История эксплуатации F-14 Tomcat
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Grumman . F-14 Tomcat служил в ВМС США и Имперских ВВС Ирана , затем в ВВС Исламской Республики Иран [ 1 ] после 1979 года. Действовал на борту авианосцев США с 1974 по 2006 год и остаётся на вооружении Ирана . Глубокие знания о его службе в Иране относительно ограничены.
служба ВМС США
[ редактировать ]F-14 в основном выполнял задачи воздух-воздух и разведку вместе с ВМС США до 1990-х годов, когда он также использовался в качестве ударного истребителя дальнего действия . [ 2 ] Он участвовал в значительных боевых действиях в Средиземном море и Персидском заливе и использовался в качестве ударной платформы на Балканах , в Афганистане и Ираке до своего окончательного развертывания вместе с Соединенными Штатами в 2006 году.
Вывод американцев из Сайгона (1975)
[ редактировать ]
Tomcat дебютировал в бою во время операции «Частый ветер» , эвакуации американских граждан из Сайгона , в апреле 1975 года. F-14A из 1-й истребительной эскадрильи (VF-1) и VF-2 , действовавшие с авианосца « Энтерпрайз» , совершали боевые воздушные патрули над этой местностью. Южный Вьетнам обеспечит истребительное прикрытие маршрута эвакуации. [ 3 ]
Перехваты времен холодной войны (1976–1991)
[ редактировать ]
VF-142 стал первой эскадрильей F-14 Атлантического флота, перехватившей советский Ту-95 «Медведь» 23 апреля 1976 года. Одной из рутинных задач, выполняемых F-14 ВМС США, был перехват самолетов, слишком близко подошедших к авианосным группам США. Советские стратегические бомбардировщики и морские разведчики регулярно патрулировали вблизи американских авианосцев во время холодной войны , и их часто сопровождали F-14.
F-14 Tomcats были основными многоцелевыми истребителями, в основном перехватывающими самолеты Ту-95 Bear D, которые летали в районе американских авианосцев во время холодной войны. Политика США заключалась в том, чтобы не позволять Bear D приближаться к авианосцу ближе чем на несколько сотен миль без вооруженного сопровождения. В разгар холодной войны пара самолетов Bear D каждую неделю летала с Кольского полуострова на Кубу, что приводило к частым перехватам, когда они пролетали вдоль восточного побережья Соединенных Штатов. В тот же период ежегодные учения Организации Североатлантического договора (НАТО) в районе Северного моря вызвали ежедневные полеты самолетов Bear D, работающих парами, для обнаружения авианосцев в этом районе. Операции «Северная свадьба» и «Океанское сафари» обычно приводили по крайней мере один авианосец ВМС США в разрыв Гренландия-Исландия-Соединенное Королевство (GIUK) во время учений, что вызывало значительный мониторинг со стороны советских надводных кораблей, подводных лодок и самолетов. «Томкэты» использовались для обеспечения круглосуточной ПВО флота, перехватывая не только советские самолеты Bear D, но и Ту-16 «Барсук» Морской ударный и самолеты-разведчики М-4 «Бизон» , Ан-12 «Детёнок» и Ил-38 «Май» , которые регулярно пытались атаковать боевые группы авианосцев.
В 1976 году F-14, летевший с авианосца «Джон Ф. Кеннеди», был потерян за бортом недалеко от Скапа-Флоу, затонув в воде на глубине 1890 футов (580 м). ВМС США, обеспокоенные тем, что Советы могут вернуть обломки и свои ракеты AIM-54 Phoenix , начали подводную операцию по спасению обломков стоимостью в несколько миллионов долларов. [ 4 ]
Операции во время гражданской войны в Ливане (1976 и 1982–1986 годы)
[ редактировать ]F-14 обеспечивали боевое воздушное патрулирование во время операции Fluid Drive — эвакуации граждан США из Бейрута , Ливан , в 1976 году. [ 5 ] [ 6 ]
В период с 1982 по 1986 год F-14 выполняли боевое воздушное патрулирование и фоторазведку в поддержку Многонациональных сил в Ливане и военно-морских операций США у побережья страны. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Миссии системы тактической воздушной разведки (TARPS) использовались для выявления артиллерийских батарей, ведущих огонь по миротворческим силам, и обеспечивали разведку целей для артиллерийской поддержки военно-морских сил на море. [ 5 ] [ 10 ]
С ноября 1983 года по весну 1984 года F-14 с авианосцев USS Dwight D. Eisenhower с VF-142 и VF-143 , USS John F. Kennedy (CV-67) с VF-11 и VF-31 и USS Independent с VF-14 и VF-32 почти ежедневно совершали полеты TARPS над Ливаном . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] 3 декабря 1983 года два VF-31 F-14A Джона Ф. Кеннеди попали под обстрел сирийской зенитной артиллерии и как минимум десяти ракет класса «земля-воздух» во время выполнения миссии TARPS. [ 10 ] [ 13 ] F-14 не пострадали и благополучно вернулись на авианосец. [ 14 ] На следующий день «Томкэты» обеспечивали истребительное прикрытие ответного авиаудара по сирийским позициям. 14 декабря 1983 года сирийские зенитные подразделения обстреляли ракетами земля-воздух самолет VF-32 Swordsmen TARPS F-14 Tomcats. Ракеты промахнулись, и США ответили артиллерийским огнем с линкора USS New Jersey , уничтожив несколько объектов ПВО.
Сирийские ВВС избежали прямой конфронтации с силами США, [ 9 ] хотя был по крайней мере один случай, когда F-14 атаковали, но не открыли огонь по сирийским самолетам. [ 15 ] Два F-14A из состава VF-11 поразили восемь сирийских МиГов над Ливаном; эта секция прикрывала F-14 TARPS и была готова открыть огонь, когда четыре МиГа, на которые были нацелены, улетели обратно в сторону Сирии. [ нужна ссылка ] Остальные МиГи пролетели, не вступив в бой. [ нужна ссылка ]
Попытка спасения американских заложников в Иране (1980 г.)
[ редактировать ]В апреле 1980 года F-14 из состава VF-41 и VF-84 участвовали в попытке освободить американских заложников в Иране . Попытка спасения была отменена на ранних стадиях казни.
Военные операции, направленные против Ливии (1980–1989 гг.)
[ редактировать ]F-14 участвовали в многочисленных военных операциях США, направленных против Ливии в период с 1980 по 1989 год. За этот период F-14 сбили четыре самолета ВВС Ливии в двух воздушных боях над Средиземным морем.
21 сентября 1980 года три F-14 Джона Ф. Кеннеди бросили вызов восьми ливийским истребителям, пытавшимся перехватить ВВС США самолет-разведчик RC-135 в двухстах милях от ливийского побережья. [ 16 ] Ливийцы вышли из боя после столкновения с американскими истребителями.
Летом 1981 года F-14 из состава VF-41 и VF-84 выполняли боевое воздушное патрулирование в поддержку операций по свободе судоходства в заливе Сидра . Тридцать пять пар истребителей и истребителей-бомбардировщиков ВВС Ливии были перехвачены и отброшены от американского флота самолетами F-14 с авианосца «Нимиц» и F-4 «Фантом II» с авианосца « Форрестол » в первый день операций. На следующий день, 19 августа 1981 года, два ливийских Су-22 «Слесари» открыли огонь по двум VF-41 F-14A ракетой АА-2 «Атолл» . Ракета не поразила ни один из F-14, и американские летчики уничтожили оба ливийских самолета ракетами AIM-9L «Сайдуиндер» . [ 17 ] Это были первые победы в воздушных боях F-14 ВМС США и первые победы США после войны во Вьетнаме .
С 24 июля по 14 августа 1983 года F-14, приписанные к авианосцу « Дуайт Д. Эйзенхауэр», участвовали в операции «Засушливый фермер» — кодовое название военной помощи США Судану , Египту и правительству Хиссена Хабре из Чада во время чадско-ливийского конфликта. конфликт . Во время операции F-14 осуществляли боевое воздушное патрулирование вод в заливе Сидра и вблизи него. Несколько полетов ливийских истребителей были перехвачены, но ни одна из сторон не открыла огня. [ 18 ]
F-14A из VF-102 подверглись обстрелу ливийских SA-5 ракет класса «земля-воздух» над заливом Сидра во время учений по свободе судоходства в рамках операции «Достичь документа» 24 марта 1986 года. Ракеты не поразили F-14A. 14 с. Позже в тот же день F-14A из VF-33 перехватили два ливийских МиГ-25 «Foxbats», направлявшихся в сторону военно-морских сил США. Ливийцев перехитрили «Томкэты», зашедшие за МиГ-25, но разрешения на открытие огня американцы не получили. [ 19 ] Эти события и еще несколько пусков ракет класса «земля-воздух» побудили ВМС США начать операцию «Огонь в прериях» . F-14 Tomcats обеспечивали прикрытие истребителей во время операции.
15 апреля 1986 года F-14 из состава VF-33, VF-102, VF-74 и VF-103 участвовали в операции «Каньон Эльдорадо» , обеспечивая истребительное прикрытие серии воздушных ударов по целям на территории Ливии.
4 января 1989 года два F-14A из VF-32, приписанных Джону Ф. Кеннеди, сбили два ливийских МиГ-23 «Флоггеры» у берегов Ливии. Ливийские истребители, похоже, маневрировали в направлении ракетной огневой позиции, когда американцы пришли к выводу, что они подверглись атаке. [ 20 ] МиГ-23 были сбиты ракетами AIM-7 «Спарроу» и AIM-9 Sidewinder.
Инцидент с зенитным огнем в Сомали (1983 г.)
[ редактировать ]В апреле 1983 года два F-14A из состава VF-102, действовавшие с авианосца USS America , были обстреляны сомалийскими зенитными подразделениями из SA-2 Guideline во время фоторазведывательного задания над портом Бербера в Аденском заливе. . [ 15 ] «Томкэты» выполняли заранее запланированную миссию по запросу правительства Сомали, но были ошибочно приняты за атаку эфиопских МиГ-23. [ 21 ] F-14 не пострадали и смогли выполнить задачу. [ 15 ]
Вторжение в Гренаду (1983)
[ редактировать ]F-14 из VF-14 и VF-32, действовавшие с авианосца « Индепенденс» , выполняли боевое воздушное патрулирование и разведывательные миссии в поддержку операции «Срочная ярость» — вторжения США в Гренаду в 1983 году. «Томкэты» обеих эскадрилий обеспечивали истребительное прикрытие штурмовиков ВМФ. . Оснащенные TARPS F-14 из VF-32 также выполняли миссии по фотокартированию и оценке ущерба после удара. [ 9 ]
Инцидент с MS Ахилле Лауро (1985)
[ редактировать ]С 8 по 10 октября 1985 года F-14 авианосца Саратога участвовали в операциях с участием захваченного итальянского круизного лайнера MS Achille Lauro . F-14А из состава VF-74 и VF-103 выполняли боевое воздушное патрулирование с дополнительной задачей наблюдения за деятельностью на море в районе Ахилле Лауро . [ 22 ] США Члены Совета национальной безопасности разработали план, который предусматривал использование F-14 Саратоги самолетов для перехвата самолета, который должен был доставить угонщиков в безопасное место после того, как разведка США обнаружила, что египетские власти готовились посадить угонщиков на самолет направлявшийся EgyptAir, в Тунис . [ 23 ] [ 24 ]
10 октября 1985 года F-14A были запущены из Саратоги для перехвата. Точное время взлета, маршрут и высота Боинга 737 были неизвестны; [ 25 ] Таким образом, план включал в себя пересечение ожидаемой траектории полета авиалайнеров над Средиземным морем с помощью E-2C, определяющего контакты для F-14 для точной идентификации. F-14 точно определили правильный авиалайнер после четырех перехватов ночью. «Томкэты» выстроились на самолете EgyptAir 737, а EA-6B ВМС США блокировал всю связь авиалайнера, кроме F-14 и E-2C. Под подразумеваемой угрозой сбития пилот Боинга 737 решил приземлиться на базе НАТО в Сигонелле , Сицилия , где авиалайнер был быстро окружен сотрудниками службы безопасности США и Италии. [ 26 ]
Вмешательство в «Танкерную войну» (1987–1988 гг.)
[ редактировать ]С июля 1987 года по сентябрь 1988 года F-14 выполняли боевое воздушное патрулирование и сопровождение операции в поддержку операции «Эрнест Уилл» во время « Танкерной войны ». 8 августа 1987 года США произвели первые выстрелы по иранским силам, когда два VF-21 F-14A с авианосца USS Constellation открыли огонь по двум иранским F-4, летевшим в сторону американского самолета-разведчика P-3C . [ 27 ] [ 28 ] Американские пилоты заметили, как два из трех AIM-7 Sparrow направлялись к одному из F-4. запущенных самолетов [ 29 ] [ 30 ] Командир звена F-14 приказал покинуть этот район после того, как увидел взрыв одной из ракет, но прежде чем кто-либо из американского экипажа смог подтвердить, действительно ли F-4 был сбит. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] Представители США преуменьшили значение этого инцидента, возможно, чтобы избежать негативной реакции общественности и Конгресса в Соединенных Штатах на недавние операции в Персидском заливе. [ 30 ] [ 32 ] В некоторых официальных заявлениях говорилось, что F-14 произвели предупредительные выстрелы или что радиолокационные контакты не были реальными. [ 28 ] [ 30 ] [ 32 ]
F-14 с авианосца USS Ranger обеспечивали истребительное прикрытие во время операции Nimble Archer в октябре 1987 года. Шесть месяцев спустя F-14 с авианосца Enterprise обеспечивали истребительное прикрытие и сопровождение кораблей ВМС США и ударных самолетов, участвовавших в операции «Богомол» в апреле 1988 года. [ 33 ]
Война в Персидском заливе (1990–1991 гг.)
[ редактировать ]«Томкэты» выполняли боевое воздушное патрулирование, защищая авианосные боевые группы США и силы коалиции, дислоцированные в Саудовской Аравии во время операции «Щит пустыни» . [ 6 ] Боевые группы Дуайта Д. Эйзенхауэра и «Индепенденс» , обе из которых имели по четыре эскадрильи F-14, были единственными силами США, способными немедленно отреагировать на иракское вторжение в Кувейт и сдержать любое вторжение в Саудовскую Аравию в августе 1990 года. [ 12 ] [ 34 ] Американские войска, дислоцированные на театре военных действий, первоначально делали это под прикрытием морской авиации. [ 34 ]
Десять эскадрилий F-14 участвовали в войне против Ирака с 17 января по 28 февраля 1991 года в ходе операции «Буря в пустыне» . [ 35 ] «Томкэты» обеспечивали сопровождение штурмовиков, дальнюю оборону кораблей, боевое воздушное патрулирование и выполняли тактические разведывательные задачи с помощью TARPS. [ 36 ] Всего на театре военных действий 99 F-14 совершили 4124 боевых вылета. [ 36 ] Большая часть боевых вылетов приходилась на полеты воздух-воздух, хотя у Tomcats осталось мало воздушных целей, с которыми нужно было бороться, отчасти из-за быстрого распада системы ПВО Ирака в результате атак коалиции, которые остановили большую часть ВВС Ирака. [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]

По сравнению с его аналогом ВВС США, F-15 , для F-14 во время операции «Буря в пустыне» существовали большие ограничения на использование ракет за пределами видимости. [ 36 ] Это стало результатом того, что ВМС США не разработали системы и процедуры, необходимые для интеграции своих авианосных авиагрупп в объединенное командование авиационных компонентов, поскольку тактика времен холодной войны заставляла ВМС действовать самостоятельно. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] Истребители ВМФ не могли соблюдать строгие правила ведения боя (ROE), используя большую часть своих бортовых датчиков, и полагались на внешнее разрешение, такое как E-3 Sentries ВВС США, для получения разрешения на огонь. [ 36 ] [ 40 ] [ 41 ] Напротив, F-15 ВВС США имели системы, необходимые для независимой идентификации самолетов противника за пределами видимости, и им были предоставлены основные наземные боевые станции воздушного патрулирования для перехвата иракских самолетов, поднявшихся в воздух. [ 36 ] [ 40 ]
Политические причины также объясняются ограничением воздушных боев с участием F-14 во время войны в Персидском заливе. [ 42 ] [ 43 ] По сообщениям пилотов ВМС, истребители ВМФ были отозваны с иракских самолетов, чтобы другие истребители коалиции могли их атаковать. [ 40 ] [ 42 ] Одно событие, используемое в поддержку этого утверждения, произошло 24 января 1991 года, когда E-3 Sentry ВВС США не проинформировал военно-морские подразделения США о паре иракских Mirage F-1EQ , которые прилетели в Персидский залив. [ 43 ] [ 44 ] Саудовские F-15 были направлены вместо F-14, которые имели больше возможностей сбивать иракские истребители. [ 43 ] Другое объяснение того, почему F-14 не перехватили Mirage F-1, связано с некоторыми процедурными и техническими трудностями, с которыми столкнулись ВВС США и ВМС США при передаче друг другу тактической информации. [ 44 ] E-3 не мог своевременно связаться с F-14 напрямую, поскольку находился под управлением крейсера USS Worden , который не мог получить четкое радиолокационное изображение для точного направления F-14. [ 44 ]
Экипажи Tomcat, столкнувшиеся с иракскими истребителями, обнаружили, что иракцы выйдут из боя и побегут, если их заметит радар F-14 и начнет преследовать. [ 38 ] [ 45 ] В первый день «Бури в пустыне » два иракских МиГ-21, пытавшиеся спастись от четырех VF-103 F-14B, врезались прямо в группу из четырех F/A-18 , которые сбили оба МиГа. [ 46 ] По словам опрошенных пилотов F-15, несколько убийств F-15 были совершены аналогичным образом: иракские самолеты были сбиты после отступления от Tomcats. [ 47 ]
В дополнение к функциям воздух-воздух Tomcats поддерживали потребности коалиции в оценке боевых повреждений (BDA) и определении местонахождения пусковых установок ракет «Скад» , выполняя тактические разведывательные миссии с использованием TARPS. [ 48 ] Эти миссии помогли заполнить пробелы в сборе разведданных, когда пасмурное небо не позволяло использовать космические системы наблюдения. [ 48 ]
21 января 1991 года F-14B с пилотом лейтенантом Девоном Джонсом и офицером радиолокационного перехвата лейтенантом Лоуренсом Слэйдом из VF-103 был сбит ракетой класса «земля-воздух» SA-2 во время выполнения миссии по сопровождению над Авиабаза Аль-Асад. [ 49 ] Джонс был возвращен на следующий день, но Слэйд был схвачен и содержался в качестве военнопленного до своего освобождения 4 марта 1991 года. [ 49 ] [ 50 ] Этот инцидент стал единственным случаем, когда F-14 ВМС США погиб в результате вражеского огня.
Во время войны на счету F-14 было одно поражение в воздухе. Иракский вертолет Ми-8 был сбит самолетом VF-1 F-14A из ракеты AIM-9 Sidewinder 6 февраля 1991 года. [ 51 ]
Tomcat столкнулся с досрочным выводом из эксплуатации из-за сокращения бюджета после окончания Персидского залива и холодной войны в 1991 году. Однако вывод из эксплуатации Grumman A-6 Intrumer стал стимулом для ВМС США продолжать использовать F-14. модернизируя его с возможностью высокоточного удара.
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Ноябрь 2010 г. ) |
Межвоенные воздушные операции над Ираком (1991–2003 гг.)
[ редактировать ]После операции «Буря в пустыне» F-14 патрулировали бесполетные зоны , которые были установлены над Ираком для операций « Обеспечение комфорта» , «Южный дозор» и «Северный дозор» . F-14 выполняли боевое воздушное патрулирование , сопровождение истребителей , воздушную разведку и воздушные перехваты в поддержку этих операций до вторжения в Ирак в 2003 году . Оснащенные TARPS F-14 предоставили Объединенной оперативной группе Юго-Западной Азии возможность ежедневно контролировать иракскую военную деятельность на юге Ирака, что сделало Tomcat основным активом в операции Southern Watch. [ 52 ]
F-14 часто входили в состав ударных комплексов при выполнении миссий в поддержку операции «Южный дозор». Во время многих из этих миссий большая дальность полета Tomcat позволяла ему оставаться на месте вдвое дольше, чем другим тактическим самолетам ВМС США. [ 53 ] F-14 смогли остаться на месте после того, как другие самолеты ВМФ, проникшие вместе с ними, были заменены. «Томкэты» улетели с ударным пакетом после того, как пилоты второго комплекта самолетов заявили, что им нужно топливо. [ 53 ]
16 декабря 1998 года F-14B из состава VF-32 приняли участие в ударной группировке из 33 самолетов, которая возглавила операцию «Лис пустыни» . [ 54 ] Первую ночь четырехдневной операции провели только ВМС США. [ 55 ] 19 декабря, в последний день операции, военный корабль США Карл Винсон прибыл в Персидский залив, и VF-213 присоединился к воздушным ударам, впервые приняв F-14D в бой. Помимо выполнения ударных задач, F-14 обеих эскадрилий осуществляли боевое сопровождение бомбардировщиков B-1B ВВС США , которые участвовали в операции, начавшейся 17 декабря. [ 55 ] Многие новинки для F-14 были достигнуты во время Desert Fox , в том числе первые бомбы с лазерным наведением GBU-24 «Paveway III», сброшенные в бою ВМС США, первое многократное сбрасывание GBU-24 с любой боевой платформы, первое боевое применение блока маловысотной навигационно-прицельной инфракрасной системы ночного (LANTIRN) наведения , первая автономная доставка GBU -10 / 16 /24 бомбы с лазерным наведением ракетой- носителем F-14 и первое применение приборов ночного видения в бою. [ 54 ] Только ВФ-32 сбросил 111 054 фунта (50 373 кг) боеприпасов в ходе 16 ударных вылетов и 38 боевых вылетов в ходе операции. [ 54 ]
Два F-14D из VF-213 атаковали несколько иракских самолетов, бросивших вызов бесполетной зоне 5 января 1999 года. Во время боя к F-14 приблизилась пара МиГ-23, которые отвернулись, прежде чем по ним был обстрелян. Затем экипажи F-14 сосредоточились на МиГ-25, который продолжал наступать, и выпустили AIM-54C Phoenix по нему две ракеты с очень большого расстояния. У обоих ракетных двигателей AIM-54 отказали, и ракеты не поразили цель. Все иракские самолеты смогли вылететь обратно из бесполетной зоны, хотя сообщалось, что у МиГ-23 закончилось топливо, и он разбился, не долетев до своей базы. Это сражение ознаменовало первый боевой запуск ВМС США AIM-54. По завершении похода VF-213 в 1998–1999 годах эскадрилья нанесла 19 ударов, сбросила 20 бомб с лазерным наведением с вероятностью успеха 64 процента, поддержала 11 комбинированных ударов, совершила 70 боевых вылетов, совершила 230 боевых вылетов, наработала более 615 боевых часов. и выполнил 45 разведывательных вылетов с визуализацией более 580 целей. [ 56 ]
9 сентября 1999 года самолет VF-2 F-14 поразил иракский МиГ-23 ракетой AIM-54 Phoenix . Ни один самолет не пострадал. F-14 также патрулировали бесполетные зоны в Ираке во время операций «Северный дозор» и «Южный дозор» с 1990-х по 2003 год.
Балканы (1994–1995 и 1999 годы)
[ редактировать ]В августе и сентябре 1995 года НАТО начало операцию «Делиберейт Форс» , а военный корабль США «Теодор Рузвельт» и его авиационное крыло поддержали операцию. В ударах участвовали Ф-14 из состава ВФ-14 и ВФ-41. VF-41 считается первым подразделением F-14, сбросившим в бою бомбы с лазерным наведением , когда 5 сентября 1995 года два F-14A атаковали склад боеприпасов в восточной Боснии . Цели бомбы были идентифицированы лазерными индикаторами F/A-18, поскольку F-14 еще не был допущен к перевозке блока LANTIRN . Только ВФ-41 за этот поход налетал 600 боевых часов и совершил 530 боевых вылетов.
VF-14 и VF-41 принимали участие в операции Allied Force , воздушной кампании НАТО против сербских операций в Косово, с 9 апреля 1999 г. по 9 июня 1999 г. F-14 из VF-14 сбросили 350 1000-фунтовых (450 кг) снарядов с лазерным наведением. ) бомбы, а также другие боеприпасы класса «воздух-земля». F-14 выполняли боевое воздушное патрулирование , сопровождение и ударные задачи; действовал в качестве передовых авиадиспетчеров ; и выполнял миссии TARPS . VF-41 сбросил последние бомбы войны на макет зенитно -ракетной установки SA-9 на границе с Косово недалеко от места подписания мира 9 июня 1999 года.
Операция «Несокрушимая свобода» (2001–2003)
[ редактировать ]
После терактов 11 сентября 2001 года не менее восьми эскадрилий F-14 участвовали в операции «Несокрушимая свобода» , выполняя дальние вылеты из Индийского океана для нанесения ударов по целям вокруг Афганистана , а также выполняя разведывательные задачи и миссии наземной поддержки. С начала операции «Несокрушимая свобода» до конца операции «Анаконда» F-14 с VF-14 , VF-41 , VF-102 , VF-211 и VF-213 сбросили более 1 334 000 фунтов (605 000 кг) боеприпасов на цели. [ нужна ссылка ] VF-11 и VF-143 вместе с CVW-7 сбросили 64 000 фунтов (29 000 кг) боеприпасов. И «Красные потрошители», и «Пукинские собаки» вошли в историю, сбросив бомбы JDAM с F-14 для впервые во время боя. [ нужна ссылка ] VF-103 прибыл в Афганистан в июне 2002 года, когда боевых действий было мало, и «Веселый Роджерс» не имел возможности сбросить бомбы во время операции.
Во время войны VF-213 совершил более 500 боевых вылетов, 2600 боевых часов и сбросил 435 000 фунтов (197 000 кг) боеприпасов (452 бомбы) за 10 недель над Афганистаном; [ 57 ] «Черным львам» также выпала особая честь сбросить первые бомбы операции «Несокрушимая свобода». [ 58 ] VF-102 сбросил больше бомб - 680 из них общим весом 420 000 фунтов (190 000 кг) - и наработал больше боевых часов (более 5 000), чем любой другой самолет F-14, принимавший участие в операции, а также сбросил еще 50 000 бомб. фунтов (23 000 кг) боеприпасов. [ 59 ] [ 60 ] VF-211 совершил 1250 боевых вылетов, налетал 4200 боевых часов и сбросил 100 000 фунтов (45 000 кг) боеприпасов. [ 61 ] VF-14 нанесла больше ударов, чем любая другая эскадрилья CVW-8 , сбросила 174 бомбы с лазерным наведением общей массой 179 324 фунта (81 340 кг), а также 28 ракет AGM-65 Maverick и 23 бомбы с лазерным наведением. [ 62 ] и, как и их родственная эскадрилья VF-41, они управляли самыми старыми самолетами во флоте. VF-41 сбросил более 200 000 фунтов (91 000 кг) бомб (202 бомбы с лазерным наведением) с попаданием 82 процента, что представляло собой уровень точности, который ранее никогда не достигался в ВМС США. [ 63 ]
Операция «Свобода Ирака» и окончательное развертывание (2003–2006 гг.)
[ редактировать ]
F-14 из состава VF-2 , VF-31 , VF-32 , VF-154 и VF-213 участвовали в операции «Свобода Ирака». F-14 совершили 2547 боевых вылетов и сбросили 1452 бомбы GBU, JDAM и MK-82, потеряв всего один самолет (из-за отказа двигателя). F-14 нанесли удары по Багдаду Министерства информации Ирака Салман Пак , атаковав бомбами JDAM такие цели, как радиорелейный комплекс в Аль-Хуррии (к юго-западу от центра Багдада). Еще одна примечательная миссия заключалась в том, что оснащенные TARPS F-14D сбросили четыре бомбы Mark 82 на Саддама Хусейна президентскую яхту «Аль-Мансур » («Победитель»). F-14 также поддерживали наземные войска во время войны и выступали в качестве передовых авиадиспетчеров для других самолетов. Экипаж VF-32 был вовлечен в самый страшный инцидент с дружественным огнем за всю войну, когда экипаж атаковал конвой американского спецназа в северном Ираке, полагая, что это были иракские силы.
В течение последних трех лет эксплуатации F-14 все оставшиеся подразделения были переброшены в регион Персидского залива для поддержки войск США в Ираке. Последнее развертывание F-14 произошло в период с сентября 2005 г. по март 2006 г. с VF-31 и VF-213. Эти два подразделения в совокупности совершили 1163 боевых вылета общим налетом 6876 часов. Они сбросили 9500 фунтов (4300 кг) боеприпасов во время миссий по разведке, наблюдению и непосредственной авиационной поддержке в поддержку войны в Ираке. [ нужна ссылка ]
Иранский сервис
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Ноябрь 2010 г. ) |
Перед Исламской революцией шах Ирана договорился Мохаммад Реза Пехлеви о вооружении Имперских ВВС Ирана 80 ракетами Grumman F-14A Tomcat и 714 ракетами AIM-54 Phoenix в рамках сделки на сумму 2 миллиарда долларов США, из которых 274 были поставлены в США. 150 миллионов долларов, [ 64 ] На 150 из них было наложено эмбарго после революции, а еще 290 отменено. [ 65 ] В 1970-х годах Пехлеви Иран искал истребитель для завоевания превосходства в воздухе, чтобы противостоять советским воздушным вторжениям истребителей МиГ-25 . [ 65 ] В октябре 1978 года два F-14A Имперских ВВС Ирана перехватили быстро летящий высоко и быстро советский МиГ-25 над Каспийским морем, отслеживая его в течение двух минут и вынудив его прервать разведывательный полет над Ираном. [ 66 ]

К сентябрю 1980 года ВВС Исламской Республики Иран (IRIAF) удалось ввести в эксплуатацию все большее количество планеров, несмотря на огромные проблемы, связанные с неоднократными чистками среди офицеров. Некоторые из этих офицеров были казнены; другие были заключены в тюрьму, отправлены в ссылку или вынуждены досрочно выйти на пенсию. IRIAF пережила эти времена, и его «Томкэты» должны были принять участие в войне против Ирака, совершив свою первую победу 7 сентября 1980 года. [ 67 ]
Информация об использовании F-14 в ирано-иракской войне ограничена . Западная разведка указывает, что IRIAF находился в упадке в начале войны в сентябре 1980 года, и ходят слухи, что определенный уровень диверсий был совершен на F-14 либо американцами, либо иранцами, лояльными шаху, во время иранской революции. [ 68 ] После свержения шаха большинство иранских пилотов и техников F-14, прошедших подготовку в Соединенных Штатах, бежали из Ирана, опасаясь, что их связь с режимом шаха и пребывание в Соединенных Штатах поставят их под угрозу. Только два пилота из первоначального летного класса решили остаться в Иране. Их опасения оправдались, и многие из оставшихся экипажей и техников иранских F-14 были заключены в тюрьму или казнены новым режимом. В конце концов, несколько заключенных в тюрьму пилотов F-14 были освобождены, когда началась война с Ираком. [ 67 ]
По оценкам Соединенных Штатов, IRIAF смогла поддерживать в рабочем состоянии от 15 до 20 F-14 за счет разобрать детали из других образцов. IRIAF заявляет о более высокой цифре и смог собрать 25 самолетов для облета Тегерана 11 февраля 1985 года . Несмотря на эмбарго США после Исламской революции, [ 69 ] [ 70 ] Иран смог приобрести детали для своих Tomcats; они произошли благодаря сделке по оружию Иран-контрас , сговору с Израилем и Королевством Саудовская Аравия. [ 71 ] [ 72 ]
Одиночный F-14 присутствовал во время воздушных облетов вместе с другими боевыми самолетами ВВС Исламской Республики Иран на Дне армии Исламской Республики Иран 18 апреля 2022 года. [ 73 ] [ 74 ]
Роль
[ редактировать ]GlobalSecurity указывает, что Иран управлял F-14 в роли системы АВАКС . В качестве противодействия иракские самолеты Mirage F1-EQ летали на малой высоте, ненадолго поднимаясь вверх, чтобы осветить и запустить ракеты по F-14; таким образом было потеряно несколько «Томкэтов». GlobalSecurity также сообщает, что по состоянию на 2000 год менее 20 самолетов все еще были годны к полетам, и процитировал один отчет о том, что только семь могут находиться в воздухе одновременно. [ 75 ]
Считалось [ кем? ] В течение многих лет Иран использовал этот истребитель в основном в качестве бортового радиолокационного диспетчера, сопровождаемого и защищаемого другими истребителями, но более поздняя информация показывает, что это было неверно. [ нужна ссылка ] Хотя IRIAF сохранила свой парк F-14, при необходимости эти самолеты использовались агрессивно, даже сопровождая ударные комплексы глубоко в воздушное пространство Ирака. Первоначально F-14 IRIAF осуществляли интенсивное патрулирование CAP, некоторые продолжительностью девять часов, над основными базами. «Томкэты» IRIAF часто сопровождали танкеры, поддерживая ударные группы, направлявшиеся в Ирак, сканируя границу с помощью своих радаров и перехватывая прибывающие иракские самолеты. Благодаря радару AWG-9 и ракетам большой дальности AIM-54 и средней дальности AIM-7 «Томкэты» могут использоваться в качестве наступательного оружия, не покидая иранского воздушного пространства. [ нужна ссылка ]
США Самолеты системы АВАКС наблюдали сбитие иракского бомбардировщика Ту-22 «Блиндер» и как минимум одного F-14. Западные источники оценивают четыре убийства против четырех-пяти потерь; по официальной иранской оценке, 35–45 убитых и 12 потерь, все, как сообщается, из-за отказа двигателя во время боя. [ 68 ]
Вооружение
[ редактировать ]Также не решен вопрос о масштабах использования ракет AIM-54 Phoenix. Большинство западных источников [ ВОЗ? ] указывают, что диверсии помешали их использованию, хотя другие источники [ ВОЗ? ] утверждают, что до 25 самолетов было сбито AIM-54 до того, как у Ирана закончились запасы. В качестве основного вооружения иранские F-14 использовали AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder ракеты класса «воздух-воздух» ; Сообщается, что Иран разрабатывает отечественную копию Sparrow, а также Phoenix. [ кем? ]
Боевая история
[ редактировать ]
В 2004 году Том Купер опубликовал «Иранские подразделения F-14 Tomcat в бою» , основанный главным образом на первичных интервью с иранскими пилотами. В книге содержится множество утверждений, противоречащих предыдущим отчетам. В частности, Купер приводит иранское заявление о том, что F-14 сбили до 159 человек и что в одном инциденте четыре иракских самолета были сбиты одним AIM-54 (боеголовка ракеты взорвалась между ними и серьезно повредила их).
К 1980 году, когда перспектива войны с Ираком становилась все более вероятной, большинство из 77 уцелевших планеров F-14 оказались в нерабочем состоянии или, по крайней мере, имели неработающие радары. В результате пилоты F-14 были вынуждены полагаться на наземное управление при выполнении своих первых задач по патрулированию и перехвату в военное время. В течение нескольких дней после начала войны около дюжины F-14 были приняты на вооружение.
— Том Купер, «Персидские кошки», Smithsonian Air & Space. [ 67 ]
Первое подтвержденное убийство F-14A во время ирано-иракской войны произошло до официального начала боевых действий: 7 сентября 1980 года F-14A IRIAF уничтожил иракский Ми-25 (экспортный вариант Ми-24 ). Задний вертолет стреляет из 20-мм пушки «Вулкан» . [ № 1 ] Шесть дней спустя майор Мохаммад-Реза Аттайе сбил иракский МиГ-21 из AIM-54 Phoenix во время полета пограничного патруля. [ 67 ] Одиночный выстрел AIM-54, выпущенный капитаном Хашеми в июле 1982 года, возможно, уничтожил два иракских МиГ-23, летевших плотным строем. [ 67 ]
Купер утверждает, что в начале войны AIM-54 использовались лишь спорадически, скорее всего, из-за нехватки квалифицированных офицеров радиолокационного перехвата, а затем чаще в 1981 и 1982 годах — до тех пор, пока нехватка тепловых батарей не остановила использование ракет в 1986. [ 67 ] Были и слухи [ кем? ] это предполагало, что иранский парк Tomcat будет модернизирован авионикой, заимствованной у МиГ-31 «Фоксхаунд». Однако официальные лица и пилоты IRIAF настаивают на том, что Советскому Союзу никогда не разрешалось приближаться к F-14 и что он никогда не получал никаких технологий F-14 или AIM-54. [ нужна ссылка ] Кроме того, ракета AIM-54 никогда не выходила из строя в IRIAF, хотя запасы действующих ракет временами были низкими. Тайные поставки из американских источников и закупки на черном рынке обеспечили запасные части для пополнения резервов Phoenix во время войны, а поставки запасных частей из США в 1990-е годы также помогли. [ нужна ссылка ] Кроме того, была предпринята попытка адаптировать ракеты класса «земля-воздух» MIM-23 Hawk , которые также остались с дореволюционного периода, для использования в качестве ракет класса «воздух-воздух» для F-14; по крайней мере два F-14 были успешно модифицированы для установки гибридного вооружения. [ нужна ссылка ]
В целом, как сообщается, IRIAF запустили от 70 до 90 ракет AIM-54A, из которых 60–70 забили. [ нечеткий ] Из них почти 90 процентов выпущенных ракет AIM-54A были использованы против иракских истребителей и истребителей-бомбардировщиков. Всего около дюжины [ нечеткий ] были зафиксированы победы AIM-54 [ кем? ] быть против быстрых, высоколетящих целей, таких как МиГ-25 или Ту-22 «Блиндер» .
К концу войны обе стороны не смогли получить новые самолеты или их части, и воздушные бои стали редкими, поскольку ни одна из сторон не могла позволить себе потерять самолеты, которые они не могли заменить. В частности, парк F-14 IRIAF страдал от нехватки подготовленных технических специалистов, и к 1984 году в эксплуатации все еще находилось только 40 F-14. К 1986 году это число упало до 25. F-14 был призван защищать жизненно важную нефтеперерабатывающую и экспортную инфраструктуру Ирана; французской постройки, В этой роли они часто сталкивались с иракскими истребителями Dassault Mirage F1EQ пытавшимися атаковать иранские нефтепроводы . [ 67 ]
Один пилот IRIAF отличился в бою, став самым результативным асом F-14 за всю историю. Майору Джалилю Занди приписывают сбитие восьми иракских самолетов. [ 77 ] [ Н 2 ] [ 78 ] Ему также приписывают три вероятных убийства, в результате чего его общее количество достигло 11 воздушных побед. В их число входят четыре МиГ-23, два Су-22, два МиГ-21 и три Миража F1. [ 79 ]
Еще одним известным иранским пилотом был майор Рахнавард, который, как считается, 16 февраля 1982 года сбил четыре иракских истребителя в двух отдельных столкновениях над островом Харг . [ 78 ] Записи показывают, что два из его подтвержденных убийств были Mirage F1. [ 79 ]
Осенью 2015 года появилось видео, на котором иранские F-14 сопровождают российские бомбардировщики Ту-95 Bear , наносящие авиаудары по Исламскому государству Ирака и Леванта . [ 80 ]
См. также
[ редактировать ]- Список иранских воздушных побед во время ирано-иракской войны
- Список иракских воздушных побед во время ирано-иракской войны
- Операция Каман 99
- Операция Морварид
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Цитата: «По политическим причинам имя пилота, вероятно, никогда не станет известно». Достоверно подтверждено, что после промаха с несколькими AIM-9P Sidewinders пилот направил свою пушку M61A1 Vulcan на цель, одержав таким образом первую в истории победу с применением пушки Tomcat. [ 76 ]
- ↑ Авторы пишут: «Занди пережил... многочисленные воздушные бои с ВВС Ирака, заявляя, что в общей сложности было 9 подтвержденных (путем изучения документов разведки США, опубликованных в соответствии с запросом FOIA ) и двух или трех вероятных убийств. Вполне возможно, что он одержал от 11 до 12 побед в воздухе, став, таким образом, самым успешным пилотом F-14 за всю историю и, безусловно, ведущим асом IRIAF».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Персидские кошки Как иранские летные экипажи, отрезанные от технической поддержки США, использовали F-14 против иракских нападавших.
- ^ «Руководство по программе ВМС США на 2000 год». ВМС США. Проверено: 5 августа 2012 г.
- ^ Дженкинс 1997, с. 41.
- ^ «Военно-морской F-14 пытается приземлиться на затерянный в океане авианосец» . Вашингтон Пост . 30 марта 1977 года . Проверено 26 октября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «История командования VFA-143». Архивировано 28 февраля 2017 года в Wayback Machine ВМС США. Проверено: 16 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Танненбаум, Фред (2001). «История ВФ-143, часть II: Кто выпустил собак?». Крюк, Журнал палубной авиации . Том. 29, нет. 4. С. 31–39.
- ^ "История команд VFA-143". Архивировано 28 февраля 2017 года в Wayback Machine ВМС США. Проверено: 16 августа 2012 г.
- ^ Гиллкрест 1994, с. 138.
- ^ Jump up to: а б с Павлин 1990, с. 44.
- ^ Jump up to: а б с «История военного корабля США Джона Ф. Кеннеди (CV-67)». Военно-исторический центр. Проверено: 16 августа 2012 г.
- ^ Леман 1988, стр. 320–322.
- ^ Jump up to: а б «История военного корабля США Дуайт Д. Эйзенхауэр (CVN-69)». Архивировано 14 апреля 2010 года в Военно-морском историческом центре Wayback Machine . Проверено: 16 августа 2012 г.
- ^ Зенко, Мика . «Когда Америка напала на Сирию». Архивировано 7 октября 2014 года в Совете Wayback Machine по международным отношениям, 13 февраля 2012 года. Дата обращения: 16 августа 2012 года.
- ^ Мартин и Уолкотт 1988, с. 140.
- ^ Jump up to: а б с Дженкинс 1997, с. 47.
- ^ Станик 2003, стр. 30.
- ^ "Помолвка слесаря". Ассоциация USS Biddle USS Biddle (DLG/CG-34) , 28 сентября 2007 г. Дата обращения: 10 ноября 2010 г.
- ^ Купер, Том. «Ливийские войны, 1980–1989, Часть 3: Операция «Манта».» Журнал ACIG , Информационная группа по воздушному бою, 12 октября 2007 г. Дата обращения: 10 ноября 2010 г.
- ^ Купер, Том. «Комментарий Тома Купера». Архивировано 27 сентября 2007 года на форумах Wayback Machine Tomcat Sunset Forums. Проверено: 26 октября 2010 г.
- ^ Томпсон 1997, с. 32.
- ^ "История командования, 1983". Сто вторая истребительная эскадрилья ВМС США. Проверено: 16 августа 2012 г.
- ^ Гиллкрест 1994, с. 142.
- ^ Мартин и Уолкотт 1988, с. 244.
- ^ Хейманн, Филип и Влад Дженкинс. «Угон Ахилле Лауро (Аннотация)». Школа государственного управления имени Джона Кеннеди, Гарвардский университет, 1 января 1988 г. Дата обращения: 11 ноября 2010 г.
- ^ «Угон в открытом море: Часть вторая». BBC, 8 мая 2002 г. Дата обращения: 11 ноября 2010 г.
- ^ " Дело Ахилле Лауро 1985 года ". Дом MATS Дата обращения: 11 ноября 2010 г.
- ^ Затарин 2008, стр. 88–90.
- ^ Jump up to: а б Мартин, Дэвид. «Вечерние новости CBS с Дэном Разером». Вечерние новости CBS, (выпуск телевизионных новостей), 10 августа 1987 г.
- ^ Jump up to: а б Уилкокс 1996, с. 204.
- ^ Jump up to: а б с д Затарин 2008, с. 90
- ^ Вистика 1997, с. 267.
- ^ Jump up to: а б Вистика 1997, с. 268.
- ^ Мудрый 2007, с. 195.
- ^ Jump up to: а б Брэдфорд 1997, с. 468.
- ^ Гиллкрест 1994, с. 162.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «F-14 Tomcat Combat». GlobalSecurity.org. Проверено: 18 августа 2012 г.
- ^ Дженкинс 1997, с. 48.
- ^ Jump up to: а б «Военно-морской флот США в «Щите пустыни и буре в пустыне», глава V: Гром и молния». Архивировано 5 декабря 2006 года в Wayback Machine . Проверено: 18 августа 2012 года. Командовании военно-морской истории и наследия
- ^ Марольда, Эдвард Дж. «ВМС США и Персидский залив». Архивировано 1 января 2015 года в Командовании военно-морской истории и наследия Wayback Machine . Проверено: 18 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Холмс 2005, стр. 8–9.
- ^ Jump up to: а б Холмс 2008, с. 18.
- ^ Jump up to: а б Браун 2007, с. 109.
- ^ Jump up to: а б с Дэвис 2005, стр. 17–18.
- ^ Jump up to: а б с Покрант 1999, стр. 48–51.
- ^ Гиллкрест 1994, с. 168.
- ^ Уилкокс 1996, стр. 259–265.
- ^ Браун 1998, с. 8.
- ^ Jump up to: а б Лоури 2008, с. 4.
- ^ Jump up to: а б Покрант 1999, стр. 31–32.
- ^ Покрант 1999, стр. 185–187.
- ^ Браун 2007, стр. 109–115.
- ^ Холмс 2005, с. 11.
- ^ Jump up to: а б Холмс 2005, стр. 13–14.
- ^ Jump up to: а б с «История эскадрильи VFA-32». ВМС США. Проверено: 29 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Холмс 2005, стр. 14–16.
- ^ Рауса, Зенон. «Отчет Винсона/CVW-11, стр. 4». Крылья золота, Ассоциация морской авиации , лето 1999 г. ISSN 0274-7405. Проверено: 26 октября 2010 г.
- ^ Холмс 2008, с. 66.
- ^ Холмс 2008, с. 27.
- ^ Холмс 2008, с. 45.
- ^ Холмс 2008, с. 60.
- ^ Холмс 2008, с. 89.
- ^ Холмс 2008, с. 53.
- ^ Холмс 2008, с. 52.
- ^ Ракета AIM-54 Феникс
- ^ Jump up to: а б Как иранские летчики, отрезанные от технической поддержки США, использовали F-14 против иракских нападавших
- ^ Том Купер; Фарзад Бишоп (2012). Иранские подразделения F-14 Tomcat в бою . Издательство Блумсбери. п. 92. ИСБН 978-1-78200-761-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Купер, Том. «Персидские кошки». Смитсоновский институт Air & Space , Vol. 21, № 3, сентябрь 2006 г., стр. 36–39.
- ^ Jump up to: а б «F-14 ВВС Ирана». Аэрокосмическая сеть. Проверено: 26 октября 2010 г.
- ^ Дело Иран-контрас 20 лет спустя . Архив национальной безопасности (Университет Джорджа Вашингтона), 24 ноября 2006 г.
- ^ Ариэль Зирульник (24 февраля 2011 г.). «Санкции Каддафи? Как 5 стран отреагировали на санкции: Иран» . Христианский научный монитор . Проверено 13 февраля 2012 г.
- ^ КРИЗИС БЕЛОГО ДОМА; ДОКАЗАТЕЛЬСТВА УКАЗЫВАЮТ БОЛЬШУЮ РОЛЬ САУДА В ИРАНСКИХ СДЕЛКАХ И СДЕЛКАХ ПО ПРОТИВ ОРУЖИЯ
- ^ Иранский трубопровод: скрытая глава / специальный отчет; США заявили, что разрешили Израилю продавать оружие Ирану
- ^ «Авиафото № 6836843: Grumman F-14A Tomcat — Иран — ВВС» .
- ^ «Парад в честь Национального дня армии Ирана в кадрах иранской прессы» .
- ^ «ВВС (Иранские императорские ВВС)». Глобальная безопасность. Проверено: 22 августа 2006 г.
- ^ Купер и Бишоп 2004, стр. 22–23.
- ^ Купер, Том и Фарзад Бишоп. «Огонь на холмах: иранские и иракские сражения осени 1982 года». acig.org, 9 сентября 2003 г. Дата обращения: 26 октября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Насирхани, Фархад. «Самурай в небе». Имперские ВВС Ирана через iiaf.net, 3 февраля 2003 г. Дата обращения: 11 ноября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Иранские победы в воздухе, 1982 год». База данных Аравийского полуострова и Персидского залива через acig.org, 16 сентября 2003 г. Дата обращения: 26 октября 2010 г.
- ^ «Новое видео эскорта F-14 Tomcat и крылатых ракет, когда Россия усиливает наступление на Сирию» Foxtrot Alpha , 20 ноября 2015 г. Дата обращения: 21 ноября 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Брэдфорд, Джеймс К. От пушки и абордажной сабли к самолетам и ракетам: материалы по истории морской мощи США. Шугарленд, Техас: Издательство American Heritage Custom Publishing, 1997. ISBN 0-8281-1009-3 .
- Браун, Крейг. Обзор: Полная история воздушных боев США с 1981 года по настоящее время . Атглен, Пенсильвания: Военная история Шиффера, 2007. ISBN 978-0-7643-2785-8 .
- Браун, Дэвид Ф. Переулок Томкэт: фотографическая перекличка Grumman F-14 Tomcat. Атглен, Пенсильвания: Военная история Шиффера, 1998. ISBN 0-7643-0477-1 .
- Купер, Том и Фарзад Бишоп. Иранские подразделения F-14 Tomcat в бою . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 2004. ISBN 1-84176-787-5 .
- Купер, Том и Лиам Ф. Девлин. «Иран: грозный противник?» Боевые самолеты (европейское издание), том 7, номер 6, 2006 г.
- Дэвис, Стив. Подразделения F-15C Eagle в бою. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 2005. ISBN 978-1-84176-730-7 .
- Гиллкрест, Пол Т. Томкэт!: История Grumman F-14 . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, Ltd, 1994. ISBN 0-88740-664-5 .
- Ганстон, Билл и Майк Спик. Современный воздушный бой . Нью-Йорк: Crescent Books, 1983. ISBN 0-517-41265-9 .
- Холмс, Тони. Подразделения ВМС США F-14 Tomcat операции «Свобода Ирака» . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 2005. ISBN 978-1-84176-803-8 .
- Холмс, Тони. Подразделения ВМС США F-14 Tomcat операции «Несокрушимая свобода» . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 2008. ISBN 978-1-84603-205-9 .
- Дженкинс, Деннис Р. Грумман F-14 Tomcat: ведущий истребитель ВМС США . Лондон: Аэрофакс, 1997. ISBN 1-85780-063-X .
- Леман, Джон Ф. Командование морем . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1988. ISBN 1-55750-534-9 .
- Лоури, Ричард С. Хроники войны в Персидском заливе: военная история первой войны с Ираком. Блумингтон, Индиана: Universe Star, Inc., 2008 г., первое издание 2005 г. ISBN 978-1-60528-006-6 .
- Мартин, Дэвид К. и Джон Уолкотт. Лучшие планы: внутренняя история войны Америки против терроризма . Нью-Йорк: Харпер и Роу, Publishers Inc., 1988. ISBN 0-06-015877-8 .
- Пикок, Линдси. Grumman F-14 Tomcat (классические военные самолеты). Нью-Йорк: Галерея книг, 1990. ISBN 0-8317-1400-X .
- Спик, Майк. «Ф-14 Томкэт». Большая книга современных боевых самолетов . Сент-Пол, Миннесота: Издательская компания MBI, 2000. ISBN 0-7603-0893-4 .
- Покрант, Марвин. «Буря в пустыне» на море: что на самом деле сделал ВМФ. Вестпорт, Коннектикут: Прегер, 1999. ISBN 978-0-31331-024-9 .
- Спик, Майк. F-14 Tomcat, Современные боевые самолеты, Том 8 . Нью-Йорк: Издательство Arco, 1985. ISBN 0-668-06406-4 .
- Станик, Джозеф Т. Каньон Эльдорадо: необъявленная война Рейгана с Каддафи . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 2003. ISBN 978-1-55750-983-3 .
- Томпсон, Уоррен. «Морская взлетно-посадочная полоса: на борту JFK с авиакрылом Carrier Air Wing 8!» Airpower, том 27, № 1, январь 1997 г.
- Вистика, Грегори Л. Падение славы: люди, потопившие ВМС США . Нью-Йорк: Оселок, 1997. ISBN 978-0-684-83226-5 .
- Уилкокс, Роберт К. Школа черных асов: история современной истребительной эскадрильи на войне . Лондон: Пресса Св. Мартина, 2002. ISBN 978-0-312-99708-3 .
- Уилкокс, Роберт К. Крылья ярости: от Вьетнама до войны в Персидском заливе – удивительные правдивые истории американских элитных летчиков-истребителей . Нью-Йорк: Карманные книги, 1996. ISBN 0-671-74793-2 .
- Уайз, Гарольд Л. Внутри опасной зоны: Вооруженные силы США в Персидском заливе, 1987–1988 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 2007. ISBN 978-1-59114-970-5 .
- Затарейн, Ли А. Танкерная война: первый конфликт Америки с Ираном, 1987–1988 гг . Оксфорд, Великобритания: Издательство Casemate, 2008. ISBN 978-1-932033-84-7 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Победы США в воздухе во время холодной войны, войн в Югославии и антитеррористической войны
- Служба F-14 Tomcat в ВМС США
- Многонациональные силы США (USMNF) Ливан
- Операция Красная шляпа
- Операция «Получить документ»
- Операция «Каньон Эльдорадо»
- F-14 ВВС Ирана
- F-14 Томкэт Боевой
- F-14 над Ливаном
- Победы Ирана в воздухе, с 1982 г. по настоящее время
- Видео 2022 года, где F-14 летит в строю на параде в честь Дня армии Ирана (1:22 на видео)