Дело Эйра
Автор | Джаспер Ффорде |
---|---|
Язык | Английский |
Ряд | Четверг Следующий |
Жанр | Альтернативная история , научная фантастика , мистика |
Издатель | Ходдер и Стоутон |
Дата публикации | 19 июля 2001 г. |
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке ) |
Страницы | 400 |
ISBN | 0-340-82047-0 |
ОКЛК | 59513683 |
823/.92 22 | |
Класс ЛК | ПР6106.F67 E97 2001 г. |
С последующим | Затерянный в хорошей книге |
«Дело Эйра» — дебютный роман английского писателя Джаспера Ффорде , опубликованный издательством «Ходдер и Стоутон» в 2001 году. [ 1 ] Действие происходит в альтернативном 1985 году, где литературный детектив «Честдей следующий» преследует главного преступника в мире романа Шарлотты Бронте 1847 года «Джейн Эйр» . Ффорде получил 76 отказов на более ранние работы, прежде чем был принят издателем. [ 2 ] [ 3 ] Критики восприняли этот роман в целом положительно, отметив его оригинальность.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]В вселенной параллельной Англия и Императорская Россия ведут Крымскую войну уже более столетия; хотя сейчас это республика артист Джордж Формби которой является ( президентом ), Англия по-прежнему имеет парламентское правительство, хотя и находится под сильным влиянием корпорации «Голиаф» (мощной компании по производству оружия с сомнительной моралью); а Уэльс — отдельная социалистическая нация. в книге Вымышленная версия Джейн Эйр заканчивается тем, что Джейн сопровождает своего кузена Сент-Джона Риверса в Индию, чтобы помочь ему в его миссионерской работе. Общество публично обсуждает литературные вопросы (особенно вопрос об авторстве Шекспира ), иногда провоцируя бандитские войны и убийства. По-прежнему существуют регулярные правоохранительные органы, а также новые специализированные агентства в рамках единой организации SpecOps (Специальные операции). В более чем 20 отделений входят SpecOps 12, Chronoguard, контролирующие все события, связанные с путешествиями во времени , и SpecOps 27, Литературные детективы или «LiteraTecs», которые занимаются всеми преступлениями, связанными с литературой.
Крымская война — это холодный конфликт , в котором обе стороны зашли в тупик, но он слишком упрям, чтобы призывать к миру. Движение за мир в Великобритании набирает популярность. Тем временем с Голиафом был заключен контракт на создание плазменной винтовки под кодовым названием «СТОНК», чтобы одолеть русских. Оружие должно быть способно уничтожить танк одним выстрелом. Голиаф обещает, что STONK вскоре станет стандартным оружием для британской армии.
Сюжет вращается вокруг Четверга Некст , одинокой тридцатишестилетней женщины, ветерана Крымской войны и литературного детектива, живущей в Лондоне со своим домашним питомцем додо Пиквиком . ( Додо были воссозданы, как и неандертальцы , благодаря передовым технологиям генной инженерии на этой альтернативной Земле). В частном порядке она против продолжения войны, поскольку ее брат погиб в бою, а ее тогдашний жених Лэнден Парк-Лейн потерял ногу в бою. Травма войны привела к разрыву ее отношений с Парк-Лейном несколько лет назад.
В начале истории Четверг получает повышение, чтобы помочь в поимке разыскиваемого террориста, Ахерона Аида , ее бывшего профессора университета, который стал загадочным криминальным вдохновителем. Четверг - единственный живой человек, который может его узнать, и почти схватил его во время наблюдения, но Аид обладает несколькими сверхчеловеческими способностями, такими как умственные манипуляции и чрезвычайная стойкость, и использует эти силы, чтобы противостоять ее выстрелам. Он уклоняется от захвата и убивает всю команду Четверга. Во время попытки поимки в нее стреляют, но копия Джейн Эйр останавливает пулю Аида. Таинственный незнакомец помогает ей до прибытия медиков, оставив после себя носовой платок с монограммой букв «EFR» и куртку в стиле XIX века. Next распознает эти предметы как принадлежащие Эдварду Фэйрфаксу Рочестеру, вымышленному персонажу из «Джейн Эйр» . Во время воспоминаний о своем детстве Четверг вспоминает, казалось бы, сверхъестественное событие, благодаря которому она смогла физически войти в мир романа и ненадолго познакомилась с Рочестером.
Выздоравливая в больнице, она узнает, что, сбежав с места происшествия, Аид, по-видимому, погиб в автокатастрофе. Она также встречает путешествующую во времени версию самой себя из будущего, которая предупреждает ее, что Аид пережил аварию, и поручает ей устроиться на работу в LiteraTec в ее родном городе Суиндон . Она соглашается на эту работу и, навещая там свою семью, обнаруживает, что ее блестящие дядя Майкрофт и тетя Полли создали Портал прозы, устройство, которое позволяет людям заходить в художественные произведения. Дома она возобновляет знакомство со своим бывшим женихом Парк-Лейном. Она также встречает и вынуждена работать с высокопоставленным оперативником Голиафа по имени Джек Шитт, который аналогичным образом расследует Аида.
Тем временем Аид крадет оригинал рукописи романа Чарльза Диккенса « Мартин Чезлвит» . Он также похищает Майкрофта, Полли и Прозаический портал, чтобы шантажировать литературный мир; любые изменения, внесенные в сюжет оригинальной рукописи романа, изменят все остальные копии. Чтобы продемонстрировать серьезность своих требований, Аид убивает мистера Кваверли, второстепенного персонажа из оригинальной рукописи Мартина Чезлвита . Когда его требования не выполняются, он инсценирует кражу оригинальной рукописи Джейн Эйр и похищает Джейн с новым требованием выкупа. Это приводит к тому, что текст всех копий романа Джейн Эйр внезапно обрывается в момент похищения Джейн, примерно в середине книги.
Далее и Джек Шитт независимо прослеживают Аида до Уэльса. Она спасает Майкрофта и Портал Прозы и возвращает Джейн в роман. Однако она обнаруживает, что тетя Полли застряла в одном из стихотворений Вордсворта, и узнает, что Аид вошел в оригинальный текст « Джейн Эйр» с клочком бумаги, на котором заключена Полли. Далее преследует Аида. После нескольких недель в романе (которые во внешнем мире проходят гораздо быстрее, поскольку книга переписывается после возвращения Джейн) и множества неприятностей, ей удается убить Аида и вернуть стихотворение с Полли. При этом Торнфилд-холл сгорает, безумная жена Рочестера Берта падает насмерть, а Рочестер тяжело ранен. Четверг также обнаруживает, что персонажи книги должны постоянно переживать свою жизнь, полностью зная, как развиваются события, и не могут изменить ни одну из них. Таким образом, Рочестеру приходится неоднократно переживать разрушительную потерю Джейн, когда она убегает от него, узнав о его тайном браке. Четверг, подружившийся с Рочестером, решает изменить финал книги на счастливый. Она меняет события, чтобы воссоединить Джейн и Рочестера (другими словами, она меняет финал, чтобы он соответствовал фактическому финалу). Джейн Эйр ).
Вернувшись в свой мир, Некс использует Портал Прозы, чтобы освободить свою тетю Полли, в то время как Джек Шитт показывает, что его интересует устройство. Голиафу так и не удалось усовершенствовать СТОНК как реальное оружие. Поэтому, учитывая крайний срок поставки оружия военным, он решил извлечь работающие STONK из руководства к оружию, что само по себе является художественным произведением, поскольку оружие не работает. Четверг неохотно соглашается позволить Шитту использовать портал для этого начинания, но переключает книгу, подключенную к порталу, на текст » Эдгара Аллана По « Ворона . Когда портал открывается, она толкает Шитта внутрь и запирает его там, в то время как Майкрофт разрушает портал.
Используя свой новый статус знаменитости, Некст вступает в телевизионные дебаты между сторонниками и противниками продолжения Крымской войны. Сторонники войны предполагают, что плазменных винтовок Голиафа будет достаточно, чтобы гарантировать победу. Но в ходе дебатов Next публично заявляет, что плазменные винтовки не работают. Это заставляет Англию переосмыслить свою позицию, что приводит к мирным переговорам и прекращению войны.
Затем появляется в церкви, где Парк-Лейн собирается жениться на другой женщине, но адвокат Рочестера прерывает свадьбу и сообщает, что невеста уже замужем. Далее и Парк-Лейн примиряются и вместо этого женятся. Отец Next, агент-отступник из SpecOps-12, ChronoGuard, появляется, чтобы дать своей дочери отцовский совет. Роман заканчивается тем, что Next сталкивается с неопределенным будущим на работе: общественная реакция на новый финал Джейн Эйр положительная, но есть и другие последствия, включая ярость Голиафа.
Прием
[ редактировать ]Книга получила всеобщее признание, критики назвали ее «игриво непочтительной». [ 4 ] «восхитительно глупый», [ 5 ] «потрясающе изобретательный», [ 6 ] и «произведение… поразительной оригинальности». [ 5 ]
« Разрушение жанра » [ 6 ] Роман охватывает множество видов литературы, причем критики выделяют аспекты фэнтези , научной фантастики , мистики , сатиры , романтики и триллера . [ 7 ] [ 8 ] Это побудило одного критика в шутку предположить, что Ффорде «должно быть, набросал пачку несвязанных между собой идей на листках бумаги» и «вместо того, чтобы бросить их в шляпу и выбрать несколько тем в качестве фокуса своего рассказа, [он] схватил вся шляпа». [ 9 ] Необычный стиль письма Ффорде привел к сравнению с другими известными писателями, чаще всего с Дугласом Адамсом . [ 3 ] [ 6 ] [ 7 ] за подобные "сюрреализм и сатира", [ 10 ] и Льюис Кэрролл , [ 7 ] [ 11 ] за подобную "ерунду и игру слов". [ 10 ]
Рецензенты сравнили Ффорде с другими авторами, включая Вуди Аллена . [ 8 ] [ 11 ] Сара Парецки , [ 7 ] и Конни Уиллис . [ 10 ] Один критик задался вопросом, был ли Ффорде больше « Монти Пайтоном, скрещенным с Терри Пратчеттом , или Джоан Роулинг, смешанной с Дугласом Адамсом ». [ 3 ] Роман хвалили за динамичное действие, [ 7 ] [ 11 ] каламбур, [ 7 ] [ 12 ] и «нецентральный юмор». [ 3 ]
Мэри Гамильтон из The Guardian описала этот опыт как
«Страница открывается, как люк, и вы просто проваливаетесь. «Дело Эйра» берет это чувство, в тот момент, когда вы теряете ощущение себя и погружаетесь в историю, и создает высокие приключения и дикую драму вокруг проницаемых границ между вымыслом и реальностью. жизнь." [ 13 ]
Некоторые рецензенты раскритиковали роман за «запутанность». [ 6 ] сюжеты и «висящие детали», [ 11 ] а также непоследовательный диалог, который «может меняться от остроумно-злого до бессмысленного», [ 7 ] и второстепенные персонажи, которые «появляются и исчезают из сцены». [ 6 ] [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Введение в четверг следующий и дело Эйра» .
- ^ Коулман, Гэри (23 сентября 2006 г.). «Расколотые сказки» . «Дейли телеграф» (Сидней) . Проверено 30 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Швейцарский армейский книжный нож» . Торонто Стар . 28 октября 2003 г. Проверено 30 октября 2008 г.
- ^ Вагнер, Вит (18 октября 2007 г.). «Его девушка Четверг» . Торонто Стар . Проверено 30 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Джонсон, Джефф (21 июля 2002 г.). « Дело Эйра оригинально» . Почта и курьер . Проверено 30 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Огл, Конни (25 января 2002 г.). « Дело Эйра » Джаспера Ффорде . Майами Геральд . Проверено 30 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Уолдрен, Мюррей (21 сентября 2002 г.). «Феномен Ффорде» . Австралиец . Проверено 30 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Джеймс, Джейми (17 марта 2002 г.). «Бумажная погоня: Дело Эйра » . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 25 мая 2011 года . Проверено 30 октября 2008 г.
- ^ Деворес, Кортни (15 марта 2002 г.). « Дело Эйра » Джаспера Ффорде . Шарлотта Обсервер . Проверено 30 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Холсолл, Джейн (октябрь 2002 г.). «Дело Эйра» . Журнал школьной библиотеки . 48 (10): 196.
- ^ Jump up to: а б с д и Мэтисон, Уайтни (21 февраля 2002 г.). « Дело Эйра — это причудливое развлечение» . США сегодня . Проверено 30 октября 2008 г.
- ^ Эдвардс, Жаклин С. (сентябрь 2002 г.). «Дело Эйра». Клиатт : 52.
Дикая, восхитительная игра для любителей классической литературы, истории, приключенческих боевиков, научной фантастики и игры слов.
- ^ Гамильтон, Мэри (15 августа 2011 г.), «Летние чтения: Дело Эйра Джаспера Ффорде» , The Guardian , получено 5 января 2015 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хэйтли, Эрика, «Конец дела Эйра: Джейн Эйр, пародия и популярная культура», Journal of Popular Culture , 38:6 (ноябрь 2005 г.), стр. 1022–36, ISSN 0022-3840
- Хорсткотте, Мартин, Постмодернистская фантастика в современной британской художественной литературе , Трир: Wissenschaftlicher Verlag Trier, 2004, ISBN 3-88476-679-1
- Хорсткотте, Мартин, «Миры фантастического другого в постмодернистской английской художественной литературе», Journal of the Fantastic in the Arts , 14:3 (осень 2003 г.), стр. 318–32, ISSN 0897-0521
- Ласти, Хизер, «Изо всех сил пытаясь вспомнить: война, травма и приключения следующего четверга», Popular Culture Review , 16:2 (лето 2005 г.), стр. 117–29, ISSN 1060-8125
- Рубик, Маргарет (редактор), Дыхание свежего Эйра: Интертекстуальные и промежуточные переработки Джейн Эйр , Амстердам: Родопи, 2007, ISBN 978-90-420-2212-6
- Параллельная литература
- Британские романы 2001 года
- Дебютные научно-фантастические романы
- Четверг Следующая серия
- Романы Джаспера Ффорде
- Британские романы об альтернативной истории
- Метавымышленные романы
- Научно-фантастические романы 2001 года
- Фантастика, действие которой происходит в 1985 году.
- Романы, действие которых происходит в 1980-х годах.
- Работы по мотивам Джейн Эйр
- Действие романов происходит в Уилтшире.
- Книги Ходдера и Стоутона
- Дебютные романы 2001 года
- Романы, действие которых происходит во время Крымской войны.
- Спекулятивные преступления и триллеры