Осса (мотоцикл)
Тип компании | Частный |
---|---|
Промышленность |
|
Основан | Барселона , Испания (1924 ) |
Несуществующий | 2015 |
Штаб-квартира | Барселона , Испания |
Обслуживаемая территория | По всему миру |
Ключевые люди | Мануэль Жиро, Эдуардо Жиро |

Ossa — испанский производитель мотоциклов , действовавший с 1924 по 1982 год и с 2010 по 2015 год. [ 1 ] Основанная Мануэлем Жиро, промышленником из Барселоны , компания Ossa была наиболее известна благодаря легким велосипедам с двухтактным двигателем, которые использовались в наблюдаемых триалах , мотокроссе и эндуро . [ 2 ] Первоначально компания была известна как Orpheo Sincronic Sociedad Anónima (OSSA), а позже была переименована в Maquinaria Cinematográfica, SA .
Бренд Ossa возродился в 2010 году, когда торговая марка была приобретена инвестиционной группой и производила мотоциклы до 2014 года, когда компания объединилась с испанским производителем мотоциклов Gas Gas . Однако, когда Gas Gas была поглощена Torrot Group в 2015 году, Ossa не участвовала в сделке и снова закрылась. [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ]
История
[ редактировать ]Происхождение компании
[ редактировать ]Первоначальная компания Ossa начала свою деятельность в 1924 году с производства кинопроекторов для внутреннего рынка Испании. [ 5 ] Эмблема компании с четырьмя лепестками клевера на самом деле не была четырехлистным клевером; это спусковой механизм кинопроектора. [ 1 ] До Второй мировой войны Жиро был национальным чемпионом Испании по гонкам с колясками вместе со своим вторым пилотом, будущим основателем мотоциклов Bultaco , Франсиско Булто . [ 1 ] После Второй мировой войны Осса получила превосходную технологию двухтактных двигателей от немецкого завода DKW в качестве военных репараций и в 1949 году начала массовое производство двухтактных мотоциклов. [ 1 ] [ 2 ] Ossa достигла своего наивысшего уровня производства во время мотоциклетного бума 1960-х годов, экспортируя большое количество продукции в другие европейские страны, а также в значительной степени на рынки Северной Америки. В Соединенных Штатах и Канаде езда на мотоциклах по бездорожью – и особенно новый вид спорта – мотокросс, для которого хорошо подходит легкая и мощная Ossa – пользовалась растущей популярностью. Помимо пригодности для гонок, с точки зрения соотношения мощности к весу, мотоциклы Ossa завоевали репутацию надежных мотоциклов на гоночной трассе и за ее пределами. [ 5 ]
Соревнования по автоспорту
[ редактировать ]Фирма Ossa активно поддерживала все виды мотоспорта , включая шоссейные гонки , мотокросс , эндуро и наблюдаемые триалы . Их первый успех пришел к ним на гонке «24 часа Монжуика» 1967 года на улицах Барселоны. По сравнению со всеми крупными испанскими заводами мотоциклы Ossa неожиданно заняли первое и второе места. [ 6 ] [ 7 ] Осса повторил свой успех, одержав еще одну победу на гонке «24 часа Монжуика» 1969 года. [ 8 ] Вдохновленная этим успехом, фабрика решила конкурировать за границей, чтобы проникнуть на международный рынок.
Однокорпусный гонщик Гран-при
[ редактировать ]в классе 250 куб.см Осса рано добился успеха в гонках Гран-при на мотоциклах Гран-при , соревнуясь с инновационным шасси, разработанным сыном Джиро, Эдуардо, которое было уникальным для той эпохи. [ 9 ] [ 10 ] Эдуардо Жиро разработал мотоцикл, в котором дефицит мощности компенсировался философией легкого веса, небольшой площади лобовой части и надежности двигателя в сочетании с выдающейся управляемостью. [ 9 ] [ 10 ]
Мотоцикл имел сварную монококовую конструкцию из листов магния и алюминия, в которую входил топливный бак, и весил на целых 20 кг (44 фунта) меньше, чем японские конкуренты. [ 9 ] [ 10 ] Превосходная жесткость и вес шасси монокока обеспечили ему исключительные способности на поворотах и торможении, что, в свою очередь, позволило развивать скорость на поворотах выше, чем у конкурентов. [ 10 ] Хотя одноцилиндровый двухтактный двигатель Ossa объемом 249 куб.см выдавал на 20 лошадиных сил меньше, чем у лидирующего в своем классе Yamaha RD05 с его впечатляющим двигателем V4 , испанский гонщик Сантьяго Эрреро смог воспользоваться преимуществами легкого веса и превосходных характеристик управляемости Ossa, чтобы оставаться конкурентоспособным, особенно на более узких гоночных трассах. [ 6 ] [ 9 ] [ 10 ]
Успех Гран-при закончился трагедией
[ редактировать ]После победы на национальном чемпионате Испании в классе 250сс в 1967 и 1968 годах Осса и Эрреро перешли на чемпионаты мира, где заняли седьмое место на чемпионате мира в классе 250сс в 1968 году , включая впечатляющее третье место после заводских Yamahas Фила Рида. и Билл Айви на завершающем сезоне Гран-при Наций, проходившем на высокоскоростной трассе Монцы . [ 11 ] [ 12 ]
В 1969 году Международная федерация мотоциклистов изменила свои правила, стремясь снизить растущие расходы на мотогонки. [ 13 ] Машины с объемом двигателя 125 и 250 куб.см будут ограничены двумя цилиндрами и 6-ступенчатой коробкой передач. [ 13 ] Это изменение правил привело к тому, что доминирующие заводы Yamaha и Suzuki отозвали свои команды от участия в гонках Гран-при. [ 14 ]
Сезон Гран-при 1969 года стал еще более успешным для завода в Оссе, поскольку Эрреро выиграл три гонки и лидировал на одно очко в чемпионате мира в классе 250сс перед последней гонкой сезона в Югославии . [ 11 ] Эрреро начал гонку лидером, но разбился на седьмом круге, положив конец его надеждам на чемпионство. [ 11 ] Он финишировал третьим на чемпионате мира. [ 12 ] Осса и Эрреро третий год подряд становятся национальными чемпионами Испании в классе 250сс. [ 11 ]
После многообещающего старта сезона 1970 года , в котором Эрреро выиграл свой четвертый Гран-при в классе 250сс, он погиб после аварии на расплавленном асфальте во время гонки TT на острове Мэн в 1970 году . Смерть Эрреро так сильно повлияла на команду Оссы, что они вообще отказались от участия в соревнованиях по шоссейным гонкам . [ 2 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Успехи в гонках по бездорожью
[ редактировать ]Осса также добился определенных успехов в Большом национальном чемпионате AMA , где гонщик Дик Манн помог им разработать 250-кубовый мотоцикл для бездорожья , на котором он выиграл соревнования по шорт-треку Grand National в Санта-Фе в 1969 году, проходившие на овальной трассе для бездорожья длиной в четверть мили. [ 15 ] [ 16 ]
После отказа от участия в гонках на мотоциклах Гран-при Осса перенаправил свои соревновательные усилия на виды спорта Observed Trials в Европе и США, наряду с такими известными испанскими марками, как Bultaco и Montesa . Осса нанял британского гонщика Мика Эндрюса, чтобы тот помог спроектировать и покататься на их велосипеде для триала, и они выиграли чемпионат Европы по триалу 1971 и 1972 годов , предшественник чемпионата мира FIM . [ 17 ] Эндрюс выигрывал изнурительные шотландские шестидневные испытания три года подряд, с 1970 по 1972 год, на заводе в Оссе.
Последние годы
[ редактировать ]Несмотря на успех в гоночных соревнованиях, фирма страдала от неорганизованной и разреженной дилерской сети на важном американском рынке. По иронии судьбы, мотоциклетный бум, создавший новый рынок и позволивший европейским производителям получить большие финансовые выгоды, стал также семенем упадка их собственных и многочисленных более мелких фирм, таких как Ossa. При таком большом выборе как для покупателей, так и для дилеров сети продаж и обслуживания не были устойчивыми, а попытки улучшить производство за счет инвестиций в новые заводы на родине поставили Ossa, как практически любую другую европейскую фирму, в глубокий убыток.
В последние годы Франко-эры , в 1975 году, испанское правительство неуклонно преобразовывало экономическую структуру Испании в структуру, более напоминающую экономику свободного рынка . Появление более дешевых японских мотоциклов в местной экономике, а также разрушительная забастовка сотрудников в 1977 году спровоцировали крах компании Ossa. [ 2 ] [ 6 ] [ 1 ] К 1984 году Осса находилась под контролем трудового кооператива, а в следующем году его название было изменено на Оссамото. [ 2 ] [ 1 ] Тем не менее, как винтажная марка, Ossa по-прежнему пользуется значительной популярностью среди домашних любителей и гонщиков-любителей. [ 15 ]
Возрождение
[ редактировать ]В 2010 году группа испанских бизнесменов приобрела права на торговую марку Ossa и вновь начала производить мотоциклы под маркой Ossa. [ 1 ] Новая фирма производила триалы и модели эндуро. [ 1 ] Заводская команда участвовала в чемпионате мира по триалу FIM 2011 года , а гонщик, спонсируемый заводом, Джерони Фахардо завершил сезон на пятом месте. [ 18 ] В 2014 году Ossa объединилась с производителем мотоциклов Gas Gas , но когда в 2015 году Gas Gas была поглощена испанским производителем велосипедов и скутеров Torrot, Ossa не участвовала в сделке и снова закрылась. [ 1 ] [ 3 ] Газ Газ был куплен КТМ в конце 2019 года. [ 1 ]
В 2017 году, уже отделившись от Torrot и Gas Gas и после двух лет остановки производства, владельцы Ossa объявили о выпуске электрического велосипеда Spinta e.CP20. В пресс-релизе они заявили, что не исключают возобновления производства мотоциклов. [ 19 ]
Велосипеды из Оссы
[ редактировать ]- Ossa SPQ , OSSA Сера Пирон Кейрел . Произведенный во Франции в 1970-х годах SPQ представлял собой шоссейный гоночный мотоцикл объемом 250 куб.см с воздушным охлаждением, легкой рамой и двигателем OSSA. SPQ преуспел во французских гонках по холмам и критериальным гонкам за десятилетие, но не смог сравниться с Yamaha TD2 в кольцевых соревнованиях. [ 20 ]
- Yankee 500 — большой внедорожный мотоцикл, производимый в Скенектади , штат Нью-Йорк, компанией Yankee Motor Company . Янки, также известный как «Осса Янки», имел двухцилиндровый двухтактный двигатель Ossa объемом 500 куб.см с воздушным охлаждением, разработанный Эдуардом Жиро.
- Ossa BYRA 1000 — четырехцилиндровый двухтактный шоссейный мотоцикл с воздушным охлаждением объемом 977 куб.см, построенный в Барселоне инженером Фернандо Бальо. Мотор был основан на двух двигателях Янки. Этот мотоцикл принимал участие в 24-часовых гонках в Монжуике в 1972 и 1973 годах. Только один был построен как прототип для шоссейных гонок, а другой - как уличный мотоцикл. Этот мотоцикл сохранился в Музее мотоциклов Басселла , Альт-Уржель . [ 21 ]
![]() |
Модели
[ редактировать ]Улица
[ редактировать ]
|
|
Внедорожный
[ редактировать ]
|
|
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к «Классическое железо для мотокросса: Ossa 250 Stiletto 1971 года» . motocrossactionmag.com . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «История ОССА» . ossaengineering.com . Проверено 17 декабря 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Gas Gas Motos, SA и Ossa Factory, SL объединяют усилия» . gasgas.com . Проверено 14 мая 2019 г.
- ^ «Объединение Газ-Газ и Осса» . асфальт и каучук.com . Проверено 14 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Вуд, Джеффри (октябрь 1969 г.). Осса; Инновационная молодая компания преподает урок «большим мальчикам» . Архивировано из оригинала 25 сентября 2000 г. Проверено 17 декабря 2011 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с Уокер, Мик (1986), испанские послевоенные дорожные и гоночные мотоциклы: Bultaco, Derbi, Montesa, Ossa, Sanglas и другие родстеры и шоссейные гоночные мотоциклы - с 1945 по 1985 год , Osprey, стр. 136, 137, 143, 148, ISBN 978-0-85045-705-6
- ^ «Финальные результаты чемпионата мира по гонкам на выносливость 1967 года» . Racingmemo.free.fr . Проверено 7 февраля 2022 г.
- ^ «Финальные результаты чемпионата мира по гонкам на выносливость 1969 года» . Racingmemo.free.fr . Проверено 7 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Сантьяго Эрреро и удивительный монокок Осса» . motovue.net . Проверено 14 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «ОССА 250 Монокок» . Bikeexif.com . Проверено 14 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Робинсон, Джеймс (октябрь 2001 г.). «Сантьяго Эрреро - испанский флаер». Классический гонщик (91): 35–40. ISSN 1470-4463 .
- ^ Jump up to: а б «Статистика гонщиков – Сантьяго Эрреро» . MotoGP.com . Проверено 20 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Нойес, Деннис; Скотт, Майкл (1999), Мотокурс: 50 лет Гран-при по мотоспорту , Hazleton Publishing Ltd, ISBN 1-874557-83-7
- ^ Кокс, Брюс (2018), «Дэйв Симмондс и красные танкисты Кавасаки», Classic Racer , Mortons Media Group Ltd, ISSN 1470-4463
- ^ Jump up to: а б «OSSA Phantom GP III 1977 года» . Американский мотоциклист. Август 2007 года . Проверено 17 декабря 2011 г.
- ^ Доцент, американский мотоциклист (март 1970 г.). Результаты Большого национального чемпионата 1969 года . Проверено 17 декабря 2011 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Осса "Реплика Мика Эндрюса" . Май 1972 года . Проверено 17 декабря 2011 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Классификация чемпионата мира по триалу FIM» . fim-live.com. Архивировано из оригинала 25 февраля 2012 года . Проверено 16 декабря 2011 г.
- ^ «Осса возвращается на рынок производства электрических велосипедов» . TrialWorld (на испанском языке). 09.08.2017 . Проверено 16 мая 2022 г.
- ↑ Ossa SPQ. Архивировано 11 февраля 2009 г. на Wayback Machine.
- ^ OSSA 1000 куб.см (BYRA)
- ↑ Modelos Ossa asfalto. Архивировано 26 февраля 2009 г. в Wayback Machine (на испанском языке).
Внешние ссылки
[ редактировать ]