Северная индейская резервация шайеннов
Племя северных шайеннов индейской резервации северных шайеннов
Цехестано | |
---|---|
Страна | Соединенные Штаты |
Штаты | Монтана |
Учредил | 1884 |
Штаб-квартира | Хромой олень |
Правительство | |
• Руководящий орган | Племенной совет |
• Президент племени | Серена Ветерелт (действующая) |
Население (2013) | |
• Общий | 4,939 |
Часовой пояс | UTC-7 ( МСТ ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC-6 ( МДТ ) |
Северное племя шайеннов индейской резервации Северные шайенны ( шайенны : Цехестано ; ранее называвшееся Река Тонг) — признанное на федеральном уровне племя северных шайеннов . расположена на юго-востоке Монтаны , ее Резервация площадь составляет около 690 квадратных миль (1800 км²). 2 ) по размеру, и здесь проживает около 6000 шайеннов. Штаб-квартира племени и правительства расположены в Хромом Дире , где также проводится ежегодный пау-вау северных шайеннов .
Резервация ограничена на востоке рекой Тонг и на западе резервацией Ворона . Есть небольшие участки несмежных трастовых земель за пределами резерваций в округе Мид, Южная Дакота , к северо-востоку от города Стерджис . Его лесистые хребты, простирающиеся до северо-запада Южной Дакоты , являются частью Национального леса Кастера и находятся примерно в 40 милях (64 км) к востоку от места битвы при Литтл-Бигхорне в 1876 году .
Согласно данным о регистрации племен по состоянию на март 2013 года, насчитывалось около 12 266 зарегистрированных членов племени, из которых около 6 012 проживали в резервации. [1] [ неполная короткая цитата ] примерно 91% населения коренных американцев (полный или частичный объем крови ) и 72,8% идентифицируют себя как шайенны. Чуть более четверти населения пяти лет и старше говорило на другом языке, кроме английского. [1] представители Нации Ворон В резервации также живут .
Демография
[ редактировать ]Традиционная духовная культура шайеннов , как и большинство традиционных духовных путей коренных народов , ценит связь людей со своей землей и считает саму землю, а также особые места, такие как Беар-Бьютт , священными. Многие шайены работают лесниками и пожарными. Эта духовная перспектива очевидна в традиционных сообществах, таких как Хромой Олень и Бирни, и когда в 2006 году голосование по разработке угля и метана угольных пластов в резервации разделилось по модернистскому и традиционному направлениям. [2] [ неполная короткая цитата ]
Исторический прыжок с буйволами, места захоронения вождей и духовных лидеров шайеннов, место Кастера последнего лагеря перед битвой при Литтл-Бигхорне , Музей шайеннских индейцев, Галерея Десяти Медведей, Индейская школа Сент-Лабре и Эшленд- Паувау . места особого интереса в районе Эшленда.
Северные шайенны связаны с южными шайеннами , которые проживают в Оклахоме . После войны в Блэк-Хиллз и более ранних конфликтов в Колорадо (см. Резню в Сэнд-Крик и Резню в Уошите ) северные шайенны были насильственно переселены в Оклахому и ограничены землями своих южных родственников. Не имея возможности быстро акклиматизироваться к жаре западной Оклахомы ( в то время территория Индии ), вынужденной выращивать пищу вместо охоты или собирательства, как это было у них в жизни, а также к жестоким условиям в бараках, где их держали, северяне начали быстро умирать. . В отчаянии небольшая группа покинула резервацию и в 1878 году направилась на север. Эта одиссея стала известна как Исход северных шайеннов .
Северные шайены ненадолго поселились вокруг Форта Кио ( Майлз-Сити, Монтана ). В начале 1880-х годов многие семьи начали мигрировать на юг, в район водораздела реки Тонг , и основали усадьбы на северной окраине бассейна реки Паудер , которую они считали своим естественным домом. Северные шайенны были союзниками лакота в войне в Блэк-Хиллз 1876–1877 годов.
Правительство Соединенных Штатов создало индейскую резервацию реки Тонг, площадь которой составляла 371 200 акров (1502 км²). 2 ) земли в соответствии с указом президента Честера А. Артура от 16 ноября 1884 года. Первоначально границы не включали шайеннов, которые поселились дальше на восток, недалеко от реки Тонг, поэтому тем людям, которые это сделали, помогли люди Св. Католическая миссия Лабре. Однако ситуация изменилась, когда 19 марта 1900 года президент Уильям МакКинли расширил резервацию до западного берега реки Тонг, в общей сложности на 444 157 акров (1797,44 км²). 2 ). Те шайенны, которые поселились к востоку от реки Тонг, были переселены в земли резервации к западу от реки. [3]
Сообщества и кварталы
[ редактировать ]Хромой Дир, штат Монтана , с населением около 4000 человек, из которых 92% составляют американские индейцы, является столицей народа северных шайеннов. колледж Чифа Тупого Ножа Там находится . На западе находится Мадди, штат Монтана , с населением около 600 человек, 94% американских индейцев, и дальше на запад Басби, штат Монтана , с населением около 700 человек, 90% американских индейцев. В Басби находилась школа-интернат Тонг-Ривер, открытая в 1904 году. Позже школа стала весьма активно заниматься баскетболом : их команда сыграла победную игру против « Гарлемских путешественников» и выиграла чемпионат штата в 1950-х годах. Меннонитская церковь Басби-Уайт-Ривер-Шайенн расположена в Басби. [4] [ неполная короткая цитата ] В 1976 году в резервации проживало 2400 человек, а Мари Санчес . главным судьей была [5]
Эшленд, штат Монтана , находится на востоке. В 1884 году здесь была основана католическая школа-интернат St. Labre Indian School . [6] Около 460 жителей Эшленда составляют около 75% американских индейцев. Они также очень активны в баскетболе. Когда Басби стал частью их округа, в конце 1940-х и далее у них были заметные баскетбольные матчи. Бирни, штат Монтана , население около 100 человек, 86% индейцы, находится к югу от Хромого Дира и Эшленда. Часть Бирни, «Белая Бирни», находится к югу от резервации. [7]
Колстрип, штат Монтана , — соседний промышленный город, занимающийся добычей угля и производством электроэнергии. Расположенный в 20 милях к северу от резервации, он имеет население около 2300 жителей, из которых примерно 240, или 11%, — американские индейцы. Здесь также некоторые шайены посещают государственную школу или живут ради работы. [6]
Основными работодателями в сообществе, которые вносят вклад в экономику заповедника, являются индейская школа Сен-Лабра, энергетические и строительные компании, федеральные и племенные правительства, сельское хозяйство и скотоводство, малый бизнес и система образования. [8]
Исторические группы северных шайеннов
[ редактировать ]В Шайенне известен как Notameohmésêhese или Notameohmésėhétaneo'o, что означает «Северные едоки», или просто как Ohmésêhese / Ôhmésêheseo'o, что означает «Пожиратели». [9]
- Собственно Notameohmésêhese / Notameohmésėhétaneo'o («Северные едоки», также известные как hmésėhese / Ôhmésêheseo'o или Omísis – «Едоки» ). Они носят эти имена, потому что были известны как великие охотники и поэтому имели хороший запас мяса для прокорма. их люди были самой густонаселенной группой шайеннов, населявшей земли от северных и западных Блэк-Хиллз (Mo'ştávo'honáeva - «Местоположение черной скалы») до страны Паудер-Ривер (Páeo'hé'e - «пороховая река»). ″ или ″угольная река″). Часто их сопровождали родственники из Тотоэманахо и северных со'таео, и они имели тесные связи с лакота посредством смешанных браков. Сегодня они, наряду с северными со'таео, являются наиболее влиятельными среди них. Северные Шайенны.
- Северный Оэвеманахо / Оивимана ( Северная Оэвемана - «Северная паршивка», «Северные скальперы» - сейчас они живут в Бирни и его окрестностях, штат Монтана (Oévemanahéno - «место паршивых банд»), недалеко от слияния реки Тонг и ручья Висячая женщина в юго-восточный угол индейской резервации Северные Шайенны)
- Северный Со'таео / Со'таэтано'о ( Сухтай или Сутайо - они женились только на других со'таео'о (как северных, так и южных) и разбивали лагерь отдельно от других лагерей шайеннов. Они поддерживали самые тесные связи с бандой Нотамеомесехезе и жили на севере и западе Блэк-Хиллз (Мо'Штаво'хонаева - «Местоположение с черной скалой»). Они также кочевали вместе со своими родственниками из Нотамеомесехезе и Тотоэманахо в стране Паудер-Ривер (Паео'хе'э), оставаясь к северу от него. на реке Платт. Они получили более высокую численность групп, чем их южные родственники, из-за лучшей северной охоты и травы. Теперь они живут в Бирни и его окрестностях (Oévemanahéno - «место чесоточных банд»). Сегодня они вместе с Notameohmésêhese. являются наиболее влиятельными среди северных шайеннов.
Малые северные банды (не представлены в Совете Сорока Четырех):
- Anskówînîs / Anskowinis («Узкий нос», «узкая переносица» — они названы в честь своего первого вождя, которого правильно называли «Сломанное Блюдо», но по прозвищу « Анскоувинис» . Они отделились от Ôhmésêheseo'o из-за ссоры.
- Mo'htávėhetaneo'o ( Mo'ôhtávêhetane - «Чернокожие люди », « ютов Люди, похожие на ») . Их назвали так, потому что у них была более темная кожа, чем у других шайеннов, и они больше походили на ютов. Их имя также означает «Горные люди». ″, возможно, происходили от пленников Уте (Mo'ştávėhetaneo'o). [9] Сегодня они живут в районе Хромой Олень, штат Монтана (Mo'ştávheomenéno - «место черной хижины») в индейской резервации Северные Шайенны. Хромой Олень, штаб-квартира племени и правительственного учреждения, также был местом, где выдавались пайки, и известен как Меавехоэно - «место раздачи» или «место раздачи белых людей».
- Ононео / Ононео (« Люди арикара » или «Группа Ри») - эта группа имеет смешанное наследие шайеннов-арикара и манданов. Раньше они были связаны со смешанной группой Шайенн-Лакота Масикота и иногда считались подгруппой Масикота. сегодня они живут в неофициальном районе Роузбад/Ри (Ононео), политически являющемся частью района Мадди-Крик, между Басби и Мадди-Крик, некоторые также присутствуют в районе Хромого Оленя)
- Тотоэманахо / Тотоймана ( Totoemana, Tútoimanáh - «Отсталый клан», «Застенчивый клан» или «Застенчивый клан», также переводится как «Сдержанная группа» и «Нежелательная группа», названные так потому, что они предпочитают разбивать лагерь в одиночестве, жили в северные и западные Черные холмы (Mo'ştávo'honáeva - «Местоположение черной скалы») и вдоль реки Тонг (Vétanovéo'hé'e - «Река языка»), кочевали вместе со своими нотамеомесехезе и северными со'таео'о. Родственники также из страны Паудер-Ривер (Páeo'hé'e) через смешанные браки имели тесные связи с Лакотой, которая теперь сосредоточена в Эшленде и его окрестностях (Vóhkoohémâhoéve'ho'éno, ранее называвшаяся Тотоеманахено), непосредственно к востоку от границы Северной Индейская резервация Шайенны )
- Vóhpoométaneo'o / Woxpometaneo ( Voxpometaneo - «Люди Белой реки», «Белая река Шайенны») Назван в честь реки Уайт (Vóhpoome) недалеко от Пайн-Ридж в Южной Дакоте, а также назван в честь большой большой семьи как Wóopotsît или Wóhkpotsit - «Белый волк». », «Белые хитрые люди». Большинство присоединилось к своим родственникам шайеннам и поселилось в 1891 году к югу от Кирби, штат Монтана , недалеко от истоков ручья Роузбад. В настоящее время они сосредоточены в Басби и его окрестностях, штат Монтана (Вопометанено), в индейской резервации Северные Шайенны. Некоторые из них остались в индейской резервации Пайн-Ридж со своими родственниками оглала-лакота и известны как Цехесе-хо'охомо'ео'о - «Шайенны-сиу».
Образование
[ редактировать ]Колледж Чифа Тупого Ножа , первоначально называвшийся Мемориальным Колледжем Тупого Ножа , является американцев коренных общественным колледжем с открытым приемом и учреждением, предоставляющим землю . Он расположен в резервации в Хромом Дире, и в настоящее время в нем обучается 141 студент. В среднем более половины выпускников переходят в четырехгодичные колледжи. Колледж аккредитован Северо-Западной комиссией колледжей и университетов . Он является членом Консорциума высшего образования американских индейцев и Американской ассоциации общественных колледжей . [10] [ неполная короткая цитата ]
Школа племени Северных Шайеннов — это школа племени резервации, расположенная в Басби, штат Монтана.
Резервация является получателем гранта Promise Neighborhoods 2010 года от Министерства образования США через местные клубы мальчиков и девочек Америки . [11] [ неполная короткая цитата ]
Католическая школа-интернат Сен-Лабр также находится в заповеднике и обучает детей дошкольного возраста. Он обслуживает около 450 студентов и охватывает культуру Северной Америки, а также прославляет католическую веру и обучает детей. Они интегрируют североамериканскую культуру в школьную программу, позволяя получить формальное образование в дополнение к культурному образованию. Наряду со школой, в этом учреждении также работают молодежный дом Шайло, центр по уходу за детьми, общественные информационно-пропагандистские службы, информационно-пропагандистские службы для пожилых людей и программу стимулирования труда. Эти программы вместе со школой направлены на обучение членов сообщества и предоставление им навыков, позволяющих им стать независимыми в любом случае. Существует также музей Сен-Лабра, в котором хранятся важные артефакты шайеннов, целью которого является отображение истории культуры и языка в надежде, что люди смогут извлечь из этого уроки. [12]
Известные северные шайенны
[ редактировать ]Имя | Дата рождения | Известность | Ссылка |
---|---|---|---|
Джозеф Файер Кроу | 1959-2017 | Северный Шайенн, шайеннский флейтист и записывающийся артист, номинант Грэмми и Нэмми победитель | |
Белль Хайуоккинг | 1892-1971 | Писатель. Свою жизнь и жизнь жителей резервации она записала в 1970 году. | [13] |
Юджин Литтл Койот | Северный Шайенн, бывший президент Северного Шайенна | ||
Маленький Волк | что. 1820–1904 гг. | ( Шайенны : Ó'kôhómôxháahketa , более правильный перевод - Маленький Койот , вождь Северных Со'таео и руководитель сладкой медицины, был одним из вождей "Стариков" среди Совета Сорока четырех , принадлежал к Скребкам Лосиного Рога ( Хемо) 'eoxeso ), одно из четырех первоначальных военных обществ шайеннов ) | |
Риналея Уайтман Пенья | Бывший начальник | [14] | |
Римский нос | 1823-1868 | ( Шайенны : Ву-ка-най , Северный Шайенн, легендарный герой войны и вождь Скребков Лосиного Рога ( Hémo'eoxeso ), одного из четырех первоначальных военных обществ Шайеннов) | |
Мэри Санчес | 1939-2019 | Главный судья, правозащитник коренных народов и лингвист. | [5] |
Две Луны | 1847-1917 | Вождь северных шайеннов, Шайенны : Éše'he şhnéšesėstse , также известный как Ónonevóo'xénéhe - «Римский нос Ри» или Msėsehávoo'xénéhe - «Безумный римский нос» | |
Деревянная нога | 1858–1940 | Северный Шайенн, воин сражался при Литтл-Бигхорне. |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Сайт племени северных шайеннов» . Архивировано из оригинала 2 февраля 2011 г. Проверено 19 августа 2009 г.
- ^ «Избиратели Северного Шайенна разделились по вопросу разработки ресурсов» . billingsgazette.com . 7 ноября 2006 г. Проверено 17 января 2011 г.
- ↑ Страница 30, Мы, народ северных шайеннов , по состоянию на 20 сентября 2009 г.
- ^ "Меннонитская церковь Басби Уайт-Ривер Шайенн" , Глобальная онлайн-энциклопедия анабаптистских меннонитов , по состоянию на 20 сентября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Отчет МакНила/Лерера; Стерилизация» . Американский архив . Архивировано из оригинала 1 мая 2022 года.
- ^ Jump up to: а б Страница 91, Мы, народ северных шайеннов , по состоянию на 20 сентября 2009 г.
- ^ Страница 48, Мы, народ северных шайеннов , по состоянию на 20 сентября 2009 г.
- ^ «Северное племя шайеннов» . Губернаторское управление по делам индейцев . Проверено 7 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Муни, Джеймс (1964). Индейцы Шайенны . Нью-Йорк: Перепечатка Крауса. стр. 402–408. ISBN 9780527005054 . Проверено 24 ноября 2022 г.
- ^ |name=Сайт начальника колледжа Тупого Ножа
- ^ Награды Министерства образования США обещают гранты на планирование районов
- ^ "О нас" . Индийская школа Сен-Лабре . Проверено 7 декабря 2020 г.
- ^ WHM (08 июля 2014 г.). «Дары любви и благодарности: Красавица, идущая по шоссе» . Женская история имеет значение . Проверено 2 июля 2022 г.
- ^ Люти, Том (11 января 2019 г.). «Уайтмен Пенья становится президентом Северных Шайеннов» . Биллингс Газетт . Биллингс, Монтана . Проверено 17 июня 2019 г.
Источники
[ редактировать ]- Мы, народ северных шайеннов
- Резервация Северных Шайеннов и целевые земли за пределами резервации, Монтана/Южная Дакота, Бюро переписи населения США
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- «Рассказать историю шайеннов современным детям» , учебная программа штата Монтана, 218-страничный PDF-файл.
45 ° 31'56 "с.ш. 106 ° 40'48" з.д. / 45,53222 ° с.ш. 106,68000 ° з.д.
- Северное племя шайеннов
- Резервации американских индейцев в Монтане
- Резервации американских индейцев в Южной Дакоте
- Баффало прыгает
- Федерально признанные племена в Соединенных Штатах
- География округа Биг-Хорн, штат Монтана
- География округа Мид, Южная Дакота
- География округа Роузбад, штат Монтана
- 1884 заведения на территории Монтаны