Jump to content

Планирующая экспериментальная станция

(Перенаправлено с Allstar PZL )

Szybowcowy Zakład Doświadczalny (SZD) , Экспериментальный завод планёров — центр проектирования планёров и исследовательский центр польской аэрокосмической промышленности после Второй мировой войны, расположенный в Бельско-Бяле . За свою историю он претерпел множество организационных изменений и изменений в названии, в частности, в 1946–1948 годах он был переименован в Instytut Szybownictwa . После 1969 года он существовал под другими названиями, но на конструкциях продолжала использоваться аббревиатура СЗД. Сами планеры СЖД производились в производственном центре в Бельско-Бяле, организованном на базе СЖД (с 1990-х годов - ПЗЛ-Бельско ), а также ряда других предприятий государственной аэрокосмической промышленности и не носили конкретных названий производителей.

СЗД-6Х , СЗД-15 ,
СЗД-12 ,
СЗД-8 , СЗД-17Х
СЗД-30 Пират
СЗД-48 Янтарь Стандарт 3
СЗД-59 Акро

Сразу после Второй мировой войны, уничтожившей большую часть польских довоенных планеров и, что более важно, их производственные чертежи, [ 1 ] Главный планерный центр скаутов ( Centralny Harcerski Ośrodek Szybowcowy ) был создан в Бельско-Бяле в мае 1945 года Министерством связи. Осенью 1945 года он был реорганизован в Организационный центр планёрного спорта ( Ośrodek Organizacji Szybownictwa ), а в январе 1946 года — в Институт планёрного спорта ( Instytut Szybownictwa , IS). Он унаследовал задачи и традиции довоенного Львовского института планеризма и мотопланеризма . В его состав входили учебный отдел, технический отдел и экспериментальные мастерские. [ 2 ] По мере того как все больше организаций брались за обучение планеризму, основной задачей института стали проектные работы и технические исследования. В этот период было спроектировано несколько планеров под обозначением ИС.

В знак новых задач в 1948 году Институт планеризма был переименован в Экспериментальный завод планеров ( Szybowcowy Zakład Doświadczalny ), который сначала возглавил Владислав Новаковский. Он стал основным польским центром проектирования планеров, которые в дальнейшем производились мастерскими СЖД или, в условиях централизованно-плановой государственной экономики, другими казенными мастерскими и заводами. [ 2 ]

Организационные изменения

[ редактировать ]

В начале 1950-х годов СЖД вошло в состав Управления по производству спортивного авиационного оборудования (Zakład Zakłady Sprzętu Lotnictwaowego ) в качестве проектного центра. [ 3 ] Руководство также вело завод по производству планеров (ZSLS) в Ежуве (Грунау), [ 4 ] Гданьск-Вжещ (до 1954 г.), Познань , Кросно и Вроцлав (с 1956 г.). [ 2 ] В 1957 году это управление было подчинено Центральному управлению промышленности аппаратуры связи (позже ПЗЛ Союз аэрокосмической промышленности). [ 5 ]

Конструкторы СЖД. Слева направо: Владислав Окармус, Мариан Грач, Ян Дирек, Ежи Смелькевич, Юзеф Неспал, Владислав Новаковский, Збигнев Бадура, Ежи Тшечак, Богумил Шуба и Роман Затварницкий.

В 1963 году в Бельско-Бялой был создан завод спортивного авиационного оборудования ( Zakłady Sprzętu Lotnictwa Sportowego , ZSLS), основным подразделением которого была SZD. Его производственными подразделениями стали заводы в Ежуве и Вроцлаве (заводы в Познани и Кросно были исключены из планерной промышленности как отдельные заводы средств связи - WSK). [ 5 ] Около 1969 года СЖД был переименован в Планерно -конструкторский экспериментальный завод , а в 1971 году — в Планерный научно-исследовательский центр . [ 5 ] Несмотря на эти изменения, новые конструкции по-прежнему обозначались буквами СЗД. Примерно в это же время работы в Бельско-Бяле активизировались.

Проектирование и производство

[ редактировать ]

Только в 1946-1972 годах польская централизованная планерная промышленность, сосредоточенная вокруг СЖД, выпустила 2743 планера, из них 1167 было отправлено на экспорт (начиная с 1951 года), из них 367 - в страны Запада. [ 6 ] В 1973 году началось серийное производство планеров из ламината.

Продолжение планера Allstar PZL.

[ редактировать ]

После падения коммунизма в Польше центр производства и проектирования планеров в Бельско-Бяле вместе с другими производственными предприятиями был переименован в 1990-х годах в государственное предприятие PZL-Bielsko (полное название: Przedsiębiorstwo Doświadczalno-Produkcyjne Szybownictwa PZL-Bielsko ). . Планы по реструктуризации компании не удалось довести до успешного конца, поскольку она ликвидировалась в 2008 году. [ 7 ]

В 2002 году [ 8 ] основное производство в Бельско и конструкторский отдел перешли в собственность компании Allstar PZL Glider Sp.z oo. [ 9 ] Сейчас компания производит и разрабатывает несколько планеров СЗД для высшего пилотажа и повышенной проходимости: [ 10 ]

  • СЗД-54-2 Перкоз — двухместный планер:
    Размах крыла 17,5 метров для пилотажа / размах крыла 17,5 метров с законцовками для тренировок / размах крыла 20 метров для пересеченной местности.
  • СЗД-59-1 Акро — одноместный планер:
    размах крыла 13,2 метра для пилотажа / размах крыла 15 метров для стандартного класса / размах крыла 16,5 метра для пересеченной местности.
  • СЗД-55-1 Нексус — одноместный планер:
    Размах крыла 15 метров для соревновательной проходимости / опционально с электрическим маршевым двигателем Allstar-e-motion.
  • СЗД-51-1 Юниор — одноместный планер клубного класса для тренировок.


Кроме того, компания имеет сертификаты типа на СЗД-50-3 «Пухач» и СЗД-48-3 «Янтар Стандарт» 3 . Двухместный планер СЗД-50-3 больше не выпускается. На смену ему пришел современный дизайн двухместного автомобиля СЗД-54-2 «Перкоз». СЗД-48-3 — последняя модель знаменитой серии «Янтарь» и основа нынешней СЗД-59-1 «Акро». Allstar PZL Glider производит и продает запасные части для всех 6 моделей планеров. [ 11 ]

С 2019 года Allstar PZL Glider разрабатывает и производит электрические двигательные установки для планеров под названием Allstar-e-motion . [ 12 ] Экспериментальная концепция электрического маршевого двигателя для SZD-55 Nexus была впервые представлена ​​на выставке AERO Friedrichshafen 2019. [ 13 ]

В период с 2005 по январь 2007 года существовал также другой производитель с этим названием PZL-Bielsko 1 Sp. z oo в Гурках Вельке , [ 14 ] производство планеров ПВ-5 .

  1. ^ http://www.samolotypolskie.pl на СЖД, указ. соч.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Бабейчук, Гжегожевский, указ. соч., стр. 111-112.
  3. Дата 1957 г. в Бабейчук, Гжегорчик с.112, видимо, ошибка, поскольку связывает организационные изменения с министерством, созданным в 1951 г. Это может быть 1952 г.
  4. ^ http://www.samolotypolskie.pl о произведениях Ежува, op.cit.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Бабейчук, Гжегожевский, указ. соч., стр. 113.
  6. ^ Бабейчук, Гжегожевский, указ. цит., стр. 115.
  7. ^ Запись в реестре фирм PZL-Бельско.
  8. ^ Запись в реестре фирмы Allstar PZL Glider
  9. ^ История планера Allstar PZL
  10. ^ Продукты для планеров Allstar PZL
  11. ^ Запасные части для планеров Allstar PZL
  12. ^ Планер Allstar PZL Allstar e-motion
  13. ^ Впечатления от Aero 2019, Фридрихсхафен
  14. ^ Запись в реестре фирм PZL-Bielsko 1.
  • (на польском языке) Бабейчук, Януш и Гжегожевский, Ежи. Польская аэрокосмическая промышленность 1945-1973 гг . Варшава: Издательство МОН, 1974.
  • (на польском языке) www.samolotypolskie.pl: История СЖД.
  • (на польском языке) www.samolotypolskie.pl: История произведений «JEŻÓW»
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e855cd1fbd341321664830248a5cb466__1691556720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/66/e855cd1fbd341321664830248a5cb466.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Szybowcowy Zakład Doświadczalny - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)