Рейс 001 авиакомпании Transair Швеция
![]() DC-6, похожий на самолет, потерпевший крушение. | |
Несчастный случай | |
---|---|
Дата | 18 сентября 1961 г. |
Краткое содержание | Разбился на землю по спорным причинам: ошибка пилота или внешнее нападение. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] |
Сайт | 15 км (9,3 миль) к западу от аэропорта Ндола (NLA), Замбия 12 ° 58'31 "ю.ш. 28 ° 31'22" в.д. / 12,97528 ° ю.ш. 28,52278 ° в.д. |
Самолет | |
Тип самолета | Дуглас DC-6B |
Название самолета | Альбертина |
Оператор | Transair Швеция для Организации Объединенных Наций |
Регистрация | SE-BDY |
Начало рейса | Аэропорт Элизабетвиль Конго |
Остановка в пути | Аэропорт Леопольдвиль-Нджили (FIH/FZAA), Конго |
Место назначения | Аэропорт Ндола (NLA/FLND), Северная Родезия |
Оккупанты | 16 |
Пассажиры | 11 |
Экипаж | 5 |
Погибшие | 16 |
Выжившие | 0 (изначально 1) [ а ] |
18 сентября 1961 года DC-6 пассажирский самолет рейса 001 компании Transair Швеция , выполнявший рейсы по поручению Организации Объединенных Наций, разбился недалеко от Ндолы , Северная Родезия (современная Замбия ). В результате крушения погибли все люди, находившиеся на борту, в том числе Даг Хаммаршельд , второй генеральный секретарь ООН , и еще 15 человек. Хаммаршёльд был на пути к переговорам о прекращении огня с Моисом Чомбе во время кризиса в Конго . Три официальных расследования не смогли окончательно определить причину. Некоторые историки и военные эксперты, такие как Сьюзен Уильямс, раскритиковали официальные расследования, указав на доказательства нечестной игры, которые не были включены в расследования.
Смерть Хаммаршёльда вызвала кризис преемственности в ООН [ 7 ] когда Совету Безопасности было поручено выбрать его преемника . [ 8 ]
Самолет и экипаж
[ редактировать ]Самолет представлял собой Douglas DC-6B , регистрационный номер 43559/251, зарегистрированный в Швеции как SE-BDY, впервые поднялся в воздух в 1952 году и был оснащен четырьмя Pratt & Whitney R-2800 . 18-цилиндровыми радиально-поршневыми двигателями [ 9 ] На нем пилотировали капитан Пер Халлонквист (35 лет), первый помощник Ларс Литтон (29 лет) и бортинженер Нильс Йоран Вильгельмссон. [ 10 ]
Специальный доклад ООН
[ редактировать ]В специальном докладе ООН говорится, что яркая вспышка в небе была замечена примерно в 01:00. [ 10 ] В результате были начаты поисково-спасательные работы. Первоначальные признаки того, что катастрофа могла быть не несчастным случаем, привели к многочисленным официальным расследованиям и постоянным предположениям о том, что генеральный секретарь был убит. [ 11 ]
Официальный запрос
[ редактировать ]
После смерти Хаммаршельда было проведено три расследования обстоятельств, приведших к катастрофе: Совет по расследованию Родезии, Комиссия по расследованию Родезии и Комиссия по расследованию Организации Объединенных Наций. [ 6 ]
Родезийский совет по расследованию проводил расследование в период с 19 сентября 1961 г. по 2 ноября 1961 г. [ 6 ] под командованием подполковника М.КБ Барбера . Родезийская комиссия по расследованию под председательством сэра Джона Клейдена провела слушания с 16 по 29 января 1962 года без надзора со стороны Организации Объединенных Наций. Последующая Комиссия ООН по расследованию провела серию слушаний в 1962 году и частично зависела от показаний предыдущих родезийских расследований. [ 6 ] Пять "выдающихся деятелей" были назначены новым генсеком в комиссию ООН. Члены комиссии единогласно избрали непальского дипломата Ришикеша Шаха . главой расследования [ 6 ]
Три официальных расследования не смогли окончательно определить причину. Совет по расследованию Родезии направил 180 человек для обыска территории площадью шесть квадратных километров на последнем участке траектории полета самолета, но никаких доказательств наличия бомбы, ракеты класса "земля-воздух" или угона обнаружено не было. [ 12 ] В официальном сообщении говорилось, что двое из погибших шведских телохранителей получили множественные пулевые ранения. Однако медицинское обследование, проведенное первоначальной Родезийской комиссией по расследованию и отраженное в официальном отчете ООН, показало, что раны были поверхностными и что на пулях не было никаких признаков нарезного оружия . В отчете сделан вывод, что патроны взорвались при пожаре недалеко от телохранителей. [ 6 ] Совет Родезии пришел к выводу, что пилот летел слишком низко и врезался в деревья, в результате чего самолет упал на землю. [ 13 ]
Предыдущие сообщения о яркой вспышке в небе были отвергнуты как произошедшие слишком поздно вечером, чтобы стать причиной крушения. В докладе ООН предполагается, что эти вспышки могли быть вызваны вторичными взрывами после крушения. Сержант Гарольд Жюльен, который сначала выжил в авиакатастрофе, но умер пять дней спустя. [ 5 ] указали, что катастрофе предшествовала серия взрывов. [ 6 ] [ 14 ] Официальное расследование установило, что показания свидетелей, которые разговаривали с Жюльеном перед тем, как он скончался в больнице, через пять дней после крушения [ 15 ] были противоречивыми.
В отчете говорится, что было три отдельные задержки, которые нарушили установленные процедуры поисково-спасательных работ. Первый задержал первоначальный сигнал тревоги о возможной проблеме с самолетом; второй задержал подачу сигнала бедствия, что указывает на то, что связь с близлежащими аэропортами указывает на то, что пропавший самолет не приземлился где-либо еще; а третий задержал возможную поисково-спасательную операцию и обнаружение поблизости обломков самолета. Заключение судмедэксперта было безрезультатным; в одном сообщении говорилось, что Хаммаршельд погиб при ударе, но в другом говорилось, что он мог бы выжить, если бы спасательные операции не были отложены. [ 6 ] В отчете также сделан вывод, что вероятность Sgt. Жюльену, пережившему крушение, было бы «бесконечно» лучше, если бы спасательные операции были быстрее. [ 6 ]
16 марта 2015 года генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун назначил членов независимой группы экспертов для изучения новой информации. Группу возглавлял Мохамед Чанде Отман ( главный судья Танзании ), в нее также входили Керрин Маколей (представитель Австралии в ИКАО) и Хенрик Ларсен (эксперт по баллистике из Датской национальной полиции ). Доклад был доставлен генеральному секретарю 12 июня 2015 года. [ 16 ] В 99-страничном отчете комиссии, опубликованном 6 июля 2015 года, девяти новым свидетельствам очевидцев и стенограммам радиопередач присвоена «умеренная» ценность. Эти сообщения предполагают, что самолет Хаммаршельда уже горел, когда он приземлился, и что поблизости находились другие реактивные самолеты и агенты разведки. [ 17 ]
Теории заговора
[ редактировать ]Несмотря на многочисленные официальные расследования, которые не нашли доказательств убийства или других форм нечестной игры, некоторые люди продолжают выдвигать теории, затрагивающие враждебные интересы. [ 11 ] На момент смерти Хаммаршёльда Центральное разведывательное управление и другие западные агентства активно участвовали в политической ситуации в Конго. [ 11 ] кульминацией которого стала поддержка Бельгией и Америкой отделения Катанги и убийство бывшего премьер-министра Патриса Лумумбы . Правительство Бельгии было заинтересовано в сохранении контроля над большей частью медной промышленности страны во время перехода Конго от колониального правления к независимости. Опасения по поводу национализации медной промышленности могли бы стать финансовым стимулом для смещения Лумумбы или Хаммаршельда. [ 11 ]
Официальное расследование подверглось пристальному вниманию и критике со стороны некоторых историков, которые утверждают, что некоторые официальные решения были вынесены с целью отвлечь внимание от версии убийства. [ 11 ] [ 18 ] и эти доказательства убийства были отклонены. [ 6 ] Критики подвергли критике вывод о том, что пулевые ранения, обнаруженные у некоторых жертв, могли быть вызваны взрывом боеприпасов во время пожара, поскольку некоторые экспертные тесты показали, что взрывающиеся пули не могли повредить поверхность кожи. [ 11 ] [ 6 ] Майор К. Ф. Уэстелл, специалист по баллистике, сказал: «Я, конечно, могу назвать полной ерундой утверждение о том, что патроны от пулеметов или пистолетов, взорвавшиеся в огне, могут проникнуть в человеческое тело». [ 19 ] В основу своего заявления он положил крупномасштабный эксперимент, который был проведен с целью определить, будут ли военные пожарные бригады подвергаться опасности, работая вблизи складов боеприпасов. Другие эксперты провели и засняли на видео испытания, показавшие, что нагретые до точки взрыва пули не развивали достаточную скорость для пробития контейнеров, в которых они хранились. [ 19 ]
На следующий день после крушения бывший президент США Гарри Трумэн заметил, что Хаммаршельд «был готов что-то сделать, когда его убили. Заметьте, я сказал: «когда они его убили». [ 20 ]
19 августа 1998 года архиепископ Десмонд Туту , председатель Южноафриканской комиссии по установлению истины и примирению (TRC), заявил, что недавно обнаруженные письма указывали на причастность МИ-5 , ЦРУ и южноафриканских спецслужб к катастрофе. [ 21 ] В одном письме TRC говорилось, что бомба в колесном отсеке самолета должна была взорваться, когда колеса опускались для посадки. Однако комиссия Туту не смогла проверить истинность писем или утверждений о том, что южноафриканские или западные спецслужбы сыграли роль в катастрофе. Министерство иностранных дел Великобритании предположило, что письма могли быть созданы как средство советской дезинформации или дезинформации . [ 22 ]
В интервью 2005 года генерал-майор норвежской армии Бьёрн Эгге , который был первым офицером ООН, увидевшим тело Хаммаршёльда, заявил, что у Хаммаршёльда была дыра во лбу и что эта дыра впоследствии была зарисована с помощью посмертных фотографий. Эгге полагал, что Хаммаршельда выбросило из самолета и что трава и листья в его руках могли указывать на то, что он выжил при крушении и пытался выбраться из-под обломков. Однако Эгге не утверждал, что дыра в голове Хаммаршельда возникла в результате огнестрельного ранения. [ 23 ]
В своем выступлении на Генеральной Ассамблее ООН 23 сентября 2009 года Муаммар Каддафи потребовал, чтобы президент ливийской ГА ООН Али Треки начал расследование катастрофы, а также смерти премьер-министра Конго Патриса Лумумбы , который был свергнут в 1960 году и убит в следующем году. [ 24 ]
По словам многочисленных свидетелей, опрошенных шведским сотрудником гуманитарной организации Йораном Бьоркдалом в 2000-х годах, самолет Хаммаршельда был сбит другим самолетом. Бьоркдал изучил ранее недоступные архивные документы и внутренние сообщения ООН и пришел к выводу, что самолет был намеренно сбит в интересах горнодобывающих компаний, таких как Union Minière . [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
В 2011 году вышла книга « Кто убил Хаммаршельда?» Сьюзен Уильямс [ 28 ] высказал ряд сомнений в случайном характере крушения. Это привело к формированию независимой неофициальной комиссии во главе с британским юристом Стивеном Седли в 2012 году, чтобы определить, есть ли новые доказательства, которые оправдали бы возобновление расследования ООН в 1962 году. Отчет комиссии Седли был представлен 9 сентября 2013 года во Дворце мира в Гааге. [ 29 ] Он рекомендовал ООН возобновить расследование «в соответствии с резолюцией 1759 (XVII) Генеральной Ассамблеи от 26 октября 1962 года». [ 30 ] В марте 2015 года Мохамед Чанде Отман был назначен оказывать поддержку действующей Комиссии Хаммаршёльда при ООН. [ 31 ]
В апреле 2014 года газета Guardian опубликовала доказательства причастности военного летчика Яна ван Риссегема, который был Моисея Чомбе пилотом в Катанге. В статье утверждалось, что американский сотрудник АНБ Чарльз Саутхолл, работавший на станции прослушивания АНБ на Кипре в 1961 году, вскоре после полуночи в ночь крушения, услышал перехват комментария пилота в воздухе над Ндолой, на высоте 5300 км (3300 миль). [ 32 ] прочь. Саутхолл вспоминает слова пилота: «Я вижу, как низко падает транспортный самолет. Все огни горят. Я собираюсь спуститься, чтобы пробежаться по нему. Да, это Transair DC-6. Это самолет», добавив, что голос пилота был «крутым и профессиональным». Затем Саутхолл услышал звук выстрела и восклицание пилота: «Я попал в него. Там пламя! Он падает. Он падает!» Судя по записям ВВС Катанги , скорее всего, речь шла о самолете Fouga CM.170 Magister , а веб-сайт Belgian Wings утверждает, что ван Риссегем пилотировал Magisters для KAF в 1961 году. [ 33 ] [ 34 ] Еще одна статья была опубликована The Guardian в январе 2019 года, в которой повторяются обвинения против ван Риссегема и цитируются дополнительные доказательства, обнаруженные продюсерами документального фильма « Холодное дело Хаммаршельда» , включая опровержение алиби ван Риссегема о том, что он не летел во время крушения. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ]
статью, В декабре 2018 года немецкий историк-фрилансер Торбен Гюльсторфф опубликовал в журнале Lobster немецкий Dornier DO-28A в которой утверждалось, что для атаки мог быть использован . Самолет был доставлен в Катангу к концу августа 1961 года и технически был способен сбить. [ 38 ]
Мемориал
[ редактировать ]

Мемориал на месте крушения Дага Хаммаршельда рассматривается на предмет включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО . В пресс-релизе, выпущенном премьер-министром Республики Конго, говорилось, что «...чтобы отдать дань уважения этому великому человеку, ныне исчезнувшему со сцены, и его коллегам, все из которых стали жертвами бесстыдные происки великих финансовых держав Запада... Правительство решило объявить вторник, 19 сентября 1961 года, днем национального траура». [ 10 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Авария была показана в канадском документальном сериале Mayday в пятнадцатом сезоне, пятой серии под названием «Смертельная миссия». [ 39 ] и специальный отчет о расследовании авиакатастроф в третьем сезоне, третьей серии под названием «VIP на борту».
Катастрофа показана в фильме 2016 года «Осада Жадовиля» , где он был сбит истребителем -4 «Фантом» F . [ 40 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В результате аварии погибли все 16 пассажиров. Сержант Гарольд Жюльен был найден живым, но скончался примерно через пять дней от полученных ранений. [ 5 ] Сообщения о том, погибли ли Хаммаршельд или другие пассажиры сразу после удара или могли бы выжить, если бы спасательные операции не были отложены, разошлись. [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Заявление пресс-секретаря Генерального секретаря по докладу видного деятеля, касающемуся трагической смерти Дага Хаммаршельда и сопровождавших его членов партии» . Объединенные Нации . 25 октября 2017 года. Архивировано из оригинала 9 апреля 2021 года . Проверено 18 февраля 2018 г.
- ^ «Что на самом деле случилось с самолетом Дага Хаммаршельда» . 15 февраля 2022 г.
- ^ « Смертельная миссия «Расследование авиакатастроф» (ТВ-эпизод, 2016) — IMDb» . IMDB .
- ^ «Эксперты раскрывают 50-летнюю тайну авиакатастрофы главы ООН» . Торонто Стар . 14 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Лаурия, Джо (19 мая 2014 г.). «ООН рассматривает возможность возобновления расследования авиакатастрофы 1961 года, в которой погиб Даг Хаммаршельд» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 12 мая 2016 года . Проверено 13 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 17-я сессия Доклад Комиссии по расследованию условий и обстоятельств, приведших к трагической гибели г-на Дага Хаммаршельда и сопровождавших его членов группы. A/5069 24 апреля 1962 г. Проверено 21 ноября 2008 г. (прямая ссылка: «А/5069» . Архивировано из оригинала 14 мая 2011 года . Проверено 24 марта 2010 г. )
- ^ Хальберштам, Дэвид (19 сентября 1961 г.). «Хаммаршельд погиб в авиакатастрофе в Африке; Кеннеди собирается в ООН в кризисе преемственности» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 9 апреля 2021 года.
- ^ Гамильтон, Томас Дж. (23 сентября 1961 г.). «ВРЕМЕННОГО ГЛАВЫ ООН ПРИЗЫВАЕТ РАСК; ЕГО ВРЕМЯ УБЕЖДЕНО; Делегаты опасаются, что речь нанесет вред попыткам достичь согласия в отношении временного руководителя Красные хватаются за замечания Советский блок возобновляет обвинение в том, что назначенный человек станет пешкой в «холодной войне» ВРЕМЕННОГО ГЛАВЫ ООН ПРИЗЫВАЕТ РАСК» . Нью-Йорк Таймс . п. 1. ISSN 0362-4331 . Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ «Авиалайнеры.нет» .
- ^ Jump up to: а б с «Специальный отчет о фатальном полете самолета Генерального секретаря» (PDF) . Объединенные Нации. 19 сентября 1961 года. Архивировано (PDF) из оригинала 22 октября 2020 года . Проверено 16 января 2009 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Холлингтон, Крис (август 2008 г.). Волки, Шакалы и Лисы . Книги Томаса Данна . ISBN 978-0-312-37899-8 .
- ^ Иов, Макартур (2001). Воздушная катастрофа Том 4 . Том. 4. Aerospace Publications Pty Ltd. с. 142. ИСБН 1-875671-48-Х .
- ^ «Хаммаршельд погиб в авиакатастрофе» . History.com . 9 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 15 апреля 2019 г.
- ^ «1961: Генеральный секретарь ООН погиб в авиакатастрофе» . Новости Би-би-си . 18 ноября 1961 года. Архивировано из оригинала 10 января 2021 года . Проверено 16 января 2009 г.
- ↑ стр. 36 «Зритель» 29 октября 2011 г.
- ^ «Пан получил сообщение, проверяющее новую информацию о смерти Дага Хаммаршельда» . Центр новостей ООН . Объединенные Нации . 12 июня 2015 года. Архивировано из оригинала 9 апреля 2021 года . Проверено 23 апреля 2017 г.
- ^ «Панель: Возможная воздушная атака на самолет Хаммаршельда в 1961 году» . Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 6 июля 2015 года . Проверено 6 июля 2015 г.
- ^ Хьюз, Мэтью (9 августа 2001 г.). «Человек, который убил Хаммаршельда?» . Лондонское обозрение книг . 23 (15): 33–34. Архивировано из оригинала 19 февраля 2018 года . Проверено 19 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Гавшон, Артур (1962). Таинственная смерть Дага Хаммаршельда . Нью-Йорк: Уокер и компания. п. 58.
- ^ Дауард, Джейми (13 декабря 2014 г.). «Шпионские сообщения могут, наконец, раскрыть тайну гибели главы ООН» . Наблюдатель . ISSN 0029-7712 . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ «Записки архиепископа для пресс-конференции» - Десмонд Туту, председатель Комиссии по установлению истины и примирению - 19 августа 1998 г. - «Речи» . Архивировано из оригинала 16 июля 2012 года . Проверено 8 февраля 2016 г.
- ^ «Заговор ООН опровергнут» . Новости Би-би-си . 19 августа 1998 года. Архивировано из оригинала 9 апреля 2021 года . Проверено 13 октября 2017 г.
- ^ Ганфельдт, Катон (1 января 1970 г.). «Så hull i pannen» [Дыры во лбу] (на норвежском языке). Aftenposten.no. Архивировано из оригинала 16 июля 2012 года . Проверено 10 сентября 2013 г.
- ^ «Обращение Каддафи к Генеральной Ассамблее ООН» . 23 сентября 2009 г. Архивировано из оригинала 29 ноября 2017 г.
- ^ «Даг Хаммаршельд: есть данные, свидетельствующие о том, что самолет главы ООН был сбит» . Хранитель . 17 августа 2011 г. Архивировано из оригинала 11 февраля 2021 г. Проверено 17 августа 2011 г.
- ^ Бьоркдал, Йоран (17 августа 2011 г.). «Я не сомневаюсь, что самолет Дага Хаммаршельда был сбит» . Хранитель . Архивировано из оригинала 26 марта 2021 года.
- ^ Боргер, Джулиан (16 сентября 2011 г.). «Призыв к новому расследованию после появления новых доказательств» . Хранитель . Архивировано из оригинала 9 марта 2021 года . Проверено 10 сентября 2013 г.
- ^ Сьюзан Уильямс: Кто убил Хаммаршельда?: ООН, холодная война и превосходство белых в Африке . Лондон: Херст. Первое издание, 2011 г., второе издание с дополнительной главой, написанное в соавторстве с Хеннингом Мельбером и Дэвидом Уордропом, декабрь 2016 г.
- ^ Голдстоун, Ричард Дж. «Комиссия Хаммаршельда представляет Организации Объединенных Наций отчет о смерти Генерального секретаря. Международный судебный монитор, выпуск лета 2013 г.» . Архивировано из оригинала 15 ноября 2020 года . Проверено 24 февраля 2019 г.
- ^ «Смерть Дага Хаммаршельда: ООН «должна возобновить расследование» » . Новости Би-би-си . 9 сентября 2013 г. Архивировано из оригинала 26 января 2021 г.
- ^ "Фон" . Комиссия Хаммаршельда . Архивировано из оригинала 7 ноября 2020 года.
- ^ «Расстояние от Ндолы, Замбия, до Никосии, Кипр» .
- ^ Боргер, Джулиан (17 августа 2011 г.). «Даг Хаммаршельд: есть доказательства того, что самолет главы ООН был сбит» . Хранитель . Архивировано из оригинала 11 февраля 2021 года . Проверено 2 августа 2014 г.
- ^ Боргер, Джулиан (4 апреля 2014 г.). «Самолет Дага Хаммаршельда мог быть сбит, - предупредил посол» . Хранитель . Архивировано из оригинала 12 ноября 2020 года . Проверено 2 августа 2014 г.
- ^ Грэм-Харрисон, Эмма; Роксен, Андреас; Брюггер, Мадс (12 января 2019 г.). «Ветеран ВВС признал убийство генерального секретаря ООН в 1961 году » . Хранитель . Архивировано из оригинала 9 апреля 2021 года . Проверено 13 января 2019 г.
- ^ Микконен, Минтту (13 января 2019 г.). «В новом документальном фильме утверждается, что решена одна из самых больших загадок эпохи холодной войны: наемник признался, что сбил генерального секретаря ООН Дага Хаммаршельда]. Helsingin Sanomat (на финском языке) . Проверено 31 января 2020 г.
- ^ «Нераскрытое дело Хаммаршельда» . Sundance.org . Институт Сандэнс . Архивировано из оригинала 9 апреля 2021 года . Проверено 31 января 2020 г.
- ^ Гюльсторфф, Торбен (зима 2018 г.). «Немецкие связи с делом Хаммаршельда. Доводы в пользу еще одного возможного орудия убийства» (PDF) . Омар . 76 . Архивировано (PDF) из оригинала 4 января 2021 года.
- ^ Mayday - Расследование авиакатастроф (S01-S22) , получено 20 января 2024 г.
- ^ «28-й Голуэйский фильм Флид - июль 2016 г.» . Голуэй Фильм Флид . Архивировано из оригинала 23 ноября 2017 года . Проверено 11 сентября 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Мельбер, Хеннинг (2019). Даг Хаммаршельд, Организация Объединенных Наций и деколонизация Африки . Лондон: ISBN C. Hurst & Co. 978-1787380042 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Кадры вылета DC-6 аварийным рейсом
- Архивы Дага Хаммаршельда на веб-сайте Архивов ООН .
- 18 сентября 1961 г. убит Генеральный секретарь ООН Даг Хаммаршёльд и BBC.
- Авиационные происшествия и происшествия в Замбии
- Конго Кризис
- Теории заговора, связанные с авиационными происшествиями
- Авиационные происшествия и происшествия в 1961 году
- Аварии и инциденты с участием Douglas DC-6
- Теории заговора о смерти
- События сентября 1961 года в Африке
- День Хаммаршельда
- Теории заговора в Швеции
- История Лубумбаши
- Доллар