Храм Хингладж Мата
Посмотри в глаза Хинглай Мата | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Ласбелский район |
Божество | Хингладж Мата (аспект богини Дурги ) |
Фестивали | Четырехдневная Тирт-ятра в апреле, Наваратри. |
Расположение | |
Расположение | Хинглай |
Состояние | Белуджистан |
Страна | Пакистан |
Географические координаты | 25,0 ° 30'50 "N 65,0 ° 30'55" E / 25,51389 ° N 65,51528 ° E |
Веб-сайт | |
Хинглаймата |
Хингладж Мата ( хинди : Hinglaj Mata, белуджи : هنگلاج ماتا , урду : ہنگلاج ماتا , синдхи : هنگلاج ماتا ), также известный как Хингладж Деви , Хингула Деви и Нани Мандир , — индуистский храм в Х. Инлай , город на побережье Макрана в Район Ласбела . Белуджистана расположен в самом сердце Хингол Национального парка . Это одна из 51 Шакти Пит в шактистской деноминации индуизма . [ 1 ] Это один из трёх Шакти Питов в Пакистане , двое других — Шивахаркарай и Шарада Пит . [ 2 ] Это форма Дурги или Деви в горной пещере на берегу реки Хингол . [ 3 ] За последние три десятилетия это место приобрело все большую популярность и стало объединяющей точкой отсчета для многих индуистских общин Пакистана. [ 4 ] Хингладж Ятра — крупнейшее индуистское паломничество в Пакистане . Весной в Хингладж Ятре принимают участие более 250 000 человек. [ 5 ]
Расположение
[ редактировать ]Пещерный храм Хингладж Мата находится в узком ущелье в отдаленной холмистой местности Льяри Техсил в Белуджистане. Это 250 километров (160 миль) к северо-западу, 12 миль (19 км) вглубь страны от Аравийского моря и 80 миль (130 км) к западу от устья Инда . Он находится в конце горного хребта Киртар , на участке пустыни Макран , на западном берегу реки Хингол . [ 6 ] [ 7 ] Эта территория находится под национальным парком Хингол . [ 8 ]
Другими местами поклонения в Хингладже и его окрестностях являются Ганеш Дева, Мата Кали, Гуругорах Натх Дуни, Брахам Куд, Тир Кундх, Гурунанак Харао, Рамджарокха Бетак, Анил Кундх на горе Чораси, Чандра Гуп, Харриривер и Агхоре Пуджа. [ 8 ]
Значение
[ редактировать ]Хингладж Мата считается очень могущественным божеством, дарующим добро всем своим преданным. Хотя Хингладж является ее главным храмом, храмы, посвященные ей, существуют в соседних индийских штатах Гуджарат и Раджастан . [ 9 ] В индуистских писаниях, особенно на санскрите, святыня известна как Хингула, Хингаладжа, Хингладжа и Хингулата. [ 10 ] Богиня известна как Хингладж Мата (Мать Хингладж), Хингладж Деви (Богиня Хингладж), Хингула Деви (красная богиня или Богиня Хингулы). [ 7 ] и Коттари или Котави. [ 11 ]
Главная легенда о Хингладж Мате связана с созданием Шакти Питас. Сати , дочь Праджапати Дакши , была выдана замуж за бога Шиву против его воли. Дакша организовал великую яджну , но не пригласил Сати и Шиву. Без приглашения Сати достигла места ягьи, где Дакша проигнорировал Сати и очернил Шиву. Не в силах выдержать это оскорбление, Сати сожгла себя, активировав свои чакры (энергию, вырабатываемую ее гневом).
Сати умерла, но ее труп не сгорел. Шива (как Вирабхадра ) убил Дакшу за смерть Сати и простил его, воскресив. Дикий, убитый горем Шива бродил по вселенной с трупом Сати. Наконец, бог Вишну расчленил тело Сати на 108 частей, из которых 52 упали на Землю, а другие - на другие планеты во вселенной, которые стали Шакти Питас , храмом формы Богини.
Шиве также поклоняются на каждой Шакти Питхе в образе Бхайравы , мужского аналога или хранителя главенствующей богини Питхи. [ 12 ] Считается, что голова Сати упала в Хингладже. [ 8 ] [ 13 ] [ 9 ]
В других местах Писания
[ редактировать ]Куларнава -тантра упоминает 18 питх и упоминает Хингулу как третью. В Кубджика-тантре Хингула указан среди 42 шакта или сиддха-питх, в которых Хингладж занимает пятое место. [ 14 ] или В разделе Питанирная Махапитанирупана из Тантрачудамани первоначально было перечислено 43 имени, но со временем имена были добавлены, в результате чего получилось 51 Питха. В нем подробно описаны Питха-девата или Деви (имя богини в Питхе), Кшастрадиши (Бхайрава) и анга-пратьянга (конечности, включая украшения Сати). Хингула или Хингулата стоит первым в списке, а анга-пратьянга — это Брахмарандхра ( шов на макушке головы). Деви известна под несколькими именами, такими как Коттари, Коттави, Коттариша, а Бхайрава — Бхималочана. [ 15 ] В Шивашарите Хингула снова стоит первым в списке из 55 питх. Брахмарандхра — это анга-пратьянга , богиню зовут Коттари, а Бхайраву — Бхималочана (находится в Котешваре ). [ 16 ]
В неписаном бенгальском произведении XVI века «Чандимангал» Мукундарам перечисляет девять питх в разделе «Дакша-ягья-бханга» . Хингладжа - последняя Питха, описанная как место, куда упал лоб Сати. [ 17 ]
Другая легенда гласит, что Деви убила Хингола, когда тот мучил людей. Она последовала за Хинголом в пещеру, которая в настоящее время является святилищем Хингладж Мата. Прежде чем его убили, Хингол попросил богиню назвать это место в его честь, и она согласилась. [ 9 ]
Вера брахмакшатриев
[ редактировать ]Община брахмакшатриев и община чаран , также известная как Гадхви, почитают Хингладж Мату как свое семейное божество . Они верят, что когда бог Парашурама преследовал кшатриев (каста воинов), некоторые брахманы (каста жрецов) предоставили защиту 12 кшатриям и замаскировали их под браминов, и их защитил Хингладж Мата. Другой вариант легенды заключается в том, что мудрец Дадхичи обеспечивал защиту Ратнасене, царю, правящему в Синде , в его ашраме (обители). Однако Парашурама убил его, когда он вышел. Его сыновья остались в ашраме. Когда Парашурама посетил ашрам, они были замаскированы под брахманов. Один из них, Джаясена, вернулся в Синд, чтобы править королевством, вооружившись защитной мантрой Хингладж Мата, данной Дадхичи. Хингладж Мата защитил Джаясену и приказал Паршураме прекратить серию убийств. [ 9 ]
Возлюбленный как Кулдеви
[ редактировать ]Согласно популярному фольклору Трета Юги , добродетельный хайхайский царь Махишмати региона малва , Сахасрабаху Арджуна или Сахасрарджуна, более широко известный как Картавирья Арджуна, опьяненный силой и чувством непобедимости, в конечном итоге убивает великого мудреца- брахмана Джамадагни из-за священной коровы Камадхену. . Разъяренный этим отвратительным преступлением, сын Джамадагни, Господь Парашурама клянется изгнать опьяненный властью клан Кшатриев с Земли. Вооружившись своим божественным топором, он устраняет Сахасрарджуна, а затем бушует на земле 21 раз, каждый раз уничтожая недобродетельных и недостойных царей, куда бы он ни пошел.
Напуганные перспективой смерти у Господа Парашурама, потомки Сахасрарджуна ищут Джанаку Махараджа, одного из самых образованных царей Видехи , который советует им искать благословения Хингладжи Маты. Клан преданно молится Деви в Хиглодже, которая, охваченная состраданием, обеспечивает убежище вместо нее. Со временем, когда Господь Парасуман посетил это место, он был приятно удивлен, увидев, что клан кшатриев, участвовавший во многих брахманических мероприятиях, сложил оружие. Хингладж Мата вмешивается в их защиту, и с тех пор клан отказался от оружия. Господь Парасураман не только обучал их писаниям и Ведам, но и зарабатывал на жизнь ткачеством. Клан с чувством облегчения затем разветвился и распространился по Синду , Пенджабу , Раджастхану , Мадхья-Прадешу , Телангане , Махараштре, Андхра-Прадешу и Карнатаке . И куда бы они ни пошли, они продолжали поклоняться Хингладж Деви. Чаран, также известный как Гадхви , Кхатрис , Бхавасары , Барот (каста) и Шимпи из Сомаваунши Сахасраджун Кшатрия, ведут свое происхождение от этого клана. Некоторые из тех, кто остался в провинции Синд, позже приняли ислам. Примечательно, что даже сегодня они являются одним из старейших кланов небрахманов, владевших Ведами. По сей день многие работают ткачами и портными. [ 18 ]
Почитание Хингладж Маты мусульманами
[ редактировать ]Местные мусульмане , особенно мусульмане-зикри, также почитают Хингладж Мату и обеспечивают безопасность святыни. [ 19 ] Они называют храм «Нани Мандир» (буквально «храм бабушки по материнской линии»). [ 20 ] [ 11 ] [ 21 ] Местные мусульманские племена вместе с индуистами совершают паломничество к храму Хингладж Мата, а некоторые называют это паломничество «Нани Ки Хадж». [ 1 ]
Мусульмане-суфии также почитают Хингладж Мату. Суфийский святой Шах Абдул Латиф Бхиттай посетил храм Хингладж Мата, и он упоминается в его стихах. [ 22 ] Сур Рамкали был написан Шахом Абдул Латифом Бхитаем в знак почтения к Хингладж Мате и приезжим йогам. [ 23 ] Существует легенда, что шах Абдул Латин Бхиттай предпринял трудное путешествие, чтобы посетить Хингладж Мата Мандир, чтобы отдать дань уважения Хингладж Мате, и предложить Хингладж Мата молоко. Также считается, что после того, как он предложил молоко, перед ним появилась Хингладж Мата. [ 24 ]
Ежегодное паломничество (Хингладж Ятра или Тирт Ятра)
[ редактировать ]По прибытии в Хингладж паломники совершают ряд ритуалов, таких как восхождение на грязевые вулканы Чандрагуп и Хандевари. Преданные бросают кокосы в кратеры грязевого вулкана Чандрагуп , чтобы загадать желания и поблагодарить богов за ответ на их молитвы. Некоторые разбрасывают лепестки роз, другие разрисовывают свои тела и лица глиной. Затем паломники совершают ритуальное омовение в священной реке Хингол, прежде чем, наконец, приблизиться к святилищу, обозначающему место упокоения богини. [ 25 ] Ежегодное четырехдневное паломничество в храм Хингладж Мата проводится в апреле. Основная церемония паломничества происходит на третий день, когда священники святыни читают мантры , призывая богов принять подношения, принесенные паломниками, и благословить их. [ 6 ] Подношения паломников божеству в основном состоят из трех кокосов. [ 13 ] Некоторые остаются в Хингладже на все четыре дня, другие совершают короткую однодневную поездку. [ 26 ]
Паломничество к этому месту традиционно начинается с Нанад Пантхи Ахада в Карачи . Группы паломников возглавляет священный носитель посоха, называемый чаадиар , уполномоченный Акхадой ( индуистской организацией садху). Садху (святые люди) , принадлежащие к этой группе, представляют собой очень сплоченную группу хата-йогов с собственной генеалогией предков; а также они соблюдают тайные обряды. [ 1 ] Исторически сложилось так, что немногие могли совершить утомительное путешествие в Хингладж — изнурительный путь через более чем 160 миль изолированной пустыни к храму. Но в последние годы новая инфраструктура позволила беспрецедентному количеству паломников войти в это место, изменив многовековые ритуалы. [ 27 ]
паломники со всего Пакистана и даже Индии . Храм посещают [ 28 ] держат традиционные красные знамена и носят декоративные платки из красного золота, которые ассоциируются со святилищами индуистских богинь, в данном случае Хингладж Мата. То, что когда-то было путешествием длиной более 150 километров (93 мили) пешком через пустыню от ближайшей дороги, теперь облегчается благодаря прибрежному шоссе Макран, соединяющему Карачи с Гвадаром . Хинглай находится в 328 км и почти в 4 часах езды от Карачи по прибрежному шоссе Макран. Следовательно, количество паломников, посещающих святыню, с годами существенно увеличилось; последняя сообщенная цифра [ когда? ] было от 25 000 до 30 000. Хотя большинство паломников приезжают на автобусах или личных автомобилях, некоторые добираются до святыни на велосипеде, поскольку считается, что чем больше аскезы, тем больше милости божества. [ 26 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 4 ]
независимости До обретения Индией и Пакистаном в 1947 году в регионе, составляющем современный Пакистан, проживало 14% индуистского и сикхского населения, которое упало до 1,6%, или около 3 миллионов, из-за миграции 6 миллионов индуистов и сикхов в Индию. [ 31 ] Из них почти 2,3 миллиона индуистов, наибольшая концентрация сосредоточена в одном районе: округе Тарпаркар (Тар) провинции Синд . Они составляют самый большой контингент паломников в храм Хингладж Мата. В их число входят торговцы, государственные служащие, но большинство составляют индусы из низшего сословия, работающие в качестве подневольных чернорабочих и сельскохозяйственных рабочих. Костюмы этих людей из сельских районов Пакистана очень красочны. Их женщины носят богато расшитую одежду с браслетами, украшающими их запястья. Для детей племени Тари, занятых на принудительных работах, это разовое развлечение. Среди паломников есть индусы среднего класса, особенно из соседнего Карачи, который является остановкой на пути паломничества в Хингладж. [ 26 ] [ 32 ] [ 33 ]
Паломничество служит местом встречи разных мест и проведения общественной деятельности, например, сбора средств на строительство индуистского храма. [ 20 ] В организации помогают сотни волонтеров. Установлены дизель-генераторы. Обширные общественные кухни созданы для приготовления еды, приготовленной из тонн продуктов, таких как пшеничная мука, рис, чечевица и овощи, поставляемые местными жителями для питания паломников. Готовится трехразовое питание. [ 34 ] Устанавливаются временные санузлы и лагеря. [ 26 ]
Исторически сложилось так, что немногие могли совершить утомительное путешествие в Хингладж — изнурительный путь через более чем 160 миль изолированной пустыни к месту упавшей головы Сати. Но в последние годы новая инфраструктура позволила беспрецедентному количеству паломников войти в это место, изменив многовековые ритуалы. [ 27 ]
Баба Чандрагуп
[ редактировать ]Грязевой вулкан Чандрагуп считается у индуистов священным и является важной остановкой для паломников на пути к святыне Хингладж Мата . Преданные бросают кокосы в кратеры, чтобы загадать желания и поблагодарить богов за ответ на их молитвы. [ 35 ]
Грязевой вулкан Чандрагуп почитается как воплощение Господа Шивы , поэтому его называют Баба Чандрагуп. Многие паломники считают, что в храм Хингладжа можно войти только после того, как отдали дань уважения Бабе Чандракупу. Традиционно паломники бодрствуют всю ночь, постясь и размышляя о грехах, которые они исповедуют на краю кратера на следующий день, и пекут роти, приготовленные из ингредиентов, предоставленных всеми ятри. На следующий день они поднимаются на склон Чандракуп. Затем роти подают в качестве подношения Бабе Чандракупу. В настоящее время также предлагаются кокосы, орехи бетеля и дал. На вершине вулкана паломники сначала должны представиться, назвать свое полное имя и место происхождения, а затем рассказать о своих грехах перед группой. По пузырению грязи и реакции ветра чаридар может определить, прощены ли грехи паломника. [ 19 ]
Священная долина Хинглай
[ редактировать ]Долина Хингладж считается самой Хингладж Мата и, следовательно, считается Священной. Это концепция Сваямбху в индуизме, которая подразумевает божественное присутствие в природных проявлениях, таких как отдельные пейзажи или, в меньшем масштабе. Здесь концепция сваямбху относится не только к главному святилищу, но также может быть связана с целыми районами долины Хингладж, территорией, окружающей вулкан Чандрагуп , или даже всей территорией. пустыня считается домом Дэви. [ 19 ]
Точка, в которой начинается долина Хингладж, четко обозначена стеной, построенной Хингладж Шева Мандали в 1996 году. Однако традиционные рассказы о путешествиях и паломники, приходящие к святыне, обычно демонстрируют, что сакральная география Богини более обширна, чем это, исчезновение старые пути паломничества привели к отмене многих остановок в пути. Из-за божественности священной географии Богини в долине не разрешается устанавливать коммерческую деятельность, включая магазины и чайные киоски. [ 19 ]
Паломничество Рамы в Хингладж.
[ редактировать ]Убив Равану , Рама вернулся из изгнания, чтобы взойти на трон Айодхьи . Мудрец Кумбодхар объяснил, что, чтобы очиститься от этого греха, Раме придется совершить паломничество в Хингладж Мата, единственное место, которое могло бы его очистить. Рама последовал совету и немедленно отправился со своей армией в Хингладж. Его также сопровождали Сита , Лакшмана и Хануман .
На горном перевале армия богини, охранявшая вход в ее империю (Священная долина Хингладж), остановила их, и началась война, в которой армия богини победила армию Рамы и сказала ему, что его армия должна отступить. Когда Рама послал к богине гонца, чтобы узнать, почему она сражалась с ним, она отвечает, что он должен вернуться на свою первую остановку, которая теперь называется Рам Баг , и снова совершить путешествие как простой паломник.
Поэтому Рама оставил свое окружение, свою армию и транспортные средства и отправился идти к святыне в сопровождении только своих самых близких друзей. Люди Рамы были опустошены тем, что им не разрешили сопровождать своего господина в обитель богини. Таким образом, Дэви пообещала им, что в какой-то момент все их потомки вернутся, чтобы совершить паломничество. Чтобы пройти через суровую пустыню, Рама призвал благочестивого Лалу Джасраджа, отшельника, жившего неподалеку у горячих источников, стать их чаридаром во время ятры. Только сейчас богиня позволила группе пересечь перевал.
Пройдя всего несколько километров, Сита почувствовала жажду в палящей жаре пустыни и попросила Ханумана и Лакшману принести ей воды. Хануман пытался добыть воду из почвы, яростно топая ногой по земле, но в результате этого русло реки высохло. С той же целью Лакшмана пустил стрелу в горный массив, но сумел отколоть лишь один из холмов. В агонии Сита положила ладонь на землю и тем самым вызвала появление пяти колодцев, из которых группа пила. Эти пять колодцев известны как Сита Коовас. За рекой следовала серия из пяти колодцев, которые, как сообщается, были созданы либо силой Ситы, либо самой Хингладж. Но сегодня этих достопримечательностей не видно.
После физически сложного путешествия Рама достиг святилища богини, и Дэви даровала ему очищение от греха. Чтобы отметить завершение своей ятры, он вырезал символы Солнца и Луны на горе напротив храма, которую можно увидеть даже сегодня. [ 19 ]
Паломники Хингладжа перед тем, как отправиться в Хингладж, отправляются в Кхари Нади, где люди совершают омовение в океане и поклоняются Раме. [ 19 ]
Хингладж Сева Мандали
[ редактировать ]Хингладж Шева Мандали — это храмовый комитет, созданный для содействия ежегодному паломничеству к святыне. Он был создан 5 января 1986 года и продолжает оставаться основной организацией, обслуживающей храм Хингладж Мата и его паломников. [ 19 ]
Споры
[ редактировать ]Похищение председателя комитета
[ редактировать ]Председатель храмового комитета был похищен за два дня до ежегодной Хингладж Ятры в 2012 году подозреваемыми исламистами. [ 36 ] [ 37 ] Его продержали в плену 73 дня, а затем освободили. резко Индуистский совет Пакистана раскритиковал то, что его похищение было сделано для предупреждения индусов, проживающих в Пакистане. [ 38 ]
Строительство плотины
[ редактировать ]В 2008 году Управление развития водных и энергетических ресурсов Пакистана предложило план строительства плотины на реке Хингол недалеко от святыни. Плотина затопила бы подъездные пути к храму и поставила бы под угрозу местность и связанные с ней фестивали. После протеста индуистской общины Ассамблея Белуджистана отказалась от строительства плотины .
После этого WAPDA первоначально предложила перенести три святыни на более высокую высоту и гарантировала строительство новой подъездной дороги. Это предложение было отклонено Хингладж Шева Мандали, которая утверждала, что эти места не похожи на обычные храмы и не могут быть просто перемещены. В 2008 году законодатели Ассамблеи Белуджистана отреагировали на обеспокоенность и протесты индуистской общины и попросили федеральное правительство остановить проект. В 2009 году, после года приостановки, WAPDA решила продолжить реализацию спорных планов строительства плотины Хингол , но решила перенести место строительства плотины на несколько километров к северу, чтобы защитить храм. Эта резолюция соответствовала консенсусу между WAPDA, Ассамблеей Белуджистана и индуистской общиной. [ 19 ]
Культура
[ редактировать ]Семейное Божество или Кулдеви
[ редактировать ]Хингладж Деви почитается как Кулдеви Параджии Сони (Параджия Сони, Паттни Сони, Гирнара Сони, Кутчи Сони), [ 39 ] Бхавсар (Бхавсар), индуистская Лохана, Госави, Госвами (Дашнами), Бханушали самадж (каста), Брахамкшатрия самадж (индуистская кхатри ), Сепау Раджпурохит , Чаран - Гадхв и (каста), Бавалия (мер) (Самадж Саурастра Гуджарат), Барот (каста) на юге Индии. Особенно Банджарас или община Ламбади. Поклонение Хингаладж Деви как одной из Сати Бхавани. Последнее воплощение Хингаладж Деви Джагадамбы или Мерама Яди известно в общине Банджара Южной Индии. Севалалу, преданному Джагадамбы, также поклоняются Банджары в большинстве южных штатов Индии.
СМИ и фильмы
[ редактировать ]Хингладж Деви дан центр сферы в фильме на бенгальском языке под названием Морутирт Хингладж , в котором показано, как группа людей, в основном преданные, идет пешком по пустыне длиной около 150 миль. Главную роль в фильме исполнил индийский художник Уттам Кумар , снявшийся во многих фильмах на бенгали и хинди. Фильм получил известность и получил хорошие отзывы критиков. Песни в этом фильме очаровательны и исполнены певцом Хемантом Кумаром. Сахасам , индийский боевик на телугу с Гопичандом и Тапси Панну в главных ролях, режиссер Чандра Секхар Йелети .
Книги
[ редактировать ]«Хингладж Шактипит», книга Онкара Сингха Лахавата , который отправился в путешествие в 2006 году вместе с Джасвантом Сингхом , рассказывает о своем опыте и предоставляет подробные сведения о храме Хингладж. Лахават начал писать после возвращения в Индию, и книга была опубликована в 2011 году. [ 4 ] [ 40 ]
Также есть книга на бенгали под названием «Марутиртха Хингладж» , написанная Каликанандой Абадхутом .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Раджа, Хариш (1 января 2000 г.). Праджня-йога: Праджня-йога Хариша Раджи: Праджня-йога - исследование пути мудрости . Прабхат Пракашан. ISBN 978-81-87100-50-8 .
- ^ Кунал Чакрабарти; Шубхра Чакрабарти (2013). Исторический словарь бенгальцев . Пугало. п. 430. ИСБН 978-0-8108-8024-5 .
- ^ Далал 1998 , стр. 158–59.
- ^ Jump up to: а б с Шафлехнер, Юрген (2018). Хингладж Деви: идентичность, изменение и укрепление в индуистском храме в Пакистане . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780190850555 . OCLC 1008771979 .
- ^ «Мата Хингладж Ятра: В Хингол, паломничество к перевоплощению» . Город: Карачи. «Экспресс Трибьюн» . ТНН. 2 августа 2017 г. Проверено 22 февраля 2020 г. .
- ^ Jump up to: а б «В картинках: Индусы в Белуджистане» . Вознесенные молитвы . Британская радиовещательная корпорация . Проверено 26 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Капур 2000 , стр. 2988–90.
- ^ Jump up to: а б с «Социально-экологическое и экономическое воздействие фестиваля Хинглай Мата на национальный парк Хингол и его ресурсы» . Scribd.com . Проверено 27 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Далал 1998 , стр. 158–9.
- ^ Сиркар 1998 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б Сиркар 1998 , с. 43.
- ^ Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д. (2007). Энциклопедия индуизма . Издательство информационной базы. стр. 401–402. ISBN 9780816075645 . Проверено 14 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «В картинках: Индусы в Белуджистане» . Предложения . Британская радиовещательная корпорация . Проверено 26 ноября 2012 г.
- ^ Сиркар 1998 , стр. 18–19.
- ^ Сиркар 1998 , с. 35.
- ^ Сиркар 1998 , с. 39.
- ^ Сиркар 1998 , стр. 32–3.
- ^ Кабади, Балачандра Н. «Фольклор SSK о Сахасрарджуне и богине Хингладжимате» . Сомаваншия Сахасрарджун Кшатрия Самадж из Северной Америки.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Храм Хингладж Мата: сердцебиение духовности Белуджистана» . Проверено 28 февраля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «В картинках: Индусы в Белуджистане» . Священники . Британская радиовещательная корпорация . Проверено 26 ноября 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Капур 2000 , стр. 2989–90.
- ^ «Ради веры» . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ «Исторический взгляд на Хингол» . 13 марта 2009 года . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ «Паломничество в историю» . 8 апреля 2016 года . Проверено 26 марта 2019 г.
- ^ [1] [ мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б с д «В картинках: Индусы в Пакистане» . Индусы Карачи . Британская радиовещательная корпорация . Проверено 26 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Индуистское паломничество в Пакистане» . Национальное географическое общество . 10 января 2019 г. Архивировано из оригинала 10 января 2019 г.
- ^ «Becoming In The World Productions», ON BECOMING GODS (Пакистан, 2011 г., 44 минуты) , заархивировано из оригинала 15 декабря 2021 г. , получено 7 августа 2018 г.
- ^ «В картинках: Индусы в Пакистане» . Растущая популярность . Британская радиовещательная корпорация . Проверено 26 ноября 2012 г.
- ^ «В картинках: Индусы в Пакистане» . Велосипедисты . Британская радиовещательная корпорация . Проверено 26 ноября 2012 г.
- ^ «В картинках: Индусы в Пакистане» . Старый и молодой . Британская радиовещательная корпорация . Проверено 26 ноября 2012 г.
- ^ «В картинках: Индусы в Пакистане» . Тарис . Британская радиовещательная корпорация . Проверено 26 ноября 2012 г.
- ^ «В картинках: Индусы в Пакистане» . Детский рай . Британская радиовещательная корпорация . Проверено 26 ноября 2012 г.
- ^ «В картинках: Индусы в Пакистане» . Коллективные усилия . Британская радиовещательная корпорация . Проверено 26 ноября 2012 г.
- ^ «В стране с мусульманским большинством продолжает жить индуистская богиня» . Национальное географическое общество . 10 января 2019 г. Архивировано из оригинала 10 января 2019 года.
- ^ «Теория заговора: Махараджа похитили за два дня до паломничества в Хингладж» . 8 апреля 2012 г.
- ^ «Председатель комитета храма Хингладж похищен в Пакистане подозреваемыми исламистами» . 9 апреля 2012 г.
- ^ «Председатель Хинглай Мата выздоровел через два с половиной месяца» . «Экспресс Трибьюн» . 19 июня 2012 г. Проверено 3 декабря 2021 г.
- ^ Сони. «Сони» . Связь Паттни . Проверено 7 апреля 2022 г.
- ^ Лакхавата, Онкарасимха (2011). Хингаладжа Шактипитха (на хинди). Тиртха Пайлеша Пракашана. ISBN 978-81-920932-0-8 .
Библиография
[ редактировать ]- Царь Праджня; Раджа, Хариш (2000). Праджня Йога . Оушен Букс (П) Лтд. п. 186. ИСБН 81 87100-50-8 .
- Капур, Субодх (2000). Индийская энциклопедия: биографическая, историческая, религиозная, административная, этнологическая, коммерческая и научная. Хинаяна-Индия (Центральная Индия) . Genesis Publishing Pvt Ltd. с. 2989. ISBN 9788177552676 .
- Сиркар, Динеш Чандра (1998). Шакта Питхи, том 8 серии «Религия и этика» Мотилал Банарсидасс Publ. стр. 100-1 18–19, 35, 39. ISBN. 9788120808799 .
- Далал, Рошен (1998). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. стр. 158–59. ISBN 9780143414216 .