Руандийская революция

Руандийская революция , также известная как Революция хуту , Социальная революция или Ветер разрушения. [ 1 ] ( Киньяруанда : муяга ), [ 2 ] Был период этнического насилия в Руанде с 1959 по 1961 год между хуту и тутси , двумя из трех этнических групп в Руанде . Революция привела к переходу страны от монархии тутси под бельгийской колониальной властью к независимой республике, в которой доминируют хуту.
Руандой управляла монархия тутси, по крайней мере, с 18 века, с укоренившейся политикой в поддержку тутси и антихуту. Германия и Бельгия последовательно контролировали Руанду в начале 20-го века, при этом обе европейские страны управляли через королей и увековечивали политику в поддержку тутси. После 1945 года возникла контрэлита хуту, что привело к ухудшению отношений между группами. Руководство тутси выступало за скорейшую независимость, чтобы укрепить свою власть, а элита хуту призывала к передаче власти от тутси к хуту, и эту позицию все больше поддерживали католическая церковь и колониальное правительство.
на одного из немногих заместителей хуту, Доминика Мбоньюмутву Революция началась в ноябре 1959 года с серии беспорядков и поджогов домов тутси после нападения экстремистов тутси . Насилие быстро распространилось по всей стране. Политики короля и тутси попытались контратаковать, чтобы захватить власть и подвергнуть остракизму хуту и бельгийцев, но им помешал бельгийский полковник Ги Логьест , которого пригласил колониальный губернатор. Логьест восстановил закон и порядок, начав программу по продвижению и защите элиты хуту. Затем бельгийцы заменили многих вождей и их заместителей тутси хуту, назначив короля Кигели V номинальным главой; Позже Кигели бежал из страны. Несмотря на продолжающееся насилие против тутси, Бельгия организовала местные выборы в середине 1960 года. Партии хуту получили контроль почти над всеми коммунами, фактически положив конец революции. Логьест и лидер хуту Грегуар Кайибанда провозгласили Руанду автономной республикой в 1961 году, а страна стала независимой в 1962 году.
Революция заставила по меньшей мере 336 000 тутси бежать в соседние страны, где они жили в качестве беженцев. Хотя изгнанники ратовали за немедленное возвращение в Руанду, они разделились на тех, кто стремился к переговорам, и тех, кто хотел свергнуть новый режим. Некоторые изгнанники сформировали вооруженные группы (называемые иньензи правительством хуту , или «тараканами»), которые начали нападения на Руанду. Самый крупный произошел в конце 1963 года, когда внезапное нападение приблизилось к Кигали . Правительство дало отпор, разгромив повстанцев и убив тысячи оставшихся тутси в Руанде. Никакой дальнейшей угрозы со стороны беженцев не было до 1990-х годов, когда гражданская война (ПФР), являющимся беженцами тутси, , инициированная Руандийским патриотическим фронтом вынудила правительство хуту вступить в переговоры. Это привело к росту экстремизма хуту и геноциду 1994 года , в ходе которого было убито более 500 000 тутси, прежде чем РПФ взял под свой контроль.
Фон
[ редактировать ]Доколониальная Руанда
[ редактировать ]
Самыми ранними жителями территории нынешней Руанды были тва , группа аборигенов -пигмеев -охотников-собирателей, которые заселили эту территорию между 8000 и 3000 годами до нашей эры и остаются в стране по сей день. [ 3 ] [ 4 ] Между 700 г. до н.э. и 1500 г. н.э. ряд групп банту мигрировали в Руанду и начали вырубать леса для сельского хозяйства. [ 5 ] [ 4 ] Потеряв большую часть своей среды обитания, лесные тва перебрались в горы. [ 6 ] У историков есть несколько теорий о миграции банту . Согласно одной, первыми поселенцами были хуту ; Тутси кушитского мигрировали позже и образовали отдельную расовую группу, возможно, происхождения . [ 7 ] Альтернативная теория состоит в том, что миграция была медленной и устойчивой, при этом прибывающие группы интегрировались в существующее общество (а не завоевывали его). [ 8 ] [ 4 ] В этой теории различие хуту-тутси возникло позже как классовое различие, а не расовое. [ 9 ] [ 10 ]
Население объединилось сначала в кланы ( убвоко ). [ 11 ] и примерно на восемь королевств к 1700 году. [ 12 ] Страна была плодородной и густонаселенной, ее королевства строго контролировались социально. [ 13 ] Королевство Руанда , управляемое кланом тутси Ньигинья, становилось все более доминирующим, начиная с середины 18 века. [ 14 ] С момента своего возникновения как небольшой топархий возле озера Мухази. [ 15 ] королевство расширялось за счет завоеваний и ассимиляции, [ 16 ] достигнув своего зенита при короле ( Мвами ) Кигели Рвабугири между 1853 и 1895 годами. Рвабугири расширил королевство на запад и север, [ 17 ] [ 14 ] проведение административных реформ, которые включали убухаке (когда покровители тутси уступали скот - и привилегированный статус - клиентам хуту или тутси в обмен на экономические и личные услуги) [ 18 ] и убуретва ( барщинная система, при которой хуту заставляли работать на вождей тутси). [ 17 ] Реформы Рвабугири привели к расколу между народами хуту и тутси. [ 17 ]
Колонизация
[ редактировать ]Берлинская конференция 1884 года передала эту территорию Германии с неточными границами. [ 19 ] Когда десять лет спустя Густав Адольф фон Гетцен исследовал страну, [ 20 ] он обнаружил, что Королевство Руанда включает в себя плодородный регион к востоку от озера Киву . также претендовал Германия хотела этот регион, на который Леопольд II как на часть его собственного Свободного государства Конго (аннексированного Бельгией для образования Бельгийского Конго в 1908 году). Чтобы оправдать свои претензии, Германия начала политику управления через руандийскую монархию и поддержку вождей тутси; эта система позволила колонизацию с небольшим количеством европейских войск. [ 21 ] Юхи V Мусинга , ставший королем после кризиса престолонаследия после смерти его отца Рвабугири. [ 22 ] и борьбу с бельгийскими войсками, приветствовал немцев и использовал их для укрепления своей власти. [ 20 ] Территория стала западной границей Германской Восточной Африки . Немецкое правление позволило продолжить политику централизации Рвабугири, и раскол между тутси и хуту углубился. [ 21 ]

Бельгийские войска взяли под свой контроль Руанду и Бурунди во время Первой мировой войны , и страна перешла под контроль Бельгии в соответствии с мандатом Лиги Наций 1919 года . [ 23 ] под названием Руанда-Урунди . [ 24 ] Хотя Бельгия первоначально продолжала использовать немецкий метод правления посредством монархии, в 1926 году она начала политику прямого колониального правления в соответствии с нормами Конго. [ 25 ] [ 26 ] Реформы включали упрощение сложной системы трех вождей, поэтому одним вождем (обычно тутси) вместо трех (обычно разделенных между тутси и хуту) управлял местной территорией. Бельгийские реформы также распространили убуретву (принудительный труд хуту для вождей тутси) на отдельных лиц, а не только на общины, и на регионы, ранее не охваченные системой. [ 27 ] Вожди тутси начали процесс земельной реформы при поддержке Бельгии; пастбища, традиционно контролируемые коллективами хуту, были захвачены тутси и приватизированы с минимальной компенсацией. [ 28 ]
Начиная с конца 1920-х годов роль католической церкви росла ( см. Католическая церковь в колониальной Руанде ). Это поощрялось бельгийским правительством, поскольку священники хорошо знали страну и содействовали ее управлению. Многие руандийцы (включая элиту тутси) обратились в христианство, поскольку католицизм стал все более необходимой предпосылкой социального развития. [ 29 ] Король Мусинга отказался принять христианство, и в 1931 году он был свергнут бельгийской администрацией; его старший сын, Мутара III Рудахигва , стал его преемником и в конечном итоге стал первым христианским королем Руанды. [ 30 ] В 1930-е годы бельгийцы реализовали крупномасштабные проекты в области образования, здравоохранения, общественных работ и сельскохозяйственного надзора, включая новые культуры и сельскохозяйственные технологии для улучшения снабжения продовольствием. [ 31 ] Хотя Руанда была модернизирована, тутси остались у власти, оставив хуту лишенными избирательных прав и подвергшимися крупномасштабному принудительному труду. [ 32 ] В 1935 году Бельгия ввела удостоверения личности, в которых человек был помечен как тутси, хуту, тва или натурализованный. Хотя богатые хуту ранее могли стать почетными тутси, удостоверения личности положили конец дальнейшей социальной мобильности. [ 33 ]
Прелюдия
[ редактировать ]Хуту контрэлита
[ редактировать ]Часть серии о |
Политическая революция |
---|
![]() |
![]() |
Бельгия продолжала управлять Руандой как подопечной территорией ООН после Второй мировой войны с мандатом контролировать ее возможную независимость . [ 34 ] [ 35 ] Экономический ландшафт значительно изменился во время войны; экономика выросла денежная , [ 36 ] а вместе с ним и спрос на рабочих на конголезских рудниках Катанги и на кофейных и сахарных плантациях Уганды. [ 37 ] Одновременно произошел сдвиг в католической церкви; [ 38 ] видные деятели ранней руандийской церкви, выходцы из богатых и консервативных слоев общества (такие как Леон-Поль Класс ), [ 39 ] были заменены более молодым духовенством рабочего происхождения. Из них большую часть составляли фламандцы, а не валлоны -бельгийцы, которые сочувствовали тяжелому положению хуту. [ 40 ] Экономические условия и семинарское образование, обеспечиваемое церковью, дали хуту невозможную ранее социальную мобильность, позволив развиться элитной группе лидеров и интеллектуалов хуту. [ 41 ] К этой группе, состоящей из хуту из доколониального королевства Руанда, присоединились видные граждане королевств, приобретенных в период колониализма (включая кига ). [ 42 ]
Самой известной фигурой движения был Грегуар Кайибанда . [ 43 ] Как и большинство представителей контрэлиты хуту, Кайибанда прошел подготовку к священству в семинарии Ньякибанда , хотя и не был рукоположен. [ 43 ] После завершения образования в 1948 году он стал учителем начальных классов. В 1952 году Кайибанда сменил Алексиса Кагаме на посту редактора католического журнала L'Ami . [ 44 ] В конце 1950-х годов он был Travail, Fidélité, Progrès (TRAFIPRO), членом правления продовольственного кооператива [ 45 ] , поддерживающий хуту редактировал католический журнал «Киньяматека» , [ 43 ] и основал Социальное движение Мухуту (МСМ). [ 45 ]
Второй крупной фигурой элиты хуту был Джозеф Гитера , еще один бывший семинарист. [ 46 ] базируется на юге страны [ 45 ] который оставил семинарию, чтобы основать небольшой кирпичный завод . [ 47 ] Гитера основал партию «Ассоциация социального содействия массам» (АПРОСОМА). [ 46 ] Историки религии Ян и Джейн Линден описали его как «более страстного и, возможно, сострадательного», чем Кайибанда и другие бывшие семинаристы хуту, но «часто эксцентричного, а иногда и фанатичного». [ 46 ] В отличие от Кайибанды, Гитера еще в 1957 году призывал к силовым действиям против «угнетения» монархии; однако его риторика была сосредоточена не столько на расколе хуту и тутси, сколько на эмансипации бедных. [ 48 ]
Ухудшение отношений хуту и тутси
[ редактировать ]Контрэлита хуту поддерживала разумные отношения с королем и элитой тутси в начале 1950-х годов, когда стремление к демократии доминировало в политической жизни. [ 49 ] Молодые тутси и хуту, получившие образование в католических семинариях или работавшие в сфере международной торговли, объединились как « эволюционисты », работая на младших должностях в колониальной администрации. [ 50 ] Однако с 1956 года отношения хуту и тутси резко ухудшились. [ 49 ] В июле конголезская газета La Presse Africaine опубликовала статью анонимного руандийского священника, в которой подробно описываются предполагаемые многовековые злоупотребления в отношении хуту со стороны элиты тутси. [ 51 ] и других конголезских и бурундийских газетах последовала За этой статьей в La Presse Africaine серия других статей, подробно описывающих историю отношений между группами и статус короля. [ 51 ] Король Рудахигва и элита тутси отвергли эти утверждения, возразив, что не существует никаких этнических препятствий для социальной мобильности и что хуту и тутси неотличимы. [ 51 ] Следующим катализатором разрыва отношений стало проведение первых в стране демократических выборов при всеобщем избирательном праве мужчин в сентябре 1956 года. [ 50 ] Населению было разрешено голосовать за заместителей вождя, и 66% избранных были хуту. [ 52 ] Высшие должности в традиционной и колониальной иерархии по-прежнему назначались, а не избирались, и на них по-прежнему преобладали тутси. [ 52 ] Дисбаланс между этими двумя весами подчеркнул кажущуюся несправедливость системы в отношении хуту. [ 52 ]
До 1956 года монархия и видные тутси спокойно относились к срокам обретения независимости, будучи убеждены, что со временем вся власть будет передана им от бельгийцев. [ 53 ] Встревоженные растущим влиянием хуту и напряженностью между группами, в конце 1956 года они начали кампанию за быстрый переход к независимости. [ 53 ] котором доминируют тутси, Король Рудахигва и Высший совет, в предложили создать под их началом новые министерства финансов, образования, общественных работ и внутренних дел, независимые от Бельгии. [ 54 ] посредством манифеста под названием «mise en point» . [ 55 ] Контрэлита хуту быстро отреагировала на это событие, осудив его как заговор тутси с целью укрепить превосходство тутси в Руанде после обретения независимости. [ 54 ] Кайибанда вместе с восемью другими лидерами хуту начал работу над альтернативной работой, известной как Манифест Бахуту . [ 55 ] В написании этого документа авторам помогали молодые бельгийские священнослужители, симпатизирующие делу хуту. [ 54 ] Манифест Бахуту подверг критике косвенное правление Бельгии, призывая к отмене убухаке и развитию среднего класса. [ 56 ] Это был первый документ, в котором тутси и хуту рассматривались как отдельные расы, назывались тутси «хамитами» и обвинялись в установлении «расистской монополии». [ 56 ] Манифест призывал к передаче власти от тутси к хуту на основе «статистического закона». [ 57 ] Обнародование этих конкурирующих взглядов на будущее страны привлекло внимание бельгийских политиков и общественности к социальным проблемам Руанды, которые до этого момента были заботой только социологов и части колониальной администрации. [ 58 ]
В 1958 году Гитера посетила короля в его дворце в Ньянзе . Хотя Гитера питал большое уважение к монархии, Рудахигва относился к нему презрительно; в какой-то момент он схватил Гитеру за горло, назвав его и его последователей иньянгарванда (ненавистниками Руанды). [ 59 ] Это унижение побудило МСМ, APROSOMA и католические издания, поддерживающие хуту, занять более жесткую позицию против монархии. [ 59 ] Киньяматека опубликовал подробный отчет об обращении Рудахигвы с Гитерой, опровергнув его полубожественный образ и обвинив его в расизме в поддержку тутси. [ 60 ] Журнал также публиковал статьи, в которых цитировались мифы о происхождении хуту, тутси и тва, называя политику короля несовместимой с ними. [ 60 ] Статьи не подвергали немедленному сомнению власть короля над крестьянами-хуту. [ 61 ] но их разоблачение вспышки Рудахигвы привело к постоянному расколу между ним, контрэлитой хуту и бельгийскими властями. [ 62 ] В 1958 году бельгийское колониальное министерство попыталось лишить Рудахигву власти, превратив его в номинального главу. [ 63 ] но его популярность среди региональных руководителей и тутси (которые опасались растущего движения хуту) вызвала серию забастовок и протестов. [ 64 ]
Смерть Рудахигвы и формирование УНАР
[ редактировать ]В начале 1959 года Бельгия созвала парламентскую комиссию для изучения вариантов демократизации и возможной независимости. [ 65 ] назначение выборов на конец года. [ 66 ] С бельгийцами [ 64 ] и большинство духовенства на его стороне, [ 67 ] Гитера начал кампанию против Калинга : королевского барабана, одного из самых могущественных символов монархии. [ 68 ] Рудахигва становился все более напуганным, тайно вывозил барабан из страны и много пил. [ 68 ] Он умер от кровоизлияния в мозг в июле 1959 года, когда обращался за медицинской помощью в Усумбуре , Бурунди. [ 68 ] Многие руандийцы считали, что Рудахигва была смертельно введена бельгийцами; [ 69 ] хотя вскрытие так и не было проведено из-за возражений королевы-матери, оценка независимых врачей подтвердила первоначальный диагноз кровотечения. [ 69 ] В правительственных кругах также ходили слухи, что он совершил ритуальное самоубийство по указанию своих придворных историков. [ 70 ] Элита тутси, полагая, что Рудахигва был убит церковью с помощью бельгийцев, немедленно начала кампанию против обоих. [ 67 ] Брат Рудахигвы Кигели V Ндахиндурва был назначен на должность без участия Бельгии. [ 71 ] и против их воли; [ 48 ] Линден и Линден назвали эту смену власти «незначительным переворотом тутси ». [ 71 ]
После коронации Кигели V несколько вождей тутси и дворцовых чиновников, желавших скорейшей независимости, сформировали партию «Национальный руандийский союз» (ЮНАР). [ 71 ] Хотя ЮНАР был сторонником монархии, он не контролировался монархом; [ 72 ] партия была антибельгийской, что привлекло поддержку коммунистического блока . [ 73 ] ЮНАР немедленно начал кампанию по пропаганде руандийского национализма, пообещав заменить европейскую историю в школах изучением завоеваний Рвабугири. [ 74 ] и призыв к изгнанию белых и миссионеров. [ 74 ] Эта риторика побудила католическую церковь (и многих ее руандийских студентов, которые считали, что церковь вывела их из бедности) назвать ЮНАР антикатолической организацией. [ 75 ] Гитера, в свою очередь, использовала позицию церкви, направленную против ЮНАР, чтобы ложно заявить о своей поддержке Апросомы. [ 76 ] Колониальное правительство попыталось ограничить власть УНАР, попытавшись свергнуть трех видных вождей партии и открыв огонь по протестующим на митинге. [ 77 ] Кайибанда зарегистрировал МСМ как официальную партию, переименовав ее в Партию движения за освобождение хуту (ПАРМЕХУТУ). [ 78 ] Он начал мобилизацию ячеек сторонников по всей стране, призывая к созданию независимого государства хуту в рамках конституционной монархии. [ 79 ] Историк Кэтрин Ньюбери описала ситуацию конца 1959 года как «кипящий котел»; [ 48 ] к концу октября, когда должен быть представлен парламентский отчет и приближаются выборы, [ 66 ] напряжение достигло критической точки. [ 80 ]
Революция
[ редактировать ]Нападение на Мбонюмутва и восстание хуту
[ редактировать ]1 ноября 1959 года Доминик Мбонюмутва , один из немногих заместителей хуту и активист ПАРМЕХУТУ, подвергся нападению после посещения мессы со своей женой в церкви недалеко от его дома в Биймане , провинция Гитарама . [ 77 ] Нападавшими были девять членов молодежного крыла УНАР, требовавшие возмездия за отказ Мбоньюмутвы подписать письмо протеста УНАР, осуждающее свержение Бельгией трех вождей тутси. [ 77 ] Нападавшие сначала заговорили с Мбонюмутвой о его растущем влиянии в качестве заместителя начальника, а затем ударили его кулаком. [ 81 ] Мбонюмутва отбился от нападавших, и он, и его жена смогли благополучно вернуться домой. [ 77 ] но стали распространяться слухи, что он убит; [ 82 ] По мнению американского профессора богословия Джеймса Джея Карни, слухи, возможно, пустил сам Мбонюмутва. [ 77 ]
Нападение на Мбоньюмутву оказалось катализатором, который спровоцировал ожидаемый жестокий конфликт между хуту и тутси, последовавший за предыдущими месяцами напряженности. [ 77 ] 2 ноября, на следующий день после нападения, протест хуту произошел в Ндизе , доме Атанасе Гашагазы , вождя тутси, который был прямым начальником Мбонюмутвы. [ 77 ] В тот день акция протеста закончилась мирно, но 3 ноября в том же месте прошла более масштабная акция протеста, которая переросла в насилие. [ 83 ] Линчеватели хуту, объявившие себя «за Бога, Церковь и Руанду», убили двух чиновников тутси и заставили Гашагазу скрываться. [ 83 ] Мбонюмутва был назван его заменой. [ 83 ]
Протесты быстро переросли в беспорядки: банды хуту перемещались по району, нападая на дома тутси. [ 83 ] Насилие на этом этапе заключалось в основном в поджогах, а не в убийствах, за исключением случаев, когда тутси пытались дать отпор. [ 84 ] Сначала в Ндизе, а затем по всей стране хуту сожгли дотла дома тутси [ 83 ] в первую очередь путем воспламенения парафина , продукта, широко доступного в Руанде для использования в лампах. [ 84 ] Став бездомными, многие тутси искали убежища в миссиях католической церкви и у бельгийских властей. [ 83 ] в то время как другие перебрались в Уганду и Конго , [ 83 ] начало того, что к концу революции станет массовым исходом. Поджигатели вербовали в свои ряды местных крестьян, обеспечив быстрое распространение восстания. [ 84 ] Многие хуту все еще верили, что король был сверхчеловеком, и утверждали, что они совершали нападения от его имени. [ 85 ] К 9 ноября насилие распространилось по всей стране, за исключением родной провинции Гитеры, Астриды ( Бутаре ), а также крайнего юго-запада и востока. [ 66 ] Больше всего беспорядков было на северо-западе; в Рухенгери все дома тутси были уничтожены пожаром. [ 80 ]
Первоначальная реакция Бельгии на насилие была приглушенной; В начале ноября колониальное правительство располагало в Руанде всего 300 военнослужащими, несмотря на угрозу гражданской войны, которая обострилась в предыдущие месяцы. [ 83 ] Альфонс ван Хоф, Белый Отец -католик , работающий в стране, описал бельгийские силы как «несколько джипов, мчащихся по дороге». [ 83 ] Некоторые поджигатели были арестованы, но бельгийцы не смогли сдержать распространение восстания и были вынуждены вызвать подкрепление из соседнего Конго. [ 83 ] Король Кигели попросил разрешения сформировать собственную армию для борьбы с насилием. [ 86 ] но житель колонии Андре Прюдом отклонил эту просьбу. [ 83 ] Прюдомм опасался, что разрешение тутси вооружиться приведет к перерастанию кризиса в полномасштабную гражданскую войну. [ 83 ]
Несмотря на этот отказ, 7 ноября Кигели предпринял контратаку против участников беспорядков. [ 83 ] [ 86 ] Мобилизуя тысячи лояльных ополченцев, [ 83 ] Кигели приказал арестовать или убить ряд видных лидеров хуту в надежде подавить крестьянское восстание; [ 86 ] Среди погибших был брат Джозефа Гитеры, видный член АПРОСОМА. [ 83 ] Многие из арестованных были доставлены в королевский дворец в Ньянзе, где их пытали сотрудники УНАР. Грегуар Кайибанда в то время скрывался, поэтому не был пойман. [ 86 ] 9 и 10 ноября войска Кигели атаковали холм в Саве , недалеко от Астриды, стремясь добраться до дома Гитеры и захватить лидера АПРОСОМЫ. [ 83 ] Гитера ответил, собрав свои силы для защиты холма. [ 83 ] Силам короля не хватило военного опыта, чтобы выиграть эту битву, и в конечном итоге бельгийские власти вмешались в операцию «Сейв», чтобы предотвратить кровопролитие, что привело к побегу Гитеры. [ 87 ] Хотя Кигели и УНАР оставались более могущественными и лучше оснащенными, чем партии хуту, они знали, что бельгийцы теперь решительно поддерживают последних; если бы у них было достаточно времени, хуту одержали бы верх. [ 88 ] Поэтому ЮНАР стремилось отстранить Бельгию от власти и как можно скорее обрести независимость. [ 88 ]
Прибытие Гая Логьеста
[ редактировать ]История Руанды | ||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() ![]() ![]() | ||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
Восстание в ноябре 1959 года и последующие боевые действия между хуту и тутси положили начало революции, но, по мнению Карни, именно реакция Бельгии гарантировала, что она приведет к постоянной смене ролей двух групп, и к власти придут хуту. [ 85 ] Самым влиятельным человеком, принимающим решения в этом ответе, был полковник Ги Логест , полковник бельгийской армии, работавший в Конго в Force Publique . [ 89 ] Логьест был личным другом губернатора Руанды-Урунди Жан-Поля Харроя , и еще до начала революции его попросили приехать в Руанду, чтобы оценить военные возможности Бельгии в колонии. [ 86 ] После вспышки насилия Логест ускорил свой отъезд из Конго и прибыл в Руанду 4 ноября. [ 89 ] Логест прибыл с несколькими солдатами и десантниками, и ему было поручено восстановить гражданский порядок. [ 86 ]
Набожный католик и политически социал-демократ, [ 85 ] Логист с самого начала решил отдать предпочтение хуту при принятии решений в стране. [ 89 ] Частично это было сделано по соображениям безопасности, поскольку Логист утверждал, что хуту будут продолжать насилие, пока тутси остаются у власти. [ 85 ] но он также решительно поддерживает революцию на демократических основаниях; он видел в этом возможность для «угнетенных» крестьян хуту восстать против правящего класса тутси. [ 85 ] Позже он написал в своих мемуарах: «Некоторые из моих помощников считали, что я был неправ, будучи столь предвзятым по отношению к тутси, и что я вел Руанду по пути к демократизации, конец которой был далек и неопределенен»; [ 90 ] но он защищал свои действия, говоря, что «вероятно, это было желание разрушить морг и разоблачить двуличность по своей сути деспотической и несправедливой аристократии». [ 90 ] После ответных мер Кигели и УНАР против хуту Логест и его войска сделали приоритетом защиту лидеров хуту (включая Гитеру). [ 86 ]
12 ноября, после объявления Харроем чрезвычайного положения, Логист был назначен специальным военным резидентом с мандатом на восстановление порядка в Руанде. [ 86 ] Понимая, что независимость неизбежна и что ЮНАР и руководство тутси имеют возможность быстро создать независимое королевство, в котором доминируют тутси, [ 91 ] Логест решительно подтолкнул страну к созданию республики хуту. [ 91 ] Он сделал это при поддержке Харроя, поставив хуту на высшие административные должности; [ 91 ] более половины вождей тутси страны (и многие их заместители) были заменены хуту, большинство из которых принадлежали к партии ПАРМЕХУТУ. [ 85 ] Логист назвал эти назначения «временными», пообещав, что последуют выборы. [ 85 ] Хотя многие члены УНАР предстали перед судом и были осуждены за преступления, совершенные во время контрреволюции тутси, их соотечественники-хуту из ПАРМЕХУТУ и АПРОСОМА, виновные в подстрекательстве к поджогу хуту, скрылись без предъявления обвинений. [ 85 ] В декабре Логьест был назначен на новую должность специального гражданского резидента, заменив более консервативного Прюдома. [ 85 ] Бельгийское правительство уполномочило его свергнуть короля и наложить вето на его решения, что означало, что Кигели стал конституционным монархом лидера страны , а Логест заменил его в качестве фактического . [ 92 ]
Приход ПАРМЕХУТУ к власти
[ редактировать ]В период после смерти Рудахигвы в июле 1959 года и последующего «переворота» тутси против бельгийцев ПАРМЕХУТУ получила решающее преимущество в популярности над АПРОСОМА Джозефа Гитеры, а также УНАР тутси. [ 93 ] АПРОСОМА выступала за инклюзивный подход к руандийскому национализму в то время, когда авторитарное правление тутси подогревало антитутсиские настроения среди хуту. [ 93 ] Влияние ПАРМЕХУТУ еще больше усилилось после ноябрьских беспорядков, когда Ги Логьест назначил временных лидеров преимущественно из этой партии, что позволило им определять повестку дня и контролировать проведение предстоящих выборов. [ 94 ] Несмотря на это, ПАРМЕХУТУ заявила, что народу хуту все еще нужно больше времени, чтобы «достаточно эмансипироваться, чтобы эффективно защищать свои права». [ 95 ] и успешно лоббировал бельгийцев, чтобы они отложили муниципальные выборы, запланированные на январь 1960 года. [ 96 ] Выборы были перенесены на июнь того же года. В марте 1960 года делегация Организации Объединенных Наций посетила Руанду, чтобы оценить прогресс страны на пути к независимости. [ 96 ] Во время визита ООН основные политические партии поощряли уличные демонстрации, которые переросли в новые вспышки насилия. [ 95 ] На глазах у делегации были сожжены дома тутси, в результате чего в апреле они заявили, что планы Бельгии по проведению июньских выборов неработоспособны. [ 95 ] Вместо этого они предложили провести круглый стол с участием всех четырех политических партий, чтобы положить конец насилию. [ 97 ]
Несмотря на предложение ООН отложить выборы, бельгийские власти настояли на этом, и они были проведены в июне и июле. [ 98 ] Результатом стала подавляющая победа партии ПАРМЕХУТУ, получившей 160 из 229 мест; [ 99 ] Партии тутси контролировали только 19. [ 98 ] Коммунальные власти немедленно отобрали местную власть у традиционных вождей; многие проводили феодальную политику, аналогичную политике элиты тутси, но отдавая предпочтение хуту, а не тутси. [ 98 ] Хотя после выборов Ги Логьест заявил, что «революция окончена», [ 98 ] Напряженность оставалась высокой, и местные массовые убийства тутси продолжались на протяжении 1960 и 1961 годов. [ 98 ] Король Кигели, фактически находящийся под арестом на юге Руанды, [ 100 ] бежал из страны в июле 1960 г. [ 101 ] и несколько десятилетий жил в разных частях Восточной Африки, прежде чем поселиться в Соединенных Штатах. [ 101 ]
Независимость
[ редактировать ]
Руанда вступила в новую реальность доминирования хуту после выборов 1960 года; Бельгия и Логест поддержали ПАРМЕХУТУ, и влияние тутси уменьшилось. Комиссия ООН по опеке, в которой доминируют страны, союзные с коммунистическими странами и поддерживающие антибельгийскую партию тутси УНАР, лоббировала выборы под независимым наблюдением. [ 98 ] Комиссия поддержала резолюции Генеральной Ассамблеи 1579 и 1580, призывающие к выборам и референдуму о монархии; [ 98 ] Логист назвал эти усилия «совершенно бесполезными» и приложил мало усилий для их реализации. [ 102 ] В январе 1961 года в Бельгии прошла Конференция по национальному примирению, закончившаяся провалом. [ 102 ] Затем Логьест и Кайибанда созвали встречу местных лидеров страны, на которой была провозглашена «суверенная демократическая Республика Руанда». [ 102 ] временным президентом является Доминик Мбоньюмутва. [ 103 ] ООН опубликовала доклад о том, что «одна репрессивная система сменилась другой». [ 102 ] но его способность влиять на события закончилась. ПАРМЕХУТУ получил контроль над законодательным органом в сентябре 1961 года; [ 102 ] Кайибанда вступил в должность президента. [ 103 ] и Руанда стала полностью независимой 1 июля 1962 года. В официальной риторике правительства во время празднования независимости упор делался на достижения революции, а не на празднование конца колониального правления. [ 104 ]
Последствия
[ редактировать ]Беженцы тутси и нападения повстанцев
[ редактировать ]По мере развития революции многие тутси покинули Руанду, спасаясь от чисток хуту. Исход, начавшийся во время поджогов в ноябре 1959 года, [ 99 ] продолжалась на протяжении всей революции. [ 105 ] Официальная численность тутси на конец 1964 года составляла 336 000 человек. [ 106 ] поселились в основном в четырех соседних странах: Бурунди, Уганде , Танганьике (позже Танзании ) и Конго-Леопольдвиле . [ 107 ] Изгнанники, в отличие от этнических руандийцев, мигрировавших в доколониальную и колониальную эпохи, воспринимались принимающими странами как беженцы. [ 108 ] и почти сразу начал агитировать за возвращение в Руанду. [ 109 ] Их цели различались; некоторые стремились к примирению с Кайибандой и новым режимом, некоторые были связаны с изгнанным королем Кигели, а другие хотели отстранить новый режим ПАРМЕХУТУ от власти и основать социалистическую республику. [ 110 ]

Начиная с конца 1960 года вооруженные группы изгнанников тутси (которых называло иньензи или «тараканами») правительство хуту [ 100 ] предприняли нападения на Руанду из соседних стран с переменным успехом. [ 110 ] Тутси в Бурунди, поддерживаемые недавно созданной независимой республикой тутси, вызвали некоторые беспорядки на юге Руанды. [ 110 ] События в Руанде резко ухудшили отношения тутси и хуту в Бурунди, и с этого момента режимы страны, возглавляемые тутси, стремились избежать аналогичной революции на своей собственной территории. Страх перед таким развитием событий побудил правительство Бурунди устроить резню тысяч хуту в 1972 году в ответ на восстание хуту с участием некоторых руандийских беженцев тутси. [ 111 ] Беженцы в Конго, Уганде и Танзании были менее способны организовывать военные операции из-за местных условий; [ 109 ] Местные власти хорошо относились к изгнанникам в Танзании, и многие из них поселились на постоянной основе, отказавшись от стремления вернуться в Руанду. [ 110 ] Нападения повстанцев сами по себе привели к тому, что еще больше беженцев пересекло границу, поскольку правительство часто отвечало дальнейшими нападениями на тутси, все еще живущих в Руанде. [ 100 ]
В декабре 1963 года повстанцы, базирующиеся в Бурунди, предприняли крупномасштабную внезапную атаку , захватив Бугесеру и продвинувшись к позициям возле Кигали. [ 112 ] Плохо оснащенные и плохо организованные захватчики были легко разгромлены правительством. [ 112 ] чьей реакцией на нападение стало крупнейшее убийство тутси на сегодняшний день: около 10 000 в декабре 1963 и январе 1964 года, включая всех политиков тутси, все еще находящихся в стране. [ 112 ] Международное сообщество мало что предприняло в ответ, а внутренняя власть президента Кайибанды была усилена. [ 113 ] Распри и поражение положили конец повстанцам тутси, которые после 1964 года больше не представляли угрозы для Руанды. [ 113 ]
Постреволюционная Руанда
[ редактировать ]После резни тутси в 1963–64 годах и поражения тутси Кайибанда и ПАРМЕХУТУ беспрепятственно правили Руандой в течение следующего десятилетия, наблюдая за гегемонией хуту , оправданной мантрой «демографического большинства и демократии». [ 114 ] Режим не терпел инакомыслия, управляя сверху вниз, подобно дореволюционной феодальной монархии. [ 113 ] и продвижение глубоко католического и добродетельного духа. [ 115 ] К началу 1970-х годов эта политика изолировала Руанду от остального мира, и внутри элиты хуту началось восстание. [ 116 ] В 1973 году старший командующий армией Жювеналь Хабиаримана организовал переворот , убив Кайибанду и взяв на себя пост президента. [ 117 ]
В 1990 году Патриотический фронт Руанды (ПФР), повстанческая группа, состоящая в основном из беженцев тутси, вторглась в северную Руанду; это положило начало гражданской войне в Руанде . [ 118 ] Хотя ни одна из сторон не получила решающего преимущества в войне, [ 119 ] к 1992 году авторитет Хабиаримана ослабел; массовые демонстрации вынудили его вступить в коалицию с внутренней оппозицией и подписать Арушские соглашения 1993 года с РПФ. [ 120 ] Перемирие закончилось 6 апреля 1994 года, когда самолет Хабиаримана был сбит недалеко от аэропорта Кигали и он погиб. [ 121 ] Смерть Хабиаримана стала катализатором геноцида в Руанде , который начался несколько часов спустя. Примерно через 100 дней от 500 000 до 1 000 000 [ 122 ] Тутси и политически умеренные хуту были убиты в результате хорошо спланированных нападений по приказу временного правительства. [ 123 ] РПФ тутси под руководством Пола Кагаме возобновил наступление и методично вернул Руанду, контролируя всю страну к середине июля. [ 124 ] По состоянию на 2023 год [update] страны Кагаме и РПФ сохраняют контроль, восстанавливая рост экономики Руанды, количество туристов и индекс человеческого развития . [ 125 ] [ 126 ]
См. также
[ редактировать ]- История Руанды
- Насилие
- Кризис в Конго (1960–65)
- Королевство Бурунди
- Геноциды в Бурунди ( 1972 и 1990–94 годы )
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гуревич 2000 , с. 59.
- ^ Слива 1999 , с. 41.
- ^ Кретьен 2003 , с. 44.
- ^ Jump up to: а б с Мамдани 2002 , с. 61.
- ^ Кретьен 2003 , с. 58.
- ^ Король 2007 , с. 75.
- ^ Слива 1999 , с. 16.
- ^ Мамдани 2002 , стр. 58.
- ^ Кретьен 2003 , с. 69.
- ^ Шьяка , стр. 10–11.
- ^ Кретьен 2003 , стр. 88–89.
- ^ Кретьен 2003 , с. 482.
- ^ Слива 1999 , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Кретьен 2003 , с. 160.
- ^ Слива 1999 , с. 18.
- ^ Дорси 1994 , с. 38.
- ^ Jump up to: а б с Мамдани 2002 , с. 69.
- ^ Прунье 1999 , стр. 13–14.
- ^ Аппиа и Гейтс 2010 , с. 218.
- ^ Jump up to: а б Кретьен 2003 , стр. 217–218.
- ^ Jump up to: а б Прунье 1999 , с. 25.
- ^ Прунье 1999 , стр. 23–24.
- ^ Прунье 1999 , стр. 25–26.
- ^ Пейдж и Зонненбург 2003 , с. 508.
- ^ Слива 1999 , с. 26.
- ^ Кретьен 2003 , с. 260.
- ^ Слива 1999 , с. 27.
- ^ Прунье 1999 , стр. 28–29.
- ^ Прунье 1999 , стр. 31–32.
- ^ Прунье 1999 , стр. 30–31.
- ^ Кретьен 2003 , стр. 276–277.
- ^ Слива 1999 , с. 35.
- ^ Гуревич 2000 , стр. 56–57.
- ^ Организация Объединенных Наций (II) .
- ^ Организация Объединенных Наций (III) .
- ^ Слива 1999 , с. 42–43.
- ^ Мамдани 2002 , с. 106.
- ^ Прунье 1999 , стр. 43–44.
- ^ Слива 1999 , с. 44.
- ^ Мамдани 2002 , стр. 113.
- ^ Мамдани 2002 , с. 114
- ^ Мамдани 2002 , с. 108.
- ^ Jump up to: а б с Прунье 1999 , с. 45.
- ^ Линден и Линден 1977 , с. 245.
- ^ Jump up to: а б с Кретьен 2003 , с. 302.
- ^ Jump up to: а б с Линден и Линден 1977 , с. 251–252.
- ^ Ньюбери 1988 , с. 192.
- ^ Jump up to: а б с Ньюбери 1988 , с. 193.
- ^ Jump up to: а б Карни 2013 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б Карни 2013 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б с Карни 2013 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б с Карни 2013 , с. 74.
- ^ Jump up to: а б Прунье 1999 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б с Линден и Линден 1977 , с. 249.
- ^ Jump up to: а б Карни 2013 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б Линден и Линден 1977 , с. 250.
- ^ Прунье 1999 , стр. 45–46.
- ^ CRISP 1959 , параграф 2.
- ^ Jump up to: а б Линден и Линден 1977 , с. 252.
- ^ Jump up to: а б Линден и Линден 1977 , с. 253.
- ^ Линден и Линден 1977 , с. 254.
- ^ Линден и Линден 1977 , с. 255.
- ^ Линден и Линден 1977 , с. 257.
- ^ Jump up to: а б Линден и Линден 1977 , с. 258.
- ^ Карни 2013 , с. 102.
- ^ Jump up to: а б с Ньюбери 1988 , с. 194.
- ^ Jump up to: а б Линден и Линден 1977 , с. 261.
- ^ Jump up to: а б с Линден и Линден 1977 , с. 262.
- ^ Jump up to: а б Хэлси Карр и Хэлси 2000 .
- ^ CRISP 1959 , сноска 1.
- ^ Jump up to: а б с Линден и Линден 1977 , с. 263.
- ^ Карни 2013 , с. 107.
- ^ Слива 1999 , с. 47.
- ^ Jump up to: а б Линден и Линден 1977 , с. 264.
- ^ Линден и Линден 1977 , стр. 265–266.
- ^ Линден и Линден 1977 , с. 266.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Карни 2013 , с. 124.
- ^ Карни 2013 , с. 109.
- ^ Линден и Линден 1977 , стр. 266–267.
- ^ Jump up to: а б Линден и Линден 1977 , с. 267.
- ^ Braathen, Bøås & Saether 2000 , стр. 78.
- ^ Гуревич 2000 , стр. 58–59.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Карни 2013 , с. 125.
- ^ Jump up to: а б с Ньюбери 1988 , с. 195.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Карни 2013 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Ньюбери 1988 , с. 196.
- ^ Карни 2013 , с. 126.
- ^ Jump up to: а б Ньюбери, 1988 , стр. 195–196.
- ^ Jump up to: а б с Прунье 1999 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Логист 1988 , с. 135.
- ^ Jump up to: а б с Ньюбери 1988 , с. 197.
- ^ Карни 2013 , с. 129.
- ^ Jump up to: а б Мамдани 2002 , с. 123.
- ^ Мамдани 2002 , с. 124
- ^ Jump up to: а б с Карни 2013 , с. 136.
- ^ Jump up to: а б Карни 2013 , с. 135.
- ^ Мелверн 2000 , с. 14.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Прунье 1999 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б Прунье 1999 , с. 51.
- ^ Jump up to: а б с Прунье 1999 , с. 54.
- ^ Jump up to: а б Терпение 2013 .
- ^ Jump up to: а б с д и Прунье 1999 , с. 53.
- ^ Jump up to: а б Новости Би-би-си (I), 2010 г.
- ^ Хальберштам, Дэвид (2 июля 1962 г.). «Руанда и Бурунди поднимают свои флаги». Нью-Йорк Таймс . п. 8.
- ^ Слива 1999 , с. 61.
- ^ Слива 1999 , с. 62.
- ^ Мамдани 2002 , стр. 160–161.
- ^ Прунье 1999 , стр. 63–64.
- ^ Jump up to: а б Прунье 1999 , стр. 55–56.
- ^ Jump up to: а б с д Прунье 1999 , с. 55.
- ^ Лемаршан 2009 , стр. 135, 139.
- ^ Jump up to: а б с Прунье 1999 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б с Прунье 1999 , с. 57.
- ^ Слива 1999 , с. 58.
- ^ Слива 1999 , с. 59.
- ^ Слива 1999 , с. 60.
- ^ Прунье 1999 , стр. 74–76.
- ^ Слива 1999 , с. 93.
- ^ Прунье 1999 , стр. 135–136.
- ^ Прунье 1999 , стр. 190–191.
- ^ Новости BBC (II) 2010 .
- ^ Хенли 2007 .
- ^ Даллэр 2005 , с. 386.
- ^ Даллэр 2005 , с. 299.
- ^ ПРООН 2010 .
- ^ РДБ(И) 2009 .
Ссылки
[ редактировать ]- Аппиа, Энтони; Гейтс, Генри Луи, ред. (2010). Энциклопедия Африки, Том 1 (иллюстрированное издание). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-533770-9 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- BBC News (I) (9 марта 2010 г.). «Сын Мбонюмутвы протестует против эксгумации лидера Руанды» . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 23 декабря 2014 г.
- BBC News (II) (12 января 2010 г.). «Хуту убили президента Руанды Жювеналя Хабиариману » . Архивировано из оригинала 1 июня 2013 г. Проверено 16 февраля 2012 г.
- Браатен, Э.; Бос, М.; Сэтер, Г. (2000). Этническая принадлежность убивает? . Бейзингсток: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 978-0-333977-35-4 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- Карни, Джей-Джей (2013). Руанда до геноцида: католическая политика и этнический дискурс в позднюю колониальную эпоху . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-199982-27-1 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- Кретьен, Жан-Пьер (2003). Великие озера Африки: две тысячи лет истории . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN 978-1-890951-34-4 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- Даллер, Ромео (2005). Рукопожатие с дьяволом: провал человечества в Руанде . Лондон: Стрела. ISBN 978-0-09-947893-5 .
- Дорси, Леартен (1994). Исторический словарь Руанды . Метучен, Нью-Джерси: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-2820-9 .
- Гуревич, Филип (2000). Мы хотим сообщить вам, что завтра нас убьют вместе с нашими семьями (переиздание). Лондон; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пикадор. ISBN 978-0-330-37120-9 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- «Гражданская война в Руанде» . Courrier Hebdomadaire du CRISP (на французском языке) (42). Брюссель: Центр социально-политических исследований и информации: 15–24. 1959. дои : 10.3917/cris.042.0015 . Архивировано из оригинала 20 августа 2017 г. Проверено 19 августа 2017 г.
- Хэлси Карр, Розамонд; Хэлси, Энн Ховард (2000). Земля тысячи холмов: Моя жизнь в Руанде . Пингвин. п. 115. ИСБН 978-1-1011-4351-3 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- Хенли, Джон (31 октября 2007 г.). «Рубцовая ткань» . Хранитель . Лондон. Архивировано из оригинала 1 сентября 2013 г. Проверено 16 февраля 2012 г.
- Кинг, Дэвид К. (2007). Руанда (Культуры мира) . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Benchmark Books. ISBN 978-0-7614-2333-1 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- Лемаршан, Рене (2009). Динамика насилия в Центральной Африке . Издательство Пенсильванского университета. ISBN 9780812241204 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 15 апреля 2021 г.
- Линден, Ян; Линден, Джейн (1977). Церковь и революция в Руанде (иллюстрированное издание). Манчестер: Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0719-00-671-5 .
- Логист, Гай (1988). Миссия в Руанду . цитируется в. Брюссель: Дидье Атье. ISBN 978-2-87-088631-1 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 16 февраля 2021 г. , цитируется в Прунье, Жерар (1999). Кризис в Руанде: история геноцида (2-е изд.). Кампала: Fountain Publishers Limited. ISBN 978-9970-02-089-8 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- Мамдани, Махмуд (2002). Когда жертвы становятся убийцами: колониализм, национализм и геноцид в Руанде . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-10280-1 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- Мелверн, Линда (2000). Преданный народ: роль Запада в геноциде Руанды (8, иллюстрировано, переиздание под ред.). Лондон; Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Zed Books. ISBN 978-1-85649-831-9 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- Ньюбери, Кэтрин (1988). Сплоченность угнетения: клиентство и этническая принадлежность в Руанде, 1860–1960 гг . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-06257-2 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- Пейдж, Мелвин Э.; Зонненбург, Пенни М. (2003). Колониализм: международная, социальная, культурная и политическая энциклопедия. ЯВЛЯЮСЬ. Том. 1, Том 1 . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-576-07335-3 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- Прунье, Жерар (1999). Кризис в Руанде: история геноцида (2-е изд.). Кампала: Fountain Publishers Limited. ISBN 978-9970-02-089-8 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 г. Проверено 25 сентября 2016 г.
- Совет по развитию Руанды (RDB) (I) (6 января 2009 г.). «Результаты туризма и охраны природы в 2008 году» . Архивировано из оригинала 11 мая 2012 года . Проверено 16 февраля 2012 г.
- Сабар, Ариэль (27 марта 2013 г.). «Король без страны» . Вашингтонский . Вашингтон, округ Колумбия Архивировано из оригинала 23 декабря 2014 г. . Проверено 21 декабря 2014 г.
- Шьяка, Анастасий. «Конфликт в Руанде: происхождение, развитие, стратегии выхода» (PDF) . Комиссия национального единства и примирения, Республика Руанда. Архивировано (PDF) из оригинала 3 мая 2019 г. Проверено 16 февраля 2012 г.
- Организация Объединенных Наций (II) . «Международная система опеки» . Архивировано из оригинала 3 мая 2019 г. Проверено 28 февраля 2012 г.
- Организация Объединенных Наций (III) . «Подопечные и несамоуправляющиеся территории (1945–1999)» . Архивировано из оригинала 6 октября 2017 г. Проверено 28 февраля 2012 г.
- Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) (2010 г.). «Тенденции индекса человеческого развития, 1980–2010 гг.» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 1 апреля 2012 г. Проверено 29 февраля 2012 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с руандийской революцией, на Викискладе?