Поэтическое богословие
Theologia Poetica («поэтическое богословие») было обозначением, принятым в эпоху Возрождения для политической философии, независимой от библейского откровения. В Италии дискуссии о «поэтической теологии» в первую очередь были сформулированы Боккаччо и Петраркой , оба из которых пропагандировали философскую жизнь, способную выдержать инквизиторскую проверку богословской ортодоксальности. [1]
Обращение итальянцев к поэтическому богословию находит свое историческое завершение в работах Джамбаттисты Вико , и особенно в его «Новой науке» (1730 и 1744), где политический философ подчеркивает независимость дофилософских поэтических теологов («авторов языческих наций»). ) из библейского откровения, а значит, и из священной истории христианства. [2] Вико подробно доказывает, что «авторы» ( autori ) гражданского общества намного предшествовали его «писателям» ( scrittori ), так что их разделяет проблематичный пробел, как это происходит с вещами и имеющимися у нас словесными записями о них. Задача Вико состоит в том, чтобы обнаружить присущность вещам порядка и «права в человеческой природе», чтобы порядок и право не воспринимались как просто навязанные вещам «писатели» в соответствии с их прихотями ( a placito ), как в случае с вся догматическая теология, но также — так утверждает Вико уже в « De Antiquissima Italorum Sapientia» — с современной «наукой», поскольку она отождествляет истинное с тем, что «наиболее достоверно» ( certissima ). [3]
В то время как ссылки Вико на «поэтов-теологов» ( poeti teologi ) открыто указывают на дофилософские авторитеты, Вико представляет себя, хотя бы молчаливо или косвенно, как поэт-теолог в своем собственном праве. В этом отношении, как сказал Паоло Кристофолини [4] Как показало исследование, Вико признает себя «новым Данте» или поэтом-теологом, который одновременно является философом. Вико Собственная «Новая наука» представляет собой — особенно в первом и последнем абзацах работы — открытие провидения «метафизического» человеческого разума в мире человеческой воли ( animi umani ). Если наш собственный интеллект ( intelligenza ) действует в нас до того, как мы его осознаем (действительно, даже когда мы живем как животные), [5] философия также должна «скрыто» предшествовать чувственному опыту как скрытому творцу нашего мира (отсюда изречение Вико, включенное в его De Antiquissima Italorum Sapientia , гл. VII.3, о том, что точно так же, как Бог является творением природы, так и человек — Бог искусств: ut Deus sit naturae artifex, homo artificiorum Deus ). [6]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стэнли Мельцов. 1987. Боттичелли, Синьорелли и Савонарола: «Поэтическая теология» и живопись от Боккаччо до Полициано . Флоренция: С. Ольшки.
- ^ ГБ Вико, Scienza Nuova (1744), «О методе», последний абзац.
- ^ О древней мудрости итальянцев , Гл. И.1.
- ^ Паоло Кристофолини, «От Данте до Гомера, от Гравины до Вико», 2007 г. Джамбаттиста Вико и Энциклопедия знаний . А. Баттистини и П. Гуараньелла, ред. Лечче: Подумайте о мультимедиа.
- ^ ГБ Вико, Scienza Nuova (1744), «О методе», пар. 1-2.
- ^ Марко Андреаккио. 2013. « Автобиография как история идей: подробное прочтение биографии Вико (от «Лорда Вико» до «Имен закона») », в Historia Philosophica: An International Journal , Vol. 11.