Индуизм в Хайбер-Пахтунхве
![]() | |
![]() | |
Общая численность населения | |
---|---|
6,102 ( 2023 ) 0,02% населения региона | |
Религии | |
Индуизм (большинство) включая Нанакпанти , Калашу и анимистов | |
Языки | |
Санскрит (Священный) Урду , пушту , хиндко , сараики , пенджаби |
Год | Поп. | ±% годовых |
---|---|---|
1881 | 154,081 | — |
1891 | 166,984 | +0.81% |
1901 | 128,617 | −2.58% |
1911 | 119,942 | −0.70% |
1921 | 149,881 | +2.25% |
1931 | 142,977 | −0.47% |
1941 | 180,321 | +2.35% |
1951 | 2,432 | −34.99% |
1998 | 7,011 | +2.28% |
2017 | 6,373 | −0.50% |
2023 | 6,102 | −0.72% |
Источники: перепись населения в Пакистане и перепись населения Индии. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] : 12–21 [ 5 ] : 22 [ 6 ] : 373 [ 7 ] : 344 [ 8 ] : 307–308 [ 9 ] : 34–36 [ 10 ] : 14–15 [ 11 ] : 17–18 |
Индуизм является религией меньшинства в провинции Хайбер-Пахтунхва , за ним следует 0,02% населения провинции по данным переписи 2023 года .
Несмотря на небольшое население, индуистская культура сыграла очень важную роль в истории Хайбер-Пахтунхвы .
По данным последней переписи населения, проведенной перед разделом в 1941 году , индусы составляли примерно 5,9 процента населения Северо-Западной пограничной провинции . [ 5 ] : 22 который позже объединился с Федерально управляемыми территориями племен и стал Хайбер-Пахтунхвой . Из-за насилия и религиозных чисток, сопровождавших раздел Индии покинуло регион в 1947 году, подавляющее большинство массово , мигрируя в основном на восток в штаты, которые в конечном итоге оказались на восточной стороне линии Рэдклиффа, включая Дели , Восточный Пенджаб , Харьяну и Раджастан .
История
[ редактировать ]Древняя эпоха
[ редактировать ]Гандхарская цивилизация занимает видное место в индуистской эпической поэме « Махабхарата» . [ 13 ] Ведические тексты называют этот провинцией Пушкалавати . район Когда-то этот район был известен как крупный центр обучения. [ 14 ]
Средневековая эпоха
[ редактировать ]


В первом тысячелетии нашей эры регионом Хайбер-Пахтунхва правили индуистско-буддийские династии Тюрк-Шахи и индуистские Шахи . [ нужна ссылка ] Во времена правления шахов регион Хайбер-Пахтунхва был центром торговли. Текстиль, драгоценные камни и парфюмерия, а также другие товары экспортировались на запад и в Среднюю Азию .
Шахи были известны своими многочисленными индуистскими храмами. Эти храмы были в основном разграблены и разрушены более поздними захватчиками. Руины этих храмов можно найти в Нандане , Малоте , Сив Ганге, Катасе или Амбе , а также на западном берегу реки Инд , у подножия горных хребтов Сулейман и Гиндукуш , например, в Кафир Коте , Билот Шариф , или Гумбат . [ 15 ] [ 16 ] В разгар правления шахи при короле Джаяпале королевство простиралось до Кабула и Баджаура на северо-западе, Мултана на юге и равнин Пенджаба на востоке. [ 15 ] Джаяпала, которому угрожала консолидация власти династии Газневидов , вторгся в их столицу Газни . Это положило начало борьбе мусульман Газневидов и индуистских шахов. [ 17 ]
Со временем Махмуд Газни продвинулся дальше на субконтинент, вплоть до востока, до современной Агры . Во время его кампаний многие индуистские храмы и буддийские монастыри были разграблены и разрушены, а также многие люди были насильно обращены в ислам . [ 18 ] Местные пуштунские и дардские племена обратились в ислам , сохранив при этом некоторые доисламские индуистско-буддийские и анимистские местные традиции, такие как пуштунвали и аттан . [ 19 ]
Колониальная эпоха
[ редактировать ]В колониальную эпоху в отчетах переписи населения подробно говорилось, что большая часть коренного индуистского населения Северо -Западной пограничной провинции в основном принадлежала к кастам и племенам, вовлеченным в торговлю, таким как арора , бхатия , бхатиара или хатри , в то время как другие входили в состав племен в основном занимающиеся сельским хозяйством или военными, включая Гурджар и Мохьял-брахманов ; многие из которых образуют части современных этнолингвистических групп, таких как Hindkowans , Hazarewals , Kohistanis или Saraikis . [ 8 ] [ 7 ]
Подобно белуджским индусам на юге, индуисты, принадлежащие к различным кастам и племенам, которые были коренными жителями приграничных регионов, имели значительное исламское влияние благодаря своему статусу религиозного меньшинства в регионе на протяжении веков и, таким образом, формировали религиозные синкретизм , который включил аспекты обеих конфессий в их культуры и традиции. [ 8 ] [ 7 ] Более того, кастовая дифференциация среди индуистов региона часто была значительно уменьшена, в отличие от индуистов регионов, расположенных дальше на восток на равнине Ганг, таких как восточный Пенджаб или Соединенные провинции . [ 8 ] [ 7 ]
«Вернутые имена, как имена индуистских сект , очень многочисленны и составляют в общей сложности 359 различных записей. Многие из них относятся к кастам и племенам, таким как Агарвал , Арора , Брахман , Бхат , Бхатиара , Чамар , Чухра , Дхоби , Догра , Горкха, Джат. , Мео и т.п. Некоторые указывают на занятия профессиональных каст, например, Заминдар , Махаджан , Бхишти , Малла , Най и Хаджам — это имена кланов или фамилий, такие как Капур , Сарсут , Мухиал , Утради и Джанджуа ». [ 8 ] : 75
« Индуизм в том виде, в котором он существует в Северо-Западной пограничной провинции , является лишь бледным отражением системы, которая процветает в Соединенных провинциях и других областях на востоке. Даже в Дераджате , где, как мы видели, индуистское население Пропорционально наиболее многочисленна, отмечает автор Дера Исмаил Хан газеты , «индусы этого района менее разборчивы в вопросах кастовых предрассудков и обрядов, чем индуисты из глубинки. Большинство из них пьют воду, которую носят в мусаках (бурдах для переноски воды) или из лотов, вынутых из работающего колодца. Они обычно ездят на ослах и делают множество других вещей, от которых ортодоксальный индус отказался бы. Все идолопоклоннические обряды остаются в тени. За исключением нескольких небольших изображений (тхакуров), хранящихся в мандирах нет идолов , у них вообще . У них также нет привычки брать с собой своих богов в процессии . Никто, по сути, не видит ничего из их поклонения. Они сжигают своих мертвецов и бросают пепел в Инд. Они всегда оставляют с собой несколько костей и, когда предоставляется возможность, отвозят их в Ганг есть немало дхарамсал , мандиров и давара». ... В Дера Исмаил Хане и в техсилах ПриИнда [ 8 ] : 93
«На брачные обычаи индусов повлиял ислам , особенно в отношении возраста вступления в брак ... Индуистские правила, касающиеся комменсалитета между различными кастами , были смягчены... какая-либо отчетливая кастовая организация практически не существует в сельской местности. За пределами городов индуисты все еще живут в состоянии зависимости от своих мусульманских повелителей. Арора , Кхатри или владелец магазина в деревне — это хамсайя владельцев деревни. землю; то есть он живет бесплатно в доме, который ему не принадлежит, и в обмен на это и на то, чтобы ему было разрешено беспрепятственно проживать в деревне, он должен оказывать определенные услуги своим покровителям». [ 8 ] : 93–94- Выдержки из переписи населения Индии ( Северо-Западная пограничная провинция ), 1911 г. н.э.
Традиционно индуистские члены каст и племен, которые были коренными жителями приграничных регионов Индийского субконтинента (между рекой Инд , Сулейманским хребтом и горами Гиндукуш ), имели давние торговые отношения с Афганистаном наряду с другими регионами Западной и Центральной Азии. , которую они связывали с Индо-Гангской Индии равниной . И наоборот, большинство индуистских мигрантов в Северо-Западной пограничной провинции были задействованы в вооруженных силах , в основном сосредоточенных в городских лагерях . [ 8 ] [ 7 ]
«В Хазаре , самом северном районе провинции, доля индуистов в общей численности населения наименьшая (4 процента). Причину не так уж и далеко искать. Индусы в провинции, в основном, зависят от торговля и военная служба, так как основная часть мусульманского населения поддерживается сельским хозяйством . В Хазаре нет ни крупных торговых центров, ни каких-либо беспокойных племен на ее границе, как и во всех трансиндуских районах . Расположение некоторых полков гуркхов в Абботтабаде можно объяснить скорее климатическими соображениями, чем какой-либо военной необходимостью. С военной точки зрения, а также с точки зрения торговли и коммерции, Хазара занимает наименее важное положение в провинции, и это. составляет небольшой процент индуистского населения в этом районе». [ 7 ] : 95
«Рядом с Дера Исмаил Ханом в Банну проживает наибольшая доля индуистов, а главный город Эдвардесабад [Банну] — единственный город в провинции, где основная часть населения — индуисты. Практически вся внутренняя торговля Индии Район и внешняя торговля с агентством Точи и через него с Афганистаном находятся в руках индусов, которые поэтому в больших количествах поселились в Эдвардесабаде [Банну], который является растущим городом». [ 7 ] : 97
Дера Исмаил Хан всегда отличался самой большой долей индуистского населения. За последнее десятилетие индусы ни в одном другом районе не показали такого улучшения численности, как было замечено в этом округе (37 процентов). Торговля Повинды через Перевал Гомал , который полностью находится в руках индуистов, в основном отвечает за большое количество коренного индуистского населения района. Около 43 процентов от общего числа индуистов в округе проживают в главном городе, который является главным центром. тот Повинда торговля». [ 7 ] : 98- Выдержки из переписи населения Индии ( Северо-Западная пограничная провинция ), 1921 г. н.э.
Непосредственно перед разделом Индии в 1947 году британцы провели референдум в СЗПП , чтобы позволить избирателям выбирать между присоединением к Индии или Пакистану, и 99,02% голосов было отдано в пользу Пакистана. [ 20 ] После обретения Пакистаном независимости в 1947 году большая часть индусов уехала в Индию. [ 21 ]
Демография
[ редактировать ]





В колониальную эпоху ( Британская Индия ), до раздела в 1947 году , десятилетние переписи населения регистрировали религию в Северо-Западной пограничной провинции , а не на территориях племен, находящихся под федеральным управлением . Обе административные единицы позднее объединились и образовали Хайбер-Пахтунхву .
Колониальная эпоха
[ редактировать ]Согласно переписи 1881 года, индусское население Северо-Западной пограничной провинции (часть региона, составляющего современную Хайбер-Пахтунхва ) составляло примерно 154 081 человек, или 7,9 процента от общей численности населения. [ 11 ] : 17–18
Согласно переписи 1921 года, индусское население Северо-Западной пограничной провинции (часть региона, составляющего современную Хайбер-Пахтунхва ) составляло примерно 149 881 человек, или 6,7 процента от общей численности населения. [ 7 ] : 344–345
По данным переписи 1941 года, индусское население Северо-Западной пограничной провинции (часть региона, составляющего современную Хайбер-Пахтунхва ) составляло примерно 180 321 человек, или 5,9 процента от общей численности населения. [ 5 ] : 22
Районы
[ редактировать ]На уровне округа в Северо-Западной пограничной провинции , по данным переписи 1881 года, наибольшая концентрация индуистов существовала в округах Дера Исмаил Хан (индуисты составляли 12,33 процента от общей численности населения и насчитывали 54 446 человек), округе Банну (9,21 процента или 30 643 человека). ), и Пешаварский район (6,63 процента или 39 321 человек). [ 11 ] : 17–18
На уровне округа в Северо-Западной пограничной провинции , по данным переписи 1921 года, наибольшая концентрация индуистов существовала в округах Дера Исмаил Хан (индуисты составляли 15,08 процента от общей численности населения и насчитывали 39 311 человек), округе Банну (9,53 процента или 23 509 человек). ) и Кохатский район (6,01 процента или 12 879 человек). [ 7 ] : 344–346
На уровне округа в Северо-Западной пограничной провинции , по данным переписи 1941 года, наибольшая концентрация индуистов существовала в округах Дера Исмаил Хан (индуисты составляли 13,14 процента от общей численности населения и насчитывали 39 167 человек), округе Банну (10,63 процента или 31 471 человек). ) и Кохатский район (6,06 процента или 17 527 человек).
Округ | 1881 [ 11 ] : 17–18 | 1921 [ 7 ] : 344–346 | 1931 [ 6 ] : 373–375 | 1941 [ 5 ] : 22–23 | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Поп. | % | Поп. | % | Поп. | % | Поп. | % | |
Район Дера Исмаил Хан | 54,446 | 12.33% | 39,311 | 15.08% | 35,822 | 13.07% | 39,167 | 13.14% |
Пешаварский район | 39,321 | 6.63% | 48,144 | 5.31% | 42,321 | 4.34% | 51,212 | 6.01% |
Баннуский район | 30,643 | 9.21% | 23,509 | 9.53% | 26,181 | 9.69% | 31,471 | 10.63% |
Хазаринский район | 19,843 | 4.87% | 26,038 | 4.18% | 25,260 | 3.77% | 30,267 | 3.8% |
Кохатский район | 9,828 | 5.41% | 12,879 | 6.01% | 13,393 | 5.67% | 17,527 | 6.06% |
Марданский район | — | — | — | — | — | — | 10,677 | 2.11% |
Всего индусов | 154,081 | 7.88% | 149,881 | 6.66% | 142,977 | 5.9% | 180,321 | 5.94% |
Общая численность населения | 1,955,515 | 100% | 2,251,340 | 100% | 2,425,076 | 100% | 3,038,067 | 100% |
Техсилс
[ редактировать ]На уровне техсила в Северо-Западной пограничной провинции , по данным переписи 1921 года, наибольшая концентрация индуистов существовала в Танк Техсиле (индусы составляли 17,14 процента от общей численности населения и насчитывали 10 224 человека), Дера Исмаил Хан Техсил (15,82 процента или 24 685 человек) , Банну Техсил (11,32 процента или 16 130 человек), Кулачи Техсил (9,76 процента или 4 402 человека) и Пешавар Техсил (9,65 процента или 25 414 человек). [ 7 ] : 510–516
На уровне техсил в Северо-Западной пограничной провинции , по данным переписи 1941 года, наибольшая концентрация индуистов существовала в Дера Исмаил Хан Техсил (индусы составляли 16,03 процента от общей численности населения и насчитывали 30 065 человек), Банну Техсил (13,07 процента или 24 517 человек). ), Хангу Техсил (9,52 процента или 5909 человек), Танк Техсил (9,48 процента или 5 279 человек) и Пешавар Техсил (8,62 процента или 33 551 человек). [ 5 ] : 30
Техсил | 1921 [ 7 ] : 510–516 | 1931 [ 6 ] : 393–396 | 1941 [ 5 ] : 30 | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Поп. | % | Поп. | % | Поп. | % | |
Пешавар Техсил | 25,414 | 9.65% | 23,538 | 8.44% | 33,551 | 8.62% |
Дера Исмаил Хан Техсил | 24,685 | 15.82% | 25,982 | 15.19% | 30,065 | 16.03% |
Банну Техсил | 16,130 | 11.32% | 17,789 | 10.99% | 24,517 | 13.07% |
Абботтабад Техсил | 13,580 | 5.85% | 13,378 | 5.27% | 17,558 | 5.69% |
Nowshera Tehsil | 10,638 | 7.15% | 9,271 | 5.77% | 15,128 | 6.93% |
Танк Техсил | 10,224 | 17.14% | 5,109 | 9.98% | 5,279 | 9.48% |
Марват Техсил | 7,379 | 7.08% | 8,392 | 7.74% | 6,954 | 6.42% |
Харипур Техсил | 7,362 | 4.54% | 7,016 | 4.13% | 7,278 | 3.87% |
Мардан Техсил | 6,846 | 3.99% | 5,941 | 2.99% | 8,709 | 2.91% |
Кохат Техсил | 6,415 | 8.31% | 7,615 | 8.62% | 9,156 | 7.99% |
Мансехра Техсил | 4,592 | 2.29% | 4,308 | 2.06% | 4,910 | 2.02% |
Kulachi Tehsil | 4,402 | 9.76% | 4,731 | 9.12% | 3,823 | 6.97% |
Хангу Техсил | 4,225 | 9.45% | 2,990 | 6.65% | 5,909 | 9.52% |
Сваби Техсил | 3,063 | 1.92% | 1,426 | 0.9% | 1,968 | 0.95% |
Тери Техсил | 2,239 | 2.43% | 2,788 | 2.71% | 2,462 | 2.18% |
Чарсадда Техсил | 2,183 | 1.33% | 2,145 | 1.21% | 2,533 | 1.04% |
С Техсилом | 440 | 2.02% | 509 | 1.63% | 433 | 0.9% |
Пхулра Техсил | 64 | 1.12% | 49 | 0.74% | 88 | 1.01% |
Всего индусов | 149,881 | 6.66% | 142,977 | 5.9% | 180,321 | 5.94% |
Общая численность населения | 2,251,340 | 100% | 2,425,076 | 100% | 3,038,067 | 100% |
Города
[ редактировать ]По данным переписи 1921 года, индусское население в городских частях Северо-Западной пограничной провинции составляло примерно 94 662 человека, или 28,2 процента от общей численности городского населения. [ 7 ] : 340–342 Города / городские районы Северо-Западной пограничной провинции с наибольшей концентрацией индуистов включали Банну (индусы составляли 59,4 процента от общей численности населения и насчитывали 13 222 человека), Абботтабад (53,94 процента или 7 346 человек), Джамруд (50,82 процента или 3 114 человек), Харипур (44,76 процента или 2636 человек) и Дера Исмаил Хан. (43,41 процента или 17 077 человек). [ 7 ] : 340–342
По данным переписи 1941 года, индусское население в городских частях Северо-Западной пограничной провинции составляло примерно 134 382 человека, или 24,3 процента от общей численности городского населения. [ 5 ] : 19 Города / городские районы Северо-Западной пограничной провинции с наибольшей концентрацией индуистов включали Банну (индусы составляли 57,59 процента от общей численности населения и насчитывали 22 175 человек), Дера Исмаил Хан (44,47 процента или 22 815 человек), Рисалпур (43,71 процента или 3 937 человек). ), Абботтабад (43,34 процента или 11 886 человек) и Лакки (36,58 процента или 3710 человек). [ 5 ] : 19
Город / городской район | 1921 [ 7 ] : 340–342 | 1931 [ 6 ] : 257–259 | 1941 [ 5 ] : 19 | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Поп. | % | Поп. | % | Поп. | % | |
Пешавар [ и ] | 20,981 | 20.09% | 21,973 | 18.03% | 31,630 | 18.24% |
Дера Исмаил Хан [ и ] | 17,077 | 43.41% | 16,761 | 41.56% | 22,815 | 44.47% |
запретить [ и ] | 13,222 | 59.4% | 15,036 | 49.24% | 22,175 | 57.59% |
Абботтабад [ и ] | 7,346 | 53.94% | 7,753 | 47.96% | 11,886 | 43.34% |
Новшера [ ж ] | 6,192 | 22.32% | 4,675 | 16.14% | 9,831 | 22.33% |
Кохат [ и ] | 5,796 | 20.81% | 6,709 | 19.53% | 8,250 | 18.34% |
Танк [ г ] | 4,197 | 38.7% | 2,244 | 34.95% | 3,296 | 36.26% |
Гиганты | 3,369 | 39.64% | 2,900 | 36.18% | 3,937 | 43.71% |
Мардан [ и ] | 3,220 | 29.46% | 3,605 | 13.72% | 5,851 | 13.77% |
Изумруд | 3,114 | 50.82% | — | — | — | — |
Харипур | 2,636 | 44.76% | 2,693 | 35.19% | 3,113 | 33.39% |
Лак [ г ] | 2,543 | 34.02% | 2,805 | 36.41% | 3,710 | 36.58% |
Кулачи [ г ] | 2,162 | 27.38% | 2,182 | 25.9% | 2,092 | 23.67% |
Наван Шер [ г ] | 1,052 | 20.66% | 883 | 17.21% | 1,030 | 16.06% |
Баффа [ г ] | 861 | 11.32% | 762 | 10.5% | 735 | 9.2% |
Чарсадда | 484 | 4.73% | 519 | 4.5% | 745 | 4.42% |
Плакать | 314 | 3.19% | 362 | 4.17% | 444 | 3.44% |
Черат | 80 | 30.65% | 158 | 18.74% | 30 | 8.9% |
Нравиться | 16 | 0.16% | 16 | 0.16% | 2 | 0.01% |
Мансехра | — | — | 1,091 | 18.88% | 1,699 | 16.63% |
Кот Наджибулла | — | — | — | — | 929 | 17.48% |
Утманзай | — | — | — | — | 182 | 1.8% |
Общая численность городского индуистского населения | 94,662 | 28.19% | 93,127 | 24.12% | 134,382 | 24.34% |
Общая численность городского населения | 335,849 | 100% | 386,177 | 100% | 552,193 | 100% |
Современная эпоха
[ редактировать ]По данным переписи 1998 года , насчитывается 5090 индусов (включая зарегистрированные касты ), составляющих 0,029% населения Хайбер-Пахтунхвы . [ 23 ]
По данным переписи 2017 года , насчитывалось 5392 индуса, что составляет 0,015% населения. [ 24 ] Однако, по оценкам Индуистского совета Пакистана проживает 21 033 индуиста , в Хайбер-Пахтунхве . [ 25 ]
Общественная жизнь
[ редактировать ]В Пешаваре , столице провинции Хайбер-Пахтунхва , индуисты пользуются религиозной свободой и мирно живут вместе с мусульманами. Сегодня в городе Пешавар проживают четыре индуистских племени – балмики, раджпуты, хир-ратан-ратхи и община бхаи-джога-сингх-гурдвара. После раздела четыре племени жили в гармонии со всеми религиозными общинами, включая мусульман. Однако ветхие индуистские храмы в городе не обслуживаются. Местное правительство всегда не может назначить смотрителей и священников при храмах. [ 26 ] Но в других частях Хайбер-Пахтунхвы, таких как районы Бунер , Сват и Ауракзай , индуистские и сикхские семьи подвергаются нападениям со стороны Талибана за неуплату джизьи (религиозного налога). В связи с этим в 2009 году более 150 сикхских и индуистских семей в Пакистане переехали в Хасан Абдал и Равалпинди в Пенджабе . [ 27 ]
Народ Калаша исповедует древнюю форму индуизма, смешанную с анимизмом . [ 28 ] [ 29 ] Правительство Пакистана считает их отдельной этнической религией. [ 30 ] Они проживают в Читральском районе провинции Хайбер-Пахтунхва . [ 31 ]
Храм Мансехра Шив — один из старейших индуистских храмов Пакистана, который существует до сих пор. Это минимум 2000 [ 32 ] до 3000 лет. [ 33 ] Пандж Тират – еще один исторический индуистский храм в Пакистане. [ 34 ] [ 35 ] В 2020 году нападение на храм Карак , исторический индуистский храм и самадхи в районе Карак были снесены и сожжены толпой из 1500 местных мусульман во главе с местным исламским священнослужителем и сторонниками партии Джамиат Улема-и-Ислам . [ 36 ] [ 37 ]
Храмы
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Популяции до раздела для религиозных данных относятся только к Северо-Западной пограничной провинции и исключают территории племен, находящиеся под федеральным управлением (обе административные единицы позже объединились в Хайбер-Пахтунхва в 2018 году), поскольку религиозные данные в то время не собирались в последнем регионе. .
По религиозным данным население за 1951, 1998 и 2017 годы объединяет Северо-Западную пограничную провинцию и федерально управляемые территории племен — административные единицы, которые позже объединились в Хайбер-Пахтунхва в 2018 году. - ^ 1951, 1998, 2017, 2023: Включая индуистские (джати) и зарегистрированные касты.
- ↑ Храм D — по обозначениям Мейзера — возле главных ворот на севере. В комплексе четыре храма.
- ^ Храм B, согласно обозначениям Мейзера. В комплексе восемь храмов.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Включает общее население муниципалитета и кантона .
- ^ Включает общее население расквартирования и уведомленной территории .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Включает общее население уведомленной территории .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «7-я перепись населения и жилищного фонда - Таблица подробных результатов-9. Население по полу, религии и сельскому/городскому» . Статистическое бюро Пакистана . Проверено 6 августа 2024 г.
- ^ «ТАБЛИЦА 9 – НАСЕЛЕНИЕ ПО ПОЛУ, РЕЛИГИИ И СЕЛЬСКОМУ/ГОРОДСКОМУ» (PDF) . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ «Распределение населения по вероисповеданию, перепись 1998 года» (PDF) . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ «ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ ПАКИСТАНА 1951 ГОДА ПО РЕЛИГИИ ТАБЛИЦА 6» (PDF) . Проверено 9 февраля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я «Перепись Индии, 1941 год. Том 10, Северо-Западная пограничная провинция» . 1941. JSTOR saoa.crl.28215543 . Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Перепись Индии 1931 года, т. XV. Северо-западная приграничная провинция. Часть I — Отчет. Часть II — Таблицы» . 1931. JSTOR saoa.crl.25793233 . Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «Перепись Индии 1921 года. Том 14, Северо-западная пограничная провинция: часть I, отчет; часть II, таблицы» . 1921. JSTOR saoa.crl.25430163 . Проверено 24 февраля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Перепись Индии 1911 года. Том 13, Северо-Западная пограничная провинция: часть I, отчет; часть II, таблицы» . 1911. JSTOR saoa.crl.25394102 . Проверено 23 сентября 2021 г.
- ^ «Перепись Индии 1901 года. [Том 17А]. Имперские таблицы I-VIII, X-XV, XVII и XVIII для Пенджаба, с родными штатами, находящимися под политическим контролем правительства Пенджаба, и для северо-западной границы. Провинция» . 1901. JSTOR saoa.crl.25363739 . Архивировано из оригинала 28 января 2024 года . Проверено 25 февраля 2024 г.
- ^ Эдвард Маклаган, сэр (1891). «Пенджаб и его феодалы, часть II - Имперские таблицы и дополнительные доходы по британской территории» . JSTOR saoa.crl.25318669 . Проверено 22 июня 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Перепись Индии, 1881 г. Отчет о переписи населения Пенджаба, проведенной 17 февраля 1881 г., том II» . 1881. JSTOR saoa.crl.25057657 . Проверено 16 июня 2024 г.
- ^ Буддизм в Центральной Азии Байдж Натх Пури стр.131
- ^ «Императорский географический справочник2 Индии, том 19, стр. 148 – Имперский географический справочник Индии – Цифровая библиотека Южной Азии» . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Бхаттачарья, Авиджит. Путешествие по Шелковому пути сквозь века . Зорба. п. 187.
- ^ Перейти обратно: а б ( Винбрандт, 2009 , стр. 52–54)
- ^ ( Wink 1991 , стр. 125)
- ^ ( Холт и др. 1977 , стр. 3)
- ^ ( Винбрандт 2009 , стр. 52–55)
- ^ ( Томсен 2013 , стр. 56)
- ^ Джеффри Дж. Робертс (2003). Истоки конфликта в Афганистане . Издательская группа Гринвуд. стр. 108–109. ISBN 9780275978785 . Проверено 18 апреля 2015 г.
- ^ Заминдар, Вазира Фазила-Якообали (2010). Длинный раздел и создание современной Южной Азии: беженцы, границы, история . Издательство Колумбийского университета. стр. 40 . ISBN 978-0-231-13847-5 .
- ^ «Атмаран, индус из Пешавара» . Проверено 14 марта 2023 г.
«Атмаран, индус из Пешавара» — название цветной литографии, выполненной Э. Уокером (ум. 1882) по мотивам произведения Джеймса Рэттрея (1818-1854), базировавшегося в Афганистане во время Первой англо-афганской войны. (1838-1842) . Атмарам был индусом из Пешавара в современном северном Пакистане, который стал «министром» местного мусульманского и узбекского правителя на севере Афганистана Мохаммада Мурада Бега из Кундуза .
- ^ «Распределение населения по вероисповеданию, перепись 1998 года» (PDF) . Статистическое бюро Пакистана . Архивировано (PDF) из оригинала 26 декабря 2016 года . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ «ОСОБЕННОСТИ ОКОНЧАТЕЛЬНЫХ ИТОГОВ ПЕРЕПИСИ 2017 ГОДА» (PDF) . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ «Индуистское население (ПК) - Индуистский совет Пакистана» . Архивировано из оригинала 15 марта 2018 года . Проверено 24 мая 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Через религиозные разногласия: Гармоничное убежище для индуистов в Хайбер-Пахтунхве» . «Экспресс Трибьюн» . 14 октября 2019 г.
- ^ «Сикхи и индуистские семьи переезжают в Пак Пенджаб» . НДТВ . 3 мая 2009 г.
- ^ Витцель, Майкл (2004), «Религия калаша (отрывок из книги «Ригведическая религиозная система и ее предшественники в Центральной Азии и Гиндукуше»)» (PDF) , в книге А. Гриффитса; ДЖЕМ Хубен (ред.), Веды: тексты, язык и ритуалы , Гронинген: Форстен, стр. 581–636.
- ^ Пейс Фассман, 1977 г.
- ^ Акбар, Али (4 апреля 2017 г.). «Высокий суд Пешавара постановил правительству включить религию Калаша в перепись населения» . Рассвет . Проверено 11 июля 2017 г.
Калаша, религия, которой придерживается сообщество калашей, находится между исламом и древней формой индуизма.
- ^ Лазаридис, Иосиф; Надель, Дэни; Роллефсон, Гэри; Мерретт, Дебора К.; Роланд, Надин; Маллик, Свапан; Фернандес, Даниэль; Новак, Марио; Гамарра, Беатрис; Сирак, Кендра; Коннелл, Сара (2016h). «Геномный взгляд на происхождение земледелия на древнем Ближнем Востоке» . Природа . 536 (7617): 419–424. Бибкод : 2016Natur.536..419L . дои : 10.1038/nature19310 . ISSN 1476-4687 . ПМЦ 5003663 . ПМИД 27459054 .
- ^ «Пакистан готовится провести крупный индуистский фестиваль Маха Шиваратри» . Азия. Новости Персидского залива . ТНН. 17 февраля 2020 г. Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ «Храм Шивы Мансехры» . Пятничное время . ТНН. 14 августа 2014 г. Архивировано из оригинала 1 ноября 2021 г. Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ «Пандж Тират: наследие, утраченное под воздействием времени» . «Фрайдей Таймс» . 15 февраля 2019 г. Проверено 6 июня 2021 г.
- ^ Прокрутите посох. «Пакистан объявляет древнее индуистское религиозное место Пяндж Тират национальным достоянием» . Прокрутка.в .
- ^ «Пакистан арестовал более дюжины человек в связи с нападением на индуистский храм» . Альджазира . 31 декабря 2020 г. Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Имтиаз Ахмад (31 декабря 2020 г.). «Индуистский храм в Пакистане подвергся вандализму и подожжен» . Индостан Таймс . Проверено 4 июня 2021 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- ПМ Холт; Энн К.С. Лэмбтон; Бернард Льюис , ред. (1977). Кембриджская история ислама . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-29137-2 .
- Томсен, П. (2013). Войны в Афганистане: мессианский терроризм, племенные конфликты и неудачи великих держав . Общественные дела. ISBN 978-1-61039-412-3 . Проверено 06 мая 2018 г.
- Подмигните, Андре (1991). Аль-Хинд: Короли-рабы и исламское завоевание . Э. Дж. Брилл.
- Винбрандт, Джеймс (2009). Краткая история Пакистана . Нью-Йорк: Издательство информационной базы.