Роксана Данбар-Ортиз
Роксана Данбар-Ортиз | |
---|---|
![]() Данбар-Ортис в 2010 году | |
Рожденный | Сан-Антонио , Техас , США | 10 сентября 1938 г.
Образование | |
Занятия |
|
Супруг | Саймон Дж. Ортис (третий муж) [1] |
Дети | 1 |
Писательская карьера | |
Предмет | |
Известные работы |
|
Веб-сайт | Реддиртсайт |
Роксана Данбар-Ортис (родилась 10 сентября 1938 г.) — американский историк, писатель, профессор и активистка из Сан-Франциско . Она родилась в Техасе , выросла в Оклахоме и является активисткой социальной справедливости и феминисткой. [1] Она написала множество книг, в том числе «Кровь на границе: мемуары о противоположных годах» (2005), «Красная грязь: взросление, Оки» (1992), [1] и История коренных народов США (2014). Она является почетным профессором этнических исследований Калифорнийского государственного университета . [2]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Родился в Сан-Антонио, штат Техас , в 1938 году. [3] В семье Оклахомы Роксана Данбар-Ортис выросла в Центральной Оклахоме . Ее отец был издольщиком шотландско -ирландского происхождения. Данбар утверждает, что ее мать была выходцем из племени чероки . [1] Первоначально Данбар-Ортис идентифицировала себя как имеющая шайеннское происхождение, но впоследствии признала, что она белая . [4] С тех пор она утверждала, что она по происхождению чероки . [4] и что ее мать отрицала свое коренное происхождение после того, как вышла замуж за белую семью. [5] Из-за ее различных заявлений о коренном происхождении Данбар признала, что ее «объявили мошенницей за то, что она притворялась коренным американцем». [6]
Дед Данбара по отцовской линии был поселенцем, землевладельцем, ветеринаром, профсоюзным активистом и членом Социалистической партии Оклахомы и организации «Промышленные рабочие мира» . Ее отец, Мойер Хейвуд Петтибоун Скарберри Данбар, был назван в честь лидера организации « Промышленные рабочие мира» , «Большого» Билла Хейвуда . Рассказы отца о дедушке вдохновили ее на всю жизнь заниматься борьбой за социальную справедливость. [7] Ее рассказ о жизни до отъезда из Оклахомы записан в книге Red Dirt: Growing Up Okie .
Поженившись в 18 лет, Данбар-Ортис и ее муж три года спустя переехали в Сан-Франциско, где она и прожила большую часть лет. Этот брак позже распался. У нее есть дочь Мишель. Позже она вышла замуж за писателя Саймона Дж. Ортиса (Акома Пуэбло). [8]
Данбар-Ортис окончил Государственный колледж Сан-Франциско в 1963 году по специальности история. Она начала учебу в аспирантуре на факультете истории Калифорнийского университета в Беркли, но в 1974 году перешла в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, получив там докторскую степень по истории. Помимо докторской степени она получила диплом по международному праву. Права человека в Международном институте прав человека , Страсбург , Франция, в 1983 году и степень магистра творческого письма в Миллс-колледже в 1993 году.
Активизм
[ редактировать ]С 1967 по 1974 год она была постоянной активисткой, жившей в различных частях США, путешествуя по Европе , Мексике и Кубе . Она также участвовала в женском освободительном движении . Женщина-преступница: Мемуары о годах войны описывает этот период ее жизни, ведя хронику 1960–1975 годов.
В 1968 году она основала Cell 16 , феминистскую организацию в США, известную своей программой безбрачия , отделения от мужчин и обучения самообороне (в частности, каратэ ); ее называют первой организацией, выдвинувшей концепцию сепаратистского феминизма . [9] [10] [11]
Она внесла статью «Женское освобождение как основа социальной революции» в антологию 1970 года « Сестричество мощно: антология сочинений женского освободительного движения » под редакцией Робин Морган . [12]
В 1974 году она приняла должность доцента в недавно созданной программе исследований коренных американцев в Калифорнийском государственном университете в Хейворде , где она помогала развивать кафедры этнических исследований и женских исследований . После осады Вундед-Ни в 1973 году она стала активным членом Движения американских индейцев (ДАИ) и Международного совета индейцев , положив начало своей пожизненной приверженности праву коренных народов на самоопределение и международным правам человека .
Она редактировала книгу «Великая нация сиу» , которая была опубликована в 1977 году и представлена в качестве основополагающего документа на первой международной конференции по индейцам Америки , проходившей в штаб-квартире ООН в Женеве , Швейцария. Книга была выпущена в новом издании издательством Университета Небраски в 2013 году. За «Великой нацией сиу» последовали еще две книги: « Корни сопротивления: история землевладения в Нью-Мексико» (1980) и «Индейцы Америки: права человека». и самоопределение (1984). Она также редактировала две антологии по экономическому развитию коренных американцев, возглавляя Институт развития коренных американцев в Университете Нью-Мексико .
В 1981 году Данбар-Ортиса попросили посетить сандинистскую Никарагуа, чтобы оценить с землевладением ситуацию индейцев мискито в северо-восточном регионе страны. Две ее поездки туда в том году совпали с началом поддержки правительством Соединенных Штатов прокси-войны с целью свержения сандинистов , при этом северо-восточный регион на границе с Гондурасом стал зоной боевых действий и основой для обширной пропаганды, проводимой администрацией Рейгана против Сандинисты. В более чем сотне поездок в Никарагуа и Гондурас с 1981 по 1989 год она наблюдала за тем, что называлось « войной контрас» . Об этих годах она рассказывает в книгах «Оказавшись под перекрестным огнем: индейцы мискиту из Никарагуа» (1985) и «Кровь на границе: мемуары о войне контрас» (2005). [13] [14]
В своей работе «История коренных народов Соединенных Штатов » Данбар-Ортис осуждает доктрину открытия и поселенческий колониализм , который опустошил индейское население в Соединенных Штатах. Она сравнивает эту форму религиозного фанатизма с современными завоеваниями Аль-Каиды. [15] Она заявляет, что, поскольку большая часть нынешних земель в Соединенных Штатах была захвачена в результате агрессии и угнетения, «коренные народы имеют огромные претензии на репарации и реституцию», однако «ни одна денежная сумма не может компенсировать незаконно захваченные земли, особенно те, которые священные земли, необходимые коренным народам для восстановления социальной сплоченности». [15]
Она снялась в феминистском историческом фильме « Она прекрасна, когда злится» . [16] [17]
Она является почетным профессором этнических исследований Калифорнийского государственного университета в Хейворде . После ухода из университета преподавать [18] она много читала лекции и продолжает писать.
Награды
[ редактировать ]наградил Фонд Ланнана Данбар-Ортис Премией свободы культуры 2017 года «за достижения в неустанном труде всей ее жизни». [19]
Избранные работы
[ редактировать ]- Не «нация иммигрантов»: колониализм поселенцев, превосходство белых и история стирания и исключения . Маяк, 2021. ISBN 9780807036297
- Загружено: обезоруживающая история Второй поправки . Книги «Огни большого города», 2018. ISBN 9780872867239 , ОСЛК 974677108
- «Все настоящие индейцы вымерли» и 20 других мифов о коренных американцах . Бикон, 2016.
- История коренных народов Соединенных Штатов . Маяк, 2014. ISBN 9780807057834 , ОСЛК 898228330
- Великая нация сиу : суд над Америкой . «Рэндом Хаус» , 1977, ОСЛК 12567161 ; Университет Небраски Пресс , 2013. ISBN 9780803244832 , ОСЛК 816026656
- Корни сопротивления: землевладение в Нью-Мексико, 1680–1980 гг . Калифорнийский университет, 1980 год; новое издание, University of Oklahoma Press, 2007. ISBN 9780806138336 , ОСЛК 82473104
- Красная грязь: Растем, окей . Версо, 1997 г.; новое издание, University of Oklahoma Press, 2006. ISBN 9780806137759 , ОСЛК 907147398
- Кровь на границе: Мемуары о войне контрас . Саут-Энд Пресс, 2005. ISBN 9780806153841 , ОСЛК 947955776
- Женщина-преступница: воспоминания о военных годах, 1960–75 . Городские световые книги, 2002. ISBN 9780806144795 , ОСЛК 889868088
- Индейцы мискито в Никарагуа . Группа по правам меньшинств, 1988. ISBN 9780946690596 , ОСЛК 924840272
- Коренные народы: глобальный поиск справедливости . (ред.) Отчет для Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам, Женева. Зед Пресс, 1987.
- Вопрос мискито в никарагуанской революции . Редакционная линия, 1986.
- Индейцы Америки: права человека и самоопределение . Зед Пресс; Прегер, 1984. ISBN 9780030009143 , ОСЛК 393606660
- Энергетические ресурсы и развитие коренных американцев . (ред.) Альбукерке: Институт развития коренных американцев (INAD), Университет Нью-Мексико, 1980. ISBN 9780934090025 , ОСЛК 7584489
- Экономическое развитие резерваций американских индейцев . (ред.) INAD, Университет Нью-Мексико, 1979.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Хилтон, Форрест (1 мая 2008 г.). «Революционная идентичность» . Ежемесячный обзор . 60 (1): 51. doi : 10.14452/MR-060-01-2008-05_6 . Проверено 26 июля 2023 г.
- ^ "Роксана Данбар-Ортис". Бостонское обозрение. https://www.bostonreview.net/authors/roxanne-dunbar-ortiz/
- ^ Фас, Бринн (2018). Ярый феминизм: радикальные жизни Ти-Грейс Аткинсон, Кэти Сарачайлд, Роксаны Данбар-Ортис и Даны Денсмор . Сиэтл: Вашингтонский университет Press . п. 22.
- ^ Jump up to: а б Мередит, Америка (15 августа 2017 г.). «Проблемы и комментарии: этническое мошенничество и искусство» . АРТньюс . Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ « Земля — это тело коренного народа»: разговор с Роксаной Данбар-Ортис» . Прогрессивный. 4 июля 2018 г. Проверено 12 марта 2020 г.
- ^ Данбар-Ортис, Роксана (2016). Кровь на границе. Мемуары о войне контрас . Норман: Университет Оклахомы Пресс. п. 18. ISBN 9780806156439 .
- ^ Данбар-Ортис, Роксана (2006). Красная грязь: Растем, окей . Университет Оклахомы Пресс .
- ^ Хилтон, Форрест (май 2008 г.). «Революционная идентичность» . Ежемесячный обзор . Том. 60, нет. 1 . Проверено 5 сентября 2017 г.
- ^ Солнье, Кристин Ф. (1996). Феминистские теории и социальная работа: подходы и приложения . Хаворт Пресс. ISBN 1-56024-945-5 .
- ^ Беваква, Мария (2000). Изнасилование в общественной повестке дня: феминизм и политика сексуального насилия . ISBN 1-55553-446-5 .
- ^ Эколс, Алиса (1990). Смело быть плохим: радикальный феминизм в Америке, 1967-75 . Университет Миннесоты Пресс . п. 164. ИСБН 0-8166-1787-2 .
- ^ Сестричество мощно: антология сочинений женского освободительного движения (Книга, 1970) . [WorldCat.org]. OCLC 96157 .
- ^ Каплан, Джоан Г. (2006). «Кровь на границе: мемуары о войне контрас», Роксана Данбар-Ортис (рецензия)» . Тиккун . 21 (1): 74–75. ISSN 2164-0041 . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ Салпер, Роберта Л. (16 апреля 2011 г.). «Кровь на границе: воспоминания о войне контрас» . Журнал Исследовательской группы по социализму и демократии в Интернете . 20 (2) . Проверено 21 января 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Данбар-Ортис, Роксана (2014). История коренных народов Соединенных Штатов . Бостон: Beacon Press . стр. 197–205.
- ^ «Женщины» .
- ^ «Фильм — Она прекрасна, когда злится» . Shesbeautifulwhenshesangry.com . Проверено 28 апреля 2017 г.
- ^ «Анализ движений Occupy Wall Street с Роберто Ловато и Роксаной Данбар-Ортис» . CSU Ист Бэй. 29 ноября 2011 года . Проверено 28 апреля 2018 г.
Роксана Данбар-Ортис — давняя активистка и писательница, почетный профессор кафедры этнических исследований Калифорнийского государственного университета в Ист-Бэй в Хейворде, Калифорния.
- ^ «Премия Ланнана за свободу культуры 2017 года присуждена Роксане Данбар-Ортис» . Фонд Ланнана . Проверено 8 января 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Американские писательницы XX века
- Американские писательницы XXI века
- Американские историки XX века
- Американские историки XXI века
- Историки США
- Историки коренных американцев
- Американские ученые женских исследований
- Американские женщины-историки
- Историки-феминистки
- Американские феминистки
- Американские женщины-мемуаристки
- Американские мемуаристы XX века
- Члены Движения американских индейцев
- Американцы, которые идентифицируют себя как выходцы из чероки
- Калифорнийский государственный университет, факультет Ист-Бэй
- Лауреаты Американской книжной премии
- Писатели из Оклахомы
- 1938 рождений
- Живые люди
- Американцы, считающие себя выходцами из шайеннов