Jump to content

Прыжковый реактивный самолет Харриер

(Перенаправлено с прыжковых самолетов Harrier )

Прыжковый реактивный самолет Харриер
Harrier II в режиме зависания с нисходящей струей выхлопа
Роль V/STOL strike aircraft
Национальное происхождение Великобритания
Производитель Хокер Сиддели
British Aerospace / Макдоннелл Дуглас
Боинг / БАЕ Системс
Первый полет 28 декабря 1967 г.
Введение 1969
Статус В эксплуатации
Основные пользователи Корпус морской пехоты США
Королевские ВВС (в отставке)
Испанский флот
Итальянский флот
Произведено 1967–2003
Разработано на основе Хоукер Сиддели P.1127
Варианты Хокер Сиддели Харриер
Британский аэрокосмический морской Харриер
Макдоннелл Дуглас AV-8B Харриер II
Британский аэрокосмический Харриер II

Harrier способных , неофициально называемый Harrier jump jet , представляет собой семейство реактивных штурмовиков, выполнять операции вертикального/короткого взлета и посадки (V/STOL). Назван в честь хищной птицы , [ 1 ] Первоначально он был разработан британским производителем Hawker Siddeley в 1960-х годах. Harrier стал единственной по-настоящему успешной конструкцией V/STOL из многих попыток, предпринятых в ту эпоху. Он был задуман для действий с импровизированных баз, таких как автостоянки или лесные поляны, без необходимости использования крупных и уязвимых авиабаз . Позже конструкция была адаптирована для использования с авианосцев .

Существует два поколения и четыре основных варианта семейства Harrier, разработанные производителями Великобритании и США:

Hawker Siddeley Harrier — это версия первого поколения, также известная как AV-8A или AV-8C Harrier; он использовался несколькими военно-воздушными силами, включая Королевские ВВС (RAF) и Корпус морской пехоты США (USMC). Sea Harrier — военно-морской ударный истребитель/истребитель ПВО, созданный на базе Hawker Siddeley Harrier; он эксплуатировался как Королевским флотом , так и ВМС Индии . В 1980-х годах появилось второе поколение Harrier, производившееся в США как AV-8B и в Великобритании как British Aerospace Harrier II соответственно. К началу 21 века большая часть Harrier первого поколения была снята с производства, многие операторы решили закупить второе поколение в качестве замены. В долгосрочной перспективе несколько эксплуатантов объявили о своем намерении пополнить или заменить свои парки самолетов Harrier вариантом F STOVL -35 Lightning II , получившим обозначение F-35B.

Разработка

[ редактировать ]

На протяжении 1950-х годов, особенно в годы после Корейской войны , ряд авиастроительных компаний как в Европе, так и в Америке решили отдельно изучить перспективные возможности и жизнеспособность самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП), что устранило бы необходимость в уязвимые взлетно-посадочные полосы за счет вертикального взлета и посадки в отличие от традиционного горизонтального захода на посадку. [ 2 ] Помимо военного применения, к середине 1950-х годов с большим интересом рассматривалась перспектива применения такой технологии на коммерческих авиалайнерах, поэтому ценность разработки жизнеспособных систем вертикального взлета считалась существенной. Однако в то время лишь немногие компании предполагали, что самолет вертикального взлета и посадки также может быть совместим с характеристиками высокопроизводительных военных самолетов. [ 2 ]

Вид снизу первого прототипа P.1127. Вращающиеся реактивные сопла были ключевым элементом конструкции вертикального взлета и посадки.

В 1957 году, следуя подходу британского производителя авиационных двигателей Bristol Engine Company , который разрабатывал инновационный двигатель с векторной тягой , британский авиационный конгломерат Hawker Aircraft разработал конструкцию самолета, который мог бы соответствовать существующей спецификации НАТО , требующей «легкой тактической поддержки». Боец» . [ 2 ] Проектируемый двигатель с векторной тягой Бристоля, получивший название «Пегас» , [ № 1 ] использовались вращающиеся «холодные» форсунки, которые располагались по обе стороны от компрессора, а также «горячая» струя, направлявшаяся через обычную центральную выхлопную трубу; эта концепция возникла у Мишеля Вибо, французского консультанта по авиации. На протяжении большей части ранних разработок проект не получал финансовой поддержки со стороны Казначейства Ее Величества ; однако поддержка части усилий по разработке двигателей была получена через Программу взаимного развития вооружений НАТО (MWDP). [ 3 ] [ 2 ] [ 4 ]

Старший инженер проекта Ральф Хупер в компании Hawker быстро приступил к созданию первоначальной компоновки теоретического самолета, использующего преимущества двигателя Pegasus, используя данные, предоставленные Бристолем. [ 2 ] В марте 1959 года недавно объединенная компания Hawker Siddeley решила в частном порядке профинансировать пару прототипов конструкции, получившей внутреннее обозначение компании P.1127 , чтобы продемонстрировать возможности конструкции. [ 5 ] В 1960-е годы P.1127 привлек внимание Королевских ВВС; в конечном итоге это привело к разработке и выпуску Требования ASR 384, согласно которому требовался самолет V / STOL для наземных атак. [ 6 ] В конце 1965 года ВВС Великобритании разместили заказ на шесть предсерийных самолетов P.1127 (RAF) . [ 7 ]

Требования и появление

[ редактировать ]
Самолет приземлился на взлетно-посадочную полосу
Hawker Siddeley XV-6A Kestrel в более поздней маркировке ВВС США

Примерно в то же время, когда британские ВВС проявили интерес к этой концепции, НАТО приступило к разработке своей собственной спецификации NBMR-3 , которая предусматривала самолет с вертикальным взлетом и посадкой (VTOL); конкретные требования включали ожидание, что характеристики такого самолета будут эквивалентны обычному истребителю McDonnell Douglas F-4 Phantom II . В спецификациях предусматривался сверхзвуковой ударный истребитель V/STOL с боевым радиусом 460 километров (250 морских миль), крейсерской скоростью 0,92 Маха и скоростью рывка 1,5 Маха. [ 8 ] В начале 1960-х годов компания Hawker начала работу над разработкой сверхзвуковой версии P.1127, получившей обозначение P.1150 , кульминацией которой стал неудачный вариант Hawker P.1154 . NBMR.3 также привлек десять других претендентов, среди которых был основной конкурент P.1154, Dassault Mirage IIIV . В конечном итоге P.1154 был выбран для соответствия NBMR-3; однако это не привело к размещению заказов. [ 9 ]

6 декабря 1961 года, еще до подачи проекта в НАТО, было решено, что P.1154 будет разрабатываться с учетом требований для использования как Королевскими ВВС (RAF), так и Королевским флотом (RN). [ 10 ] После отмены требования NBMR-3 HSA сосредоточило все свое внимание на совместном британском требовании. [ 9 ] Соответственно, развитие этого типа продолжалось некоторое время; однако к октябрю 1963 года Министерство авиации было обеспокоено ходом реализации проекта и отметило, что попытка объединить ударный самолет и истребитель в одном самолете и попытаться приспособить один и тот же планер для обеих служб была « необоснованно». [ 11 ] 2 февраля 1965 года работы над P.1154 были отменены новым британским правительством по причине затрат на постройку прототипа. [ 12 ]

Независимо от работ по программе P.1154, продолжалась разработка дозвукового оценочного самолета P.1127. [ 7 ] Всего для испытаний было заказано и изготовлено девять самолетов, известных как Hawker Siddeley Kestrel. [ 13 ] В 1964 году первый из них начал полеты; «Кестрел» был оценен многонациональной «Трехсторонней оценочной эскадрильей», состоящей из британских, американских и немецких пилотов, чтобы определить, как можно эксплуатировать самолеты вертикального взлета и посадки; оценки были завершены в ноябре 1965 года. [ 14 ] В 1966 году, после отмены P.1154, ВВС Великобритании решили заказать для эксплуатации модифицированную модификацию P.1127/Kestrel, получившую обозначение Harrier GR.1. [ 7 ] [ 15 ]

Харриеры первого поколения

[ редактировать ]
Hawker Siddeley Harrier на испанской службе.
Британский аэрокосмический морской Харриер на службе Королевского флота

Hawker Siddeley Harrier GR.1/GR.3 и AV-8A Harrier были первым поколением серии Harrier, первыми боевыми штурмовиками непосредственной поддержки и разведки с возможностями вертикального / короткого взлета и посадки (V / STOL). Они были разработаны непосредственно на основе прототипа Hawker P.1127 и оценочного самолета Kestrel. 18 апреля 1969 года Harrier GR.1 официально поступил на вооружение Королевских ВВС, когда подразделение по переоборудованию Harrier на авиабазе Виттеринг получило свой первый самолет. [ 16 ] Корпус морской пехоты США (USMC) также решил закупить этот тип, получив в период с 1971 по 1976 год 102 AV-8A и 8 TAV-8A Harrier. [ 17 ]

British Aerospace Sea Harrier — военно-морской реактивный истребитель, разведчик и штурмовик с возможностью вертикального взлета и посадки; это была военно-морская разработка Hawker Siddeley Harrier. Первая версия поступила на вооружение Королевского флота в ВВС апреле 1980 года как Sea Harrier FRS.1 и неофициально называлась Shar . [ 18 ] «Си Харриеры» сыграли заметную роль в Фолклендской войне 1982 года, летая с авианосцев HMS Invincible и HMS Hermes . [ 19 ] [ 20 ] Опыт военного времени привел к производству улучшенной модели в виде модернизированного Sea Harrier FA2 ; эта версия поступила на вооружение 2 апреля 1993 года. [ 21 ] [ 22 ] Sea Harrier также был закуплен ВМС Индии , где первые Indian Sea Harrier поступили на вооружение эскадрильи в декабре 1983 года. [ 23 ]

Харриеры второго поколения

[ редактировать ]
McDonnell Douglas AV-8B Harrier II на службе Корпуса морской пехоты США.
British Aerospace Harrier II на вооружении Королевских ВВС.

Еще в 1973 году компания Hawker Siddeley и американский производитель авиации McDonnell Douglas совместно работали над разработкой более мощной версии Harrier. Первые усилия были сосредоточены на разработке улучшенного двигателя Pegasus , получившего обозначение Pegasus 15 , который проходил испытания в компании Bristol Siddeley . [ 24 ] В августе 1981 года программа получила импульс, когда компании British Aerospace (BAe) и McDonnell Douglas подписали Меморандум о взаимопонимании (MoU), ознаменовавший возвращение Великобритании в программу. [ 24 ] Harrier был тщательно переработан компанией McDonnell Douglas, а позже к нему присоединилась British Aerospace (теперь части Boeing и BAE Systems соответственно), что привело к созданию семейства реактивных многоцелевых самолетов V/STOL второго поколения . Американское обозначение этого самолета было AV-8B Harrier II . [ 25 ]

12 декабря 1983 года первый серийный AV-8B был доставлен в ВМС США. AV-8B в основном используется для атак или выполнения многоцелевых задач, обычно с небольших авианосцев . [ 26 ] [ 27 ] , построенных компанией British Aerospace (с субподрядчиком McDonnell Douglas) Королевские ВВС также решили закупить второе поколение самолетов Harrier II GR5/GR7/GR9 , которые поступили на вооружение в середине 1980-х годов. [ 28 ] Эту модель также эксплуатировали несколько других стран НАТО , включая Испанию и Италию. В декабре 1989 года была объявлена ​​в боевую готовность первая эскадрилья британских ВВС, оснащенная Harrier II. [ 29 ] Британский Harrier II использовался ВВС Великобритании, а затем Королевским флотом до 2010 года, после чего Harrier II и оперативное подразделение Joint Force Harrier были расформированы в целях экономии средств. [ 30 ] [ 31 ]

В период с 1969 по 2003 год было поставлено 824 варианта Harrier. Хотя производство новых Harrier завершилось в 1997 году, последний модернизированный самолет (конфигурация Harrier II Plus) был поставлен в декабре 2003 года, положив конец производственной линии Harrier. [ 32 ] [ ненадежный источник? ]

Операция

[ редактировать ]
Авиационный двигатель, частично обнаруженный как экспонат
На выставке представлен двигатель Rolls-Royce Pegasus, части вырезаны, чтобы обеспечить вид изнутри.
Расположение сопел
Расположение четырех форсунок по бокам двигателя Pegasus.

Прыжковый реактивный самолет «Харриер», хотя и способен взлетать вертикально, может делать это только при весе, меньшем максимального. В большинстве случаев короткий взлет, требуется чтобы поднять необходимое количество топлива и вооружения, необходимых для тренировочного вылета/миссии, используя скорость движения вперед в дополнение к подъемной силе реактивного самолета аэродинамической подъемной силой. Короткий взлет также требует меньше топлива, чем вертикальный взлет . На некоторых авианосцах в носовой части авианосца используется трамплин, помогающий самолету подняться в воздух. Приземление обычно не производится обычным способом, поскольку диапазон скоростей, на которых это целесообразно, узок из-за относительно уязвимой ходовой части с выносными опорами. С эксплуатационной точки зрения предпочтительна почти вертикальная посадка с некоторой скоростью вперед; этот метод называется вертикальной посадкой с корабельным перекатом (СРВЛ). Поворот сопел с векторной тягой на угол, отличный от назад, во время нормального полета (максимум на 8 градусов вперед от вертикали, т. е. на 98 градусов), называется векторением в прямом полете. , или «ВИФФинг». Это тактика собачьего боя , позволяющая более резко тормозить и повышать скорость поворота. Торможение может привести к тому, что преследующий самолет пролетит мимо и станет целью для «Харриера» - метода, официально разработанного морской пехотой США для «Харриера» в начале 1970-х годов. [ 33 ] [ 34 ] Эта техника широко обсуждалась в средствах массовой информации перед Фолклендской войной в 1982 году, но в конечном итоге не использовалась британскими пилотами в этом конфликте. [ 35 ] Однако возможность слегка поворачивать сопла вперед позволяла самолету медленно лететь назад в режиме висения, что широко использовалось на британских и американских авиашоу. [ 36 ]

Направление ветра имеет решающее значение во время маневров вертикального взлета и посадки, потому что, если он не войдет в воздухозаборник прямо по курсу, он будет толкать нос в сторону, когда он поворачивается, чтобы войти в воздухозаборник (так называемое сопротивление инерции всасывания). Если немедленно не исправить ситуацию, самолет выйдет из-под контроля. Перед лобовым стеклом у пилота есть флюгер, помогающий держать курс против ветра. [ 37 ] Процедура вертикального взлета предполагает разворот самолета против ветра. Поворотные сопла направлены вертикально вниз (вектор тяги 90°), а дроссельная заслонка доведена до максимального упора, после чего самолет отрывается от земли. Дроссельная заслонка регулируется до тех пор, пока не будет достигнуто зависание на желаемой высоте. [ 38 ] Процедура укороченного взлета предполагает выполнение нормального взлета с последующим частичным поворотом сопел вниз (вектор тяги менее 90°) со скоростью ниже нормальной скорости взлета; обычно это делается на скорости около 65 узлов (120 км/ч). При более коротком разбеге вектор тяги увеличивается, что приводит к большей подъемной силе. [ 39 ] В системе управления реакцией используются подруливающие устройства на концах, носовой части, хвосте и законцовках крыла самолета. Тягу двигателя можно временно отключить для управления тангажем, креном и рысканием самолета, прежде чем он начнет двигаться достаточно быстро, чтобы рули высоты, руль направления и элероны начали действовать. [ 40 ]

Пилоты описывают Harrier как «неумолимый» в полете. [ 41 ] Самолет способен к полету вперед (где он ведет себя как самолет при превышении скорости сваливания ) и вертикальному взлету (когда обычные подъемная сила и поверхности управления неэффективны) вместе с взлетом и посадкой . Переходы с ускорением и замедлением между висением и обычным полетом требовали от пилота значительных навыков и концентрации, особенно в условиях бокового ветра. [ 42 ] Пилотам совместных испытаний Kestrel в Великобритании, США и Германии сначала было предоставлено несколько часов обучения на вертолете. [ Н 2 ] [ 43 ] Пилотов Королевских ВВС, предназначенных для эскадрилий «Харриеров», обычно отбирали из числа тех, кто имел опыт работы на одноместных быстроходных реактивных самолетах. Дважды Королевские ВВС выясняли, станут ли опытные пилоты вертолетов с их способностью зависать и переходить в прямой полет лучшим источником для эскадрилий «Харриеров». В обоих случаях пилоты были совершенно не в курсе обычных полетов, навигации, ориентации и доставки оружия на высоких скоростях быстрого самолета. [ 42 ] С появлением двухместных «Харриеров» появились менее опытные пилоты. Корпус морской пехоты США также начинался с очень опытных пилотов, в основном летчиков-испытателей. [ 44 ] Помимо обычных органов управления полетом, «Харриер» имеет рычаг для управления направлением четырех направляющих сопел. Пилотов впечатлило то, что для управления вертикальным полетом самолета требовался всего лишь один рычаг, добавленный в кабину. [ 39 ] При горизонтальном полете сопла направляются назад путем перевода рычага в переднее положение; при коротких или вертикальных взлетах и ​​посадках рычаг отводится назад, чтобы направить сопла вниз. [ 45 ] [ 46 ]

В 2010 году было объявлено, что RAF и RN снимут с вооружения оставшиеся Harrier к 2011 году. [ 47 ] а в декабре 2010 года самолеты Harrier GR9 ВВС Великобритании совершили свои последние боевые полеты. [ 48 ] В июне 2011 года министерство обороны опровергло сообщения прессы о том, что самолет будет продан Корпусу морской пехоты США на запчасти для поддержки их парка AV-8B. [ 49 ] [ 50 ] Однако в конце ноября 2011 года министр обороны Питер Лафф объявил о продаже последних 72 Harrier Корпусу морской пехоты США , при этом самолеты будут использоваться в качестве источников запасных частей для летного парка Корпуса морской пехоты. [ 51 ]

По состоянию на 6 мая 2024 г. Вариант STOVL F -35 Lightning II , получивший обозначение F-35B, заменил AV-8B Harrier II на вооружении Корпуса морской пехоты США. [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] ВВС Великобритании и Королевский флот представили F-35B в июне 2018 года вместе со своим первым подразделением F-35 — 617-й эскадрильей . [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ]

По состоянию на март 2021 года AV-8B ВМС Италии были заменены на F-35B на итальянском авианосце Cavour . [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ]

В 2016 году ВМС Индии списали последний из оставшихся 11 самолетов Sea Harrier, которые эксплуатировались с базы INS Viraat, в пользу обычных МиГ-29К . [ 62 ]

Начиная с 2007 года Испания искала замену своим Harrier II, причем вероятным вариантом был F-35B. [ 63 ] [ 64 ] Однако в мае 2014 года правительство Испании объявило, что решило продлить срок службы самолета до 2025 года из-за нехватки средств на замену самолета. [ 65 ]

Варианты

[ редактировать ]
Хокер P.1127
(1960)
Пустельга ФГА.1
(1964)
Харриер GR.1/1A/3/3A
(с 1966 г.)
Харриер Т.2/2А/4/4А/8/52/60
(с 1970 г.)
AV-8A/C/S Harrier Mk.50/53/55/Матадор
ТАВ-8А/С Харриер Мк.54/Матадор
Си Харриер FRS.1/FRS.51/F(A).2
(с 1978 г.)
AV-8B Harrier II/EAV-8B Matador II/AV-8B Harrier II Night Attack/AV-8B Harrier II Plus
(с 1983 г.)
TAV-8B Харриер II/ETAV-8B Матадор II/
Харриер GR.5/5А/7/7А/9/9А
(с 1985 г.)
Харриер Т.10/12

Операторы

[ редактировать ]
Операторы Харриера (все варианты)
Припаркованный Харриер
Самолет ВМС Испании AV-8S Matador.
несколько Харриеров, хранящихся на борту корабля
Корпус морской пехоты США AV-8A VMA-231 в 1980 году.
 Индия
 Италия
 Испания
 Таиланд
 Великобритания
 Соединенные Штаты

Технические характеристики

[ редактировать ]

Необычной особенностью самолетов семейства Harrier является использование в них двух типов управления полетом для обеспечения управления по тангажу, крену и рысканью: обычных рулей для крыльевого полета и системы реактивных клапанов управления, направляющих струи отбираемого воздуха с высоты. компрессор давления двигателя выходит через оконечности носовой части, хвостового оперения и законцовки крыла в векторной тягой режимах полета с и висения. Две системы полностью взаимосвязаны, но во время обычного полета на крыле воздух не подается к клапанам управления реакцией. [ 68 ]

Пустельга ФГА.1 Харриер GR3/AV-8A Си Харриер FA2 Харриер GR9 АВ-8Б+ Харриер
Экипаж Один (Два для тренировочных версий)
Длина 42 фута 6 дюймов (13,0 м ) 47 футов 2 дюйма (14,4 м) 46 футов 6 дюймов (14,2 м) 46 футов 4 дюйма (14,1 м) 47 футов 8 дюймов (14,5 м)
Размах крыльев 22 фута 11 дюймов (6,98 м) 25 футов 3 дюйма (7,70 м) 25 футов 3 дюйма (7,70 м) 30 футов 4 дюйма (9,25 м) 30 футов 4 дюйма (9,25 м)
Высота 10 футов 9 дюймов (3,28 м) 11 футов 4 дюйма (3,45 м) 12 футов 4 дюйма (3,76 м) 11 футов 8 дюймов (3,56 м) 11 футов 8 дюймов (3,56 м)
Пустой вес 10 000 фунтов (4540 кг ) 12200 фунтов (5530 кг) 14 052 фунта (6 370 кг) 12 500 фунтов (5670 кг)? 13 968 фунтов (6340 кг)
Максимальный взлетный вес
(короткий взлет)
17000 фунтов (7710 кг) 26000 фунтов (11800 кг) 26 200 фунтов (11 900 кг) 31000 фунтов (14100 кг) 31000 фунтов (14100 кг)
Максимальная скорость 545 миль в час (877,1 км / ч) 731 миль в час (1176 км / ч) 735 миль в час (1183 км / ч) 662 миль в час (1065 км / ч) 662 миль в час (1065 км / ч)
Боевой радиус 200 миль (370 км) 300 миль (556 км) 300 миль (556 км)
Двигатель Пегас 6 Пегас 11 Мк 101 Пегас 11 Мк 106 Пегас 11 Мк 107 Пегас 11 Мк 105
Толкать 15000 фунтов силы (66,7 кН ) 21800 фунтов силы (97,0 кН) 21800 фунтов силы (97,0 кН) 24750 фунтов силы (110 кН) 23500 фунтов силы (105 кН)
Радар Никто Никто Голубая лисица / Синяя лисица Никто АН/АПГ-65
Источники: Нордин [ 69 ]

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. Название двигателя « Пегас » соответствовало бристольской традиции называть двигатели в честь персонажей классической мифологии .
  2. При подготовке к полетам на «Кестреле» пилотам трехсторонней оценочной эскадрильи было предоставлено несколько часов обучения пилотированию вертолетов, и все они согласились, что подготовка к этим усилиям весьма полезна. [ 43 ]
  1. ^ Сирл, Адриан (29 июня 2010 г.). «Игрушки Фионы Бэннер для мальчиков заводят галерею Тейт Британия» . Хранитель . Архивировано из оригинала 22 октября 2013 года . Проверено 21 октября 2013 г. В любом случае лунь назван в честь хищной птицы.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и Мейсон 1967, с. 3.
  3. ^ Хэй Стивенс, Джеймс (20 мая 1965 г.), «Самолет вертикального взлета и посадки 1965 г.» , «Полет» , том. 87, нет. 2932, стр. 769–770.
  4. ^ Джеффорд 2006, стр. 21–22.
  5. ^ Спик и Ганстон 2000, с. 358.
  6. ^ Джеффорд 2006, с. 13.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Дженкинс 1998, с. 21.
  8. ^ Вуд 1975, с. 215.
  9. ^ Перейти обратно: а б Вуд 1975, с. 216.
  10. ^ Баттлер 2000, стр. 118–119.
  11. ^ Баттлер 2000, с. 120.
  12. ^ Баттлер 2000, с. 121.
  13. ^ Мейсон 1967, с. 7.
  14. ^ Спик и Ганстон 2000, с. 362.
  15. ^ "Самолет вертикального взлета и посадки 1966 года" . Flight International , 26 мая 1966 г. с. 884.
  16. ^ Эванс 1998, стр. 21–22.
  17. ^ Нордин 2006, с. 31.
  18. ^ Гроув 1987, стр. 319–320.
  19. ^ Даффнер, Роберт В. (март – апрель 1984 г.). «Конфликт в Южной Атлантике: влияние авиации» . Обзор воздушного университета . База ВВС Максвелл, Алабама: Департамент ВВС. ISSN   0002-2594 . Архивировано из оригинала 10 января 2010 года . Проверено 18 ноября 2017 г.
  20. ^ Слоян, Патрик Дж (23 мая 1982 г.). «Си Харриер меняет облик воздушной войны» . Три Городской Вестник . [ мертвая ссылка ]
  21. ^ «Первый полет Sea Harrier FRS2» . 10 (13). Еженедельник Джейнс Дефенс. 1 ноября 1988 г.: 767. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь ) [ мертвая ссылка ]
  22. ^ Грейвс, Дэвид (2 апреля 2002 г.). «Сокращения Sea Harrier оставляют флот незащищенным. Решение вывести из эксплуатации решающее оружие Фолклендского конфликта означает, что ВМФ придется полагаться на поддержку с воздуха Америки» . Телеграф . Архивировано из оригинала 12 января 2022 года . Проверено 1 января 2014 г.
  23. ^ Хиранандани 2000, с. 276.
  24. ^ Перейти обратно: а б Уилсон 2000, с. 26.
  25. ^ Nordeen, Lon O. Harrier II, Validating V/STOL . Annapolis, Maryland: Naval Institute Press, 2006. ISBN   1-59114-536-8 .
  26. ^ Нордин 2006, с. 59.
  27. ^ Дженкинс 1998, с. 76.
  28. ^ Джеффорд и др. 2006, стр. 81–82.
  29. ^ Нордин 2006, с. 68.
  30. ^ «Последний рейс одного из культовых самолетов Британии» . Новости Би-би-си . 15 декабря 2010 года . Проверено 15 декабря 2010 г.
  31. ^ Вятт, Кэролайн. «Борьба наверху из-за решения отказаться от британских Харриеров». BBC News , 15 декабря 2010 г.
  32. ^ "Проекты Харриер" . airforce-technology.com. Проверено: 21 июля 2011 г.
  33. ^ Нордин 2006, стр. 33–34.
  34. ^ Спик 2000, стр. 382–383.
  35. ^ «Воздушная война в Южной Атлантике» Джеффри Этеля и Альфреда Прайса, опубликованная в 1983 году.
  36. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Британский аэрокосмический Harrier летит задом наперед» . Ютуб . 21 июля 2008 г.
  37. ^ Вид с зависания. Моя жизнь в авиации, Джон Фарли, 2008 г., ISBN   978 0 95327 52 5 0 , стр.81
  38. ^ Браун 1970, с. 83.
  39. ^ Перейти обратно: а б Джеффорд 2006, с. 42.
  40. ^ «Система управления реакцией Hawker Harrier». Архивировано 14 октября 2011 года на сайте Wayback Machine в честь столетия полета в США , 2003. Проверено 28 августа 2011 года.
  41. ^ Нордин 2006, с. 60.
  42. ^ Перейти обратно: а б Правильно тестировать, книга первая «Ранние годы», Воспоминания о полетах на экспериментальном предприятии по производству самолетов и вооружения Боскомб Даун, Бернард Ноубл, 2003 г., ISBN   0 9544507 1 X , Глава 21 Мерриман, стр.178,179
  43. ^ Перейти обратно: а б Джеффорд 2006, с. 41.
  44. Журнал Flight International, «Рекорд Королевских ВВС», 27 августа 1977 г., стр.588,589.
  45. ^ Маркман и Холдер 2000, стр. 74–77.
  46. ^ Дженкинс 1998, с. 25.
  47. ^ «Безопасность Британии в эпоху неопределенности: обзор стратегической обороны и безопасности». Архивировано 22 декабря 2010 года в Wayback Machine . Правительство Ее Величества , 19 октября 2010 г. Дата обращения: 19 октября 2010 г.
  48. ^ "Прыжковые самолеты Harrier совершают последний полет из ВВС Великобритании в Коттесморе" . Новости Би-би-си,
  49. ^ "Самолеты Harrier проданы 'за копейки' " . Телеграф , 15 июня 2011 г.
  50. ^ «Министерство обороны отрицает продажу Harrier в США». Архивировано 1 июля 2011 года в Wayback Machine . DMJ , 15 июня 2011 г.
  51. ^ Маджумдар, Дэйв (9 июня 2012 г.). «USMC надеется, что новый метод отслеживания усталостного ресурса поможет продлить срок службы Harrier до 2030 года» . Флайтглобал . Проверено 12 августа 2012 г.
  52. ^ "Harrier Production" . Архивировано 24 декабря 2017 года в Wayback Machine . Harrier.org.uk. Проверено: 21 июля 2011 г.
  53. ^ "Обновление программы F-35 Lightning II и краткие факты" [ постоянная мертвая ссылка ] . lockheedmartin.com. Проверено: 26 августа 2010 г.
  54. ^ «Переход 214-й штурмовой эскадрильи морской пехоты на F-35B» . Флагман Корпуса морской пехоты США . Проверено 6 мая 2024 г.
  55. ^ « Дабастеры станут следующей эскадрильей Lightning II » . РАФ МОД . 18 июля 2013 года. Архивировано из оригинала 15 июля 2015 года . Проверено 19 июня 2015 г.
  56. ^ Дженнингс, Гарет (18 июня 2015 г.). «Великобритания заказала первый действующий боевой самолет F-35» . Защита Джейнс . Проверено 23 ноября 2014 г.
  57. ^ Чутер, Эндрю. «Официально: Великобритания снова перейдет на STOVL F-35» . Новости обороны, 10 мая 2012 г.
  58. ^ Мартин, Локхид. "Великобритания" . www.f35.com . Проверено 6 мая 2024 г.
  59. ^ Локхид Мартин. «Италия» . f35.com . Проверено 18 июля 2023 г.
  60. ^ Нативи, Энди; Менон, Джей; Свитман, Билл (5 апреля 2012 г.). «Военно-морские силы по всему миру инвестируют в авиацию морского базирования». Неделя авиации и космических технологий . Нью-Йорк: Пентон Медиа. ISSN   0005-2175 .
  61. ^ Гейн, Натан (26 марта 2021 г.). «Авианосец ВМС Италии Cavour сертифицирован для эксплуатации F-35B» . Военно-морские новости . Проверено 6 мая 2024 г.
  62. ^ Рагуванши, Вивек (21 марта 2016 г.). «ВМС Индии выводят из эксплуатации Sea Harrier» . Новости обороны . Проверено 21 мая 2017 г.
  63. ^ Вольф, Джим (27 февраля 2009 г.). «В Lockheed говорят, что интерес к истребителю F-35 растет» . Рейтер . Архивировано из оригинала 4 июля 2013 года . Проверено 20 июля 2011 г.
  64. ^ Хойл, Крейг (20 июля 2010 г.). «Фарнборо: взгляните в лицо фактам со Стивом О'Брайаном» . Флайтглобал . Архивировано из оригинала 8 марта 2012 года . Проверено 31 октября 2011 г.
  65. ^ Инг, Дэвид (28 мая 2014 г.). «Испания продлит срок службы AV-8B Harrier» . Еженедельник защиты Джейн . 51 (27). Суррей, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISSN   0265-3818 .
  66. ВМС Индии выводят из эксплуатации Sea Harrier 21 марта 2016 г. По состоянию на 3 апреля 2016 г.
  67. ^ «Журнал Pacific Wings | Лидер в освещении авиации | Авиат…» . Архивировано из оригинала 14 июля 2012 года . Проверено 26 октября 2013 г.
  68. ^ Страница « Техническое архивирование 16 апреля 2012 г. на Wayback Machine » на веб-сайте harrier.org.uk, просмотрено 24 ноября 2013 г.
  69. ^ Nordeen 2006, Приложение C.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ccedc1c471548236c6c90692153a7355__1722117360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cc/55/ccedc1c471548236c6c90692153a7355.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Harrier jump jet - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)