Южный Касаи
Южный Касаи Южный Касаи | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1960–1962 | |||||||||
![]() Карта Конго 1961 года: Южный Касаи выделен красным и граничит с сепаратистской Катангой на юге. | |||||||||
Статус | Непризнанное государство | ||||||||
Капитал | Они ненавидят это | ||||||||
Правительство | От Юре : Автономное федеративное государство Республика Конго Фактически : Независимая полупрезидентская , позднее монархическая , этнократия | ||||||||
Президент/Император | |||||||||
• 1960–1962 | Альберт Калонджи | ||||||||
Историческая эпоха | Конго Кризис | ||||||||
30 июня 1960 г. | |||||||||
• Одностороннее отделение | 9 августа 1960 г. | ||||||||
• Провозглашена монархия | 12 апреля 1961 г. | ||||||||
• Арест Калонджи | 30 декабря 1961 г. | ||||||||
• Государственный переворот | 29 сентября 1962 г. | ||||||||
• Роспуск | 5 октября 1962 г. | ||||||||
Население | |||||||||
• оценка 1962 г.; [1] | 2,000,000 | ||||||||
Валюта | Конголезский франк | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Демократическая Республика Конго |
Южный Касаи ( французский : Sud-Kasai ) был непризнанным сепаратистским государством в составе Республики Конго (современная Демократическая Республика Конго ). [а] который был полунезависимым в период с 1960 по 1962 год. Первоначально предложенный как всего лишь провинция, Южный Касаи стремился к полной автономии в тех же обстоятельствах, что и гораздо более крупное соседнее государство Катанга , расположенное к югу от него, во время политических беспорядков, возникших из-за независимости Бельгийского Конго. известный как кризис в Конго . Однако, в отличие от Катанги, Южный Касаи прямо не провозглашал полную независимость от Республики Конго и не отвергал конголезский суверенитет.
Южнокасайский лидер и главный защитник Альберт Калонджи , который до деколонизации представлял фракцию националистического движения ( Национальное движение Конголез-Калонджи или MNC-K), эксплуатировал этническую напряженность между своей собственной этнической группой балуба . [б] и Бена Лулуа с целью создания государства, ориентированного на люба, в традиционном центре группы в юго-восточной части региона Касаи . Когда по всей стране вспыхнуло межрелигиозное насилие, 9 августа 1960 года государство объявило о своем выходе из состава Конго. [с] и его правительство и призвали балуба, живущих на остальной территории Конго, вернуться на свою «родину». Калонджи был назначен президентом. Хотя правительство Южной Касаи утверждало, что является автономной частью федерального государства, охватывающего всю Конго, оно пользовалось определенной региональной автономией и даже выпустило собственную конституцию и почтовые марки. Государство, поддерживаемое иностранными державами, особенно Бельгией , и финансируемое за счет экспорта алмазов , управляло многочисленными кризисами, в том числе вызванными большой эмиграцией беженцев из Любы, но становилось все более милитаристским и репрессивным.
Вскоре после его отделения южнокасайские и конголезские войска столкнулись после того, как центральное правительство Конго приказало начать наступление на него. Итоговая кампания, которая планировалась как первый акт более масштабных действий против Катанги, сопровождалась массовыми убийствами Балубы и кризисом беженцев, который назвали геноцидом некоторые современники . Государство было быстро захвачено конголезскими войсками. Насилие при подавлении Касаи придало большую легитимность Джозефом Каса-Вубу свержению Патриса Лумумбы с поста премьер-министра в конце 1960 года, а также более позднему аресту и убийству Лумумбы. В результате Южный Касаи оставался в относительно хороших отношениях с новым конголезским правительством с 1961 года. Его лидеры, включая самого Калонджи, работали как в правительстве Южного Касаи, так и в конголезском парламенте. Южная Касаи продолжала осуществлять квазинезависимость, в то время как конголезские войска и войска Организации Объединенных Наций могли перемещаться по территории без конфликта с жандармерией Южной Касаи. . В апреле 1961 года Калонджи принял королевский титул Мулопве («Король балуба»), чтобы теснее связать государство с доколониальной Империей Луба . Этот акт разделил власти Южной Касаи, и Калонджи был дезавуирован большинством парламентских представителей Южного Касаи в Леопольдвиле . [д] В декабре 1961 года Калонджи был арестован под законным предлогом в Леопольдвиле и заключен в тюрьму, а Фердинанд Казади вступил в должность исполняющего обязанности главы государства. Войска ООН и Конго оккупировали Южный Касаи. В сентябре 1962 года, вскоре после побега из тюрьмы и возвращения в Южный Касаи, Калонджи был свергнут в результате военного переворота , который вынудил его покинуть страну и положить конец отделению.
Окончанием отделения Южного Касаи обычно считается либо декабрь 1961 года, дата ареста Калонджи, либо октябрь 1962 года, когда произошел государственный переворот против Калонджи и окончательное прибытие правительственных войск.
Фон
[ редактировать ]Колониальное правление
[ редактировать ]
Европейское колониальное господство в Конго началось в конце 19 века. Король Бельгии Леопольд II , разочарованный отсутствием международной мощи и престижа своей страны, попытался убедить бельгийское правительство поддержать колониальную экспансию вокруг тогда еще практически неисследованного бассейна Конго . Двойственное отношение бельгийского правительства к этой идее привело к тому, что Леопольд в конечном итоге создал колонию самостоятельно. При поддержке ряда западных стран, которые рассматривали Леопольда как полезный буфер между соперничающими колониальными державами, Леопольд добился международного признания личной колонии, Свободного государства Конго , в 1885 году. [4] Империя Луба , крупнейшая региональная держава в регионе Касаи , была присоединена к новому государству в 1889 году. давление на Бельгию с целью взять под официальный контроль страну, что она и сделала в 1908 году, создав Бельгийское Конго . [5]
Бельгийское правление в Конго основывалось на «колониальной троице» ( trinité Coloniale ) интересов государства , миссионеров и частных компаний . Предоставление привилегий бельгийским коммерческим интересам означало, что большие объемы капитала перетекли в Конго и что отдельные регионы стали специализироваться . Во многих случаях интересы правительства и частного предпринимательства тесно переплетались, и государство помогало компаниям прекращать забастовки и устранять другие барьеры, навязанные коренным населением. [6] Страна была разделена на иерархически организованные административные подразделения и управлялась единообразно в соответствии с установленной «местной политикой» ( politique indigène ) – в отличие от британцев и французов, которые в целом предпочитали систему непрямого правления , при которой традиционные лидеры сохранялись в стране. руководящие должности под колониальным контролем. [7]
Этническая принадлежность
[ редактировать ]До начала колониального периода регион Южный Касаи входил в состав Империи Люба, федерации местных королевств с определенной степенью культурного единообразия. В течение 17 и 18 веков балуба распространились по большей части саванны Касаи-Катанга вдоль бассейна реки Касаи и в конечном итоге превратились в ряд этнических подгрупп, в частности, в люба-касаи и люба-катанга. Хотя группы никогда не объединялись в единое централизованное государство, они сохраняли определенную эмоциональную привязанность, основанную на общих мифах о происхождении и культурных практиках. [8] Другие группы, такие как Сонге и Каньок , также имели долгую историю в регионе Касаи. [9]
Одним из главных наследий колониального правления в Касаи было произвольное перераспределение населения на новые этнические группы. Несмотря на общий язык ( чилуба ) и культуру двух групп, колониальные администраторы считали, что жители района реки Лулуа этнически отличаются от балуба, и называли их бена Лулуа. Колонисты считали балуба более умными, трудолюбивыми и открытыми для новых идей, чем Бена Лулуа, которых считали более реакционными и глупыми. В результате с 1930-х годов государство начало относиться к этим двум группам по-разному, применять к каждой из них разную политику и продвигать балуба на позиции выше других этнических групп. [10]
В 1950-х годах, когда бельгийцы начали опасаться, что появление могущественной элиты Люба станет угрозой колониальному правлению, администрация начала поддерживать организации Лулуа. Это еще больше способствовало растущей этнической поляризации между двумя группами. В 1952 году была создана организация под названием Lulua Frères (Братья Лулуа) для кампании за социально-экономическое развитие группы Лулуа, которая стала неофициальным представителем Бена Лулуа. В 1959 году враждебность Люба-Лулуа достигла апогея, когда стало известно о колониальном предложении переселить фермеров Луба с земли Лулуа на менее плодородные земли на территории Лубы. В результате враждебность возросла и вспыхнули жестокие столкновения. В августе 1959 года Люба провела демонстрации против этого плана, которые были жестоко подавлены колониальными военными и полицией. [11]
Националистическое движение и конголезская политика
[ редактировать ]
Конголезский национализм
[ редактировать ]антиколониальное панафриканское и националистическое движение В 1950-е годы в Бельгийском Конго развилось , главным образом среди «эволюционного» класса (урбанизированной черной буржуазии ). Движение было разделено на ряд партий и групп, которые были широко разделены по этническому и географическому признаку и противостояли друг другу. [12] Крупнейшая из них, Конголезское национальное движение (МКД), представляла собой организацию единого фронта, стремившуюся к достижению независимости «в разумные» сроки. [13] Он был создан на основе устава, который подписали, в частности, Патрис Лумумба , Сирил Адула и Жозеф Илео . [14] Лумумба стал ведущей фигурой, и к концу 1959 года партия заявила, что насчитывает 58 000 членов. [15] Однако многие сочли, что MNC был слишком умеренным. Возник ряд других партий, отличавшихся радикализмом, поддержкой федерализма или централизма , принадлежностью к определенным этническим группам . Основным соперником ТНК был Альянс баконго (АБАКО) во главе с Джозефом Каса-Вубу , более радикальная партия, поддерживаемая народом Конго на севере, и (КОНАКАТ) Моиса Чомбе Конфедерация ассоциаций племен Катанги (КОНАКАТ), решительно федералистская партия. вечеринка в южной провинции Катанга . [16]
Раскол Калонджи-Лумумбы и поляризация
[ редактировать ]
Хотя это была крупнейшая из африканских националистических партий, в ней было много различных фракций, которые занимали разные позиции по ряду вопросов. Оно все больше поляризовалось между умеренными évolués и более радикальными массовыми членами. [17] Радикальная и федералистская фракция, возглавляемая Илео и Альбертом Калонджи, отделилась в июле 1959 года, но не смогла спровоцировать массовое дезертирство других членов ТНК. Диссидентская фракция стала известна как MNC-Kalonji (MNC-K), а группа большинства стала MNC-Lumumba (MNC-L). Раскол разделил базу поддержки партии на тех, кто выстоял вместе с Лумумбой, в основном в районе Стэнливилля на северо-востоке, и тех, кто поддерживал MNC-K, популярную на юге и среди собственной этнической группы Калонджи, балуба. [18] Позже MNC-K сформировала картель с ABAKO и Parti Solidaire Africain (PSA), чтобы призвать к объединению, но федерализации Конго. [19]
Выборы 1960 года переросли в «плебисцит против Балубы» в Касаи, поскольку Люба ТНК-К сумела получить большинство , но не смогла взять под свой контроль правительство провинции. Вместо этого Лумумба выдвинул кандидата Лулуа, Бартелеми Мукенге , на пост президента провинции, в то время как Калонджи было отказано в важном министерском портфеле в национальном правительстве Лумумбы . Калонджи отказался от предложения Лумумбы о портфеле сельского хозяйства. [11] Мукенге попытался сформировать правительство единства, даже предложив члену MNC-K Джозефу Нгалуле место в своем кабинете. Нгалула отклонил это предложение, и 14 июня MNC-K решил создать альтернативное правительство под его руководством. [20] [21] Калонджи не признавал, что это правительство имеет какую-либо власть. [22]
Калонджисты, которые чувствовали себя отвергнутыми и маргинализированными центральным правительством, начали поддерживать альтернативные партии. Среди них калонджисты поддерживали партию КОНАКАТ Чомбе в соседней Катанге, которая из-за своей решительной федералистской позиции выступала против концепции Лумумбы о сильном центральном правительстве, базирующемся в столице Леопольдвиле . В рамках этого калонджисты поддержали КОНАКАТ против своих главных местных конкурентов, партии «Общая ассоциация балуба дю Катанга » (БАЛУБАКАТ) во главе с Джейсоном Сендве , которая, хотя и представляла балубу провинции Катанга, выступала за централизм. [23] Калонджисты, которые считали, что действуют от имени всех Люба-Касаи, создали вражду между Люба-Касаи и Люба-Катанга, но также не смогли заручиться полной поддержкой КОНАКАТ, многие из которых имели расовые предубеждения против Балуба и поддерживал только «настоящих катангцев». [23]
Сецессия
[ редактировать ]Преследование Балубы
[ редактировать ]Республика Конго получила независимость 30 июня 1960 года, президентом стал Каса-Вубу, а премьер-министром — Лумумба. Палата парламента Леопольдвиля собралась за неделю до рассмотрения кабинета Лумумбы и вынесения ему вотума доверия. В ходе сессии Калонджи в качестве избранного депутата раскритиковал предложенный кабинет министров, выразив недовольство тем, что с его партией не консультировались при ее формировании, и заявив, что он гордится тем, что его не включили в «анти-Балубу» и « анти-Бэтшок" [и] правительство, которое проявило презрение к желаниям народа Касаи. Он также заявил о своем намерении побудить балуба и батшоке воздержаться от участия в правительстве и предпринять собственные шаги по формированию суверенного государства с центром в Бакванге . [25]
26 июня представители MNC-K обратились в парламент Леопольдвиля с просьбой мирно разделить провинцию Касаи по принципу, предложенному Калонджи. Предложение, которое потребовало бы внесения изменений в новую конституцию Конго ( Loi Fondamentale ), было получено законодательным органом, разделенным между фракциями Лумумбы и Каса-Вубу, и никакого соглашения достичь не удалось. [3]
После обретения независимости по всей стране вспыхнула этническая напряженность, большая часть которой была направлена против балуба, и произошел ряд ожесточенных столкновений. [23] 3 июля центральное правительство приказало арестовать конкурирующее правительство MNC-K Касаи, что спровоцировало беспорядки в Лулуабурге. [26] Несмотря на отказ от более ранних предложений о репатриации Любы в провинцию в январе 1960 года, калонджисты обратились к балуба через Конго с официальным призывом вернуться на свою Касайскую «родину» 16 июля. Первоначально калонджисты планировали разделить провинцию Касаи на две части, чтобы создать квазиавтономную ТНК-К и провинциальное правительство, в котором доминирует Люба. [23] Предлагаемая провинция получила название Федеративного штата Южный Касаи . [27] Однако Калонджи быстро понял, что хаос в остальной части Конго можно использовать для одностороннего отделения и провозглашения полной местной независимости. [23] Это решение было дополнительно подтверждено полным отделением штата Катанга ( État du Katanga ), возглавляемого Чомбе, 11 июля 1960 года. [28] Калонджи посетил Катангу в начале августа 1960 года, вскоре после ее отделения, где 8 августа заявил, что Касаи «необходимо разделить любой ценой». [3]
Сецессия
[ редактировать ]
9 августа 1960 года Калонджи, все еще находившийся в Катанге, объявил регион юго-восточного Касаи новым горнодобывающим штатом Южный Касаи ( État minier du Sud-Kasaï ) или автономным штатом Южный Касаи ( État autonome du Sud-Kasaï ). . [ф] [29] [23]
Однако, в отличие от Катанги, отделение Южного Касаи не означало явного отказа от его позиции в составе Республики Конго. Скорее, это напоминало самопровозглашенные местные органы власти в Экваториальной провинции . [30] Название « автономное государство » было выбрано для того, чтобы усилить впечатление, что отделение было не отказом от конголезского суверенитета, а созданием региона Конго, управляемого на федеральном уровне. [27] Отделение имело некоторую поддержку среди журналистов, интеллектуалов и политиков в Леопольдвиле, причем одна газета назвала его «моделью, по которой многие новые государства, которые сейчас растут в Конго, могли бы сформировать новую федерацию». [30] На практике Южный Касаи имел значительно большую независимость, чем обычная провинция, и, наделив в одностороннем порядке свои собственные федеративные полномочия, фактически отделился от Конго. [31] Он также не пересылал никаких налогов центральному правительству и местным жителям (по сравнению с сепаратистским государством на юге), которое иногда называли «Маленькой Катангой». [1] Депутаты MNC-K также первоначально отказались заседать в конголезском парламенте в Леопольдвиле. [32]
Калонджи был объявлен президентом, а Джозеф Нгалула — премьер-министром. Хотя люба-касаи никогда раньше не жили в одном государстве, Калонджи смог заручиться широкой поддержкой вождей люба в своем стремлении к отделению. [23] Он смог представить отделение на международном уровне как результат преследований и неспособности конголезского правительства обеспечить достаточную защиту балуба в остальной части Конго. [33] Границы Южного Касаи часто менялись, никогда не стабилизируясь за время его недолгого существования. [34] Столицей штата была Бакванга. [27] В 1962 году его население оценивалось в 2 миллиона человек. [1]
Управление
[ редактировать ]Придя к власти, Калонджи лично позиционировал себя как « большого человека » и покровителя, от которого исходит государственная власть. [31] Вожди племен Любы и других этнических групп поддерживали тесные клиентские отношения с самим Калонджи и получали привилегии в обмен на оказанные услуги. [31] В частности, Калонджи полагался на лидеров племен в мобилизации военизированных формирований для поддержки южнокасайской армии. [31] Управление Южным Касаи было осложнено динамичной политикой Любы, в которую оно было включено. Напряженность между Калонджи и Нгалулой возросла, у которых были разные представления о том, как следует управлять государством; Калонджи хотел, чтобы правительство основывалось на традициях и опиралось на традиционных вождей, в то время как Нгалула предпочитал демократическую систему и работал с интеллектуальной элитой. В первые несколько месяцев своего существования в Южном Касаи было пять разных правительств. [35]

Непосредственными внутренними проблемами, с которыми столкнулся Южный Касаи, были большое количество неустроенных беженцев-люба и внутреннее инакомыслие среди меньшинств, не принадлежащих к любе. Государство смогло направить деньги от экспорта алмазов и иностранной поддержки на финансирование государственных услуг, что позволило беженцам из Любы устроиться на работу. Социальные службы работали «относительно хорошо». [36] Доход штата оценивался в 30 000 000 долларов в год. [37] Штат разработал три конституции: первая была обнародована в ноябре 1960 года, а последняя — 12 июля 1961 года. [38] Июльская конституция преобразовала штат в Федеративное государство Южный Касаи ( État fédéré du Sud-Kasaï ), объявив само государство одновременно «суверенным и демократическим», но также частью гипотетической «Федеративной Республики Конго». [27] Конституция также предусматривала двухпалатный законодательный орган: нижняя палата состоит из всех национальных депутатов, сенаторов и членов законодательных собраний провинций, избранных от округов на территории Южного Касаи, а верхняя палата заполняется традиционными вождями. [39] Была организована судебная система с мировыми судьями , мировыми судами и апелляционным судом. [40] Государство имело свой флаг и герб. [41] издавал собственный официальный журнал Moniteur de l’Etat Autonome du Sud-Kasai , [42] и даже выпускала собственные почтовые марки , [г] и номерные знаки транспортных средств . [44] [1] В отличие от Катанги, Южный Касаи не имел дипломатических представительств за рубежом. [37] Конголезский франк остался в качестве валюты государства. [41]
Южно-Касайская армия или жандармерия выросла с 250 человек на момент ее создания до почти 3000 к 1961 году. [45] Его возглавил 22-летний «генерал» Флорибер Динанга при помощи девяти европейских офицеров. [46] В 1961 году военные возглавили кампанию по расширению территории штата за счет соседних этнических групп. [47] Несмотря на некоторую поддержку со стороны Бельгии, жандармерия была плохо оснащена, и ей постоянно не хватало припасов и боеприпасов. [47]
По мере консолидации государственной власти в Южном Касаи режим становился все более милитаристским и авторитарным . [36] Группы, не принадлежащие к Любе, подвергались все большей маргинализации. [47] Политические оппоненты были убиты или изгнаны, в том числе Нгалула, поссорившаяся с Калонджи в июле 1961 года. [48] Группы, не принадлежащие к Любе, в регионе, особенно Каньок, вели постоянное, но маломасштабное восстание против правительства Южной Касаи. [36]
Международная поддержка
[ редактировать ]
Калонджи приложил все усилия, чтобы добиться международного признания и поддержки штата Южный Касаи. Бывшая колониальная держава, Бельгия, не доверяла центральному правительству Конго и поддерживала правительства Южного Касаи и Катанги. Как и Катанга, Южный Касаи располагал важными месторождениями полезных ископаемых, в том числе месторождениями алмазов , а бельгийские компании располагали крупными суммами денег, связанными с рудниками в этом районе. Бельгийская компания Forminière была основным спонсором государства и получила уступки от Южного Касаи в обмен на финансовую поддержку. [33] После отделения алмазы Южного Касаи были перенаправлены через Конго-Браззавиль для экспорта на международные рынки. [49] Сравнительно большие доходы от горнодобывающих компаний [час] Это означало, что Южный Касаи смог поддержать важные государственные услуги и справиться с большим количеством внутренне перемещенных беженцев Люба. [36] В контексте « холодной войны » Калонджи поддерживали западные державы и умеренные представители конголезского правительства, которые считали его одновременно умеренным прозападником и антикоммунистом . [36] Хотя и Катанга, и Южный Касаи были поддержаны Южной Африкой , Францией и Центральноафриканской Федерацией , ни одно из этих государств так и не получило какой-либо формы официального дипломатического признания . [50] [51] Делегация Южной Касайи отправилась в Южную Африку в сентябре 1960 года с письмом, подписанным Нгалулой, с просьбой о военной помощи у премьер-министра Хендрика Фервурда . Правительство ЮАР отказалось поставлять военную технику, но сообщило делегации, что они могут приобрести технику, предлагаемую на южноафриканском рынке. [52]
После государственного переворота, отстранившего Лумумбу от власти, Калонджи попытался наладить хорошие отношения с конголезским правительством. [36] Генерал Жозеф-Дезире Мобуту , в частности, смог использовать Южный Касаи для казни своих политических оппонентов и диссидентов-лумумбистов, включая Жан-Пьера Финана . [36] Такая деятельность привела к тому, что сепаратистское государство прозвали «национальным мясным двором». [53]
Калонджи, как Мулопве
[ редактировать ]Из-за важности этнической принадлежности люба для Южного Касаи, Калонджи воспользовался поддержкой традиционных властей племени люба, чтобы объявить себя Мулопве . [23] Титул Мулопве (обычно переводимый как «Король» или «Император») был чрезвычайно символичным, поскольку это был титул, использовавшийся правителями доколониальной Империи Люба и вышедший из употребления с 1880-х годов. Взяв его вместе с дополнительным именем Дитунга («Родина»), Калонджи смог тесно связать себя и южно-касайское государство с Империей Луба, чтобы повысить ее легитимность в глазах Балуба. [23] Во избежание обвинений в неподобающем поведении 12 апреля 1961 года титул был присвоен отцу Калонджи, который затем немедленно отрекся от престола в пользу своего сына. С присоединением Калонджи к титулу Мулопве 16 июля название штата изменилось на Федеративное Королевство Южного Касаи ( Royaume fédéré du Sud-Kasai ). [54]
Принятие Калонджи на должность Мулопве подверглось резкой критике даже со стороны многих Люба в Южном Касаи. [55] [я] Этот шаг также был высмеян в западных СМИ. [57] Калонджи оставался популярным среди некоторых групп, но потерял поддержку эволюций Южной Касайи, которые считали его возвышение вопиющим оппортунизмом. Вскоре после своего возвышения Калонджи был публично осужден и дезавуирован 10 из 13 представителей Южного Касаи в парламенте Леопольдвиля, что положило начало распаду сепаратистского государства. [55]
Коллапс и реинтеграция
[ редактировать ]Кампания августа – сентября 1960 г.
[ редактировать ]Когда Южный Касаи отделился, правительственные войска Конголезской национальной армии (АНК) уже воевали с катангскими войсками в регионе Касаи. [23] Южный Касаи занимал важные железнодорожные узлы, необходимые конголезской армии для ее кампании в Катанге, и поэтому вскоре стал важной целью. [58] Южный Касаи также имел важные минеральные богатства, которые центральное правительство стремилось вернуть Конго. [59] Центральное правительство также неправильно поняло позицию Южной Касаи, полагая, что, как и Катанга, этот регион провозгласил полную независимость от Конго и отверг суверенитет Конго. [3]
«[Действия АНК в Южном Касаи] включают в себя наиболее вопиющее нарушение элементарных прав человека и имеют характеристики преступления геноцида, поскольку они, по-видимому, направлены на истребление конкретной этнической группы, балуба [ sic ]. "
Даг Хаммаршельд , Генеральный секретарь ООН, сентябрь 1960 г. [60]
Первоначально Лумумба надеялся, что Организация Объединенных Наций (ООН), которая в июле 1960 года направила многонациональные миротворческие силы в Конго, поможет центральному правительству подавить отделение Катанги и Южной Касаи. Однако ООН не хотела этого делать, считая отделение внутренним политическим вопросом, а ее собственной миссией было поддержание основного закона и порядка. [61] Получив отказ как от ООН, так и от США , Лумумба обратился за военной поддержкой к коммунистическому Советскому Союзу . [59] Через несколько дней после отделения и при советской материально-технической поддержке 2000 солдат АНК начали крупное наступление на Южный Касаи. [62] Атака прошла успешно. 27 августа солдаты АНК прибыли в Баквангу. [63]
В ходе наступления АНК оказался вовлеченным в этническое насилие между балуба и бена Лулуа. [62] Когда правительственные войска прибыли в Баквангу, они освободили задержанных Лулуа из тюрем и начали реквизировать гражданские автомобили. Когда Дэвид Одиа, министр общественных работ Южного Касаи, выразил протест, солдаты избили его и смертельно ранили. Многие балуба сначала в ужасе бежали, но затем начали сопротивляться, используя самодельные дробовики. [64] В результате АНК совершил ряд массовых убийств мирного населения Любы. [62] В сентябре Даг Хаммаршельд , генеральный секретарь ООН , который недавно направил крупные миротворческие силы в Конго, назвал массовые убийства «случаем начинающегося геноцида». [60] Балуба также подверглись нападению катангцев с юга. [65] В ходе массовых убийств, в которых часто участвовали войска АНК или Катанги, было убито около 3000 балуба. [65] Насилие наступления вызвало исход многих тысяч мирных жителей Любы, которые покинули свои дома, спасаясь от боевых действий; более 35 000 человек отправились в лагеря беженцев только в Элизабетвилле (столица Катанги). [66] Около 100 000 человек нашли убежище в Бакванге. [67] Болезни, особенно квашиоркор , а также малярия , оспа и анемия , были широко распространены и достигли «масштабов эпидемии» среди беженцев из Любы в период с октября по декабрь 1960 года. [68] Всемирная организация здравоохранения отправила в Южный Касаи один миллион вакцин против оспы, чтобы облегчить проблему. Эпидемии предшествовал повсеместный голод, от которого к декабрю ежедневно умирало около 200 человек. ООН обратилась к своим государствам-членам за помощью, и к концу января правительственная и частная помощь снизила смертность на 75 процентов. Дальнейшая помощь в виде экстренной доставки продовольствия по воздуху, дополнительного медицинского персонала и семян от Продовольственной и сельскохозяйственной организации гарантировала, что к марту 1961 года голод был почти полностью решен. [69] Сотрудники ООН по оказанию помощи были отозваны после инцидента в Порт-Франки в апреле 1961 года из соображений безопасности, хотя продовольственная помощь продолжала доставляться на границу. [70]
Обвинения в геноциде [Дж] и жестокость со стороны АНК были использованы для придания легитимности увольнению Лумумбы Каса-Вубу при поддержке Мобуту в сентябре 1960 года. [8] После кампании штат Южная Касаия смог оказать существенную помощь своим беженцам, многие из которых были расселены в домах и на работе. [36] Тем не менее, вторжение нанесло серьезный ущерб местной экономике; к декабрю количество алмазов, ограненных компанией Forminière, и количество людей, на которых она работала, сократились на тысячи. [72]
Сосуществование и попытки примирения
[ редактировать ]
Несмотря на оккупацию Южного Касаи, государство Южная Касаи не было расформировано и сосуществовало с остальной частью Конго. Конголезские делегаты, а также войска АНК и ООН в целом могли передвигаться по территории без конфликта с властями Южной Касайи, в то время как их спорадическая кампания против сил Катанги продолжалась. [3] Прекращение огня, организованное ООН в сентябре 1960 года, приостановило конфликт Люба-Лулуа, но к ноябрю силы Калонджи нарушили перемирие. [73] На протяжении большей части этого периода жандармерия Южной Касаи воевала с ополченцами Каньока и Лулуа по всему региону, в то время как местное этническое насилие продолжалось. [74] В январе 1961 года Каса-Вубу прилетел в Баквангу, чтобы встретиться с Калонджи. Поездка началась резко, поскольку Каса-Вубу отказался признать почетный караул Южной Касаи, присутствовавший в аэропорту, и поехать в предоставленном лимузине, который ходил под южнокасийским флагом. Калонджи в конце концов снял флаг, и они помирились. [75]
В середине 1961 года конференции были проведены в Кокильятвилле (современная Мбандака), а затем в Антананариву , Мадагаскар, чтобы попытаться добиться мирного примирения между сепаратистскими фракциями и центральным правительством перед лицом повстанческого правительства в Восточном Конго во главе с Антуан Гизенга . [76] Считалось, что после смерти Лумумбы можно будет создать федеральную конституцию, которая могла бы примирить три партии. [76] Вместо этого соглашения привели к большей неопределенности. [77] Изгнание Нгалулы — главного организатора штата Южное Касаи — в июле ускорило внутренний коллапс. [56] Он основал свою собственную политическую партию «Демократический союз», чтобы противостоять калонджистам. [78] Позже в том же месяце парламент вновь собрался с участием Калонджи и других депутатов Южного Касаина. 2 августа было сформировано новое центральное правительство Конго, в котором Нгалула стал министром образования, а Калонджи вернулся в Южный Касаи. [79] В конце октября 1961 года Калонджи и несколько лидеров Лулуа заключили символический союз в попытке положить конец племенному конфликту Луба-Лулуа. [80]
Арест Калонджи
[ редактировать ]
, обвинил Калонджи 2 декабря 1961 года другой депутат, коммунист Кристоф Гбенье в том, что он приказал телесно наказать политического заключенного в Южном Касаи. [81] Парламент проголосовал за лишение Калонджи депутатской неприкосновенности , и он был взят под стражу АНК в Леопольдвиле. [82] Делегация из примерно 400 старейшин племени Люба, отправленная в Леопольдвиль в знак протеста, также была ненадолго арестована. [83] Мобуту и генерал Виктор Лундула посетили Баквангу. Вскоре после этого [74] Фердинанд Казади вступил в должность исполняющего обязанности главы штата Южный Касаи. [1]
9 марта 1962 года недавно вновь созванный парламент Леопольдвиля под руководством премьер-министра Сирилла Адулы согласился изменить Конституцию и предоставил Южному Касаи официальный статус провинции. [3] В апреле 1962 года войскам ООН было приказано оккупировать Южный Касаи в рамках новой агрессивной позиции Генерального секретаря У Тана против отделения после смерти Хаммаршёльда. В Леопольдвиле Калонджи приговорили к пяти годам тюремного заключения. [74] Однако 7 сентября Калонджи сбежал из тюрьмы и вернулся в Южный Касаи, где надеялся восстановить официальную позицию на местных выборах и, возглавив правительство, восстановить свой иммунитет. [84]
Государственный переворот сентября – октября 1962 г.
[ редактировать ]По мере того как недовольство отделением росло, Нгалула и другие эмигранты из Южной Касаи в Леопольдвиле планировали свергнуть режим в Бакванге. В сентябре 1962 года правительство Леопольдвиля назначило Альберта Канколонго [47] бывший министр в правительстве Калонджи, [85] в качестве специального комиссара ( чрезвычайный комиссар ) Южного Касаи, предоставив ему полную военную и гражданскую власть для демонтажа местного государства. Нгалула обратился к Канколонго, чтобы возглавить мятеж и государственный переворот против Калонджи. [47]
В ночь с 29 на 30 сентября 1962 года военные командиры Южного Касаи во главе с Канколонго совершили государственный переворот в Бакванге против режима Калонджиста. [36] [3] По Радио Бакванга был передан призыв ко всем офицерам жандармерии Южной Касаи поддержать центральное правительство с обещанием интегрироваться в АНК в своем нынешнем звании и зарплате. [86] Калонджи и генерал Динанга были помещены под домашний арест, а другие министры Южной Касайи были заключены в одиночный дом. [87] Калонджи и Динанга сбежали несколько дней спустя; [88] первый поехал на грузовике в Катангу. [89] Канколонго отреагировал, немедленно выслав оставшихся министров в Леопольдвиль. [88] 5 октября 1962 года войска центрального правительства снова прибыли в Баквангу, чтобы поддержать мятежников и помочь подавить последних сторонников калонджиста, что ознаменовало конец отделения. [90] Калонджи поселился в Камине и попытался встретиться с Чомбе, но получил отказ от министра внутренних дел Катанги Годфруа Мунонго . Затем он сбежал в Париж [89] прежде чем поселиться в Барселоне в Франсиско Франко Испании . [91]
Последствия
[ редактировать ]В Касаи
[ редактировать ]
В октябре 1962 года Южный Касаи вернулся в состав Республики Конго. Штат Катанга продолжал сопротивляться центральному правительству, пока и он не рухнул в январе 1963 года, когда силы ООН под руководством Танта начали занимать более агрессивную позицию. [92] В качестве компромисса Южный Касаи стал одной из 21 провинции, официально созданной федералистской конституцией 1964 года. Когда режим Мобуту начал централистскую реструктуризацию конголезского государства с 1965 года, Южный Касаи был одной из немногих провинций, которые были сохранены. Позже провинция была реструктурирована, включив в нее новые территории в округах Кабинда и Санкуру и переименована в Восточный Касаи ( Касаи-Восточный ). [36]
Большинство южнокасайских солдат были интегрированы в АНК после распада государства, но почти 2000 лоялистов скрылись в ожидании возможного восстановления Калонджи. Повстанцев возглавлял генерал Мванзамбала, и они вели партизанскую войну против нового правительства провинции до 1963 года, когда они также согласились на интеграцию в АНК. [90] Вскоре после окончания отделения город Бакванга был переименован в Мбуджи-Майи в честь местной реки в попытке обозначить внутриэтническое примирение Любы. Тем не менее, насилие между фракциями Любы продолжалось до 1964 года, а политическое решение не было достигнуто до 1965 года, когда Дж. Мукамба был избран президентом провинции Южный Касаи. [93]
Конец кризиса в Конго
[ редактировать ]В 1965 году Мобуту совершил второй государственный переворот против центрального правительства и взял на себя личные чрезвычайные полномочия . Став единственным источником политической власти, Мобуту постепенно укрепил свой контроль в Конго. Число провинций было сокращено, а их автономия урезана, что привело к образованию высокоцентрализованного государства. Мобуту все чаще ставил своих сторонников на оставшиеся важные позиции. [94] В 1967 году, чтобы продемонстрировать свою легитимность, он создал партию Народное движение революции (НДР), которая до 1990 года была единственной легальной политической партией в стране в соответствии с пересмотренной конституцией Мобуту. [94] В 1971 году государство было переименовано в Заир , и были предприняты усилия по устранению всех колониальных влияний . Он также национализировал оставшиеся в стране экономические активы, принадлежащие иностранцам. [95] Со временем Заир все больше характеризовался широко распространенным кумовством , коррупцией и неэффективным экономическим управлением. [96] Недовольство режимом в Восточном Касаи было особенно сильным. [97]
Проблемы федерализма, этнической принадлежности в политике и государственной централизации не были решены кризисом и частично способствовали снижению поддержки концепции государства среди конголезского народа. [98] Мобуту решительно выступал за централизацию, и одним из его первых действий, предпринятых в 1965 году, было воссоединение провинций и упразднение большей части их независимой законодательной власти. [99] Последующая потеря веры в центральное правительство является одной из причин того, что Конго было названо несостоявшимся государством и способствовало насилию со стороны группировок, выступающих за этнический и локальный федерализм. [98]
См. также
[ редактировать ]- Статья 15 (Демократическая Республика Конго) — популярная идиома, относящаяся к конституции Южного Касаи.
- Деколонизация Африки
- Конфликтные алмазы
- Биафра
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Не путать с соседним государством, в настоящее время известным как Республика Конго , ранее Французское Конго , со столицей в Браззавиле . Название штата было изменено на Демократическую Республику Конго в августе 1964 года. [2]
- ^ В большинстве языков банту приставка добавляется к человеческому существительному , ba- образуя множественное число. Таким образом, балуба в совокупности относится к членам этнической группы люба . Его прилагательная форма — Мулуба .
- ↑ Некоторые источники вместо этого датируют провозглашение штата 8 августа. [3]
- ↑ В период правления Мобуту Сесе Секо в Конго (1965–97) большое количество географических названий, созданных в колониальный период, было изменено в рамках его по проверке подлинности кампании . Современные эквиваленты см. в бывших топонимах в Демократической Республике Конго .
- ↑ Бэтшоке — этническая группа, которая была союзницей балуба. [24]
- ↑ В период вскоре после его образования официальное название Южного Касаи оставалось неясным. Помимо État autonome или État minier , его иногда называют провинцией Люба ( провинция muluba ) или горнодобывающей провинцией ( провинция миниер ). Использование слова «государство» ( état ) было намеренно двусмысленным, что позволило Калонджи избежать уточнения, претендовал ли Южный Касаи на независимость как национальное государство в подражание Катанге или как провинцию в составе Конго. [3]
- ↑ Южный Касаи выпустил в общей сложности 28 уникальных почтовых марок и один сувенирный блок , все в 1961 году. [43]
- ↑ Администратор Societé Minière de Bakwanga подсчитал, что его компания ежегодно платила правительству Южной Касаи около 12 000 000 долларов налогов в виде налогов. Другие бельгийцы подсчитали, что режим, забирая половину прибыли от алмазных рудников, извлекал 350 000 000 бельгийских франков (7 000 000 долларов США) в год и дополнительно 235 000 000 бельгийских франков (4 700 000 долларов США) в виде акцизов. [1]
- ↑ Некоторые недоброжелатели Калонджи отметили, что Империя Люба исторически была сосредоточена в Катанге, а не в Касаи, и что Касаи Балуба никогда не возглавлялся Мулопве . [56]
- ↑ Хотя зверства АНК в Южном Касаи мало изучались, никогда не было представлено никакой информации, подтверждающей мнение о том, что Лумумба или другие официальные лица намеревались уничтожить определенные группы населения, а использование термина «геноцид» было в первую очередь риторическим приемом. нанести ущерб его репутации. [71]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Нью-Йорк Таймс, 1962а .
- ^ EISA 2002 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Потенциал 2008 .
- ^ Пакенхэм 1992 , стр. 253–255.
- ^ Пакенхэм 1992 , стр. 588–549.
- ^ Тернер 2007 , с. 28.
- ^ Тернер 2007 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б Обзор 2007 , с. 102.
- ^ Ноябрь 2007 г. , стр. 102–103.
- ^ Ноябрь 2007 г. , с. 103.
- ^ Jump up to: а б Обзор 2007 , с. 104.
- ^ Друг 1998 , с. 199.
- ^ Цейлиг 2008 , с. 64.
- ^ Цейлиг 2008 , стр. 64–65.
- ^ Цейлиг 2008 , с. 76.
- ^ Цейлиг 2008 , с. 74.
- ^ Цейлиг 2008 , стр. 82–83.
- ^ Цейлиг 2008 , стр. 83–85.
- ^ Хаскин 2005 , с. 16.
- ^ Омасомбо , сентябрь 2014 г., стр. 181–182.
- ^ Служба на дому в Бельгийском Конго , 1960 год .
- ^ Омасомбо Тшонда 2014 , с. 201.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Обзор 2007 , с. 105.
- ^ Оливье 2010 , 1 КОНГОЛЕЗСКИЙ КРИЗИС (1960–1963).
- ^ Канза 1994 , с. 101.
- ^ О'Балланс 1999 , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с д и Дюфрен 2011 , с. 26.
- ^ Ньюджент 2004 , с. 85.
- ^ Пакхэм 1996 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б Уиллам 1972 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б с д Уиллам 1972 , с. 66.
- ^ Канза 1994 , с. 284.
- ^ Jump up to: а б Ньюджент 2004 , с. 86.
- ^ CRISP 1961 , параграф 5.
- ^ Омасомбо , сентябрь 2014 г., стр. 200, 204.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Обзор 2007 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б Нью-Йорк Таймс, 1962b .
- ^ Омасомбо Тшонда 2014 , с. 198.
- ^ Янг 1965 , с. 395.
- ^ Руббенс 1961 , с. 799.
- ^ Jump up to: а б Омасомбо Цонда 2014 , с. 197.
- ^ Дюфрен 2011 , стр. 25–26.
- ^ Новости марок Линн, 2017 г. .
- ^ Пакхэм 1996 , с. 71.
- ^ Уиллам 1972 , стр. 66–67.
- ^ Янг 1965 , с. 454.
- ^ Jump up to: а б с д и Уиллам 1972 , с. 67.
- ^ Пакхэм 1996 , с. 90.
- ^ Уильямс 2021 , с. 212.
- ^ Ньюджент 2004 , с. 97.
- ^ Ноябрь 2007 г. , с. 101.
- ^ Пассемиерс 2019 , с. 61.
- ^ Канза 1994 , с. 325.
- ^ Гондола 2002 , с. 187.
- ^ Jump up to: а б Пакхэм 1996 , с. 66.
- ^ Jump up to: а б Янг 1965 , с. 396.
- ^ Акьемпонг и Гейтс 2012 , стр. 275.
- ^ Ноябрь 2007 г. , стр. 105–106.
- ^ Jump up to: а б Хаскин 2005 , с. 5.
- ^ Jump up to: а б Принесите 2011 , с. 160.
- ^ Хаскин 2005 , стр. 5, 23.
- ^ Jump up to: а б с Цейлиг 2008 , с. 114.
- ^ Пакхэм 1996 , с. 38.
- ^ Хоскинс 1965 , с. 194.
- ^ Jump up to: а б Хаскин 2005 , с. 26.
- ^ Хаскин 2005 , с. 33.
- ^ UN-CHS 1991 , с. 129.
- ^ Ловенштейн 1962 , с. 751.
- ^ Симмондс 2012 , стр. 243–244.
- ^ Янцен 2013 , Глава 16: «Хаммаршельд и не только».
- ^ Стэплтон 2017 , с. 92.
- ^ Хоскинс 1965 , с. 286.
- ^ Нью-Йорк Таймс, 1960 год .
- ^ Jump up to: а б с Пакхэм 1996 , с. 40.
- ^ «Протокольные споры Мар Касавубу Тур». Нью-Йорк Таймс . Ассошиэйтед Пресс. 3 января 1961 г. с. 6.
- ^ Jump up to: а б Уиллам 1972 , с. 37.
- ^ Уиллам 1972 , стр. 37–38.
- ^ Пакхэм 1996 , с. 111.
- ^ Хоскинс 1965 , стр. 374, 377.
- ^ Омасомбо Тшонда 2014 , с. 217.
- ^ Пакхэм 1996 , с. 88.
- ^ Пакхэм 1996 , стр. 88–89.
- ^ Пакхэм 1996 , с. 89.
- ^ Пакхэм 1996 , стр. 40, 155.
- ^ Пакхэм 1996 , с. 156.
- ^ Пакхэм 1996 , стр. 155–156.
- ^ Пакхэм 1996 , с. 157.
- ^ Jump up to: а б Пакхэм 1996 , с. 158.
- ^ Jump up to: а б Другой 2015 год , Глава 24: «Летающий ужас».
- ^ Jump up to: а б Уиллам 1972 , с. 68.
- ^ Независимое Конго 2010 .
- ^ Боулден 2001 , с. 40.
- ^ Панди и Гешире 2003 , стр. 203.
- ^ Jump up to: а б Ньюджент 2004 , с. 233.
- ^ Ньюджент 2004 , стр. 234–235.
- ^ Ньюджент 2004 , стр. 236–239.
- ^ Французский, 2007 , стр. 117, 119.
- ^ Jump up to: а б Тернер 2007 , с. 185.
- ^ Тернер 2007 , с. 117.
Библиография
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Акьемпонг, Эммануэль Кваку; Гейтс, Генри Луи, ред. (2012). Словарь африканской биографии . Том. 3. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета США . ISBN 978-0-19-538207-5 .
- Боулден, Джейн (2001). Принуждение к миру: опыт Организации Объединенных Наций в Конго, Сомали и Боснии (1-е изд.). Вестпорт, Коннектикут: Прегер . ISBN 0-275-96906-1 .
- Принеси, Уве (2011). Подход Хаммаршельда к Организации Объединенных Наций и международному праву . Документы. Чили: Институт международных исследований.
- Френч, Ховард В. (2007). Континент для захвата: трагедия и надежда Африки (переиздание). Издательская группа Кнопфа Doubleday . ISBN 9780307424303 .
- Фройнд, Билл (1998). Создание современной Африки: развитие африканского общества с 1800 года (2-е изд.). Бейзингсток: Пэлгрейв-Макмиллан . ISBN 978-0-333-69872-3 .
- Гондола, Шарль Дидье (2002). История Конго . Уэспорт (Коннектикут): Гринвуд. ISBN 0-313-31696-1 .
- Хаскин, Жанна М. (2005). Трагическое государство Конго: от деколонизации к диктатуре . Нью-Йорк: Издательство Алгора. ISBN 0-87586-416-3 .
- Хоскинс, Кэтрин (1965). Конго с момента обретения независимости: январь 1960 г. – декабрь 1961 г. Лондон: Издательство Оксфордского университета. ОСЛК 414961 .
- Янзен, Эйлин Р. (2013). Рост к единому миру: жизнь Дж. Кинга Гордона . McGill-Queen's Press . ISBN 9780773589629 .
- Канза, Томас Р. (1994). Взлет и падение Патриса Лумумбы: конфликт в Конго (расширенное издание). Рочестер, Вермонт : Schenkman Books, Inc. ISBN 0-87073-901-8 .
- Ньюджент, Пол (2004). Африка с момента обретения независимости: сравнительная история . Нью-Йорк: Пэлгрейв-Макмиллан. ISBN 978-0-333-68273-9 .
- Нзонгола-Нталаджа, Жорж (2007). Конго, От Леопольда до Кабилы: Народная история (3-е изд.). Нью-Йорк: Пэлгрейв. ISBN 978-1-84277-053-5 .
- О'Балланс, Эдгар (1999). Опыт Конго-Заира, 1960–98 (иллюстрированное издание). Лондон: Спрингер . ISBN 9780230286481 .
- Оливье, Ланотт (6 апреля 2010 г.). «Хронология Демократической Республики Конго/Заир (1960-1997)» . Интернет-энциклопедия массового насилия . Проверено 29 апреля 2017 г.
- Омасомбо Тшонда, Жан, изд. (2014). Касаи-Восточный: Гордиев узел на конголезском пространстве (PDF) (на французском языке). Тервурен: Королевский музей Центральной Африки. ISBN 978-9-4916-1524-5 .
- Затем, Кристофер (2015). Катанга 1960–63: Наемники, шпионы и африканская нация, которая вела войну с миром (иллюстрированное издание). Историческая пресса . ISBN 9780750965804 .
- Пакхэм, Эрик С. (1996). Свобода и анархия . Нью-Йорк: Нова Сайенс . ISBN 1-56072-232-0 .
- Пакенхэм, Томас (1992). Борьба за Африку: завоевание Белым человеком Темного континента с 1876 по 1912 год (13-е изд.). Лондон: Абакус . ISBN 978-0-349-10449-2 .
- Пандей, Гьянендра; Гешир, Питер (2003). Формирование государственности . Манохар. ISBN 9788173044250 .
- Пассемиерс, Лазло (2019). Деколонизация и региональная геополитика: Южная Африка и «кризис в Конго», 1960–1965 (онлайн-изд.). Лондон: Рутледж . ISBN 9781351138161 .
- Симмондс, Р. (2012). Правовые проблемы, возникающие в результате военных операций Организации Объединенных Наций в Конго (иллюстрированное ред.). Спрингер. ISBN 9789401192675 .
- Стэплтон, Тимоти Дж. (2017). История геноцида в Африке . АВС-КЛИО . ISBN 9781440830525 .
- Тернер, Томас (2007). Войны в Конго: конфликт, миф и реальность (2-е изд.). Лондон: Зед Букс . ISBN 978-1-84277-688-9 .
- ООН-CHS (1991). Управление второстепенными городами в странах Африки к югу от Сахары: традиционные и современные институциональные механизмы . Найроби: Центр Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат). ISBN 978-92-1-131160-0 .
- Уиллам, Жан-Клод (1972). Патримониализм и политические перемены в Конго . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-0793-6 .
- Уильямс, Сьюзен (2021). Белая злоба: ЦРУ и тайная реколонизация Африки . Нью-Йорк: PublicAffairs . ISBN 978-1-5417-6829-1 .
- Янг, М. Кроуфорд (1965). Политика в Конго: деколонизация и независимость . Принстон: Издательство Принстонского университета . ОСЛК 307971 .
- Зейлиг, Лео (2008). Лумумба: потерянный лидер Африки . Лондон: Хаус . ISBN 978-1-905791-02-6 .
Журналы
[ редактировать ]- Дюфрен, Андре (январь 2011 г.). «Почтовые марки Южного Касаи» (PDF) . Филателия Квебека (292): 25–31. Архивировано из оригинала (PDF) 15 августа 2011 г.
- Ловенштейн, Фрэнк В. (1962). «Эпидемия Квашиоркора в Южном Касаи, Конго» (PDF) . Бюллетень Всемирной организации здравоохранения . 27 (6): 751–758. ПМЦ 2555843 . ПМИД 20604126 . Архивировано из оригинала (PDF) 27 января 2005 г.
- «Одиннадцать месяцев политического кризиса в Конго» . CRISP Weekly Mail (на французском языке). 120 (30). Центр социально-политических исследований и информации: 1–24. 1961. дои : 10.3917/cris.120.0001 .
- Руббенс, А. (1961). «Деколонизация права и судебной организации в Республике Конго» (PDF) . Бюллетени совещаний (на французском языке). 7 (6): 798–808.
Новости
[ редактировать ]- «Мукенге объявляет о создании правительства Касаи». Служба на дому в Бельгийском Конго . Леопольдвиль. 17 июня 1960 г. с. Я1. С помощью Ежедневный репортаж: Зарубежные радиопередачи . 1960.
- Мопипи, Джеки (15 марта 2010 г.). «Что с ними случилось?: Альберт Калонджи-Дитунга, известный как Мулопве» . Независимое Конго . Проверено 12 ноября 2014 г.
- ЕИСА. «ДРК: Предыстория выборов 1965 года» . Избирательный институт устойчивой демократии в Африке (EISA). Архивировано из оригинала 25 июля 2014 года . Проверено 8 июля 2014 г.
- Нгапи, Рич (15 августа 2008 г.). «Конго-Киншаса: 8 августа 1960 года Альберт Калонджи провозгласил автономию Южного Касаи» . Потенциал . Проверено 25 ноября 2014 г.
- Сни, Чарльз (15 сентября 2017 г.). «Марки недолговечного Южного Касаи, изображения марок в электронной таблице: Inside Linn's» . Новости марок Линн . Проверено 28 декабря 2017 г.
- Хофманн, Пауль (3 ноября 1960 г.). « Гражданская война» в Южном Касаи, о которой сообщает ООН в Конго». Нью-Йорк Таймс . стр. 1, 8. ПроКвест 115109726 . (требуется подписка)
- Хальберштам, Дэвид (19 февраля 1962a). «На карту поставлены богатые алмазные рудники в борьбе Конго и Южного Касаи: отделение продолжается, несмотря на арест лидера государства центральным режимом – переговоры о статусе продолжаются». Нью-Йорк Таймс . п. 2. ПроКвест 115673183 . (требуется подписка)
- Гаррисон, Ллойд (9 сентября 1962b). «Калонджи, «король» Южного Касаи, вышедший из тюрьмы Конго». Нью-Йорк Таймс . п. 22. ПроКвест 115736669 . (требуется подписка)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дедекен, Ноэль К. (1978). Химеры балуба: Южный Касаи, 1960–1962 годы, огонь и кровь . Брюссель: Издательство Дедекен. OCLC 70737994 .
- Де Витте, Людо (2002). Убийство Лумумбы (Пер. ред.). Лондон: Версо. ISBN 1-85984-410-3 .
- Мулопве, Альберт (2005). Конго, 1960 год, отделение Южного Касаи: правда о Мулопве Париж: L'Harmattan. ISBN 2-7475-8132-2 .
- Келлер, Эдмонд Дж. (2007). «Сепаратизм в Африке». Журнал исследований африканской политики . 13 (1): 1–26.
- Муюмба, Валентин Каньинда (2004). «Люба-Касаи: Рабочая библиография» . Электронный журнал африканской библиографии . 9 . дои : 10.17077/1092-9576.1001 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Конго-Заир: империя перманентной преступности: резня Бакванги в Ле-Фаре
- Правда о Южном Касаи в Ассоциации Kasayienne d’Entre-Aide Mutuelle
06 ° 09'ю.ш., 23 ° 36' в.д. / 6,150 ° ю.ш., 23,600 ° в.д.