ВФВ ВАК 191Б
КОРОБКА 191B | |
---|---|
![]() | |
ВАК 191Б рядом с Dornier Do 31. транспортным самолетом | |
Роль | вертикального взлета и посадки ударный истребитель |
Производитель | Объединенный авиационный машиностроительный завод |
Первый полет | 10 сентября 1971 г. [ 1 ] |
Статус | Ушедший на пенсию |
Количество построенных | 3 |
VFW VAK 191B — экспериментальный немецкий с вертикальным взлетом и посадкой (СВВП), ударный истребитель созданный в начале 1970-х годов. VAK — это аббревиатура Vertikalstartendes Aufklärungs- und Kampfflugzeug (разведывательные и ударные самолеты с вертикальным взлетом). Спроектированный и построенный компанией Vereinigte Flugtechnische Werke (VFW), он был разработан с целью в конечном итоге служить заменой итальянскому Fiat G.91 , находившемуся на вооружении ВВС Германии . В оперативном плане предполагалось, что он будет вооружен ядерным оружием в качестве средства сдерживания агрессии со стороны Советского Союза и, в случае начала крупной войны, чтобы пережить первую волну атак за счет развертывания в рассредоточенных местах, а не на обычных аэродромах. и для нанесения ответного удара по целям в тылу врага.
VAK 191B страдал от длительного цикла разработки, охватывающего десять лет между созданием и полетом, отчасти из-за меняющихся требований, изменения партнерских отношений и трудностей, присущих разработке самолетов с возможностью вертикального взлета и посадки. В конечном итоге, в конце 1960-х годов VFW решила отказаться от программы разработки, ориентированной на производство этого типа, и вместо этого провести испытания только ограниченного числа прототипов, эффективно используя VAK 191B в качестве демонстратора технологий и экспериментального самолета для поддержки других видов деятельности компании. и будущие программы. 10 сентября 1971 года первый прототип совершил первый полет . Всего до вывода из эксплуатации всех трех прототипов в 1975 году был выполнен 91 полет. Эти самолеты сохранились, а два сейчас выставлены на всеобщее обозрение в музеях.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В течение 1950-х годов быстрый прогресс в области реактивных двигателей , особенно в плане увеличения тяги и компактных двигателей, способствовал растущей вере в техническую жизнеспособность самолетов вертикального взлета и посадки ( СВВП ), особенно в Западной Европе и странах Европы. Соединенные Штаты . [ 2 ] В течение 1950-х и 1960-х годов было инициировано множество программ в Великобритании, Франции и США; Точно так же авиационные компании в Западной Германии стремились не остаться в стороне от этой новой технологии. Вскоре после 1957 года, когда был снят введенный Западной Германией после Второй мировой войны запрет на эксплуатацию и разработку боевых самолетов, немецким авиационным фирмам Dornier Flugzeugwerke , Heinkel и Messerschmitt , которым в том же году также было разрешено возобновить свою деятельность, получила официальный запрос от федерального правительства Германии , в котором им предлагалось провести исследовательскую работу по теме самолетов вертикального взлета и посадки и разработать концептуальные проекты. [ 3 ]
Таким образом, несколько компаний начали работу над собственными концептуальными проектами самолетов- перехватчиков с возможностью вертикального взлета и посадки ; Было признано, что для того, чтобы эти конструкции были оперативно значимыми и жизнеспособными, необходимо, чтобы летные характеристики соответствовали характеристикам обычных перехватчиков той эпохи, таких как современный Lockheed F-104G Starfighter . [ 4 ] Со временем возникли два отдельных и различных требования: одно требовало создания преемника перехватчика F-104G с возможностью вертикального взлета и посадки, а другое - преемника вертикального взлета и посадки итальянского Fiat G.91 штурмовика . По данным аэрокосмического издания Flight International , этот призыв к замене Fiat G.91, который подпадал под требования НАТО , известный как NBMR-3 , стал решающим толчком и сильно повлиял на программу разработки, которая привела к созданию VAK 191B. [ 1 ]
В связи с этими требованиями Федеральное министерство обороны Германии (BMVg) выступило за слияние конкурирующих компаний; оно намеренно отказалось от заключения контракта на разработку, чтобы стимулировать компании к осуществлению такой деятельности. [ 5 ] Таким образом, в сентябре 1961 года новая немецкая авиастроительная компания, известная как Aviation Tech Works (VFW), была создана как совместное предприятие и Focke-Wulf United Weser Flugzeugbau для разработки собственных ударных самолетов вертикального взлета и посадки. [ 6 ] Первоначально итальянский производитель самолетов Fiat также участвовал в VFW, однако позже Италия решила выйти из соглашения о совместной разработке с Германией в 1967 году. Несмотря на это решение, Fiat оставался основным субподрядчиком предприятия, отвечая за производство различных элементов конструкции, таких как крылья, хвостовое оперение и некоторые части фюзеляжа. [ 7 ]
Понятие и определение
[ редактировать ]
VAK 191B по своей концепции был похож на британский прыжковый реактивный самолет Harrier , но был разработан для сверхзвукового рывка ( число Маха 1,2–1,4) на средних и больших высотах. [ 1 ] Было сочтено, что наличие одного двигателя создаст слишком большое сопротивление, но два подъемных двигателя были мертвым грузом в крейсерском режиме, а небольшой маршевый двигатель имел плохое соотношение тяги к весу. ВАК 191Б имел относительно небольшие и высоконагруженные крылья. Напротив, Harrier обладал значительно более высокой тяговооруженностью , был эффективен в качестве воздушного истребителя и имел крылья большего размера, которые хорошо использовались при выполнении короткого взлета с перекатом.
Выбор подъемно-движительной системы был очевидным решающим элементом конструкции самолета. [ 1 ] По данным Flight International, во время его разработки было доступно несколько вариантов силовой установки с векторной тягой , это двухсопловые двигатели Rolls-Royce/MAN Turbo RB153 и четырехсопловые двигатели Bristol Siddeley BS.94 . [ 8 ] В конечном итоге команда разработчиков VFW решила использовать двигатель Rolls-Royce/MAN Turbo RB.193-12 для обеспечения как подъемной, так и круизной скорости , который был дополнен парой двигателей Rolls-Royce с вертикальным подъемом. На практике такое расположение означало, что во время вертикального висения вся подъемная тяга могла либо создаваться маршевым двигателем, либо полностью создаваться двумя подъемными двигателями, либо некоторой их комбинацией; Анализ показал, что оптимальная конфигурация создания тяги будет составлять 50–50 между обоими типами двигателей. [ 9 ]
В середине 1963 года разрабатываемый самолет получил проектное обозначение ВАК 191Б . Как сообщается, инициалы в этом обозначении означали Vertikalstartendes Aufklärungs-und Kampfflugzeug (на английском языке: разведывательный самолет с вертикальным взлетом и истребитель), цифры должны были указывать на его роль в качестве преемника Fiat G.91, а суффикс B был чтобы показать, что этот самолет был вторым из четырех проектов, изучавшихся с этой целью. [ 9 ] Темпы реализации программы были заметно медленными; первого прототипа Между его созданием и первым полетом 10 сентября 1971 года прошло десять лет. [ 1 ] Медленный прогресс можно рассматривать как естественный результат изменений в спецификациях, таких как пересмотренные эксплуатационные требования, согласно которым самолет должен был обладать большей маневренностью, выпущенный в 1965 году.
Сокращение и прекращение
[ редактировать ]Еще до первого полета этого типа на программу сильно повлияли политические изменения. Среди них были фактическая неактуальность первоначального требования NBMR-3 и снижение важности ударной миссии в результате решения правительства Германии отказаться от ядерной роли, расхождение во мнениях между странами-партнерами, выход итальянского правительства из участие в августе 1967 года и растущее осознание растущих затрат на программу. [ 7 ] На каком-то этапе итальянское правительство согласилось взять на себя 40 процентов затрат на разработку программы, поэтому их уход означал, что значительная часть финансирования была потеряна для предприятия. [ 9 ]
Появление новой немецко-американской программы «Расширенный вертикальный удар» (AVS) также сыграло роль в уменьшении воспринимаемой ценности этого типа; Перспективный самолет, который предлагался американцами в рамках совместного предприятия с Германией, несколько затмил VAK 191B в глазах немецких ВВС и фактически подорвал поддержку программы. Наконец, в 1968 году официальные лица VFW решили, что VAK 191B следует переклассифицировать в экспериментальную программу и что полученный в результате самолет должен в основном функционировать только как демонстратор технологий . [ 6 ] Первоначальная программа предусматривала строительство трех одноместных и трех двухместных самолетов; однако из-за растущих затрат эта предполагаемая испытательная партия была сначала преобразована в шесть одноместных самолетов, а позже после вывода войск Италии была сокращена до трех одноместных самолетов. [ 7 ]
В апреле 1969 года первый прототип был представлен на заводе VFW в Бремене в том же году , а позже был показан на авиасалоне в Ганновере . [ 10 ] В течение следующих 17 месяцев он прошел программу летной квалификации, в ходе которой были обнаружены некоторые проблемы, большинство из которых были связаны с гидравлической системой . В феврале 1971 года впервые начались испытания маршевого двигателя. [ 10 ] Первый полет с висением VAK 191B был выполнен в Бремене 20 сентября 1971 года. [ 1 ]
Всего в рамках программы летных испытаний, проводившейся в период с 1970 по 1975 год, было совершено три самолета ВАК 191Б, в ходе которых был выполнен 91 полет. Первый переход от вертикального полета к горизонтальному и наоборот был осуществлен 26 октября 1972 года в Мюнхене . На каком-то этапе прототипы использовались для тестирования некоторых концепций, которые тогда рассматривались для европейской программы MRCA (которая привела к созданию ударного истребителя Panavia Tornado ), включая использование технологии электродистанционного управления . По данным Flight International, VAK 191B хорошо подходил для этой цели благодаря современной системе управления полетом и общим характеристикам. [ 10 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]- Пример VAK 191B можно увидеть в Немецком музее Flugwerft Schleissheim в Обершлайсхайме недалеко от Мюнхена. [ 11 ]
- Второй оставшийся VAK 191B является частью Wehrtechnologie Studiensammlung ( Военно-техническая коллекция ) в Кобленце , Германия . [ 12 ]
- Сообщалось, что третий ВАК 191Б был поставлен на хранение в 1976 году. [ 13 ] В настоящее время он находится в здании Airbus в Бремене. [ нужна ссылка ]
Операторы
[ редактировать ]- ВФВ
Технические характеристики (ВАК 191Б)
[ редактировать ]

Данные X-Planes и прототипов [ 14 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Длина: 16,4 м (53 фута 10 дюймов)
- Размах крыльев: 6,16 м (20 футов 3 дюйма)
- Высота: 4,3 м (14 футов 1 дюйм)
- Площадь крыла: 19 м 2 (200 кв. футов)
- Профиль крыла : корень: NACA 63A005 ; наконечник: NACA 65A006 [ 15 ]
- Вес пустого: 5562 кг (12262 фунта)
- Полная масса: 8507 кг (18755 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 9000 кг (19842 фунта)
- Силовая установка: 1 двигатель Rolls-Royce/MAN Turbo RB193-12 с векторной тягой турбовентиляторный , тяга 45,2 кН (10 200 фунтов силы) в подъемном/крейсерском режиме.
- Силовая установка: 2 турбореактивных двигателя Rolls-Royce RB162-81F-08 с тягой по 26,5 кН (6000 фунтов силы) каждый на подъемную силу.
Производительность
- Максимальная скорость: 1108 км/ч (688 миль в час, 598 узлов)
- Дальность: 400 км (250 миль, 220 миль)
- Практический потолок: 15 000 м (49 000 футов)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Flight International 1972, с. 502.
- ^ Хиршель, Прем и Маделунг 2012, стр. 451.
- ^ Хиршель, Прем и Маделунг, 2012, стр. 451–452.
- ^ Хиршель, Прем и Маделунг 2012, стр. 452.
- ^ Хиршель, Прем и Маделунг, 2012, стр. 583–584.
- ^ Jump up to: а б Flight International 1972, стр. 502, 504.
- ^ Jump up to: а б с Flight International 1972, с. 504.
- ^ Flight International 1972, стр. 502–503.
- ^ Jump up to: а б с Flight International 1972, с. 503.
- ^ Jump up to: а б с Flight International 1972, с. 505.
- ^ «Немецкий музей Flugwerft Schleissheim Oberschleissheim, Германия» . Музей авиации . 24 января 2016 года . Проверено 31 октября 2019 г.
- ^ «Коллекция исследований оборонных технологий, Кобленц, Германия - www.aviationmuseum.eu» . Музей авиации . 23 января 2016 года . Проверено 31 октября 2019 г.
- ^ Джексон, 1976. стр.144.
- ^ Винчестер, Джим, X-Planes и прототипы , Barnes & Noble
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Баттлер, Тони и Жан-Луи Делезен. X-Planes of Europe: Секретные исследовательские самолеты Золотого века 1946-1974 годов . Манчестер, Великобритания: Hikoki Publications, 2012. ISBN 978-1-902-10921-3
- Хиршель, Эрнст Генрих, Хорст Прем и Геро Маделунг. Авиационные исследования в Германии: от Лилиенталя до наших дней. Springer Science & Business Media, 2012. ISBN 3-642-18484-7 .
- Джексон, Пол А. Немецкая военная авиация 1956–1976 гг . Хинкли, Лестершир, Великобритания: Публикации округов Мидленд, 1976. ISBN 0-904597-03-2 .
- Уилсон, «Технический редактор», Майкл (13 апреля 1972 г.), «VAK 191B - немецкий истребитель V / Stol?» , Flight International , 101 (3292), IPC Business: 502–506.
{{citation}}
:|last=
имеет общее имя ( справка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Заброшенные проекты военных самолетов Германии
- Немецкий штурмовик 1970-х годов.
- Немецкий экспериментальный самолет 1970-х годов.
- самолет VFW
- Самолет V / STOL по вектору тяги
- Одномоторный реактивный самолет
- Самолеты со вспомогательными реактивными двигателями
- Высокоплановый самолет
- Самолет совершил первый полет в 1971 году.