Татра (компания)
Тип компании | Частный |
---|---|
Промышленность | Автомобильная промышленность |
Основан | 1850 г. (оригинал) 1897 г. (как производитель автомобилей) |
Основатель | Игнац Шустала |
Штаб-квартира | Копршивнице , Моравскосилезский край , Чехия |
Обслуживаемая территория | По всему миру (кроме Японии и Северной Америки) [ нужна ссылка ] |
Ключевые люди | Хьюго Фишер из Roeslerstamm (дизайнер) Ганс Ледвинка (дизайнер) Юлиус Маккерл (дизайнер) |
Продукты | Автомобили , вагоны , экипажи , грузовые автомобили |
Доход | чешских крон 5,4 миллиарда (2016 г.) |
562 794 000 чешских крон (2017 г.) | |
чешских крон 482 миллиона (2016 г.) | |
Всего активов | 6 211 396 000 чешских крон (2017 г.) |
Владелец |
|
Количество сотрудников | 1,658 (2016) |
Веб-сайт | татрагрузовики |
Tatra — чешский производитель автомобилей из Копрживнице . Он принадлежит компании TATRA TRUCKS as и является третьей старейшей компанией в мире по производству автомобилей с непрерывной историей. [ а ] [ 1 ] Компания была основана в 1850 году как Ignatz Schustala & Cie . В 1890 году компания стала акционерным обществом и была переименована в Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriksgesellschaft . В 1897 году компания Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriksgesellschaft выпустила Präsident , который стал первым автомобилем заводского производства с бензиновым двигателем, производившимся в Центральной и Восточной Европе. Первый грузовик был изготовлен годом позже, в 1898 году. В 1918 году компания была переименована в Kopřivnická vozovka как , а в 1919 году марка Nesselsdorfer сменилась на значок Tatra , [ 2 ] назван в честь близлежащих Татр на чехословацко - польской границе (ныне на польско- словацкой границе).
В межвоенный период Tatra приобрела международную известность благодаря линейке доступных автомобилей на базе хребтового трубчатого шасси и двигателей воздушного охлаждения , начиная с Tatra 11 (1923 г.). Компания также стала пионером автомобильной аэродинамики, начиная с Tatra 77 (1934 г.). После немецко-чехословацкой войны 1938 года и Мюнхенского соглашения город Копрживнице был оккупирован нацистской Германией , и производство Tatra было направлено на военное производство. Такие грузовики, как Tatra 111 (1942 г.), сыграли важную роль как в военных действиях Германии нацистов, так и в послевоенном восстановлении Центральной Европы и Советского Союза .
Сегодня производство Tatra сосредоточено на тяжелых внедорожных грузовиках, основанных на многовековой разработке магистральных шасси, качающихся полуосей и двигателей с воздушным охлаждением. Ядро ее производства составляют Tatra 817 , предназначенная в первую очередь для военных эксплуатантов, и Tatra Phoenix (шасси Tatra с кабиной DAF и двигателем Paccar с водяным охлаждением), ориентированная преимущественно на гражданский рынок. В 2023 году компания планирует выпустить более 2000 грузовиков. [ 3 ]
Ранние годы
[ редактировать ]В 1850 году Игнац Шустала основал компанию « Ignatz Schustala & Cie в Копршивнице » , и компания занялась производством конных повозок .
В 1880-х годах компания начала производство железнодорожных вагонов . [ нужна ссылка ]
В 1890 году компания стала акционерным обществом и была переименована в Nesselsdorfer Wagenbau-Fabriksgesellschaft . В том же году техническим директором компании стал Хуго Фишер фон Рёслерстамм. После смерти Шусталы в 1891 году управление бизнесом взял на себя фон Рёслерштамм.
В 1897 году компания приступила к созданию автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. [ 4 ] Используя в качестве вдохновения автомобиль Benz, купленный фон Рёслерштаммом, компания построила свой первый автомобиль Präsident под руководством инженеров Ханса Ледвинки и Эдмунда Румплера . Позже в том же году «Президент» был выставлен в Вене. [ 5 ] Компания начала принимать заказы на автомобили, и в период с 1897 по 1900 год было изготовлено девять улучшенных автомобилей на базе Präsident. [ 6 ]
Первым автомобилем, полностью разработанным Ледвинкой, был Nesselsdorf A , выпущенный в 1900 году. Nesselsdorf A был оснащен задним расположением двигателя объемом 2714 куб.см и имел максимальную скорость 40 км/ч (25 миль в час). ). Было построено 22 единицы.
За Nesselsdorf A в 1902 году последовал Type B с центральным двигателем.
Затем Ледвинка покинул компанию, чтобы сосредоточиться на разработке паровых двигателей. Он вернулся в 1905 году и спроектировал совершенно новый автомобиль Type S , оснащенный объемом 3308 куб.см. 4-цилиндровым двигателем
В 1912 году производство сильно пострадало из-за забастовки, продолжавшейся 23 недели, и фон Рёслерштамм покинул компанию. В 1916 году Ледвинка снова покинул компанию, на этот раз, чтобы работать на одного из ее конкурентов, Steyr-Werke в Граце . [ 7 ]
Концепция Татры
[ редактировать ]В 1919 году компания начала использовать марку Tatra для своих автомобилей.
В 1921 году предприятие было переименовано в « Копршивницка возовка ». В том же году директор компании Леопольд Пашинг убедил Ледвинку вернуться в компанию, чтобы управлять новым автомобильным заводом. [ 7 ]
Следующая конструкция Ледвинки, Tatra 11 , выпущенная в 1923 году, имела жесткую хребтовую трубу с качающимися полуосями сзади, обеспечивающими независимую подвеску. Tatra 11 оснащалась передним расположением воздушного охлаждения объемом 1056 куб.см. двухцилиндрового двигателя
В 1924 году компания была переименована в « Заводы Татры ».
Tatra 17 , выпущенная в 1925 году, имела шестицилиндровый двигатель водяного охлаждения объемом 1930 куб.см и полностью независимую подвеску.
В 1926 году на смену Tatra 11 пришла Tatra 12 , которая была похожа на Tatra 11, но была оснащена четырехколесными тормозами.
В 1927 году компания была переименована в « Рингхоффер-Татра ».
Обтекаемые Татры
- Татра В570 1931, 1933 гг.
- Татра 77 1934–1938 гг.
- Татра 87 1936–1950 гг.
- Татра 97 1936–1939 гг.
- Татра 600 Татраплан 1946–1952 гг.
- Татра 603 1956–1975 гг.
Довоенные обтекатели
[ редактировать ]Специализацией Tatra были автомобили класса люкс, в которых использовались новейшие технологии: от с воздушным охлаждением двойных оппозитных двигателей до четырехцилиндровых и шестицилиндровых двигателей, кульминацией которых (на короткое время) стал с верхним расположением цилиндров 6-литровый двигатель V12 в 1931 году. [ 8 ] В 1930-х годах под руководством австрийского инженера Ганса Ледвинки , его сына Эриха и немецкого инженера Эриха Юбелакера и под защитой высоких тарифов и отсутствия иностранных сборщиков, [ 9 ] [ 10 ] Tatra начала производство современных, обтекаемых автомобилей после получения лицензии от Пола Джарея , которое началось в 1934 году с большой Tatra 77 , первого в мире серийного аэродинамического автомобиля. [ 11 ] [ 12 ] Средний коэффициент лобового сопротивления модели фастбэка Tatra 77 в масштабе 1:5 зафиксирован на уровне 0,2455. [ 13 ] Он отличался (как и почти все последующие большие Татры) задним расположением с воздушным охлаждением двигателя V8 . [ 14 ]
Tatra и концепция Volkswagen Beetle
[ редактировать ]И Адольф Гитлер , и Фердинанд Порше находились под влиянием Татр. [ 15 ] Гитлер был страстным автолюбителем и ездил в Татрах во время политических туров по Чехословакии. [ 9 ] [ 15 ] Он также много раз обедал с Ледвинкой. [ 15 ] После одного из таких ужинов Гитлер заметил Порше: «Это машина для моих дорог». [ 9 ] [ 15 ] [ 16 ] Начиная с 1933 года Ледвинка и Порше регулярно встречались, чтобы обсудить свои разработки. [ 17 ] и Порше признался: «Ну, иногда я смотрел через его плечо, а иногда он смотрел через мое», проектируя Volkswagen . [ 15 ] [ 16 ] Нет сомнений, что «Жук» имел поразительное сходство с «Татрами», особенно с « Татрой V570» . [ 15 ] Tatra 97 1936 года имела задний привод и четырехцилиндровый оппозитный двигатель с воздушным охлаждением , вмещавший четырех пассажиров и обеспечивающий отделение для багажа под передним капотом и за задним сиденьем. Еще одно сходство этой «Татры» с «Жуком» — центральный структурный тоннель. Tatra подала иск против Volkswagen за нарушение патентных прав, но он был остановлен, когда Германия вторглась в Чехословакию . В то же время Tatra была вынуждена прекратить производство Т97. Дело было возобновлено после Второй мировой войны, и в 1965 году Volkswagen выплатил семье Рингхоффер 1 000 000 немецких марок во внесудебном порядке. [ 18 ]
Дизайну кузова Tatra и Volkswagen предшествовали аналогичные разработки венгерского автомобильного инженера Белы Бареньи , чьи эскизы, напоминающие Volkswagen Beetle, датируются 1925 годом. [ 19 ]
Военные годы
[ редактировать ]После вторжения нацистской Германии в Чехословакию в 1938 году производство «Татр» продолжалось, главным образом потому, что эти автомобили нравились немцам. Многие немецкие офицеры погибли в автокатастрофах, вызванных тем, что тяжелые « Татры» с задним расположением двигателя проезжали повороты быстрее, чем они могли выдержать . В то время, как гласит анекдот, «Татра» стала известна как «Чешское секретное оружие» из-за множества офицеров, погибших за рулем; в какой-то момент были изданы официальные приказы, запрещающие немецким офицерам управлять Татрами. [ 9 ] [ 20 ]
Tatra сыграла важную роль в производстве грузовиков и танковых двигателей для военных нужд Германии. [ нужна ссылка ]
Послевоенный менеджмент
[ редактировать ]Завод был национализирован в 1945 году, почти за три года до Коммунистической партии прихода к власти , и в январе 1946 года был переименован в « Татра Народни Подник ». Хотя производство довоенных моделей продолжалось, была разработана новая модель Tatra 600 Tatraplan — название, прославляющее новую коммунистическую плановую экономику и вдохновение самолетов (разговор. Чешский: aeroplan). Он был запущен в производство в 1948 году. В 1951 году государственный плановый департамент решил, что отныне Tatraplan должен производиться на заводе Škoda в Млада-Болеславе , что позволило Tatra сосредоточиться на производстве грузовых автомобилей, автобусов и железнодорожной техники.
Татра 603
[ редактировать ]В 1953 году, на фоне большого недовольства лидеров Коммунистической партии некачественными служебными автомобилями, импортируемыми из России, Tatra снова получила разрешение на производство роскошного автомобиля Tatra 603 . Как и довоенные автомобили Tatra, он приводился в движение задним двигателем V8 с воздушным охлаждением и имел фирменный аэродинамический стиль компании. Первоначально Tatra 603 имела три фары, а первые прототипы имели центральный задний стабилизатор поперечной устойчивости, хотя на серийных автомобилях эта функция была утеряна. Он также был оснащен почти в американском стиле толстыми хромированными бамперами с пулями (они же бамперы Dagmar ). Почти полностью построенные вручную Татры были недоступны обычным гражданам, поскольку им не разрешалось их покупать. [ нужна ссылка ] Автомобили предназначались для элиты Коммунистической партии и промышленных чиновников. [ 21 ] а также экспортировались в большинство других коммунистических стран в качестве официальных государственных автомобилей. Примечательно, что у президента Кубы Фиделя Кастро была белая Tatra 603, оснащенная кондиционером.
Tatra 603 выпускались до 1975 года, в течение двадцати лет правления как один из лучших автомобилей коммунизма. За время его производства были внесены многочисленные улучшения, хотя не все построенные автомобили были фактически новыми, а скорее отремонтированными. В обмен на автомобиль более нового года выпуска старый автомобиль был возвращен на завод. Там он был модернизирован до спецификаций текущего модельного года, отполирован и снова отправлен как предположительно новый автомобиль, чтобы заменить другой старый T603. Это затрудняет прослеживание истории уцелевших машин.
Обновление 1970-х годов — Tatra 613
[ редактировать ]В 1968 году была разработана замена: Tatra 613 . Он был разработан итальянским дизайнерским домом Vignale и имел более современную, менее округлую форму. В производство автомобиль пошел только в 1973 году, а серийное производство началось только в следующем году. Хотя компоновка осталась прежней, кузов был полностью новым, как и двигатель, который был оснащен четырьмя верхними распределительными валами, двигателем большей мощности (3495 куб.см) и мощностью, близкой к 165 л.с. (123 кВт; 167 л.с.). Кроме того, он был сдвинут несколько вперед для улучшения баланса. Эти автомобили были построены пятью сериями и претерпели несколько модификаций, пока производство не было прекращено в 1996 году. Было построено более 11 000 автомобилей, а к концу производства продажи замедлились до нескольких десятков в год, поскольку Татры стали казаться все более и более дорогими. устаревший.
Татра 700 1990-х годов
[ редактировать ]Tatra 700 — большой автомобиль класса люкс, выпущенный компанией Tatra в 1996 году. По сути, это была сильно рестайлинговая версия модели Tatra 613, которую она заменила, с обновленными панелями кузова и деталями. T700 предлагался как седан, так и купе с бензиновым двигателем V8 с воздушным охлаждением объемом 3,5 или 4,4 литра, 90°. Модель не имела успеха и не производилась в больших количествах: всего было выпущено 69–72 автомобиля. T700 был последним легковым автомобилем, выпущенным Tatra, производство которого было остановлено в 1999 году. На этом этапе Tatra отказалась от производства автомобилей, чтобы сосредоточиться на проектировании и производстве грузовиков.
Татра МТХ V8 1990-х годов
[ редактировать ]Tatra MTX V8 была самой быстрой чешской машиной всех времен. Производство началось в 1991 году в Копршивнице . Он оснащен двигателем Tatra 623 V8 с системой впрыска во впускной коллектор мощностью 225 кВт при 6500 об/мин. Он разгоняется от 0 до 100 км/ч (62 миль в час) за 5,6 секунды. Максимальная скорость составляет 265 километров в час (165 миль в час). Этот автомобиль спроектировал чешский дизайнер Вацлав Крал, всего их было выпущено пять штук.
2000-е
[ редактировать ]В феврале 2008 года Tatra анонсировала первый и единственный в мире двигатель с воздушным охлаждением, соответствующий будущим стандартам выбросов Евро-5 . В пресс-релизе заявлено о снижении выбросов твердых частиц в 7,5 раз и оксидов азота в 3,5 раза по сравнению с предыдущим двигателем. Кроме того, производство двигателей с воздушным охлаждением должно значительно снизить выбросы парниковых газов из-за отсутствия систем жидкостного охлаждения. Все автомобили Tatra, выпущенные с февраля 2008 года, должны использовать новый двигатель. [ 22 ]
Месяц спустя генеральный директор Tatra Рональд Адамс заявил The Prague Post , что Tatra может вернуться к производству легковых автомобилей, заявив: «Мы не вернемся, чтобы конкурировать с крупными массовыми производителями автомобилей, такими как Volkswagen, Škoda, Toyota и т. д. Но мы можем вернуться. с копией старых автомобилей Tatra с использованием современной ходовой части и трансмиссии одного из крупнейших производителей автомобилей». [ 23 ] Компания запустила технико-экономическое обоснование, надеясь выпустить тысячу копий своего легендарного Tatraplan и 603 автомобиля в 2010 году. [ 24 ]
В июле 2008 года были показаны фотографии концептуального автомобиля Tatra 903, спроектированного Майком Елинеком на топливных элементах. [ 25 ]
Татры на Западе
[ редактировать ]В отличие от большинства производителей Восточного блока, Tatra добилась скромных успехов в продажах в Западной Европе, где ее линейка грузовиков имела репутацию простоты и долговечности. Не было предпринято никаких усилий для распространения необычных автомобилей Tatra на Западе, хотя небольшое их количество все же попало к коллекционерам в Западной Европе и даже в Соединенных Штатах. Окончание «холодной войны» не улучшило судьбу Tatra, поскольку компания не смогла проникнуть на и без того переполненный автомобильный рынок Западной Европы. Появление конкурентов, таких как Mercedes-Benz и Peugeot в Чехии , еще больше снизило продажи Tatra. Производство легковых автомобилей закончилось в 1999 году.
Среди западных коллекционеров автомобили Tatra остаются практически неизвестными. Самая большая выставка автомобилей Tatra в США находится в Музее автомобилей Lane Motor в Нэшвилле, штат Теннесси . Эклектичная автомобильная коллекция музея насчитывает 12 моделей «Татр», в том числе машину скорой помощи Т-613. Когда ведущий ток-шоу и коллекционер автомобилей Джей Лено посетил музей, основатель подобрал его на Tatra 87 1947 года выпуска, что побудило Лено купить его самому. Лено вскоре стал защитником бренда. В Соединенных Штатах несколько клубов Tatra тесно связаны с клубами Citroën , поскольку многие коллекционеры Tatra также коллекционируют Citroën DS. автомобили серии [ нужна ссылка ] .
Tatra 87 выставлена на выставке в Институте искусств Миннеаполиса . [ 26 ]
Грузовики
[ редактировать ]1898–1914 гг. начало
[ редактировать ]Первый грузовик, изготовленный в Копршивнице в 1898 году. [ 27 ] был бортовой [ 28 ] с двумя расположенными рядом двухцилиндровыми двигателями Benz с жидкостным охлаждением каждый объемом 2,7 л и общей мощностью 8,8 кВт (12 л.с.), расположенными после заднего моста, и грузоподъемностью 2,5 тонны. Уникальной особенностью установки двигателей было то, что двигатели могли работать последовательно в зависимости от требований по нагрузке. Двигатель № 1 запускался с помощью рукоятки и имел прикрепленный маховик, а двигатель № 2 без маховика был подключен через зубчатую муфту и запускался уже работающим первым двигателем.
Вторым изготовленным грузовиком снова стал бортовой тип R грузоподъемностью 2,5 тонны, построенный в 1909 году. Он оснащен бензиновым четырехцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения объемом 4,1 л и мощностью 18,4 кВт (25 л.с.) с расположением двигателя над передней частью. ось, которая является традиционной конструкцией и по сей день. Автомобиль имел цельнорезиновые шины и полуэллиптическую рессорную подвеску. В 1910 году Tatra выпустила свой первый автобус Omnibus типа SO, всего было выпущено пять единиц.
1914–1922 гг. Серийное производство.
[ редактировать ]Первое по-настоящему серийное производство грузовиков на заводе «Татра» началось с началом Первой мировой войны . В 1914 году было выпущено всего два грузовика типа Т мощностью 14/40 л.с.; однако к концу 1915 года производство подскочило до 105 единиц TL-2 , а в следующем, 1916 году, их количество выросло до 196 TL-2 и 30 TL-4 . Пик производства пришелся на 1917 год, когда было выпущено 19 моделей TL-2 и 303 TL-4, но затем производство снизилось, и аналогичное количество машин одного типа, выпускаемых за год, не было достигнуто или превзойдено до 1936 года с моделью Т 27.
Технически модели ТЛ-2 и ТЛ-4 были практически одинаково спроектированы; Фактически TL-4 произошел от TL-2, оба из которых имели двигатели жидкостного охлаждения с верхним расположением цилиндров и максимальной выходной мощностью 25,7 кВт (35 л.с., 34 л.с.). TL-2 имел GVM 2100 кг (4630 фунтов) и 4000 кг (8818 фунтов) , GCM TL-4 имел GVM 2700 кг (5952 фунта) и GCM 6700 кг (14771 фунт) соответственно. Оба типа производились небольшими сериями до 1927 года. TL-4 считается первым грузовиком, вышедшим из NW (Nesselsdorfer Wagen-bau) и носившим название Tatra в 1919 году. [ 29 ]
1923–1938 Концепт Татры
[ редактировать ]После появления автомобилей Tatra 11 и Tatra 12 с их характерной конструкцией хребтовой трубы и поворотными мостами компания Tatra представила свой первый грузовик на той же базе. [ 30 ] легкий внедорожник Tatra 13 с 2-цилиндровым бензиновым двигателем воздушного охлаждения мощностью 8,8 кВт (12 л.с.) и грузоподъемностью 1000 кг (2205 фунтов). За этим последовали и другие модели, и в 1926 году были представлены T23 и T24 , получившие прозвище «бульдоги», которые можно было считать предшественниками Tatra грузовиков, спроектированных COE . Усовершенствованная версия Т13 была представлена как Т26 с более мощным 4-цилиндровым оппозитным двигателем воздушного охлаждения и шестиколесным шасси, созданным для легкого внедорожника, который позже превратился в модель Т72 активно использовалась чехословацкой , которая в то время армией, а также была производится по лицензии французской компанией Lorraine-Dietrich. В 1933 году компания Tatra выпустила ограниченную серию тяжелого артиллерийского тягача Т25 с 4- и 6-цилиндровыми бензиновыми двигателями. Самым популярным грузовиком Tatra перед Второй мировой войной был тип Т27 с 4-цилиндровыми бензиновыми или дизельными двигателями, который производился почти 17 лет (1930–1947 гг.), Общий объем производства составил 7620 единиц. [ 31 ] тип T28 Путем добавления дополнительной оси в заднюю часть был создан ; однако он не имел успеха, и лишь ограниченное производство привело к созданию преимущественно автобусного шасси. В период с 1931 по 1938 год компания Tatra также построила небольшой грузовой автомобиль на базе шасси Т30 под названием Tatra T43 , который до сих пор пользуется популярностью среди владельцев малого бизнеса. Модель Т72 успешно продолжила линию Т82 , построенного в основном для военных в грузовом и личном транспорте в период с 1935 по 1938 год, а затем Т92 и Т93, построенных для румынской армии с 1938 по 1941 год, которые были идентичны, за исключением того, что Т93 имел также ведущий передний мост. [ 32 ]
1939–1956 Вторая мировая война и далее.
[ редактировать ]После нацистской оккупации Чехословакии производство в Копршивнице было аннексировано немцами для поставок грузовиков, необходимых Вермахту . Помимо существующей линейки Т27, Т92/92, начато производство нового тяжелого грузовика Т81 с дизельным двигателем V8 жидкостного охлаждения объемом 12,5 л и мощностью 118 кВт (160 л.с., 158 л.с.) в колесной формуле 6×4. конфигурация оси. В 1942 году этот автомобиль превратился в T111 , производство которого продолжалось до 1962 года, всего было выпущено 33 690 единиц. [ 33 ] На T111 также был установлен первый дизельный двигатель воздушного охлаждения Tatra, массивный двигатель V12, первоначально разработанный для бронированного Sd.Kfz. 234 Пума. На последних этапах Второй мировой войны компания Tatra сыграла важную роль в разработке дизельных двигателей воздушного охлаждения для немецких танков. В конце 1944 года генерал Хайнц Гудериан приказал модифицировать производство танка Type 38(t) Hetzer , включив в него дизельный двигатель Tatra Type 928 V-8 с воздушным охлаждением, хотя этот заказ был отложен, чтобы производство могло продолжаться непрерывно. После войны Т-111 внес большой вклад в восстановление стран Центральной и Восточной Европы был построен мемориал Магадане ( Сибирь ) за его подвиги на Дальнем Востоке СССР , а в . [ 34 ]
1957–1982 гг. Движение вперед
[ редактировать ]Решение о замене надежного, но устаревшего T111 было принято в 1952 году на основе централизованной плановой экономики социалистического правительства , когда компании Tatra NP было дано указание сосредоточиться на производстве коммерческих автомобилей грузоподъемностью от 7 до 10 тонн, а в 1956 году - первых T137 и T138. чехословацкой техники грузовики были выставлены на выставке в Брно . Производство Т111 продолжалось наряду с серией Т138 до 1962 года. Сам Т138 продолжался в производстве до 1969 года, когда его заменил Т148 , что обеспечило увеличение выходной мощности, надежности и усовершенствование продукции.
В 1967 году компания Tatra начала производство грузовика повышенной проходимости Т813 , используя технологию модульной конструкции; Модель вобрала в себя последние тенденции в дизайне коммерческих автомобилей, такие как расположение кабины над двигателем (COE) и широкопрофильные шины. Он был оснащен новым двигателем V12, и все военные версии имели центральную систему подкачки/спуска воздуха в шинах в качестве стандартного оборудования. T813 был разработан для буксировки грузов массой до 100 тонн GCM , и это было привычное зрелище на дорогах Чехословакии, перевозившее большие, часто негабаритные грузы.
1982–2008 Т815 и далее
[ редактировать ]Tatra 815 была разработана для экстремального бездорожья, а ее дорожные версии созданы на основе внедорожного оригинала. После 53-го заседания Совета Экономической Взаимопомощи была издана директива, согласно которой Tatra NP будет единственным поставщиком внедорожных коммерческих автомобилей грузоподъемностью <12 тонн для стран Восточного блока, что приведет к модернизации компании и ее производства. модели. После обширных испытаний на различных площадках, включая Сибирь, тип Т815 был представлен в 1982 году, а производство началось в 1983 году. Т815 состоял из 142 основных сборочных компонентов по сравнению с 219 основными сборочными компонентами его предшественника. [ 35 ] Выходная мощность двигателя была увеличена на 45%, а также была представлена новая откидывающаяся кабина COE. Модульная конструкция двигателей привела к появлению двигателей V8, V10 или V12 с турбонагнетателем или без него.
T815 был модернизирован до T815-2 с небольшими косметическими изменениями и улучшенной эргономикой и безопасностью - самым большим изменением стало соответствие выбросов двигателя ограничениям «Евро0» и ограничениям Евро I в 1993 году (двигатель V8 с турбонаддувом с этого времени только для полного соответствия законодательству). ) . в качестве альтернативы предлагался двигатель Deutz 513 V8 с воздушным охлаждением TerrNo1, представленный в 1997 году, [ 36 ] отличался переработанной кабиной, а также лучшей звуко- и теплоизоляцией, чем предыдущие модели. TerrNo1 был основан на той же раме, что и предыдущие модели, поэтому его кабина могла быть установлена на все модели T815, выпущенные с 1993 года. [ 37 ] В 2000 году кабина Терр№1 вновь была переработана, и впервые появилась возможность установки двигателей жидкостного охлаждения.
В модели TerrNo1 была представлена подвеска заднего моста KingFrame. Еще одним шагом в эволюции двигателя T3B стало введение ограничений на выбросы Евро II . После дальнейших усовершенствований в 2003 году на T815 был установлен новый двигатель T3C V8 стандарта Euro III, работающий в паре с новой 14-ступенчатой коробкой передач с раздельным диапазоном передач, а также в качестве опции для двигателей других поставщиков, таких как Caterpillar , Cummins , Detroit Diesel , Deutz и MTU . быть приспособлены. В сентябре 2006 года Tatra представила свой Евро IV двигатель T3D с турбонаддувом, соответствующий требованиям , и технологией выхлопа SCR , а в феврале 2008 года компания представила первый в мире дизельный двигатель с воздушным охлаждением, соответствующий требованиям Евро V, на базе двигателя T3D. [ 38 ]
Т816 (Т815-6) Армакс [ 39 ] и сила [ 40 ] Серия, производная от Tatra 815, была представлена в 1993 году после участия Tatra в тендерном процессе на поставку тяжелых грузовиков повышенной проходимости для вооруженных сил ОАЭ . После двух лет торгов компания получила контракт на сумму 180 миллионов долларов. [ 41 ]
Получившаяся модель стала известна как Т816 «ЛИВА» ( по-арабски «пустыня»). [ 42 ] Последней моделью, предназначенной для военных заказчиков, является Т817 (Т815-7). [ 43 ] [ 44 ] продавался в первую очередь вооруженным силам стран-членов НАТО как высокомобильный тяжелый тактический грузовик с низкопрофильной кабиной для С-130 транспортабельности Hercules.
В 1990-х годах компания Tatra решила выпустить капотный тяжелый внедорожник CBE, чтобы продолжить успешную линию, начатую с T111. В результате появился T163 Jamal , серийное производство которого было запущено в 1999 году. [ 45 ] после того, как в 1997 году были построены первые прототипы и прошли обширные испытания. T163 был специально создан в качестве тяжелого самосвала из-за спроса и был основан на фирменной конструкции шасси Tatra с опорной трубой, а кабина была спроектирована Иржи Шпанихелем. [ 46 ] Грузовик используется в основном на строительных площадках и в карьерах.
Tatra также стала успешным тендером на замену для чешской армии устаревшего среднего внедорожника Praga V3S (с двигателем Tatra I6 с воздушным охлаждением - половина двигателя T111 V12) на T810 , который технически не является «настоящей» Tatra, поскольку его происхождение восходит к тому моменту, когда бывшая чешская компания ROSS в партнерстве с Renault Trucks получила контракт на поставку в армию внедорожников среднего размера ROSS R210 6×6. Однако в 1998 году компания обанкротилась, и Tatra выкупила полные права на конструкцию, затем модернизировала и повторно представила ее как T810, продолжая сотрудничество с Renault. [ 47 ] По условиям сделки Renault поставит кабины и двигатели, а Praga поставит оси и трансмиссии для прототипов; однако весь проект вызывает разногласия из-за способа получения контракта Tatra, ее отношений с поставщиком Praga и последующего судебного иска, возбужденного против нее Praga. [ 48 ]
Серийные автомобили Т810 оснащены жесткими мостами Tatra новой конструкции с дисковыми тормозами WABCO , трансмиссией ZF Ecolite и Steyr раздаточной коробкой .
Навистар и Татра
[ редактировать ]Tatra и Navistar Defense представили на выставке Eurosatory в Париже, Франция (14–18 июня 2010 г.), результаты своего стратегического альянса с октября 2009 г. - модели ATX6 (универсальный контейнеровоз) и ATX8 (военный авианосец). [ 49 ] Судя по всему, автомобили созданы на базе шасси Tatra 815-7 (T817) 6×6, 8×8. [ 50 ] подвеска и кабина при использовании двигателей Navistar и других компонентов. [ 51 ] В рамках сделки Navistar Defense и Tatra AS будут продавать автомобили в Северной Америке, что включает в себя продажи вооруженным силам США и продажи военной техники за рубежом, финансируемые правительством США. Tatra будет поставлять детали и компоненты через глобальную сеть запасных частей и поддержки Navistar для грузовиков Tatra, поставляемых на рынки за пределами Северной Америки, а также продавать автомобили Navistar-Tatra по всему миру на их основных рынках. [ нужна ссылка ]
Право собственности
[ редактировать ]Американская компания Terex Corporation приобрела контрольный пакет акций (71%) компании Tatra в конце 2003 года. [ 52 ] Однако по состоянию на конец 2006 года контрольный пакет акций (80,51%) находился в руках Tatra Holdings sro, международного консорциума, включающего Vectra Limited из Великобритании, Сэма Эйда из США, KBC Private Equity из Бельгии, Meadowhill sro из Чехии и Рональда. Адамс из США. 15 декабря 2006 года между Tatra и Чешской Республикой был подписан контракт на поставку 556 грузовиков на сумму примерно 130 миллионов долларов, или 2,6 миллиарда чешских крон . Этот контракт был подписан взамен замены старых военных машин.
В апреле 2007 года Tatra объявила, что уже достигла уровня производства 2006 года и выпустила 1600 автомобилей. В 2007 году Tatra планировала выпустить от 2300 до 2500 автомобилей. В отличие от предыдущих лет, Tatra за последние два квартала увеличила количество рабочих мест на сотни, исправила предыдущие ошибки и снова начала расти. [ нужна ссылка ]
В августе 2011 года DAF Trucks объявила о приобретении 19% акций Tatra для укрепления сотрудничества между компаниями. Кабины и двигатели Paccar от DAF стали основой гражданской модели Tatra 158 Phoenix , а дилерские центры DAF начали продавать грузовики Tatra. [ 53 ]
В начале 2013 года «Татра» столкнулась с растущими финансовыми проблемами. Несмотря на то, что у компании было достаточно заказов на новые грузовики, производство было остановлено, поскольку банки отказались предоставлять дальнейшие кредиты, и компании грозило неминуемое банкротство. В марте 2013 года контрольный пакет акций Tatra приобрели крупный чешский оборонный подрядчик Чехословацкая группа и чешская металлургическая компания Promet Group , что обеспечило компании необходимую финансовую стабильность. С новыми владельцами Tatra сосредоточила свое производство в первую очередь на производстве специализированных автомобилей, изготавливаемых по индивидуальным заказам покупателей. Если в 2013 году продажи составили 722 единицы, то в 2023 году компания планирует продать более 2000 грузовиков, а дальнейший рост продаж потребует расширения производственных мощностей. [ 54 ]
Текущие модели
[ редактировать ]Tatra в основном поставляет отдельные узкоспециализированные автомобили, изготовленные по индивидуальному заказу, а также продает только магистральные шасси для использования в грузовых автомобилях или специализированных транспортных средствах других производителей. [ 55 ] Текущие модели серийного производства:
- Tatra 810 Tactic – средний грузовик повышенной проходимости на базе обычной рамы , портальных мостов и оснащенный двигателем и кабиной водяного охлаждения Renault. В первую очередь предназначен для военных операторов, предлагается также на гражданском рынке.
- Tatra 817 Force – тяжелый грузовик повышенной проходимости на базе магистрального шасси Tatra, двигателей Tatra с воздушным охлаждением (возможны и другие двигатели) и кабины Tatra. В первую очередь предназначен для военных операторов, предлагается также на гражданском рынке.
- Tatra 158 Phoenix – тяжелый грузовик повышенной проходимости на базе магистрального шасси Tatra, оснащенный кабиной DAF и двигателями водяного охлаждения ZF. В первую очередь предназначен для гражданских операторов, предлагается также на военном рынке.
Распространение по всему миру
[ редактировать ]Германия
[ редактировать ]Несколько пожарных команд и служб гражданской защиты (THW), в основном в восточной Германии, традиционно используют грузовики Tatra. Собственная конверсионная компания Tatra THT производит автомобили для пожарных и гражданской защиты. В Германии популярен большой тендер и насос для воды на базе Tatra 815. [ нужна ссылка ] Бак для воды автомобиля имеет объем от 4000 литров и отдельный бак для пенообразователя . Трансмиссия 4×4 и глубина преодоления брода 1,20 м делают его подходящим для пересеченной местности. В Германии машина называется TLF4000 (Tanklöschfahrzeug 4000) и в основном используется в аэропортах и для тушения лесных пожаров. [ 56 ]
В 2021 году пожарная команда Бундесвера заказала 76 пожарных автомобилей Tatra для тушения лесных пожаров (заказ компании BwFuhrparkService GmbH). Они созданы на базе шасси Tatra T 815-7 4×4 с оборудованием австрийской Rosenbauer Group . [ 57 ]
Индия
[ редактировать ]У Tatra было совместное предприятие по производству грузовиков в Индии под названием Tatra Vectra Motors Ltd, ранее называвшееся Tatra Trucks India Ltd. Это совместное предприятие Tatra и Vectra Group из Англии. [ 58 ] В 2002 году компания получила заказ на 1070 грузовиков от правительства Индии . [ 59 ] Растущее участие Tatra в оборонной промышленности Индии было приведено в качестве примера растущих отношений между Чешской Республикой и Индией. [ 60 ]
В 2009 году Vectra объявила о создании нового совместного предприятия с российским КамАЗом , которое создаст Kamaz Vectra Motors Limited для производства грузовиков КамАЗ в Индии. [ 61 ] [ 62 ] Это совместное предприятие заменило прежнее предприятие Tatra Vectra. [ 61 ] Завод-производитель расположен в Хосуре, Тамил Наду. Полностью интегрированный производственный комплекс включает в себя завод по сборке и испытаниям двигателей, цех сварки кабин, цех изготовления рам и испытательный полигон. Большинство грузовиков Tatra, продаваемых в Индии, производятся в сотрудничестве с Bharat Earth Movers Limited (BEML). [ 63 ]
Tatra участвовала в расследовании в 2012 году так называемого «мошенничества в сфере закупок» с участием бывшего руководителя BEML VRS Натараджана. [ 64 ]
-
Эвакуационная машина Tatra индийской армии
-
Грузовик Tatra у ворот Индии , Нью-Дели, в День Республики Индия 26 января.
-
Грузовик Tatra индийской армии с БМ-30 «Смерч» ракетой
Израиль
[ редактировать ]Сообщается, что после одного из израильско-арабских конфликтов Израиль провел испытания некоторых Татр, захваченных у египетских вооруженных сил. Командование Армии обороны Израиля, очевидно, было весьма впечатлено их характеристиками, независимым воздушным охлаждением и их возможностями в качестве военных грузовиков в дальних рейдовых операциях в пустынной местности, и оно заинтересовалось включением этих грузовиков в свой арсенал. Поскольку прямые закупки у Чехословакии были невозможны из-за ее сотрудничества с израильскими противниками, согласно легендам, израильтяне использовали хорошо оплачиваемые услуги Румынии, возглавляемой Николае Чаушеску , в сотрудничестве с американской компанией ATC (American Truck Company) для закупки военной техники. грузовики, в том числе «Татры», оснащенные оборудованием для пустыни, что привело к шуткам о том, что «в Румынии новая пустыня». На текущих фотографиях различных израильских систем вооружения, включая SPYDER, предназначенных для Индии, в качестве транспортных средств-носителей показаны новые «Татры». [ нужна ссылка ]
Несколько грузовиков Tatra поступили на вооружение в различных секторах израильской армии под торговой маркой «American Truck Company», под которой Tatra продавались с рынка США и экспортировались в Израиль.
Соединенные Штаты
[ редактировать ]American Truck Company была квазинезависимой компанией, созданной Terex, когда они контролировали Tatra, для импорта автомобилей Tatra как в разборных комплектах, так и в полностью собранном виде, а также выполнения операций сборки, ремонта и обслуживания, а также кузовостроения на шасси в Соединенных Штатах. [ 65 ] [ 66 ] Эти грузовики предлагались военным и другим правительственным организациям, маркировались и продавались в США под брендом ATC. [ 66 ] Tatra под маркой ATC были оснащены американскими турбодизельными двигателями Cummins вместо дизеля с воздушным охлаждением Tatra. [ 66 ]
Татра самолет
[ редактировать ]Завод Ringhoffer-Tatra Works Ltd. произвел несколько самолетов и авиационных двигателей в 1930-х и 1940-х годах до аннексии Германии, а также после по заказу RLM . Среди выпущенных самолетов были следующие: [ 67 ] -
Построено по лицензии
[ редактировать ]- Татра Т.126 (Авро 626 Авиан)
- Татра Т.131 (Bücker Bü 131 Jungmann)
Татра спроектировала и построила
[ редактировать ]Исторические модели
[ редактировать ]Легковые автомобили
[ редактировать ]До переименования компании в Tatra
[ редактировать ]- Президент Северо-Запада (1897 г.)
- Президент Северо-Запада II (1898 г.)
- СЗ Электромобиль (1900)
- СЗ А (1900-1902)
- СЗ Б (1902-1904)
- СЗ С (1902-1905)
- СЗ Д (1902-1905)
- СЗВ (1904-1906)
- СЗ Ф (1906)
- СЗ Дж (1906–1911)
- СЗ Л (1906-1911)
- СЗ Ю (1906-1911)
- СЗ Т (1914-1919)
- СЗ У (1915-1919)
После принятия названия Татра
[ редактировать ]- Татра 10 (1919-1927, переименована в NW U)
- Татра 11 (1923-1926)
- Татра 12 (1926-1934)
- Татра 17 (1925-1929)
- Татра 20 (1919-1926, переименована в NW T)
- Татра 30 (1926-1931)
- Tatra 31 (1928-1930, на базе Т17)
- Татра 52 (1931-1939)
- Татра 54 (1931-1934)
- Татра 57 (1931-1948)
- Татра 70 (1931-1936)
- Татра 75 (1934-1942)
- Татра 77 (1934-1938)
- Татра 80 (1930-1937, на базе Т70)
- Татра 87 (1937-1950)
- Татра 97 (1937-1939)
- Татра 107 (1946 г.; первоначальное обозначение Т600)
- Татра 600 Татраплан (1948-1952)
- Татра 603 (1956-1975)
- Татра 613 (1974-1996)
- Татра 623 (1980-1998)
- Татра 700 (1996-1999)
Грузовики
[ редактировать ]- Первый грузовик СЗ (1898 г.)
- СЗО (1907–1909)
- СЗ Р (1908)
- СЗ К (1909-1911)
- СЗ М (1909-1911)
- СЗ-ЮВ (1910-1914)
- СЗ ТЛ-2 (1915-1924)
- СЗ ТЛ-4 (1916-1924)
- СЗТО (1920-1928)
- Татра 13 (1925-1933)
- Tatra 22 (1934-1935, производная от Т27)
- Tatra 23 (1927-1933, первый грузовик Татра с хребтовой рамой)
- Tatra 24 (1929-1939, трехосный вариант Т23)
- Татра 25 (1928, 1933-1934)
- Татра 26 (1926-1933)
- Татра 27 (1930-1947)
- Татра 28 (1932 г., трехосный вариант Т27)
- Татра 43 (1929-1938)
- Татра 49 (1929-1930)
- Татра 72 (1933-1937)
- Татра 74
- Татра 79
- Татра 81 (1939-1942, предшественница Т111)
- Татра 82 (1935-1937)
- Татра 85 (1936-1941)
- Татра 92 (1938-1940, разработана на базе Т82)
- Татра 93 (1937-1941)
- Татра 111 (1942-1962)
- Tatra 114 (1947-1948, разработана на базе Т27)
- Tatra 115 (1948-1949, разработка Т114)
- Татра 128 (1951-1952, производная от Т111)
- Татра 138 (1959-1971)
- ОТ-64 СКОТ «Татра» с моторной формулой 8х8 Бронетранспортер
- Tatra 141 (1957-1970, тягач-прицеп вариант Т111)
- Tatra 147 (1957-1961, укороченная версия Т111)
- Татра 148 (1972-1982, улучшенный Т138)
- Татра 158 Феникс (2011 – настоящее время)
- Татра 163 Джамал (1999-2014)
- Татра 805 (1953-1960)
- Татра 809 (1953)
- Татра 810 АНТС (2008 – настоящее время)
- Татра 813 (1967-1982)
- РМ-70 8х8 на базе Татры 813 Бронированная реактивная система залпового огня
- Татра 815, 815-2 и Терр№1 (1983 – настоящее время)
- Татра 816 (1996 – настоящее время)
- Tatra 817 (2008 – настоящее время, разработана на базе Т815)
Автобусы
[ редактировать ]- Татра 500 HB (1950–1957)
Троллейбусы
[ редактировать ]- Татра 86 (1936–38) [ 68 ]
- Татра 400 (1948–1955) [ 68 ]
- Татра 401 (1958 г.; построен только один) [ 68 ]
Прототипы и гоночные автомобили
[ редактировать ]- Северо-западная гоночная пара (1900 г.)
- Второй грузовик северо-запада (1909 г.)
- СЗ Т14/40 (1914 г.)
- Татра 12 Тарга Флорио (1925)
- Татра 30 Спорт (1926 г.)
- Татра 34 (прототип бронеавтомобиля на базе Т31)
- Татра 84 (1935 г., первая полноприводная Татра)
- Татра 90 (1935 г.)
- Татра 112
- Татра 113
- Татра 116/117/120 (1948 г.)
- Татра 118/119/122 (1948 г.)
- Татра 130 (1951 г., трехосная версия Т128)
- Татра 131 (1951 г., Т128 со сдвоенными задними колесами)
- Tatra 137 (1956 г., двухосная версия Т138, выпускалась как Т138 4х4)
- Tatra 157 (1972 г.; предназначалась для замены Т148, но стала Т815)
- Татра 162 (1987)
- Татра 163 Джамал Эво (2003)
- Татра 201 (1947)
- Татра 600 Дизель (1952)
- Татра 601 Кабриолет (1951 г.)
- Татра 601 Монте-Карло (1949)
- Татра 602 Татраплан Спорт (1949)
- Татра 603 А (1964 г.)
- Татра 603 Б5 (1966)
- Татра 603 Б6 (1967)
- Татра 603 МБ (1961 г.)
- Татра 603 Монте-Карло
- Татра 603 Х (1966)
- Татра 604 (1954 г.)
- Татра 605 (1957)
- Татра 607 Монопост (1950-1954)
- Татра 607-2 (1954-1958)
- Татра 801 (1949)
- Татра 803 (1950 г.)
- Татра 804 (1951 г., легкий Т803)
- Татра 806 (1951 г., на базе Т803)
- Татра Багира (1973)
- Татранский дельфин (1963)
- Татра JK 2500 (1956 г.)
- Татра Т-III (прототип танка 1936 г.)
- Президент Татры (1994)
- МТХ Татра V8 (1991)
- Татра В570 (1931 г.)
- Татра В740 (1937)
- Татра В750 (1935 г.)
- Татра В799 (1938)
- Татра В809 (1940)
- Татра V855 (1942)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ После Benz & Cie. и Peugeot
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «О компании» . Татрагрузовики .
- ^ Марголиус, Иван и Генри, Джон Г. (2015). Татры – Наследие Ганса Ледвинки . Дорчестер: Издательство Veloce. ISBN 978-1-845847-99-9 .
- ^ «Мы посетили компании Tatra Trucks и Tatra Defense Vehicle» .
- ^ «Первое дальнее путешествие на автомобиле «Татра» 125 лет назад» . Радио Прага Интернешнл . 19 мая 2023 г. Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ Мудрый, Дэвид Берджесс. «Рамплер: один самолет, который никогда не летал», в Норти, Том, изд. Мир автомобилей (Лондон: Orbis, 1974), Vol. 17, с.1964.
- ^ «NW Präsident – Как все начиналось» . AutoZine.cz (на чешском языке). 01.03.2015.
- ^ Jump up to: а б https://www.tatratrucks.com/about-the-company/press-and-media/news/hans-ledwinka-1/ [ только URL ]
- ^ Автомобили GN Georgano : ранние и винтажные, 1886–1930 . (Лондон: Grange-Universal, 1985)
- ^ Jump up to: а б с д Марголиус, Иван и Генри, Джон Г. (1990). Татры – Наследие Ганса Ледвинки . Харроу: СВС. ISBN 0-946719-06-3 .
- ^ Дж. Н. Джоргано .
- ^ «Автомобили и история: Tatra T77 и T77A (1933–1938)» . Татра . НЛ : Демон. Архивировано из оригинала 12 октября 2006 г. Проверено 21 августа 2018 г.
- ^ Росс, Роберт (23 января 2023 г.). «Автомобиль недели: Tatra T77 1934 года — чешское чудо. Теперь можно приобрести полностью отреставрированную модель» . Отчет Робба . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ Богумир Мимра, «Направления развития современного автомобилестроения», SIA 1936, Технические работы в Остраве 1926–1936, Моравска Острава 1936, стр. 593.
- ^ «Удивительно футуристическая Tatra T77 1934 года» . Силодром . 03.03.2023 . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уилсон, Квентин. Книга о классических автомобилях . New Your, Нью-Йорк: DK Publishing Inc., 1995. ISBN 0-7894-0159-2 . Страницы 214-215
- ^ Jump up to: а б Автомобильные войны, Джонатан Мантл, Arcade Publishing, 1 997
- ^ «Краткая история Татр» . УККАР . Проверено 27 января 2011 г.
- ^ Шмарбек, Вольфганг (1997). Ганс Ледвинка: Его машины – его жизнь (на немецком языке). Грац: Х. Вейсхаупт Верлаг. п. 174. ИСБН 3-900310-56-4 .
- ^ МАКХЬЮ, ДЭВИД (9 июля 2019 г.). «От нацистов к хиппи: Конец пути Volkswagen Beetle» . АП НОВОСТИ . Проверено 9 июля 2019 г.
- ^ «1961 Corvair/Автомобили с задним расположением двигателя» . time.com . 07.09.2007. Архивировано из оригинала 15 октября 2007 г. Проверено 10 июня 2008 г.
- ^ Андерсон, Брэд (01 февраля 2023 г.). «Tatra 603-2 — седан премиум-класса, о котором вы никогда не слышали» . Автосовки . Проверено 23 октября 2023 г.
- ^ Tatra.cz. Архивировано 29 октября 2008 г. в Wayback Machine (на чешском языке).
- ^ «Пражская почта» . Пражская почта . Проверено 26 декабря 2018 г.
- ^ «Tatra планирует возобновить производство своих легендарных моделей» . Радио Прага Интернешнл. 3 апреля 2008 г. Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ «Концепция Tatra 903 на топливных элементах — Авто Волгограда» . Автосовки. 01 июля 2008 г. Проверено 6 ноября 2020 г.
- ^ «Татра Т87 четырехдверный седан» . Проверено 26 декабря 2018 г.
- ↑ Вехи истории Tatra. Архивировано 19 августа 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Старатель, Золото (27 апреля 2008 г.). «Изображение реплики первого грузовика Tatra» . Flickr.com . Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ NP Tatra Kopřivnice Современные внедорожники Tatra, созданные командой дизайнеров , 1979, Naśe Vojsko, Прага, 1-е издание.
- ↑ Tatra вступает в бой через 78 лет. Архивировано 25 сентября 2009 г., в Wayback Machine.
- ^ «Описание автомобиля Татра 27. Проверено 29 ноября 2008 г.» . Татрапортал.ск . Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ «Технические характеристики Tatra 92. Проверено 29 ноября 2008 г.» . Татрапортал.ск . Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ «Технические характеристики Tatra 111. Проверено 29 ноября 2008 г.» . Татрапортал.ск . Проверено 16 сентября 2010 г.
- ^ Tatratech.wz.cz. Архивировано 18 июля 2011 г. в истории Wayback Machine Tatra 111 (на чешском языке) . Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ Автомобильное ревю, выпуск 10'82, технический ежемесячник Федерального министерства общего машиностроения Чехословакии, текущий ISSN 1211-9555.
- ^ «Описание Татры 815» (на чешском языке). Архивировано из оригинала 5 июня 2010 г. Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Каюта Терр№1» (на чешском языке). Архивировано из оригинала 5 июня 2010 г. Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Tatra On Air — единственный в мире двигатель воздушного охлаждения Евро V» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 29 октября 2008 г. Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Татра Армакс» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2006 г. Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Татра Форс» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2006 г. Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «История Т816» (на чешском языке). Архивировано из оригинала 7 февраля 2009 г. Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Татра военный спец Т816» . Архивировано из оригинала 22 августа 2008 г. Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Военные грузовики Татры» . Архивировано из оригинала 22 августа 2008 г. Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Татра 817» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 7 ноября 2006 г. Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Татра 163 Джамал» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 октября 2006 г. Проверено 19 ноября 2008 г.
- ^ «Иржи Шпанигель» . Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Татра Т810» . Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Прага проигрывает судебный иск против Татры» . Архивировано из оригинала 15 февраля 2009 г. Проверено 29 ноября 2008 г.
- ^ «Navistar и Tatra представляют на выставке Eurosatory две тактические машины» . Архивировано из оригинала 18 декабря 2010 г. Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ «Навистар-Татра-АТХ8-8×8-грузовая система» . Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ «Navistar Defense и ATX6 компании Tatra на выставке Eurosatory» . Архивировано из оригинала 16 сентября 2010 г. Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ Terex продает свою 80-процентную долю в Tatra. здесь [1] и здесь [2] .
- ^ «DAF Trucks приобретает 19% акций TATRA и поставляет двигатели и кабины для новой линейки! В Biglorryblog есть история...» 03.08.2011. Архивировано из оригинала 28 августа 2011 г. Проверено 3 августа 2011 г.
- ^ "Сейчас мы можем только производить "Татры", - говорит руководитель научно-исследовательского отдела автокомпании" . 15 марта 2023 г.
- ^ «Чешских производителей коммерческого транспорта привлекает Западная Европа» . E15.cz (на чешском языке). 20.11.2017.
- ^ Лёб, Рико (04 мая 2017 г.). «FFW Großschönau: TLF 4000 на Tatra 815-7» . Blaulicht-Magazin.net (на немецком языке) . Проверено 28 июля 2022 г.
- ^ «Закупка транспортных средств – первый заказ от BwFuhrparkService GmbH» (на немецком языке). 2021-08-23 . Проверено 28 июля 2022 г.
- ^ «Знакомство с Tatra Vectra Motors Limited» . Tatraindia.com. Архивировано из оригинала 4 октября 2011 г. Проверено 24 января 2011 г.
- ^ «SDC объявляет о крупном заказе в Индии на свое подразделение грузовиков Tatra; за последний год объем отставания Tatra значительно увеличился. (9 мая 2002 г.) Business Wire» . Доступmylibrary.com. 9 мая 2002 г. Проверено 7 мая 2009 г.
- ^ «Индийский гамбит чехов» . Глобальный политик. 06 января 2003 г. Архивировано из оригинала 15 февраля 2009 г. Проверено 7 мая 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Группа компаний Вектра – Группа компаний – ООО «КАМАЗ Вектра Моторс» . Архивировано из оригинала 21 ноября 2011 г. Проверено 13 октября 2011 г.
- ^ «МАШИНИСТ» . машинист.в . Проверено 26 декабря 2018 г.
- ↑ CBW.cz. Архивировано 18 февраля 2009 г., в Wayback Machine.
- ^ Пионер,. «Афера с грузовиком Tatra: CBI готовится завершить составление обвинительного заключения» . Пионер . Проверено 21 июня 2021 г.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : Даниеру Шидебутеру. «Военная техника [Чехия/США]: 14-тонный тактический грузовик ATC 6x6 (Tatra/Terex)» . Проверено 26 декабря 2018 г. - через YouTube.
- ^ Jump up to: а б с «Тяжелый внедорожник ATC 6x6 — Military-Today.com» . www.military-today.com . Проверено 26 декабря 2018 г.
- ^ * Грей, К.Г. и Бриджмен, Леонард. Самолеты всего мира Джейн, 1938 год. Сэмпсон Лоу, Marston & Company, Ltd. Лондон. 1938 год
- ^ Jump up to: а б с Мюррей, Алан (2000). Всемирная троллейбусная энциклопедия . Йатели, Хэмпшир, Великобритания: Троллейбуки. стр. 99, 148. ISBN. 0-904235-18-1 .
Источники
[ редактировать ]- Профиль компании Tatra, дата обращения 29 ноября 2008 г.
- Современные военные грузовики Татра (Т810, Т815, Т816, Т817)
- История Татр в Tatra World
- Грей, К.Г. и Бриджмен, Леонард. Самолеты всего мира Джейн, 1938 год. Сэмпсон Лоу, Marston & Company, Ltd. Лондон. 1938 год
- Уилсон, Квентин. Книга о классических автомобилях . New Your, Нью-Йорк: DK Publishing Inc., 1995. ISBN 0-7894-0159-2 . Страницы 214-215
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Марголиус, Иван и Генри, Джон Г. (1990). Татры – Наследие Ганса Ледвинки . Харроу: СВС. ISBN 0-946719-06-3 .
- Марголиус, Иван и Генри, Джон Г. (2015). Татры – Наследие Ганса Ледвинки, новое издание . Дорчестер: Издательство Veloce. ISBN 978-1-845847-99-9 .
- Tatra Automobiles - Роскошные автомобили из Копривнице 1920–1940 гг. , Мирослав Гомола, издатель AGM, Чехия
- Список статей в литературе и журналах, связанных с Татрами
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт Татры
- ТАТРА ГЕРМАНИИ
- Татры Индия
- Сайт автомобилей Tatra и Tatraplan
- Татра Карс Сервис
- Международная модернизированная площадка в Татрах
- История самолетов Tatra (на чешском языке)
- Татранский музей
- «Долгие сумерки Татр исследуются в музее Теннесси» в NY Times, 20 июля 2011 г.
- неофициальные страницы Tatra Automobile - история и фотографии (на английском языке)
- неофициальные страницы истории грузовиков Tatra - история и фотографии (на английском языке)
- Татра (компания)
- Чешские бренды
- Автомобили с задним расположением двигателя
- Производители автомобилей класса люкс
- Автопроизводители Чехословакии
- Авиапроизводители Чехии и Чехословакии
- Производители авиационных двигателей Чехии
- Производители грузовых автомобилей Чехии
- Производители троллейбусов
- Компании по производству автомобилей, основанные в 1850 году.
- Компании по производству автомобилей, основанные в 1897 году.
- Оборонные предприятия Чехии
- Производители автобусов Чехии
- Производители дизельных двигателей
- 1897 заведений в Австро-Венгрии