ФАБ-5000
ФАБ-5000НГ | |
---|---|
Тип | Бомба общего назначения |
Место происхождения | Советский Союз |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 28 апреля 1943 г. - 9 мая 1945 г. |
Используется | Советские ВВС |
Войны | Вторая мировая война |
История производства | |
Дизайнер | Нисон Ильич Гельперин |
Технические характеристики | |
Масса | 5400 кг (11900 фунтов) |
Длина | 5200 мм (200 дюймов) |
Диаметр | 1000 мм (39 дюймов) |
Боеголовка | Тротил , гексоген и алюминиевый порошок |
Вес боеголовки | 3200 кг (7100 фунтов) |
ФАБ 5000НГ ( русский : ФАБ-5000НГ , где NG означает ее изобретателя, Нисона Илича Гельперина) представляла собой большую фугасную бомбу с тонким корпусом, сбрасываемую с воздуха, использовавшуюся советскими ВВС во время мировой войны. II . Это устройство было самой мощной авиабомбой в советском арсенале военного времени (до тех пор, пока ФАБ-9000 ). была разработана фугасная бомба во время холодной войны в рамках серии М-46 не [ 1 ]
Разработка
[ редактировать ]Бомба была разработана советским инженером-химиком Нисоном Гельпериным (1903-1989) в 1942 году. Гельперин спроектировал и построил бомбы с тонким металлическим корпусом, чтобы сократить использование чугуна и алюминия. В разработках Гельперина металлические корпуса составляли лишь 35 процентов веса бомбы. [ 2 ]
К 1942 году в Государственном комитете обороны Советского Союза возникла необходимость в оружии, которое могло бы поражать сильные промышленные и военные объекты, сортировочные станции и укрепления, без обычного разбрасывания бомб средней тяжести. Первой попыткой стал взрывной беспилотный самолет, модифицированная версия ТБ-3 , но испытания этой летающей бомбы оказались менее чем удовлетворительными. [ 2 ]
Управление тыла ВВС в конечном итоге обратилось к Гельперину с просьбой разработать пятитонную бомбу, которую мог бы сбросить Пе -8 , самый тяжелый советский бомбардировщик того времени. [ 2 ] Окончательная версия ФАБ-5000 была оснащена шестью контактными боковыми взрывателями, а боеголовка была заполнена 3200 кг (7055 фунтов) взрывчатой смеси тротила , гексогена и алюминиевого порошка . Количество взрывателей гарантировало, что сила взрыва будет распространяться вбок, что увеличивает ущерб в таких областях, как промышленные комплексы и военные объекты. [ 3 ] Для загрузки устройства двери отсека бомбардировщика должны были оставаться полуоткрытыми. Однако испытания прошли успешно. [ 2 ] Две бомбы были сброшены: одна с высоты 4000 м, другая с высоты 3300 м. Первая бомба упала на открытую землю, оставив воронку диаметром 6 метров (20 футов) и глубиной 3 метра (9,8 футов). Обгорела трава в радиусе 150 м. Вторая бомба упала в лесу и оставила воронку диаметром 8 метров (26 футов) и глубиной 3 метра (9,8 футов). Около 600 деревьев диаметром от 150 до 500 мм, тоньше 150 мм не учитывались, были вырваны в радиусе 70 м, при этом 30 процентов деревьев в радиусе 135 м также повалились. Более поздние испытания образовали кратеры диаметром до 20 метров (66 футов) и глубиной 9 метров (30 футов). [ 3 ] Проект был доведен до конвейера, и 15 февраля 1943 года бомба была спешно принята на вооружение. [ 2 ] К концу войны в ВВС СССР было поставлено 98 ФАБ-5000, все они произведены в 1943 году. [ 3 ]
Оперативное использование
[ редактировать ]Первое боевое применение ФАБ-5000 состоялось в ночь на 28 апреля 1943 года, когда были поражены береговые укрепления под Кенигсбергом . [ 2 ] Бомбардировщик Пе-8 , сбросивший бомбу с высоты 5800 м (19 000 футов), был потрясен ударной волной взрыва. [ 3 ] 19 июля 1943 года во время Курской битвы два Пе-8 сбросили две бомбы на железнодорожную станцию под Орлом . [ 3 ] разобрав 100-метровый участок железной дороги и уничтожив десятки вагонов и немецкой военной техники. [ 2 ] Железные дороги и склады горючего в районе Орла уже были поражены одной бомбой 4 июня и двумя бомбами 3 июля. 12 июля были осуществлены две атаки по наступающим немецким войскам, но дальнейшее тактическое применение было приостановлено, чтобы избежать риска дружественного огня . [ 3 ] Советские источники также утверждают, что два здания, занятые гестапо и Белорусской вспомогательной полицией, были разрушены двумя бомбами ФАБ-5000 в городе Могилёв , Беларусь . [ 4 ] предположительно 26 мая 1943 года. 7 февраля 1944 года еще две бомбы ФАБ-5000 были сброшены на Хельсинки в ходе Великих рейдов 1944 года. [ 3 ] Советские источники утверждают, что были разрушены железнодорожные мастерские и кабельный завод. [ 5 ] Через пару дней на столицу Финляндии упали еще две бомбы. Последний ФАБ-5000 был сброшен на железнодорожную станцию Брайлов , Украина , 9 марта 1944 года во время советского наступления на Каменец-Подольский котел , остановив все железнодорожное движение на несколько дней. [ 3 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]- В видеоигре War Thunder 2012 года ФАБ-5000 включен в качестве варианта полезной нагрузки для бомбардировщика Пе-8 и изображается как способный поражать танки в радиусе взрыва более 100 метров. [ 6 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ ФУГАCНЫЕ АВИАБОМБЫ Retrieved on 19 July 2015
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г ФАБ-5000 Получено 19 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «Бомбы фугасного действия калибра 5000 кг (ФАБ-5000)» (на испанском языке). ВВС Красной Армии . Проверено 20 июля 2015 г.
- ^ Бомба Нисона Гельперина Retrieved on 19 July 2015
- ^ Раткин, В. (1996). "Пе-8. Испытание войной" . Мир авиации. Авиационно-исторический журнал . 2 .
- ^ «5000 кг бомба ФАБ-5000 — War Thunder Wiki» . wiki.warthunder.com . Проверено 15 ноября 2021 г.