Yermolayev Yer-2
Локация-2 | |
---|---|
![]() | |
Общая информация | |
Тип | Дальний средний бомбардировщик |
Национальное происхождение | СССР |
Дизайнер | |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Советские ВВС |
Количество построенных | около 360–370 |
История | |
Дата введения | 1941 |
Первый полет | 14 мая 1940 г. |
Ушедший на пенсию | 1950 (оценка) |
Разработано на основе | Бартини Сталь-7 |
Ермолаев Ер-2 ( русский : Ермолаев Ер-2 дальнего действия, ) — советский средний бомбардировщик использовавшийся во время Второй мировой войны . Он был разработан на базе «Бартини Сталь-7» прототипа авиалайнера еще до войны . Его использовали для бомбардировки Берлина с авиабаз в Эстонии после начала операции «Барбаросса» в 1941 году. Производство было прекращено в августе 1941 года, чтобы позволить заводу сосредоточиться на производстве более приоритетных Ил-2 штурмовиков , но было возобновлено в конце 1941 года. 1943 года с новыми, экономичными Чаромского АЧ- Б. авиационными дизелями 30
Хотя он был спроектирован как средний бомбардировщик дальнего действия, он выполнял тактические штурмовые задачи во время битвы за Москву с большими потерями. Выжившие летали, в постоянно сокращающемся количестве, до августа 1943 года, когда последние экземпляры были переданы в школы. Однако возобновление производства в 1943 году позволило самолету возобновить боевые действия уже в апреле 1945 года. Ер-2 оставался на вооружении Дальней авиации, пока его не заменили четырехмоторные бомбардировщики типа Ту-4. в конце 1940-х годов.
Некоторые более поздние варианты, отличающиеся в основном выбором двигателей, обозначаются Ер-4 и Ер-6 . в некоторых источниках [ 1 ] [ 2 ]
Разработка
[ редактировать ]Roberto Bartini had designed and built the Stal-7 airliner whilst he was the chief designer at the ZOK NII GVF ( Russian : Завод Опытных Конструкций Научно-Исследовательского Института Граждаского Воздушного Флота – Zavod Opytnykh Konstrooktsiy Naoochno-Issledovatel'skogo Institoota Grazhdanskogo Vozdooshnogo Flota — "Factory for Special Constructions at the Scientific Test Institute for the Civil Air Fleet"). The performance of the Stal-7 was exceptional, particularly in respect to its payload: at gross overload weight over 56% of the total weight was payload. [ 3 ] Во время летных испытаний с максимальной взлетной массой прототип разбился при взлете в начале 1938 года, что привело к аресту Бартини и его заключению в сибирский ГУЛАГ в феврале 1938 года. [ 4 ] Сталь-7 лежала без ремонта до тех пор, пока не был назначен Владимир Ермолаев после ареста Бартини главным конструктором ОКБ-240 с задачей превратить конструкцию Сталь-7 в дальний бомбардировщик. Задача облегчилась, поскольку Бартини зарезервировал место для бомбоотсек в фюзеляже. После ремонта Сталь-7 продолжил программу летных испытаний, в том числе совершил рекордный беспосадочный перелет 28 августа 1939 года по маршруту Москва — Свердловск — Севастополь — Москва; расстояние 5086 км (3160 миль) при средней скорости 405 км/ч (252 миль в час). [ 3 ]
Предварительное проектирование ДБ -240 ( по-русски : дальний бомбардировщик ), как назывался вариант бомбардировщика, было завершено к началу 1939 года, а в июле следующего года началось строительство двух прототипов. ДБ-240 мало что сохранил, кроме общей компоновки Стали-7, поскольку конструкция была практически полностью переработана. Кабина пилота была смещена влево, чтобы улучшить обзор вниз, штурман/наводчик бомбы располагался в обширно застекленной носовой части с 7,62-миллиметровым (0,300 дюйма) пулеметом ШКАС , радист сидел внизу и справа от пилота и спинной наводчик в частично выдвижной башне с одним 12,7-миллиметровым (0,50 дюйма) Березин УБ пулеметом Т. Еще один ШКАС помещался в подфюзеляжном люке. До 2000 кг (4409 фунтов) бомб можно было нести в бомбовом отсеке, а две 500-килограммовые (1102 фунта) бомбы можно было нести снаружи. Можно было перевозить до 4600 кг (10 141 фунт) топлива. ДБ-240 был разработан для использования экспериментального Климов М-106 Двигатели В12 , но на менее мощный двигатель Климов М-105 пришлось заменить, поскольку М-106 не было в наличии. [ 5 ]
Прототип ДБ-240 впервые поднялся в воздух 14 мая 1940 года, а государственные приемочные испытания начались 27 сентября 1940 года. Более слабые двигатели не позволили ДБ-240 достичь проектных характеристик. Он мог достичь только 445 км/ч (277 миль в час) на высоте 4250 м (13 944 фута) вместо ожидаемых 500 км/ч (311 миль в час) на высоте 6 000 метров (19 685 футов). Его оборонительное вооружение было сочтено недостаточным, а среди других проблем - чрезмерно длинный разбег и неисправности двигателей. Однако это не компенсировало его достоинств: большой бомбовой нагрузки и дальности действия (4100 километров (2548 миль) с 1000 кг (2205 фунтов) бомб). Его заказали в производство на заводе № 18 в Воронеже как Ермолаев Ер-2. [ 5 ]
Производство началось в марте 1941 года, и к 22 июня 1941 года было поставлено около 50 самолетов. Эти самолеты были примерно на 5–8 км / ч (3,1–5,0 миль в час) медленнее, чем прототип, а их нормальный вес увеличился с 1220 кг (2690 фунтов) до 12 520 кг. (27 602 фунта). Производство было прекращено в августе 1941 года, и было построено всего 128 самолетов, что позволило заводу сконцентрироваться на выпуске более приоритетных Ил-2 . штурмовиков [ 6 ]
Ер-2 был модифицирован экспериментальными двигателями Микулина АМ-37 , усиленной ходовой частью, бронированными сиденьями штурмана и наводчика, а также 12,7-мм пулеметами УБТ вместо исходного вооружения ШКАС. Впервые он поднялся в воздух в июле 1941 года и смог достичь скорости 505 км/ч (314 миль в час) на высоте 6000 м (19 685 футов), но дальность полета была уменьшена до 3500 км (2175 миль) с 1000 кг (2205 фунтов) бомб. Одной из существенных проблем этой версии был чрезмерный разбег при взлете, который затруднял полеты с взлетно-посадочных полос с травяным покрытием. [ 7 ] Однако двигатель был ненадежным и имел проблемы с охлаждением, на решение которых у ОКБ Микулина не было ресурсов, поэтому он был отменен в октябре, когда завод был вынужден эвакуироваться из Москвы из-за наступления немцев. [ 8 ]
Дизельный двигатель Чаромского М-40 Ф также тестировался на Ер-2 в 1941 году. Этот двигатель, как и все дизели, обеспечивал значительно меньший расход топлива по сравнению со стандартным бензиновым двигателем, но с большим увеличением веса. Эти двигатели увеличили полную взлетную массу до 13 500 кг (29 762 фунта), что потребовало усиления ходовой части и увеличения площади крыла, чтобы сохранить ту же нагрузку на крыло . Самолет с двигателем М-40Ф достиг максимальной скорости 430 км/ч (267 миль в час) на высоте 6050 м (19 849 футов). Однако М-40 еще не был готов к эксплуатации, и проект был свернут. [ 9 ]
Комбинация самолет/двигатель имела достаточный потенциал, поэтому работы по разработке продолжались с использованием близкородственного, но более зрелого дизельного двигателя Чаромского АЧ-30 Б. Кабина была модифицирована для размещения двух пилотов рядом, а площадь крыла и хвостового оперения была увеличена. 12,7-мм пулемет УБТ в спинной башне был заменен на 20-миллиметровую (0,79 дюйма) пушку ШВАК , а носовой и подфюзеляжный пулеметы ШКАС заменены на 12,7-мм пулеметы УБТ. Можно было перевозить до 5460 кг (12037 фунтов) топлива. Ер-2/АЧ-30Б был запущен в производство на заводе № 39 в Иркутске в конце 1943 года, а в следующем месяце первый серийный самолет был отправлен на государственные приемочные испытания. Некоторые лишние самолеты были переоборудованы в VIP-транспорты Ер-2ОН. [ 9 ]
Операционная история
[ редактировать ]Ер-2 не находился на вооружении эскадрильи, когда Германия вторглась 22 июня 1941 года, но ( 420 -й и 421-й дальнебомбардировочный авиаполк вскоре после этого были сформированы ДБАП). Однако ни один полк не выполнял никаких оперативных вылетов до конца лета. [ 5 ] Вечером 10 августа Ер-2 420-го ДБАП в сопровождении Петляков Пе-8 432-го ДБАП предприняли попытку бомбить Берлин с аэродрома Пушкино под Ленинградом . Аэродром был слишком мал для размещения полностью загруженного Ер-2, но трем бомбардировщикам все равно удалось взлететь. Двум удалось разбомбить Берлин или его окраины, но только один успешно вернулся; другой был сбит «дружественными» И-16 Поликарпова, когда он вернулся в советское воздушное пространство, а третий самолет пропал без вести. [ 10 ] Три экипажа 420-го ДБАП бомбили Кенигсберг в ночи с 28 на 29 и с 30 августа на 1 сентября из аэропорта Раменское к юго-востоку от Москвы . [ 11 ]
На 1 октября 1941 года на вооружении находилось 63 Ер-2, но в рабочем состоянии находились только 34. [ 12 ] 420-й ДБАП к началу ноября совершил 154 боевых вылета (6 в августе, 81 в сентябре, 67 в октябре) и потерял 30 из 40 самолетов. Более половины из них (19) произошли из-за небоевых потерь. Потери были чрезвычайно высокими осенью и зимой, поскольку они были ненадлежащим образом применены против немецких тактических передовых целей во время битвы под Москвой на малых высотах, и только 12 из них находились в строю 18 марта 1942 года. [ 12 ] На 4 августа 1942 года в составе 747-го ДБАП было всего десять Ер-2, и он ненадолго был задействован во время Сталинградской битвы . [ 13 ] Выжившие летали, в постоянно сокращающемся количестве, до августа 1943 года, когда последние несколько самолетов были переданы школам 2-м гвардейским ДБАП и 747-м ДБАП. [ 13 ] [ 14 ]
Ер-2 был снова запущен в производство в конце 1943 года, но к 1 июня 1944 года ни один из новых бомбардировщиков не поступил в боевые части. Однако после войны 42 бомбардировщика находились на вооружении 1 января 1945 года и 101 - 10 мая 1945 года. закончилось. [ 12 ] Первым боевым вылетом, выполненным Ер-2 после возвращения в производство, стал налет на Кенигсберг 7 апреля 1945 года силами 327-го и 329-го бомбардировочных авиационных полков . [ 15 ] его не заменили четырехмоторные бомбардировщики, такие как Ту-4 . Он оставался на вооружении частей Дальней авиации, пока в конце 1940-х годов [ 9 ]
Варианты
[ редактировать ]- ДБ-240
- Два прототипа серии Ер-2 с двумя двигателями М-105 мощностью 1050 л.с. [ 16 ]
- Локация-2
- Серийная версия с двумя двигателями М-105, построено 128 штук. [ 17 ]
- Ер-2/АМ-37
- Один самолет модернизирован двумя опытными двигателями Микулина АМ-37 мощностью по 1380 л.с. , самыми быстрыми из всех Ер-2. [ 17 ]
- Ер-2/М-40Ф
- Первый дизельный Ер-2 с модифицированным крылом. Один переоборудован с двумя Чаромского М-40 Ф мощностью по 1500 л.с. дизелями [ 17 ]
- Ер-2/АЧ-30Б
- Серийная модель дизельной версии. Характеристики были превосходными, несмотря на плохую надежность и грубую работу дизелей Чаромского АЧ-30Б. Дальность увеличена на 1500 км (930 миль) по сравнению с версией с двигателями М-105. [ 18 ]
- Локация-2ОН
- ( Русский : Особого назначения - Специальное задание ). Два самолета серии Ер-2 / АЧ-30Б были модифицированы с 12-местной VIP-кабиной, снятой военной техникой и дальнобойными топливными баками в бомбоотсеке. Третий самолет был переоборудован из Ер-2 (выпуск 1941 года) и использовался для челночных полетов между Иркутском и Москвой. [ 1 ]
- Год-2Н
- ( Русский : Носитель -Авианосец ) Один самолет был модифицирован в качестве испытательного стенда для трофейных Argus As 014 импульсных реактивных двигателей . [ 1 ]
- Ер-2/МБ-100
- Один серийный самолет использовался в качестве испытательного стенда для двигателя Добротворского МБ-100 мощностью 2200 лошадиных сил (1600 кВт) в 1945 году. [ 17 ]
- Локация-4
- Версия 1945 года с двигателями АЧ-30БФ и модернизированной системой охлаждения. Один источник [ 1 ] утверждает, что это был единственный планер (№ 11), а другой утверждает, что была произведена небольшая партия из 11 самолетов с двигателями АЧ-30БФ, но не использует Ер-4 . для них обозначение [ 19 ] По крайней мере еще один источник [ 20 ] вместо этого он применяет обозначение Ер-4 к прототипу 1943 года, который, по его словам, не был запущен в производство. Однако в остальном его описание соответствует самолету, который другие источники называют прототипом, который привел к серийному производству Ер-2/АЧ-30Б, включая выбор двигателя, увеличенный размах крыла, пушечное вооружение в носовой части и сроки разработки. [ а ]
- Локация-6
- В некоторой документации обозначение Ер-6 применялось к двум разным самолетам: [ 2 ]
- Первым был Ер-2, испытанный с двигателями М-40Ф в 1941 году. До начала войны с Германией было совершено пятнадцать полетов . [ 2 ]
- Обозначение было повторно использовано для Ер-2, оснащенного специальными опорами двигателя, позволяющими устанавливать двигатели М-40Ф, М-ЗО или АМ-38Ф без дальнейших доработок. [ 2 ]
Операторы
[ редактировать ]- VVS ( Russian : Voyenno-Vozdooshnyye Seely — Soviet Air Forces )
- ADD ( Russian : Aviahtsiya Dahl'nevo Deystviya — Long Range Aviation )
- 420-й дальнебомбардировочный авиационный полк, позже 748-й дальнебомбардировочный авиационный полк.
- 421-й дальнебомбардировочный авиационный полк, позже 747-й дальнебомбардировочный авиационный полк.
- 747-й дальнебомбардировочный авиационный полк
- 748-й дальнебомбардировочный авиационный полк, позднее 2-й гвардейский дальний авиационный полк.
- 327-й дальнебомбардировочный авиационный полк
- 329-й дальнебомбардировочный авиационный полк
- ADD ( Russian : Aviahtsiya Dahl'nevo Deystviya — Long Range Aviation )
Технические характеристики (Ер-2/АЧ-30Б)
[ редактировать ]
Данные Ганстона, с. 503
Общие характеристики
- Экипаж: 4
- Длина: 16,42 м (53 фута 10 дюймов)
- Размах крыльев: 23 м (75 футов 6 дюймов)
- Высота: 4,82 м (15 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 79 м 2 (850 кв. футов)
- Пустой вес: 10 455 кг (23 049 фунтов)
- Полная масса: 18 580 кг (40 962 фунта)
- Силовая установка: 2 Чаромского АЧ-30Б В-12 мощностью по 1100 кВт (1500 л.с.) каждый. дизель-поршневых двигателя жидкостного охлаждения
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты с постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 420 км/ч (260 миль в час, 230 узлов)
- Дальность: 5500 км (3400 миль, 3000 миль)
- Практический потолок: 7200 м (23600 футов)
Вооружение
- Оружие:
- 1 × 12,7-мм пулемет УБТ в носовой гибкой установке.
- 1 × 12,7-мм пулемет УБТ в подфюзеляжной гибкой установке.
- 1 × 20-мм пушка ШВАК в спинной башне ТУМ-5.
- Бомбы: до 5000 кг (11023 фунта) бомб во внутреннем бомбоотсеке.
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ↑ Якубович отмечает в некоторых источниках ошибку и связывает это с тем, что прототипом является предсерийный планер №4. [ 21 ] Шавров также утверждает, что в качестве прототипа АЧ-30Б использовался предсерийный планер №4, но никогда не упоминает обозначение Ер-4 в своем собственном описании вариантов Ер-2 . [ 22 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Ганстон, с. 503
- ^ Перейти обратно: а б с д Medved & Khazanov, p. 35
- ^ Перейти обратно: а б Гордон, с. 354
- ^ Ганстон, с. 42
- ^ Перейти обратно: а б с Гордон, с. 355
- ^ Гордон, стр. 355–56.
- ^ Гордон, с. 357
- ^ Котельников, Владимир (2005). Российские поршневые авиационные двигатели . Мальборо, Уилтшир: Crowood Press. п. 110. ИСБН 1-86126-702-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Гордон, с. 358
- ^ Водопьянов Михаил Васильевич (на русском языке). Архивировано из оригинала 26 декабря 2009 года . Проверено 24 октября 2009 г.
- ^ "420-й дальнебомбардировочный авиационный полк ОН" . Allaces.ru. 29 November 2009 . Retrieved 10 February 2010 .
- ^ Перейти обратно: а б с Качественный состав боевых самолетов Дальней авиации на важнейшие даты Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. (на русском языке) . Проверено 24 октября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б "421-й дальнебомбардировочный авиационный полк 747-й авиационный полк дальнего действия" . Allaces.ru. 8 October 2007 . Retrieved 10 February 2010 .
- ^ "748-й дальнебомбардировочный авиационный полк 748-й авиационный полк дальнего действия 2-й гвардейский Смоленский Краснознаменный авиационный полк дальнего действия 2-й гвардейский бомбардировочный Смоленско-Будапештский дважды Краснознаменный авиационный полк" . Allaces.ru. 29 November 2009 . Retrieved 10 February 2010 .
- ^ Бергстрем, Кристер (2008). Багратион до Берлина. Последние воздушные бои на Востоке: 1944–1945 гг . Хершам, Суррей: Классические публикации. п. 108. ИСБН 978-1-903223-91-8 .
- ^ Ганстон, с. 501
- ^ Перейти обратно: а б с д Ганстон, с. 502
- ^ Ганстон, стр. 502–503.
- ^ Medved & Khazanov, p. 42
- ^ Немечек, с. 143
- ^ Якобович, с. 58
- ^ Шавров, с. 279
Библиография
[ редактировать ]- Гордон, Ефим (2008). Советская авиация во Второй мировой войне . Хинкли, Англия: Midland Publishing. ISBN 978-1-85780-304-4 .
- Ганстон, Билл (1995). «Скопа» Энциклопедия русской авиации 1875–1995 гг . Лондон: Оспри. ISBN 1-85532-405-9 .
- Medved, Aleksandr; Khazanov, Dmitriy (1999). Дальний бомбардировщик Ер-2 [ Long-range Bomber Yer-2 ]. Moscow: Tekhnika Molodezhi.
- Немечек, Вацлав (1986). История советской авиации с 1918 года . Лондон: Уиллоу Букс. ISBN 0-00-218033-2 .
- Shavrov, Vadim Borisovich (1978). История конструкций самолетов в СССР 1938—1950 г.г. [ History of Aircraft Construction in the USSR 1938—1950 ]. Moscow: Mashinostroenie.
- Якубович, Николай Васильевич (2013). Великий Бартини. «Воланд» советской авиации [ Великий Бартини: Воланд советской авиации ]. Москва: Эксмо.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Краткая статья о Ер-2. Архивировано 23 сентября 2015 г. на Wayback Machine.
- Рисунок Ер-2 среди прочего
- Большая статья об истории развития (на русском языке)