Прыжковый реактивный самолет Харриер
Прыжковый реактивный самолет Харриер | |
---|---|
Harrier II в режиме зависания с нисходящей струей выхлопа | |
Роль | V/STOL strike aircraft |
Национальное происхождение | Великобритания |
Производитель | Хокер Сиддели British Aerospace / Макдоннелл Дуглас Боинг / БАЕ Системс |
Первый полет | 28 декабря 1967 г. |
Введение | 1969 |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Корпус морской пехоты США Королевские ВВС (в отставке) Испанский флот Итальянский флот |
Произведено | 1967–2003 |
Разработано на основе | Хоукер Сиддели P.1127 |
Варианты | Хокер Сиддели Харриер Британский аэрокосмический морской Харриер Макдоннелл Дуглас AV-8B Харриер II Британский аэрокосмический Харриер II |
Harrier способных , неофициально называемый Harrier jump jet , представляет собой семейство реактивных штурмовиков, выполнять операции вертикального/короткого взлета и посадки (V/STOL). Назван в честь хищной птицы , [ 1 ] Первоначально он был разработан британским производителем Hawker Siddeley в 1960-х годах. Harrier стал единственной по-настоящему успешной конструкцией V/STOL из многих попыток, предпринятых в ту эпоху. Он был задуман для действий с импровизированных баз, таких как автостоянки или лесные поляны, без необходимости использования крупных и уязвимых авиабаз . Позже конструкция была адаптирована для использования с авианосцев .
Существует два поколения и четыре основных варианта семейства Harrier, разработанные производителями Великобритании и США:
- Hawker Siddeley Harrier (первое поколение)
- McDonnell Douglas AV-8B Harrier II (второе поколение)
Hawker Siddeley Harrier — это версия первого поколения, также известная как AV-8A или AV-8C Harrier; он использовался несколькими военно-воздушными силами, включая Королевские ВВС (RAF) и Корпус морской пехоты США (USMC). Sea Harrier — военно-морской ударный истребитель/истребитель ПВО, созданный на базе Hawker Siddeley Harrier; он эксплуатировался как Королевским флотом , так и ВМС Индии . В 1980-х годах появилось второе поколение Harrier, производившееся в США как AV-8B и в Великобритании как British Aerospace Harrier II соответственно. К началу 21 века большая часть Harrier первого поколения была снята с производства, многие операторы решили закупить второе поколение в качестве замены. В долгосрочной перспективе несколько эксплуатантов объявили о своем намерении пополнить или заменить свои парки самолетов Harrier вариантом F STOVL -35 Lightning II , получившим обозначение F-35B.
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]На протяжении 1950-х годов, особенно в годы после Корейской войны , ряд авиастроительных компаний как в Европе, так и в Америке решили отдельно изучить перспективные возможности и жизнеспособность самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП), что устранило бы необходимость в уязвимые взлетно-посадочные полосы за счет вертикального взлета и посадки в отличие от традиционного горизонтального захода на посадку. [ 2 ] Помимо военного применения, к середине 1950-х годов с большим интересом рассматривалась перспектива применения такой технологии на коммерческих авиалайнерах, поэтому ценность разработки жизнеспособных систем вертикального взлета считалась существенной. Однако в то время лишь немногие компании предполагали, что самолет вертикального взлета и посадки также может быть совместим с характеристиками высокопроизводительных военных самолетов. [ 2 ]
В 1957 году, следуя подходу британского производителя авиационных двигателей Bristol Engine Company , который разрабатывал инновационный двигатель с векторной тягой , британский авиационный конгломерат Hawker Aircraft разработал конструкцию самолета, который мог бы соответствовать существующей спецификации НАТО , требующей «легкой тактической поддержки». Боец» . [ 2 ] Проектируемый двигатель с векторной тягой Бристоля, получивший название «Пегас» , [ № 1 ] использовались вращающиеся «холодные» форсунки, которые располагались по обе стороны от компрессора, а также «горячая» струя, направлявшаяся через обычную центральную выхлопную трубу; эта концепция возникла у Мишеля Вибо, французского консультанта по авиации. На протяжении большей части ранних разработок проект не получал финансовой поддержки со стороны Казначейства Ее Величества ; однако поддержка части усилий по разработке двигателей была получена через Программу взаимного развития вооружений НАТО (MWDP). [ 3 ] [ 2 ] [ 4 ]
Старший инженер проекта Ральф Хупер в компании Hawker быстро приступил к созданию первоначальной компоновки теоретического самолета, использующего преимущества двигателя Pegasus, используя данные, предоставленные Бристолем. [ 2 ] В марте 1959 года недавно объединенная компания Hawker Siddeley решила в частном порядке профинансировать пару прототипов конструкции, получившей внутреннее обозначение компании P.1127 , чтобы продемонстрировать возможности конструкции. [ 5 ] В 1960-е годы P.1127 привлек внимание Королевских ВВС; в конечном итоге это привело к разработке и выпуску Требования ASR 384, согласно которому требовался самолет V / STOL для наземных атак. [ 6 ] В конце 1965 года ВВС Великобритании разместили заказ на шесть предсерийных самолетов P.1127 (RAF) . [ 7 ]
Требования и появление
[ редактировать ]Примерно в то же время, когда британские ВВС проявили интерес к этой концепции, НАТО приступило к разработке своей собственной спецификации NBMR-3 , которая предусматривала самолет с вертикальным взлетом и посадкой (VTOL); конкретные требования включали ожидание, что характеристики такого самолета будут эквивалентны обычному истребителю McDonnell Douglas F-4 Phantom II . В спецификациях предусматривался сверхзвуковой ударный истребитель V/STOL с боевым радиусом 460 километров (250 морских миль), крейсерской скоростью 0,92 Маха и скоростью рывка 1,5 Маха. [ 8 ] В начале 1960-х годов компания Hawker начала работу над разработкой сверхзвуковой версии P.1127, получившей обозначение P.1150 , кульминацией которой стал неудачный вариант Hawker P.1154 . NBMR.3 также привлек десять других претендентов, среди которых был основной конкурент P.1154, Dassault Mirage IIIV . В конечном итоге P.1154 был выбран для соответствия NBMR-3; однако это не привело к размещению заказов. [ 9 ]
6 декабря 1961 года, еще до подачи проекта в НАТО, было решено, что P.1154 будет разрабатываться с учетом требований для использования как Королевскими ВВС (RAF), так и Королевским флотом (RN). [ 10 ] После отмены требования NBMR-3 HSA сосредоточило все свое внимание на совместном британском требовании. [ 9 ] Соответственно, развитие этого типа продолжалось некоторое время; однако к октябрю 1963 года Министерство авиации было обеспокоено ходом реализации проекта и отметило, что попытка объединить ударный самолет и истребитель в одном самолете и попытаться приспособить один и тот же планер для обеих служб была « необоснованно». [ 11 ] 2 февраля 1965 года работы над P.1154 были отменены новым британским правительством по причине затрат на постройку прототипа. [ 12 ]
Независимо от работ по программе P.1154, продолжалась разработка дозвукового оценочного самолета P.1127. [ 7 ] Всего для испытаний было заказано и изготовлено девять самолетов, известных как Hawker Siddeley Kestrel. [ 13 ] В 1964 году первый из них начал полеты; «Кестрел» был оценен многонациональной «Трехсторонней оценочной эскадрильей», состоящей из британских, американских и немецких пилотов, чтобы определить, как можно эксплуатировать самолеты вертикального взлета и посадки; оценки были завершены в ноябре 1965 года. [ 14 ] В 1966 году, после отмены P.1154, ВВС Великобритании решили заказать для эксплуатации модифицированную модификацию P.1127/Kestrel, получившую обозначение Harrier GR.1. [ 7 ] [ 15 ]
Харриеры первого поколения
[ редактировать ]Hawker Siddeley Harrier GR.1/GR.3 и AV-8A Harrier были первым поколением серии Harrier, первыми боевыми штурмовиками непосредственной поддержки и разведки с возможностями вертикального / короткого взлета и посадки (V / STOL). Они были разработаны непосредственно на основе прототипа Hawker P.1127 и оценочного самолета Kestrel. 18 апреля 1969 года Harrier GR.1 официально поступил на вооружение Королевских ВВС, когда подразделение по переоборудованию Harrier на авиабазе Виттеринг получило свой первый самолет. [ 16 ] Корпус морской пехоты США (USMC) также решил закупить этот тип, получив в период с 1971 по 1976 год 102 AV-8A и 8 TAV-8A Harrier. [ 17 ]
British Aerospace Sea Harrier — военно-морской реактивный истребитель, разведчик и штурмовик с возможностью вертикального взлета и посадки; это была военно-морская разработка Hawker Siddeley Harrier. Первая версия поступила на вооружение Королевского флота в ВВС апреле 1980 года как Sea Harrier FRS.1 и неофициально называлась Shar . [ 18 ] «Си Харриеры» сыграли заметную роль в Фолклендской войне 1982 года, летая с авианосцев HMS Invincible и HMS Hermes . [ 19 ] [ 20 ] Опыт военного времени привел к производству улучшенной модели в виде модернизированного Sea Harrier FA2 ; эта версия поступила на вооружение 2 апреля 1993 года. [ 21 ] [ 22 ] Sea Harrier также был закуплен ВМС Индии , где первые Indian Sea Harrier поступили на вооружение эскадрильи в декабре 1983 года. [ 23 ]
Харриеры второго поколения
[ редактировать ]Еще в 1973 году компания Hawker Siddeley и американский производитель авиации McDonnell Douglas совместно работали над разработкой более мощной версии Harrier. Первые усилия были сосредоточены на разработке улучшенного двигателя Pegasus , получившего обозначение Pegasus 15 , который проходил испытания в компании Bristol Siddeley . [ 24 ] В августе 1981 года программа получила импульс, когда компании British Aerospace (BAe) и McDonnell Douglas подписали Меморандум о взаимопонимании (MoU), ознаменовавший возвращение Великобритании в программу. [ 24 ] Harrier был тщательно переработан компанией McDonnell Douglas, а позже к нему присоединилась British Aerospace (теперь части Boeing и BAE Systems соответственно), что привело к созданию семейства реактивных многоцелевых самолетов V/STOL второго поколения . Американское обозначение этого самолета было AV-8B Harrier II . [ 25 ]
12 декабря 1983 года первый серийный AV-8B был доставлен в ВМС США. AV-8B в основном используется для атак или выполнения многоцелевых задач, обычно с небольших авианосцев . [ 26 ] [ 27 ] , построенных компанией British Aerospace (с субподрядчиком McDonnell Douglas) Королевские ВВС также решили закупить второе поколение самолетов Harrier II GR5/GR7/GR9 , которые поступили на вооружение в середине 1980-х годов. [ 28 ] Эту модель также эксплуатировали несколько других стран НАТО , включая Испанию и Италию. В декабре 1989 года была объявлена в боевую готовность первая эскадрилья британских ВВС, оснащенная Harrier II. [ 29 ] Британский Harrier II использовался ВВС Великобритании, а затем Королевским флотом до 2010 года, после чего Harrier II и оперативное подразделение Joint Force Harrier были расформированы в целях экономии средств. [ 30 ] [ 31 ]
В период с 1969 по 2003 год было поставлено 824 варианта Harrier. Хотя производство новых Harrier завершилось в 1997 году, последний модернизированный самолет (конфигурация Harrier II Plus) был поставлен в декабре 2003 года, положив конец производственной линии Harrier. [ 32 ] [ ненадежный источник? ]
Операция
[ редактировать ]Прыжковый реактивный самолет «Харриер», хотя и способен взлетать вертикально, может делать это только при весе, меньшем максимального. В большинстве случаев короткий взлет, требуется чтобы поднять необходимое количество топлива и вооружения, необходимых для тренировочного вылета/миссии, используя скорость движения вперед в дополнение к подъемной силе реактивного самолета аэродинамической подъемной силой. Короткий взлет также требует меньше топлива, чем вертикальный взлет . На некоторых авианосцах в носовой части авианосца используется трамплин, помогающий самолету подняться в воздух. Приземление обычно не производится обычным способом, поскольку диапазон скоростей, на которых это целесообразно, узок из-за относительно уязвимой ходовой части с выносными опорами. С эксплуатационной точки зрения предпочтительна почти вертикальная посадка с некоторой скоростью вперед; этот метод называется вертикальной посадкой с корабельным перекатом (СРВЛ). Поворот сопел с векторной тягой на угол, отличный от назад, во время нормального полета (максимум на 8 градусов вперед от вертикали, т. е. на 98 градусов), называется векторением в прямом полете. , или «ВИФФинг». Это тактика собачьего боя , позволяющая более резко тормозить и повышать скорость поворота. Торможение может привести к тому, что преследующий самолет пролетит мимо и станет целью для «Харриера» - метода, официально разработанного морской пехотой США для «Харриера» в начале 1970-х годов. [ 33 ] [ 34 ] Эта техника широко обсуждалась в средствах массовой информации перед Фолклендской войной в 1982 году, но в конечном итоге не использовалась британскими пилотами в этом конфликте. [ 35 ] Однако возможность слегка поворачивать сопла вперед позволяла самолету медленно лететь назад в режиме висения, что широко использовалось на британских и американских авиашоу. [ 36 ]
Направление ветра имеет решающее значение во время маневров вертикального взлета и посадки, потому что, если он не войдет в воздухозаборник прямо по курсу, он будет толкать нос в сторону, когда он поворачивается, чтобы войти в воздухозаборник (так называемое сопротивление инерции всасывания). Если немедленно не исправить ситуацию, самолет выйдет из-под контроля. Перед лобовым стеклом у пилота есть флюгер, помогающий держать курс против ветра. [ 37 ] Процедура вертикального взлета предполагает разворот самолета против ветра. Поворотные сопла направлены вертикально вниз (вектор тяги 90°), а дроссельная заслонка доведена до максимального упора, после чего самолет отрывается от земли. Дроссельная заслонка регулируется до тех пор, пока не будет достигнуто зависание на желаемой высоте. [ 38 ] Процедура укороченного взлета предполагает выполнение нормального взлета с последующим частичным поворотом сопел вниз (вектор тяги менее 90°) со скоростью ниже нормальной скорости взлета; обычно это делается на скорости около 65 узлов (120 км/ч). При более коротком разбеге вектор тяги увеличивается, что приводит к большей подъемной силе. [ 39 ] В системе управления реакцией используются подруливающие устройства на концах, носовой части, хвосте и законцовках крыла самолета. Тягу двигателя можно временно отключить для управления тангажем, креном и рысканием самолета, прежде чем он начнет двигаться достаточно быстро, чтобы рули высоты, руль направления и элероны начали действовать. [ 40 ]
Пилоты описывают Harrier как «неумолимый» в полете. [ 41 ] Самолет способен к полету вперед (где он ведет себя как самолет при превышении скорости сваливания ) и вертикальному взлету (когда обычные подъемная сила и поверхности управления неэффективны) вместе с взлетом и посадкой . Переходы с ускорением и замедлением между висением и обычным полетом требовали от пилота значительных навыков и концентрации, особенно в условиях бокового ветра. [ 42 ] Пилотам совместных испытаний Kestrel в Великобритании, США и Германии сначала было предоставлено несколько часов обучения на вертолете. [ Н 2 ] [ 43 ] Пилотов Королевских ВВС, предназначенных для эскадрилий «Харриеров», обычно отбирали из числа тех, кто имел опыт работы на одноместных быстроходных реактивных самолетах. Дважды Королевские ВВС выясняли, станут ли опытные пилоты вертолетов с их способностью зависать и переходить в прямой полет лучшим источником для эскадрилий «Харриеров». В обоих случаях пилоты были совершенно не в курсе обычных полетов, навигации, ориентации и доставки оружия на высоких скоростях быстрого самолета. [ 42 ] С появлением двухместных «Харриеров» появились менее опытные пилоты. Корпус морской пехоты США также начинался с очень опытных пилотов, в основном летчиков-испытателей. [ 44 ] Помимо обычных органов управления полетом, «Харриер» имеет рычаг для управления направлением четырех направляющих сопел. Пилотов впечатлило то, что для управления вертикальным полетом самолета требовался всего лишь один рычаг, добавленный в кабину. [ 39 ] При горизонтальном полете сопла направляются назад путем перевода рычага в переднее положение; при коротких или вертикальных взлетах и посадках рычаг отводится назад, чтобы направить сопла вниз. [ 45 ] [ 46 ]
Замена
[ редактировать ]В 2010 году было объявлено, что RAF и RN снимут с вооружения оставшиеся Harrier к 2011 году. [ 47 ] а в декабре 2010 года самолеты Harrier GR9 ВВС Великобритании совершили свои последние боевые полеты. [ 48 ] В июне 2011 года министерство обороны опровергло сообщения прессы о том, что самолет будет продан Корпусу морской пехоты США на запчасти для поддержки их парка AV-8B. [ 49 ] [ 50 ] Однако в конце ноября 2011 года министр обороны Питер Лафф объявил о продаже последних 72 Harrier Корпусу морской пехоты США , при этом самолеты будут использоваться в качестве источников запасных частей для летного парка Корпуса морской пехоты. [ 51 ]
По состоянию на 6 мая 2024 г. [update]Вариант STOVL F -35 Lightning II , получивший обозначение F-35B, заменил AV-8B Harrier II на вооружении Корпуса морской пехоты США. [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] ВВС Великобритании и Королевский флот представили F-35B в июне 2018 года вместе со своим первым подразделением F-35 — 617-й эскадрильей . [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ]
По состоянию на март 2021 года AV-8B ВМС Италии были заменены на F-35B на итальянском авианосце Cavour . [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ]
В 2016 году ВМС Индии списали последний из оставшихся 11 самолетов Sea Harrier, которые эксплуатировались с базы INS Viraat, в пользу обычных МиГ-29К . [ 62 ]
Начиная с 2007 года Испания искала замену своим Harrier II, причем вероятным вариантом был F-35B. [ 63 ] [ 64 ] Однако в мае 2014 года правительство Испании объявило, что решило продлить срок службы самолета до 2025 года из-за нехватки средств на замену самолета. [ 65 ]
Варианты
[ редактировать ]- Хокер P.1127
- (1960)
- Пустельга ФГА.1
- (1964)
- Харриер GR.1/1A/3/3A
- (с 1966 г.)
- Харриер Т.2/2А/4/4А/8/52/60
- (с 1970 г.)
- AV-8A/C/S Harrier Mk.50/53/55/Матадор
- ТАВ-8А/С Харриер Мк.54/Матадор
- Си Харриер FRS.1/FRS.51/F(A).2
- (с 1978 г.)
- AV-8B Harrier II/EAV-8B Matador II/AV-8B Harrier II Night Attack/AV-8B Harrier II Plus
- (с 1983 г.)
- TAV-8B Харриер II/ETAV-8B Матадор II/
- Харриер GR.5/5А/7/7А/9/9А
- (с 1985 г.)
- Харриер Т.10/12
-
Hawker P.1127, предшественник Harrier
-
RAF Harrier GR3 на выставке в Блетчли-парке, Англия.
-
Королевского флота Самолеты Sea Harrier FA2 801 - й военно-морской авиационной эскадрильи на палубе HMS Illustrious в Персидском заливе
-
Корпус морской пехоты США AV-8B Harrier
-
AV-8B Harrier приземляется на борт Принсипи де Астурийский
Операторы
[ редактировать ]Этот раздел необходимо обновить . ( апрель 2021 г. ) |
- Королевский флот Таиланда (ранее) [ 67 ]
- Королевские ВВС (ранее)
- Королевский флот (ранее)
Технические характеристики
[ редактировать ]Необычной особенностью самолетов семейства Harrier является использование в них двух типов управления полетом для обеспечения управления по тангажу, крену и рысканью: обычных рулей для крыльевого полета и системы реактивных клапанов управления, направляющих струи отбираемого воздуха с высоты. компрессор давления двигателя выходит через оконечности носовой части, хвостового оперения и законцовки крыла в векторной тягой режимах полета с и висения. Две системы полностью взаимосвязаны, но во время обычного полета на крыле воздух не подается к клапанам управления реакцией. [ 68 ]
Пустельга ФГА.1 | Харриер GR3/AV-8A | Си Харриер FA2 | Харриер GR9 | АВ-8Б+ Харриер | |
---|---|---|---|---|---|
Экипаж | Один (Два для тренировочных версий) | ||||
Длина | 42 фута 6 дюймов (13,0 м ) | 47 футов 2 дюйма (14,4 м) | 46 футов 6 дюймов (14,2 м) | 46 футов 4 дюйма (14,1 м) | 47 футов 8 дюймов (14,5 м) |
Размах крыльев | 22 фута 11 дюймов (6,98 м) | 25 футов 3 дюйма (7,70 м) | 25 футов 3 дюйма (7,70 м) | 30 футов 4 дюйма (9,25 м) | 30 футов 4 дюйма (9,25 м) |
Высота | 10 футов 9 дюймов (3,28 м) | 11 футов 4 дюйма (3,45 м) | 12 футов 4 дюйма (3,76 м) | 11 футов 8 дюймов (3,56 м) | 11 футов 8 дюймов (3,56 м) |
Пустой вес | 10 000 фунтов (4540 кг ) | 12200 фунтов (5530 кг) | 14 052 фунта (6 370 кг) | 12 500 фунтов (5670 кг)? | 13 968 фунтов (6340 кг) |
Максимальный взлетный вес (короткий взлет) |
17000 фунтов (7710 кг) | 26000 фунтов (11800 кг) | 26 200 фунтов (11 900 кг) | 31000 фунтов (14100 кг) | 31000 фунтов (14100 кг) |
Максимальная скорость | 545 миль в час (877,1 км / ч) | 731 миль в час (1176 км / ч) | 735 миль в час (1183 км / ч) | 662 миль в час (1065 км / ч) | 662 миль в час (1065 км / ч) |
Боевой радиус | 200 миль (370 км) | 300 миль (556 км) | 300 миль (556 км) | ||
Двигатель | Пегас 6 | Пегас 11 Мк 101 | Пегас 11 Мк 106 | Пегас 11 Мк 107 | Пегас 11 Мк 105 |
Толкать | 15000 фунтов силы (66,7 кН ) | 21800 фунтов силы (97,0 кН) | 21800 фунтов силы (97,0 кН) | 24750 фунтов силы (110 кН) | 23500 фунтов силы (105 кН) |
Радар | Никто | Никто | Голубая лисица / Синяя лисица | Никто | АН/АПГ-65 |
- Источники: Нордин [ 69 ]
См. также
[ редактировать ]- Самолеты в художественной литературе — семейство Харриеров
- Леонард против Pepsico, Inc.
- Локхид Мартин F-35 Лайтнинг II
Связанные разработки
- Hawker P.1127/Hawker Siddeley Kestrel
- Хокер Сиддели P.1154
- Хокер Сиддели Харриер
- Макдоннелл Дуглас AV-8B Харриер II
- Британский аэрокосмический Харриер II
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Белл Х-14
- Охота H.126
- Роквелл XFV-12
- Райан XV-5 Вертифан
- Короткий SC.1
- Yakovlev Yak-36
- Yakovlev Yak-38
Связанные списки
- Список самолетов вертикального взлета и посадки
- Список самолетов Авиации флота
- Список штурмовиков
- Список истребителей
- Список самолетов Королевских ВВС
- Список потерь семьи Харриеров
- Список действующих военных самолетов США
- Список действующих военных самолетов Соединенного Королевства
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Название двигателя « Пегас » соответствовало бристольской традиции называть двигатели в честь персонажей классической мифологии .
- ↑ При подготовке к полетам на «Кестреле» пилотам трехсторонней оценочной эскадрильи было предоставлено несколько часов обучения пилотированию вертолетов, и все они согласились, что подготовка к этим усилиям весьма полезна. [ 43 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Сирл, Адриан (29 июня 2010 г.). «Игрушки Фионы Бэннер для мальчиков заводят галерею Тейт Британия» . Хранитель . Архивировано из оригинала 22 октября 2013 года . Проверено 21 октября 2013 г.
В любом случае лунь назван в честь хищной птицы.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Мейсон 1967, с. 3.
- ^ Хэй Стивенс, Джеймс (20 мая 1965 г.), «Самолет вертикального взлета и посадки 1965 г.» , «Полет» , том. 87, нет. 2932, стр. 769–770.
- ^ Джеффорд 2006, стр. 21–22.
- ^ Спик и Ганстон 2000, с. 358.
- ^ Джеффорд 2006, с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б с Дженкинс 1998, с. 21.
- ^ Вуд 1975, с. 215.
- ^ Перейти обратно: а б Вуд 1975, с. 216.
- ^ Баттлер 2000, стр. 118–119.
- ^ Баттлер 2000, с. 120.
- ^ Баттлер 2000, с. 121.
- ^ Мейсон 1967, с. 7.
- ^ Спик и Ганстон 2000, с. 362.
- ^ "Самолет вертикального взлета и посадки 1966 года" . Flight International , 26 мая 1966 г. с. 884.
- ^ Эванс 1998, стр. 21–22.
- ^ Нордин 2006, с. 31.
- ^ Гроув 1987, стр. 319–320.
- ^ Даффнер, Роберт В. (март – апрель 1984 г.). «Конфликт в Южной Атлантике: влияние авиации» . Обзор воздушного университета . База ВВС Максвелл, Алабама: Департамент ВВС. ISSN 0002-2594 . Архивировано из оригинала 10 января 2010 года . Проверено 18 ноября 2017 г.
- ^ Слоян, Патрик Дж (23 мая 1982 г.). «Си Харриер меняет облик воздушной войны» . Три Городской Вестник . [ мертвая ссылка ]
- ^ «Первый полет Sea Harrier FRS2» . 10 (13). Еженедельник Джейнс Дефенс. 1 ноября 1988 г.: 767.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) [ мертвая ссылка ] - ^ Грейвс, Дэвид (2 апреля 2002 г.). «Сокращения Sea Harrier оставляют флот незащищенным. Решение вывести из эксплуатации решающее оружие Фолклендского конфликта означает, что ВМФ придется полагаться на поддержку с воздуха Америки» . Телеграф . Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Проверено 1 января 2014 г.
- ^ Хиранандани 2000, с. 276.
- ^ Перейти обратно: а б Уилсон 2000, с. 26.
- ^ Nordeen, Lon O. Harrier II, Validating V/STOL . Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2006. ISBN 1-59114-536-8 .
- ^ Нордин 2006, с. 59.
- ^ Дженкинс 1998, с. 76.
- ^ Джеффорд и др. 2006, стр. 81–82.
- ^ Нордин 2006, с. 68.
- ^ «Последний рейс одного из культовых самолетов Британии» . Новости Би-би-си . 15 декабря 2010 года . Проверено 15 декабря 2010 г.
- ^ Вятт, Кэролайн. «Борьба наверху из-за решения отказаться от британских Харриеров». BBC News , 15 декабря 2010 г.
- ^ "Проекты Харриер" . airforce-technology.com. Проверено: 21 июля 2011 г.
- ^ Нордин 2006, стр. 33–34.
- ^ Спик 2000, стр. 382–383.
- ^ «Воздушная война в Южной Атлантике» Джеффри Этеля и Альфреда Прайса, опубликованная в 1983 году.
- ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Британский аэрокосмический Harrier летит задом наперед» . Ютуб . 21 июля 2008 г.
- ^ Вид с зависания. Моя жизнь в авиации, Джон Фарли, 2008 г., ISBN 978 0 95327 52 5 0 , стр.81
- ^ Браун 1970, с. 83.
- ^ Перейти обратно: а б Джеффорд 2006, с. 42.
- ^ «Система управления реакцией Hawker Harrier». Архивировано 14 октября 2011 года на сайте Wayback Machine в честь столетия полета в США , 2003. Проверено 28 августа 2011 года.
- ^ Нордин 2006, с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б Правильно тестировать, книга первая «Ранние годы», Воспоминания о полетах на экспериментальном предприятии по производству самолетов и вооружения Боскомб Даун, Бернард Ноубл, 2003 г., ISBN 0 9544507 1 X , Глава 21 Мерриман, стр.178,179
- ^ Перейти обратно: а б Джеффорд 2006, с. 41.
- ↑ Журнал Flight International, «Рекорд Королевских ВВС», 27 августа 1977 г., стр.588,589.
- ^ Маркман и Холдер 2000, стр. 74–77.
- ^ Дженкинс 1998, с. 25.
- ^ «Безопасность Британии в эпоху неопределенности: обзор стратегической обороны и безопасности». Архивировано 22 декабря 2010 года в Wayback Machine . Правительство Ее Величества , 19 октября 2010 г. Дата обращения: 19 октября 2010 г.
- ^ "Прыжковые самолеты Harrier совершают последний полет из ВВС Великобритании в Коттесморе" . Новости Би-би-си,
- ^ "Самолеты Harrier проданы 'за копейки' " . Телеграф , 15 июня 2011 г.
- ^ «Министерство обороны отрицает продажу Harrier в США». Архивировано 1 июля 2011 года в Wayback Machine . DMJ , 15 июня 2011 г.
- ^ Маджумдар, Дэйв (9 июня 2012 г.). «USMC надеется, что новый метод отслеживания усталостного ресурса поможет продлить срок службы Harrier до 2030 года» . Флайтглобал . Проверено 12 августа 2012 г.
- ^ "Harrier Production" . Архивировано 24 декабря 2017 года в Wayback Machine . Harrier.org.uk. Проверено: 21 июля 2011 г.
- ^ "Обновление программы F-35 Lightning II и краткие факты" [ постоянная мертвая ссылка ] . lockheedmartin.com. Проверено: 26 августа 2010 г.
- ^ «Переход 214-й штурмовой эскадрильи морской пехоты на F-35B» . Флагман Корпуса морской пехоты США . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ « Дабастеры станут следующей эскадрильей Lightning II » . РАФ МОД . 18 июля 2013 года. Архивировано из оригинала 15 июля 2015 года . Проверено 19 июня 2015 г.
- ^ Дженнингс, Гарет (18 июня 2015 г.). «Великобритания заказала первый действующий боевой самолет F-35» . Защита Джейнс . Проверено 23 ноября 2014 г.
- ^ Чутер, Эндрю. «Официально: Великобритания снова перейдет на STOVL F-35» . Новости обороны, 10 мая 2012 г.
- ^ Мартин, Локхид. "Великобритания" . www.f35.com . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ Локхид Мартин. «Италия» . f35.com . Проверено 18 июля 2023 г.
- ^ Нативи, Энди; Менон, Джей; Свитман, Билл (5 апреля 2012 г.). «Военно-морские силы по всему миру инвестируют в авиацию морского базирования». Неделя авиации и космических технологий . Нью-Йорк: Пентон Медиа. ISSN 0005-2175 .
- ^ Гейн, Натан (26 марта 2021 г.). «Авианосец ВМС Италии Cavour сертифицирован для эксплуатации F-35B» . Военно-морские новости . Проверено 6 мая 2024 г.
- ^ Рагуванши, Вивек (21 марта 2016 г.). «ВМС Индии выводят из эксплуатации Sea Harrier» . Новости обороны . Проверено 21 мая 2017 г.
- ^ Вольф, Джим (27 февраля 2009 г.). «В Lockheed говорят, что интерес к истребителю F-35 растет» . Рейтер . Архивировано из оригинала 4 июля 2013 года . Проверено 20 июля 2011 г.
- ^ Хойл, Крейг (20 июля 2010 г.). «Фарнборо: взгляните в лицо фактам со Стивом О'Брайаном» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 8 марта 2012 года . Проверено 31 октября 2011 г.
- ^ Инг, Дэвид (28 мая 2014 г.). «Испания продлит срок службы AV-8B Harrier» . Еженедельник защиты Джейн . 51 (27). Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISSN 0265-3818 .
- ↑ ВМС Индии выводят из эксплуатации Sea Harrier 21 марта 2016 г. По состоянию на 3 апреля 2016 г.
- ^ «Журнал Pacific Wings | Лидер в освещении авиации | Авиат…» . Архивировано из оригинала 14 июля 2012 года . Проверено 26 октября 2013 г.
- ^ Страница « Техническое архивирование 16 апреля 2012 г. на Wayback Machine » на веб-сайте harrier.org.uk, просмотрено 24 ноября 2013 г.
- ^ Nordeen 2006, Приложение C.
Библиография
[ редактировать ]- Браун, Кевин. «Самолет, который делает аэродромы устаревшими» . Популярная механика , 133 (6), июнь 1970 г., стр. 80–83.
- Баттлер, Тони. Британские секретные проекты: реактивные истребители с 1950 года . Хинкли, Великобритания: Midland Publishing, 2000. ISBN 1-85780-095-8 .
- Хиранандани, генеральный менеджер (2000). Переход к триумфу: история ВМС Индии, 1965–1975 гг . Нью-Дели, Индия: Издательство Lancer Publishers. ISBN 1-897829-72-8 .
- Гроув, Эрик Дж (1987). Авангард Трайденту; Британская военно-морская политика после Второй мировой войны . Голова Бодли. ISBN 0-370-31021-7 .
- Джеффорд, CG, изд. История RAF Harrier. Лондон: Историческое общество Королевских ВВС, 2006. ISBN 0-9530345-2-6 .
- Дженкинс, Деннис Р. Боинг/BAe Harrier . Северный филиал, Миннесота: Specialty Press, 1998. ISBN 1-58007-014-0 .
- Маркман, Стив и Билл Холдер. Прямо вверх: история вертикального полета . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing, 2000. ISBN 0-7643-1204-9 .
- Мейсон, Фрэнсис К. Hawker P.1127 и Kestrel (Самолет в профиле 93) . Лезерхед, Суррей, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1967.
- Nordeen, Lon O. (2006). Harrier II, Validating V/STOL . Annapolis, Maryland: Naval Institute Press . ISBN 1-59114-536-8 .
- Спик, Майк и Билл Ганстон. Большая книга современных боевых самолетов . Оцеола, Висконсин: MBI Publishing, 2000. ISBN 0-7603-0893-4 .
- Уилсон, Стюарт (2000). BAe/McDonnell Дуглас Харриер . Эйрлайф, 2000. ISBN. 1-84037-218-4 .
- Вуд, Дерек (1975). Проект отменен . Лондон: Макдональд и Джейн. ISBN 0-356-85109-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Иден, Пол (ред.). Энциклопедия современных военных самолетов . Лондон, Великобритания: Amber Books, 2004. ISBN. 1-904687-84-9 .
- Булл, Стивен (2004). Энциклопедия военной техники и инноваций . Издательство Гринвуд. ISBN 1-57356-557-1 .
- Ганстон, Билл и Майк Спик (1983). Современный воздушный бой: самолеты, тактика и вооружение, используемые сегодня в воздушной войне . Нью-Йорк: Crescent Books. ISBN 0-517-41265-9 .
- Кордесман, Энтони Х. (2003). Война в Ираке: стратегия, тактика и военные уроки . Вашингтон, округ Колумбия: Центр стратегических и международных исследований. ISBN 0-89206-432-3 .
- Эпштейн, Дэвид Г. (2006). Заключение и проведение сделок: контракты в контексте (второе издание) . Ньюарк, Нью-Джерси: LexisNexis. ISBN 0-8205-7044-3 .
- Эванс, Энди (1998). BAE/McDonnell Дуглас Харриер . Рамсбери, Великобритания: The Crowood Press. ISBN 1-86126-105-5 .
- Гроув, Эрик (1990). Будущее морской мощи . Лондон, Великобритания: Routledge. ISBN 0-415-00482-9 .
- Джексон, Роберт (1987). Воздушная мощь НАТО . Шрусбери, Великобритания: Издательство Airlife. ISBN 0-906393-80-9 .
- Ламберт, Марк (1993). Самолеты всего мира Джейн, 1993–94 . Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн . ISBN 0-7106-1066-1 .
- Полмар, Норман и Дана Белл. Сто лет мировой военной авиации . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института, 2003. ISBN 1-59114-686-0 .
- Полмар, Норман (2005). Путеводитель Военно-морского института по кораблям и самолетам флота США . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института . ISBN 1-59114-685-2 .
- Тейлор, Джон В.Р. (1988). Самолеты всего мира Джейн, 1988–89 . Колсдон, Великобритания: Данные Джейн по защите. ISBN 0-7106-0867-5 .
- Эшли, Стивен (октябрь 1988 г.). «Прыжок на самолете» . Популярная наука . 233 (4): 56–59, 112, 114.
- Уокер, Карен (19 июля 1986 г.). «V/STOL достигает совершеннолетия» . Международный рейс : 23–25 . Проверено 22 июля 2011 г.
- Бишоп, Крис и Крис Чант. Авианосцы . Гранд-Рапидс, Мичиган, США: Zenith Imprint, 2004. ISBN 0-7603-2005-5 .
- Брейбрук, Рой. Битва за Фолклендские острова: ВВС . [ постоянная мертвая ссылка ] Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 1982. ISBN 0-85045-493-X .
- Булл, Стивен. Энциклопедия военных технологий и инноваций . Вестпорт, Коннектикут, США: Greenwood Publishing, 2004. ISBN 1-57356-557-1 .
- Берр, Лоуренс и Питер Булл. Быстроходные линкоры США 1938–91: класс «Айова» . Нью-Йорк, США: Osprey Publishing, 2010. ISBN 1-84603-511-2 .
- Комитет Конгресса по ассигнованиям. «Ассигнования Министерства обороны на 1979 год: Часть 5». Вашингтон, округ Колумбия, США: Типография правительства США, 1979.
- Коуэн, Чарльз В. (ред.) Flypast 2 . Виндзор, Беркшир, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1972. ISBN 0-85383-191-2 .
- Дэвис, Питер и Энтони М. Торнборо. История Харриера . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института, 1997. ISBN 978-1-55750-357-2 .
- Эванс, Энди. BAe/McDonald Дуглас Харриер . Рамсбери, Великобритания: The Crowood Press, 1998. ISBN 1-86126-105-5 .
- Фарли, Джон, ОБЕ. Вид с высоты: моя жизнь в авиации . Бат, Великобритания: Seager Publishing/Flyer Books, 2010 г., первое издание 2008 г. ISBN 978-0-9532752-0-5 .
- Фридман, Лоуренс. Официальная история Фолклендской кампании. Том II: Война и дипломатия . Лондон, Великобритания: Рутледж, 2007. ISBN 978-0-415-41911-6 .
- Фридман, Норман. Авианосцы США: иллюстрированная история дизайна . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института, 1983. ISBN 0-87021-739-9 .
- Ганстон, WT «Пегас обновляет перспективы». Flight International , 22 января 1977 г., стр. 189–191.
- Ханна, Дональд. Справочная библиотека Hawker FlyPast . Стэмфорд, Линкольншир, Великобритания: Key Publishing Ltd., 1982. ISBN 0-946219-01-X .
- Джексон, Пол. «British Aerospace/McDonnell Douglas Harrier». World Air Power Journal , том 6, лето 1991 г., стр. 46–105.
- Джеймс, Дерек Н. Хокер, Альбом самолетов № 5 . Нью-Йорк: Издательская компания Arco, 1973. ISBN 0-668-02699-5 . (Впервые опубликовано в Великобритании Яном Алланом в 1972 году)
- Лэйман, Р.Д. и Стивен Маклафлин. Гибридный военный корабль . Лондон: Конвей, 1991. ISBN 0-85177-555-1 .
- Мейсон, Фрэнсис К. Харриер . Веллингборо, Великобритания: Патрик Стивенс Лимитед, третье издание, 1986 г. ISBN 0-85059-801-X .
- Мейсон, Фрэнсис К. Хокер Самолеты с 1920 года . Лондон: Патнэм, 1991. ISBN 0-85177-839-9
- Миллер, Дэвид МО и Крис Миллер. «Современный морской бой». Книги Полумесяца, 1986. ISBN 0-517-61350-6 .
- Мокстон, Джулиан. «Сверхзвуковой Харриер: на шаг ближе». Flight International , 4 декабря 1982 г., стр. 1633–1635.
- Стертивант, Рэй. Самолеты авиации флота с 1946 года. Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Историки), 2004. ISBN 0-85130-283-1 .
- Стертивант, Рэй. Подразделения летной подготовки и поддержки Королевских ВВС с 1912 года . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Историки), 2007. ISBN 0-85130-365-X .
- Суонборо, Гордон и Питер М. Бауэрс. Самолеты ВМС США с 1911 года . Патнэм Аэронавтикал, 1990. ISBN 0-87021-792-5 .
- Ванн, Фрэнк. Прыжковый реактивный самолет «Харриер» . Нью-Йорк, США: Bdd Promotional Book Co, 1990. ISBN 0-7924-5140-6 .
- Маркман, Стив и Билл Холдер (2000). «MAC-DAC/BAe AV-8 Harrier СВВП с векторной тягой». Прямо вверх: история вертикального полета . Атглен, Пенсильвания: Schiffer Publishing. ISBN 0-7643-1204-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Анализ P.1127 - статья Flight International 1962 года о Hawker P.1127.
- P.1127 Development - статья Flight International 1963 года о разработке Hawker P.1127.
- Британский аэрокосмический морской Харриер
- Морской лунь все еще жив и здоров (архивная статья)
- Веб-сайт истории Harrier. Архивировано 2 апреля 2009 г. в Wayback Machine.
- «Харриеры» затерялись на Фолклендских островах
- Разработка и обслуживание Harrier, серия из 4 частей
- Фотографии Harrier GR Mk 7, размещенного на борту HMS Illustrious
- Аэрокосмическое шоу РТП-ТВ: Видео зависания Харриера
- Страница продукта AV-8B Plus на сайте Boeing.com
- Информационный бюллетень об AV-8B Harrier II. Архивировано 4 декабря 2011 г. на сайте Wayback Machine и на странице истории AV-8B Harrier II на сайте Navy.mil.
- Страница McDonnell Douglas/British Aerospace AV-8B Harrier II на сайте Aerospaceweb.org
- 3D-вид Harrier AV-8B. Архивировано 14 марта 2012 года в Wayback Machine на сайте Национального музея морской пехоты.
- Грег Гебель Харриерс
- Фотографии этого самолета на Airliners.net.
- Defense Industry Daily: AV-8B Harrier добивается успеха в Ираке (30 марта 2005 г.). Архивировано 24 февраля 2007 г. в Wayback Machine.
- Харриер Джамп Джет
- Британский аэрокосмический самолет
- Британский штурмовик 1970-х годов
- Британский штурмовик 1980-х годов
- Британский экспериментальный самолет 1960-х годов
- Британский истребитель 1960-х годов
- Британский истребитель 1970-х годов
- Британский истребитель 1980-х годов
- Британские изобретения
- Авианосная авиация
- Самолет Хокер
- Самолет Хоукер Сиддели
- История науки и техники в Соединенном Королевстве
- Самолет Макдоннелл Дуглас
- Одномоторный реактивный самолет
- Штурмовик США 1970-х годов
- Штурмовик США 1980-х годов
- Самолет V / STOL по вектору тяги