и выбранный им метод раскрытия своих знаний властям представляют собой сенсационную заключительную главу истории, изобилующей неожиданностями. Ниро Вульф настолько толст, что передвижение для него практически невозможно. В установлении фактов он зависит от своего секретаря Арчи, и именно последний рассказывает историю. Автор проделал умную работу, чтобы стиль повествования, используемый Арчи, точно соответствовал его характеру и достижениям, поскольку они раскрываются в небольших штрихах здесь и там на протяжении всей книги. [ 8 ]
- Жак Барсун и Венделл Хертиг Тейлор, «Каталог преступлений» — первый и самый длинный из рассказов Ниро Вулфа, в котором устанавливаются все знакомые персонажи и их привычки. Убийство совершено с помощью клюшки для гольфа — орудия, а не членства — и в нем участвуют президент колледжа, ребенок, несколько невзрачных итальянцев, философствование Вулфа и бесполезные действия полиции. [ 9 ]
- Фредерик Айзек, «В начале: первые романы из серии детективов» Рекса Стаута — можно сказать, что «Фер-де-Ланс» ознаменовало начало нескольких эпох. Прежде всего, это было открытие одного из лучших детективных сериалов Америки, знакомившего поколениям читателей с Ниро Вулфом и Арчи Гудвином и их миром. Во-вторых, присутствие Арчи поднимает серьезные вопросы о возможной роли, которую помощник детектива может и должен играть в следственном процессе, некоторые из которых остаются открытыми и сегодня. ... В-третьих, Вулф и Арчи начали пересматривать отношения между двумя традициями Великого сыщика и крутого сыщика. ... Выявляя обе эти нити и персонифицируя их в Вулфе и Арчи, Стаут бросил вызов миру детективов проанализировать себя. С тех пор жанр никогда не был прежним. Это было настоящее начало. [ 10 ]
- Джон Макалир, Рекс Стаут: Биография — Судья Оливер Венделл Холмс умер 6 марта 1935 года в возрасте девяноста четырех лет. В последний год своей жизни он прочитал Фер-де-Ланса . После его смерти была найдена сделанная им заметка на полях. Карл Ван Дорен взял его и показал Рексу. Там было написано: «Этот парень лучший из всех». Другим ранним и стойким поклонником был Уильям Фолкнер . детективов, прочитанных Фолкнером — а их было немало — ему особенно понравился роман Рекса Стаута. Карвелл Коллинз, которого Фолкнер выбрал своим литературным душеприказчиком, говорит: « Среди -Лэнс . [ 11 ]
- Дж. Кеннет Ван Довер, «У двери Вулфа » — Все основные условности очевидны — ожирение Вулфа, неподвижность, распорядок дня, элегантная дикция. Панцер, Дюркин, Кэтэр и Гор дебютируют в ролях второго плана. Вулф и Арчи участвуют в типичных ссорах; Вулф неоправданно и оскорбительно резок по отношению к одним звонящим и является непреодолимым хозяином по отношению к другим. Его этические стандарты необычайно своеобразны… [ 12 ]
Адаптации
[ редактировать ]Знакомьтесь, Ниро Вульф
[ редактировать ]Columbia Pictures адаптировала для экрана первый роман Ниро Вульфа в 1936 году под названием « Знакомьтесь, Ниро Вульф» . Герберт Биберман руководил актерским составом, в который входил Эдвард Арнольд в роли Вулфа; Лайонел Стендер в роли Арчи Гудвина; Джон Куален в роли Олафа, скандинавского шеф-повара Вулфа; и молодая Рита Хейворт (тогда Рита Кансино) в роли Марии Маринголы, которая приводит историю в движение, когда просит Вулфа помочь найти ее пропавшего брата Карло. [ 13 ]
В 2002 году журнал Scarlet Street вновь обратился к фильму, который мало видели за годы после его выхода, но не нашел в нем ни пародии, которую иногда считают, ни точного воссоздания мира Ниро Вульфа. «Если судить о фильме как о фильме и отбросить вопросы о верности исходному материалу, « Знакомьтесь, Ниро Вульф» — это второстепенная картина выше среднего, сплошная загадка и неизменно интересная», — сообщает журнал. «Нет, по сути, это не Неро и Арчи Рекса Стаута, но это хорошо развитая загадка (благодаря сюжету Стаута) со своими собственными компенсациями — и интересная часть Вулфеаны». [ 14 ]
Ниро Вульф (Итальянское радио и телевидение SpA)
[ редактировать ]5 апреля 2012 года сеть RAI в Италии начала «Ниро Вулф» телесериал с Франческо Паннофино в роли Неро Вулфа и Пьетро Сермонти в роли Арчи Гудвина. Произведенный Casanova Multimedia и Rai Fiction , первый сезон из восьми эпизодов открылся «La traccia del serpente», адаптацией Фер-де-Ланса, действие которой происходит в 1959 году в Риме, где Вулф и Арчи проживают после отъезда из Соединенных Штатов. Среди дополнительных актеров - Энди Луотто в роли шеф-повара Вулфа, Нанни Лаги; Джулия Бевилаква в роли репортера Розы Петрини; и Даяна Рончоне в роли Анны Фиоре. Рассказ адаптировал Пьеро Бодрато ; Режиссер Риккардо Донна . [ 15 ] [ 16 ]
История публикаций
[ редактировать ]- 1934, The American Magazine , сокращенно «Точка смерти», ноябрь 1934 г. [ 17 ]
- 1934, Нью-Йорк: Фаррар и Райнхарт , 24 октября 1934 года, твердый переплет.
В своей брошюре, выпущенной ограниченным тиражом, «Коллекционирование детективной фантастики № 9, Неро Вульф Рекса Стаута, часть I» , Отто Пенцлер описывает «заведомо редкое» первое издание « Фер-де-Ланса» : «Черная ткань, передняя обложка и корешек с тиснением золотыми буквами; пустая задняя обложка. Выпущено в основном в черной, розовой и зеленой обложке с рисунками… Как и в случае со всеми романами Ниро Вульфа, опубликованными Farrar & Rinehart, первое издание можно узнать по появлению логотипа-монограммы издателя на странице с авторскими правами. Если на странице с авторскими правами нет логотипа, книга выпущена позднее». [ 18 ]
Farrar & Rinehart выпустила второе издание в декабре 1934 года, а третье — в октябре 1935 года. [ 17 ] : 7
В апреле 2006 года журнал Firsts: The Book Collector's Magazine первого издания Фер-де-Ланса подсчитал, что стоимость составила 15 000 долларов и выше. Оценка указана за копию в очень хорошем состоянии в суперобложке. [ 19 ] - 1934, Торонто: Издательство Оксфордского университета, 1934, твердый переплет.
- 1934, Бруклин, Нью-Йорк: Детский книжный клуб, 1934, твердый переплет.
- 1935, Лондон: Касселл, 1935, твердый переплет.
- 1936, Нью-Йорк: Гроссет и Данлэп, июнь 1936 года, твердый переплет.
- 1941, Нью-Йорк: Pocket Books, июль 1941 года, мягкая обложка.
- Нью-Йорк: Лоуренс Э. Спивак , «Тайна Меркурия № 37», без даты, в сокращении «Знакомьтесь с Ниро Вулфом», мягкая обложка.
- 1953, Приговор , июнь – октябрь 1953 г., мягкая обложка.
- 1955, Лондон: Пингвин, 1955, мягкая обложка.
- 1958, Нью-Йорк: Большая тайная библиотека Делла D223, март 1958 г., мягкая обложка.
- 1964, Нью-Йорк: Пирамида (Зеленая дверь), февраль 1964 года, мягкая обложка.
- 1965, Нью-Йорк: Викинг, Роял Флеш (с «Книжным убийством» и «Три свидетеля» ), 23 июля 1965 года, твердый переплет.
- 1970, Лондон: Хэмиш Гамильтон , твердый переплет.
- 1976, Нью-Йорк: Pyramid Books , мягкая обложка.
- 1983, Нью-Йорк: Bantam Books , мягкая обложка.
- 1984, Нью-Йорк: Bantam Books, мягкая обложка, издание, посвященное 50-летию, с предисловием Эллен Э. Кригер и «Неро Вулф: Ретроспектива» Джона Макалира.
- 1992, Нью-Йорк: Bantam Crimeline. ISBN 0-553-27819-3, февраль 1992 г., мягкая обложка, издание библиотеки Рекса Стаута с введением Лорен Д. Эстлман и предыстория, включая перепечатку конфиденциальной записки Рекса Стаута от 15 сентября 1949 г., в которой описываются Ниро Вулф, Арчи Гудвин и офис Вулфа.
- 1998, Нью-Йорк: Книги Отто Пенцлера (Библиотека первого издания Отто Пенцлера) ISBN 1-883402-17-4 , февраль 1998 г., твердый переплет (первое факсимильное издание)
- 2004, Оберн, Калифорния: Издательская корпорация Audio Partners, Mystery Masters. ISBN 1-57270-388-1 , май 2004 г., аудио компакт-диск (без сокращений, прочитано Майклом Причардом )
- 2008, Нью-Йорк: Издательская группа Bantam Dell (совместно с Лигой напуганных мужчин ) ISBN 0-553-38545-3 , июнь 2008 г., мягкая обложка.
- 2010, Нью-Йорк: Bantam Crimeline. ISBN 978-0-307-75592-6 , 21 июля 2010 г., электронная книга.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Полный контрольный список краеугольных камней Haycraft Queen» . Классическая криминальная фантастика . Проверено 25 мая 2016 г.
- ^ Фер-де-Ланс , глава 16
- ↑ Рекс Т. Стаут, «Последняя поездка» , изданный в шести частях в журнале Golfers Magazine с июля по декабрь 1916 года. История перепечатана в журнале Росса Э. Дэвиса и Иры Брэда Матецки, ред., The Green Bag Almanac and Reader 2012 , стр. 225-312.
- ^ Росс Э. Дэвис и Каттлея М. Консепсьон, «Затененный: где Рекс Стаут получил идею для Фер-де-Ланса », Альманах и читатель Green Bag 2012, стр. 249–54, [доступно на SSRN https:/ /ssrn.com/abstract=1962907 ].
- ^ Бэринг-Гулд, Уильям С. , Ниро Вулф с Западной Тридцать пятой улицы . Нью-Йорк: Viking Press , 1969, твердый переплет, страница 9.
- ↑ Цитируется в Витарисе, Пауле, «Чудо на 35-й улице: Ниро Вулф на телевидении», Scarlet Street , выпуск № 45, 2002 г., стр. 36
- ^ Фер-де-Ланс , издание Фаррара и Райнхарта, страницы 193–194. Мирмидон — беспрекословный последователь или подчиненный, выполняющий приказы без колебаний и колебаний.
- ^ Андерсон, Исаак (28 октября 1934 г.). «Фер-де-Ланс» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 мая 2016 г. «Арчи сразу же украл крупного рецензента из-под носа Вулфа», - писал Джон Макалир в книге «Рекс Стаут: Биография » (стр. 256). «Помощи здесь не было. Но это не было несчастьем. Если вы купили Арчи, рано или поздно вы купили бы и Вулфа. Другого выхода не было. Это была вся поддержка, в которой нуждался Рекс. Вулф пережил путешествие творения».
- ^ Барзун, Джеймс ; Тейлор, Венделл Хертиг (1989) [1971]. Каталог преступности (2-е изд.). Нью-Йорк: Харпер и Роу . п. 489 . ISBN 0060157968 .
- ^ Исаак, Фредерик, «Входит толстяк: Фер-де-Ланс Рекса Стаута »; в книге «В начале: первые романы в мистической серии » под редакцией Мэри Джин ДеМарр (1995, Popular Press Государственного университета Боулинг-Грин, ISBN 0-87972-674-1 ), стр. 66–67
- ^ Макалир, Джон Дж. (1977). Рекс Стаут: Биография . Бостон: Литтл, Браун и компания . п. 256. ИСБН 9780316553407 .
- ^ Ван Довер, Дж. Кеннет (2003). У двери Вулфа: Романы Ниро Вульфа о Рексе Стауте (2-е изд.). Роквилл, Мэриленд: Джеймс А. Рок и компания. п. 7. ISBN 0-918736-52-8 .
- ^ «Знакомьтесь, Ниро Вульф» . Каталог художественных фильмов AFI . Американский институт кино . Проверено 25 мая 2016 г.
- ^ Ханке, Кен (2002). «Знакомьтесь с Ниро Вулфом». Скарлет-стрит (45): 77.
- ^ Ниро Вулф , Casanova Multimedia; получено 27 мая 2012 г.
- ^ Эпизоды, Ниро Вульф (сериал, 2012) , итальянская Arc.Ask3.Ru; получено 27 мая 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Таунсенд, Гай М.; Макалир, Джон Дж.; Сапп, Джадсон К.; Шемер, Арриан, ред. (1980). Рекс Стаут: аннотированная первичная и вторичная библиография . Нью-Йорк и Лондон: Garland Publishing, Inc., стр. 7–8. ISBN 0-8240-9479-4 .
- ^ Пенцлер, Отто (2001). Сбор детективной фантастики № 9, «Неро Вульф» Рекса Стаута, часть I. Нью-Йорк: Таинственный книжный магазин. п. 9.
- ^ Смайли, Робин Х. (апрель 2006 г.). «Рекс Стаут: Контрольный список основных первых изданий». Впервые: Журнал коллекционера книг . Том. 16, нет. 4. с. 32.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Встречайте Ниро Вулфа на IMDb
- Ниро Вульф — «След змеи» на IMDb
- Wikiquote: Цитата дня , 1 декабря 2013 г.
- Американские романы 1934 года
- Фантастика, действие которой происходит в 1933 году.
- Романы, действие которых происходит в 1930-е годы.
- Романы Рекса Стаута о Ниро Вулфе
- Книги Фаррара и Райнхарта
- Работы первоначально опубликованы в The American Magazine.
- Действие романов происходит в Нью-Йорке (штат)
- Американские романы экранизированы