Jump to content

Сати (индуистская богиня)

(Перенаправлено с Дакшаяни )
Часы
Богиня силы, милосердия, семейного счастья и долголетия.
Другие имена Дакшаяни, Дакшаканья
Деванагари Сати
Санскритская транслитерация Сати
Партнер Кулдеви из Махараджа Джайчанда династии
Обитель Гора Кайлас
Мантра ॐ Сати Матре Намах
День Понедельник , вторник , пятница
Устанавливать Шер(Ванрадж) , Лотос
Тексты Пураны , Кумарасамбхавам , Тантра.
Храмы Все Шакта питхи
Фестивали Дурга Аштами, Все Аштами , Шукла Пакши Кали Пуджа , Шравани Пуджа
Генеалогия
Рожденный
Гангадвар (старое имя Харидвара)
Родители
Супруга Шива

Сати ( / s ʌ t Дакшаяни / , санскрит : सती , IAST : Сати , букв. « правдивый» или «добродетельный » ), также известная как ( санскрит: दाक्षायणी , IAST: Dākṣayaṇī , букв. дочь Дакши') , является индуистской богиней семейного счастья и долголетия, ей поклоняются как аспекту богини-матери Шакти . Сати была первой женой Шивы , вторая — Парвати , которая была реинкарнацией Сати после ее смерти.

Самые ранние упоминания о Сати встречаются во времена Рамаяны и Махабхараты , но подробности ее истории появляются в Пуранах . Легенды описывают Сати как любимого ребенка Дакши , который выходит замуж за Шиву вопреки воле отца. Позже, когда Дакша организует яджну (огненное жертвоприношение), на которую он не приглашает ее и ее мужа, Сати идет на нее, но ее отец унижает ее. Затем она приносит себя в жертву, чтобы протестовать против него и защитить честь своего мужа. [1] В индуизме и Сати, и Парвати последовательно играют роль вывода Шивы от аскетической изоляции к творческому участию в мире. [2]

История Сати играет важную роль в формировании традиций двух наиболее известных сект индуизма — шиваизма и шактизма . Считается, что после смерти Сати Шива разнес ее тело по всему миру. При этом части ее тела упали на землю в 51 разных местах. Эти места теперь известны как Шакта-питхи и являются священными для индуистов .

Этимология

[ редактировать ]

Имя «Сати» означает «правдивый», «добродетельный» или «благородный» на санскрите . [3] [4] Это слово происходит от слова «сат», что означает «истина». [5]

Она известна под разными отчествами, хотя эти имена могут быть использованы для любой из дочерей Дакши. Некоторые из этих имен включают Дакшаяни, Дакшаканья и Дакшаджа. [6]

История и текстовый фон

[ редактировать ]

По мнению ученых Уильяма Дж. Уинкинса и Дэвида Р. Кинсли, ведические писания (2-е тысячелетие до н. э.) не упоминают Сати-Парвати, но намекают на двух богинь, связанных с Рудрой, Рудрани и Амбику. [примечание 1] В Кена Упанишаде богиня по имени Ума-Хемавати выступает как посредник между богами и Верховным Брахманом . [примечание 2] [7] [8] Как археологические, так и текстовые источники указывают на то, что первые крупные появления Сати-Парвати произошли в период Рамаяны и Махабхараты ( 1-е тысячелетие до нашей эры). [9] [10]

В Махабхарате упоминается разрушение Дакша-ягьи , рождение Картикеи , поражение Асура Тараки , а также некоторые игры между Шивой и Умой (Парвати). Ученые полагают, что ко времени появления Пуран (ок. 4–13 вв.) легенды о Сати и Парвати приобрели известность, и они были адаптированы Калидасой в его эпической поэме «Кумарасамбхавам» (ок. 5–6 вв.). [9] [11] Некоторые из Пуран, повествующих историю Сати, — это Ваю-пурана , Сканда -пурана , Бхагавата -пурана , Курма-пурана , Падма -пурана , Линга -пурана , Шива пурана - и Матсья-пурана .

Рождение и молодость

[ редактировать ]

Сати была дочерью Дакши Праджапати (агента творения) и сына бога-творца Брахмы — и Прасути — дочери Ману . В некоторых альтернативных источниках, найденных в Шива-пуране , Матсья-пуране и Калика-пуране , ее мать упоминается как Асикни . [12] [13] Сати часто упоминается как младшая и самая любимая дочь Дакши. [14] [15] [16] Согласно шактистским (ориентированным на богиню) текстам, включая Деви Бхагавату и Махабхагавата Пурану , перед ее рождением Брахма посоветовал Дакше медитировать на Великую богиню и убедить ее принять аватар в качестве их дочери (Сати). Богиня согласилась, но предупредила, что, если он будет плохо с ней обращаться, она покинет свое тело. [17] [18] [19] [10] [20]

Еще в детстве Сати обожала сказки о Шиве и выросла пылкой преданной. Когда она стала женщиной, идея выйти замуж за кого-то еще, как задумал ее отец, стала для нее несправедливой. Считается, что Брахма намеревался выдать Сати замуж за Шиву и вовлечь его в мирские дела. [18] [21] [22]

В индуизме Сати считается идеальной женщиной. На картине изображено, как она получает подарки перед свадьбой от Куберы и его жены. [23]

Сати описывается как очень красивая, но легенды подчеркивают ее покаяние и преданность, которые завоевали сердце аскета Шивы. [24] [25] Согласно легенде, Сати оставила роскошь дворца своего отца и удалилась в лес, чтобы посвятить себя аскезе герметической жизни и поклонению Шиве. Она часто подвергалась испытаниям Шивой или его слугами. Наконец Шива уступил ее желанию и согласился жениться. Несмотря на нежелание Дакши, свадьба состоялась в установленное время, и Брахма выступил в роли священника. Сати переехала с Шивой на Кайлас. [24] Напряжение между Шивой и Дакшей усиливается, когда Дакша начинает не любить Шиву из-за его странной внешности и поведения. [2] [26]

Согласно « Бхагавата-пуране» , Дакша устроил Сати сваямвару (церемонию самостоятельного выбора), куда были приглашены все, кроме Шивы. Когда Сати не нашла Шиву, она подбросила в воздух гирлянду, чтобы выбрать себе мужа. Там проявился Шива, и оно упало на него, и они поженились. [19] XVIII века В Сватхани Катхе , когда Шива попросил руки Сати, Дакша отказался, заявив, что он не подходит. Вишну помог Шиве, замаскировав его под санньяси , и заставил его жениться на ней. [примечание 3] [26] Хотя во многих версиях сказки упоминаются возражения Дакши против брака, в « Шива-пуране» не упоминается какое-либо резкое сопротивление, хотя после свадьбы у него начинает развиваться глубокая ненависть. [26]

Проверка божественности Рамы

[ редактировать ]

В легенде из « Шива-пураны » Сати и Шива однажды странствовали по земле. Они прошли через лес Дандака , где встретили Раму в сопровождении Лакшмана , искавшего его жену Ситу после ее похищения Раваной . Наблюдая за плачем Рамы, Шива поклонился ему, после чего благословил первого победой и предстал перед ним. Охваченная майей , Сати спросила своего супруга, кому он поклонился. что Рама был полным воплощением Вишну Шива сообщил ей , . Видя, что она не убеждена, Шива посоветовал ей проверить божественность Рамы на себе. Сати сделала это, приняв облик Ситы и появившись перед ним. Рама засмеялся, видя маскировку богини и задаваясь вопросом, почему она приняла форму его жены. Ее сомнения исчезли, и Сати спросила Раму, чем он достоин приветствия Шивы. Рама объяснил ей свою истинную личность и обстоятельства и рассказал ей о своей преданности Шиве, после чего она похвалила его и вернулась к своему супругу. [27] [28]

Дакша яджна и самосожжение

[ редактировать ]
Сати противостоит Дакше.

Самая известная легенда, связанная с Сати, — это ее самосожжение в знак протеста против отца. [15] [11] [29] Первым текстом, в котором упоминается Дакша Яджна, является « Тайттирия Самхита» , позже он появляется в Рамаяне и Махабхарате . [30] Повествование о самосожжении Сати появляется в Пуранах , тантрической литературе и в Калидасы лирической «Кумарасамбхаве» . [31]

Согласно наиболее популярному повествованию, Дакша организовал яджну (жертвоприношение), на которую были приглашены все божества, кроме Сати и Шивы. Желая навестить своих родственников, Сати попыталась объяснить это упущение и рассудила, что для семьи в такой формальности нет необходимости. Шива пытался остановить ее, так как знал, что Дакша унизит ее, но когда она не убедилась, он послал ее со своими помощниками -ганами . Сати была принята матерью и сестрами, но Дакша был в ярости из-за ее незваного прибытия, унижал ее и издевался над Шивой. Желая порвать все связи с отцом и защитить честь мужа, Сати совершила самосожжение. [32] [17] [33]

Глубоко раненый смертью жены, Шива исполнил разрушительный танец Тандава . Он создал двух свирепых божеств — Вирабхадру и Бхадракали , которые устроили хаос на месте жертвоприношения. Почти все присутствовавшие были срублены в одночасье; Дакша был обезглавлен Вирабхадрой. После той ночи Шива, считающийся всепрощающим, вернул убитых к жизни и даровал им свое благословение. Дакша был восстановлен и к жизни, и к царствованию. Его отрубленную голову заменили козлиной. [15] [34] [2]

Существуют разные версии этого события. Деви -Бхагавата Пурана добавляет причину резкого поведения Дакши. Вскоре после свадьбы Сати Дакша осквернил священную цветочную гирлянду и в результате был проклят ненавидеть свою любимую дочь. [18] На месте жертвоприношения, после того как Дакша выбросила дары Сати и унизила ее, она использовала свои космические силы и сожгла ее тело. [33] Некоторые тексты предполагают, что перед смертью Сати Шакти пообещала, что она переродится у отца, который заслуживает ее уважения, и снова выйдет замуж за Шиву. [35] Махабхагавата -пурана представляет Сати свирепым воином. Когда Шива не позволил Сати посетить это мероприятие, она превратилась в десять грозных Махавидьи богинь во главе с Кали и окружила его со всех десяти сторон света. [15] [36] Видя силы своей жены, Шива позволил ей. [37] Сати, превратившаяся в Кали, пошла на жертвоприношение и разделилась на две сущности — одну реальную, но невидимую, а другую просто Чхайю (тень или клон). Чхая Сати разрушила священное событие, прыгнув в жертвенный огонь, в то время как «настоящая» Сати возрождается как Парвати. [38] [17] [39] [40] Брихаддхарма -пурана (около 13 века) повествует о создании Махавидьев, но нет упоминания о разделении Сати на две части. Она сохраняет свой успокаивающий характер после того, как Шива позволил ей. [40] [41] Самым радикальным изменением в этом тексте является отсутствие самосожжения Сати. Вместо этого в тексте упоминается, что она прокляла своего отца и покинула свое тело в гималайской пещере. [40] [17] В Калика Пуране не упоминается, что Сати отправилась на это мероприятие, вместо этого выясняется, что Сати покинула свое тело с помощью йогического процесса после того, как ее племянница Виджая сообщила ей о яджне. [17] [33]

Формирование Шакта питх

[ редактировать ]
Шива несет труп Сати, за ним следует Судхаршана чакра Вишну, литография XIX века.

Другая важная легенда, связанная с Сати, — это образование Шакта-питхов . Шакта-питхи — это святыни Богини-Матери, которые, как полагают, сохранились благодаря присутствию Шакти из-за падения частей тела трупа Сати. Считается, что разъяренный Шива исполнил танец Тандава с обугленным телом Сати, в результате чего ее тело распалось на части, и осколки упали в разные места на земле. [42] [43] В более подробном повествовании, встречающемся в некоторых текстах, обезумевший от горя Шива бродил с трупом Сати по вселенной, вызывая вселенский дисбаланс. Божества призвали бога Вишну вернуть Шиве нормальное состояние и спокойствие. Вишну использовал свою Сударшана Чакру (дисковое оружие), чтобы расчленить труп Сати, после чего Шива восстановил свое невозмутимость. [2]

Легенда заканчивается тем, что тело Сати было расчленено на множество частей, которые упали на землю в разных местах. несколько различных списков этих святых мест, известных как Шактапитхи Доступно ; некоторые из этих мест стали крупными центрами паломничества, поскольку секта Шактов , ориентированная на Богиню, считает их особенно святыми. Помимо основных Шакта-питх, некоторые маленькие питхи, такие как Биндудхам, появились которые возникли из-за упавших капель крови Сати.

Возрождение

[ редактировать ]

Подавленный Шива вернулся в свой аскетический мир, а Сати переродилась как Парвати , дочь Химавата , царя гор и олицетворения Гималаев , и его жены Мены. Химават горячо ценил Шиву. Следовательно, Парвати, как и Сати, покорила Шиву своим покаянием и вышла за него замуж. [21] [44]

Наследие и поклонение

[ редактировать ]
Храм Шри Хингладж Мата Шакта Питха — крупнейший центр индуистского паломничества в Пакистане. Ежегодную Хингладж Ятру посещают более 250 000 человек. [45]

Легенда о Дакша-ягье и самосожжении Сати имела огромное значение в формировании древней санскритской литературы и даже оказала влияние на культуру Индии. Это привело к развитию концепции шакта-питх и усилению шактизма . Многие истории в Пуранах считают Дакша -ягью причиной ее возникновения. Это важный инцидент в шиваизме, приведший к появлению богини Парвати на месте Сати и превращению Шивы в грихасташрами (домохозяина), что привело к возникновению Ганеши и Картикеи . [46] [40]

Коттиёр Висакха Махотсавам , 27-дневная церемония ягни, проводимая в безмятежных холмистых джунглях Северной Кералы ежегодно в честь Дакша Яги. Считается, что Сати Деви совершила самосожжение в этом месте и, по-видимому, это местонахождение Дакша Яги. Пуджа и ритуалы были классифицированы Шри Шанкарачарьей . [47]

Примечания

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Рудрани описывается как жена Рудры. Амбика, с другой стороны, в более ранних стихах описывается как его сестра, но в более поздних стихах предполагается, что она была его женой.
  2. И Уинкинс, и Кинсли отмечают, что более поздние комментарии к Кена Упанишадам подтверждают, что Ума была Парвати, не оставляя сомнений в ее отношениях с Шивой.
  3. Дополнительная информация : Вишну посоветовал Шиве переодеться саньяси и попросить милостыню у Дакши. Когда Дакша пообещал дать что-нибудь, Шива попросил Сати. Во время брака Вишну использовал свою майю (иллюзию), чтобы обмануть родителей Сати.
  1. ^ Кинсли 1998 , с. 35.
  2. ^ Jump up to: а б с д Кинсли 1998 , с. 38.
  3. ^ Журнал исторических исследований . Исторический факультет Университета Ранчи. 2004.
  4. ^ Ганди 1993 .
  5. ^ Гамес-Фернандес 2020 , с. 287.
  6. ^ Монье-Вильямс 1872 , с. 396.
  7. ^ Уилкинс 1913 , с. 294.
  8. ^ Кинсли 1998 , с. 36.
  9. ^ Jump up to: а б Кинсли 1998 , с. 36, 37.
  10. ^ Jump up to: а б Миттал и Терсби 2009 , с. 307.
  11. ^ Jump up to: а б Бозе 2018 .
  12. ^ Крамриш 1988 .
  13. ^ Шастри 2000 .
  14. ^ Коултер и Тернер 2013 .
  15. ^ Jump up to: а б с д Страны 2014 .
  16. ^ Синха 2020 .
  17. ^ Jump up to: а б с д и Мухопадхьяй 2018 .
  18. ^ Jump up to: а б с Мани 1975 , с. 576.
  19. ^ Jump up to: а б МакДермотт и Крипал 2003 , с. 43.
  20. ^ Вишванатан, Прия (15 июля 2015 г.). «Деви Сати – Повесть о страсти и чести» . Куклы Индии . Проверено 4 сентября 2020 г.
  21. ^ Jump up to: а б Кинсли 1998 .
  22. ^ Джонс и Райан 2006 .
  23. ^ Санити Деви 1919 , с. 10-11.
  24. ^ Jump up to: а б Кинсли 1998 , с. 37.
  25. ^ Майклс 2004 .
  26. ^ Jump up to: а б с Биркенхольц 2018 , с. 142.
  27. ^ Книги, Каусики (24 октября 2021 г.). Шива Пурана: Рудра Самхита: 2 Сати Кханда: Только английский перевод без шлок . Книги Каусики. стр. ПР II.
  28. ^ Хилтебейтель 2011 , с. 451.
  29. ^ Хилтебейтель 2011 .
  30. ^ Клостермайер 2014 .
  31. ^ Кинсли 1998 , с. 36-37.
  32. ^ Миттал и Терсби 2009 .
  33. ^ Jump up to: а б с Шимхада и Герман 2009 , с. 177.
  34. ^ Мани 1975 , с. Дакша.
  35. ^ Мани 1975 , с. 577.
  36. ^ Кинсли 1998 , с. 23.
  37. ^ Хоули и Вульф 1998 , с. 79.
  38. ^ Шимхада и Герман 2009 , с. 176.
  39. ^ Монаган 2010 , с. 27.
  40. ^ Jump up to: а б с д Шин 2018 .
  41. ^ Монаган 2010 , с. 26.
  42. ^ Пинчман 2015 , с. 7.
  43. ^ Всемирная энциклопедия межконфессиональных исследований: Мировые религии . Джнанада Пракашан. 2009. ISBN  978-81-7139-280-3 .
  44. ^ Дехеджиа 1999 .
  45. ^ «Мата Хингладж Ятра: В Хингол, паломничество к перевоплощению» . «Экспресс Трибьюн» . 19 апреля 2016 г. Проверено 9 января 2021 г.
  46. ^ «Портал управления храмом Коттиур Девасвам» . kottiyoordevaswom.com/ . Коттиёр Девасвам . Проверено 20 июля 2013 г.
  47. ^ «Навадурга | 9 Сварупа Маа Дурги Хинду Деви знает как Навадургу» . МааДурга . 2019 . Проверено 6 мая 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4f6ecb87ce16200738590b2273683177__1721531580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4f/77/4f6ecb87ce16200738590b2273683177.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sati (Hindu goddess) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)