Jump to content

AIM-9 Sidewinder

(Перенаправлен из AIM-9P Sidewinder )

AIM-9 Sidewinder
AIM-9L
Тип Краткая ракета воздуха-воздуха
Место происхождения Соединенные Штаты
История обслуживания
В эксплуатации 1956 - ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ
Используется Смотрите операторы
Войны Второй тайваньский пролив кризис
Вьетнамская война
Yom Kippur War
Iran–Iraq War
Gulf of Sidra incident (1981)
Falklands War
1982 Lebanon War
1989 air battle near Tobruk
Gulf War
Bosnian War
*Banja Luka incident
Operation Allied Force
2023 Chinese balloon incident
Israel–Hamas war
Red Sea crisis
* Операция Guardian Guardian
Production history
ManufacturerRaytheon Company[1]
Ford Aerospace
Loral Corp.
Unit costUS$381,069.74 (Block II)
US$399,500.00 (Block II Plus)
US$209,492.75 (training missile)
(All as of 2019[2])
Produced1953–present
Specifications
Mass188 pounds (85.3 kg)[1]
Length9 feet 11 inches (3.02 m)[1]
Diameter5 in (127.0 mm)[1]
Wingspan11 in (279.4 mm)
WarheadWDU-17/B annular blast-fragmentation[1]
Warhead weight20.8 lb (9.4 kg)[1]
Detonation
mechanism
IR proximity fuze

EngineHercules/Bermite Mk. 36 solid-fuel rocket
Operational
range
0.6 to 22 miles (1.0 to 35.4 km)[not verified in body]
Maximum speed Mach 2.5+[1]
Guidance
system
Infrared homing (most models)
Semi-active radar homing (AIM-9C)
Launch
platform
Aircraft, naval vessels, fixed launchers, and ground vehicles

AIM -9 Sidewinder («Цель» для «Ракета воздуха перехвата») [ 3 ] это короткая ракета воздуха-воздух . Поступая в службу в военно-морском флоте Соединенных Штатов в 1956 году и ВВС в 1964 году, AIM-9 является одной из старейших, самых дешевых и самых успешных ракет с воздухом-воздухом. [ 4 ] Его последние варианты остаются стандартным оборудованием в большинстве выравниваемых в западном отношении . ВВС, [ 5 ] Советский . K-13 (AA-2 «атолл»), обратно инженерная копия AIM-9B, также была широко принята

Развитие низкого уровня началось в конце 1940-х годов, появившись в начале 1950-х годов в качестве системы руководства для модульной ракеты Zuni . [ 6 ] [ 7 ] Эта модульность позволила внедрить новых искателей и ракетных двигателей, в том числе вариант AIM-9C, который использовал полуактивное радиолокационное домашнее хозяйство и послужила основой AGM-122 противорадовой ракеты . Благодаря инфракрасной системе руководства Sidewinder, краткий код « Fox Two при стрельбе AIM-9 используется ». Первоначально система преследующего хвоста, ранние модели имели широкое использование во время войны во Вьетнаме , но имели низкий уровень успеха (8% -ная ставка с вариантом AIM-9E). Это привело к тому, что все аспективные возможности в версии L (LIMA), которая оказалась эффективным оружием во время войны и операции Falklands 1982 года и операции Mole Cricket 19 в Ливане. Его адаптивность сохранила его в обслуживании над более новыми дизайнами, такими как AIM-95 Agile и Sraam, которые были предназначены для его замены.

The Sidewinder is the most widely used air-to-air missile in the West, with more than 110,000 missiles produced for the U.S. and 27 other nations, of which perhaps one percent have been used in combat. It has been built under license by Sweden and other nations. The AIM-9 has an estimated 270 aircraft kills.[4]

In 2010, Boeing won a contract to support Sidewinder operations through to 2055. Air Force spokeswoman Stephanie Powell said that its relatively low cost, versatility, and reliability mean it is "very possible that the Sidewinder will remain in Air Force inventories through the late 21st century".[8]

Design

[edit]

The AIM-9 was a product of the US Naval Weapons Center at China Lake in the Mojave Desert. It features a lightweight, compact design with cruciform canards and tail fins. It uses a solid rocket motor for propulsion, similar to most conventional missiles, a continuous-rod fragmentation warhead, and an infrared seeker.[9]

The seeker tracks a difference in temperatures detected and uses proportional guidance to achieve impact. Older variants such as the AIM-9B with uncooled seeker heads could only track the high temperatures of engine exhaust, making them strictly rear aspect. Later variants, however, featured liquid nitrogen coolant bottles in the launchers, allowing the missile to track any part of the aircraft heated by air resistance due to high speed flight, giving modern Sidewinders all-aspect capabilities.[10]

The nose canards provide maneuverability for the AIM-9, with the AIM-9X using thrust vectoring to augment this. The hot gases generated were used to actuate the nose canards in older models, while newer variants use thermal batteries.

To minimize the amount of energy devoted to actuating control surfaces, the AIM-9 does not use active roll stabilization. Instead, it uses rollerons, small metal discs protruding out of the aft end of the tips of the tail fins which spin as the missile flies through the air, providing gyroscopic stabilization.

The AIM-9 uses a passive infrared proximity fuze to detonate its warhead near an enemy aircraft, scattering shrapnel that aims to damage the aircraft, rendering it inoperable. The continuous rod warhead features rods welded together to form a cylindrical outer shell, with explosive filler inside. Upon detonation, the rods are scattered in a toroidal shape, ensuring that at least some portion of the shrapnel hits enemy aircraft.

Newer models of the AIM-9 sought to increase the range that the seeker head's gimbal can turn, allowing the missile to track aircraft at greater angles from its direct line of sight, or boresight. Models such as the AIM-9L, AIM-9M, and AIM-9X feature high off-boresight capabilities, meaning they are able to track targets at high seeker gimbal angles, or highly distant from its boresight.[11]

Guidance

[edit]
A missile (blue) intercepts a target (red) by maintaining constant bearing to it (green)

The Sidewinder is not guided by the actual position recorded by the detector, but by the change in position since the last sighting. So if the target remained at 5 degrees left between two rotations of the mirror, the electronics would not output any signal to the control system. Consider a missile fired at right angles to its target; if the missile is flying at the same speed as the target, it should "lead" it by 45 degrees, flying to an impact point far in front of where the target was when it was fired. If the missile is traveling four times the speed of the target, it should follow an angle about 11 degrees in front. In either case, the missile should keep that angle all the way to interception, which means that the angle that the target makes against the detector is constant. It was this constant angle that the Sidewinder attempted to maintain. This "proportional pursuit" system is straightforward to implement and offers high-performance lead calculation almost for free and can respond to changes in the target's flight path,[12] which is much more efficient and makes the missile "lead" the target.[13]

History

[edit]

Origins

[edit]
Prototype Sidewinder-1 missile on an AD-4 Skyraider during flight testing at NAWS China Lake, 1952

During World War II, various researchers in Germany designed infrared guidance systems of various complexity. The most mature development of these, codenamed Hamburg, was intended for use by the Blohm & Voss BV 143 glide bomb in an anti-ship role. Hamburg used a single IR photocell as its detector along with a spinning disk with lines painted on it, alternately known as a "reticle" or "chopper". The reticle spun at a fixed speed, causing the output of the photocell to be interrupted in a pattern, and the precise timing of the resulting signal indicated the bearing of the target. Although Hamburg and similar devices like Madrid were essentially complete, the work of mating them to a missile had not been carried out by the time the war ended.[14]

In the immediate post-war era, Allied military intelligence teams collected this information, along with many of the engineers working on these projects. Several lengthy reports on the various systems were produced and disseminated among the Western aircraft firms, while a number of the engineers joined these companies to work on various missile projects. By the late 1940s a wide variety of missile projects were underway, from huge systems like the Bell Bomi rocket-powered bomber to small systems like air-to-air missiles. By the early 1950s, both the US Air Force and Royal Air Force had started major IR seeker missile projects.[14]

Video vignette of an F-104 destroying a QF-80 target drone with an AIM-9 Sidewinder missile
A F-104 Starfighter test-firing an AIM-9 Sidewinder against a QF-80 target drone at China Lake

The development of the Sidewinder missile began in 1946 at the Naval Ordnance Test Station (NOTS), Inyokern, California, now the Naval Air Weapons Station China Lake, as an in-house research project conceived by William B. McLean. McLean initially called his effort "Local Fuze Project 602" using laboratory funding, volunteer help and fuze funding to develop what they called a heat-homing rocket. The name Sidewinder was selected in 1950 and is the common name of Crotalus cerastes, a rattlesnake, which uses infrared sensory organs to hunt warm-blooded prey.[15][16]

It did not receive official funding until 1951 when the effort was mature enough to show to Admiral William "Deak" Parsons, the Deputy Chief of the Bureau of Ordnance (BuOrd). It subsequently received designation as a program in 1952. Originally called the Sidewinder 1, the first live firing was on 3 September 1952. The missile intercepted a drone for the first time on 11 September 1953. The missile carried out 51 guided flights in 1954, and in 1955 production was authorized.[15]

In 1954, the US Air Force carried out trials with the original AIM-9A and the improved AIM-9B at the Holloman Air Development Center. The first operational use of the missile was by Grumman F9F-8 Cougars and FJ-3 Furies of the United States Navy in the middle of 1956.[15]

First Generation Rear-Aspect Variants

[edit]

Nearly 100,000 of the first generation (AIM-9B/C/D/E) of the Sidewinder were produced with Raytheon and General Electric as major subcontractors. Philco-Ford produced the guidance and control sections of the early missiles. The NATO version of the first-generation missile was built under license in Germany by Bodenseewerk Gerätetechnik; 9,200 examples were built.[15]

AIM-9A (AAM-N-7 Sidewinder I) (USN)

[edit]

AIM-9A, was a pre-production of the Sidewinder, it was first fired successfully on September 1953. Missile production began in 1955, and the first models entered the Navy's fleet service in 1956. Generally, it was just a prototype production run, with 240 pieces being produced. It was in mainly intended for training pilots in air combat techniques. The AIM-9A was initially called the AAM-N-7 before the tri-service designation change in 1962.[17]

An interesting fact about the early AIM-9A & B was that a non-propulsive attachment (NPA) for their MK 15 motor was provided, assuming an assembled missile would be less dangerous to ground crew and material if the rocket motor was ignited. This same NPA was used in the AIM-9B Sidewinder as well.[citation needed]

AIM-9B (AAM-N-7 Sidewinder IA) (USAF/USN)

[edit]

The AIM-9B is very similar to the AIM-9A, but the "B" has a more sophisticated rear and more aerodynamical front fins. The AIM-9B is a very limited weapon, but it had no serious competitors and counters when it was introduced, causing it to be adopted by the USAF and NATO as a standard weapon, with around 80,000 units being produced from 1958 to 1962.[17]

The viewing angle of the AIM-9B's sensor was a minuscule 4 degrees, So at launch, the pilot had to accurately aim the aircraft's sight over or above the target (to account for drag). The speed of the conical scan was very slow, additionally, the uncooled missile had a low sensitivity and was liable to extraneous heat. The AIM-9B was recommended for use on non-threatening targets (like bombers), only from behind (so it can lock on the thermal radiation from the target engines) and only with the sun behind or to the side of your aircraft (as the missile would lock onto it due to its thermal radiation).

It was famously the first Sidewinder variant to be fired in anger as on 24 September 1958, it achieved the world's first successful kill with a air-to-air missiles, when Taiwanese F-86Fs shot down Communist Chinese MiG-15s using AIM-9Bs supplied and fitted by the U.S. Navy (USN).

AIM-9B Derivatives

[edit]

RB24: A Swedish AIM-9B Sidewinder.

K-13/R-3 (AA-2): The K-13/R-3 was a reversed engineered AIM-9B Sidewinder, A engagement on 28 September 1958 in the Taiwan strait resulted in a AIM-9B becoming lodged in a MiG-17 without exploding, allowing it to be removed after landing. The Soviets later became aware that the Chinese had at least one Sidewinder, and after some wrangling, were able to persuade the Chinese to send them one of the captured missiles.

K-13/R-3 (AA-2) Variants:

K-13/R-3 (Object 300) (AA-2 Atoll): It was the standard variant and entered limited service only two years later in 1960.

K-13A/R-3S (Object 310) (AA-2A Atoll): This entered service in 1962. The R-3S was the first version to enter widespread production, in spite of a very long seeker settling time around 22 seconds, as opposed to 11 seconds for the original version.

PL-2: Chinese produced R-3S.

A-91: Romanian produced R-3S.

K-13R/R-3R (Object 320) (AA-2B/C Atoll): While the R-3S was being introduced in 1961, work started on a semi-active radar homing (SARH) version for high-altitude use, with 8 km range, similar to the little-used US Navy AIM-9C Sidewinder. This took longer to develop, and did not enter service until 1966.

K-13M/R-13M (Object 380) (AA-2D Atoll): The R-13M is a much improved version of the R-3S and has capabilities similar to the AIM-9G Sidewinder. The R-13M is still a tail engagement missile only but is far more capable than the R-3S due to its new seeker and rocket motor. The new cooled seeker is more accurate and somewhat more resistant to countermeasures. The new rocket motor burns longer and the redesigned body makes the R-13M more maneuverable.

K-13M1/R-13M1: Improved R-13M with new forward fins introduced in 1976.

AIM-9C (AAM-N-7 Sidewinder IC (SARH)) (USN)

[edit]

The lackluster performance of the AIM-9B caused the Navy to look for successor. And in 1963 the AAM-N-7 Sidewinder IC was designed, It was developed in two variations: a SARH (semi-active radar homing) variant (AIM-9C) and an IR (AIM-9D) in 1963. The AIM-9C's semi-active radar was exclusively tied to the F-8 Crusader's radar and fire control system (FCS). A total of around 1,000 AIM-9C missiles were launched from 1965 to 1967, but their usage in Vietnam war proved unsuccessful, downing no enemies. A filter modification program for reworked units (to allow high altitude capability up to 18,288m (60,000 feet) This was the only planned modification.[citation needed]

AIM-9D "Delta" (AAM-N-7 Sidewinder IC (IR)) (USN)

[edit]

Recognizing the limitations of the initial AIM-9B, the US Navy (USN) worked to improve the missile's performance. They changed the missile nose to an aerodynamical ogival nose. The seeker was improved with a wider field of view beyond 25 degrees and a reduced instantaneous field of view of 2.5 degrees, to reduce foreign thermal interference (from flares). A better nitrogen cooling system was added for the fuze, being the first in the world. This enhanced the missile's head sensitivity. Maneuverability was also improved with a faster tracking rate, as well as a new actuator system. The Sidewinder's range was improved as well, with the new Hercules MK 36 solid-fuel rocket motor allowing the missile to fly up to 18km. Finally, a new Mk 48 continuous-rod warhead was fitted to the missile for increased damage; this also meant infrared or a radio proximity fuze could be used. These improvements were all added into AIM-9D and went into service with the USN. Around 1,000 AIM-9D units were produced from 1965 to 1969. The primary problem of the AIM-9D was breakup during launch. The AIM-9D was eventually developed into AIM-9G.[18]

AIM-9D Derivatives

[edit]

ATM-9D (USN): AIM-9D used for captive flight target acquisition training.[17]

GDU-1/B: AIM-9D used for firing practice.[17]

AIM-9E "Echo" (USAF)

[edit]

The AIM-9E "Echo" was the first version developed solely by the U.S. Air Force (USAF). The AIM-9E allows the expansion of the weapons acquisition envelope, especially at low-altitude, increasing its Probability of Kill (P[k]). It achieved this using a new low-drag conical nose head, being a distinguishing feature of USAF Sidewinders. A magnesium fluoride seeker dome was introduced, along with a more compact optical assembly, an improved guidance control system, new electronics, and significant changes to the internal wiring harnesses. These improvements facilitated a better 100 Hz reticle rate, and a 16.5 deg/sec tracking rate. The most significant design change was the addition of cooling for the PbS detector, adding Peltier (thermoelectric) cooling, giving the advantage of unlimited cooling when positioned on the launch rail, but is only active when electrical power is present. The AIM-9E gives greater range over the AIM-9B, but is worse than the "D". The canard design was changed to a squared tip double delta planform, this helped improve canard behaviour at higher angles of attack (AOA). Over 5,000 AIM-9B's were rebuilt into AIM-9E's.[17]

The AIM-9E appeared in Vietnam after the conclusion of the Operation Rolling Thunder in 1968, with the U.S. Air Force (USAF), becoming one of their main missile armaments. Up until Operation Linebacker in 1972 intense air-to-air activity in Vietnam was not present. There were 71 AIM-9E launch attempts from January to October 1972, however, only 6 missiles managed to down an aircraft, with 1 other hitting an aircraft, but not causing complete destruction. Reasons for the poor success rate was listed as "poor air crew training, launches out of the envelope, the tactical situation, marginal tone, tone discrimination, the missile going ballistic, and other malfunctions".

AIM-9E Variants

[edit]

AIM-9E: Standard production model.

AIM-9E-2: Some "E" models are equipped with reduced-smoke rocket motors and have the designation AIM-9E-2

AIM-9B FGW.2 Sidewinder (AIM-9F)

[edit]

As the Sidewinder was being acquired by NATO forces, licensed production was given to West Germany and they would produce around 15,000 units. Like the Americans, the West Germans sought to improve the AIM-9B design due to its limitations. The only visible exterior difference is a greenish sensor window, but many tech improvements were added beneath the shell. Unnoticed improvements include solid state electronics (instead of vacuum tubes), carbon dioxide seeker cooling, a new nose dome and superior optical filtering. Conversions were done to European AIM-9B to upgrade them to the FGW.2 standard. The official designation is the AIM-9B FGW.2 but it is known as the AIM-9F in US nomenclature.

AIM-9G "Golf" (USN)

[edit]

The AIM-9G was very similar to the AIM-9D in most aspects, and did not differ externally. The AIM-9G was an AIM-9D that used an improved AIM-9D seeker head with SEAM (Sidewinder Extended Acquisition Mode), this allowed the slewing of the optics through a search pattern to acquire the enemy (most likely using a rosette scan),[citation needed] it also allowed the slaving of the optics to a radar or helmet sight. This was connected to the onboard computer of the aircraft, which gave the capability of capturing the target using the data coming from the airborne radar. This meant that the target could be locked without being in the sights, and the missile automatically got pre-launch instructions. The conical scanning speed was also increased greatly. The seeker head was now able to seek in a 25˚ circular scan. This allowed the AIM-9G to have an improved chance of acquiring the target than earlier models. This, along with other upgraded solid-state modules, culminated in the AIM-9G. The improvement was substantial enough that an order of 5,000 AIM-9D seekers was stopped at 1,850 units, with the rest being ordered to AIM-9G seeker specifications instead. Around 2120 AIM-9G were built by Raytheon from 1970 to 1972.[17]

The AIM-9G would be used with its predecessor, the AIM-9D, during the Vietnam War, as the US Navy's choice of IR missile. A 46% hit rate with the AIM-9G during Operation Linebackers I and II in 1972 was achieved, of which 14 aircraft were MiG-17s and the other 7 were MiG-21s. This was due to the missile design and USN fighter pilot training at TOPGUN.[citation needed] The United States Air Force attempted to attain AIM-9Gs from the USN, due to bad experience with their AIM-9 Sidewinders models (B, E, and J), but they were incompatible with US Air Force's Sidewinder launchers due to the different cooling mechanisms. (the USN used a nitrogen gas container on the launcher, which the USAF did not use)[citation needed]

AIM-9G Derivatives

[edit]

ATM-9G (USN): AIM-9G used for captive flight target acquisition training.[17]

AIM-9H (USN)

[edit]

Within December 1965, two designers McLean and LaBerge (who were employed by Philco-Ford) came together to create ways to improve the AIM-9G's reliability. One submission was to advance all the remaining missile electronic components from vacuum to solid-state gradually.The US Air Force adhered to this steady replacement of their AIM-9's to solid-state, however the Navy opted for a different approach after Walt Freitag, a USN engineer proposed a full change to solid-state in one missile.

The "H" variant had major changes over the AIM-9D/G, which had multiple issues with reliability. One of the issues was the intolerance of the vacuum tubes to repeated 20ft/sec sink rate landings by US Navy aircraft on carrier decks. The "H" was the first Sidewinder to be fully solid state, replacing the original vacuum tubes. The AIM-9H also included a new lead sulphide detector, using nitrogen cooling. The new guidance package was built using semiconductors. When the engineers redesigned these electronics, they essentially kept the AIM-9G's optical system, but the tracking rate increased further, from the original 12˚ to 20˚ degrees per second, this complementing the more powerful 120 lb.ft actuators that had been installed. They also replaced the thermal battery with a turbo-alternator. The AIM-9H also included a continuous-rod bundle warhead, improving its destructive capability. The AIM-9H was the last and most manoeuvrable of the rear-aspect USN Sidewinders, with USN moving to the all-aspect AIM-9L.[17]

The AIM-9H was actually used at the very end of the Vietnam war, with it being introduced into the US navy service in 1972 and being used in Operation Linebacker. A total of around 7,700 AIM-9H units would be manufactured from 1972-1974 by Philco-Ford and Raytheon. The AIM-9H was the basis for the all-aspect USAF/USN AIM-9L.[19]

AIM-9H Derivatives

[edit]

ATM-9H: Was a training version of the AIM-9H for captive flight target acquisition.[17]

AIM-9K (USN)

[edit]

The AIM-9K was a planned U.S. Navy (USN) upgrade to the AIM-9H, but the development was abandoned in favour of USAF/USN joint AIM-9L.

AIM-9J (USAF)

[edit]

As the AIM-9E Sidewinder was entering service in Southeast Asia during the conclusion of Operation Rolling Thunder, the USAF started the development the next generation Sidewinders to replace the AIM-9E. In November 1968, the testing of an AIM-9E upgrade the "Extended Performance" began. The missile was designed to give pilots a more capable close-range IR missile against a manoeuvring target. It would eventually be designated the AIM-9J.

Preliminary testing of the AIM-9J ended on 3 July 1972, indicating that further in-depth testing and evaluation were necessary prior to replacing the AIM-9B/E. On 8 June 1972, the AIM-9J was authorized for introduction into Southeast Asia under Phase IIA of its evaluation program, and approval to employ it in combat was received on 31 July 1972. The first combat flight of the AIM-9J occurred on 2 August 1972, but it wasn't until 9 September 1972 that the first three AIM-9Js were fired in combat. Only 31 combat firings were attempted before the cease fire in January, 1973. Considering the original intent of its development, the AIM-9J performance was relatively unimpressive in combat. Nevertheless, compared to its competitors (the AIM-7E-2 and the AIM-9E), the AIM-9J did appear relatively successful. The AIM-9J kill rate per missile fired was 13 percent from September to December 1972, compared to 5 percent and 8 percent registered by the AIM-7E-2 and AIM-9E, respectively. When viewed on the basis of effectiveness per engagement, the AIM-9J fared better with 33 percent kills per engagement, versus 11 percent and 15 percent for the AIM-7E-2 and AIM-9E, respectively.[20]

The AIM-9J was an upgrade to the AIM-9E. It included partial solid-state electronics, the replacement of old-fashioned tube electronics with microchips, a longer-burning gas generator increasing flight time to 40 sec, and more powerful actuators, these drove the new square-tipped double-delta canards. The canards doubling the single-plane "G" capability. Around 6,700 AIM-9Js were built from 1972 on, these were mostly converted existing AIM-9B/E missiles.

AIM-9J Variants

[edit]

AIM-9J: The base variant.

AIM-9J-1 (AIM-9N): AIM-9J-1 (later redesignated the AIM-9N) was upgrade to the AIM-9J. The AIM-9N had a similar missile configuration to the AIM-9J, but the three main circuit boards were substantially redesigned to help improve seeker performance. Around 7,000 of the AIM-9N were built/rebuilt.

AIM-9J-3: AIM-9J-1 with the new SR116 motor.

AIM-9J Derivatives

[edit]

RB24J: Swedish designation of the AIM-9J.

AIM-9P

[edit]

The AIM-9P Sidewinder missile was a USAF sponsored family of export missiles based on the AIM-9J/N, and would be upgraded multiple times over its lifespan. The AIM-9P was an improved AIM-9J with a new motor, fuze and better reliability. It included a greater engagement range, allowing it to be launched farther from the target. The AIM-9P was more maneuverable than the AIM-9J, and also included improved solid-state electronics that increased reliability and maintainability. The AIM-9P was either a rebuilt B/E or J or all-new production. Deliveries of the AIM-9P began in 1978.

AIM-9P Variants

[edit]

AIM-9P: The base model.

AIM-9P-1: The AIM-9P-1 introduced the DSU-15/B AOTD laser proximity fuze, replacing the previous infrared influence fuze with an active optical target detector.

AIM-9P-2: The AIM-9P-2 includes a reduced-smoke rocket motor.

AIM-9P-3: The AIM-9P-3 includes a reduced-smoke motor, an active optical target detector, an improved guidance and control section, mechanical strengthening to the warhead, guidance system and control section, and a new insensitive munitions warhead. The warhead uses a new explosive material, this explosive material is less sensitive to high temperature and has a longer shelf life.

AIM-9P-4: The AIM-9P-4 Introduces the ALASCA features and technology found on the AIM-9L/M variants.

AIM-9P-5: The AIM-9P-5 adds improved IRCCM from the AIM-9M.

Pre all-aspect variants[21][4][20]
Subtype AIM-9B AIM-9D AIM-9E AIM-9G AIM-9H AIM-9J
Service Joint USN USAF USN USN USAF
Seeker design features
Origin Naval Weapons Center AIM-9B AIM-9B AIM-9D AIM-9G AIM-9E
Detector PbS PbS PbS PbS PbS PbS
Cooling Uncooled Nitrogen Peltier Nitrogen Nitrogen Peltier
Dome window Glass MgF2 MgF2 MgF2 MgF2 MgF2
Reticle speed (Hz) 70 125 100 125 125 100
Modulation AM AM AM AM AM AM
Track rate (°/s) 8.0 - 11.0[22] 12.0 12.0 12.0 20.0[22] 16.5
Electronics thermionic thermionic hybrid thermionic solid state hybrid
Warhead 4.5 kg (9.9 lb)
blast-fragmentation
11 kg (24 lb) Mk. 48
continuous rod
4.5 kg (9.9 lb)
blast-fragmentation
11 kg (24 lb) Mk. 48
continuous rod
11 kg (24 lb) Mk. 48
continuous rod
4.5 kg (9.9 lb)
blast-fragmentation
Fuze Passive-IR Passive-IR/HF Passive-IR Passive-IR/HF Passive-IR/HF Passive-IR
Powerplant
Manufacturer Thiokol Hercules Thiokol Hercules Hercules/Bermite Hercules/Aerojet
Type Mk.17 Mk.36 Mk.17 Mk.36 Mk.36 Mod 5, 6, 7 Mk.17
Launcher Aero-III LAU-7A Aero-III LAU-7A LAU-7A Aero-III
Missile dimensions
Length 2.82 m (9.3 ft) 2.86 m (9.4 ft) 2.99 m (9.8 ft) 2.86 m (9.4 ft) 2.86 m (9.4 ft) 3.1 m (10 ft)
Span 0.55 m (1.8 ft) 0.62 m (2.0 ft) 0.56 m (1.8 ft) 0.62 m (2.0 ft) 0.62 m (2.0 ft) 0.56 m (1.8 ft)
Weight 70.39 kg (155.2 lb) 88.5 kg (195 lb) 76.43 kg (168.5 lb) 87 kg (192 lb) 84.5 kg (186 lb) 76.93 kg (169.6 lb)

Note: the speed of the B model was around 1.7 Mach and the other models above 2.5.

Later Generation All-Aspect Variants

[edit]

AIM-9L (USAF/USN)

[edit]
AIM-9L Captive air training missile with part/section in blue color, denoting inert warhead and rocket motor, for training purposes.

The next major advance in IR Sidewinder development was the AIM-9L ("Lima") model which was in full production in 1977.[21][23] This was the first "all-aspect" Sidewinder with the ability to attack from all directions, including head-on, which had a dramatic effect on close-in combat tactics.

Its first combat use was by a pair of US Navy F-14s in the Gulf of Sidra in 1981 versus two Libyan Sukhoi Su-22s, both of the latter being destroyed by AIM-9Ls. Its first use in a large-scale conflict was by the United Kingdom during the 1982 Falklands War. In this campaign the "Lima" reportedly achieved kills from 80% of launches, a dramatic improvement over the 10–15% levels of earlier versions, scoring 17 kills and 2 shared kills against Argentine aircraft.[24]

AIM-9L Derivatives

[edit]

DATM-9L (USAF/USN): This is a AIM-9L used to train ground personnel in missile assembly, disassembly, loading, transportation, and storage procedures and techniques.[4]

GDU-6/C: Was a training version of the AIM-9L, may have been a earlier designation of the DATM-9L.[4]

RB74 (RB24L): The RB74 was the Swedish designation of the AIM-9L. The RB24L was the original designation, but was changed to the RB74.

AIM-9M (USAF/USN)

[edit]

The AIM-9M is an improved AIM-9L inheriting the all-aspect capability of the L model, but providing all-around higher performance. Having a better background rejection and infrared countermeasures discrimination (WGU-4/B), and a low-smoke motor to reduce the visual signature of the weapon, and improved guidance control section with counter-countermeasures and improved maintainability and producibility. The AIM-9M uses an annular blast fragmentation warhead. These modifications increase ability to locate and lock-on a target and decrease the missile's chances for detection.

It was deployed in large numbers during the 1991 Gulf War, the AIM-9M was responsible for all 10 Sidewinder kills recorded during that conflict. The AIM-9M was used by the RAAF's being their standard dogfight AAM, carried by the F/A-18 and F-111.[11]

AIM-9M Variants

[edit]
  • AIM-9M (USAF/USN): The standard model AIM-9M Model.[citation needed]
  • AIM-9M-1 (USN): The AIM-9M-1 has very little information other than it uses the same Guidance Control System (GCS) as the AIM-9M-3.[citation needed]
  • AIM-9M-2: No information other than the confirmation of its existence.[citation needed]
  • AIM-9M-3 (USN): The only information regarding the AIM-9M-3 is that it uses the same GCS as the AIM-9M-1.[citation needed]
  • AIM-9M-4 (USN): AIM-9M variant used by United States Navy, using a different GCS, other information on them is currently unknown.[citation needed]
  • AIM-9M-5: No information other than the confirmation of its existence.[citation needed]
  • AIM-9M-6 (USN): AIM-9M variant used by United States Navy using a different GCS, other information on them is currently unknown.[citation needed]
  • AIM-9M-7: Variant modified for Operation Desert Storm/Shield to combat expected threats better. The nature of the upgrade is unknown.[11]
  • AIM-9M-8 (USN): Principal USN Production variant, this upgrade entailed replacing the motor with the new MK 36 MOD 11, a new guidance section (WGU-4E/B), and AOTD (DSU-15B/B).(This was achieved through the replacement of five circuit cards and the associated parent board)[11]
  • AIM-9M-9 (USAF): Principal USAF Production variant, this upgrade entailed replacing the motor with the new MK 36 MOD 11, a new guidance section (WGU-4E/B), and AOTD (DSU-15B/B)[citation needed]
  • AIM-9M-10 (USN): Modified AIM-9-8 variant for use on the F/A-18E/F Super Hornet, these are retrofitted AIM-9-8's. The AIM-9M-10 differs by replacement to the wings and forward hanger.[4]

AIM-9M Derivatives

[edit]
  • AIM-9Q (USN): The AIM-9Q is a AIM-9M modified with upgraded guidance-control section, further information on the missile is unknown and it was either cancelled or became a AIM-9M sub-variant.[4]
  • CATM-9M (USAF/USN): A training AIM-9M Used for pilot training in aerial target acquisition and use of aircraft controls/displays.[4]
  • CATM-9M-1: This was used for AIM-9M-1/3 training.[4]
  • CATM-9M-2: This was used for AIM-9M-1/3 training.[4]
  • CATM-9M-4: This was used for AIM-9M-1/3 training.[4]
  • CATM-9M-6: This was used for AIM-9M-1/3 training.[4]
  • CATM-9M-8: This was used for AIM-9M-1/3 training.[4]
  • CATM-9M-12: This was used for AIM-9M-8/9 training.[4]
  • CATM-9M-14: This was used for AIM-9M-8/9 training.[4]
  • CATM-9M-27: This variant was used for AIM-9M-10 training.[4]
  • NATM-9M (USAF/USN): It is a permanent test missile version of the AIM-9M. The modification into a test missile includes the replacing live-test warhead and/or telemetry section.[4]

NATM-9M Variants

[edit]
  • NATM-9M-1: No information other than the confirmation of its existence as a test missile.[4]
  • NATM-9M-2: No information other than the confirmation of its existence as a test missile.[4]
  • NATM-9M-3: No information other than the confirmation of its existence as a test missile.[4]
  • NATM-9M-4: No information other than the confirmation of its existence as a test missile.[4]

AIM-9R (USN)

[edit]

The AIM-9R was an improved AIM-9M developed by the navy, it included the new WGU-19/B IIR (Imaging Infrared) seeker, with much better tracking performance and detection performance (during daytime), with the ability to reject both background terrain and clouds, a bigger seeker FOV, and more effective counter-countermeasures capability against known and postulated jamming or seduction techniques. The first live firing occurred in 1990, but in 1992, production was cancelled as a lack of funding due to defense budget cuts.[17]

AIM-9S (USN)

[edit]

The AIM-9S is a modified AIM-9M with the counter-countermeasures (CCM) equipment removed from the guidance-control section. This derivative is used for FMS (Foreign Military Sales), giving the latest Sidewinder technology, to USA allies, without giving away valuable missile technology. A customer of the AIM-9S was Turkey with them having 310 units in 2005.[17]

BOA/Box Office

[edit]

Китайское озеро разработало улучшенную конфигурацию управления сжатыми перевозками под названием BOA. Ракеты «сжатая карета» имеют меньшие контрольные поверхности, чтобы позволить большему количеству ракет в соответствии с данным пространством. [ 25 ] Поверхности могут быть навсегда «обрезаны» или могут сложиться при запуске ракету.

AIM-9X (USAF/USN)

[ редактировать ]
Моряк, удаляющий вооружную штифту из AIM-9X, установленного на крылавке флота США F/A-18C Hornet в 2004 году

Hughes Electronics был заключен контракт на разработку AIM-9X Sidewinder в 1996 году после конкурса с Рэйтеоном за следующую ближнюю воздушную ракету, [ 26 ] Хотя Рэйтеон приобрел оборону Hughes Electronics в следующем году. [ 27 ] AIM-9X вступил в службу в ноябре 2003 года с ВВС США (ведущая платформа была F-15C ), а USN (ведущая платформа была F/A-18C ) и является существенным обновлением семьи Sidewinder с инфракрасным визуализацией, инфракрасной визуализации Искатель матрицы в фокусной плоскости (FPA) с заявленной возможностью 90-й застройки, совместимость с дисплеями, установленными на шлемах, таких как новая система монтированного шлема США (JHMC) и совершенно новое управление вектором двух осевых ) Система, обеспечивающая увеличение возможностей поворота по сравнению с традиционными контрольными поверхностями (60 г ). Используя JHMCS, пилот может указать искателя ракеты AIM-9X и «Lock On», просто посмотрев на цель, тем самым повышая эффективность воздуха. [ 28 ] Он сохраняет тот же ракетный мотор, взрыватель и боеголовок AIM-9M, но его нижнее сопротивление дает ему улучшенный диапазон и скорость. [ 29 ] AIM-9X также включает в себя внутреннюю систему охлаждения, устраняющую необходимость использования бутылок азота запуска (ВМС и морских пехотинцев США) или внутренних бутылок аргона (ВВС США). Он также имеет электронное безопасное и ARM -устройство, аналогичное AMRAAM, что позволяет снизить минимальный диапазон, и перепрограммируемые инфракрасные счетчики счетчиков (IRCCM), которые в сочетании с FPA обеспечивают улучшенный взгляд на беспорядок и производительность по сравнению с новейшим IRCM . Хотя это не является частью исходного требования, AIM-9X продемонстрировал потенциал для блокировки после возможностей запуска, что позволило получить возможное внутреннее использование для F-35 Lightning II , F-22 Raptor и даже в подводной конфигурации для использования против ASW платформы. [ 30 ] AIM-9X был протестирован на способность поверхностной атаки, со смешанными результатами. [ 31 ]

Тестирование работы по версии AIM-9X Block II началось в сентябре 2008 года. [ 32 ] Блок II добавляет блокировку после возможности запуска с помощью DataLink, поэтому ракета можно сначала запустить, а затем направлена ​​на свою цель впоследствии самолетом с надлежащим оборудованием для 360-градусных заинтересованных лиц, таких как F-35 или F F-35 или F -22. [ 33 ] К январю 2013 года Block II AIM-9X был примерно на полпути в результате оперативных испытаний и выполнения лучшего, чем ожидалось. Navair сообщил, что ракета превышала требования к производительности во всех областях, включая блокировку после запуска (LOAL). Одной из областей, где блок II нуждается в улучшении, является неверная производительность с высоким уровнем заезда (HHOBS). Он хорошо функционирует на ракете, но производительность ниже, чем в блоке, который я AIM-9X. Дефицит Hhobs не влияет на какие-либо другие возможности Block II, и планируется улучшить сборку программного обеспечения. Цели операционного испытания должны были быть завершены к третьему кварталу 2013 года. [ 34 ] Тем не менее, по состоянию на май 2014 года планировались возобновить эксплуатационные тестирование и оценку (включая совместимость ракетной системы поверхности-воздух). [ 35 ] По состоянию на июнь 2013 года Рейтеон предоставил вооруженные службы 5000 ракет AIM-9X. [ 36 ] 18 июня 2017 года, после того, как AIM-9X не успешно отслеживал целевые сирийские воздушные силы SU-22 SU-22, лейтенант CMDR. Майкл "Mob" Tremel, летавший в Super Hornet F/A-18E, использовал Amraam AAM, чтобы успешно уничтожить вражеский самолет. [ 37 ] Существует теория о том, что сторона боковой стороны проверяется на американских, а не советских/русских вспышках. Sidewinder используется для отклонения американских, но не советских/русских вспышек. Подобные проблемы возникли из тестирования модели AIM-9P. Ракета игнорирует американские ракеты, но пойдет на советские из -за их «различного времени ожога, интенсивности и разделения». [ 38 ] [ 39 ]

В феврале 2015 года армия США успешно запустила Block II AIM-9X из нового мульти-миссионного пускового средства (MML), контейнера для запуска ракету, установленного на грузовике, в котором можно удерживать 15 ракет. MML является частью косвенной возможности защиты от пожара 2-прежнего (IFPC Inc. 2-I) для защиты сухопутных войск от круизной ракету и угроз беспилотных летательных аппаратов . AIM-9X Block II был определен армией как лучшим решением для круизной ракеты и угроз БПЛА из-за его пассивной инфракрасной визуализации. MML дополнит систему противовоздушной обороны AN/TWQ-1 и, как ожидается, начнет запас в 2019 году. [ 40 ] [ нуждается в обновлении ]

В сентябре 2012 года Рэйтеону было приказано продолжить развитие Sidewinder в вариант блока III, хотя Блок II еще не вошел в службу. USN прогнозировал, что новая ракета будет иметь 60 -процентную более длительную дистанцию, современные компоненты для замены старых, и нечувствительная боевика, которая является более стабильной и с меньшей вероятностью взорваться случайно, что делает его более безопасным для наземных экипажей. Необходимость в том, чтобы AIM-9 имел повышенный диапазон, вызванных цифровыми радиочастотными памятью (DRFM) , которые могут ослеплять бортовой радар AIM-120D Amraam гигибильной системы для пассивной визуализации Sidewinder III. инфракрасной , поэтому система пассивной полезная альтернатива. Хотя это может дополнить Amraam для заинтересованных в визуальном диапазоне (BVR), он по -прежнему будет способен выполнять визуальный диапазон (WVR). Модификация AIM-9X рассматривалась как экономически эффективная альтернатива разработке новой ракеты во время сокращения бюджетов. Чтобы достичь увеличения диапазона, ракетный двигатель будет иметь комбинацию повышения производительности и управления ракеты. Блок III будет «использовать» руководящую единицу Блока II и электронику, в том числе DataLink, полученный из AMRAAM. Блок III должен был достичь первоначальных рабочих возможностей (МОК) в 2022 году после увеличения числа F-35 Lightning II совместные забастовки, чтобы войти в службу. [ 41 ] [ 42 ] Военно-морской флот настаивал на этом обновлении в ответ на прогнозируемую угрозу, которая, по мнению аналитиков, будет связана с трудностями нацеливания на предстоящих китайских истребителей пятого поколения ( Chengdu J-20 , Shenyang J-31 ) с радаром Amraam, Amraam, [ 43 ] В частности, китайские достижения в области электроники будут означать, что китайские боевики будут использовать свои радары AESA в качестве джаммеров, чтобы ухудшить вероятность убийства AIM-120. [ 44 ] Тем не менее, бюджет военно-морского флота на 2016 год отменил AIM-9X Block III, поскольку они сокращают покупки F-35C, поскольку он был в основном предназначен для того, чтобы истребил носить шесть ракет BVR; Нечувствительная боеголовка боевика будет сохранена для программы AIM-9X. [ 45 ]

Все-аспектные варианты [ 21 ]
Подтип AIM-9L Ам-9м AIM-9P-4/5 AIM-9R
Услуга Соединение Соединение ВВС США, экспорт USN
Особенности дизайна искателя
Источник AIM-9H AIM-9L AIM-9J/N. Ам-9м
Детектор Особенно Особенно Особенно Массив фокусного плоскости
Охлаждение Аргон Аргон Аргон
Куполовое окно MGF 2 MGF 2 MGF 2 Стекло
Скорость сетки (Гц) 125 125 100 Массив фокусного плоскости
Модуляция Фм Фм Фм Массив фокусного плоскости
Скорость отслеживания (°/с) 22 [ 46 ] Классифицирован > 16.5 Классифицирован
Электроника Твердое состояние Твердое состояние Твердое состояние Твердое состояние
Боеголовка 9,4 кг (21 фунт) WDU-17/B
кольцевой взрыв-фрагментация
9,4 кг (21 фунт) WDU-17/B
кольцевой взрыв-фрагментация
Кольцевой
взрыв-фрагментация
Кольцевой
взрыв-фрагментация
Фырье ИК/ лазер ИК/лазер ИК/лазер ИК/лазер
Силовая установка
Производитель Геркулес/Бермит Mti /hercules Hercules/Aerojet Mti/hercules
Тип Mk.36 Mod.7.8 Mk.36 Mod.9 Sr.116 Mk.36 Mod.9
Пусковая установка Общий Общий Общий Общий
Ракетные размеры
Длина 2,89 м (9,5 фута) 2,89 м (9,5 фута) 3 м (9,8 фута) 2,89 м (9,5 фута)
Охватывать 0,64 м (2,1 фута) 0,64 м (2,1 фута) 0,58 м (1,9 фута) 0,64 м (2,1 фута)
Масса 86 кг (190 фунтов) 86 кг (190 фунтов) 86 кг (190 фунтов) 86 кг (190 фунтов)

Боевой дебют: Тайваньский пролив, 1958

[ редактировать ]

Первое боевое использование Sidewinder произошло 24 сентября 1958 года военно -воздушными силами Китая (Тайвань) во время второго тайваньского проливного кризиса . В то время сабли F-86 Rocaf North American регулярно занимались воздушными битвами с Китайской Народной Республикой над Тайванским проливом . Подобно к корейскому войну встречи между F-86 и более ранним MIG-15, высоко летающие КНР MIG-17, совершенные над ROC Sabers, невосприимчивы к их оружию. [ 47 ]

В очень секретных усилиях Соединенные Штаты предоставили несколько десятков боковых ветров для сил ROC и команды авиационных боеприпасов из Корпуса морской пехоты США, чтобы изменить их самолет, чтобы нести бод. В первой встрече 24 сентября 1958 года пилоты Rocaf использовали боковой ветки, чтобы засадить MIG-17, когда они пролетели мимо. Это действие ознаменовало первое успешное использование ракет с воздухом-воздухом в бою, причем сбитые MIG были первыми жертвами. [ 47 ]

Во время Тайванских сражений пролива 1958 года AIM-9B Rocaf поразил PLAAF MIG-17 без взрыва; Ракета помещалась в планере MIG и позволила пилоту вернуть как самолет, так и ракету обратно на базу. Позже советские инженеры сказали, что захваченный Sidewinder послужил «университетским курсом» по проекту ракет и существенно улучшал советские возможности воздуха-воздух. [ 48 ] Они обратно инженерировали копию Sidewinder, которая была изготовлена ​​как K-13 /R- Vympel 3 ракета . Вимпиль К-13 поступил на службу с советскими воздушными силами в 1960 году. [ 49 ]

Война Вьетнама 1965–1973 гг.

[ редактировать ]
AIM-9D-вооруженный F-4B 202 VF -111 на USS Coral Sea , 1971 ~ 1972

Производительность 454 запускаемых боковых ветров [ 50 ] Во время войны не было так удовлетворительно, как ожидалось. И USN, и ВВС США изучали производительность своих экипажей, самолетов, оружия, обучения и поддержки инфраструктуры. ВВС ВВС США провели отчет о классифицированном Красном Бароне, в то время как военно-морской флот провел исследование, концентрируемое в основном на производительности оружия с воздухом-воздухом, которое было неофициально известно как « Отчет Ault ». Обе службы впоследствии изменили свои AIM-9 для повышения производительности и надежности. [ 51 ]

Вьетнамская война AIM-9 претендует на воздушные боя убийства

[ редактировать ]
ВМС ВМС-9 ВМС-9 Связанные боевые бои убийства [ 52 ]
Ракетная стрельба самолета AIM-9 модель Sidewinder (тип) Самолеты сбили Комментарии
F-8E Crusader AIM-9D (1) MIG-21
(9) Миг-17
Американские бойцы запущены у авианосцев США ; USS Hancock , USS Oriskany , USS Bon Homme Richard , USS Ticonderoga
F-8c AIM-9D (3) Миг-17
(1) MIG-21
Американские бойцы запущены из USS Bon Homme Richard и USS Intrepid
F-8H AIM-9D (2) МиГ-21 Американские бойцы запущены из USS Bon Homme Richard
F-4B Phantom II AIM-9D (2) Миг-17
(2) МиГ-21
Американские бойцы запущены из USS Constellation и USS Kitty Hawk
F-4J AIM-9D (2) МиГ-21 Американские бойцы запущены из USS America и USS Constellation
F-4B AIM-9B (1) MIG-17 Американские бойцы запущены из USS Kitty Hawk
F-4B AIM-9D (7) Миг-17
(2) Миг-19
Бойцы запущены из USS Coral Sea и USS Midway
F-4J AIM-9G (7) Миг-17
(7) Миг-21
Бойцы запущены из USS Enterprise , USS America , USS Saratoga , USS Constellation , USS Kitty Hawk
Всего миг-17
29
Всего миг-21
15
Всего Mi-19
2
USN Total:
46
ВВС США AIM-9 Sidewinder Aerial Combat убийства [ 52 ]
Ракетная стрельба самолета AIM-9 модель Sidewinder (тип) Самолеты сбили Комментарии
F-4C AIM-9B (13) Миг-17
(9) МиГ-21
ВВС США 45 -я тактическая истребительная эскадрилья (TFS), 389 -й TFS , 390 -й TFS , 433 -й TFS , 480th TFS , 555 -й TFS
F-105D Thundercheef AIM-9B (3) Миг-17 333 -й TFS , 469 -й TFS
F-4D AIM-9E (2) МиГ-21 13 -й, 469 -й TFS
F-4E AIM-9E (4) МиГ-21 13 -й TFS , 34th TFS , 35th TFS , 469 -й TFS
F-4D AIM-9J (2) Миг-19
(1) MIG-21
523 -й TFS , 555 -й TFS
Всего миг-17
16
Всего миг-21
16
Всего Mi-19
2
Всего ВВС США :
34

В общей сложности 452 боковых ветров были уволены во время войны во Вьетнаме, что привело к вероятности убийства 0,18. [ 53 ]

1982 Фолклендс война

[ редактировать ]

Во время войны с Фолклендами ВВС США предоставили Королевским ВВС 200 единиц боковой ракеты AIM-9L Air-air для использования на своих Jets Harrier Jump . [ 54 ] [ 55 ] Первое боевое использование AIM-9L Sidewinder британскими войсками произошло 01 мая 1982 года, когда морские бортовые из военно-воздушной эскадрильи 801 сбили Mirage III истребитель истребителя в аргентинском воздушном силе во время боевого воздушного патруля, защищающего флот вторжения. [ 56 ] К концу войны морские бордовицы AIM-9L, вооруженные AIM-9L, уничтожили 23 аргентинских самолета в воздухе до воздуха, не теряя ни одного британского самолета воздействию вражеского огня. [ 57 ] Тот факт, что боковые ветки, ищущие тепла, нацеливались на выхлопные выхлопы на холодном фоне Южной Атлантики зимой, привел к смертности более 80 процентов. [ 58 ]

2023 Североамериканский воздушный шар и неопознанные перестрелки объектов

[ редактировать ]

4 февраля 2023 года раптор F-22 , управляемый ВВС Соединенных Штатов, использовал одну ракету AIM-9X, чтобы сбить подозреваемый китайский шпионский воздушный шар у побережья пляжа Серфсайда, штат Южная Каролина на высоте от 60 000 до 65 000 футов ( От 18 000 до 20 000 м). [ 59 ] [ 60 ] Через шесть дней еще другой объект был сбит возле Аляски . [ 61 ] 11 и 12 февраля были сбиты еще два объекта, над Юконом, Канадой и озером Гурон в Мичигане соответственно. [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ]

2023 Война Израиля - ХАМАС

[ редактировать ]

2 ноября 2023 года Израильские ВВС утверждали, что один из его F-35i сбил неопознанную круизную ракету, используя AIM-9X Sidewinder. [ 65 ]

Потомки Sidewinder

[ редактировать ]

Противотанковые варианты

[ редактировать ]
Экспериментальное использование AIM-9L против Bulldog M41 Walker на Китайском озере , 1971

Станция военно-морского воздушного оружия в Китае озеро экспериментировало с боковыми ветрами в режиме воздуха-земля, включая использование в качестве противотанкового оружия. Начиная с 2008 года, AIM-9X продемонстрировал свою способность как успешную ракету с легкой воздушной землей . [ 66 ]

В 2016 году Дил заключил сделку с федеральным офисом оборудования, информационных технологий и поддержки на отрыре , чтобы разработать вариант лазерного управляемого воздуха-земля ракеты Sidewinder на основе варианта AIM-9L. При тестировании с Администрацией обороны Шведской обороны Saab Jas 39 Gripen может поразить одну неподвижную и две движущиеся цели. [ 67 ]

28 февраля 2018 года иранский исламский революционный корпус Гвардия обнародовал противотанковое производное ракету со стороны боковой стороны под названием «Азаракш», предназначенную для использования Беллом Ах-1J, атакуют вертолеты. [ 68 ]

Более поздние события

[ редактировать ]

Большой ракетный мотор

[ редактировать ]

В рамках проекта высокой высоты инженеры в Китайском озере сопряжены с боеголовкой и искателя боковой стороной и искателя воробья, чтобы экспериментировать с полезностью более крупного двигателя, что дает ему более длительный диапазон. [ 69 ]

Другие запускные платформы запуска

[ редактировать ]

MIM-72 Chaparral

[ редактировать ]

Chaparral MIM -72 -это американская самоходная самоходная ракета Surface-Air (SAM), основанная на ракетной системе AIM-9 AIR-AIR .

Варианты MIM-72

[ редактировать ]
  • MIM-72A (ВВС США) : Ракета была основана на AIM-9D Sidewinder. Основное отличие состоит в том, что для уменьшения сопротивления только двух плавников на MIM-72A имеют ролики , два других были заменены на фиксированные тонкие плавники. Сплошной ракетный двигатель MIM-72, по существу, был по существу идентичен MK 36 MOD 5, используемому в Sidewinder AIM-9D.
  • MIM-72B (ВВС США) : Это была учебная ракета с радаром, замененную моделью ИК для использования против целевых беспилотников.
  • MIM-72C улучшил Chaparral (USAF) : MIM-72C использовал расширенного искателя AN/DAW-1B с возможностями Alspect , а также новым допплеровским радарным Fuze и боеголовкой M250 Blast-Frag. Фуз и боеголовка были адаптированы из более ранней программы Mauler. Модели C были развернуты в период с 1976 по 1981 год, достигнув статуса оперативного статуса в 1978 году.
  • MIM-72D : MIM-72D был построен для экспорта, сочетая искателя «A» с улучшенной боеголовкой M250.
  • MIM-72E (ВВС США) : ракеты MIM-72C, модернизированные с новым бездымным двигателем M121, который значительно уменьшил дым, созданный при стрельбе, что обеспечивает более простые последующие выстрелы и затрудняя для вражеских самолетов найти место запуска.
  • MIM-72F : Это была экспортная модель, которая была практически идентична MIM-72E, просто будучи недавно построенным.
  • MIM-72G (ВВС США) : Это было окончательное обновление до MIM-72, подходящее ракету с новым ищущим сканирования розетки AN/DAW-2 на основе искателя в посте FIM-92 Stinger , предлагая большее поле зрения. и улучшенная устойчивость к контрмерам. Это было модернизировано всем ракетам Чапарра в конце 1980 -х годов и было произведено в период с 1990 по 1991 год.
  • MIM-72H -экспортная версия MIM-72F
  • MIM-72J -это MIM-72G с пониженным разделом руководства и контроля, а также был предназначен для экспорта.
  • MIM-72 Деривативы:
  • RIM-72C SEA Chaparral (USN) : также была разработана военно-морская версия MIM-72 на основе версии ракеты C, она была оценена, но не развернута военно-морским флотом США. Однако он был экспортирован и принят Тайванем .
  • M30 : Инертная тренировочная ракета на основе MIM-72A, воспроизводив вживую «A», используя оригинальную главу Seeker MK28.
  • M33 : Инертная тренировочная версия MIM-72C, воспроизводив «C», а затем и была оснащена серией ищущих AN/DAW.

В 2016 году AIM-9X был выпущен из многоцелевой пусковой установки в ракетном ассортименте White Sands в Нью-Мексико , США. [ 70 ] Во время тестирования с MML AIM-9X сталкивались с проблемами перегрева. Эти проблемы с тех пор были решены. [ 71 ] В сентябре 2021 года армия США подписала контракт с Dynetics на создание прототипов для его непрямого возможностей защиты от пожаров (IFPC), используя пусковую установку на основе MML, запускающую боковой стороной для противодействия беспилотникам и круизным ракетам. Это планируется быть введенным в эксплуатацию в 2023 году. [ 72 ]

В мае 2019 года Block II AIM-9X был запущен из национальной системы передовой поверхности до воздушной ракетной системы ( NASAMS ) в космическом центре Andøya в Норвегии . [ 73 ]

Франконец

[ редактировать ]

В конце 2022 года Соединенные Штаты и Украина начали работать над программой для адаптации более старых боковых ветров AIM-9M к поверхностным ракету , в рамках более широкой программы, известной как « Франкенсам », [ 74 ] в попытке лучше защитить Украину от российских авиаударов Критическая энергетическая инфраструктура во время Рус-Окраинской войны . [ 75 ] 24 октября 2023 года украинский чиновник сказал: «Эти ракеты [AIM-9] были вне поступления ... Мы нашли способ запустить их [боковые ветки] с земли. Это своего рода самодельная противовоздушная оборона». [ 76 ]

Операторы

[ редактировать ]
Операторы AIM-9 Sidewinder
  Текущий
  Бывший
  Будущее

Текущие операторы

[ редактировать ]
AIM-AIM-ASPECT только AIM-9J несет голландский F-104G Starfighter в 1979 году.

Бывшие операторы

[ редактировать ]

Будущие операторы

[ редактировать ]

Обратите внимание, что этот список не является окончательным.

Смотрите также

[ редактировать ]

Связанная разработка

Связанные списки

Сопоставимые ракеты

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Морская энергетика (январь 2006 г.). Виттман, Эми; Аткинсон, Питер; Берджесс, Рик (ред.). «Ракеты воздуха-воздух». Морская сила . 49 (1). Арлингтон, Вирджиния: военно -морская лига Соединенных Штатов: 95–96. ISSN   0199-1337 .
  2. ^ «Министерство обороны финансового года (FY) 2021 г. Оценки бюджета» (PDF) . ВМС США. Февраль 2020 г. с. 105. Архивировано из оригинала (PDF) 19 декабря 2020 года . Получено 11 января 2023 года .
  3. ^ Parsch, Andreas (2024), Современные обозначения беспилотных автомобилей US Unlanced Aerospace
  4. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий с Т в «Raytheon AIM-9 Sidewinder» . www.designation-systems.net. Архивировано из оригинала 9 февраля 2010 года . Получено 2 февраля 2010 года .
  5. ^ Бэбкок, Элизабет (сентябрь 1999 г.). Изобретение Sidewinder и первые годы . Фонд музея Китая. ВВС впоследствии приобрели ракеты AIM-9B Sidewinder для своих самых горячих тактических и стратегических самолетов, с. 21
  6. ^ Военные технологии (август 2008 г.). «Новости Флэш». Мировая оборона Альманак: баланс военной власти . 32 (8). Heilsbachstraße, Bonn-Germany: Mönch Publishing Group: 93–96. ISSN   0722-3226 . «Alliant Techsystems и Ruag Aerospace подписали командное соглашение, чтобы обеспечить поддержку полного спектра и модернизации семейства боковой стороной AIM-9P-3/4/5 сортов со счетом с ИК-подведением с помощью ИК-подведенного в воздухе.
  7. ^ «Воздушное оружие: за пределами стороны» . www.strategypage.com. Архивировано из оригинала 3 февраля 2010 года . Получено 2 февраля 2010 года .
  8. ^ «9 апреля 2004 года: 416-я тестирование летной эскадрильи в результате пожаров AIM-9X впервые из F-16» . Центр испытаний ВВС . ВВС США. 9 апреля 2021 года . Получено 7 января 2022 года .
  9. ^ «AIM-9 Sidewinder с короткой дистанцией воздуха-воздуха ракета | Anigntoday.com» . www.militarytoday.com . Получено 19 декабря 2023 года .
  10. ^ «Fox Two: История AIM-9 Sidewinder, Дон Холлвея» . www.donhollway.com . Получено 19 декабря 2023 года .
  11. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Копп, Карло (1 апреля 1994 г.). «История Sidewinder; эволюция ракеты AIM-9» . Австралийская авиация . 1994 (апрель).
  12. ^ Эхо-летучие мыши, поскольку они преследуют летающих насекомых, также принимают такую ​​стратегию, см. В этом о биологии PLOS : отчете Ghose, K.; Horiuchi, TK; Кришнапрасад, PS; Мосс, CF (18 апреля 2006 г.). «Echo-Locating Lats используют почти оптимальную стратегию для перехвата добычи» . PLOS Биология . 4 (5): E108. doi : 10.1371/journal.pbio.0040108 . PMC   1436025 . PMID   16605303 .
  13. ^ «Как работают ракеты Sidewinder» . Howstuffworks . 1 января 1970 года . Получено 9 февраля 2024 года .
  14. ^ Jump up to: а беременный Куцшер, Эдгар (1957). «Физическое и техническое развитие инфракрасных самонадельных устройств» . В Бенеке, т; Быстро, (ред.). История развития немецких управляемых ракет . НАТО. Архивировано с оригинала 30 сентября 2015 года . Получено 20 октября 2015 года .
  15. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Том Хилдрет (март -апрель 1988). «Ракета Sidewinder». Воздушная дайджест . 40 (2): 39–40. ISSN   0950-7434 .
  16. ^ «Военно -морской музей вооружения и технологий США» . Архивировано с оригинала 23 сентября 2015 года . Получено 26 марта 2015 года .
  17. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k «Raytheon AIM-9 Sidewinder» . www.designation-systems.net. Архивировано из оригинала 9 февраля 2010 года . Получено 2 февраля 2010 года .
  18. ^ Карло, Копп (1 апреля 1994 г.). «История Sidewinder; эволюция ракеты AIM-9» . Австралийская авиация . 1994 (апрель). Архивировано из оригинала 17 декабря 2006 года . Получено 4 января 2007 года .
  19. ^ «Вооружение F-16-AIM-9 Sidewinder» . Архивировано с оригинала 25 марта 2015 года . Получено 26 марта 2015 года .
  20. ^ Jump up to: а беременный Симанн, Джон В. (24 апреля 1974 г.). Project Checo Report, Combat Snap (AIM-9J Юго-Восточная Азия введение) (PDF) (отчет). Департамент ВВС США . Получено 31 мая 2024 года . Общественный достояние Эта статья включает текст из этого источника, который находится в общественном доступе .
  21. ^ Jump up to: а беременный в Карло, Копп (1 апреля 1994 г.). «История Sidewinder; эволюция ракеты AIM-9» . Австралийская авиация . 1994 (апрель). Архивировано из оригинала 17 декабря 2006 года . Получено 4 января 2007 года .
  22. ^ Jump up to: а беременный NAVAIR 01-245FDB -1T - ТАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО - F -4B JN - Сентябрь 1972 г.
  23. ^ Облигации 1989, с. 229
  24. ^ «Вооружение F-16-AIM-9 Sidewinder» . Архивировано с оригинала 25 марта 2015 года . Получено 26 марта 2015 года .
  25. ^ Юджин Л. Флиман (2001). «Технологии для будущих ракетных систем Precision Strike - интеграция ракетных/самолетов» . DTIT . Получено 16 февраля 2024 года .
  26. ^ Bloomberg News (16 декабря 1996 г.). «Hughes Electronics выигрывает ракетный контракт» . New York Times . ISSN   0362-4331 . Получено 12 июля 2021 года .
  27. ^ Пельц, Джеймс Ф. (17 января 1997 г.). «Raytheon приобретает Хьюз-Винг в сделке с 9,5 миллиардами долларов» . Los Angeles Times . Получено 12 июля 2021 года .
  28. ^ Доти, Стивен Р. (29 февраля 2008 г.). «Пилоты Кунсана улучшают возможности с ракетой AIM-9X» . Ссылка ВВС. Архивировано из оригинала 2 марта 2008 года . Получено 29 февраля 2008 года .
  29. ^ Свитман, Билл, Тенденция потепления, Авиационная неделя и космические технологии, 8 июля 2013 г., с.26
  30. ^ «Успешное испытание ракеты AIM-9X командой под руководством Raytheon демонстрирует потенциал для недорогого решения в литоре суставов» . 29 сентября 2007 года. Архивировано с оригинала 29 сентября 2007 года . Получено 25 августа 2020 года .
  31. ^ «Raytheon AIM-9X Блок II воздушная/воздушная ракета». Архивированный 2011-09-26 в Wayback Machine обновлении обороны , 20 сентября 2011 года.
  32. ^ «Raytheon AIM-9X Block II ракета завершает первое место в пленке» . Raytheon. 18 сентября 2008 г. Получено 2 ноября 2018 года .
  33. ^ «Raytheon AIM-9X Block II ракета завершает первое место в пленке» . Архивировано с оригинала 8 октября 2014 года . Получено 26 марта 2015 года .
  34. ^ AIM-9X Block II, работающий лучше, чем ожидалось, архивировал 2013-02-03 на машине Wayback-FlightGlobal.com , 28 января 2013 г.
  35. ^ Дэвид С. Исби (май 2014). «AIM-9X Block II возобновляет IOT & E». Международная оборона Джейн . 47 : 16. ISSN   2048-3449 .
  36. ^ Ir Raytheon предоставляет 5000 - 9X Sidewinder Air - й AIM -
  37. ^ Зизулевич, Джефф (10 сентября 2018 г.). «Внутренняя история о том, как пилот ВМС США сбил сирийский самолет» . ВМС ВРЕМЕНИ . Получено 11 февраля 2023 года .
  38. ^ Кайл Мизоками (27 июня 2017 г.). "Как 30-летний Jet уклонялся от последней ракеты Пентагона?" Полем Популярная механика . Получено 10 марта 2023 года .
  39. ^ Дэйв Маджумдар (26 июня 2017 г.). «Почему могущественные военные Америки не всегда доминируют на поле битвы» . Задача и цель . Получено 10 марта 2023 года .
  40. ^ Новая пусковая установка для развертывания защитников C-RAM, C-UAV и Counter-Cruise Cruise Archived 2015-07-09 на The Wayback Machine-Defense-update.com , 28 марта 2015 г.
  41. ^ «ВМС США надеется увеличить диапазон AIM-9X на 60%». Архивированный 2013-07-21 в The Wayback Machine-FlightGlobal.com , 18 июля 2013 г.
  42. ^ Новый Sidewinder Tweaks Archived 2012-09-07 в The Wayback Machine-StrategyPage.com , 5 сентября 2012 г.
  43. ^ Свитман, Билл (19 июня 2013 г.). «Raytheon смотрит на варианты для дальнего AIM-9» . Авиационная неделя . Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 года . Получено 23 июня 2013 года .
  44. ^ Свитман, Билл, Тенденция потепления, Авиационная неделя и космические технологии, 8 июля 2013 г., с.26
  45. ^ F-35CS срезан, когда ВМС США инвестирует в противоположное оружие архив 2015-02-05 на машине Wayback-Aviationweek.com, 3 февраля 2015 г.
  46. ^ CD101B-0901 и 2-15D Дополнение к Phantom FG.1 & FGR.2 Руководство по воздушным заводам-Система оружия (1977 и 1980 г. Стандарты модификации радара)
  47. ^ Jump up to: а беременный Sidewinder AIM-9 . США Военно -морская академия 2012. Архивировано с оригинала 2 июля 2018 года . Получено 21 ноября 2017 года .
  48. ^ Секретный город: История военно -морского флота на Китайском озере . OCLC   851089182 .
  49. ^ Холлингс, Алекс (21 марта 2021 г.). «Почти неповторимая правдивая история о ракете Sidewinder» . Популярная механика . Журналы Херста . Получено 7 января 2022 года .
  50. ^ Мишель 3 р. 287
  51. ^ Молодой, Джеймс. «Летающая змея Свободы: боковой стороны AIM-9 в холодной войне» . Университет морской пехоты . Корпус морской пехоты США . Получено 7 января 2022 года .
  52. ^ Jump up to: а беременный Маккарти -младший с. 148-157
  53. ^ Фридман, Норман (1989). Руководство военно -морского института военно -морского военно -морского военно -морского военно -морского военно -морского военно -морского военно -морского военно -морского военно -морского военно -морского военно -морского флота . Аннаполис, Мэриленд: Военно -морской институт Пресс. п. 439. ISBN  978-1-55750-262-9 .
  54. ^ Пол Рейнольдс, « Некролог: Каспар Вайнбергер архивировал 30 октября 2012 года на машине Wayback », BBC News, 28 марта 2006 года.
  55. ^ Премьер-министр Маргарет Тэтчер позже напишет: «Без Харриерс ... Используя последнюю версию боковой ракеты воздуха-воздуха, поставляемой Каспар Вайнбергер, мы не могли бы вернуть Фолклендс». Дэн Сноу, Питер Сноу, с. 270, 20 -й век поля битвы, Рэндом Хаус, 2012
  56. ^ Родригес Моттино, Горасио (1984). Аргентинская артиллерия на Мальвинах (на испанском). Редакция Clio. п. 170. ISBN  978-9509377028 .
  57. ^ «Воздушная рука флота в войне Фолклендс» . Navywings.org.uk .
  58. ^ Молодой, Джеймс. «Летающая змея Свободы: боковой стороны AIM-9 в холодной войне» . Университет морской пехоты . Корпус морской пехоты США . Получено 7 января 2022 года .
  59. ^ Боргер, Джулиан (4 февраля 2023 г.). «Мы снимают подозреваемый китайский шпионский воздушный шар на восточном побережье» . TheGuardian.com . Получено 5 февраля 2023 года .
  60. ^ Купер, Хелен; Вонг, Эдвард (4 февраля 2023 г.). «Мы снимают китайский шпионский воздушный шар у побережья Каролины» . New York Times . ISSN   0362-4331 . Получено 4 февраля 2023 года .
  61. ^ Эпштейн, Джейк. «После почти 2 десятилетий в службе F-22 имеет свои первые убийства воздуха-воздух-ни против самолетов, которые он был разработан для борьбы» . Бизнес -инсайдер . Получено 11 февраля 2023 года .
  62. ^ «Заявление о сегодняшних действиях Североамериканской аэрокосмической команды» (пресс -релиз). Министерство обороны США. 12 февраля 2023 года . Получено 12 февраля 2023 года .
  63. ^ Купер, Хелен (12 февраля 2023 г.). «Мы снимают четвертый летающий объект» . New York Times . Получено 12 февраля 2023 года .
  64. ^ «US Jets снимает третий беспилотный самолет в течение недели, на этот раз над Канадой» . USA сегодня . Получено 12 февраля 2023 года .
  65. ^ Ньюдик, Томас (2 ноября 2023 г.). «Израиль забивает F-35 первой круизной ракету Kill» . Зона военных действий . Получено 20 декабря 2023 года .
  66. ^ «AIM-9X Sidewinder демонстрирует возможность воздуха до поверхности» . Архивировано с оригинала 28 сентября 2013 года . Получено 26 марта 2015 года .
  67. ^ Хейминг, Герхард. «Лазерный рулевой боковой стороной рулевого управления для использования воздушного этажа» . Эстуат ​Получено 13 мая 2021 года .
  68. ^ «Новая противотанковая ракета Ирана выглядит ужасно знакомо» . Популярная механика. 1 марта 2018 года. Архивировано с оригинала 3 августа 2020 года . Получено 4 февраля 2021 года .
  69. ^ «Фотогалерея Китая на озере 1970 года» . www.chinalakealumni.org . Архивировано с оригинала 10 июня 2018 года . Получено 22 февраля 2018 года .
  70. ^ Коллинз, Бойд (30 марта 2016 г.). «Армия США успешно стреляет в ракету AIM-9X с новой платформы запуска перехватчиков» . www.army.mil . Армия Соединенных Штатов. Архивировано из оригинала 20 июня 2019 года . Получено 20 июня 2019 года .
  71. ^ Джадсон, Джен (4 июня 2021 года). «Dynetics раскрывает устойчивый щит, ее решение для армии США противостоять круизным ракетам» . www.defensenews.com . Защитные новости . Получено 5 июня 2021 года .
  72. ^ Армейские монетные дворы имеют дело с Dynetics для создания системы для противодействия дронам и круизным ракетам . Защитные новости . 24 сентября 2021 года.
  73. ^ Рейхманн, Келси (19 июня 2019 г.). «Норвежские испытания военно -воздушных сил ракета Sidewinder» . defensenews.com . Защитные новости . Получено 20 июня 2019 года .
  74. ^ Джозеф Тревилик (13 октября 2023 г.). «Отчет о ситуации с Украиной:« Франкенсам »для ускорения доставки воздушной защиты» . Зона военных действий . Получено 14 октября 2023 года .
  75. ^ Римский Петренко (29 октября 2023 г.). «Готовясь к зиме, Украина использует США в создании гибридных систем противовоздушной обороны - NYT» . Украинска Правда . Получено 31 октября 2023 года .
  76. ^ Алек Рассел; Кристофер Миллер (13 октября 2023 г.). «Гонка Украины по строительству собственной вооруженной промышленности» . www.ft.com . Финансовые времена . Получено 27 октября 2023 года .
  77. ^ Ривас, Сантьяго. «Fighthawk еще жив» . Журнал Pucará . № 19. с. 25
  78. ^ Ла Франчи, Питер (27 марта 2007 г.). «Австралия подтверждает выбор AIM-9X для Super Hornets» . Flight International. Архивировано из оригинала 7 сентября 2008 года . Получено 20 апреля 2011 года .
  79. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ведущий с Дженнингс, Гарет. «Норвегия и Тайвань присоединяются к Block II Block II Block II | Ihs Джейн 360» . IHS Джейн 360 . Лондон Архивировано с оригинала 5 июля 2016 года . Получено 4 июля 2016 года .
  80. ^ «Bahraini F-16C Block 40 #101, вооруженный 4 ракет AIM-9 Sidewinder, на аэродроме Desert. Этот самолет был первым F-16, доставленным RBAF [Photo RBAF]» . F-16.net . Получено 22 февраля 2022 года .
  81. ^ «Международное исследование рынка - обновление оборонной торговли 2003 года» . 13 октября 2007 года. Архивировано из оригинала 13 октября 2007 года.
  82. ^ Jump up to: а беременный Cooper 2018 , p. V
  83. ^ «Финляндия заказал 150 боковых ветров AIM-9X» . Архивировано из оригинала 2 сентября 2006 года . Получено 12 сентября 2006 года .
  84. ^ Ньюдик, Томас (3 сентября 2020 года). «Вкончить Эгейское море: как складываются греческие и турецкие воздушные силы» . Драйв . Получено 18 февраля 2022 года .
  85. ^ «Sidewinder AIM-9L/I: ракета с короткой дистанцией с инфракрасной системой» . Архивировано из оригинала 21 апреля 2024 года . Получено 2 сентября 2024 года .
  86. ^ «Две индонезийские гадюки, полностью вооруженные 4-кратными ракетами AIM-9 и 2x AGM-65, Flying Low (200 футов) над заливом Попох, к югу от провинции Восточной Ява . F-16.net . Получено 22 февраля 2022 года .
  87. ^ «Взять военно -воздушные силы Ирана - технологии обороны» . 17 мая 2006 года. Архивировано с оригинала 12 июня 2015 года . Получено 26 марта 2015 года .
  88. ^ Rogoway, Тайлер (19 апреля 2018 года). «Теперь Ирак тоже начал бомбить Сирию (обновлена)» . Драйв . Получено 18 февраля 2022 года .
  89. ^ «Банковство IDF/AF Viper на высоте Голана, вооруженное 2 JDAM, 2 ракет Python 5 и 2 Sidewinder. [IDF/AF Photo]» . F-16.net . Получено 22 февраля 2022 года .
  90. ^ Ривас, Джеймс. Эта способность тяжело . Revista Pcarcar Нет. 13. с. 51
  91. ^ Купер 2018 , с. IV
  92. ^ Chenel, Liebert & 2014 , p. 156
  93. ^ «PH завершает проверку Raytheon на ракеты Air-Air от FA-50-обновлять Филиппины» . 18 июля 2017 года. Архивировано с оригинала 7 ноября 2017 года . Получено 1 ноября 2017 года .
  94. ^ «Государственный департамент США утверждает Harpoon и AIM-9X для Филиппин» . Global Defense Corp. Получено 15 июля 2021 года .
  95. ^ Тревитик, Джозеф (4 февраля 2022 г.). «Эти фотографии вооруженных НАТО F-16, патрулирующих балтику, абсолютно невероятны» . Драйв . Получено 18 февраля 2022 года .
  96. ^ «POAF F-16A #15117, вооруженный четырьмя сторонами AIM-9, заправки из танкера ВВС США [Фото ВВС США]» . F-16.net . Получено 22 февраля 2022 года .
  97. ^ «Португальские воздушные силы присоединяются к группе AIM-9X Block II Air-Air Ракета» . 11 ноября 2022 года . Получено 12 января 2023 года .
  98. ^ «150 ракет AIM-9 Sidewinder для Саудовской Аравии» . Архивировано из оригинала 2 сентября 2006 года . Получено 12 сентября 2006 года .
  99. ^ «База данных передачи оружия SIPRI» . Стокгольмский Международный институт исследования мира . 19 марта 2012 года. Архивировано с оригинала 29 декабря 2017 года . Получено 27 апреля 2012 года .
  100. ^ "Jas 39 Gripen C/D" . Вооруженные силы (на шведском языке). Вооруженные силы . Получено 30 мая 2023 года .
  101. ^ «Таиланд - Kongtup Arkard Thai Royal Thai ВВС - RTAF» . F-16.net .
  102. ^ «Турция покупает 127 ракет AIM-9X Sidewinder» . Архивировано из оригинала 2 сентября 2006 года . Получено 12 сентября 2006 года .
  103. ^ «Министр обороны Анита Ананд объявляет о военной помощи Украине на двенадцатом заседании Группы контактов с обороной Украины» . www.canada.ca . 25 мая 2023 года.
  104. ^ Гарет Дженнингс (26 мая 2023 г.). «Конфликт Украины: Канада, чтобы пожертвовать ракеты Sidewinder на Кив» . Janes.com .
  105. ^ «Ракета AIM-9M, 250 миллионов долларов США в виде дополнительной помощи в безопасности, направленной на Украину» . Министерство обороны США . Получено 30 августа 2023 года .
  106. ^ «Венесуэла - ВВС Венесуэльских ВВС Венесуэльских сил - любимые» . F-16.net .
  107. ^ Моралес, Жоао Паулу. «На цель! Краткая история маа-1 пиранья» . Журнал Pucará . Узел. 23. с. 13
  108. ^ Моралес, Жоао Паулу. «25 лет соколов бразильского флота » Revista Pucará Когда. 22. с. 70
  109. ^ Chenel, Liebert & 2014 , p. 363
  110. ^ Купер 2017 , с. 40
  111. ^ «AIM-9B Sidewinder» . Южноафриканская ассоциация ВВС. Архивировано из оригинала 27 июня 2008 года . Получено 4 августа 2008 года .
  112. ^ Chenel, Liebert & 2014 , p. 225
  113. ^ Команда, редакционная статья ESD (13 декабря 2019 г.). «Словацкая модернизация ВВС - Европейская безопасность и защита» . Euro-sd.com . Получено 30 декабря 2023 года .
  114. ^ «Bulgaria-F-16 C/D Блок 70 Самолет | Агентство сотрудничества в области безопасности обороны» . www.dsca.mil . Получено 17 июня 2023 года .
  115. ^ «Германия-самолеты и боеприпасы F-35» . Агентство сотрудничества в области безопасности обороны . 28 июля 2022 года. Архивировано с оригинала 20 февраля 2024 года . Получено 2 сентября 2024 года .

Библиография

[ редактировать ]
  • Бэбкок, Элизабет (1999). Sidewinder - Изобретение и первые годы. Фонд музея Китая. 26 стр. Краткая запись о разработке оригинальной версии Sidewinder и центральных людей, участвующих в его дизайне.
  • Облигации, Рэй Эд. Современная военная машина США . Нью -Йорк: Crown Publishers, 1989. ISBN   0-517-68802-6 .
  • Бондс, Рэй и Дэвид Миллер (2002). «AIM-9 Sidewinder» . Иллюстрированный каталог современного американского оружия . Зенит отпечаток. ISBN  978-0-7603-1346-6 .
  • Ченель, Бернард; Лиеберт, Мишель; Моро, Эрик (2014). Мираж III/5/50 на службе за границей . Le Vigen, Франция: издания Lela Presse. ISBN  978-2-914017-76-3 .
  • Клэнси, Том (1996). «Артсайнд: как бомбы стали« умными » ». Истребительное крыло . Лондон: HarperCollins, 1995. ISBN  978-0-00-255527-2 .
  • Купер, Том (2017). Горячее небо над Йеменом, том 1: воздушная война над южным Аравийским полуостровами, 1962-1994 . Солихалл, Великобритания: Helion & Company Publishing. ISBN  978-1-912174-23-2 .
  • Купер, Том (2018). Горячее небо над Йеменом, том 2: воздушная война над южным Аравийским полуостровами, 1994-2017 . Уорик, Великобритания: Helion & Company Publishing. ISBN  978-1-911628-18-7 .
  • Доти, Стивен Р. (29 февраля 2008 г.). «Пилоты Кунсана улучшают возможности с ракетой AIM-9X» . Ссылка ВВС. Архивировано из оригинала 2 марта 2008 года . Получено 29 февраля 2008 года .
  • Маккарти, Дональд Дж. Младший Миг Киллерс, хронология побед в воздухе США во Вьетнаме 1965–1973 . 2009, Specialty Press, North Branch, MN, USA ISBN   978-1-58007-136-9
  • Мишель III, Marshall L. Clashes, Air Combat над Северным Вьетнамом 1965–1972. 1997. ISBN   978-1-59114-519-6 .
  • Веструм, Рон (1999). « Sidewinder - создание ракетных ракет на Китайском озере». Военно -морской институт Пресс. ISBN   978-1-55750-951-2
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ac137804c41b773074d737a987d2999f__1726949520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ac/9f/ac137804c41b773074d737a987d2999f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
AIM-9 Sidewinder - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)