Tupolev Tu-334
Ту-334 | |
---|---|
![]() На авиасалоне МАКС 2007. | |
Общая информация | |
Тип | Узкофюзеляжный реактивный авиалайнер |
Национальное происхождение | Россия |
Производитель | Объединенная авиастроительная корпорация |
Статус | Отменено |
Количество построенных | 2 |
История | |
Изготовлено | 1999–2009 |
Первый полет | 8 февраля 1999 г. |
Разработано на основе | Tupolev Tu-204 |



Туполев Ту-334 ( русский : Туполев Ту-334 ) — российский малой и средней дальности проект авиалайнера , который был разработан для замены устаревших Ту-134 и Як-42, находящихся на вооружении по всему миру. В основу планера легли укороченный фюзеляж Ту-204 и уменьшенная версия крыла этого самолета. Однако в отличие от Ту-204 Ту-334 имеет Т-образное хвостовое оперение и двигатели, установленные по бокам задней части фюзеляжа, а не под крыльями. После национализации российских авиастроительных компаний в 2009 году с целью создания Объединенной авиастроительной корпорации было решено не продолжать программу. [ 1 ]
Разработка
[ редактировать ]
ОКБ Туполева представило Ту-334 в начале 1989 года как возможный авиалайнер с винтовым двигателем , который потенциально может поступить на вооружение Аэрофлота в 1995 году. Однако у него будет промежуточная версия с турбовентиляторным двигателем, которая начнет эксплуатироваться в авиакомпаниях примерно в 1991–1992 годах. двигатель будет потреблять примерно на 20 процентов меньше топлива, чем лучший советский двигатель Винтовочный турбовентиляторный . Двигатель будет иметь удельный расход топлива тяги (TSFC) 13 г/(кН⋅с) (0,46 фунта/(фунт-сила⋅ч)), в результате чего уровень расхода топлива самолета на одного пассажира составит 13 граммов на километр (0,74 унции). за милю). Версия Ту-334 с турбовентиляторным двигателем будет использовать двигатели Лотарева Д-436Т с TSFC 18 г/(кН⋅с) (0,62 фунта/(фунт-сила-час)) и степенью двухконтурности 6,5, и будет потреблять 20 г/км (1,1 унции/милю) на пассажира. Винтовательный Ту-334 вмещал 104–137 пассажиров по сравнению с 86–102 пассажирами более короткого турбовентиляторного Ту-334. [ 2 ]
Вскоре после этого Туполев подтвердил использование Д-436 в турбовентиляторной версии. [ 3 ] Тем не менее, они инициировали переговоры с International Aero Engines (IAE) на Парижском авиасалоне 1989 года , чтобы обсудить использование статической тяги в 7500 кгс (17000 фунтов силы; 74 килоньютона) пониженной версии двигателя V2500 IAE 11345 кгс (25010 фунтов силы). ; 111,26 кН) двигатель. Переговоры, которые продолжались по крайней мере до конца года, объяснялись опасениями, что Лотарев не сможет уложиться в сроки Туполева или цели по сжиганию топлива, или что Туполев отменяет версию с винтовым двигателем. [ 4 ] Высказывались также опасения, что Туполев не сможет достаточно быстро удовлетворить срочные потребности советского государственного авиаперевозчика «Аэрофлот». В этом сценарии советское министерство авиастроения могло бы позволить ОКБ Яковлева конкурировать и строить Як-42М ( вариант авиалайнера Як-42 ) из-за его более быстрой доступности, несмотря на предполагаемое предпочтение министерства Ту-334. [ 5 ]
Информация о винтовом двигателе начала раскрываться во втором квартале 1990 года, хотя детали часто были противоречивыми. В апреле 1990 года, объявляя дату ввода промежуточного самолета в эксплуатацию в 1993 году, главный конструктор Туполева заявил, что в качестве двигателя сверхвысокой двухконтурности будет использоваться винтовой двигатель Лотарева (теперь переименованный в ОКБ "Прогресс"), напоминающий УДФ General Electric GE36 , а не винтовой вентилятор, над которым он работал. [ 6 ] Однако Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ), советский научно-исследовательский институт двигателей, сообщил, что Туполев ожидал, что к периоду 1995-1997 годов будет эксплуатироваться винтовой двигатель Ту-334, вероятно, с винтовым двигателем с редуктором вместо безредукторного. [ 7 ] Затем в последующем отчете винтовой двигатель Ту-334 был назван Лотарев Д-27 , диаметром 3,8 метра (12,5 футов; 3800 миллиметров; 150 дюймов), тягой 11 200 кгс (24 700 фунтов силы; 110 кН) силовой установкой с TSFC 12 г/(кН⋅с) (0,44 фунт/(фунт-сила⋅ч)). Д-27 также будет оснащен недавно анонсированным винтовым авиалайнером Як-46 , который был похож на конкурента Як-42М, но имел два винтовых двигателя вместо трех ТРДД в хвостовой части фюзеляжа . [ 8 ] : 66 Три недели спустя Туполев заявил, что правительственные чиновники в ближайшее время примут решение о том, между двумя ответвлениями двигателей Д-27 от КБ "Прогресс" для финальной версии Ту-334 в 1996 году: винтовым двигателем "Прогресс Д-227" или "суперконтравентилятором" Прогресса Д-527. , безредукторная, но с канальной силовой установкой встречного вращения со степенью двухконтурности 18. [ 9 ] Несколькими днями ранее Советский Союз впервые представил западной публике работающий винтовой двигатель, управляя Ил-76 ЛЛ испытательным самолетом с одним установленным двигателем Прогресс Д-236 на авиасалоне ILA в Ганновере, Германия . Хотя в Ганновере Советы отказались назвать самолет, на котором будет использоваться D-236, [ 10 ] В статье, опубликованной в октябре 1990 года, этот мотор-редуктор был назван силовой установкой для окончательного варианта Ту-334, который будет конкурировать с Як-46 с двигателем Д-27 за заказ Аэрофлота на замену Ту-134 . [ 11 ]
Работы над Ту-334 начались в начале 1990-х годов, но продвигались медленно из-за проблем с финансированием, возникших в результате распада Советского Союза . Прототип был представлен в 1995 году, но это был не более чем макет с несколькими установленными системами. Функциональный самолет впервые поднялся в воздух 8 февраля 1999 года, а позже в том же году были заключены соглашения, по которым МиГ взял на себя часть производства авиалайнера. Российский сертификат типа был получен – с некоторой задержкой – 30 декабря 2003 года. [ 12 ]
Развитие оставалось медленным из-за затянувшихся бюджетных проблем. В свою очередь, сертификация самолета и запланированный его ввод в серийное производство неоднократно откладывались. По состоянию на декабрь 2006 года имелись твердые заказы на Ту-334 от семи авиакомпаний, в том числе от авиакомпании «Атлант-Союз» , а также имелись протоколы о намерениях от 24 авиакомпаний на приобретение еще 297 самолетов. [ 13 ] [ 14 ] Цена за единицу бизнес-версии оценивается примерно в 43–44 миллиона долларов. [ нужна ссылка ]
Одним из предполагаемых заказчиков этого типа был Иран . Иранская организация авиационной промышленности (IAIO) вела переговоры о покупке лицензий на сборку самолетов в Иране к 2011 году и их полное производство к 2015 году наряду с Ту-214 . [ 15 ] До отмены программы Ту-334 из этих переговоров не вышло ничего конкретного.
Еще в 2008 году Туполев сообщил, что в общей сложности около 100 авиакомпаний выразили заинтересованность в размещении заказов на Ту-334; 31 июля 2008 года управляющий директор «Туполева» Сергей Ильюшенков объявил, что производство планируется начать не позднее января 2009 года. [ нужна ссылка ] Однако и эта дата прошла без каких-либо сообщений о ходе серийного производства Ту-334.
В 2009 году, когда проектные годы отставали от запланированного графика и только два экземпляра были построены и летали через десять лет после первого полета, Ту-334 попал на рассмотрение в ходе рационализации российских авиастроительных компаний, что привело к образованию Объединенной авиастроительной корпорации. . В середине 2009 года было принято решение не продолжать программу Ту-334 и вместо этого сосредоточить усилия на Sukhoi Superjet 100 , Ан-148 и Иркуте МС-21 . [ 1 ]
Варианты
[ редактировать ]- Ту-334-100
- Базовая версия, с размещением 72 пассажиров в смешанной компоновке (12 пассажиров первого класса и 60 туристических классов) или 102 пассажира в компоновке повышенной плотности. Т1 тягой 73,6 кН (16 500 фунтов силы) Два ТРДДД Прогресс Д-436 . [ 16 ]
- Ту-334-100С
- Предлагается комбинированный (грузопассажирский) вариант Ту-334-100. [ 16 ]
- Ту-334-100Д
- Планируется удлиненная версия с увеличенным запасом хода. Фюзеляж удлинен на 54 см (21 дюйм) и увеличен размах крыла (32,61 м (107 футов 0 дюймов)). Оснащен двумя двигателями Прогресс Д-436Т2 мощностью 80,4 кН (18 100 фунтов силы). [ 17 ]
- Ту-334-120
- Планируемая модификация Ту-334-100 с двумя мощностью 88,9 кН (20 000 фунтов силы ) двигателями Rolls-Royce BR715-55 . [ 16 ]
- Ту-334-120Д
- На базе Ту-334-100Д, но с двумя двигателями Rolls-Royce BR-715-55. [ 16 ]
- Ту-334С
- Серийный грузовой вариант. [ 18 ]
- Ту-336
- Предлагаемая версия, работающая на сжиженном природном газе , с криогенными топливными баками над пассажирской кабиной. [ 16 ]
- Ту-354
- Дальнейшая растянутая версия, первоначально получившая обозначение Ту-334-200 . Удлинен на 390 см (150 дюймов) по сравнению с Ту-334-100, вмещает до 126 пассажиров. Ту-354 оснащен двумя двигателями «Прогресс Д-436Т2» или «Роллс-Ройс БР-715-55». Шасси Ту-354 было усилено для использования четырехколесных тележек. [ 17 ]
Технические характеристики (Ту-334-100)
[ редактировать ]Данные Jane's All The World's Aircraft, 2003–2004 гг. [ 17 ]
Общие характеристики
- Экипаж: два-три
- Вместимость: 102 пассажира (туристический класс, шаг сидений 81 см (32 дюйма)).
- Длина: 31,26 м (102 фута 7 дюймов)
- Размах крыльев: 29,77 м (97 футов 8 дюймов)
- Высота: 9,38 м (30 футов 9 дюймов)
- Площадь крыла: 83,23 м 2 (895,9 кв. футов)
- Вес пустого: 28 950 кг (63 824 фунта)
- Максимальный взлетный вес: 47 900 кг (105 601 фунт)
- Силовая установка: 2 «Прогресс Д-436 Т1» ТРДД с тягой 73,6 кН (16 500 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Крейсерская скорость: 820 км/ч (510 миль в час, 440 узлов) на высоте 10 600–11 100 м (34 800–36 400 футов)
- Дальность: 3150 км (1960 миль, 1700 миль)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Цитаты
- ^ Jump up to: а б Дейли, Киран (11 августа 2009 г.). «Российское объединенное авиационное объединение достигло зрелости» . Флайтглобал . Проверено 9 января 2016 г.
- ^ Постлетуэйт, Алан (29 апреля 1989 г.). «Туполев» представляет винтовой авиалайнер» (PDF) . Рейс Интернешнл . Том. 135, нет. 4162. Москва , Советский Союз. п. 10. ISSN 0015-3710 .
- ^ «Производная Лотарева для Ту-334» (PDF) . Технические: Воздушный транспорт. Рейс Интернешнл . Том. 136, нет. 4171. 1 июля 1989. с. 18. ISSN 0015-3710 .
- ^ Постлетуэйт, Алан (2 января 1990 г.). «IAE на переговорах по Туполеву» (PDF) . Технические: Двигательная установка. Рейс Интернешнл . Том. 136, нет. 4196. с. 16. ISSN 0015-3710 .
- ^ Постлетуэйт, Алан (9 сентября 1989 г.). «Время против Ту-334?» (PDF) . Обзор Тушино Шоу. Рейс Интернешнл . Том. 136, нет. 4181. Москва , Советский Союз. п. 27. ISSN 0015-3710 .
- ^ «В настоящее время ведется производство самолетов Ту-334, срок ввода в эксплуатацию намечен на 1993 год» . Советский воздушный транспорт. Неделя авиации и космических технологий . Том. 132, нет. 16. Москва, СССР. 16 апреля 1990 г., стр. 71–72. ISSN 0005-2175 .
- ^ Постлетуэйт, Алан (1 мая 1990 г.). «Маркетинг моторов» . Рейс Интернешнл . Том. 137, нет. 4213. стр. 34–35. ISSN 0015-3710 .
- ^ Постлетуэйт, Алан (9–15 мая 1990 г.). «Яковлев наносит ответный удар: планируются Propfan и другие высокотехнологичные модификации авиалайнера Як-42 (кодовое название НАТО Clobber)» . Рейс Интернешнл . Том. 137, нет. 4215. стр. 61–62, 65–66. ISSN 0015-3710 .
- ^ «Туполев планирует создать суперконтрафан» (PDF) . Новости: Технические. Рейс Интернешнл . Том. 137, нет. 4218. 5 июня 1990 г. с. 15. ISSN 0015-3710 .
- ^ «Советы показывают Ил-76 с винтовым вентилятором » (PDF) . Отчет о Ганноверской выставке. Рейс Интернешнл . Том. 137, нет. 4217. 23–29 мая 1990. с. 9. ISSN 0015-3710 .
- ^ «Следует принять решение о замене Ту-134» (PDF) . Москва Аэрокосмическая '90. Рейс Интернешнл . Том. 138, нет. 4237. 10–16 октября 1990. с. 28. ISSN 0015-3710 .
- ^ «Туполев: Новости 2003/2004» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года.
- ↑ Flight International , 3–9 октября 2006 г.
- ^ Рой Кочран. «Русский авиационный ресурс Роя» . Архивировано из оригинала 21 ноября 2009 года . Проверено 28 декабря 2006 г.
- ^ Джон Пайк. «Ту-334» .
- ^ Jump up to: а б с д и Джексон 2003, с. 432.
- ^ Jump up to: а б с Джексон 2003, стр. 432–433.
- ^ Даффи, Пол (23–29 июня 1993 г.). «Русский выживший» . Рейс Интернешнл . Том. 144, нет. 4375. стр. 54–55. ISSN 0015-3710 .
- Библиография
- Гордон, Ефим; Ригмант, Владимир (2005). ОКБ Туполева: История ОКБ и его самолетов . Хинкли, Англия, Великобритания: Midland Publishing. стр. 284–290. ISBN 978-1-85780-214-6 .
- Джексон, Пол, изд. (2003). Все самолеты мира Джейн, 2003–2004 гг . Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISBN 978-0-7106-2537-3 .
- Даффи, Пол (май 1999 г.). «Ту-334 совершил первый полет». Подробно. Мир воздушного транспорта . Том. 36, нет. 5. с. 24. ISSN 0002-2543 .
- Никитин, Евгений (июль 1995 г.). Пассажирский лайнер Ту-334 в профиле . Национальные дела России: Экономические вопросы. Центральная Евразия (Отчет). Ежедневный отчет: Дополнение. Том. ФБИС-СОВ-95-145-С. Перевод Информационной службы зарубежного вещания (FBIS) (опубликовано 28 июля 1995 г.). стр. 42–48. hdl : 2027/nnc1.cu00734080 .
{{cite report}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - Aerospatiale и Россия подписывают договор о сотрудничестве . Наука и технологии: Европа/Международный мир: Экономическая конкурентоспособность (Отчет). Отчет JPRS. Том. JPRS-EST-93-017. Перевод Информационной службы зарубежного вещания (FBIS). Париж, Франция (опубликовано 12 мая 1993 г.). 18 марта 1993 г. стр. 39–40. hdl : 2027/nyp.33433016823811 .
{{cite report}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите ) - «Туполев соблазнился двигателем БР715» (PDF) . Заголовки. Рейс Интернешнл . Том. 141, нет. 4323. 17–23 июня 1992. с. 6. ISSN 0015-3710 .
- «Роллс-Ройс Ту-204 полетит в июне» (PDF) . Воздушный транспорт. Рейс Интернешнл . Том. 141, нет. 4314. 15–21 апреля 1992. с. 10. ISSN 0015-3710 .
- Лаксман, Шринивас (25 января 1991 г.). Развитие авиации, сотрудничество с Советским Союзом . Южная Азия: Индия. Ближний Восток и Южная Азия (Отчет). Отчет JPRS. Том. JPRS-NEA-91-019. Бомбей, Индия (опубликовано 19 марта 1991 г.). п. 48 – через Информационную службу зарубежного вещания (FBIS).
{{cite report}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помогите )- Отчет JPRS по Ближнему Востоку и Южной Азии (Отчет). Объединенная служба исследований публикаций. 19 марта 1991 г. Архивировано из оригинала 9 ноября 2019 г. - через Центр технической информации Министерства обороны.
- «Обновление Аэрофлота с добавлением Ту-334» . Технические: Воздушный транспорт. Рейс Интернешнл . Том. 137, нет. 4215. 9–15 мая 1990 г., стр. 26–27. ISSN 0015-3710 .
- «Бюро Туполева разрабатывает концепцию сверхвысококонтурного турбовентиляторного двигателя для транспортного Ту-334» . Советская аэрокосмическая промышленность. Неделя авиации и космических технологий . Том. 130, нет. 23. Москва, СССР. 5 июня 1989 г. с. 96. ISSN 0005-2175 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Семейство самолетов Ту-334» . Туполев . Архивировано из оригинала 8 февраля 2007 года.
СМИ, связанные с Ту-334, на Викискладе?