Мел


Чаки ( 茶器 ) — японский термин, который буквально означает «принадлежность для чая». В словаре японской чайной церемонии это в широком смысле означает (1) любой инструмент, используемый в практике чаною , и в более узком смысле означает (2) емкость для порошкообразного зеленого чая ( маття ), используемого в процедурах приготовления чая, хотя обычно это подразумевает (3) кэдди, используемые при приготовлении жидкого чая ( усуча ). [ 1 ] В данной статье этот термин применяется к определению 2.
Кэдди, обычно называемые чаки, представляют собой относительно небольшие контейнеры с крышками и не являются сосудами для хранения. Готовясь к процедуре приготовления чая ( темаэ ), хозяин тщательно выбирает лоток для матча , который будет использоваться, и, что является важной частью приготовления, аккуратно помещает матча в него . Чаки чаки выбирается так, чтобы гармонировать с другим снаряжением, используемым по этому случаю, и входит в число предметов, на которые гости обращают особое внимание.
Чаки классифицируются как по материалу и форме, так и по типу приготовления чая (жидкий чай или густой чай), для которого они используются.
Стили и классификация
[ редактировать ]Чаки можно разделить на две большие категории: сделанные из керамики и сделанные из дерева или бамбука. Обычно керамические чаки используются при приготовлении густого чая ( койтя ) и называются чирэ ( 茶入 , «контейнер для чая») ( джа ) или коича-ки ( 濃茶器 ; «приспособление для густого чая»).
Деревянные или бамбуковые чаки обычно используются в процедурах приготовления жидкого чая, их также называют усуча-ки ( 薄茶器 ), «инструмент для жидкого чая», часто сокращенно усуки ). Обычно они относятся к категории форм, называемой нацумэ ( 棗 , « мармелад »), и поэтому усуча-ки в целом обычно называют нацумэ .
И чирэ , и нацумэ далее классифицируются в зависимости от страны происхождения, материалов и формы, а в некоторых случаях - по гончару или, в особых случаях, по имени, данному предмету.
Усуча-ки / Нацумэ
[ редактировать ]
В широком смысле усуча-ки — это деревянный сосуд с крышкой, предназначенный для хранения порошкообразного чая для приготовления жидкого чая. Традиционно усуча-ки вырезаются вручную из дерева или бамбука и обычно покрываются лаком . На них также могут быть нарисованы, нанесены или вырезаны рисунки, например, с использованием техник маки-э или радэн . массового производства более дешевые пластиковые усуча-ки Сегодня доступны и .
Название нацумэ происходит от плода нацумэ или мармелада , на который, некоторые усуча-ки как говорят, похожи . Строго говоря, слово нацумэ следует использовать только для обозначения сосудов, имеющих слегка выпуклую вершину и тело, постепенно сужающееся к основанию, но на практике любое усуча-ки можно отнести к нацумэ .
Поскольку нацумэ используются для приготовления жидкого чая, они являются первыми чаки , которые изучающий чай учится использовать.
История
[ редактировать ]Художник по лаку по имени Ханэда Горо, который жил в эпоху культуры Хигасияма и выполнял лаковые работы для Асикаги Ёсимаса , считается создателем этого типа контейнера для порошкового чая, который сначала, как правило, был покрыт черным лаком. Записи о чаепитиях, проводимых Сэн-но Рикю, показывают, что он использовал нацумэ , и что в его время нацумэ использовались для приготовления коитя (густого чая). [ 2 ]
Типы
[ редактировать ]
Базовым типом является «форма Рикю» ( 利休形 Рикю-гата ), которая бывает трех размеров: большой ( 大棗 ō-нацумэ ), средний ( 中棗 тю-нацумэ ) и маленький ( 小棗 ко-нацумэ ). . В ортодоксальном Рикю-гата нацумэ, обычно покрытом простым черным лаком внутри и снаружи, крышка прилегает к корпусу примерно на 7/10 расстояния вверх от основания. Однако среди других типов и размеров нацумэ существуют огромные различия . Например, диаметр плоского типа ( 平棗 хира-нацумэ ) обычно примерно в два раза превышает высоту сосуда. [ 3 ]

Кома (独楽) — название волчка . Родом из Юго-Восточной Азии, он также стал популярным мотивом. Его можно отнести к категории симамоно .
Кодай-дзи бун нацумэ назван в честь Кодай-дзи в Киото и украшен императорской печатью хризантемы и печатью павловнии регента Тоётоми Хидэёси . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Стул
[ редактировать ]Самая важная керамика Ча-но-ю — это сначала Ча-ире , а затем Ча-ван . Говорят, что среди военного сословия самым ценным имуществом были в первую очередь чайницы, во-вторых, письменные принадлежности и в-третьих, мечи. Именно в таком порядке сёгун преподнес их тому, кого он хотел почтить.
— А. Л. Сэдлер. [ 7 ]
Термин «чайре» (茶入) обычно относится к относительно небольшой керамической банке с крышкой, используемой для хранения чайного порошка для приготовления густого чая ( койтя ). Крышка традиционно изготавливается из слоновой кости с нижней стороной, покрытой позолотой , хотя сегодня крышки обычно изготавливаются из других материалов, напоминающих слоновую кость.
История
[ редактировать ]По словам Сэдлера, стулья изначально использовались в Китае в период Сун в качестве бутылок для масла или лекарств, а также были импортированы в Японию для использования в качестве чайниц до конца периода Асикага или начала периода Токугава . [ 7 ]
Типы
[ редактировать ]Чайре можно разделить на два больших типа: карамоно и вамоно (иногда называемое куниякимоно ). Карамоно – это стулья , созданные в Китае или похожие на те, что созданы в Китае , а вамоно – это те, которые возникли в Японии . Их можно дополнительно разделить по печам или гончарам, а также по форме.
Карамон
[ редактировать ]Стулья Карамоно классифицируются по форме:
- Насу ( 茄子 « баклажан » ): Кресло — это сосуд среднего размера, названный в честь своей формы, напоминающей баклажан.
- Бунрин ( 文琳 в форме «яблока» ): кресло .
- Бунна ( 文茄 «яблоко-баклажан» ): форма стула , находящаяся между формами насу и бунрин .
- Катацуки ( 肩衝 с «выступающим плечом» ): Кресло , наиболее распространенный тип, названный в честь ярко выраженных «плечиков» наверху сосуда.
- Маруцубо ( 丸壺 ): форма «круглой банки».
- Тайкай ( 大海 «большого океана » ): Кресло , довольно большое в диаметре и с широким ртом по сравнению с его высотой. Меньший подтип этой формы известен как наикай или учиуми ( 内海 ).
- Цурукуби ( 鶴首 «шея журавля» ): кресло с длинной тонкой шеей.
- Сирибукура ( 尻膨 ), также известный как сирихари/ширибари ( 尻張 формы «выпуклого бедра» ): стул , отличающийся широкой нижней частью.
Вамоно
[ редактировать ]Вамоно-крере классифицируются по названиям печей (производственных центров) и гончаров. Печи в Сето , в старой провинции Овари (ныне префектура Аити), считаются оригинальными японскими печами для производства кресел, и поэтому традиционно кресель из печей Сето не попадает в категорию, называемую куниякимоно или «провинциальная посуда». Кроме того, различные печи в Киото не считаются «провинциальной посудой». [ 3 ]
Провинциальная посуда ( куниякимоно )
[ редактировать ]- посуда Карацу
- Сацума посуда
- Введите отдельно
- Собокайская посуда
- Такатори посуда
- Посуда Танба
- Бидзэн товары
- посуда Сидоро
- Зезе посуда
Гончары
[ редактировать ]- Мэймон
- Генджуро
- Синбэй
- Тоширо I, II, III, IV
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Словарь чаною: практические термины чая (Tankosha, 2007).
- ^ Генсёку Чадо Дайдзитэн (Японская энциклопедия Пути чая, Танкоша, 1975).
- ^ Перейти обратно: а б Геншоку Чадо Дайдзитэн
- ^ https://www.kuryyamaen.jp/shop/products/detail/155.
- ^ http://www.chadougu.jp/0001757.html
- ^ https://tenpyodo.com/products3/240507-1/
- ^ Перейти обратно: а б Сэдлер, А.Л. Ча-Но-Ю: Японская чайная церемония. Токио: Таттл, 1962, 66.
- Митико, Суганума. Лаковая посуда .
Внешние ссылки
[ редактировать ]