Право на смерть
![]() | |
Автор | Рекс Стаут |
---|---|
Художник обложки | Билл Инглиш |
Язык | Английский |
Ряд | Ниро Вульф |
Жанр | Детективная фантастика |
Издатель | Викинг Пресс |
Дата публикации | 22 октября 1964 г. |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать (твердый переплет) |
Страницы | 182 стр. (первое издание) |
ОКЛК | 2304765 |
Предшественник | Трио для тупых инструментов |
С последующим | Звонок в дверь |
«Право на смерть» — Ниро Вулфе детективный роман о Рекса Стаута , впервые опубликованный издательством Viking Press в 1964 году.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Действие романа разворачивается на фоне конфликта вокруг Закона о гражданских правах во времена ранней администрации Джонсона. В начале книги Пол Уиппл, чернокожий персонаж из более раннего романа « Слишком много поваров » (1938), чье доверие Вулф завоевал вопреки сильной атмосфере предрассудков в Западной Вирджинии, говорит Вулфу, что с тех пор Вулф стал его героем, и что он также осуществил свою мечту, изложенную в предыдущем романе, стать антропологом. Однако он пришел, чтобы воспользоваться услугой, которую он оказал Вулфу 26 лет назад, попросив Вулфа помешать его сыну Данбару Уипплу [ а ] от женитьбы на богатой белой девушке Сьюзен Брук, в которую он, по-видимому, влюблен. Заявляя, что он не против, по крайней мере в принципе, пар смешанной расы, Пол Уиппл считает, что разумные богатые белые девушки не влюбляются в бедных чернокожих мужчин, даже если богатая белая девушка борется за гражданские права чернокожих. организация в Нью-Йорке , Комитет по правам граждан. Вулф не хочет вмешиваться в это дело, но соглашается, по крайней мере, узнать все, что можно, об истинных мотивах светской девушки и о том, почему она заинтересована в парне-негритянке, чтобы погасить долг, который он должен Уипплу. Прежде чем начнется настоящая загадочная история, Стаут позволяет некоторым принять концепцию расизма как улицы с двусторонним движением: черные предпочитают свое собственное так же, как и белые.
Арчи организует встречу со Сьюзен Брук через свою девушку Лили Роуэн, но не может сделать вывод о ее мотивах. Вулф заставляет его полететь в Расин , штат Висконсин , родной город Сьюзен, чтобы изучить ее биографию. Он мало что узнает, за исключением инцидента, когда мужчина, Ричард Олт, который хотел на ней жениться, застрелился на ее крыльце после того, как она ему отказала. Он проводит дополнительные исследования, когда Вулф внезапно звонит ему обратно в Нью-Йорк: Сьюзен Брук была жестоко убита в своей квартире в Гарлеме.
Данбар Уиппл — главный подозреваемый в убийстве, и Вулф соглашается работать от его имени. Вулф сосредотачивает свое расследование на коллегах Данбара и Сьюзен в Комитете по правам граждан, несмотря на возражения адвоката Уиппла Гарольда Остера, который также является советником ROCC. Среди опрошенных - основатель организации Томас Хенчли, начальник Сьюзен Кэсс Фэйсон, Рэй Каллманн и Мод Джордан, два белых волонтера, а также Бет Тайгер, чернокожая стенографистка, которая сразу же заинтересовала Арчи. Также берут интервью у семьи Сьюзен, и становится очевидно, что они фанатики, которые считают ее участие в движении за гражданские права «извращением» и не верят, что она могла быть помолвлена с Данбаром. Ее невестка Долли особенно язвительна, и Арчи сразу же испытывает к ней неприязнь. Семья утверждает, что Сьюзен на самом деле была помолвлена с торговцем белыми автомобилями по имени Питер Вон.
Сол Панзер обнаруживает, что Долли Брук солгала о своем алиби в ночь убийства, взяв интервью у служащего гаража, который видел, как она вывела машину за час до убийства. Они не могут это доказать, потому что свидетель отказывается давать показания, но им повезло, когда Вон, пронизанный чувством вины, признается Арчи, что солгал полиции, чтобы подтвердить алиби Долли. Вулф и Арчи противостоят миссис Брук, которая признается, что пошла в квартиру Сьюзен, но не смогла войти, потому что никто не ответил на ее стук. Это указывает на то, что Сьюзен была мертва уже в 8:45, задолго до того, как Данбар Уиппл прибыл в квартиру. Ее показания оправдывают его, но Вулф решает не использовать их, потому что это не только поставит под угрозу Вона, но и усложнит ситуацию, разрушив его влияние на полицию.
Несколько дней спустя Вон звонит Арчи и сообщает, что у него может быть дополнительная информация, но сначала ему нужно ее кое-что проверить. На следующий день его находят мертвым, в него несколько раз стреляли. Когда выясняется, что Вон накануне отправился в ROCC за информацией о Сьюзен и Данбаре, Вулф приводит ключевых игроков в свой офис для еще одного интервью, чтобы предотвратить их арест в качестве важных свидетелей. Именно во время этого интервью Вулф понимает, что ключ к делу лежит в необычной частоте дифтонга в именах фигурантов. Арчи потребуется еще одна поездка на Средний Запад, на этот раз в Эвансвилл , штат Индиана , прежде чем дело будет раскрыто.
Использование Пола Уиппла в качестве персонажа в романе Ниро Вулфа 1964 года было проблематичным, поскольку Рекс Стаут никогда не позволял своим повторяющимся персонажам стареть. Уиппл был молодым человеком в «Слишком много поваров» , но ему было 26 лет, и он был академиком средних лет в «Праве на смерть» . За все это время Ниро Вульф и Арчи Гудвин чудесным образом остались ровесниками, но Уиппл ни разу не заметил и не упомянул об этой странности.
Гражданские права
[ редактировать ]Как отмечалось ранее, Рекс Стаут уже поручил Ниро Вулфу сделать гражданские права центральным вопросом в своем романе Вулфа « Слишком много поваров » 1938 года , хотя в этом случае его клиентом не был чернокожий человек, и поэтому, хотя в то время было написано много книг В период, посвященный гражданским правам чернокожих американцев, немногие ведущие авторы писали продолжение романа 1938 года, посвященное гражданским правам.
Отзывы и комментарии
[ редактировать ]- Жак Барсун и Венделл Хертиг Тейлор, «Каталог преступлений » — Арчи отправляется в Луисвилл и Эвансвилл на след убийцы, личность которого подсказана Нерону аномальной частотой определенного дифтонга. Насколько все это своевременно, показывает тот факт, что клиент Вулфа — чернокожий, чей сын собирается жениться на белой девушке, а также характер легкого чтения Вулфа: «Наука, славное развлечение» . [ 1 ]
История публикаций
[ редактировать ]- 1964, Нью-Йорк: The Viking Press , 22 октября 1964 г., твердый переплет. [ 2 ]
- В своей брошюре, выпущенной ограниченным тиражом, « Собирая детективную литературу № 10, Неро Вульф Рекса Стаута, часть II» , Отто Пенцлер описывает первое издание « Права на смерть »: «Синие доски, синий тканевый корешок; передняя обложка с принтом темно-синего цвета; корешок с принтом черный; задняя обложка пустая. Выпускается в синей, красной, черной и белой пылезащитной упаковке». [ 3 ]
- В апреле 2006 года журнал Firsts: The Book Collector's Magazine подсчитал, что первое издание « Права на смерть» стоило от 150 до 300 долларов. Оценка указана за копию в очень хорошем состоянии в суперобложке. [ 4 ]
- 1964, Торонто: Макмиллан , 1964, твердый переплет.
- 1965, Нью-Йорк: Викинг ( Таинственная гильдия ), январь 1965 года, твердый переплет.
- Гораздо менее ценное издание книжного клуба «Викинг» можно отличить от первого издания по трем признакам:
- На внутреннем переднем клапане суперобложки напечатано «Book Club Edition», а цена отсутствует (цена на первые издания может быть снижена, если их дарили в подарок).
- Издания книжного клуба иногда тоньше и всегда выше (обычно на четверть дюйма), чем первые издания.
- Издания книжного клуба переплетены в картон, а первые издания — в тканевый (или, по крайней мере, имеют тканевый корешок). [ 5 ]
- 1965, Лондон: Криминальный клуб Коллинза , 12 апреля 1965 года, твердый переплет.
- 1965, Нью-Йорк: Bantam # F-3061, декабрь 1965 г., мягкая обложка.
- 1966, Лондон: Fontana # 1389, 1966, мягкая обложка.
- 1991, Нью-Йорк: Bantam Crimeline. ISBN 0-553-24032-3 1 апреля 1991 г., мягкая обложка.
- 2003, Оберн, Калифорния: Издательская корпорация Audio Partners, Mystery Masters. ISBN 1-57270-315-6 , май 2003 г., аудиокомпакт-диск (без сокращений, прочитано Майклом Причардом )
- 2010, Нью-Йорк: Bantam Crimeline. ISBN 978-0-307-75614-5 26 мая 2010 г., электронная книга
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Пол работал официантом в спа-курорте Kanawha в Западной Вирджинии, когда они с Вулфом впервые встретились. В этой истории не слишком дружелюбный шериф округа уже допросил Пола и нескольких других чернокожих сотрудников ресторана и ничего не узнал. Вулф пытается убедить их, что у него совершенно иное мнение о чернокожих мужчинах, чем у шерифа, но безуспешно, пока он не приводит убедительные цитаты из произведений известного раннего чернокожего американского поэта Пола Лоуренса Данбара . Пол, студент-антрополог Университета Говарда , признал эту работу. Этот акт уважения к культуре чернокожих американцев убеждает Пола и его приятелей в том, что Вулф не сладкоречивый обманщик, более вежливый, чем шериф, но с такими же расистскими намерениями. Пол и его приятели вознаграждают Вулфа за уважение некоторой ключевой информацией, и Пол увековечил этот инцидент, назвав своего будущего сына – теперь уже молодого человека – «Данбар» в совместную честь Вулфа и поэта.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Барзун, Жак и Тейлор, Венделл Хертиг. Каталог преступности . Нью-Йорк: Харпер и Роу. 1971 г., переработанное и дополненное издание 1989 г. ISBN 0-06-015796-8
- ^ Таунсенд, Гай М., Рекс Стаут: аннотированная первичная и вторичная библиография (1980, Нью-Йорк: Garland Publishing; ISBN 0-8240-9479-4 ), стр. 39–40. Джон Макалир, Джадсон Сапп и Арриан Шемер — помощники редакторов этой исчерпывающей истории публикации.
- ^ Пенцлер, Отто, Сбор детективной фантастики № 10, Неро Вульф Рекса Стаута, часть II (2001, Нью-Йорк: Таинственный книжный магазин, ограниченный тираж 250 экземпляров), стр. 19
- ^ Смайли, Робин Х., «Рекс Стаут: Контрольный список основных первых изданий». Впервые: Журнал коллекционера книг (том 16, номер 4), апрель 2006 г., стр. 35
- ^ Пенцлер, Отто, Сбор детективной фантастики № 9, Неро Вульф Рекса Стаута, часть I , стр. 19–20.
Внешние ссылки
[ редактировать ] Цитаты, связанные с «Правом на смерть» в Wikiquote