Пол Джарри
Пол Джарай ( венгерский : Járay Pál ; 11 марта 1889 — 22 сентября 1974) был венгерским инженером, дизайнером и пионером в области оптимизации автомобилестроения.
Жизнь
[ редактировать ]Поль Джарай происходил из одной из старейших еврейских семей ученых и художников, родившихся в Праге, называемой Жейттелеш, позже его семья переехала в венгерскую часть Австро-Венгерской империи. [1] Джарай венгерско -еврейского происхождения родился в Вене. Джарай учился в машиностроительной школе в Вене и работал в Пражском техническом университете ассистентом профессора Рудольфа Дёрфля.
Позже он стал главным инженером-конструктором авиастроительной фирмы Flugzeugbau Friedrichshafen , занимавшейся проектированием гидросамолетов. С 1914 г. [2] Джарай работал в Luftschiffbau Zeppelin , расположенном в том же городе, занимаясь модернизацией дирижаблей. Джарай спроектировал дирижабль LZ 120 Bodensee. [3] такие дирижабли, как LZ 127 Graf Zeppelin , LZ 129 Hindenburg и LZ-130 . на которых позже базировались [4] Дальнейшие эксперименты в аэродинамической трубе ЛЗ привели к установлению принципов оптимизации конструкции автомобилей. В 1923 году он переехал на постоянное жительство в Швейцарию, открыв офис в Бруннене .
В 1923 году [5] Джарай основал компанию Stromlinien Karosserie Gesellschaft, которая представила множество проектов по упрощению кузовных работ. Оно выдало лицензии крупным производителям автомобилей, в том числе заводу Tatra в Копршивнице , Чехословакия . Tatra была единственным производителем, который использовал принципы оптимизации Джарая, приобретая у него лицензии на производство своих автомобилей. Джарай разрабатывал кузова автомобилей для других производителей, начиная с Ley 1922 года, а затем разрабатывал конструкции для Chrysler , Mercedes-Benz , Maybach , Apollo , Dixi , Audi , Adler , Jawa , Ford , Steyr и других. [6]
Его собственный автомобиль 1934 года был построен на базе 2-литрового шасси Audi Front с кузовом от Huber and Brühwiler из Люцерна . [7] Джарай также разработал кузов для обтекаемого лимузина Auto Union Typ B Lucca Rennlimousine в 1934 году. [8] Джарай также интересовался радио- и телевизионными технологиями. В 1941 году он работал в компании Farner AG в Гренхене над проектированием ходовой части носового колеса. В 1944 году он устроился независимым инженером на ветряную электростанцию. [9] Он был автором большого количества технических патентов, касающихся обтекаемости, воздушных компрессоров для железной дороги и устройств для работы с газами в глушителях. Позже он читал лекции в Eidgenoessische Technische Hochschule (Швейцарском федеральном технологическом институте ) в Цюрихе , где сейчас хранится архив Поля Жарея.
Джарай умер в 1974 году в Санкт-Галлене, обедневший и забытый автомобильной промышленностью. [10]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Шеппе, Вольфганг (2023). Пол Джарай - Причина рационализации . Берлин: Кунстхаус Далем. п. 4.
- ^ «Биография Пола Джарея» . Проверено 20 октября 2020 г.
- ^ «колонка – министерство авиации – коэффициент крупности – 1928 – 0280 – Архив полетов» . Flightglobal.com . Проверено 28 августа 2015 г.
- ^ Кветон, Майкл (сентябрь 2017 г.). «Пол Джарай». Моторный журнал . Том. XVII, нет. 185. стр. 50–51.
- ^ Просто, Марсель (2020). «Очарование обтекаемыми линиями – Ханс Эрни и Пол Джарай». к+а (искусство+архитектура) . Нет. 2-й р. 79.
- ^ Брюль, Ганс Петер (1978). Пол Джарай – пионер рационализации от коробчатой формы к обтекаемой форме . Берн. стр. 36–158.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Брюль, Ганс Петер (1978). Пол Джарай – пионер рационализации от коробчатой формы к обтекаемой форме . Берн. стр. 75–77.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Кизельбах, Ральф Дж. Ф. (1982). Обтекаемые автомобили в Германии . Штутгарт: Верлаг В. Кольхаммер. п. 169. ИСБН 3170076264 .
- ^ «Пол Джарай» . Уникальные автомобили и запчасти . Проверено 2 октября 2023 г.
- ^ «Архитектура скорости: Пол Джарай и форма необходимости» . Издания Неро . Проверено 15 февраля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дизайнеры автомобилей BMW Пол Джарай в обзоре автомобильных дизайнеров BMW.
Ссылки
[ редактировать ]- Слонигер, Джерри (1975). «Скользкие формы Пола Джарея». Автомобильный ежеквартальный журнал . № 3.
- Лихтенштейн, Клод, изд. (1994). Эстетика минимизированного сопротивления: упрощение, метафора прогресса . Баден: Издательство Ларса Мюллера. ISBN 3-906700-71-2 .
- Броль, HP (1978). Пол Джарей Пионер оптимизации: от коробчатой формы к обтекаемой форме . Берн.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - де Сион, Гийом: «Слеза, упавшая с неба: Поль Джарай и автомобильная аэродинамика», ITEA Journal 2008, 29, стр. 14–16.
- Шеппе, Вольфганг (2023). Пол Джарай - Причина рационализации . Берлин: Кунстхаус Далем.
- 1889 рождений
- 1974 смертей
- Инженеры из Австро-Венгрии
- Конструкторы дирижаблей
- Австрийские автомобильные дизайнеры
- Австрийские автомобильные инженеры
- Австрийские пионеры автомобилестроения
- Австрийские изобретатели
- Австрийские евреи
- Венгерские евреи
- Австрийский народ венгерско-еврейского происхождения
- Австрийцы чешско-еврейского происхождения
- Инженеры из Вены