Получает 32 Лансен
Получает 32 Лансен | |
---|---|
Saab J 32b в Airshow Kristianstad в 2006 году | |
Общая информация | |
Тип | |
Производитель | Может AB |
Основной пользователь | Шведские ВВС |
Номер построен | 450 [ 1 ] [ 2 ] |
История | |
Производится | 1954–1960 [ 1 ] |
Дата введения | 1956 |
Первый полет | 3 ноября 1952 года |
Ушедший на пенсию | 1997 |
Saab 32 Lance (английский: копье [ NB 1 ] [ 3 ] )-это двухместный, трансконный военный самолет , спроектированный и изготовленный шведским производителем самолетов Saab AB .
Разработка Лансена началась в конце осени 1946 года в качестве преемника самолета атаки Saab B 18/S 18 , хотя первоначальный контракт на дизайн и макет предлагаемого проектирования P1150 Saab не был выпущен до декабря 1948 года. были отложены планы по использованию коренного Dovern Dovern стойкого турбовина Вместо технических трудностей в пользу платы за лицензию, построенные в лицензии, лицензионной . 3 ноября 1952 года первый прототип совершил свой первый полет ; После летных испытаний и нескольких усовершенствований серийное производство типа началось в течение следующего года.
Поставки Лансена в шведские ВВС ( Flygvapnet ) состоялись в период с 1955 по 1960 год. Это был первый самолет с двумя сиденьями в двухместном сиденье, а также первый, который был оснащен интегрированным поисковым радаром . Были произведены три основных варианта Лансена, они предназначены для атаки (32A), борца (J 32B) и разведывательных (S 32C). Позднее построенные самолеты были оснащены более мощной моделью двигателя Avon и все более способной электроникой. В течение длительного оперативного срока службы Лансен также занимал вторичные роли, в том числе в качестве электронного военного платформы, целевого буксира и исследовательских самолетов. Большинство были в отставке в течение 1990 -х годов после окончания холодной войны .
Разработка
[ редактировать ]Осенью 1946 года компания Saab начала внутренние исследования, направленные на разработку заменяющего самолета для Saab B 18/S 18 в качестве стандартного атакующего самолета Швеции. [ 4 ] В течение 1948 года шведское правительство официально обратилось к просьбе расследования развития с турбоейтом самолета с мощностью ударового , чтобы заменить серию винтажных атак 1940 -х годов, разведки и ночных и ночных самолетов, затем в Flygvapnet : B 18/s 18, J 21r/A 21R и J 30 ( De Havilland Mosquito ). Из нескольких различных проведенных дизайнерских исследований, в том числе двухмоторного самолета, предназначенного для приготовления пары двигателей De Havilland Ghost Turbojet, Saab обосновался на одномоторном дизайне, который первоначально был обозначен P1150 . [ 5 ]
Его базовый дизайн также основан на различных материалах, которые были получены из Швейцарии, включая рисунки по проектам Мессершмитта с.1101 , с.1110 , с.11111 и с.1112 . Менеджер проекта Saab Фрид Ванстрём забрал эти секретные документы из Швейцарии в Швецию в 1945 году. Документы возникли от инженеров Мессершмитта, которые бежали в Швейцарию в конце Второй мировой войны. Среди них были инженер и аэродинамик Герман Бербом , который стал частью ядра Сааба в команде вокруг Saab 29 Tunnan и предстоящих типов самолетов, таких как Saab 32 Lansen и Saab 35 Draken . [ Цитация необходима ]
20 декабря 1948 года был выпущен контракт на первую фазу для проектирования и макета предлагаемого самолета, официально инициировав работу по разработке на P1150 . [ 4 ] [ 6 ] Требования, изложенные шведскими ВВС для P1150, требовались: они должны были быть в состоянии атаковать где угодно вдоль 2000 км Швеции (1245 миль) береговой линии в течение одного часа после запуска из центрального места. Он должен был быть способен быть запущенным в любых погодных условиях и днем или ночью. [ 5 ] В ответ Saab решил разработать самолет с двумя сиденьями с низким содержанием крыла и оснащенный расширенной электроникой. [ 6 ] P1150 сломает новые основания для шведских ВВС, будучи их первым двухместным реактивным самолетом, и первым, кто несет встроенный поисковый радар. [ 7 ]
Первоначально Saab предусматривал питание P1150 с помощью коренного с коренным путем турбовика . Тем не менее, как временное, так и технические трудности, возникшие во время разработки Dovern, привели к тому, что правительство Шведы решили заменить предполагаемый двигатель Dovern, построенный лицензией Rolls-Royce Avon Series 100 Turbojet Engine, обозначенный RM.5, вместо этого. [ 4 ] [ 5 ] Одиночный двигатель Avon предоставил SAAB 32A с соотношением тяги и веса около 0,3 и позволил самолету примерно на 10 000 фунтов тяжелее, чем двойник двигателя Saab 18, который он заменил; Вместо этого модернизированного и значительно более мощного двигателя RM6A Avon Avon, более поздний продуцированный вариант j 32B. [ 8 ]
3 ноября 1952 года первый прототип P1150 провел свой первый рейс. [ 5 ] [ 9 ] Конструкция прототипов изначально показала как закрылки Фаулера , так и ведущий лот; Этот слот был отброшен как ненужный после испытаний с прототипами и никогда не появлялся на последующих производственных самолетах. Треугольные заборы были добавлены возле корней крыльев во время летных испытаний, чтобы улучшить воздушный поток, когда самолет летал под большим углом атаки . [ 4 ] [ 10 ] Небольшая партия прототипов P1150 завершила проектные и оцененные испытания с последовательным производством недавно назначенного SAAB 32 Lansen, начиная с 1953 года. Работы по разработке по проекту были зарегистрированы как в целом, в которой участвовали более 2 000 000 человек . [ 4 ]
В течение 1955 года первое производство было доставлено самолеты атаки Lansen 32A Lansen достаты в ВВС Шведы; Поставки этого варианта прошли до середины 1958 года, после чего производственная деятельность переключилась на два других варианта Lansen, J 32B и S 32C. Эти две модели существенно отличались от первых, а J 32 B был оснащен новым двигателем для большей производительности полета, а также новыми навигации и управления огнем . системами [ 4 ] [ 11 ] 7 января 1957 года первый J 32 B Lansen провели свой первый полет; 26 марта 1957 года первый S 32C Lansen выполнил свой первый рейс. Производство Лансена продолжалось до мая 1960 года. [ 4 ]
Дизайн
[ редактировать ]У Saab 32 Lansen была прямолинейная общая договоренность, будучи одним из первых самолетов в мире, специально разработанных для миссий по атаке. [ 5 ] С самого начала он был разработан, чтобы эффективно размещать установку электронных войн и различных систем оружия. Самолет может быть вооружен в общей сложности четырех 20 -мм пушки, а также крыловые пилоны для различных калибров ракет и разных бомб. Вариант J 32 несла четыре 30 -мм пушки Адена , в то время как A 32 («A» означает атаку) вооружение из четырех 20 мм Bofors M/49 Cannon, спрятанной под клапанами в носу. [ 1 ] J 32 существенно отличался от другого варианта, Saab описывал его как «для всех намерений нового самолета», оснащенного более мощным двигателем и более новыми вооружками и различным радаром. [ 6 ]
Нос Лансена также содержал , картирование и навигацию Эрикссон передняя антенна которого была размещена в большом пузырьке под фюзеляжем, непосредственно вперед от основного шасси ; Этот радар работал в сочетании с анти-кораблем RB 04 C, одной из самых ранних круизных ракет на западной службе. Вариант атаки Лансена может нести до двух ракет RB04, по одной под каждым крылом. [ 12 ] [ NB 2 ] На разведывательном варианте Лансена можно установить до шести камер на месте четырех пушек, [ NB 3 ] Тела камеры требовали установки волдырей подбородка на верхнем фюзеляже носа; Лансен также мог бы нести до 12 флэш -бомб M62 для ночной фотографии. [ 14 ]

Фузеляж Лансена был относительно хорошо упорядочен , являясь первым самолетом, для которого кривизну и суставы между кожными панелями были определены по математическим расчетам, чтобы уменьшить сопротивление, достигнутое с помощью раннего применения компьютерных технологий. [ 15 ] Крыло имело 10 -процентный ламинарный профиль и мощность 35 °. Гидравлически поставленные элероны и большие шлипы Fowler на крыльях, включающих первичные поверхности управления полетом , как и гидравлически вспомогательные лифты с приводимым хвостом; В общей сложности . также было присутствовало также по бокам задней фюзеляжа [ 10 ] У Лансена был трехколесный ход с одним колесом на всех шасси . [ 16 ] Другие функции крыла включают в себя оборудование для одного сечения на внешних треках крыла, трубку пито на правом кончике крыла и три трудных точках . [ 16 ] Чтобы проверить 35-й конструкцию крыла Lansen's, половина крыла было установлено на Saab Safir , обозначенном Saab 202 Safir. [ 17 ]
Лансен был оснащен одним турбоужающим двигателем Svenska Flygmotor RM5 Svenska , который представлял собой лицензионный двигатель Rolls-Royce Avon RA.3/Mk.109, изготовленный Flygmotor . [ 18 ] Для легкого обслуживания доступа к двигателю весь кормовой фюзеляж самолета был съемным. [ 10 ] Воздухозаборники для двигателя были расположены прямо вперед и над крылом. Пилот с двумя людьми и экипаж навигатора содержался в кабине под давлением, оснащенным однокомнатным кухниковым навесом; Второе ветровое стекло отделяет кабину между пилотом и навигатором, чтобы защитить последнее в случае непреднамеренного сброса купола. [ 10 ] [ 16 ]
Оперативная история
[ редактировать ]25 октября 1953 года Saab 32 Lansen достиг количества Маха , по крайней мере, 1,12, в то время как в неглубоком погружении, превышая звуковой барьер . [ 10 ] В декабре 1955 года поставки варианта атаки 32A официально начались, что позволило бы быстро уйти в отставку последнего бомбардировщика B 18 с поршнем с шведской службы. По словам Билла Ганстона и Питера Гилкриста, A 32A оказался чрезвычайно эффективным, как с точки зрения обслуживания, так и точности его вооружений. [ 1 ] В период с 1958 по 1960 год было изготовлено 54 самолета разведывания S32 C. [ 13 ] Последний Лансен, который будет построен, был доставлен в Flygvapnet 2 мая 1960 года. [ 1 ]

Одним из предназначенных использования для A 32A было в качестве системы воздушной доставки для ядерного или химического оружия . В течение 1950 -х и 1960 -х годов Швеция управляла программой ядерного оружия , однако никогда не производила такое оружие. [ 19 ]
Несчастные случаи уничтожили треть всех Лансенсов в течение 25 лет службы, убив 100 экипажей вместе с 7 гражданскими лицами в Викбо. [ 20 ] Несчастные случаи были связаны с комбинацией технических недостатков, самолеты не были готовы к обслуживанию, а также недостатки обучения в отношении полета ночью и в неблагоприятную погоду. В 1960 году авария Викбо Пилот Уно Магнуссона «32A пострадал от отключения двигателя» и выбросил, прежде чем врезаться в фермерский дом, убив всех семи гражданских жителей. [ 20 ] Сбой произошел из -за известной ошибки, которая произошла, когда был установлен капля; Истребитель J32 B был запрещен от использования резервуара. [ 20 ] Запасные детали для исправления разлома были доступны на основе, но еще не были установлены. Причины аварии были подавлены от публики пресс -службой Flygvapnet; Поскольку жертвами были гражданские лица, они не были включены в официальную статистику несчастных случаев. [ 20 ]
A 32 Lansen был последним специально построенным самолетом атаки в Швеции. Замена A 32A официально началась в июне 1971 года, более продвинутый Saab 37 Viggen медленно используется для выполнения своих обязанностей атаки. [ NB 4 ] Поскольку тип постепенно заменялся более современными типами, SAAB 32 продолжал работать в конце 1990 -х годов в качестве целевых буксиров и электронных военных платформ, в общей сложности было преобразовано 20 J 32BS для этих обязанностей. [ 1 ] [ 6 ] К 2010 году по крайней мере два Lansens все еще работали, имея единственную задачу - взять высокие выборы воздуха в целях исследования в сотрудничестве со шведским управлением радиационной безопасности ; В середине 2010 года один из них собрал образцы вулканического пепла . [ 22 ] По состоянию на апрель 2020 года все самолеты были отозваны с активной службы. [ 6 ]
Варианты
[ редактировать ]
- 32а
- Наземная атака и морская удара версия. 287 самолетов, построенных между 1955 и 1957 годами, [ 23 ] Пенсируется в 1978 году. Вооружены четырьмя 20 -мм Bofors M/49 Cannons и может нести две ракеты Saab RB 04 , неправомерные ракетные стручки и различные бомбы до 3х600 кг бомб. Оснащен Radarvarnare F9/5 Radar Swarning Presiver и Dispencer Box-3. [ 24 ]
- J 32b
- Версия для истребителей с всепогодом изначально работала только для плохой погоды и ночных истребителей. Два прототипа и 118 производственных самолетов построены [ 23 ] Между 1958 и 1960 годами, в отставке в 1973 году. Вооружены четырьмя 30-мм оружием Aden, RB 24 ракет (построенный лицензией AIM-9 Sidewinder ) или 75 мм не управляемых ракетных стручков. J 32B был оснащен более мощным двигателем Svenska Flygmotor RM6A (Rolls-Royce Avon MK 47A).
- S 32C
- Специализированная морская версия разведывания и разведывания фото разработана с 32а. 45 самолетов построены [ 23 ] Между 1958 и 1959 годами, в отставке в 1978 году. Оборудован с радаром PS-432/A с расширенным диапазоном и с шестью камерами-двумя SKA 23 (Fairchild K-47), один Ska 15 (Williamson F49 Mk 2) и три SKA 16 (Vinten F95).
- J 32d
- Целевая версия буксира. Шесть J 32B были изменены, [ 23 ] в отставке в 1997 году.
- J 32E
- Версия ECM (электронная война и контрмеры) используется также для обучения ECM. Четырнадцать J 32B были изменены, [ 23 ] В отставке в 1997 году. Самолеты были оснащены системой заклинивания G 24 в одной из трех версий (для полос L, S или C), используемых для загрузки и военно -морских радаров. Кроме того, Adrian (для полос S и C) и Petrus (для x Band) стручки использовались для затыпления воздушных радаров.
- J 32AD
- Версия Project of Day Fighter с 1953 года как промежуточное решение между J 29 Tunnan и J 35 Draken , назначен J 32AD («D» стоит за Dag [Day]). Самолет был легче, без радара и вооружены четырьмя 20 мм и одним 30 -мм пистолетом в носу и разных ракетах. 120 боевиков Hawker Hunter . Никто не построен, вместо этого купили
- J 32U
- Проект Fighter версии 1954 года («U» означает Utveckling [Development]) с гораздо лучшей производительностью, чем J 32b. Самолет был оснащен более мощным двигателем Rolls-Royce RA 19R и имел улучшенную конструкцию крыла. Никто не построен.
- J 32S/J16
- В 1969 году на самолете Norrbotten Wing (F 21) 4 версии J32B были изменены, чтобы стать своего рода снятие снега, используя тепло от двигателя, чтобы растопить снег и лед. Крылья и хвост были удалены, а поверх фюзеляжа добавляли небольшую каюту. Там, где был выходы двигателя ранее, теперь была квадратная труба, которая приведет воздух вниз к земле. Тип был протестирован и оценен в F 21 до 1971 года, когда проект был отменен. Проект был отменен из-за низкой эффективности и очень высокого потребления топлива. Была также проблема с сваркой в трубе. Наименование версии довольно простое, J32S (S обозначает Snö [Snow]) и J16 просто потому, что половина самолета была удалена, чтобы создать J32.
Выживший самолет
[ редактировать ]Один самолет был восстановлен в условиях полета и принимает участие в шоу ВВС. Это модель J32D, которая ранее была 32606, но теперь официально зарегистрирован SE-RME. Производство № 32543 летит под регистрацией SE-RMD по состоянию на 2017 год, а также для исторического полета шведских ВВС . [ 25 ]
Кроме того, ряд не летящих планеров выставлены на статических показателях на различных музеях и (бывших) базах ВВС.
- #32070: Gate Guardian в Skaraborg Wing (F 7) в Såtenäs.
- #32085: в музее в Forms Hälsinge Wing (F 15) в Söderhamn.
- #32127: выставлен на пути к гражданскому терминалу в Халмстаде. Состоит из частей от 32127, 32094 и после пересмотра в 2019 году, задней части 32035. [ 26 ]
- #32151: в музее в бывшем крыле Бликинг (F 17) в Каллинге.
- #32197: в Шведском музее ВВС в Линкипипинге.
- #32259: Gate Guardian в Forms Västgöta Wing (F 6) в Карлсборге
- #32284: Выставлен в музее Estrella Warbirds в Пасо Роблс , США.
- #32510: выставлен в Австрийском авиационном музее в аэропорту Грац, Австрия. [ 27 ]
- #32512: В музее в форме Göta Wing , Today Aeroseum, Säve, Гетеборг .
- #32543: Выставлен в музее аэронавтики и астронавтики (Мадрид) (F 3) в Cuatro Vientos, Мадрид, Испания.
Операторы
[ редактировать ]
Спецификации (J 32b)
[ редактировать ]

Внешние видео | |
---|---|
![]() | |
![]() |
Данные из Великой Книги бойцов , [ 28 ] Боевой самолет с 1945 года [ 2 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 14,94 м (49 футов 0 дюймов)
- Размах крыльев: 13 м (42 фута 8 дюймов)
- Высота: 4,65 м (15 футов 3 дюйма)
- Область крыла: 37,4 м 2 (403 кв. Фута)
- Аэродинамическая профиль : NACA 64A010 [ 29 ]
- Пустой вес: 7500 кг (16 535 фунтов)
- Максимальный вес взлета: 13 500 кг (29 762 фунта)
- Силовая установка: 1 × Svenska Flygmotor RM6A Afterburing Turbojet Engine, 47 кН (11 000 фунтов) сухой, 65,3 кН (14 700 фунтов) с Afterburner
Производительность
- Максимальная скорость: 1200 км/ч (750 миль в час, 650 кН)
- Диапазон: 2000 км (1,200 миль, 1,100 нми)
- Потолок обслуживания: 15 000 м (49 000 футов)
- Скорость подъема: 100 м/с (20 000 футов/мин)
Вооружение
- Оружие: 4 × 30 мм Аден пушки по 90 раундам каждый
- Ракеты: 4 × 75 мм
- Ракеты: 4 × RB 24 ракет с воздухом-воздухом
Смотрите также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Dassault Mystery
- Grumman F-9 Cougar
- Охотник на Хоукер
- McDonnell F3H Demon
- Республика F-84F ThunderStreak
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Имена шведских боевых самолетов, таких как Вигген или Драенк, находятся в определенной форме.
- ^ Ракета RB 04 будет использовать радар Лансена для целевой блокировки и для первоначального программирования ракеты; После запуска он использовал бы свой собственный активный терминал, не полагаясь на радар самолета. [ 1 ]
- ^ Начальная конфигурация камеры включала две камеры SKA 17 с 5,1 -дюймовыми объективами и двумя SKA 18 с 36,2 -дюймовыми объективами. В 1962 году конфигурация была обновлена до одной камеры SKA 15 с 3,9 -дюймовым объективом, тремя камерами SKA 16 с 3,9 -дюймовыми объективами и двумя камерами SKA 23 с 23,6 -дюймовыми объективами. [ 13 ]
- ^ С начала 1960 -х годов шведские ВВС разработали Вигген в качестве указанного преемника Лансена в роли атаки. [ 21 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Gunston and Gilchrist 1993, p. 136
- ^ Jump up to: а беременный Wilson 2000, p. 122
- ^ Нильссон, Аксель (13 января 2012 г.). "Jas 39 Gripen - вехи" . Проекты Администрация обороны Шведы. Архивировано с оригинала 22 февраля 2014 года . Получено 12 февраля 2014 года .
Шведское название самолетов
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Может быть 30 декабря 1960 года. P. 1017.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Gunston and Gilchrist 1993, p. 134.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и «Сааб 32 Лансен». Архивированный 2016-01-26 в The Wayback Machine Saab , 14 декабря 2015 года.
- ^ Вагнер 2009, с. 53
- ^ Gunston and Gilchrist 1993, pp. 134–136.
- ^ "700 миль в час Сааб." Flight International , 7 ноября 1952 г. с. 580.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Gunston and Gilchrist 1993, p. 135.
- ^ Авиационная неделя , вып. 66, McGraw-Hill, 1957, p. 73 .
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 135–36.
- ^ Jump up to: а беременный Wagner 2009, p. 55
- ^ Вагнер 2009, стр. 54-55.
- ^ Ганстон и Гилкрист 1993, с. 134–35.
- ^ Jump up to: а беременный в Wagner 2009, p. 54
- ^ Ford 1994 , p. 45
- ^ Вагнер 2009, стр. 53-54.
- ^ Agrell, Wilhelm (2002), развитие химического и ядерного оружия . Шведское оружие уничтожения : гг 1928–1970 91-89442-49-0 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Хавереет» (на шведском языке). SE : Fokus . Октябрь 2010 . Получено 18 января 2015 года .
- ^ «Сааб 37: Новая пилотируемая система оружия Швеции». Полет , с. 1010. 27 декабря 1962 года.
- ^ Альпман, Мари. «Спросите отбор образцов с Лансеном» Шведский . Nyteknik, 6 мая 2010 года. Получено: 2 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Forsgren 2010, с. 68–69.
- ^ Специальная инструкция драйвера A32A (PDF) (144 Ed.). Администрация Королевского воздуха. П. Получено 25 апреля 2024 года .
- ^ «Данные самолета SE-RMD» . Аэропорт-дата. 5 мая 2017 года . Получено 31 мая 2023 года .
- ^ Юнссон, Свен-Эрик (8 декабря 2019 г.). "Что происходит на FMT (Old F 14) с Лансеном?" Полем Шведская Ассоциация истории авиации . Получено 8 декабря 2019 года .
- ^ «Luftfahrtmuseum: добро пожаловать» . www.luftfahrtmuseum.at . Получено 17 апреля 2023 года .
- ^ Грин, Уильям и Гордон Сванборо. Великая книга бойцов . Сент -Пол, Миннесота: MBI Publishing, 2001. ISBN 0-7603-1194-3 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Получено 16 апреля 2019 года .
Библиография
[ редактировать ]- Erichs, Rolph et al. Saab Scania Story . Стокгольм: Striffert & Co., 1988. ISBN 91-7886-014-8 .
- Форд, Даниэль (зима 1994). «Прочный драгоценный камень: долгий сервирующий тренер Saaab Safir». Энтузиаст воздуха . № 56. С. 45–51. ISSN 0143-5450 .
- Forsgren, январь "База данных: Saab 32 Lansen". Самолет , ноябрь 2010, том 38 №. 11, выпуск 451. С. 64–74.
- Ганстон, Билл и Питер Гилкрист. Самолетные бомбардировщики: от Мессершмитта меня 262 до стелса B-2 . Osprey, 1993. ISBN 1-85532-258-7 .
- «Сааб: передовые боевые самолеты Швеции». Flight International , 30 декабря 1960 года. С. 1017–20.
- Тейлор, Джон В.Р. "Сааб 32 Лансен (Ланс)". Боевые самолеты мира с 1909 года по настоящее время . Нью -Йорк: Сыновья GP Putnam's, 1969. ISBN 0-425-03633-2 .
- Это происходит в шведских ВВС (брошюра). Стокгольм: информационный отдел авиационного персонала, Flyegstabens Informationsavdelning, Шведские ВВС, 1983.
- Вагнер, Пол Дж. Самолет ВВС TAC Recce: НАТО и неординарные самолеты ВВС ВВС В ВВС ВВС ВОЗДЕЛА ВОЗДА ВОЗДЕЛИ . Dorrance Publishing, 2009. ISBN 978-1-4349-9458-5 .
- Уилсон, Стюарт. Боевой самолет с 1945 года . Фишвик, Австралия: аэрокосмические публикации, 2000. ISBN 1-875671-50-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Saab 32 Lansen - обзор
- Фото полета Saab J32d Lansen в шведских цветах управляется полет Heritage Flight of Flygvapnet (шведские воздушные силы) - 2012.
- Экстран, О. "Шведский тест -полет". Полет , с. 704. 12 ноября 1954 года.