Лифт (парящий)
Подъёмная сила — метеорологическое явление, используемое в качестве источника энергии парящими самолётами и парящими птицами . Наиболее распространенное применение лифта в спорте и отдыхе. Три воздушных вида спорта , в которых используется парящий полет: планеризм , дельтапланеризм и парапланеризм .
Энергию можно получить, используя восходящий воздух из четырех источников:
- Термики (где воздух поднимается из-за тепла),
- Коньковый подъемник, при котором воздух вытесняется вверх по склону,
- Волновой подъемник, при котором гора создает стоячую волну.
- Конвергенция, место встречи двух воздушных масс.
При динамическом парении также можно получить энергию, хотя при этом используется разница в скорости ветра, а не восходящий поток воздуха.
Термики
[ редактировать ]
Термики — это столбы восходящего воздуха, образующиеся на земле в результате нагрева поверхности солнечным светом. [1] Если воздух содержит достаточно влаги, вода будет конденсироваться из поднимающегося воздуха и образовывать кучевые облака .
Термальный лифт часто используют птицы, такие как хищники , грифы и аисты . Хотя тепловой лифт был известен братьям Райт в 1901 году, он не использовался людьми до 1921 года Вильгельмом Лойшем в Вассеркуппе в Германии. [2] Лишь примерно в 1930 году использование термиков для полета на планерах стало обычным явлением. [3]
При обнаружении термического потока пилот летает по кругу, чтобы оставаться в пределах термического потока, набирая высоту, прежде чем полететь к следующему термическому потоку и к месту назначения. Это известно как «термализация». Скорость набора высоты зависит от условий, но обычно скорость составляет несколько метров в секунду. Термики также могут образовываться в линию, обычно из-за ветра или местности, создавая облачные улицы . Они могут позволить лететь прямо во время набора высоты в непрерывном подъеме.
Когда в воздухе мало влаги или когда инверсия не позволяет теплому воздуху подняться достаточно высоко, чтобы влага могла конденсироваться, термики не создают кучевых облаков. Типичными местами обнаружения термиков являются города, свежевспаханные поля и асфальтированные дороги, но термики часто трудно связать с каким-либо объектом на местности. Иногда термические явления возникают из-за выхлопных газов электростанций или пожаров.
Поскольку для этого требуется восходящий нагретый воздух, термолинг эффективен только в средних широтах с весны до конца лета. Несмотря на эти ограничения, это наиболее распространенный источник подъемной силы, используемый пилотами-планеристами, поскольку подъемная сила на гребне и подветренные волны требуют гористой местности и, следовательно, не могут быть найдены вблизи данного аэродрома. В межсезонье, когда термики слабее, все еще можно использовать гребень и волновую подъемную силу, и некоторые пилоты отправляются для полетов в более гористые районы.

Коньковый подъемник
[ редактировать ]Подъем гребня , или орографический подъем , вызван подъемом воздуха на наветренной стороне склона. Гребневый подъемник широко используется морскими птицами и самолетами. В местах, где дует устойчивый ветер, гребень может позволить находиться в воздухе практически неограниченное время. [4]
При подъеме по гребню пилоты обычно летают на длинных прямых ногах параллельно гребню. Если максимальная высота подъема не достигнута, пилот может развернуться и полететь в другую сторону выше того же склона. При скорости ветра от 20 до 25 узлов (46 км/ч) самолет может взлететь на высоте, вдвое превышающей высоту препятствия. Подъем на гребень также можно усилить за счет термиков, когда склоны также обращены к солнцу. [5]
Волновой подъем
[ редактировать ]
Волны Ли возникают, когда над горой дует ветер со скоростью 25 узлов (46 км/ч). При условии постоянного увеличения силы ветра с высотой без существенного изменения направления могут создаваться стоячие волны. Их обнаружил пилот-планерист Вольф Хирт в 1933 году. [6] Эти волны достигают высоты, намного превышающей исходное препятствие, и поэтому могут позволить планерам подняться в стратосферу. Пилоты используют дополнительный кислород , чтобы избежать гипоксии , поскольку большинство планеров не имеют герметичной кабины. Этот подъем часто отмечается длинными неподвижными двояковыпуклыми (линзовыми) облаками, лежащими перпендикулярно ветру. [7] Горная волна была использована для установления рекорда максимальной высоты на планере, когда Джим Пейн и Тим Гарднер 2 сентября 2018 года взлетели на высоту 22 657 метров (74 334 фута) над Эль-Калафате , Аргентина, на специально построенном Windward Performance Perlan. II . [8] Текущий мировой рекорд дальности 3008 км (1869 статутных миль) Клауса Ольмана (установлен 21 января 2003 г.) [9] также летал с использованием горных волн в Южной Америке .
Редкое волновое явление, известное как «Утренняя слава» — рулонное облако, создающее сильный подъем. Пилоты вблизи австралийского залива Карпентария используют его весной . [10]

Было замечено, что птицы используют волновой подъемник, чтобы пересечь горные районы. [11]
Зоны конвергенции
[ редактировать ]Границы, где встречаются две воздушные массы, известны как зоны конвергенции . [12] Это может произойти при морском бризе или в пустынных регионах. Морской бриз (или береговой бриз ) — ветер с моря, дующий над сушей у берегов. Во фронте морского бриза холодный воздух с моря встречается с более теплым воздухом с суши и образует границу, похожую на неглубокий холодный фронт вдоль линии сдвига . Это создает узкую полосу подъемной силы при скорости ветра до 10 узлов (19 км/ч). Они позволяют набирать высоту, пролетая вдоль перекрестка, как если бы это был холмик земли. Сближение может происходить на значительных расстояниях и поэтому может обеспечить практически прямой полет при наборе высоты.
Динамическое парение
[ редактировать ]В динамичном взлете [13] энергия получается за счет многократного пересечения границы между воздушными массами с разной горизонтальной скоростью, а не за счет подъема воздуха. Такие зоны с высоким « градиентом ветра » обычно расположены слишком близко к земле, чтобы их можно было безопасно использовать планерами, но Альбатросы и модели планеров используют это явление.
Иллюзии лифта
[ редактировать ]Пилот может создать индикацию подъемной силы на некомпенсированных приборах, введя набор высоты, потянув ручку назад (отсюда и « ручка термическая »). Это не настоящая подъемная сила, поскольку увеличение потенциальной энергии самолета достигается за счет уменьшения воздушной скорости, а не за счет полета в восходящем воздухе. Планеры оснащены приборами с компенсацией, предотвращающей появление признаков термического воздействия стика, но это явление очевидно на самолетах, компенсация которых недостаточна.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Схема термиков» . Архивировано из оригинала 18 июля 2006 г. Проверено 5 сентября 2006 г.
- ^ Ирвинг, Фрэнк (1998). Пути парящего полета . Город: Мировое научное издательство . п. 53. ИСБН 1-86094-055-2 .
Термики были известны братьям Райт в 1901 году, но впервые были обнаружены в 1921 году Уильямом (так в оригинале) Лойшем в Вассеркуппе...
- ^ Уэлч, Энн (1980). История планёрства, 2-е издание . Джон Мюррей . ISBN 0-7195-3659-6 .
- ^ «Запись продолжительности» . Архивировано из оригинала 19 февраля 2005 г. Проверено 24 августа 2006 г.
- ^ «Схема гребневого подъемника» . Архивировано из оригинала 18 июля 2006 г. Проверено 5 сентября 2006 г.
- ^ «Статья о волновом подъемнике» . Проверено 28 сентября 2006 г.
- ^ «Схема волнового подъема» . Архивировано из оригинала 18 июля 2006 г. Проверено 5 сентября 2006 г.
- ^ «Планер Airbus Perlan Mission II взлетает на высоту 76 000 футов, чтобы побить собственный рекорд высоты, превзойдя даже самолет-разведчик U-2» . Проверено 18 июля 2020 г.
- ^ «Рекорд дистанции» . Архивировано из оригинала 11 марта 2008 г. Проверено 24 августа 2006 г.
- ^ «Утренняя слава» . Архивировано из оригинала 25 августа 2006 г. Проверено 27 сентября 2006 г.
- ^ [Отчет Нидерландского института экологии об использовании волновой подъемной силы птицами]
- ^ Брэдбери, Том (2000). Метеорология и полеты: Руководство для пилота по погоде (полет и планеризм) . А&С Черный . ISBN 0-7136-4226-2 .
- ^ Райхманн, Гельмут (2005). Планеризм по пересеченной местности . Издательство «Моторбук». ISBN 3-613-02479-9 .