Сааб 91 Сапфир
Сааб 91 Сапфир | |
---|---|
![]() | |
Saab 91C ВВС Швеции | |
Роль | Тренер |
Национальное происхождение | Швеция |
Производитель | Ты можешь |
Дизайнер | Эй Джей Андерссон |
Первый полет | 20 ноября 1945 г. |
Основной пользователь | Шведские ВВС |
Произведено | 1946–1966 |
Количество построенных | 323 |
Saab 91 Safir (по-шведски « сапфир» ) — трёхместный (91A, B, B-2) или четырёхместный (91C, D) одномоторный учебно -тренировочный самолёт . Safir был построен Saab AB в Линчёпинге, Швеция (203 самолета) и De Schelde в Дордрехте , Нидерланды (120 самолетов).
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Разработка Safir началась в 1944 году как часть плана по компенсации сокращения заказов на военные самолеты после окончательного окончания Второй мировой войны . Были запланированы три основные гражданские программы: авиалайнер Type 90 Scandia , легкий самолет Type 91 Safir и Saab 92 . автомобиль [ 1 ] Safir был разработан Андерсом Й. Андерссоном, который ранее работал в компании Bücker , где он разработал цельнодеревянный Bücker Bü 181 «Bestmann». Таким образом, Safir разделял многие концептуальные особенности дизайна с Bestmann. В основном он имел металлическую конструкцию, хотя и имел тканевые поверхности управления. [ 2 ] Развитие замедлялось из-за необходимости сконцентрироваться на более неотложных военных работах, а также из-за забастовок среди поставщиков. [ 3 ] Первый полет Сафира состоялся 20 ноября 1945 года. [ 4 ]
В то время как прототип сначала был оснащен четырехцилиндровым поршневым двигателем de Havilland Gipsy Major IC мощностью 130 л.с. (97 кВт) , первоначальная серийная модель Saab 91A использовала двигатель Gipsy Major 10 мощностью 145 л.с. (108 кВт). [ 4 ] Военные заказчики посчитали Safir с двигателем Gipsy недостаточно мощным, и в результате Gipsy был заменен шестицилиндровым двигателем Lycoming O-435A мощностью 190 л.с. (140 кВт), а тип с модернизированным двигателем стал Saab 91B. [ 3 ] полет 18 января 1949 г. [ 5 ] Saab 91C, впервые совершивший полет в сентябре 1953 года, сохранил двигатель О-435, но имел переработанную четырехместную кабину. [ 6 ] [ 7 ] Модель 91D заменила O-435 более легким четырехцилиндровым двигателем Lycoming O-360-A1A мощностью 180 л.с. (130 кВт). [ 8 ] [ 6 ]
Помимо своей основной роли учебно-туристического самолета, Safir также использовался в качестве аэродинамического испытательного стенда. Первый прототип использовался в качестве платформы для испытаний на малых скоростях стреловидного крыла реактивного истребителя Saab 29 , а позже был модифицирован для испытаний крыла истребителя Saab 32 Lansen. [ 8 ] Кроме того, в Японию был продан один бывший шведский самолет, прошедший различные модификации для испытаний механизации летающей лодки Shin Meiwa PS-1 . [ 9 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Производство Saab 91A началось в 1946 году, но продажи были медленными из-за большого количества дешевых бывших военных тренажеров, выставленных на продажу после окончания Второй мировой войны. Основными пользователями 91А были ВВС Швеции и Эфиопии. В 1951 году Швеция заказала 74 учебно-тренировочных самолета 91B для замены оставшихся у нее Bestmann, но компания Saab была занята производством истребителей J29 Tunnan, поэтому производство Saab 91B было перенесено на голландской компании De Schelde завод в Дордрехте . Де Шельде продолжал строить Safir до 1955 года, выпустив в общей сложности 120 Saab 91B и 91C. [ 3 ]
Saab возобновил производство Safir на своем в Линчёпинге в 1954 году. заводе [ 6 ] построит 25 Saab 91B-2 для Норвегии, 30 Saab 91C (все для военных заказчиков) и 99 Saab 91D. [ 10 ] Производство продолжалось до 1966 года, когда был построен последний Safir, Saab 91C для Эфиопии. Всего было выпущено 323 самолета, включая прототип. [ 8 ]
Safir использовался ВВС Швеции, Норвегии, Финляндии, Австрии, Туниса и Эфиопии в качестве учебно-тренировочного самолета, а одиночный самолет использовался Агентством обороны Японии в качестве испытательной платформы для взлета и посадки . [ 11 ] Этот тип оставался на вооружении Норвегии и Финляндии до конца 1980-х годов, а также в Австрии до 1992 года. [ 8 ] Хотя в 1971 году его заменил в качестве учебно-тренировочного самолет Scottish Aviation Bulldog в Швеции, он продолжал использоваться в качестве самолета связи и все еще находился в эксплуатации в 1994 году. [ 12 ]
Основными гражданскими пользователями были Air France , Lufthansa и голландская Rijksluchtvaartschool (RLS) в аэропорту Гронингена Элде , недалеко от Гронингена .
Во время разработки Saab 29 первоначальный прототип Saab 91 был модифицирован уменьшенной версией стреловидных крыльев Saab 29; этот самолет получил обозначение Saab 201 Experimental Aircraft . Этот же планер позже был оснащен крыльями, разработанными для Saab 32 Lansen ; он получил обозначение Saab 202 .
Единственный Saab 91 Safir был модифицирован как Saab X1G для исследований в Японии.
Варианты
[ редактировать ]
- 91A - оригинальная серийная версия, оснащенная двигателем de Havilland Gipsy Major 10 мощностью 145 л.с. (108 кВт). Три места. [ 4 ] построено 48. [ 8 ] Обозначение ВВС Швеции Tp 91 . [ 8 ]
- 91B - Трехместная версия Lycoming O-435 мощностью 190 л.с. (140 кВт) . [ 4 ] 106 построен компанией De Schelde. [ 8 ] Обозначение ВВС Швеции Sk 50B . [ 8 ]
- 91Б-Д — Улучшенный 91Б. Три построены Де Шельде. [ 10 ]
- 91B-2 Вариант – 91B для Королевских ВВС Норвегии с небольшими модификациями, в основном с винтом постоянной скорости. [ нужна ссылка ] . 25 построено Saab для Норвегии. [ 10 ]
- 91C - четырехместная версия 91B, с топливными баками, перенесенными в крылья, [ 13 ] и гребной винт постоянной скорости. [ нужна ссылка ] Одиннадцать построены De Schelde и 30 Saab. [ 8 ] Обозначение ВВС Швеции Sk 50C . [ 14 ]
- 91D - четырехместная версия, оснащенная двигателем Lycoming O-360 мощностью 180 л.с. (130 кВт), приводящим в движение гребной винт с постоянной скоростью. [ 6 ] 99 построено Saab. [ 8 ]
Операторы
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Март 2020 г. ) |
Военные операторы
[ редактировать ]- Австрийские ВВС - с 1964 г. получили 24 Saab 91D. Оставались на вооружении до 1992 г. [ 8 ]
- ВВС Эфиопии - получили 16 Saab 91A с 1947 года, 8 91B и 16 91C. Некоторые из них все еще оставались в эксплуатации в начале 1980-х годов. [ 8 ]
- ВВС Финляндии — 35 Saab 91D и 1 91B. Выведен из употребления в конце 1980-х годов. [ 8 ]
- финской пограничной службы Бывший оператор
- Королевские ВВС Норвегии - получили 25 Saab 91B-2 с 1956 года и 5 бывших ВВС Швеции 91B. [ 8 ]
- ВВС Швеции - получили 20 91А, 76 91В и 14 91С. [ 8 ]
- ВВС Туниса - получили один 91B-D и 14 91D. [ 8 ]
Гражданские операторы
[ редактировать ]- Кельвин Хьюз - один 91-C (G-ANOK), использовавшийся в качестве самолета для разработки и испытаний.
Технические характеристики (91А)
[ редактировать ]
Данные Jane's All the World's Aircraft, 1958-59 гг., [ 15 ] Сафир в воздухе [ 16 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 2 пассажира
- Длина: 7,8 м (25 футов 7 дюймов)
- Размах крыльев: 10,6 м (34 фута 9 дюймов)
- Высота: 2,2 м (7 футов 3 дюйма)
- Площадь крыла: 13,6 м 2 (146 кв. футов)
- Соотношение сторон : 8,3
- Профиль профиля : корень: NACA 23018 ; совет: NACA 4412 [ 17 ]
- Пустой вес: 580–610 кг (1279–1345 фунтов)
- Полная масса: 955 кг (2105 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 1075 кг (2370 фунтов)
- Запас топлива: 110 л (29 галлонов США; 24 имп галлона) с резервом 25 л (6,6 галлонов США; 5,5 имп галлонов)
- Силовая установка: 1 4-цилиндровый двигатель de Havilland Gipsy Major X , 108 кВт (145 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной гребной винт фиксированного или изменяемого шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 265 км/ч (165 миль в час, 143 узла)
- Крейсерская скорость: 235 км/ч (146 миль в час, 127 узлов), экономичный крейсерский режим.
- Максимальный крейсерский режим 248 км / ч (154 миль в час; 134 узла)
- Скорость сваливания: 85 км/ч (53 миль в час, 46 узлов)
- Дальность: 960 км (600 миль, 520 миль)
- Практический потолок: 4600 м (15 100 футов)
- Скорость набора высоты: 5 м/с (980 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 73,2 кг/м 2 (15,0 фунтов/кв. футов) при нормальной загруженной массе
- Мощность/масса : 0,1049 кВт/кг (0,0638 л.с./фунт)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Форд 1994 , с. 45
- ^ Форд 1994 , стр. 45–47.
- ^ Перейти обратно: а б с Форд 1994 , с. 47
- ^ Перейти обратно: а б с д Тейлор 1966 , с. 125
- ^ Тейлор 1961 , с. 134
- ^ Перейти обратно: а б с д Тейлор 1961 , с. 135
- ^ «Вы видели?: 4-место Сафира» . Летающий . Том. 55, нет. 2. Август 1954. с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Форд 1994 , с. 48
- ^ Форд 1994 , стр. 48–51.
- ^ Перейти обратно: а б с Форд 1994 , стр. 47–48.
- ^ SAAB Safir серийный номер 91.201 [ мертвая ссылка ] Архивировано 28 ноября 2004 г. в Wayback Machine.
- ^ Форд 1994 , с. 51
- ^ Рейс 1 января 1954 г., с. 2.
- ^ «SK 50B: Сааб 91 Сафир» . Flygvapenmuseum (на шведском языке). 3 февраля 2018 года. Архивировано из оригинала 18 августа 2019 года . Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ Бриджмен, Леонард, изд. (1958). Самолеты всего мира Джейн, 1958-59 гг . Лондон: Jane's All the World's Aircraft Publishing Co. Ltd., стр. 245–246.
- ^ Смит, 1947, стр. 459–462.
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
- Форд, Дэниел (зима 1994 г.). «Несокрушимая жемчужина: давний тренер SAAB Safir». Любитель воздуха . № 56. С. 45–51. ISSN 0143-5450 .
- «SAAB 91C SAFIR: Личные впечатления от краткого воздушного испытания» . Полет . Том. 65, нет. 2345. 1 января 1954. С. 2–3, 21 . Проверено 17 августа 2019 г.
- Смит, Морис А. (23 октября 1947 г.). «Сафир в воздухе» . Полет . Том. ЛИИ, нет. 2026. стр. 459–462 . Проверено 17 августа 2019 г.
- Тейлор, Джон В.Р. (1961). Джейн «Все самолеты мира», 1961–62 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон и компания.
- Тейлор, Джон В.Р. (1966). Самолеты всего мира Джейн, 1966–67 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон и компания.
Внешние ссылки
[ редактировать ]