Разработанный в соответствии со спецификацией Министерства авиации Франции в 1930 году, D.500 должен был стать более эффективной заменой Nieuport 62 . Заказанный ВВС Франции в ноябре 1933 года и представленный в своей первоначальной модели в 1935 году, конструкция была развита в нескольких вариантах, в первую очередь в D.510 , который был модернизирован с использованием более мощной силовой установки Hispano-Suiza 12Ycrs . он оказался относительно популярным самолетом В межвоенный период ; во Франции, помимо подразделений французских ВВС, специализированный вариант D.501 был также закуплен французской военно-морской авиацией для авианосных операций. Помимо использования во Франции, D.500 несколько раз продавался на экспорт и оценивался потенциальными крупными клиентами, включая Японскую империю , Советский Союз и Великобританию .
Возникновением D.500 послужил выпуск спецификаций C1 Министерством авиации Франции в 1930 году. Несколько авиационных компаний исследовали реакцию на C1, в том числе французский производитель самолетов Dewoitine , возглавляемый Эмилем Девуатин . Девуатин и его команда разработали цельнометаллический моноплан- перехватчик с чистого листа и представили свое предложение, получившее обозначение D.500 , в министерство авиации. 18 июня 1932 года прототип совершил свой первый полет . [ 1 ] В ноябре 1933 года первоначальная партия в шестьдесят самолетов была заказана у Девуатина от имени ВВС Франции , для которых этот тип должен был служить заменой Nieuport 62 . 29 ноября 1934 года первый серийный D.500 совершил свой первый полет. [ 1 ]
На вооружении самолеты, вооруженные парой спаренных носовых пулеметов, получили обозначение D.500, а самолеты с одной 20-мм пушкой , стрелявшей через ступицу винта, получили обозначение D.501 . Пожалуй, наиболее значительной модификацией этого типа был D.510 , принципиальным отличием которого было использование более мощного двигателя Hispano-Suiza 12Ycrs мощностью 640 кВт (860 л.с.); мелкие доработки включали немного удлиненную носовую часть, увеличение запаса топлива и усовершенствованную компоновку ходовой части. [ 2 ] Всего к концу производства было построено 381 D.500 и его производные. [ нужна ссылка ] Конструкция получила дальнейшее развитие в более мощном Dewoitine D.520 , который, в отличие от своего предшественника, имел закрытую кабину и убирающееся шасси .
Dewoitine D.500 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом. [ 3 ] Он отличался острым фюзеляжем и обтекаемой носовой частью, в которой размещалась силовая установка - один Hispano-Suiza 12Xbrs V-12 жидкостного охлаждения, поршневой двигатель способный развивать мощность до 515 кВт (691 л.с.). Под фюзеляжем находился радиатор относительно большого объема , который был спроектирован так, чтобы обеспечить минимально возможную лобовую площадь, но при этом соответствовать требованиям к охлаждению двигателя Hispano-Suiza. [ 4 ] Кабина Д.500 располагалась непосредственно над задней кромкой крыла. [ 3 ] Пилоту предоставляется регулируемое по вертикали кресло, которое можно поднимать в полете для улучшения обзора при посадке. Кабина была оборудована кислородным аппаратом, а также радиостанцией для связи. [ 3 ] Рычаг управления был связан с элеронами самолета через тяговую передачу с рупорами, расположенными на верхней поверхности крыла. [ 5 ] Рулевые поверхности D.500 были относительно небольшими из-за высоких скоростных характеристик самолета. [ 3 ]
D.500 имел монокок овального сечения , конструкция которого включала пять основных и восемь ложных переборок , соединенных между собой четырьмя лонжеронами и промежуточными стрингерами; они придали жесткость покрытию из листового металла, которое было приклепано к конструкции. [ 3 ] Кормовая стойка составляла единое целое с фюзеляжем, а опора двигателя, состоящая из наклонной рамы, крепилась болтами непосредственно к кронштейнам крепления картера . Регулируемый стабилизатор самолета шарнирно крепился вокруг его переднего лонжерона, а жесткие стойки соединялись с обеих сторон нижней части фюзеляжа для обеспечения поперечной жесткости. [ 6 ] Неподвижное шасси имело обтекаемые безосные колеса в комплекте с пневматическими тормозами , установленными на паре V-образных стоек, прикрепленных к нижним лонжеронам фюзеляжа. Вертикальные напряжения ходовой части поглощаются маслопневматической стойкой, прикрепленной болтами к единственному лонжерону центрального крыла и составной частью фюзеляжа. [ 7 ]
D.500 имел низкорасположенное эллиптическое цельнометаллическое свободнонесущее крыло с удлинением 8,9. [ 7 ] Он имел относительно небольшую хорду и содержал только один лонжерон, как и рекордсмен Dewoitine D.33 . Прочность крыла обеспечивалась коробчатым лонжероном, который был образован из пары вертикальных ребер листового металла, соединяющихся с полками, которые, в свою очередь, приклепаны к плоским ребристым дугам листовой обшивки. [ 8 ] Крыло имело толщину 0,3 м (11,81
д.) у корня, постепенно сужаясь к закругленным кончикам. Сбалансированные элероны вытянуты по всему размаху, кроме ближнего.
фюзеляж, где они были уменьшены, чтобы обеспечить пилоту больший обзор вниз. [ 8 ] Нижняя поверхность крыла находилась на высоте всего 1,5 м (4,92 фута) над землей, что создавало благоприятный эффект земли и значительно снижало посадочную скорость. Топливные баки самолета, располагавшиеся в центральной части крыла по обе стороны от оси симметрии, могли быть изолированы отдельно с помощью многоходового крана . [ 7 ]
Масштабная модель D.510 с маркировкой ВВС Франции.
В июле 1935 года первые модели самолетов, D.500 и D.501 , были приняты на вооружение Armée de l'Air . В октябре 1936 года были также доставлены первые образцы более мощного варианта D.510 . Этот тип использовался в качестве основного истребителя Armée de l'Air , несмотря на то, что вскоре он был признан устаревшим из-за быстрого развития истребительной технологии, внедренного в конце 1930-х годов. [ 2 ] D.510 оставались в роли основных истребителей до тех пор, пока в 1939 году их не заменил более боеспособный Morane-Saulnier MS406. К сентябрю 1939 года, месяцу, когда Вторая мировая война разразилась между европейскими державами, первые D.500/ 501 модель была передана в региональные оборонные и учебные эскадрильи. [ 1 ]
В начале конфликта значительное количество самолетов D.510 все еще находилось в эксплуатации: три Groupes de Chasse (Истребительные группы), две Escadrilles Régionale de Chasse (Региональные истребительные эскадрильи в Северной Африке ) и две Escadrilles de Aéronautique Navale (Военно-морская авиация) . Эскадрильи). [ 1 ] Обычно этому типу было поручено противовоздушная оборона территорий за линией фронта, таких как города и промышленные районы. [ 2 ] В ноябре 1939 года в Марокко , Северная Африка , была активирована единственная эскадрилья D.510 (ERC571), несмотря на то, что на этих самолетах не было пушек. В мае 1940 года эта эскадрилья объединилась с ERC 573 и образовала GC III/4. Эта группа была расформирована к концу августа 1940 года. В Дакаре одна группа, получившая обозначение GC I/6, оставалась на вооружении до тех пор, пока ее не заменили самолеты Curtiss H-75 . в конце 1941 года [ нужна ссылка ]
Четырнадцать D.501 (названные D.501L), первоначально проданные Литве . [ 9 ] и два D.510, предположительно предназначавшиеся для эмирата Хиджаз , служили в республиканских силах во время гражданской войны в Испании и прибыли где-то в середине 1936 года. Когда французское правительство узнало о поставке D.510, оно потребовало вернуть двигатели 12Y. В результате этого запроса эти самолеты были переоборудованы на Климов М-100 ( советской копия 12Я постройки) от бомбардировщика Туполева СБ . [ 1 ] Во время конфликта два D.510 были приписаны к 71-й группе береговой обороны. Сообщается, что ни один из них не вступил в бой с истребителями противника. В 1938 году один самолет был непоправимо поврежден при приземлении, а другой был уничтожен на взлетно-посадочной полосе во время бомбардировки. [ нужна ссылка ]
В ходе воздушных боев над Чэнду и Чунцином, которые велись в основном с использованием истребителей Поликарпова И-15 и И-16 советского производства , капитан Цэн Цзэлю из ВВС Китая 17-й истребительной эскадрильи 5-й истребительной группы возглавил семь самолетов Dewoitine D. Истребители .510s 4 ноября 1939 года в лобовой атаке на приближающуюся группу бомбардировщиков IJANF G3M (капитан Сен по опыту знает о ненадежности 20-мм автоматической пушки Hispano-Suiza HS.404 под действием перегрузок пикирующего самолета). атаковать, выбирать уровень и тактику прямого лобового удара); Капитан Цен обрушил артиллерийские снаряды на головной бомбардировщик, который оказался занят Императорского флота Японии полка 13-го кокутайского командиром капитаном Кикуси Окуда, в результате чего G3M командующего рухнул в огне над Чэнду вместе с тремя другими бомбардировщиками G3M, уничтоженными в В тот день рейд на Чэнду. После гибели капитана Окуда в воздушном бою над Чэнду под артиллерийским огнем самолета Dewoitine D.510 капитана Сена Кайгун-дайса IJN (海軍大佐) Окуда стал самым высокопоставленным офицером IJN. убит в то время в Войне Сопротивления - Второй мировой войне.
Девуатин D.501L ВВС Литвы , ок. 1938-1940 гг. Оснащенный двигателем Hispano-Suiza 12Xcrs , он был вооружен 20-мм (0,79 дюйма) пушкой Hispano-Suiza S7 между рядами цилиндров двигателя, стреляющей через ступицу винта, и двумя пулеметами, установленными на крыльях. 157 построено.
Д.501Л
D.501 построен для Литвы - построено 14 штук.
Д.503
Прототип Д.511
Единственный прототип D.511, оснащенный двигателем 12Xcrs с круглым радиатором в носовой части, имел такое же вооружение, как и D.501. Его первый полет состоялся 15 апреля 1935 года. Было установлено, что его характеристики хуже, чем у D.500. Некоторое время самолет был личным транспортным средством Рене Фонка .
Д.510
Модернизированный двигателем Hispano-Suiza 12Ycrs мощностью 640 кВт (860 л.с.) и вооруженный 20-мм (0,79 дюйма) пушкой Hispano и двумя MAC 1934 пулеметами калибра 7,5 мм (0,30 дюйма) в крыльях. Его первый полет состоялся 14 августа 1934 года, построено 120 самолетов.
Д.510А
D.510 построен для Великобритании для оценки - построен 1 экземпляр.
Д.510С
D.510 построен для Китая - построено 24 экземпляра.
Д.510Дж
D.510 построен для Японии для оценки - построен 1 экземпляр.
Д.510Р
D.510 построен для России для оценки - построен 1 экземпляр.
Д.510Т
D.510 построен для Турции - построено 12 штук, но поставки приостановлены из-за эмбарго.
Д.511
Прототип с фюзеляжем и хвостовым оперением D.500, крыльями меньшего размера, свободнонесущим шасси и двигателем мощностью 12Ycrs. Один прототип был построен в 1934 году, но так и не поднялся в воздух; он был преобразован в D.503.
↑ Это не похоже на правду, поскольку все 13 самолетов D.501L, за исключением одиночного, разбившегося в 1937 году, к 15 июня 1940 года находились в Литве.
^ 脱走兵, Отставник. «РОКАФ Девуатин Д.510» . Авиация Японии 日本の航空史 . Проверено 15 ноября 2020 г. В некоторых источниках утверждается, что девуатинцы использовались китайцами только в качестве инструкторов истребителей. Фактически, после ухода французов выжившие девуатинцы были переброшены 17-м китайским полком Чунгтуй (中队). 4 ноября 1939 года они входили в состав группы, перехватившей соединения бомбардировщиков G3M Императорского флота Японии, атаковавших Чэнту. Капитан Шэнь Цзэ-Лю на самолете «5921», возглавлявший 17-ю дивизию «Девойтин», атаковал G3M командира 13-й Ку капитана Окуда в лоб, используя 20-мм пушку, чтобы поджечь японский бомбардировщик и уничтожить его.
Котельников В.; Куликов В. и Кони К. (ноябрь 2001 г.). «Французская авиация в СССР, 1921–1941». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (104): 37–43. ISSN 1243-8650 .
Лейвастр, Пьер. «День Девуатина». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast , № 1, без даты, стр. 17–19, 84–96. ISSN 0143-5450
Момбек, Эрик (май 2001 г.). «Сокровища Казо». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (98): 44–47. ISSN 1243-8650 .
Уил, Эльке К.; Уил, Джон А.; Баркер, Ричард Ф. (1977). Боевые самолеты Второй мировой войны . Книги Бракена. ISBN 0-946495-43-2 .
1 X as second letter is for experimental aircraft or imported technology demonstrators not intended for service,
2 Hyphenated trailing letter (-J, -K, -L, -N or -S) denotes design modified for secondary role, 3 Possibly incorrect designation, but used in many sources
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 4c9e0bf4c102518584a89fbe6d394ca0__1722318480 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4c/a0/4c9e0bf4c102518584a89fbe6d394ca0.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Dewoitine D.500 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)