Кадфаэль
Брат Кадфаэль | |
---|---|
Хроник брата Кадфаэля Персонаж | |
Первое появление | Болезненный привкус костей |
Последнее появление | Покаяние брата Кадфаэля |
Создано | Эллис Питерс |
На фото | Рэй Смит (радио) Глин Хьюстон (радио) Филип Мадок (радио) Дерек Джейкоби (ТВ) Гарет Томас (сцена) |
Информация во вселенной | |
Псевдоним | Кадфаэль ап Мейлир ап Дафидд. |
Заголовок | Брат |
Занятие | Бенедиктинский монах |
Дети | Оливье Бретонский |
Религия | Христианство (римско-католическое) |
Национальность | валлийский |
Брат Кадфаэль - главный вымышленный персонаж в серии исторических детективных убийств, написанных между 1977 и 1994 годами ученым-лингвистом Эдит Паргетер под именем Эллис Питерс. [ 1 ] Персонаж самого Кадфаэля — валлийский монах -бенедиктинец, живший в аббатской церкви Святых Петра и Павла в Шрусбери , западная Англия, в первой половине XII века. Действие историй происходит примерно между 1135 и 1145 годами, во время « Анархии », разрушительной борьбы за корону Англии между королем Стефаном и его кузиной императрицей Мод . [ 2 ]
Как персонаж, Кадфаэль «сочетает в себе любопытный ум ученого/фармацевта со странствующим рыцарем». [ 3 ] Он вступил в монашескую жизнь в возрасте сорока лет, будучи одновременно солдатом и моряком; этот мирской опыт дает ему целый ряд талантов и навыков, полезных в монашеской жизни. Он опытный наблюдатель человеческой натуры, любознательный по натуре, энергичный, талантливый травник (работе, которой он научился на Святой Земле ), и обладает врожденным, хотя и современным, чувством справедливости и честной игры. Эбботс обращается к нему как к судмедэксперту , детективу, врачу и дипломату. Его мирские знания, хотя и полезны, вызывают у него проблемы с более доктринерскими персонажами сериала, а кажущееся противоречие между светским и духовным мирами составляет центральную и постоянную тему рассказов.
Происхождение имени и произношение
[ редактировать ]Кадфаэль — валлийское имя, образованное от слов cad («битва») и mael («принц»). [ 4 ] Петерс писала, что только один раз она нашла в записях имя «Кадфаэль», данное в качестве имени при крещении святого Кадога , который позже отказался от него. [ 5 ] Есть разные варианты произношения имени Кадфаэль ; Питерс намеревался букву f произносить как английскую v и предложил произносить ее / ˈ k æ d v ɛ l / KAD -vel , [ 6 ] хотя нормальное валлийское произношение было бы [ˈkadvaɨl] (приблизительно / ˈ k æ d v aɪ l / KAD -vyle ). [ 7 ] Имя обычно произносится неправильно / ˈ k æ d f aɪ l / KAD -fyle на английском языке (включая телесериал), и Питерс однажды заметила, что ей следовало включить в сериал руководство для этого и других имен с необычным произношением. [ 6 ]
Фон
[ редактировать ]Кадфаэль, центральный персонаж «Хроник Кадфаэля», — бенедиктинский монах и травник из аббатства Шрусбери , в английском графстве Шропшир . Сам Кадфаэль - валлиец и использует отчества на валлийский манер, называя себя Кадфаэлем ап Мейлиром ап Дафидом (Кадфаэль, сын Мейлира, сына Дафида).
Он родился в мае 1080 года в крестьянской общине в Трефриу , недалеко от Конвея в Кернарвоншире на севере Уэльса. [ 8 ] и у него был по крайней мере один брат и сестра, младший брат. Вместо того, чтобы ждать, чтобы унаследовать право на обработку участка земли, он оставил свой дом в возрасте четырнадцати лет в качестве слуги торговца шерстью и, таким образом, рано познакомился со Шрусбери. [ 9 ] В 1096 году он предпринял Первый крестовый поход на Святую Землю в составе войск под командованием Роберта II, герцога Нормандии . После победоносного завершения крестового похода он несколько лет жил в Сирии и Святой Земле , зарабатывая на жизнь моряком, прежде чем вернуться в Англию около 1114 года и обнаружить, что Ричилдис Воган, с которой он был неофициально помолвлен, устал от ждала и вышла замуж за Эварда Герни, мастера из Шрусбери. Кадфаэль стал солдатом (пехотинцем) в кампаниях, которые проводил английский Генрих I по обеспечению владения Нормандией. [ 10 ] и снова вернулся в Англию на службу к дворянину Роджеру Модуиту, который похитил приора Гериберта из аббатства Шрусбери в попытке сорвать иск, возбужденный против него аббатством. Кадфаэль освободил Гериберта и, будучи освобожденным от службы Модюи, сложил оружие и отправился с Герибертом в аббатство Шрусбери. [ 11 ]
В «Новичке дьявола » Кадфаэль описывает свою жизнь:
Я видел смерть во многих формах, я был солдатом и моряком в свое время; на востоке, во время крестового похода и в течение десяти лет после Иерусалима падения . Я видел людей, убитых в бою. Если уж на то пошло, я убивал людей в бою. Насколько я помню, я никогда не получал от этого удовольствия, но и никогда не отступал от этого. [...] Я был с ротой Роберта Нормандского , и мы были дворнягами, британцами , норманнами , фламандцами , шотландцами , бретонцами - назовите их, они были там! После того как город был заселен и Болдуин короновался, большинство из нас через три-четыре года разъехались по домам, но я к тому времени ушёл к морю и остался. По тем берегам ходили пираты, и у нас всегда была работа. [...] Я служил вольным ратником какое-то время, а потом созрел, и пришло время. Но я добился своего в этом мире. [Теперь] я выращиваю травы, сушу их и готовлю лекарства от всех недугов, которые нас посещают. [...] Исцелять людей после многих лет причинения им вреда? Что может быть более подходящим? Мужчина делает то, что должен делать. [ 12 ]
Светский опыт
[ редактировать ]Кадфаэль стал монахом только в среднем возрасте и, как следствие, лучше знаком со светским миром за пределами монастыря, чем большинство его братьев-монахов. Его личность отражает более современные, прагматичные взгляды и прогрессивную этику, чем у его времени, что часто приводит его в конфликт со своими братьями, особенно с его начальником приором Робертом и клерком Роберта братом Джеромом, которые не одобряют Кадфаэля за его небрежное отношение к правилам и за привилегии, которые дарует ему их настоятель. В рассказах брат Кадфаэль регулярно не подчиняется главам своего аббатства, действует, чтобы добиться собственного чувства сострадательной справедливости (иногда вопреки церковным или феодальным законам), и не осуждает внебрачные отношения. И аббат Гериберт, и его преемник Радульф признают необычные навыки Кадфаэля, приобретенные за долгую жизнь солдата, травника, моряка и путешественника. Поскольку он «полжизни прожил в боях», [ 8 ] они используют его в качестве детектива, судмедэксперта, дипломатического посланника (при валлийских принцах) и советника. Аббат Радульф, который сам является проницательным и мирским человеком, предоставляет Кадфаэлю определенную степень независимости и понимает, что существуют обстоятельства, при которых правила Ордена должны быть изменены, чтобы служить большему и более практическому благу. Несмотря на некоторую снисходительность, его терпение по отношению к Кадфаэлю не безгранично; он делает выговор Кадфаэлю, когда чувствует, что отсутствие у него монашеской дисциплины и послушания было чрезмерным и необоснованным.
Отношения
[ редактировать ]Во время своих многочисленных путешествий до открытия хроник Кадфаэль имел отношения как минимум с тремя женщинами: Бьянкой, венецианской девушкой; Ариана, греческая лодочница; и Мариам, молодая сирийская вдова, с которой он много лет жил в Антиохии . По ходу повествования выясняется, что у Мариам был сын от Кадфаэля, хотя он только случайно осознает, что он отец (« Дева во льду »). После того, как Кадфаэль принимает обеты, он испытывает глубокую привязанность как минимум к двум молодым женщинам: Сьонед, дочери валлийского лорда ( «Безобразный вкус к костям» ), и Годит Адени ( «Один труп слишком много» ). Он также поддерживает платоническую дружбу с столь же мирской бенедиктинской монахиней, сестрой Магдалиной (бывшая помощница Торнбери) из женского монастыря неподалеку от Годрикового брода ( «Прокаженный из Сент-Джайлса» , «Выкуп мертвеца» , «Рента за розу» ). Его бывшая невеста Ричилдис, теперь овдовевшая и вышедшая замуж, ненадолго вновь появляется в его жизни (« Капюшон монаха» ).
Сын Кадфаэля, родившийся в Антиохии и получивший имя Дауд, никогда не знал своего отца, но его мать Мариам всегда с любовью описывала Кадфаэля (не называя его имени). [ 13 ] Основываясь на этой похвале, Дауд решает принять христианство своего отца, а не исламскую веру своей матери, и берет имя своего крестного отца при крещении, Оливье де Бретань. После смерти Мариам Оливье предлагает свои услуги дворянину-крестоносцу и быстро становится его любимым оруженосцем ( «Дева во льду »). Его хозяин поддерживает императрицу Мод , что ставит его на противоположную сторону другу Кадфаэля Хью Берингару, хотя в конечном итоге они примиряют свои разногласия. Оливье представлен как милостивый рыцарь и паладин: опытный и храбрый в бою, «неистово красивый», находчивый, стойкий, щедрый и рыцарский; он рискует своей жизнью, чтобы спасти врага, который держал его в темнице (« Покаяние брата Кадфаэля» ). Его имя перекликается с именем спутника Роланда , героя великих средневековых героических эпосов. Оливье ближе, чем любой другой персонаж сериала, подходит к воплощению идеалов франко-нормандской культуры, «почти более нормандской, чем норманны», возможно, потому, что он сознательно выбрал ее. [ 14 ] В «Пилигриме ненависти» он описывается как человек с «длинным, худощавым, широкобровым лицом, тонким ятаганом носа, тонким изгибом рта и свирепыми, бесстрашными золотыми глазами ястреба. Голова плотно закрыта». с вьющимися иссиня-черными волосами, круто вьющимися на висках и обхватывающими щеки, как сложенные крылья. Такой молодой и в то же время такой формы лицо, на котором чувствовалось себя как на востоке, так и на западе, чисто выбритое, как у нормандца, с оливковой кожей, как у сирийца, все воспоминания [Кадфаэля] о Святой Земле в одном человеческом лице». [ 14 ]
Кадфаэль тесно сотрудничает со своим другом , заместителем шерифа (позже шерифа ) Хью Берингаром из Мэйсбери на севере графства, часто нарушая правила аббатства, чтобы путешествовать с ним или навещать его. Берингар, представленный во втором романе « Один труп слишком много » (1979), является главным союзником Кадфаэля в поисках справедливости. Берингар поклялся в верности королю Стефану, когда тот достиг совершеннолетия. Хотя поначалу король был подозрительным, вскоре он стал доверять Берингару и назначил его заместителем шерифа, а затем и шерифом Шропшира. Временами Берингару приходится выбирать между верностью правосудию Короны и частным взглядом Кадфаэля на несправедливость мира. Говоря современным языком, Берингар выполняет одновременно роль военного губернатора и начальника полиции.
Кадфаэль терпим и заботлив по отношению к большинству своих собратьев-братьев, но с некоторыми из них у него особенно близкие дружеские отношения. Брат Марк ( «Капюшон монаха» , «Прокаженный из Сент-Джайлса» и «Лето датчан» ) работал с Кадфаэлем над гербарием при вступлении в аббатство. Кадфаэль описывает его: «Он был моей правой рукой и частью моего сердца в течение трех лет и знает меня лучше, чем любой из ныне живущих людей». [ 15 ] Кадфаэль также близок к приору Леонарду из Бромфилдского аббатства ( «Дева во льду »); Брат Павел, наставник послушников и школьников; Брат Эдмунд, лазарет, который лечит больных и наблюдает за лазаретом аббатства; и брат Ансельм , регент , отвечающий за музыку и порядок богослужений. Кадфаэль относится к брату Освину, который становится его помощником, почти как к сыну, глубоко заботясь о нем и уважая его невиновность.
Он также испытывает особую привязанность к замученной девушке Святой Уинифред , которая находится в центре первой книги серии, «Болезненный вкус к костям » (этот роман стал первым в серии только тогда, когда во втором романе Кадфаэль стал центральным героем). характер), [ 16 ] в котором Кадфаэль принимает участие в экспедиции в Уэльс, чтобы выкопать кости святого и доставить их в аббатство в Англии, сделав его местом паломничества целебных реликвий . Позже, вспоминая об этом событии, Кадфаэль говорит: «Это я вытащил ее из земли и восстановил – и до сих пор меня это радует – с того момента, как я обнаружил эти тонкие кости, я почувствовал в своих, что они только хотят, чтобы их оставили». в мире [...] девушка была валлийкой, как и я». [ 17 ] В сериале он обращается к ней за помощью и разговаривает с ней на валлийском языке, как приземленный управитель простых людей, более доступный, чем далекий и таинственный Бог, местный канал исцеления и благословения, и хотя после чудесного воскрешения она на самом деле дожив до глубокой старости, Кадфаэль всегда называет ее «Девушка». [ 18 ]
Вера
[ редактировать ]Формальная религия обязательно составляет центральную часть жизни Кадфаэля как бенедиктинского монаха, и религия обеспечивает основу его характера, а также атмосферу и действие историй. [ 19 ] Правило Святого Бенедикта представляет собой основу домашнего монастыря Святых Петра и Павла Кадфаэля, расположенного прямо через реку Северн от Шрусбери . Отмечается, что в 1141 году при аббате Радульфе в аббатстве проживало 53 брата, семь послушников и шесть школьников, не считая мирских управляющих и слуг. [ 20 ] Их дни структурированы в зависимости от выбора офисов, которым они следуют; сбор на молитву на утреню (в полночь) и последующую службу хвал , торжество в 6 часов утра, вечерню в 18 часов и повечерие в 8 или 9 часов вечера (в зависимости от времени года). Бенедиктинский орден был первоначально создан святым Бенедиктом, чтобы сочетать монашеское общение с физическими нагрузками, умственной стимуляцией и духовными обязанностями, считая, что упражнения и физический труд помогут обрести здоровье души. Это ознаменовало радикальный отход от прежних порядков, установив общежитскую общественную жизнь, которая не идеализировалась как строгая или покаянная. Более свободная структура, управляемая по усмотрению аббата, хорошо подошла бы такому человеку, как Кадфаэль, который прожил в светском мире сорок лет, прежде чем войти в орден. [ 2 ] Вполне естественно, что Кадфаэль, как уставший от мира солдат, должен искать гибкость этого конкретного порядка в качестве conversus . [ 21 ]
Будучи высокограмотным монастырским травником/садовником, обладающим редкими навыками, востребованными как в городе, так и в аббатстве, Кадфаэль является эквивалентом средневекового врача, обладающего независимым авторитетом, который отличает его от своих собратьев. [ 22 ] Это позволяет ему путешествовать, выстраивать светские отношения и порой бросать вызов силам внутри сильной феодальной иерархии. Христианство Кадфаэля связано с «телесными делами милосердия»: кормление голодных, одевание нагих и исцеление больных, а не проповедь. [ 23 ] Он предпочитает простое, терпимое и всепрощающее понимание христианства, его практика, как правило, основана на опыте человеческой слабости, а не на созерцании религиозных текстов. [ 24 ] Когда Шрусбери посещает ортодоксальный человек в стиле инквизиции ( «Ученик еретика» ) или сурово карательная версия христианства ( «Ворон в передних воротах» ), истории заканчиваются подтверждением позитивной, терпимой веры, которую придерживается Кадфаэль. В каком-то смысле он «создает свою собственную теологию», соответствующую ситуации; Сама Паргетер согласилась, что Кадфаэль — специалист по ситуационной этике , основывающий свои действия в любой конкретной ситуации на «правильных поступках», а не на строгом моральном кодексе. [ 24 ]
Два аббата, правившие во времена Кадфаэля в аббатстве Святых Петра и Павла, аббат Гериберт (Герберт) (1128–1138) и аббат Радульф (Ранульф I или Ральф) (1138–1148), оба являются реальными историческими фигурами. Надменный «ожидающий аббат», приор Роберт Пеннант (1148–1167). [ 25 ] сменил Радульфа через некоторое время после окончания «Хроник Кадфаэля». «Тревожная сладость» вымышленного аббата Гериберта противопоставляется гордому и амбициозному приору Роберту, который, как утверждает Коллман, «почти становится настоящим злодеем сериала». [ 25 ] Оба начальника подчеркивают аббата Радульфа как медианного, идеального аббата, к которому Кадфаэль испытывает глубокое сочувствие и понимание. И Роберт, и Гериберт также служат для того, чтобы показать замкнутые и мирские опасности соответственно, которые Кадфаэль уравновешивает своей «постоянной войной совести». [ 26 ] Питерс показывает Кадфаэля в самом сердце здоровой, полноценной монашеской жизни, которая, возможно, и несовершенна из-за своей человечности, но имеет благие намерения. [ 18 ] Именно Кадфаэль, точка опоры, помогает сохранить здоровье и перспективу, позволяющую преодолевать кризисы справедливости, возникающие внутри и за пределами сообщества. Можно утверждать, что Петерс создает его как версию видения святого Бенедикта святого общения и служения. [ 18 ]
Обыватель
[ редактировать ]Кадфаэлю комфортно общаться как с норманнами, так и с саксами , и он работает, несмотря на этнические различия. Он легко перемещается среди валлийцев и англичан, говоря на обоих языках, со свободными людьми и крестьянами , с богатыми и бедными горожанами, с представителями низшей и высшей аристократии, внутри племенных и феодальных общин, церковных иерархий и светских; он свободно разговаривает с королями и принцами. Он много путешествовал по мусульманским странам и выражает уважение к их культуре и народу. Он жил с мусульманкой и путешествовал моряком. Когда злодей обращается к нему как «Хозяин», Кадфаэль тут же поправляет его: «Ни одному хозяину, каждому человеку брат, если хотите». [ 27 ]
Он нейтрален в политических вопросах, отказываясь принимать чью-либо сторону в гражданской войне между императрицей Мод и королем Стефаном за контроль над Англией. На его отречение от политики повлияли его святые обеты брата-монахея, а также то, что он сражался и видел разрушения, вызванные политической волей во время крестовых походов. Кадфаэль находится в хороших отношениях с людьми по обе стороны английской войны; его лучший друг Хью — стойкий сторонник короля Стефана, а его сын Оливье столь же предан императрице Мод. Кадфаэль объясняет свой нейтралитет, говоря: «По моим меркам, между двумя такими монархами нет особого выбора, но можно многое сказать о том, как сдержать человеческую верность и слово». [ 28 ] Став свидетелем неудавшейся мирной конференции, Кадфаэль формирует мнение, что сводный брат Мод Роберт стал бы лучшим монархом, чем они оба, если бы не его незаконное рождение (которое не лишило бы Роберта права в Уэльсе, поскольку его закон имеет другое определение). ублюдка ) . Однако Кадфаэль держит это мнение при себе. [ 29 ]
Кадфаэль поддерживает тесные контакты с другими валлийцами, живущими в Шрусбери, включая лодочника Мэдога, сыгравшего важную роль в нескольких книгах. Кадфаэль любит говорить по-валлийски, с энтузиазмом получает возможность вернуться в Уэльс, и ему ближе многие валлийские способы ведения дел, чем англо-нормандские: например, позволить всем признанным детям человека, рожденным в Уэльсе или вне брака разделить его наследство; и признание степеней преступности, включая убийства , что позволяет снисходительно относиться к убийцам при определенных обстоятельствах, вместо жесткой обязательной смертной казни Нормана Лоу, которую неохотно применяет Хью Берингар и жестко его начальник, шериф Гилберт Престкот. Однако Кадфаэль добровольно решил присоединиться к английскому монастырю, а не к валлийскому, и поселиться в Англии – хотя и недалеко от границы с Уэльсом – его светская история сделала его слишком космополитичным, чтобы он мог сливаться со своей родиной. Как валлиец в Англии и в согласии со своими обетами, он остается в мире, но не от него.
Кадфаэль почти наверняка упоминается, хотя и безымянно, в Шэрон Кей Пенман историческом романе «Когда Христос и его святые спали» , действие которого происходит в ту же эпоху, что и романы о Кадфаэле, где упоминается конкретный монах из Шрусбери, известный своими знаниями о Кадфаэле. травы и их лечебное применение.
Народное признание Кадфаэля
[ редактировать ]В честь этого персонажа выращивали розу. Роза «Брат Кадфаэль» — сорт селекционера роз из Шропшира Дэвида Остина , впервые показанный в 1990 году. [ 30 ] Это английский гибрид старой розы, широко доступный.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Розмари, Герберт (1 января 2003 г.). Кто? : кто есть кто в написании детективов и детективов . Издательство Оксфордского университета. стр. 27 . ISBN 0195157613 . ОСЛК 252700230 .
- ^ Jump up to: а б Калер 1998 , с. 11
- ^ Калер 1998 , с. 2
- ^ Хэнкс, Патрик ; Хардкасл, Кейт и Ходжес, Флавия (2006). Кадфаэль . Издательство Оксфордского университета.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Грабер, Ребекка (май 2006 г.). «Книги Кадфаэля Эллиса Питерса» . Книжная шлюха . Проверено 21 декабря 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Крэнч, Робби (январь 1993 г.). «Тайна в саду: Интервью с Эллисом Питерсом» . Травяной компаньон . Публикации Огдена . Проверено 21 декабря 2008 г.
- ^ Нодин, Марк (14 июня 2003 г.). «Урок 1. Произношение» . Курс валлийского языка . Архивировано из оригинала 16 декабря 2008 года . Проверено 21 декабря 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Питерс, Эллис (1995). Ярмарка Святого Петра . Книги Уорнера Футуры. стр. 26–28. ISBN 0-7515-1104-8 .
- ^ Питерс, Эллис (1991). Лето датчан . стр. 69–71.
- ^ Талбот и Уайтман 1990 , с. 19
- ^ Питерс, Эллис (1988). Редкий бенедиктинец . п. 53.
- ^ Питерс, Эллис (1995). Новичок Дьявола . Книги Уорнера Футуры. стр. 37–38. ISBN 0-7515-1108-0 .
- ^ Питерс, Эллис (1994). Паломник Ненависти . Уорнер Футура. п. 44. ИСБН 0-7515-1110-2 .
- ^ Jump up to: а б Питерс, Эллис (1994). Паломник Ненависти . Уорнер Футура. п. 130. ИСБН 0-7515-1110-2 .
- ^ Питерс, Эллис (1994). Паломник Ненависти . Уорнер Футура. п. 14. ISBN 0-7515-1110-2 .
- ^ Эдвардс, Мартин. «Borderlands: Криминальная фантастика Эллиса Питерса» . Статьи . Таинственная сцена. Архивировано из оригинала 4 декабря 2019 года . Проверено 30 июля 2013 г.
- ^ Питерс, Эллис (1994). Паломник Ненависти . Уорнер Футура. п. 16. ISBN 0-7515-1110-2 .
- ^ Jump up to: а б с Калер 1998 , с. 37
- ^ Викерс, Анита М. (1998). «Роль религии в сериале о Кадфаэле». В Калере, Энн К. (ред.). Искренне Ваш, Брат Кадфаэль . Популярная пресса Государственного университета Боулинг-Грин. п. 14. ISBN 0-87972-773-Х . Проверено 17 февраля 2013 г.
- ^ Питерс, Эллис (1994). Паломник Ненависти . Уорнер Футура. п. 27. ISBN 0-7515-1110-2 .
- ^ Калер 1998 , с. 4
- ^ Калер 1998 , с. 12
- ^ Калер 1998 , с. 7
- ^ Jump up to: а б Виггинс, Кайла МакКинни (1998). «Солдат, моряк, священнослужитель, кельт: философия брата Кадфаэля». В Калере, Энн К. (ред.). С уважением, брат Кадфаэль . Популярная пресса Государственного университета Боулинг-Грин. ISBN 0-87972-773-Х . Проверено 17 февраля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Калер 1998 , с. 30
- ^ Калер 1998 , с. 22
- ^ Питерс, Эллис (1980). Капюшон монаха . Волшебники побережья . п. 18. ISBN 978-0-00-104799-0 .
- ^ Питерс, Эллис (1979). Один труп слишком много . Таинственная пресса. п. 6.
- ^ Питерс, Эллис (1994). Покаяние брата Кадфаэля .
- ^ «Роза (Роза 'Брат Кадфаэль') в базе данных роз» . База данных растений Национальной ассоциации садоводов . Проверено 27 декабря 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Брансдейл, Митци (2006). «Брат Кадфаэль» . Кеды: словарь художественных детективов . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-313-33331-6 .
- Грин, Джудит А. (2006). Генрих I: король Англии и герцог Нормандии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0521591317 .
- Калер, Энн К., изд. (1998). С уважением, брат Кадфаэль . Популярная пресса Государственного университета Боулинг-Грин. ISBN 0-87972-773-Х .
- Талбот, Роб; Уайтмен, Робин (1990). Страна Кадфаэля: Шропшир и граница с Уэльсом . Макдональд. ISBN 0-316-90562-3 .
- Талбот, Роб; Уайтмен, Робин (1996). Травяной сад брата Кадфаэля . Маленький Браун. ISBN 0-8212-2387-9 .
- Уайтмен, Робин (1995). Компаньон Кадфаэля: Мир брата Кадфаэля (пересмотренное издание в твердом переплете). Литтл, Браун и компания (Великобритания). ISBN 0-316-87655-0 .