Jump to content

История эксплуатации F-14 Tomcat

Grumman . F-14 Tomcat служил в ВМС США и Имперских ВВС Ирана , затем в ВВС Исламской Республики Иран [ 1 ] после 1979 года. Действовал на борту авианосцев США с 1974 по 2006 год и остаётся на вооружении Ирана . Глубокие знания о его службе в Иране относительно ограничены.

служба ВМС США

[ редактировать ]

F-14 в основном выполнял задачи воздух-воздух и разведку вместе с ВМС США до 1990-х годов, когда он также использовался в качестве ударного истребителя дальнего действия . [ 2 ] Он участвовал в значительных боевых действиях в Средиземном море и Персидском заливе и использовался в качестве ударной платформы на Балканах , в Афганистане и Ираке до своего окончательного развертывания вместе с Соединенными Штатами в 2006 году.

Вывод американцев из Сайгона (1975)

[ редактировать ]
F-14A Tomcats VF-1 в полете, 1970-е годы.

Tomcat дебютировал в бою во время операции «Частый ветер» , эвакуации американских граждан из Сайгона , в апреле 1975 года. F-14A из 1-й истребительной эскадрильи (VF-1) и VF-2 , действовавшие с авианосца « Энтерпрайз» , совершали боевые воздушные патрули над этой местностью. Южный Вьетнам обеспечит истребительное прикрытие маршрута эвакуации. [ 3 ]

Перехваты времен холодной войны (1976–1991)

[ редактировать ]
F-14A Tomcat перехватывает советский самолет морской разведки Ту-95РЦ Bear D над Тихим океаном в 1984 году.

VF-142 стал первой эскадрильей F-14 Атлантического флота, перехватившей советский Ту-95 «Медведь» 23 апреля 1976 года. Одной из рутинных задач, выполняемых F-14 ВМС США, был перехват самолетов, слишком близко подошедших к авианосным группам США. Советские стратегические бомбардировщики и морские разведчики регулярно патрулировали вблизи американских авианосцев во время холодной войны , и их часто сопровождали F-14.

F-14 Tomcats были основными многоцелевыми истребителями, в основном перехватывающими самолеты Ту-95 Bear D, которые летали в районе американских авианосцев во время холодной войны. Политика США заключалась в том, чтобы не позволять Bear D приближаться к авианосцу ближе чем на несколько сотен миль без вооруженного сопровождения. В разгар холодной войны пара самолетов Bear D каждую неделю летала с Кольского полуострова на Кубу, что приводило к частым перехватам, когда они пролетали вдоль восточного побережья Соединенных Штатов. В тот же период ежегодные учения Организации Североатлантического договора (НАТО) в районе Северного моря вызвали ежедневные полеты самолетов Bear D, работающих парами, для обнаружения авианосцев в этом районе. Операции «Северная свадьба» и «Океанское сафари» обычно приводили по крайней мере один авианосец ВМС США в разрыв Гренландия-Исландия-Соединенное Королевство (GIUK) во время учений, что вызывало значительный мониторинг со стороны советских надводных кораблей, подводных лодок и самолетов. «Томкэты» использовались для обеспечения круглосуточной ПВО флота, перехватывая не только советские самолеты Bear D, но и Ту-16 «Барсук» Морской ударный и самолеты-разведчики М-4 «Бизон» , Ан-12 «Детёнок» и Ил-38 «Май» , которые регулярно пытались атаковать боевые группы авианосцев.

В 1976 году F-14, летевший с авианосца «Джон Ф. Кеннеди», был потерян за бортом недалеко от Скапа-Флоу, затонув в воде на глубине 1890 футов (580 м). ВМС США, обеспокоенные тем, что Советы могут вернуть обломки и свои ракеты AIM-54 Phoenix , начали подводную операцию по спасению обломков стоимостью в несколько миллионов долларов. [ 4 ]

Операции во время гражданской войны в Ливане (1976 и 1982–1986 годы)

[ редактировать ]

F-14 обеспечивали боевое воздушное патрулирование во время операции Fluid Drive — эвакуации граждан США из Бейрута , Ливан , в 1976 году. [ 5 ] [ 6 ]

В период с 1982 по 1986 год F-14 выполняли боевое воздушное патрулирование и фоторазведку в поддержку Многонациональных сил в Ливане и военно-морских операций США у побережья страны. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] Миссии системы тактической воздушной разведки (TARPS) использовались для выявления артиллерийских батарей, ведущих огонь по миротворческим силам, и обеспечивали разведку целей для артиллерийской поддержки военно-морских сил на море. [ 5 ] [ 10 ]

С ноября 1983 года по весну 1984 года F-14 с авианосцев USS Dwight D. Eisenhower с VF-142 и VF-143 , USS John F. Kennedy (CV-67) с VF-11 и VF-31 и USS Independent с VF-14 и VF-32 почти ежедневно совершали полеты TARPS над Ливаном . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] 3 декабря 1983 года два VF-31 F-14A Джона Ф. Кеннеди попали под обстрел сирийской зенитной артиллерии и как минимум десяти ракет класса «земля-воздух» во время выполнения миссии TARPS. [ 10 ] [ 13 ] F-14 не пострадали и благополучно вернулись на авианосец. [ 14 ] На следующий день «Томкэты» обеспечивали истребительное прикрытие ответного авиаудара по сирийским позициям. 14 декабря 1983 года сирийские зенитные подразделения обстреляли ракетами земля-воздух самолет VF-32 Swordsmen TARPS F-14 Tomcats. Ракеты промахнулись, и США ответили артиллерийским огнем с линкора USS New Jersey , уничтожив несколько объектов ПВО.

Сирийские ВВС избежали прямой конфронтации с силами США, [ 9 ] хотя был по крайней мере один случай, когда F-14 атаковали, но не открыли огонь по сирийским самолетам. [ 15 ] Два F-14A из состава VF-11 поразили восемь сирийских МиГов над Ливаном; эта секция прикрывала F-14 TARPS и была готова открыть огонь, когда четыре МиГа, на которые были нацелены, улетели обратно в сторону Сирии. [ нужна ссылка ] Остальные МиГи пролетели, не вступив в бой. [ нужна ссылка ]

Попытка спасения американских заложников в Иране (1980 г.)

[ редактировать ]

В апреле 1980 года F-14 из состава VF-41 и VF-84 участвовали в попытке освободить американских заложников в Иране . Попытка спасения была отменена на ранних стадиях казни.

Военные операции, направленные против Ливии (1980–1989 гг.)

[ редактировать ]

F-14 участвовали в многочисленных военных операциях США, направленных против Ливии в период с 1980 по 1989 год. За этот период F-14 сбили четыре самолета ВВС Ливии в двух воздушных боях над Средиземным морем.

21 сентября 1980 года три F-14 Джона Ф. Кеннеди бросили вызов восьми ливийским истребителям, пытавшимся перехватить ВВС США самолет-разведчик RC-135 в двухстах милях от ливийского побережья. [ 16 ] Ливийцы вышли из боя после столкновения с американскими истребителями.

Летом 1981 года F-14 из состава VF-41 и VF-84 выполняли боевое воздушное патрулирование в поддержку операций по свободе судоходства в заливе Сидра . Тридцать пять пар истребителей и истребителей-бомбардировщиков ВВС Ливии были перехвачены и отброшены от американского флота самолетами F-14 с авианосца «Нимиц» и F-4 «Фантом II» с авианосца « Форрестол » в первый день операций. На следующий день, 19 августа 1981 года, два ливийских Су-22 «Слесари» открыли огонь по двум VF-41 F-14A ракетой АА-2 «Атолл» . Ракета не поразила ни один из F-14, и американские летчики уничтожили оба ливийских самолета ракетами AIM-9L «Сайдуиндер» . [ 17 ] Это были первые победы в воздушных боях F-14 ВМС США и первые победы США после войны во Вьетнаме .

С 24 июля по 14 августа 1983 года F-14, приписанные к авианосцу « Дуайт Д. Эйзенхауэр», участвовали в операции «Засушливый фермер» — кодовое название военной помощи США Судану , Египту и правительству Хиссена Хабре из Чада во время чадско-ливийского конфликта. конфликт . Во время операции F-14 осуществляли боевое воздушное патрулирование вод в заливе Сидра и вблизи него. Несколько полетов ливийских истребителей были перехвачены, но ни одна из сторон не открыла огня. [ 18 ]

F-14A из VF-102 подверглись обстрелу ливийских SA-5 ракет класса «земля-воздух» над заливом Сидра во время учений по свободе судоходства в рамках операции «Достичь документа» 24 марта 1986 года. Ракеты не поразили F-14A. 14 с. Позже в тот же день F-14A из VF-33 перехватили два ливийских МиГ-25 «Foxbats», направлявшихся в сторону военно-морских сил США. Ливийцев перехитрили «Томкэты», зашедшие за МиГ-25, но разрешения на открытие огня американцы не получили. [ 19 ] Эти события и еще несколько пусков ракет класса «земля-воздух» побудили ВМС США начать операцию «Огонь в прериях» . F-14 Tomcats обеспечивали прикрытие истребителей во время операции.

15 апреля 1986 года F-14 из состава VF-33, VF-102, VF-74 и VF-103 участвовали в операции «Каньон Эльдорадо» , обеспечивая истребительное прикрытие серии воздушных ударов по целям на территории Ливии.

4 января 1989 года два F-14A из VF-32, приписанных Джону Ф. Кеннеди, сбили два ливийских МиГ-23 «Флоггеры» у берегов Ливии. Ливийские истребители, похоже, маневрировали в направлении ракетной огневой позиции, когда американцы пришли к выводу, что они подверглись атаке. [ 20 ] МиГ-23 были сбиты ракетами AIM-7 «Спарроу» и AIM-9 Sidewinder.

Инцидент с зенитным огнем в Сомали (1983 г.)

[ редактировать ]

В апреле 1983 года два F-14A из состава VF-102, действовавшие с авианосца USS America , были обстреляны сомалийскими зенитными подразделениями из SA-2 Guideline во время фоторазведывательного задания над портом Бербера в Аденском заливе. . [ 15 ] «Томкэты» выполняли заранее запланированную миссию по запросу правительства Сомали, но были ошибочно приняты за атаку эфиопских МиГ-23. [ 21 ] F-14 не пострадали и смогли выполнить задачу. [ 15 ]

Вторжение в Гренаду (1983)

[ редактировать ]

F-14 из VF-14 и VF-32, действовавшие с авианосца « Индепенденс» , выполняли боевое воздушное патрулирование и разведывательные миссии в поддержку операции «Срочная ярость» — вторжения США в Гренаду в 1983 году. «Томкэты» обеих эскадрилий обеспечивали истребительное прикрытие штурмовиков ВМФ. . Оснащенные TARPS F-14 из VF-32 также выполняли миссии по фотокартированию и оценке ущерба после удара. [ 9 ]

Инцидент с MS Ахилле Лауро (1985)

[ редактировать ]

С 8 по 10 октября 1985 года F-14 авианосца Саратога участвовали в операциях с участием захваченного итальянского круизного лайнера MS Achille Lauro . F-14А из состава VF-74 и VF-103 выполняли боевое воздушное патрулирование с дополнительной задачей наблюдения за деятельностью на море в районе Ахилле Лауро . [ 22 ] США Члены Совета национальной безопасности разработали план, который предусматривал использование F-14 Саратоги самолетов для перехвата самолета, который должен был доставить угонщиков в безопасное место после того, как разведка США обнаружила, что египетские власти готовились посадить угонщиков на самолет направлявшийся EgyptAir, в Тунис . [ 23 ] [ 24 ]

10 октября 1985 года F-14A были запущены из Саратоги для перехвата. Точное время взлета, маршрут и высота Боинга 737 были неизвестны; [ 25 ] Таким образом, план включал в себя пересечение ожидаемой траектории полета авиалайнеров над Средиземным морем с помощью E-2C, определяющего контакты для F-14 для точной идентификации. F-14 точно определили правильный авиалайнер после четырех перехватов ночью. «Томкэты» выстроились на самолете EgyptAir 737, а EA-6B ВМС США блокировал всю связь авиалайнера, кроме F-14 и E-2C. Под подразумеваемой угрозой сбития пилот Боинга 737 решил приземлиться на базе НАТО в Сигонелле , Сицилия , где авиалайнер был быстро окружен сотрудниками службы безопасности США и Италии. [ 26 ]

Вмешательство в «Танкерную войну» (1987–1988 гг.)

[ редактировать ]

С июля 1987 года по сентябрь 1988 года F-14 выполняли боевое воздушное патрулирование и сопровождение операции в поддержку операции «Эрнест Уилл» во время « Танкерной войны ». 8 августа 1987 года США произвели первые выстрелы по иранским силам, когда два VF-21 F-14A с авианосца USS Constellation открыли огонь по двум иранским F-4, летевшим в сторону американского самолета-разведчика P-3C . [ 27 ] [ 28 ] Американские пилоты заметили, как два из трех AIM-7 Sparrow направлялись к одному из F-4. запущенных самолетов [ 29 ] [ 30 ] Командир звена F-14 приказал покинуть этот район после того, как увидел взрыв одной из ракет, но прежде чем кто-либо из американского экипажа смог подтвердить, действительно ли F-4 был сбит. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] Представители США преуменьшили значение этого инцидента, возможно, чтобы избежать негативной реакции общественности и Конгресса в Соединенных Штатах на недавние операции в Персидском заливе. [ 30 ] [ 32 ] В некоторых официальных заявлениях говорилось, что F-14 произвели предупредительные выстрелы или что радиолокационные контакты не были реальными. [ 28 ] [ 30 ] [ 32 ]

F-14 с авианосца USS Ranger обеспечивали истребительное прикрытие во время операции Nimble Archer в октябре 1987 года. Шесть месяцев спустя F-14 с авианосца Enterprise обеспечивали истребительное прикрытие и сопровождение кораблей ВМС США и ударных самолетов, участвовавших в операции «Богомол» в апреле 1988 года. [ 33 ]

Война в Персидском заливе (1990–1991 гг.)

[ редактировать ]

«Томкэты» выполняли боевое воздушное патрулирование, защищая авианосные боевые группы США и силы коалиции, дислоцированные в Саудовской Аравии во время операции «Щит пустыни» . [ 6 ] Боевые группы Дуайта Д. Эйзенхауэра и «Индепенденс» , обе из которых имели по четыре эскадрильи F-14, были единственными силами США, способными немедленно отреагировать на иракское вторжение в Кувейт и сдержать любое вторжение в Саудовскую Аравию в августе 1990 года. [ 12 ] [ 34 ] Американские войска, дислоцированные на театре военных действий, первоначально делали это под прикрытием морской авиации. [ 34 ]

Десять эскадрилий F-14 участвовали в войне против Ирака с 17 января по 28 февраля 1991 года в ходе операции «Буря в пустыне» . [ 35 ] «Томкэты» обеспечивали сопровождение штурмовиков, дальнюю оборону кораблей, боевое воздушное патрулирование и выполняли тактические разведывательные задачи с помощью TARPS. [ 36 ] Всего на театре военных действий 99 F-14 совершили 4124 боевых вылета. [ 36 ] Большая часть боевых вылетов приходилась на полеты воздух-воздух, хотя у Tomcats осталось мало воздушных целей, с которыми нужно было бороться, отчасти из-за быстрого распада системы ПВО Ирака в результате атак коалиции, которые остановили большую часть ВВС Ирака. [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ]

F-14A из VF-32 вместе с F-4M Phantom ВВС Великобритании во время имитации воздушного боя в декабре 1990 года.

По сравнению с его аналогом ВВС США, F-15 , для F-14 во время операции «Буря в пустыне» существовали большие ограничения на использование ракет за пределами видимости. [ 36 ] Это стало результатом того, что ВМС США не разработали системы и процедуры, необходимые для интеграции своих авианосных авиагрупп в объединенное командование авиационных компонентов, поскольку тактика времен холодной войны заставляла ВМС действовать самостоятельно. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] Истребители ВМФ не могли соблюдать строгие правила ведения боя (ROE), используя большую часть своих бортовых датчиков, и полагались на внешнее разрешение, такое как E-3 Sentries ВВС США, для получения разрешения на огонь. [ 36 ] [ 40 ] [ 41 ] Напротив, F-15 ВВС США имели системы, необходимые для независимой идентификации самолетов противника за пределами видимости, и им были предоставлены основные наземные боевые станции воздушного патрулирования для перехвата иракских самолетов, поднявшихся в воздух. [ 36 ] [ 40 ]

Политические причины также объясняются ограничением воздушных боев с участием F-14 во время войны в Персидском заливе. [ 42 ] [ 43 ] По сообщениям пилотов ВМС, истребители ВМФ были отозваны с иракских самолетов, чтобы другие истребители коалиции могли их атаковать. [ 40 ] [ 42 ] Одно событие, используемое в поддержку этого утверждения, произошло 24 января 1991 года, когда E-3 Sentry ВВС США не проинформировал военно-морские подразделения США о паре иракских Mirage F-1EQ , которые прилетели в Персидский залив. [ 43 ] [ 44 ] Саудовские F-15 были направлены вместо F-14, которые имели больше возможностей сбивать иракские истребители. [ 43 ] Другое объяснение того, почему F-14 не перехватили Mirage F-1, связано с некоторыми процедурными и техническими трудностями, с которыми столкнулись ВВС США и ВМС США при передаче друг другу тактической информации. [ 44 ] E-3 не мог своевременно связаться с F-14 напрямую, поскольку находился под управлением крейсера USS Worden , который не мог получить четкое радиолокационное изображение для точного направления F-14. [ 44 ]

Экипажи Tomcat, столкнувшиеся с иракскими истребителями, обнаружили, что иракцы выйдут из боя и побегут, если их заметит радар F-14 и начнет преследовать. [ 38 ] [ 45 ] В первый день «Бури в пустыне » два иракских МиГ-21, пытавшиеся спастись от четырех VF-103 F-14B, врезались прямо в группу из четырех F/A-18 , которые сбили оба МиГа. [ 46 ] По словам опрошенных пилотов F-15, несколько убийств F-15 были совершены аналогичным образом: иракские самолеты были сбиты после отступления от Tomcats. [ 47 ]

В дополнение к функциям воздух-воздух Tomcats поддерживали потребности коалиции в оценке боевых повреждений (BDA) и определении местонахождения пусковых установок ракет «Скад» , выполняя тактические разведывательные миссии с использованием TARPS. [ 48 ] Эти миссии помогли заполнить пробелы в сборе разведданных, когда пасмурное небо не позволяло использовать космические системы наблюдения. [ 48 ]

21 января 1991 года F-14B с пилотом лейтенантом Девоном Джонсом и офицером радиолокационного перехвата лейтенантом Лоуренсом Слэйдом из VF-103 был сбит ракетой класса «земля-воздух» SA-2 во время выполнения миссии по сопровождению над Авиабаза Аль-Асад. [ 49 ] Джонс был возвращен на следующий день, но Слэйд был схвачен и содержался в качестве военнопленного до своего освобождения 4 марта 1991 года. [ 49 ] [ 50 ] Этот инцидент стал единственным случаем, когда F-14 ВМС США погиб в результате вражеского огня.

Во время войны на счету F-14 было одно поражение в воздухе. Иракский вертолет Ми-8 был сбит самолетом VF-1 F-14A из ракеты AIM-9 Sidewinder 6 февраля 1991 года. [ 51 ]

Tomcat столкнулся с досрочным выводом из эксплуатации из-за сокращения бюджета после окончания Персидского залива и холодной войны в 1991 году. Однако вывод из эксплуатации Grumman A-6 Intrumer стал стимулом для ВМС США продолжать использовать F-14. модернизируя его с возможностью высокоточного удара.

Межвоенные воздушные операции над Ираком (1991–2003 гг.)

[ редактировать ]

После операции «Буря в пустыне» F-14 патрулировали бесполетные зоны , которые были установлены над Ираком для операций « Обеспечение комфорта» , «Южный дозор» и «Северный дозор» . F-14 выполняли боевое воздушное патрулирование , сопровождение истребителей , воздушную разведку и воздушные перехваты в поддержку этих операций до вторжения в Ирак в 2003 году . Оснащенные TARPS F-14 предоставили Объединенной оперативной группе Юго-Западной Азии возможность ежедневно контролировать иракскую военную деятельность на юге Ирака, что сделало Tomcat основным активом в операции Southern Watch. [ 52 ]

F-14 часто входили в состав ударных комплексов при выполнении миссий в поддержку операции «Южный дозор». Во время многих из этих миссий большая дальность полета Tomcat позволяла ему оставаться на месте вдвое дольше, чем другим тактическим самолетам ВМС США. [ 53 ] F-14 смогли остаться на месте после того, как другие самолеты ВМФ, проникшие вместе с ними, были заменены. «Томкэты» улетели с ударным пакетом после того, как пилоты второго комплекта самолетов заявили, что им нужно топливо. [ 53 ]

16 декабря 1998 года F-14B из состава VF-32 приняли участие в ударной группировке из 33 самолетов, которая возглавила операцию «Лис пустыни» . [ 54 ] Первую ночь четырехдневной операции провели только ВМС США. [ 55 ] 19 декабря, в последний день операции, военный корабль США Карл Винсон прибыл в Персидский залив, и VF-213 присоединился к воздушным ударам, впервые приняв F-14D в бой. Помимо выполнения ударных задач, F-14 обеих эскадрилий осуществляли боевое сопровождение бомбардировщиков B-1B ВВС США , которые участвовали в операции, начавшейся 17 декабря. [ 55 ] Многие новинки для F-14 были достигнуты во время Desert Fox , в том числе первые бомбы с лазерным наведением GBU-24 «Paveway III», сброшенные в бою ВМС США, первое многократное сбрасывание GBU-24 с любой боевой платформы, первое боевое применение блока маловысотной навигационно-прицельной инфракрасной системы ночного (LANTIRN) наведения , первая автономная доставка GBU -10 / 16 /24 бомбы с лазерным наведением ракетой- носителем F-14 и первое применение приборов ночного видения в бою. [ 54 ] Только ВФ-32 сбросил 111 054 фунта (50 373 кг) боеприпасов в ходе 16 ударных вылетов и 38 боевых вылетов в ходе операции. [ 54 ]

Два F-14D из VF-213 атаковали несколько иракских самолетов, бросивших вызов бесполетной зоне 5 января 1999 года. Во время боя к F-14 приблизилась пара МиГ-23, которые отвернулись, прежде чем по ним был обстрелян. Затем экипажи F-14 сосредоточились на МиГ-25, который продолжал наступать, и выпустили AIM-54C Phoenix по нему две ракеты с очень большого расстояния. У обоих ракетных двигателей AIM-54 отказали, и ракеты не поразили цель. Все иракские самолеты смогли вылететь обратно из бесполетной зоны, хотя сообщалось, что у МиГ-23 закончилось топливо, и он разбился, не долетев до своей базы. Это сражение ознаменовало первый боевой запуск ВМС США AIM-54. По завершении похода VF-213 в 1998–1999 годах эскадрилья нанесла 19 ударов, сбросила 20 бомб с лазерным наведением с вероятностью успеха 64 процента, поддержала 11 комбинированных ударов, совершила 70 боевых вылетов, совершила 230 боевых вылетов, наработала более 615 боевых часов. и выполнил 45 разведывательных вылетов с визуализацией более 580 целей. [ 56 ]

9 сентября 1999 года самолет VF-2 F-14 поразил иракский МиГ-23 ракетой AIM-54 Phoenix . Ни один самолет не пострадал. F-14 также патрулировали бесполетные зоны в Ираке во время операций «Северный дозор» и «Южный дозор» с 1990-х по 2003 год.

Балканы (1994–1995 и 1999 годы)

[ редактировать ]

В августе и сентябре 1995 года НАТО начало операцию «Делиберейт Форс» , а военный корабль США «Теодор Рузвельт» и его авиационное крыло поддержали операцию. В ударах участвовали Ф-14 из состава ВФ-14 и ВФ-41. VF-41 считается первым подразделением F-14, сбросившим в бою бомбы с лазерным наведением , когда 5 сентября 1995 года два F-14A атаковали склад боеприпасов в восточной Боснии . Цели бомбы были идентифицированы лазерными индикаторами F/A-18, поскольку F-14 еще не был допущен к перевозке блока LANTIRN . Только ВФ-41 за этот поход налетал 600 боевых часов и совершил 530 боевых вылетов.

VF-14 и VF-41 принимали участие в операции Allied Force , воздушной кампании НАТО против сербских операций в Косово, с 9 апреля 1999 г. по 9 июня 1999 г. F-14 из VF-14 сбросили 350 1000-фунтовых (450 кг) снарядов с лазерным наведением. ) бомбы, а также другие боеприпасы класса «воздух-земля». F-14 выполняли боевое воздушное патрулирование , сопровождение и ударные задачи; действовал в качестве передовых авиадиспетчеров ; и выполнял миссии TARPS . VF-41 сбросил последние бомбы войны на макет зенитно -ракетной установки SA-9 на границе с Косово недалеко от места подписания мира 9 июня 1999 года.

Операция «Несокрушимая свобода» (2001–2003)

[ редактировать ]
F-14D из VF-213 готовится к дозаправке над Афганистаном.

После терактов 11 сентября 2001 года не менее восьми эскадрилий F-14 участвовали в операции «Несокрушимая свобода» , выполняя дальние вылеты из Индийского океана для нанесения ударов по целям вокруг Афганистана , а также выполняя разведывательные задачи и миссии наземной поддержки. С начала операции «Несокрушимая свобода» до конца операции «Анаконда» F-14 с VF-14 , VF-41 , VF-102 , VF-211 и VF-213 сбросили более 1 334 000 фунтов (605 000 кг) боеприпасов на цели. [ нужна ссылка ] VF-11 и VF-143 вместе с CVW-7 сбросили 64 000 фунтов (29 000 кг) боеприпасов. И «Красные потрошители», и «Пукинские собаки» вошли в историю, сбросив бомбы JDAM с F-14 для впервые во время боя. [ нужна ссылка ] VF-103 прибыл в Афганистан в июне 2002 года, когда боевых действий было мало, и «Веселый Роджерс» не имел возможности сбросить бомбы во время операции.

Во время войны VF-213 совершил более 500 боевых вылетов, 2600 боевых часов и сбросил 435 000 фунтов (197 000 кг) боеприпасов (452 ​​бомбы) за 10 недель над Афганистаном; [ 57 ] «Черным львам» также выпала особая честь сбросить первые бомбы операции «Несокрушимая свобода». [ 58 ] VF-102 сбросил больше бомб - 680 из них общим весом 420 000 фунтов (190 000 кг) - и наработал больше боевых часов (более 5 000), чем любой другой самолет F-14, принимавший участие в операции, а также сбросил еще 50 000 бомб. фунтов (23 000 кг) боеприпасов. [ 59 ] [ 60 ] VF-211 совершил 1250 боевых вылетов, налетал 4200 боевых часов и сбросил 100 000 фунтов (45 000 кг) боеприпасов. [ 61 ] VF-14 нанесла больше ударов, чем любая другая эскадрилья CVW-8 , сбросила 174 бомбы с лазерным наведением общей массой 179 324 фунта (81 340 кг), а также 28 ракет AGM-65 Maverick и 23 бомбы с лазерным наведением. [ 62 ] и, как и их родственная эскадрилья VF-41, они управляли самыми старыми самолетами во флоте. VF-41 сбросил более 200 000 фунтов (91 000 кг) бомб (202 бомбы с лазерным наведением) с попаданием 82 процента, что представляло собой уровень точности, который ранее никогда не достигался в ВМС США. [ 63 ]

Операция «Свобода Ирака» и окончательное развертывание (2003–2006 гг.)

[ редактировать ]
F-14 запускает AIM-54 Phoenix во время тренировок в 2002 году.

F-14 из состава VF-2 , VF-31 , VF-32 , VF-154 и VF-213 участвовали в операции «Свобода Ирака». F-14 совершили 2547 боевых вылетов и сбросили 1452 бомбы GBU, JDAM и MK-82, потеряв всего один самолет (из-за отказа двигателя). F-14 нанесли удары по Багдаду Министерства информации Ирака Салман Пак , атаковав бомбами JDAM такие цели, как радиорелейный комплекс в Аль-Хуррии (к юго-западу от центра Багдада). Еще одна примечательная миссия заключалась в том, что оснащенные TARPS F-14D сбросили четыре бомбы Mark 82 на Саддама Хусейна президентскую яхту «Аль-Мансур » («Победитель»). F-14 также поддерживали наземные войска во время войны и выступали в качестве передовых авиадиспетчеров для других самолетов. Экипаж VF-32 был вовлечен в самый страшный инцидент с дружественным огнем за всю войну, когда экипаж атаковал конвой американского спецназа в северном Ираке, полагая, что это были иракские силы.

В течение последних трех лет эксплуатации F-14 все оставшиеся подразделения были переброшены в регион Персидского залива для поддержки войск США в Ираке. Последнее развертывание F-14 произошло в период с сентября 2005 г. по март 2006 г. с VF-31 и VF-213. Эти два подразделения в совокупности совершили 1163 боевых вылета общим налетом 6876 часов. Они сбросили 9500 фунтов (4300 кг) боеприпасов во время миссий по разведке, наблюдению и непосредственной авиационной поддержке в поддержку войны в Ираке. [ нужна ссылка ]

Иранский сервис

[ редактировать ]

Перед Исламской революцией шах Ирана договорился Мохаммад Реза Пехлеви о вооружении Имперских ВВС Ирана 80 ракетами Grumman F-14A Tomcat и 714 ракетами AIM-54 Phoenix в рамках сделки на сумму 2 миллиарда долларов США, из которых 274 были поставлены в США. 150 миллионов долларов, [ 64 ] На 150 из них было наложено эмбарго после революции, а еще 290 отменено. [ 65 ] В 1970-х годах Пехлеви Иран искал истребитель для завоевания превосходства в воздухе, чтобы противостоять советским воздушным вторжениям истребителей МиГ-25 . [ 65 ] В октябре 1978 года два F-14A Имперских ВВС Ирана перехватили быстро летящий высоко и быстро советский МиГ-25 над Каспийским морем, отслеживая его в течение двух минут и вынудив его прервать разведывательный полет над Ираном. [ 66 ]

Первая эскадрилья пилотов F-14 Tomcat ВВС Исламской Республики Иран на авиабазе Шираз.

К сентябрю 1980 года ВВС Исламской Республики Иран (IRIAF) удалось ввести в эксплуатацию все большее количество планеров, несмотря на огромные проблемы, связанные с неоднократными чистками среди офицеров. Некоторые из этих офицеров были казнены; другие были заключены в тюрьму, отправлены в ссылку или вынуждены досрочно выйти на пенсию. IRIAF пережила эти времена, и его «Томкэты» должны были принять участие в войне против Ирака, совершив свою первую победу 7 сентября 1980 года. [ 67 ]

Информация об использовании F-14 в ирано-иракской войне ограничена . Западная разведка указывает, что IRIAF находился в упадке в начале войны в сентябре 1980 года, и ходят слухи, что определенный уровень диверсий был совершен на F-14 либо американцами, либо иранцами, лояльными шаху, во время иранской революции. [ 68 ] После свержения шаха большинство иранских пилотов и техников F-14, прошедших подготовку в Соединенных Штатах, бежали из Ирана, опасаясь, что их связь с режимом шаха и пребывание в Соединенных Штатах поставят их под угрозу. Только два пилота из первоначального летного класса решили остаться в Иране. Их опасения оправдались, и многие из оставшихся экипажей и техников иранских F-14 были заключены в тюрьму или казнены новым режимом. В конце концов, несколько заключенных в тюрьму пилотов F-14 были освобождены, когда началась война с Ираком. [ 67 ]

По оценкам Соединенных Штатов, IRIAF смогла поддерживать в рабочем состоянии от 15 до 20 F-14 за счет разобрать детали из других образцов. IRIAF заявляет о более высокой цифре и смог собрать 25 самолетов для облета Тегерана 11 февраля 1985 года . Несмотря на эмбарго США после Исламской революции, [ 69 ] [ 70 ] Иран смог приобрести детали для своих Tomcats; они произошли благодаря сделке по оружию Иран-контрас , сговору с Израилем и Королевством Саудовская Аравия. [ 71 ] [ 72 ]

Одиночный F-14 присутствовал во время воздушных облетов вместе с другими боевыми самолетами ВВС Исламской Республики Иран на Дне армии Исламской Республики Иран 18 апреля 2022 года. [ 73 ] [ 74 ]

GlobalSecurity указывает, что Иран управлял F-14 в роли системы АВАКС . В качестве противодействия иракские самолеты Mirage F1-EQ летали на малой высоте, ненадолго поднимаясь вверх, чтобы осветить и запустить ракеты по F-14; таким образом было потеряно несколько «Томкэтов». GlobalSecurity также сообщает, что по состоянию на 2000 год менее 20 самолетов все еще были годны к полетам, и процитировал один отчет о том, что только семь могут находиться в воздухе одновременно. [ 75 ]

Считалось [ кем? ] В течение многих лет Иран использовал этот истребитель в основном в качестве бортового радиолокационного диспетчера, сопровождаемого и защищаемого другими истребителями, но более поздняя информация показывает, что это было неверно. [ нужна ссылка ] Хотя IRIAF сохранила свой парк F-14, при необходимости эти самолеты использовались агрессивно, даже сопровождая ударные комплексы глубоко в воздушное пространство Ирака. Первоначально F-14 IRIAF осуществляли интенсивное патрулирование CAP, некоторые продолжительностью девять часов, над основными базами. «Томкэты» IRIAF часто сопровождали танкеры, поддерживая ударные группы, направлявшиеся в Ирак, сканируя границу с помощью своих радаров и перехватывая прибывающие иракские самолеты. Благодаря радару AWG-9 и ракетам большой дальности AIM-54 и средней дальности AIM-7 «Томкэты» могут использоваться в качестве наступательного оружия, не покидая иранского воздушного пространства. [ нужна ссылка ]

США Самолеты системы АВАКС наблюдали сбитие иракского бомбардировщика Ту-22 «Блиндер» и как минимум одного F-14. Западные источники оценивают четыре убийства против четырех-пяти потерь; по официальной иранской оценке, 35–45 убитых и 12 потерь, все, как сообщается, из-за отказа двигателя во время боя. [ 68 ]

Вооружение

[ редактировать ]

Также не решен вопрос о масштабах использования ракет AIM-54 Phoenix. Большинство западных источников [ ВОЗ? ] указывают, что диверсии помешали их использованию, хотя другие источники [ ВОЗ? ] утверждают, что до 25 самолетов было сбито AIM-54 до того, как у Ирана закончились запасы. В качестве основного вооружения иранские F-14 использовали AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder ракеты класса «воздух-воздух» ; Сообщается, что Иран разрабатывает отечественную копию Sparrow, а также Phoenix. [ кем? ]

Боевая история

[ редактировать ]
Джалил Занди , один из самых успешных пилотов F-14.

В 2004 году Том Купер опубликовал «Иранские подразделения F-14 Tomcat в бою» , основанный главным образом на первичных интервью с иранскими пилотами. В книге содержится множество утверждений, противоречащих предыдущим отчетам. В частности, Купер приводит иранское заявление о том, что F-14 сбили до 159 человек и что в одном инциденте четыре иракских самолета были сбиты одним AIM-54 (боеголовка ракеты взорвалась между ними и серьезно повредила их).

К 1980 году, когда перспектива войны с Ираком становилась все более вероятной, большинство из 77 уцелевших планеров F-14 оказались в нерабочем состоянии или, по крайней мере, имели неработающие радары. В результате пилоты F-14 были вынуждены полагаться на наземное управление при выполнении своих первых задач по патрулированию и перехвату в военное время. В течение нескольких дней после начала войны около дюжины F-14 были приняты на вооружение.

Том Купер, «Персидские кошки», Smithsonian Air & Space. [ 67 ]

Первое подтвержденное убийство F-14A во время ирано-иракской войны произошло до официального начала боевых действий: 7 сентября 1980 года F-14A IRIAF уничтожил иракский Ми-25 (экспортный вариант Ми-24 ). Задний вертолет стреляет из 20-мм пушки «Вулкан» . [ № 1 ] Шесть дней спустя майор Мохаммад-Реза Аттайе сбил иракский МиГ-21 из AIM-54 Phoenix во время полета пограничного патруля. [ 67 ] Одиночный выстрел AIM-54, выпущенный капитаном Хашеми в июле 1982 года, возможно, уничтожил два иракских МиГ-23, летевших плотным строем. [ 67 ]

Купер утверждает, что в начале войны AIM-54 использовались лишь спорадически, скорее всего, из-за нехватки квалифицированных офицеров радиолокационного перехвата, а затем чаще в 1981 и 1982 годах — до тех пор, пока нехватка тепловых батарей не остановила использование ракет в 1986. [ 67 ] Были и слухи [ кем? ] это предполагало, что иранский парк Tomcat будет модернизирован авионикой, заимствованной у МиГ-31 «Фоксхаунд». Однако официальные лица и пилоты IRIAF настаивают на том, что Советскому Союзу никогда не разрешалось приближаться к F-14 и что он никогда не получал никаких технологий F-14 или AIM-54. [ нужна ссылка ] Кроме того, ракета AIM-54 никогда не выходила из строя в IRIAF, хотя запасы действующих ракет временами были низкими. Тайные поставки из американских источников и закупки на черном рынке обеспечили запасные части для пополнения резервов Phoenix во время войны, а поставки запасных частей из США в 1990-е годы также помогли. [ нужна ссылка ] Кроме того, была предпринята попытка адаптировать ракеты класса «земля-воздух» MIM-23 Hawk , которые также остались с дореволюционного периода, для использования в качестве ракет класса «воздух-воздух» для F-14; по крайней мере два F-14 были успешно модифицированы для установки гибридного вооружения. [ нужна ссылка ]

В целом, как сообщается, IRIAF запустили от 70 до 90 ракет AIM-54A, из которых 60–70 забили. [ нечеткий ] Из них почти 90 процентов выпущенных ракет AIM-54A были использованы против иракских истребителей и истребителей-бомбардировщиков. Всего около дюжины [ нечеткий ] были зафиксированы победы AIM-54 [ кем? ] быть против быстрых, высоколетящих целей, таких как МиГ-25 или Ту-22 «Блиндер» .

К концу войны обе стороны не смогли получить новые самолеты или их части, и воздушные бои стали редкими, поскольку ни одна из сторон не могла позволить себе потерять самолеты, которые они не могли заменить. В частности, парк F-14 IRIAF страдал от нехватки подготовленных технических специалистов, и к 1984 году в эксплуатации все еще находилось только 40 F-14. К 1986 году это число упало до 25. F-14 был призван защищать жизненно важную нефтеперерабатывающую и экспортную инфраструктуру Ирана; французской постройки, В этой роли они часто сталкивались с иракскими истребителями Dassault Mirage F1EQ пытавшимися атаковать иранские нефтепроводы . [ 67 ]

Один пилот IRIAF отличился в бою, став самым результативным асом F-14 за всю историю. Майору Джалилю Занди приписывают сбитие восьми иракских самолетов. [ 77 ] [ Н 2 ] [ 78 ] Ему также приписывают три вероятных убийства, в результате чего его общее количество достигло 11 воздушных побед. В их число входят четыре МиГ-23, два Су-22, два МиГ-21 и три Миража F1. [ 79 ]

Еще одним известным иранским пилотом был майор Рахнавард, который, как считается, 16 февраля 1982 года сбил четыре иракских истребителя в двух отдельных столкновениях над островом Харг . [ 78 ] Записи показывают, что два из его подтвержденных убийств были Mirage F1. [ 79 ]

Осенью 2015 года появилось видео, на котором иранские F-14 сопровождают российские бомбардировщики Ту-95 Bear , наносящие авиаудары по Исламскому государству Ирака и Леванта . [ 80 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Цитата: «По политическим причинам имя пилота, вероятно, никогда не станет известно». Достоверно подтверждено, что после промаха с несколькими AIM-9P Sidewinders пилот направил свою пушку M61A1 Vulcan на цель, одержав таким образом первую в истории победу с применением пушки Tomcat. [ 76 ]
  2. Авторы пишут: «Занди пережил... многочисленные воздушные бои с ВВС Ирака, заявляя, что в общей сложности было 9 подтвержденных (путем изучения документов разведки США, опубликованных в соответствии с запросом FOIA ) и двух или трех вероятных убийств. Вполне возможно, что он одержал от 11 до 12 побед в воздухе, став, таким образом, самым успешным пилотом F-14 за всю историю и, безусловно, ведущим асом IRIAF».
  1. ^ Персидские кошки Как иранские летные экипажи, отрезанные от технической поддержки США, использовали F-14 против иракских нападавших.
  2. ^ «Руководство по программе ВМС США на 2000 год». ВМС США. Проверено: 5 августа 2012 г.
  3. ^ Дженкинс 1997, с. 41.
  4. ^ «Военно-морской F-14 пытается приземлиться на затерянный в океане авианосец» . Вашингтон Пост . 30 марта 1977 года . Проверено 26 октября 2017 г.
  5. ^ Jump up to: а б «История командования VFA-143». Архивировано 28 февраля 2017 года в Wayback Machine ВМС США. Проверено: 16 августа 2012 г.
  6. ^ Jump up to: а б Танненбаум, Фред (2001). «История ВФ-143, часть II: Кто выпустил собак?». Крюк, Журнал палубной авиации . Том. 29, нет. 4. С. 31–39.
  7. ^ "История команд VFA-143". Архивировано 28 февраля 2017 года в Wayback Machine ВМС США. Проверено: 16 августа 2012 г.
  8. ^ Гиллкрест 1994, с. 138.
  9. ^ Jump up to: а б с Павлин 1990, с. 44.
  10. ^ Jump up to: а б с «История военного корабля США Джона Ф. Кеннеди (CV-67)». Военно-исторический центр. Проверено: 16 августа 2012 г.
  11. ^ Леман 1988, стр. 320–322.
  12. ^ Jump up to: а б «История военного корабля США Дуайт Д. Эйзенхауэр (CVN-69)». Архивировано 14 апреля 2010 года в Военно-морском историческом центре Wayback Machine . Проверено: 16 августа 2012 г.
  13. ^ Зенко, Мика . «Когда Америка напала на Сирию». Архивировано 7 октября 2014 года в Совете Wayback Machine по международным отношениям, 13 февраля 2012 года. Дата обращения: 16 августа 2012 года.
  14. ^ Мартин и Уолкотт 1988, с. 140.
  15. ^ Jump up to: а б с Дженкинс 1997, с. 47.
  16. ^ Станик 2003, стр. 30.
  17. ^ "Помолвка слесаря". Ассоциация USS Biddle USS Biddle (DLG/CG-34) , 28 сентября 2007 г. Дата обращения: 10 ноября 2010 г.
  18. ^ Купер, Том. «Ливийские войны, 1980–1989, Часть 3: Операция «Манта».» Журнал ACIG , Информационная группа по воздушному бою, 12 октября 2007 г. Дата обращения: 10 ноября 2010 г.
  19. ^ Купер, Том. «Комментарий Тома Купера». Архивировано 27 сентября 2007 года на форумах Wayback Machine Tomcat Sunset Forums. Проверено: 26 октября 2010 г.
  20. ^ Томпсон 1997, с. 32.
  21. ^ "История командования, 1983". Сто вторая истребительная эскадрилья ВМС США. Проверено: 16 августа 2012 г.
  22. ^ Гиллкрест 1994, с. 142.
  23. ^ Мартин и Уолкотт 1988, с. 244.
  24. ^ Хейманн, Филип и Влад Дженкинс. «Угон Ахилле Лауро (Аннотация)». Школа государственного управления имени Джона Кеннеди, Гарвардский университет, 1 января 1988 г. Дата обращения: 11 ноября 2010 г.
  25. ^ «Угон в открытом море: Часть вторая». BBC, 8 мая 2002 г. Дата обращения: 11 ноября 2010 г.
  26. ^ " Дело Ахилле Лауро 1985 года ". Дом MATS Дата обращения: 11 ноября 2010 г.
  27. ^ Затарин 2008, стр. 88–90.
  28. ^ Jump up to: а б Мартин, Дэвид. «Вечерние новости CBS с Дэном Разером». Вечерние новости CBS, (выпуск телевизионных новостей), 10 августа 1987 г.
  29. ^ Jump up to: а б Уилкокс 1996, с. 204.
  30. ^ Jump up to: а б с д Затарин 2008, с. 90
  31. ^ Вистика 1997, с. 267.
  32. ^ Jump up to: а б Вистика 1997, с. 268.
  33. ^ Мудрый 2007, с. 195.
  34. ^ Jump up to: а б Брэдфорд 1997, с. 468.
  35. ^ Гиллкрест 1994, с. 162.
  36. ^ Jump up to: а б с д и ж «F-14 Tomcat Combat». GlobalSecurity.org. Проверено: 18 августа 2012 г.
  37. ^ Дженкинс 1997, с. 48.
  38. ^ Jump up to: а б «Военно-морской флот США в «Щите пустыни и буре в пустыне», глава V: Гром и молния». Архивировано 5 декабря 2006 года в Wayback Machine . Проверено: 18 августа 2012 года. Командовании военно-морской истории и наследия
  39. ^ Марольда, Эдвард Дж. «ВМС США и Персидский залив». Архивировано 1 января 2015 года в Командовании военно-морской истории и наследия Wayback Machine . Проверено: 18 августа 2012 г.
  40. ^ Jump up to: а б с д Холмс 2005, стр. 8–9.
  41. ^ Jump up to: а б Холмс 2008, с. 18.
  42. ^ Jump up to: а б Браун 2007, с. 109.
  43. ^ Jump up to: а б с Дэвис 2005, стр. 17–18.
  44. ^ Jump up to: а б с Покрант 1999, стр. 48–51.
  45. ^ Гиллкрест 1994, с. 168.
  46. ^ Уилкокс 1996, стр. 259–265.
  47. ^ Браун 1998, с. 8.
  48. ^ Jump up to: а б Лоури 2008, с. 4.
  49. ^ Jump up to: а б Покрант 1999, стр. 31–32.
  50. ^ Покрант 1999, стр. 185–187.
  51. ^ Браун 2007, стр. 109–115.
  52. ^ Холмс 2005, с. 11.
  53. ^ Jump up to: а б Холмс 2005, стр. 13–14.
  54. ^ Jump up to: а б с «История эскадрильи VFA-32». ВМС США. Проверено: 29 ноября 2012 г.
  55. ^ Jump up to: а б Холмс 2005, стр. 14–16.
  56. ^ Рауса, Зенон. «Отчет Винсона/CVW-11, стр. 4». Крылья золота, Ассоциация морской авиации , лето 1999 г. ISSN 0274-7405. Проверено: 26 октября 2010 г.
  57. ^ Холмс 2008, с. 66.
  58. ^ Холмс 2008, с. 27.
  59. ^ Холмс 2008, с. 45.
  60. ^ Холмс 2008, с. 60.
  61. ^ Холмс 2008, с. 89.
  62. ^ Холмс 2008, с. 53.
  63. ^ Холмс 2008, с. 52.
  64. ^ Ракета AIM-54 Феникс
  65. ^ Jump up to: а б Как иранские летчики, отрезанные от технической поддержки США, использовали F-14 против иракских нападавших
  66. ^ Том Купер; Фарзад Бишоп (2012). Иранские подразделения F-14 Tomcat в бою . Издательство Блумсбери. п. 92. ИСБН  978-1-78200-761-6 .
  67. ^ Jump up to: а б с д и ж г Купер, Том. «Персидские кошки». Смитсоновский институт Air & Space , Vol. 21, № 3, сентябрь 2006 г., стр. 36–39.
  68. ^ Jump up to: а б «F-14 ВВС Ирана». Аэрокосмическая сеть. Проверено: 26 октября 2010 г.
  69. ^ Дело Иран-контрас 20 лет спустя . Архив национальной безопасности (Университет Джорджа Вашингтона), 24 ноября 2006 г.
  70. ^ Ариэль Зирульник (24 февраля 2011 г.). «Санкции Каддафи? Как 5 стран отреагировали на санкции: Иран» . Христианский научный монитор . Проверено 13 февраля 2012 г.
  71. ^ КРИЗИС БЕЛОГО ДОМА; ДОКАЗАТЕЛЬСТВА УКАЗЫВАЮТ БОЛЬШУЮ РОЛЬ САУДА В ИРАНСКИХ СДЕЛКАХ И СДЕЛКАХ ПО ПРОТИВ ОРУЖИЯ
  72. ^ Иранский трубопровод: скрытая глава / специальный отчет; США заявили, что разрешили Израилю продавать оружие Ирану
  73. ^ «Авиафото № 6836843: Grumman F-14A Tomcat — Иран — ВВС» .
  74. ^ «Парад в честь Национального дня армии Ирана в кадрах иранской прессы» .
  75. ^ «ВВС (Иранские императорские ВВС)». Глобальная безопасность. Проверено: 22 августа 2006 г.
  76. ^ Купер и Бишоп 2004, стр. 22–23.
  77. ^ Купер, Том и Фарзад Бишоп. «Огонь на холмах: иранские и иракские сражения осени 1982 года». acig.org, 9 сентября 2003 г. Дата обращения: 26 октября 2010 г.
  78. ^ Jump up to: а б Насирхани, Фархад. «Самурай в небе». Имперские ВВС Ирана через iiaf.net, 3 февраля 2003 г. Дата обращения: 11 ноября 2010 г.
  79. ^ Jump up to: а б «Иранские победы в воздухе, 1982 год». База данных Аравийского полуострова и Персидского залива через acig.org, 16 сентября 2003 г. Дата обращения: 26 октября 2010 г.
  80. ^ «Новое видео эскорта F-14 Tomcat и крылатых ракет, когда Россия усиливает наступление на Сирию» Foxtrot Alpha , 20 ноября 2015 г. Дата обращения: 21 ноября 2015 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Брэдфорд, Джеймс К. От пушки и абордажной сабли к самолетам и ракетам: материалы по истории морской мощи США. Шугарленд, Техас: Издательство American Heritage Custom Publishing, 1997. ISBN   0-8281-1009-3 .
  • Браун, Крейг. Обзор: Полная история воздушных боев США с 1981 года по настоящее время . Атглен, Пенсильвания: Военная история Шиффера, 2007. ISBN   978-0-7643-2785-8 .
  • Браун, Дэвид Ф. Переулок Томкэт: фотографическая перекличка Grumman F-14 Tomcat. Атглен, Пенсильвания: Военная история Шиффера, 1998. ISBN   0-7643-0477-1 .
  • Купер, Том и Фарзад Бишоп. Иранские подразделения F-14 Tomcat в бою . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 2004. ISBN   1-84176-787-5 .
  • Купер, Том и Лиам Ф. Девлин. «Иран: грозный противник?» Боевые самолеты (европейское издание), том 7, номер 6, 2006 г.
  • Дэвис, Стив. Подразделения F-15C Eagle в бою. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 2005. ISBN   978-1-84176-730-7 .
  • Гиллкрест, Пол Т. Томкэт!: История Grumman F-14 . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, Ltd, 1994. ISBN   0-88740-664-5 .
  • Ганстон, Билл и Майк Спик. Современный воздушный бой . Нью-Йорк: Crescent Books, 1983. ISBN   0-517-41265-9 .
  • Холмс, Тони. Подразделения ВМС США F-14 Tomcat операции «Свобода Ирака» . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 2005. ISBN   978-1-84176-803-8 .
  • Холмс, Тони. Подразделения ВМС США F-14 Tomcat операции «Несокрушимая свобода» . Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing Limited, 2008. ISBN   978-1-84603-205-9 .
  • Дженкинс, Деннис Р. Грумман F-14 Tomcat: ведущий истребитель ВМС США . Лондон: Аэрофакс, 1997. ISBN   1-85780-063-X .
  • Леман, Джон Ф. Командование морем . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1988. ISBN   1-55750-534-9 .
  • Лоури, Ричард С. Хроники войны в Персидском заливе: военная история первой войны с Ираком. Блумингтон, Индиана: Universe Star, Inc., 2008 г., первое издание 2005 г. ISBN   978-1-60528-006-6 .
  • Мартин, Дэвид К. и Джон Уолкотт. Лучшие планы: внутренняя история войны Америки против терроризма . Нью-Йорк: Харпер и Роу, Publishers Inc., 1988. ISBN   0-06-015877-8 .
  • Пикок, Линдси. Grumman F-14 Tomcat (классические военные самолеты). Нью-Йорк: Галерея книг, 1990. ISBN   0-8317-1400-X .
  • Спик, Майк. «Ф-14 Томкэт». Большая книга современных боевых самолетов . Сент-Пол, Миннесота: Издательская компания MBI, 2000. ISBN   0-7603-0893-4 .
  • Покрант, Марвин. «Буря в пустыне» на море: что на самом деле сделал ВМФ. Вестпорт, Коннектикут: Прегер, 1999. ISBN   978-0-31331-024-9 .
  • Спик, Майк. F-14 Tomcat, Современные боевые самолеты, Том 8 . Нью-Йорк: Издательство Arco, 1985. ISBN   0-668-06406-4 .
  • Станик, Джозеф Т. Каньон Эльдорадо: необъявленная война Рейгана с Каддафи . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 2003. ISBN   978-1-55750-983-3 .
  • Томпсон, Уоррен. «Морская взлетно-посадочная полоса: на борту JFK с авиакрылом Carrier Air Wing 8!» Airpower, том 27, № 1, январь 1997 г.
  • Вистика, Грегори Л. Падение славы: люди, потопившие ВМС США . Нью-Йорк: Оселок, 1997. ISBN   978-0-684-83226-5 .
  • Уилкокс, Роберт К. Школа черных асов: история современной истребительной эскадрильи на войне . Лондон: Пресса Св. Мартина, 2002. ISBN   978-0-312-99708-3 .
  • Уилкокс, Роберт К. Крылья ярости: от Вьетнама до войны в Персидском заливе – удивительные правдивые истории американских элитных летчиков-истребителей . Нью-Йорк: Карманные книги, 1996. ISBN   0-671-74793-2 .
  • Уайз, Гарольд Л. Внутри опасной зоны: Вооруженные силы США в Персидском заливе, 1987–1988 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 2007. ISBN   978-1-59114-970-5 .
  • Затарейн, Ли А. Танкерная война: первый конфликт Америки с Ираном, 1987–1988 гг . Оксфорд, Великобритания: Издательство Casemate, 2008. ISBN   978-1-932033-84-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 192e3458b03622f6600ae0e4fa0421b4__1722859980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/b4/192e3458b03622f6600ae0e4fa0421b4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
F-14 Tomcat operational history - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)