Лью Арчер
Лью Арчер | |
---|---|
Первое появление | Движущаяся цель |
Последнее появление | Синий Молот |
Создано | Росс Макдональд |
На фото | Пол Ньюман Питер Грейвс Брайан Кейт Харрис Юлин Джеймс Фолкнер |
Информация во вселенной | |
Пол | Мужской |
Занятие | Частный детектив |
Супруг | Сью Арчер (разведена) |
Национальность | Американский |
Лью Арчер — вымышленный персонаж, созданный американо-канадским писателем Россом Макдональдом . Арчер — частный детектив, работающий в Южной Калифорнии . [1] С конца 1940-х по начало 70-х персонаж появился в 18 романах и нескольких более коротких произведениях, а также в нескольких фильмах и телеадаптациях. Романы Макдональда о Арчере получили высокую оценку за то, что они построены на основе крутой художественной литературы и привносят в жанр больше литературных тем и психологической глубины. Критик Джон Леонард заявил, что Макдональд вышел за рамки криминальной фантастики и стал «крупным американским писателем». [2] в то время как автор Юдора Велти была поклонницей сериала и вела длительную переписку с Макдональдом. [3] Редакторы Thrilling Detective написали: «Величайший сериал о детективах , когда-либо написанный? Наверное». [4]
Профиль
[ редактировать ]Первоначально Лью Арчер был похож (если не был полностью производным) на Филипа Марлоу , сыщика-новатора, созданного Рэймондом Чендлером в 1930-х годах. Однако Макдональд в конечном итоге отказался от этого шаблона, хотя некоторые сходства остались. Принципиальное отличие Арчера в том, что он гораздо более откровенно чувствителен и чуток, чем крутой Марлоу. Он также выполняет другую функцию, чем Марлоу. Книги Чендлера в первую очередь представляли собой исследования характера и кодекса чести Марлоу, в то время как Макдональд использовал Арчера как линзу для изучения отношений других персонажей романов. Макдональд писал: «Конечно, мой рассказчик Арчер не является ни главным объектом моего интереса, ни персонажем, судьба которого меня больше всего волнует», и, более того, Арчер «не является их [романов] эмоциональным центром». [5]
Еще одно тонкое отличие заключалось в том, что Марлоу бродил по Лос-Анджелесу в 1940-х годах, в то время как Лью Арчер в 1950-х годах в основном работал в пригородах, перемещаясь вместе с населением. Как и Марлоу, Арчер наблюдает растущую дихотомию в американском обществе с помощью визуальных «снимков». В «Катафалке в полоску зебры» Арчер охотится за пропавшей девушкой, которая может быть мертва, а возможно, и убита. Его путь неоднократно пересекает группу молодых серферов, владеющих катафалком , раскрашенным в веселые полосы зебры. Для молодежи смерть далека и забавна. Для утомленного жизнью детектива это близко и мрачно.
Лью Арчер — это во многом шифр, редко описываемый. Его биография наиболее подробно раскрыта в «Движущейся мишени» : он прошел обучение в полицейском управлении Лонг-Бич, Калифорния, но ушел (сам Арчер говорит, что его «уволили») после того, как стал свидетелем слишком большого количества коррупции. В последующих романах подробности жизни Арчера упоминались лишь вскользь. В «Черных деньгах » (1966) Арчер упоминает, что ему около 50 лет, поэтому он родился примерно в 1916 году. В «Думстерах» шериф высмеивает его рост 6 футов 2 дюйма и голубые глаза. Когда его преследуют старые неудачи, мы узнаем, что однажды он «снял ремень». от моего старика», что он был проблемным ребенком и мелким вором, которого искупил старый полицейский, что он иногда слишком много пил, что его бывшую жену зовут Сью, и он часто о ней думает. Во время Второй мировой войны он служил в военной разведке в армии США , снова упоминается в «Думстерах» .
Арчер иногда находится в депрессии, часто утомлен миром. Почти греческое чувство трагедии пронизывает романы, поскольку грехи бездействия и преступления иногда богатых родителей часто обрушиваются на их детей, молодых людей, которых Арчер отчаянно пытается спасти от катастрофы. Такое использование греческой драмы было преднамеренным, например, Макдональд основал «Дело Гальтона» (1959) на свободной интерпретации мифа об Эдипе . [5] Ключевые происшествия в романах обычно разделены пятнадцатью годами, скудным поколением, поскольку доказательства старых преступлений всплывают на поверхность и преследуют новых персонажей. По мере того, как напряжение в романе приближается к кульминации, Арчер часто мало или совсем не спит, гоняет часы и бродит по пригородам Южной Калифорнии день за ночью, пытаясь собрать кусочки головоломки воедино, чтобы предотвратить новое насилие. Это 36- или 48-часовое бодрствование имитирует классическую греческую трагическую пьесу, где все происходит за один день; здесь это может быть больше суток, но поскольку персонаж не засыпает, это, по сути, чтит трагическую условность и способствует ощущению неотвратимой надвигающейся гибели. Том Нолан в своей книге «Росс Макдональд. Биография» [6] писал об авторе: «Постепенно он сменил крутые атрибуты на более субъективные темы: личная идентичность, семейная тайна, семейный козел отпущения, детская травма; как мужчины и женщины нуждаются и борются друг с другом, как похороненное прошлое поднимается, как скелет для противостояния настоящему. Он привнес в детективные рассказы трагическую драму Софокла и психологию Фрейда , а его проза сверкнула поэтическими образами». Философские отсылки подчеркнули вдумчивый тон романов: в «Холоде» (1964) упоминаются Парменид , Гераклит , Ахиллес и черепаха , а в «Черных деньгах » (1966) кратко обсуждается Анри Бергсон .
Единственные примечательные повторяющиеся персонажи - это Арни и Филлис Уолтерс, которые появляются в нескольких романах и, похоже, поддерживают теплую дружбу с Арчером. Арни — частный детектив из Рино, штат Невада , примерно в 470 милях к северу от Лос-Анджелеса. Арчер иногда обращается к Арни за помощью в делах, которые ведут в Неваду. Расследования Арчера иногда ведут от Калифорнии до Невады, отчасти из-за того, что в Неваде тогда действовали одни из самых либеральных законов о браке и разводе в стране, а также из-за того, что Невада тогда была одним из немногих штатов, где были легализованы азартные игры в казино и связанная с ними организованная преступность. присутствие.
Имя Арчера отдает двойную дань уважения: сначала Дэшилу Хэмметту («Майлз Арчер» было именем Сэма Спейда убитого партнера в «Мальтийском соколе»). [7] ), а Лью Уоллес был автором романа «Бен-Гур» (1880). [8]
Признание
[ редактировать ]Согласно статье New York Times , «некоторые критики причислили его [Макдональда] к числу лучших американских романистов своего поколения». Уильям Голдман из раздела «Обзор книг» газеты написал, что книги Арчера были «лучшей серией детективных романов, когда-либо написанных американцами». [9]
За свою карьеру Макдональд был удостоен нескольких наград, в первую очередь за сериал о Лью Арчере. В 1964 году Американские детективные писатели наградили автора премией «Серебряный кинжал» за «Холод» . Десять лет спустя он получил Премию Великого Магистра от Американских детективных писателей, а в 1982 году он получил «Глаз», Премию Шамуса за заслуги перед жанром от Американских частных детективных писателей. В 1982 году он был награжден премией Роберта Кирша ( Книжная премия Los Angeles Times ) от газеты Los Angeles Times за «выдающуюся работу автора с Запада или с участием Запада». [10]
Книги
[ редактировать ]Романы
[ редактировать ]- Движущаяся мишень (1949)
- Тонущий бассейн (1950)
- Как умирают некоторые люди (1951)
- Ухмылка цвета слоновой кости (1952; также известный как «Отмечено за убийство »)
- Найдите жертву (1954)
- Варварский берег (1956)
- Думстеры (1958)
- Дело Гальтона (1959) [11]
- Женщина Уичерли (1961)
- Полосатый катафалк (1962)
- Холод (1964)
- Обратная сторона доллара (1965)
- Черные деньги (1966)
- Мгновенный враг (1968)
- Прощальный взгляд (1969)
- Человек из подполья (1971)
- Спящая красавица (1973)
- Синий молот (1976)
Короткие рассказы
[ редактировать ]- «Найди женщину» (июнь 1946 г., EQMM)
- «Бородатая дама» (американский журнал, октябрь 1948 г.)
- «Воображаемая блондинка» (февраль 1953, «Охота»; также известная как «Исчезнувшая»)
- «Виновные» (май 1953, Обыск; также известный как Зловещая привычка)
- «Избитая сестра» (октябрь 1953, Охота; также известная как Самоубийство)
- "Блондинка с чувством вины" (январь 1954, Обыск)
- "Погоня за диким гусем" (журнал Ellery Queen's Mystery Magazine, июль 1954 г.)
- "Midnight Blue" (октябрь 1960, журнал Ed McBain's Mystery Magazine)
- «Спящая собака» (апрель 1965 г., Аргоси)
- в трёх сборниках: «Зовут Арчер» , «Лью Арчер, Частный сыщик» и «Незнакомцы в городе».
Адаптации
[ редактировать ]Фильм
[ редактировать ]Персонаж несколько раз адаптировался для визуальных медиа: Два художественных фильма с Полом Ньюманом в главной роли [11] как «Лью Харпер »:
- Харпер (1966, [11] режиссер Джек Смайт ) по роману «Движущаяся мишень» (1949).
- Тонущий бассейн (1975, [11] режиссер Стюарт Розенберг ) по одноименному роману
- «Человек из подполья» (1974, режиссёр Пол Вендкос) — телефильм с Питером Грейвсом в главной роли .
- Le Loup de la Côte Ouest (2002, режиссер Уго Сантьяго , по мотивам рассказа «Блондинка с чувством вины») с Джеймсом Фолкнером в роли Лью Миллара . (Альтернативное название: Волк Западного побережья)
В октябре 2011 года компания Random House Films заключила сделку о создании кинофраншизы о Росса Макдональда детективе Лью Арчере с компаниями Silver Pictures и правообладателем Warner Bros. Стивеном Уайтом и президентом Random House Studio Питером Гетерсом, которые выступят исполнительными продюсерами фильмов. Адаптация этой серии фильмов начнется с восьмой книги серии « Дело Гальтона» . Эндрю Рона и Алекс Хайнеман из Silver Pictures будут исполнительными продюсерами, а Джоэл Сильвер будет продюсером. [11]
Сериал
[ редактировать ]Арчер , телесериал NBC 1975 года (NBC) с Брайаном Китом в главной роли , основанный на персонаже. Его отменили после шести серий:
- "Турецкая связь", эфир 30 января 1975 г.
- "Поджигатель", эфир 6 февраля 1975 г.
- "The Body Beautiful", эфир 13 февраля 1975 г.
- "Оттенки синего", эфир 20 февраля 1975 г.
- "Исчезнувший человек", эфир 6 марта 1975 г.
- "Кровавые деньги", эфир 13 марта 1975 г.
Радио
[ редактировать ]- "Спящая красавица", вышедшая в эфир 1 января 1996 года на канале NPR, с Харрисом Юлином в роли Арчера.
- "Полосатый катафалк под зебру", продюсер KCRW, с Харрисом Юлином в роли Арчера.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Герберт, Розмари (1 января 2003 г.). Кто? : кто есть кто в написании детективов и детективов . Издательство Оксфордского университета. стр. 10 . ISBN 0195157613 . ОСЛК 252700230 .
- ^ «Особенный фильм — Дань Россу Макдональду» . Январский журнал.com .
- ^ Луи Баярд (2015) Обзор: Юдора Велти и Росс Макдональд, соединенные потоком слов , The New York Times, 13 июля 2015 г. Проверено 14 апреля 2016 г.
- ^ «Лью Арчер» . Thrillingdetective.com .
- ^ Jump up to: а б Макдональд, Росс (1973). О криминальной фантастике. Санта-Барбара: Capra Press, название серии: Да! Серия книг Capra; нет. 11
- ^ Том Нолан, Росс Макдональд, Биография , Сыновья Чарльза Скрибнера, 1999 ISBN 0-684-81217-7
- ^ Крейлинг, Майкл (2005). Романы Росса Макдональда . Издательство Университета Южной Каролины. п. 18 . ISBN 1-57003-577-6 .
- ^ Том Нолан, редактор, Росс Макдональд: Файлы Арчера , Винтажное преступление / Черная ящерица, Введение: «Лучник в памяти», стр. xiii.
- ^ Росс Макдональд - Биография Тома Нолана
- ↑ Детективный писатель Росс Макдональд, 67 лет, умер 13 июля 1983 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Флеминг, Майк младший (31 октября 2011 г.). «Warner Bros. и Джоэл Сильвер возродили серию романов Росса Макдональда о Лью Арчере с помощью «Дела Гальтона» » . Крайний срок Голливуд . Пенске Бизнес Медиа, ООО . Проверено 8 февраля 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лью Арчер на ThrillingDetective.com
- Серия Лью Арчера на Good Reads.com