Испано-Сюиза HS.404
ХС.404 | |
---|---|
![]() HS.404 в спаренной зенитной конфигурации TCM-20 , выставленный в Музее ВВС Израиля. | |
Тип | Авиационная пушка |
Место происхождения | Швейцария Франция |
История обслуживания | |
Войны | |
История производства | |
Дизайнер | Марк Биркигт |
Производитель | Испано-Швейцария |
Технические характеристики | |
Масса | 49 кг (108 фунтов 0 унций ) |
Длина | 2,52 м (8 футов 3 дюйма ) |
ствола Длина | 1,7 м (5 футов 7 дюймов) |
Картридж | 20×110mm |
Калибр | 20 мм (0,79 дюйма) |
Действие | Газовый [1] |
Скорострельность | 700-750 выстр/мин |
Начальная скорость | 840–880 м/с (2800–2900 футов/с) |
Система подачи | Барабанный магазин, ремень (более поздние модели) |
20-мм автоматическая пушка М1 | |
---|---|
Тип | Авиационная пушка |
Место происхождения | Соединенные Штаты |
История обслуживания | |
В эксплуатации | Военно-воздушные силы армии США |
Используется | Соединенные Штаты |
Войны | |
История производства | |
Производитель | Международный Харвестер |
Произведено | 1941 – апрель 1942 г. |
Варианты | А/Н М2, А/Н М3, М24 |
Технические характеристики | |
Масса |
|
Длина | 2,54 м (100 дюймов) |
ствола Длина |
|
Картридж | 20х110мм Испано "А" |
Калибр | 20 мм (0,79 дюйма) |
Действие | Газоотводный механизм с задержкой обратного затвора [1] |
Скорострельность | 650–700 выстр/мин. |
Начальная скорость | 870 м/с (2900 футов/с) |
Максимальная дальность стрельбы | 6500 м (7000 ярдов) |
Система подачи | Барабан М1 на 60 патронов или связанная лента |
Hispano Mk.V | |
---|---|
![]() 20-мм пушка Hispano-Suiza Mk V на выставке в Имперском военном музее Даксфорда | |
Тип | Авиационная пушка |
Место происхождения | Великобритания |
История обслуживания | |
Используется | Соединенное Королевство и Британская империя , Содружество Содружества , США |
Войны | |
Технические характеристики | |
Масса | 38 кг (83 фунта 12 унций) |
Длина | 2,184 м (7 футов 2,0 дюйма) |
ствола Длина | 1,333 м (4 фута 4,5 дюйма) |
Картридж | 20×110mm |
Калибр | 20 мм (0,79 дюйма) |
Действие | Газоотводный механизм с задержкой обратного затвора [1] |
Скорострельность | 700-750 выстр/мин |
Начальная скорость | 840 м/с (2800 футов/с) |
Система подачи | Пояс |
HS.404 автопушка — это , первоначально разработанная и произведенная швейцарским подразделением испанско-швейцарской компании Hispano-Suiza в середине 1930-х годов. Позже производство было перенесено во французское подразделение Hispano-Suiza.
Он широко использовался в качестве авиационного, морского и наземного оружия французскими, британскими, американскими и другими военными службами, особенно во время Второй мировой войны . Пушку также называют Birkigt type 404 , в честь ее конструктора Марка Биркигта, а более поздние версии, основанные на британской разработке, известны как 20-мм Hispano . [2]
Выпустив снаряд калибра 20 мм , он доставил значительный заряд взрывчатого вещества из относительно легкого оружия. Это сделало его идеальным зенитным оружием для установки на легкие транспортные средства, а также в качестве пушки истребительной авиации , дополняющей или заменяющей пулеметы 7,62 мм (калибр 0,30) и 0,303 дюйма (7,7 мм), калибра обычно используемые в военной авиации. 1930-е годы. HS.404 производился французским филиалом Hispano-Suiza и по лицензии различными компаниями в других странах.
Разработка
[ редактировать ]От Эрликона до Испано
[ редактировать ]Первой широко используемой 20-мм авиационной пушкой была модель Беккера , принятая на вооружение Германии во время Первой мировой войны . Компания Becker представила усовершенствованную конструкцию капсюля со свободным зажиганием (API) для автопушек, концепцию, которая была быстро подхвачена другими компаниями. Среди получившихся в результате конструкций следует отметить швейцарский Oerlikon FF S , который был основан на Becker, но имел ряд улучшений. В 1930-х годах компании Hispano-Suiza было предложено разработать 20-мм пушку для стрельбы через гребной вал (как мотор-канон SS) рядного авиационного двигателя с редуктором, такого как Hispano-Suiza 8BeC . Они получили лицензию на Oerlikon FF S и внесли незначительные модификации для производства автоматических пушек Hispano-Suiza Type HS.7 и HS.9. Вскоре после начала производства компании Hispano-Suiza и Oerlikon разошлись во мнениях по поводу патентных прав, и их деловые связи прекратились.
В 1933 году главный инженер Hispano-Suiza Марк Биркигт начал работы по проектированию нового оружия на замену контракту Oerlikon, основанного на механизме запирания, запатентованном в 1919 году шведско-американским конструктором пулеметов Густавом Свебилиусом . [2] Результатом стал Тип 404 или HS.404. Хотя HS.404 во многом напоминал родительский Oerlikon FF S, его повторяющийся механизм представлял собой запорный затвор с газовым приводом .
При выстреле из 404-го, когда снаряд проходит через отверстие, вырезанное в стволе, примерно на половине его длины, газ под высоким давлением позади снаряда откачивается и приводит в действие поршень, который приводит в движение стержень, идущий вдоль верхней части ствола назад. против кулачка на затворе, разблокируя его и позволяя оставшимся газам под высоким давлением в стволе продвигать его и стреляную гильзу назад в последовательности с задержкой, которая позволяет затвору оставаться закрытым до тех пор, пока снаряд не выйдет из ствола. Это максимизирует начальную скорость [1] а поскольку во время стрельбы затвор блокировался, он мог быть легче, чем у «Эрликона», что способствовало увеличению скорострельности до 700 выстрелов в минуту (об/мин), выигрыш примерно на 200 об/мин. В 1938 году Биркигт запатентовал его и начал производство на своей фабрике в Женеве. [2]
Зенитная пушка
[ редактировать ]
Предшественница HS.404, автоматическая пушка Oerlikon type S, была довольно тяжелой, а движение тяжелого затвора делало ее наиболее подходящей для статической и морской противовоздушной обороны. Более легкий болт HS.404 сделал его пригодным для установки на транспортные средства. M16, зенитная версия M3 Half-track , могла быть оснащена одинарными или двойными копиями автопушки Hispano-Suiza американского производства. Этот вариант M3 Half-track использовался силами США и Содружества в конце Второй мировой войны , в Корейской войне и получил дальнейшее развитие в Израиле в послевоенное время. [3]
Авиационная пушка
[ редактировать ]В 1938 году по заказу французского правительства была произведена авиационная версия HS.404. Он устанавливался на широкую гамму довоенных французских истребителей, в частности на установки, стреляющие через карданный вал двигателя Hispano-Suiza 12Y , системы, называемой moteur-canon (двигатель-пушка). Благодаря конструкции с закрытым затвором пушка пригодна и для синхронизатора. Питание HS.404 осуществлялось из барабанных магазинов емкостью 60 (или в стационарной установке 160 [4] ) раунды. Поскольку в большинстве установок последний был более популярен, малый боекомплект был слабым местом. В 1940 году Hispano-Suiza разрабатывала систему ленточной подачи, а также производные от HS.404 более тяжелых калибров, таких как 23 мм, но эти проекты были остановлены из-за немецкой оккупации Франции. [2]
Британское производство
[ редактировать ]Перед Второй мировой войной Великобритания приступила к реализации программы разработки истребителей с пушечным вооружением. [5] Они приобрели лицензию на производство HS.404, который был запущен в производство как Hispano Mk.I, предназначенный для вооружения самолетов. Его первое применение было в Westland Whirlwind в 1940 году, а затем в более мощном Bristol Beaufighter , обеспечив Королевские ВВС (RAF) мощными перехватчиками с пушечным вооружением. [6] Опыт битвы за Британию показал, что батареи из восьми пулеметов Браунинг M1919 винтовочного калибра недостаточны, и побудил принять на вооружение автопушку для основной части истребителей Королевских ВВС. [7] [ нужна страница ] Beaufighter подчеркнул необходимость создания механизма ленточной подачи; в качестве ночного истребителя барабаны на 60 патронов приходилось заменять в темноте оператору радара / радиосвязи , часто во время маневрирования самолета. Первые испытательные установки на Hawker Hurricane и Supermarine Spitfire показали склонность к заклиниванию орудия во время боевых маневров, что привело к некоторым официальным сомнениям относительно пригодности пушки в качестве единственного основного вооружения. Это привело к тому, что Минавиа на короткое время определило для новых истребителей 12-пулеметное вооружение. [7]
Подходящая система ленточной подачи была разработана Мартином-Бейкером и новая конструкция была принята на вооружение ВВС Великобритании и авиации флота в 1941 году в слегка модифицированной форме как Hispano Mk.II. , Четыре пушки заменили восемь пулеметов Браунинг в «Харрикейне» и в некоторых тропических версиях «Спитфайра», став стандартным вооружением в более поздних истребителях. [8] Большинство других «Спитфайров» имели только две пушки, потому что подвесная пушка имела тенденцию замерзать на больших высотах. Они дополнялись четырьмя калибра 0,303 (7,7 мм) или двумя пулеметами калибра 0,50 (12,7 мм) . пулеметами [9] [ нужна страница ]
Британцы были обеспокоены тем, что их производство будет недостаточным, и лицензировали производство Hispano в США, но это производство так и не стало удовлетворительным, и британцы в конечном итоге отказались от американских версий. Британское производство в конечном итоге было увеличено до такой степени, что в этом больше не было необходимости. Последней версией британских Hispanos военного времени стал Hispano Mk. V , который имел более короткий ствол и не имел цилиндра взведения, поэтому требовалось ручное взведение перед полетом . Он был легче и имел более высокую скорострельность (желательно для вооружения самолетов), хотя и за счет некоторой начальной скорости. Укороченный ствол означал, что оружие можно было разместить внутри крыла истребителя, что уменьшало сопротивление и делало орудие менее уязвимым к замерзанию и механическим воздействиям. Один из основных британских истребителей, использующих Mk. V — это Hawker Tempest Mk. V Series II, на каждом крыле которого было установлено по две пушки. [10] Доступные типы боеприпасов включали полубронебойные, зажигательные (SAPI) и фугасные, зажигательные (HEI). [11] Около 42 500 пушек Hispano различных марок было изготовлено компанией Birmingham Small Arms (BSA).
Производство США
[ редактировать ]
Британская версия была также лицензирована для использования в Соединенных Штатах как M1 , с Воздушным корпусом армии США (USAAC) и ВМС США , которые пришли к выводу, что одиночный HS404 аналогичен трем пулеметам калибра .50 по огневой мощи, при этом веся менее вдвое больше, планируя перейти на калибр 20 мм, как только орудие сможет производиться в достаточном количестве. В 1941 году была начата очень большая строительная программа, а также производство боеприпасов . При доставке ружья оказались крайне ненадежными и имели значительное количество осечек из-за легкого попадания снаряда в боек . [12] Британцы были заинтересованы в использовании этого оружия, чтобы облегчить спрос на производство в Англии, но, получив М1, были разочарованы. Оружие британских крыльевых истребителей к этому периоду взводилось авиационными оружейниками на земле перед полетом, а используемый ранее пневматический механизм взвода считался ненужным весом и вредным для летных характеристик самолета; Любая остановка полета делала орудие непригодным для использования до тех пор, пока его нельзя было разобрать на земле. Осечки также имели тенденцию к тому, что самолет с установленными на крыле орудиями отклонялся от крыла с вышедшей из строя пушкой при выстреле из-за неравномерной отдачи , сбивая с толку пилота.

В апреле 1942 года экземпляр британского Mk.II был отправлен в США для сравнения. В британской версии использовался немного более короткий патронник , и у нее не было таких проблем, как у американской версии пушки. [12] США отказались модифицировать патронник своей версии, но, тем не менее, внесли другие модификации, чтобы создать ненадежный М2. К концу 1942 года на складе ВВС США было 40 миллионов патронов, но орудия оставались непригодными. ВМС США на протяжении всей войны пытались перейти на использование пушек на всех своих боевых самолетах, но перехода так и не произошло. Еще в декабре 1945 года начальник артиллерийского управления армии США все еще пытался внести дополнительные изменения в конструкцию, чтобы позволить ей поступить на вооружение. [12] Некоторые вариации 20-мм пушек, использовавшихся на самолетах Lockheed P-38 Lightning, производились компанией International Harvester . [13] Носовой М2 Р-38 имел встроенную систему взведения, и после осечки его можно было просто перевзвести в полете, что делало осечки меньшей проблемой, чем у других самолетов. [14]
США внимательно следили за британской разработкой, и когда был разработан Mk.V, американцы последовали этому примеру, выпустив A/N M3 , но ненадежность сохранялась. После войны ВВС США (ВВС США) приняли на вооружение версию пушки М3 как М24 , аналогичную во многих отношениях, за исключением использования дополнительного электрического взвода, позволяющего перевзводить пушку после легкого выстрела. [9] Проблемы с американским вооружением привели к тому, что большинство американских истребителей были оснащены легкоствольным пулеметом Браунинг AN / M2 калибра .50 . на протяжении всей войны [15]
Послевоенное развитие
[ редактировать ]После войны варианты Hispano довольно быстро исчезли из вооружения истребителей из-за появления револьверной пушки , основанной на прототипах еще не построенной немецкой конструкции Mauser MG 213 военного времени . Британцы внедрили мощную вращающуюся 30-мм пушку ADEN на большинстве своих послевоенных самолетов, тогда как французы использовали аналогичную пушку DEFA , стреляющую аналогичными боеприпасами. ВВС США представили 20-мм пушку М39 для замены М24, в то время как ВМС объединили оригинальную конструкцию Hispano с более легким снарядом для лучшей начальной скорости в пушке Colt Mk 12 . [16] В качестве наземной пушки, зенитной или универсальной автоматической пушки, HS.404 просуществовала до 1960-х годов. Вариант башни с двигателем все еще производится в Гондурасе и используется в качестве легкой зенитной установки армией и флотом нескольких стран. [17] AN/M3 была преобразована в 20-мм автоматическую пушку Mk12 Colt, одно из основных орудий на катерах мобильных речных сил во время войны во Вьетнаме , а также использовавшуюся на некоторых более крупных десантных кораблях. [18]
Характеристики
[ редактировать ]Hispano выпустил снаряд массой 130 грамм (4,586 унции) диаметром 20 мм из гильзы длиной 110 мм (4,331 дюйма), весь патрон весил 257 г (9,065 унции). [19] Длина снарядов варьировалась в зависимости от типа, но была установлена на переменную глубину гильзы, чтобы обеспечить общую длину полного снаряда 184 мм (7,244 дюйма) независимо от типа снаряда. [20] Орудие имело начальную скорость от 840 до 880 м/с (2800–2900 футов/с), в зависимости от длины ствола. Скорострельность составляла от 600 до 850 выстрелов в минуту. Пистолет имел длину 2,36 м (7 футов 9 дюймов) и вес от 42 до 50 кг (от 93 до 110 фунтов). Британское оружие Mk V и американское оружие M3/M24 было легче и имело более высокую скорострельность, чем ранние орудия HS.404. [21]
Пользователи
[ редактировать ]Франция
[ редактировать ]
- ХС.404
Великобритания и другие страны Содружества
[ редактировать ]- Испано Мк. я
- Gloster F.9/37 — конструкция на вооружение не принята.
- Westland Whirlwind — первый истребитель ВВС Великобритании с пушечным вооружением.
- Bristol Beaufighter - ранний самолет


- Испано Мк. II
- Блэкберн Файербранд
- Блэкберн Файеркрест
- Бристоль Бофайтер
- САС Бумеранг
- Consolidated Liberator I (4 орудия на 20 самолетов)
- де Хэвилленд Москито
- Дуглас Бостон III (Злоумышленник) [22]
- Фейри Светлячок
- Глостер Метеор
- Hawker Hurricane Mk IIC и IV
- Hawker Tempest Mk V Srs I
- Хоукер Тайфун Mk IB
- Мартин-Бейкер MB 3 — прототип
- Североамериканский Мустанг ИА
- Supermarine Spitfire от Mark V до Mark 20


- Hispano Mk. V
- Aérospatiale Alouette III ( установлена в кабине ВВС ЮАР ) [21]
- Avro Lincoln (при наличии средне-верхних турелей)
- Авро Шеклтон [23]
- Бристольский разбойник
- де Хэвилленд Хорнет и Си Хорнет
- де Хэвилленд Вампир
- Веном де Хэвилленда и Морской яд де Хэвилленда
- English Electric Canberra B.Mk.6 и B(I).Mk.8
- Хоукер Фьюри и Морская Фьюри
- Хоукер Си Хоук
- Hawker Tempest Mk V Srs II и последующие марки
- Мартин-Бейкер MB 5 — прототип
- Сондерс-Роу SR.A/1
- Супермарин-атакующий
- Супермарин Морской Клык
- Супермарин Злобный
- Supermarine Spitfire (поздние варианты с двигателем Merlin)#Mk XVI (тип 361) Mk.XVIe [24] [ ненадежный источник? ]
- Supermarine Spitfire (варианты с двигателем Griffon)#Mk XIVe Mk.XIVe,XVIII,21,22,24 [25] [ ненадежный источник? ]
- Вестленд Велкин
- Вестленд Виверн
Соединенные Штаты
[ редактировать ]
- М1
- Bell P-39 Airacobra - некоторые ранние модели с 20-мм вооружением и Bell Airacobra I ВВС Великобритании.
- Lockheed P-38 Lightning - некоторые ранние модели с 20-мм вооружением, находящиеся на вооружении Королевских ВВС как Lockheed Lightning I.
- АН/М2
- Bell P-400 (P-39 Airacobra переведена с экспорта для использования в ВВС США)
- Boeing B-29 Superfortress — на позиции хвостового стрелка с двумя пулеметами калибра 0,5 дюйма.
- Curtiss SB2C Хеллдайвер
- North American P-51 Mustang - модели NA-91 оснащались четырьмя самолетами AN/M2.
- Дуглас А-1 Скайрейдер
- Дуглас F3D Скайнайт
- Грумман F6F-5N Хеллкэт
- Грумман F9F Пантера
- Грумман F-9 Кугар
- Локхид P-38 Молния
- Нортроп P-61 Черная Вдова
- Шанс Воут F4U-1C Корсар
- Т31 [26]
- АН/М3
- Vought F4U-4B Corsair и все последующие версии
- Шанс Воут F6U Пират
- Абордажная сабля Chance Vought F7U
- Дуглас А-3 Скайвоин
- Грумман F9F Пантера
- Grumman F8F Bearcat - использовались М3 от F8F-1B на
- Грумман F-9 Кугар
- М24
Югославия
[ редактировать ]- ХС.404
Швеция
[ редактировать ]- ЛьвАкан м /41 "HS 404" (зенитная пушка)
- Акан м /41А "HS 404" (построен в Швеции)
- Акан м /46А "Испано Мк. II Мод 46"
- J 28 ( де Хэвилленд Вампир FB 1 "J 28A")
- J 30 ( де Хэвилленд Москито NF.XIX)
- Магазин Akan m /47B "Hispano Mk. V" на 150 патронов. Некоторые построены в Швеции.
- J 28 ( de Havilland Vampire FB.50 "J 28B", двухместный DH 115 "SK 28C")
- J 33 ( де Хэвилленд Веном NF 51)
- Магазин Akan m /47C "Hispano Mk. V" на 180 патронов. Некоторые построены в Швеции.
- Saab 29 Tunnan "A, B, D, E, F"
- Akan m /47D "Hispano Mk. V" Первоначально с ленточным питанием на 130 патронов ( HE ) и магазинами на 10 патронов ( AP ). Позже коробчатый магазин на 30 патронов ( MPHC-T ).
- Pansarbandvagn 302 Гусеничный бронетранспортер . В машине использовалась единственная пушка Akan M/47, переделанная из списанных самолетов Saab 29 и Venom.
- Pansarterrängbil 203A Колесный бронетранспортер . В 203А повторно используются старые башни Pansarbandvagn 302.
Швейцария
[ редактировать ]- 20-мм авиационная моторная пушка Hispano-suiza FM-45 HS и 20-мм авиационная крыльевая пушка Hispano-suiza FF-45 HS. Швейцарский вариант со скоростью 780 об/мин и скоростью 875 м/с.
- Дофлюг Д.3802 «Д.3802А»
- Дофлюг D.3803
- ЭКВ С-36 04
- 20 mm Kanone 1948/73 "Hispano Mk. V"
- Schützenpanzer 63/73 американского производства БТР M113 , оснащенный той же шведской башней, что и Pansarbandvagn 302.
Аргентина
[ редактировать ]- Испано Мк. II
- Hispano Mk. V
Технические характеристики (HS.404)
[ редактировать ]- Тип : одноствольная автоматическая пушка.
- Калибр : 20 × 110 мм (0,79 дюйма)
- Режим работы : газовый , с задержкой обратного затвора.
- Длина без дульного тормоза : 2,32 м (7 футов 7 дюймов).
- Длина с дульным тормозом : 2,52 м (8 футов 3 дюйма).
- Вес без барабанного магазина : 43 кг (94 фунта 13 унций)
- Вес (в сборе) : 68,7 кг (151 фунт 7 унций)
- Темп стрельбы : 600–700 об/мин.
- Начальная скорость : от 840 до 880 м/с (от 2800 до 2900 футов/с).
- Сила отдачи : 400 кг (881,849 фунтов) с дульным тормозом.
- Боеприпасы : шаровые, зажигательные, фугасные (фугасные).
- Вес снаряда : HE и HEI: 130 г (4,6 унции), AP-T: 168 г (5,9 унции)
- Взрывчатый наполнитель для патронов HE и HEI : от 6 до 11 г (от 0,21 до 0,39 унции)
Боеприпасы
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]Вторая мировая война
[ редактировать ]Боеприпасы поставлялись в прямоугольных картонных коробках по 10 снарядов. В каждом деревянном упаковочном ящике с металлической обшивкой помещалось 12 коробок (120 патронов).
- 20-мм шарик Мк. I , вес снаряда 0,28 фунта (0,13 кг), вес полного патрона: 0,56 фунта (0,25 кг) каждый.
- 20-мм фугасно-зажигательный снаряд Mk. I , взрыватель: взрыватель прямого действия (ударный) № 253 Mk.IA. Вес (полный раунд): 0,57 фунта (0,26 кг) каждый.
- Бронебойность 20 мм — трассирующий М75 , масса снаряда: 0,37 фунта (0,17 кг), комплектный снаряд — 0,64 фунта (0,29 кг) каждый.
Послевоенная эпоха
[ редактировать ]Снаряды серии М90 были согласованы по баллистике, чтобы облегчить использование разных типов без потери точности. Боеприпасы поставлялись в металлических канистрах по 25 патронов. В каждом деревянном ящике было шесть металлических канистр (150 патронов).
- Сверло 20 мм М18А2
- 20-мм HEFI-SAP (фугасно-осколочно-зажигательная полубронебойная) М18А2
- 20-мм бронебойно-трассирующий снаряд М95 (Т9Е5)
- Вес (снаряда): 0,29 фунта (0,13 кг), вес (полного патрона): 0,57 фунта (0,26 кг) каждый.
- 20-мм зажигательная М96 (Т18)
- Вес (снаряда): 0,27 фунта (0,12 кг), вес (полного патрона): 0,55 фунта (0,25 кг) каждый.
- 20-мм фугасно-зажигательная М97 (Т23)
- Вес (снаряда): 0,29 фунта (0,13 кг), вес (полного патрона): 0,57 фунта (0,26 кг) каждый.
- 20-мм учебно-тренировочная М99 (Т24)
- Вес (снаряда): 0,29 фунта (0,13 кг), вес (полного патрона): 0,57 фунта (0,26 кг) каждый.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д «20-мм пушка Hispano-Suiza» . Интернет-энциклопедия Тихоокеанской войны . Проверено 30 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Чинн, Джордж М. (1951). Пулемет: история, эволюция и развитие ручного, автоматического и авиационного многозарядного оружия . Том. I. Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. стр. 562–590 . Проверено 28 июля 2010 г.
- ^ * (на французском языке) Различные версии израильского полугусеничного автомобиля. Архивировано 15 марта 2016 г. на Wayback Machine.
- ^ «Интернет-энциклопедия Тихоокеанской войны: 20-мм пушка Hispano-Suiza» . pwencycl.kgbudge.com . Проверено 22 декабря 2022 г.
- ^ Спецификация Министерства авиации F.37 1935 г.
- ^ «Вестлендский вихревой истребитель» . констебль.ca . Архивировано из оригинала 2 декабря 2010 года . Проверено 16 декабря 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Март, PR (2007): История урагана . Sutton Publishing Limited (The History Press, 2009)
- ^ «Хоукер Харрикейн Мк II Б» . Проверено 16 декабря 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс, А.Г. и Гастин, Э. (2003): Летающие пушки, Вторая мировая война, Разработка авиационных орудий, боеприпасов и установок, 1933–45. Crowood Press, Рамсбери, Великобритания. 352 страницы
- ^ «Истребитель-бомбардировщик/перехватчик Hawker Tempest» . Военный завод . Проверено 16 декабря 2010 г.
- ^ «Разведывательное и личное боевое донесение» . 2 января 1944 г. - через www.wwiiaircraft Performance.org.
- ^ Перейти обратно: а б с Чинн, GM, Oblt. (1951): Пулемет. История, эволюция и развитие ручного, автоматического и бортового многозарядного оружия, том I. Выпущено Управлением артиллерийского управления ВМФ , Вашингтон, США. Доступно для скачивания в формате PDF
- ^ Международная корпорация Harvester. «Г-н Дилер планирует будущее на будущее», Harvester World , том 34, номер 11, ноябрь 1943 г., стр. 16. Харвестер Пресс, Чикаго, 1943 год.
- ^ «1943 | 2627 | Архив полетов» . Архивировано из оригинала 19 декабря 2013 г.
- ^ Уильямс, Г. (сентябрь 2004 г.): «Пушка или пулемет? Споры об авиационных пушках времен Второй мировой войны». Архивировано 27 января 2020 г. в Wayback Machine . Журнал «Самолет» .
- ^ Уильямс, А.Г. и Гастин, Э. (2004): Летающие пушки - современная эпоха, разработка авиационных орудий, боеприпасов и установок с 1945 года. Crowood Press, 240 страниц. ISBN 1-86126-655-3 [ нужна страница ]
- ^ Фридман, Н. (1997). Путеводитель Военно-морского института по мировым системам военно-морского вооружения, 1997–1998 гг . Аннаполис, Мэриленд: Военно-морской институт США. п. 436. ИСБН 9781557502681 .
- ^ Роттман, Гордон Л. (2012). Речное судно Вьетнама, 1962-75 гг . Скопа. п. 11. ISBN 9781782000600 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Уильямс, А.Г. и Гастин, Э. (2009): Эффективность вооружения истребителей времен Второй мировой войны. Архивировано 30 октября 2017 г. в Wayback Machine .
- ^ Описание боеприпасов для патронов 20 мм X 110 Hispano от MLM International. PDF-файл. Архивировано 14 июля 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б 20-мм пушка Mk 5 Hispano
- ^ RCAF.com Самолет
- ^ «Британские дистанционно управляемые орудия и башни военного времени» . 9 мая 2003 г. Проверено 5 августа 2008 г.
- ^ Монфортон, Пол. Спитфайр Мк. IX и XVI спроектировано .
- ^ «Спитфайр Мк IX-XIV» . 19 мая 2021 г.
- ^ Чинн, Джордж М. (1951). Пулемет: история, эволюция и развитие ручного, автоматического и авиационного многозарядного оружия . Том. И. Вашингтон: Типография правительства США. стр. 586–587 . Проверено 28 июля 2010 г.
- 20-мм автоматическая пушка М1 и 20-мм автоматическая пушка АН-М2 (Учебное пособие военного ведомства ТМ 9-227 от 19 ноября 1942 г.).
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Короткометражный фильм STAFF FILM REPORT 66-19A (1966) доступен для бесплатного просмотра и скачивания в Интернет-архиве .