Дисплей на шлеме
Нашлемный дисплей ( HMD ) — это головное устройство, которое использует дисплеи и оптику для проецирования изображений и/или символов в глаза. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Он предоставляет пользователю визуальную информацию о том, где требуется защита головы, особенно в военных самолетах. Блок дисплея-оптики может быть прикреплен к шлему или интегрирован в конструкцию шлема. HMD обеспечивает пилоту осведомленность о ситуации , улучшенное изображение сцены, а в военных приложениях сигнализирует системам вооружения о направлении, в котором указывает его голова. Приложения, которые позволяют управлять системами вооружения, называются нашлемными прицелами и дисплеями (HMSD) или нашлемными прицелами (HMS).
Требование
[ редактировать ]Конструкции авиационных HMD служат следующим целям:
- использование угла головы в качестве указателя для направления «воздух-воздух» и «воздух-земля» средств самонаведения оружия или других датчиков (например, радара , FLIR ) на цель, при этом пилот просто поворачивает шлем в сторону цели и нажимает переключатель с помощью ХОТАС . В ближнем бою без HMD пилотам приходится наводить самолет для стрельбы по цели. HMD позволяют пилотам просто направить голову на цель, указать оружие и выстрелить.
- отображение информации о целеуказании и характеристиках самолета (такой как воздушная скорость , высота , дальность до цели, состояние ГСН, «g» и т. д.) пилоту в режиме «хедз-ап», что устраняет необходимость заглядывать внутрь кабины.
- отображение сенсорного видео с целью:
- проверка того, что выбранный датчик направлен на правильную цель или место, не требуя от пилота заглядывать внутрь кабины
- просмотр внешней местности с помощью видеосенсора в условиях ухудшения зрения.
Системы HMD в сочетании с вооружением с большим радиусом действия ( HOBS) позволяют летному экипажу атаковать и уничтожать практически любую цель, видимую пилотом. Эти системы позволяют назначать цели с минимальным маневрированием самолета, сводя к минимуму время, проведенное в опасной среде, и обеспечивая большую смертоносность, живучесть и ситуационную осведомленность пилотов .
История
[ редактировать ]В 1962 году компания Hughes Aircraft Company представила Electrocular , компактный ЭЛТ- монокуляр, крепящийся на голову, который отражал телевизионный сигнал на прозрачный окуляр. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Один из первых самолетов с простыми устройствами HMD появился в экспериментальных целях в середине 1960-х годов для помощи в наведении на ракеты с тепловым наведением . Система визуального обнаружения целей (VTAS) ВМС США , созданная корпорацией Honeywell , которая использовалась в начале 1970-х годов на F-4J и в 1974–78 годах ACEVAL/AIMVAL на американских F-14 и F-15 истребителях . ВТАС получил похвалу [ 8 ] за его эффективность в наведении на ракеты вне прицела, но США не стали использовать его, за исключением интеграции в последние модели ВМС F-4 Phantom, оснащенные AIM-9 Sidewinder с 1969 года. [ 9 ] HMD также были внедрены в вертолеты В это время - примеры включают Boeing AH-64 Apache с интегрированной системой прицеливания на шлеме и дисплее (IHADSiSy), продемонстрированный в 1985 году. [ 10 ]
В то же время (1975 г.) на самолетах Mirage 3CZ и Mirage F1AZ ВВС ЮАР (SAAF) использовался нашлемный прицел местной разработки, интегрированный с ракетой с тепловым наведением Armscor V3A. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Это позволяет пилоту атаковать вне ствола без необходимости маневрирования на оптимальной огневой позиции. После того, как южноафриканская система доказала свою эффективность в бою, сыграв свою роль в сбитии советских самолетов над Анголой, широко распространено мнение, что Советы приступили к реализации аварийной программы, чтобы противостоять этой технологии. [ нужна ссылка ] . В результате в 1985 году МиГ-29 были приняты на вооружение с HMD и орудием с большой дальностью прицеливания ( Р-73 ), что давало им преимущество в ближнем маневренном бою.
Несколько стран [ который? ] ответил программами противодействия комбинации МиГ-29/HMD/R-73 (а позже Су-27 ), как только стала известна ее эффективность, главным образом через доступ к бывшим восточногерманским МиГ-29, которые эксплуатировались объединенными ВВС Германии.
Одним из успешных HMD была серия Elbit DASH ВВС Израиля , использовавшаяся совместно с Python 4 в начале 1990-х годов. США, Великобритания и Германия разработали HMD в сочетании с системами ASRAAM . Технические трудности привели к тому, что США отказались от ASRAAM и вместо этого в 1990 году профинансировали разработку AIM-9X и совместной системы сигнализации на шлеме. Американские и европейские истребители HMD стали широко использоваться в конце 1990-х - начале 2000-х годов.
Первым гражданским применением HMD на самолете стал HMD Elbit SkyLens на самолете ATR 72/42. [ 15 ]
Технология
[ редактировать ]Несмотря на концептуальную простоту, реализация авиационных HMD довольно сложна. Есть много переменных: [ 16 ]
- точность – угловая ошибка между линией прямой видимости и полученным сигналом. Положение шлема используется для наведения ракеты; поэтому он должен быть откалиброван и надежно закреплен на голове пилота. Линия между глазом пилота и сеткой на козырьке известна как линия визирования (LOS) между самолетом и намеченной целью. Глаз пользователя должен оставаться на одной линии с прицелом; Другими словами, современные шлемы виртуальной реальности не могут определять, куда смотрит глаз, но могут размещать прогнозируемый маркер точки попадания между глазом и целью.
- задержка или скорость нарастания — насколько велика задержка между шлемом и сигналом.
- Поле зрения – угловой диапазон, в котором прицел все еще может производить достаточно точные измерения.
- вес и баланс – общий вес шлема и его центр тяжести , что особенно важно при маневрах с большой перегрузкой . Вес — самая большая проблема, с которой сталкиваются конструкторы истребителей HMD. Это гораздо меньше беспокоит вертолетные применения, что делает широко распространенными сложные вертолетные HMD.
- безопасность и совместимость с кабиной экипажа, включая совместимость с катапультируемыми креслами .
- оптические характеристики — калибровка, резкость, дальний фокус (или коллимация — метод, используемый для представления изображений в дальнем фокусе, который улучшает читаемость изображений), монокулярное и бинокулярное изображение, доминирование глаз и бинокулярное соперничество.
- долговечность и способность выдерживать ежедневный износ.
- стоимость, включая интеграцию и обучение.
- подгонка и соединение головы авиатора с самолетом - антропометрия головы и анатомия лица делают подгонку шлема решающим фактором в способности авиатора взаимодействовать с системами самолета. Несоосность или сдвиг шлема могут привести к неточному изображению.
Отслеживание головы
[ редактировать ]Конструкции HMD должны определять ориентацию (возвышение, азимут и крен), а в некоторых случаях и положение (x, y и z) головы пилота относительно корпуса самолета с достаточной точностью даже при высоких перегрузках , вибрации и во время быстрого движения. движение головой. В современной технологии HMD используются пять основных методов: инерционный, оптический, электромагнитный, звуковой и гибридный. [ 16 ] Гибридные трекеры используют комбинацию датчиков, таких как инерционные и оптические, для повышения точности отслеживания, скорости обновления и задержки. [ 17 ]
Гибридная инерциально-оптическая
[ редактировать ]Гибридные системы инерциального слежения используют чувствительный блок инерциальных измерений (IMU) и оптический датчик для определения местоположения самолета. IMU на основе MEMS выигрывают от высокой частоты обновления, например 1000 Гц, но страдают от прецессии и дрейфа с течением времени, поэтому их нельзя использовать отдельно. В этом классе трекеров оптический датчик используется для ограничения дрейфа IMU. В результате гибридные инерциально-оптические трекеры имеют низкую задержку и высокую точность. Thales Scorpion® HMCS [ 18 ] и HMIT HMD используют трекер производства InterSense , который называется Hybrid Optical Inertial Tracker (HObIT). [ 19 ]
Оптический
[ редактировать ]В оптических системах используются инфракрасные излучатели на шлеме (или кабине экипажа ) и инфракрасные детекторы в кабине экипажа (или шлеме) для измерения положения головы пилота. Основными ограничениями являются ограниченные поля обзора и чувствительность к солнечному свету или другим источникам тепла. Эту технологию использует комплекс МиГ-29/АА-11 «Арчер». [ 16 ] Cobra HMD, используемый на Eurofighter Typhoon. [ 20 ] и JAS39 Грипен [ 21 ] оба используют оптический трекер шлема, разработанный Denel Optronics (теперь часть Zeiss Optronics). [ 22 ] ).
Электромагнитный
[ редактировать ]В конструкциях электромагнитных датчиков используются катушки (в шлеме), помещенные в переменное поле (генерируемое в кабине экипажа) для создания переменного электрического напряжения, основанного на движении шлема по нескольким осям. Этот метод требует точного магнитного картирования кабины экипажа для учета черных и проводящих материалов в сиденьях, порогах кабины экипажа и фонаре, чтобы уменьшить угловые ошибки в измерениях. [ 23 ]
Соник
[ редактировать ]В конструкциях акустических датчиков используются ультразвуковые датчики для контроля положения головы пилота, которые обновляются компьютерным программным обеспечением по нескольким осям. Типичные рабочие частоты находятся в диапазоне от 50 до 100 кГц и могут использоваться для передачи звуковой информации непосредственно в уши пилота посредством модуляции поднесущей сигналов ультразвукового зондирования. [ 23 ] [ не удалось пройти проверку ]
Оптика
[ редактировать ]В старых HMD обычно используется компактный ЭЛТ , встроенный в шлем, и подходящая оптика для отображения символов на козырьке или сетке пилота, сфокусированной на бесконечности . Современные шлемы виртуальной реальности отказались от ЭЛТ в пользу микродисплеев, таких как жидкокристаллический на кремнии (LCOS) или жидкокристаллический дисплей (ЖКД) вместе со светодиодной подсветкой для генерации отображаемого изображения. Усовершенствованные шлемы виртуальной реальности также могут проецировать FLIR или ночного видения изображения . Недавним улучшением является возможность отображения цветных символов и видео.
Основные системы
[ редактировать ]Системы представлены в приблизительном хронологическом порядке начальной работоспособности .
Интегрированная система прицела на шлем и дисплей (IHADSS)
[ редактировать ]В 1985 году [ 24 ] Армия США представила на вооружение AH-64 Apache и вместе с ним интегрированную систему прицеливания шлема и дисплея (IHADSS), новую концепцию шлема, в которой роль шлема была расширена, чтобы обеспечить визуально связанный интерфейс между авиатором и самолетом. Honeywell M142 IHADSS оснащен монокулярным дисплеем с полем обзора 40 ° х30°. ИК-излучатели позволяют поворотному датчику термографической камеры , установленному на носовой части самолета, отслеживать движения головы летчика. Дисплей также обеспечивает ночную навигацию по принципу «сумки земли» . IHADSS также используется на итальянском Agusta A129 Mangusta . [ 25 ]
- СМИ, связанные с IHADSS, на Викискладе?
ZSh-5 / Shchel-3UM
[ редактировать ]Разработанная в России конструкция шлема Щель-3УМ была установлена на шлеме серии ЗШ-5 (а позже и на шлемах ЗШ-7) и использовалась на МиГ-29 и Су-27 в сочетании с ракетой Р-73 ( НАТО). отчетное имя : AA-11 Archer). Комбинация HMD/Archer дала МиГ-29 и Су-27 значительно улучшенные возможности ближнего боя. [ 26 ] [ 27 ]
Шлем с дисплеем и прицелом (DASH)
[ редактировать ]Elbit Systems DASH III был первым современным западным HMD, дошедшим до эксплуатации. Разработка DASH началась в середине 1980-х годов, когда ВВС США предъявили требования к самолетам F-15 и F-16. Первая модель была запущена в производство примерно в 1986 году, а нынешний шлем GEN III был запущен в производство в начале-середине 1990-х годов. Текущий серийный вариант используется на самолетах ЦАХАЛа F-15 и F-16 . Кроме того, он сертифицирован для самолетов F/A-18 и F-5 . DASH III экспортировался и интегрировался в различные устаревшие самолеты, включая МиГ-21 . [ 28 ] [ ненадежный источник? ] Он также является базовой технологией для JHMCS США. [ 29 ]
DASH GEN III представляет собой полностью встроенную конструкцию, в которой полный комплект оптических катушек и катушек для определения положения встроен в шлем (либо стандарт ВВС США HGU-55/P, либо стандарт Израиля HGU-22/P) с использованием сферического козырька для обеспечения коллимированное изображение пилоту. Быстроразъемный провод питает дисплей и передает сигналы видеосигнала на электронно-лучевую трубку (ЭЛТ) шлема. DASH тесно интегрирован с системой вооружения самолета через шину MIL-STD-1553 B. Последняя модель DASH IV в настоящее время интегрирована в индийский HAL Tejas . [ 30 ]
Совместная система сигнализации на шлеме (JHMCS)
[ редактировать ]После выхода США из ASRAAM , США преследовали и выставили на вооружение JHMCS совместно с Raytheon AIM-9X в ноябре 2003 года в составе 12-й и 19-й истребительных эскадрилий на авиабазе Эльмендорф на Аляске. Военно-морской флот провел испытания и испытания на F/A-18 C в качестве ведущей платформы для JHMCS, но сначала применил их на самолетах F/A-18 Super Hornet E и F в 2003 году. ВВС США также интегрируют JHMCS в свои F-15E . Самолеты F-15C и F-16C .
JHMCS является производной от DASH III и Kaiser Agile Eye HMD и был разработан Vision Systems International (VSI), совместным предприятием, созданным Rockwell Collins и Elbit (сейчас Kaiser Electronics принадлежит Rockwell Collins). Компания Boeing интегрировала эту систему в F/A-18 и в 2002 финансовом году начала мелкосерийную поставку. JHMCS используется в F/A-18 A++/C/D/E/F, F-15C/D/. E/S/K/SA/QA/EX и F-16 Block 40/50 с конструкцией, на 95% общей для всех платформ. [ 31 ]
В отличие от DASH, который интегрирован в сам шлем, узлы JHMCS крепятся к модифицированным шлемам HGU-55/P, HGU-56/P или HGU-68/P. JHMCS использует более новый, более быстрый пакет цифровой обработки, но сохраняет тот же тип электромагнитного определения положения, что и DASH. Пакет CRT более функционален, но остается ограниченным монохромным представлением рукописных символов. JHMCS обеспечивает поддержку растровых изображений для отображения изображений FLIR/ IRST для ночных операций и предоставляет пилоту коллимированные символы и изображения. Интеграция очков ночного видения с JHMCS была ключевым требованием программы.
В сочетании с AIM-9X, усовершенствованным оружием ближнего боя, в котором используется ГСН с решеткой фокальной плоскости и пакет управления хвостовым оперением с вектором тяги, JHMCS обеспечивает эффективное целеуказание под углом до 80 градусов по обе стороны от носа самолета. В марте 2009 года F/A-18 Королевских ВВС Австралии (RAAF) продемонстрировал успешную стрельбу ASRAAM по цели, расположенной за линией крыла самолета-стрелка, с использованием JHMCS. . [ 32 ]
ТАРГО II
[ редактировать ]Система, разработанная Elbit, используется Катаром и Индией на Rafale F3R. [ 33 ] [ 34 ]
Интегрированное прицеливание на шлеме (HMIT)
[ редактировать ]В 2008 году компания Thales представила на рынке военной авиации систему индикации, монтируемую на голове/шлеме. В 2010 году компания Scorpion стала победителем программы интегрированного наведения на шлем (HMIT) USAF/ANG/AFRes. [ 35 ] Система HMIT прошла квалификацию и была установлена на обоих самолетах А-10. [ 36 ] и платформы F-16 в 2012 году. [ 37 ] Начиная с 2018 года, установленная база систем HMIT прошла модернизацию шлем-трекеров. Первоначальный датчик магнитного слежения переменного тока был заменен инерционно-оптическим гибридным трекером под названием Hybrid Optical Inertial Tracker (HObIT). [ 38 ] [ 39 ] HObIT был разработан InterSense. [ 40 ] и протестирован Thales в 2014 году. [ 41 ]
Скорпион отличается тем, что является первым представленным и развернутым HMD, который может отображать полноцветную конформную символику. [ 42 ] Он используется вместе с системой управления полетом самолета для подачи сигналов на блоки наведения самолета, подвесные датчики и ракеты с большим отклонением от цели прицеливания. Скорпион обеспечивает возможность «выглядывания наружу»: даже когда объекты могут быть скрыты от поля зрения, Скорпион может подавать визуальные графические подсказки на дисплей ближнего поля. [ 43 ] В отличие от большинства шлемов HMD, для которых требуются специальные шлемы, Скорпион был разработан для установки на стандартные шлемы HGU-55/P и HGU-68/P и полностью совместим со стандартным летным оборудованием пилотов США без специальной установки. Он также полностью совместим со стандартными немодифицированными очками ночного видения AN/AVS-9 (NVG) и панорамными очками ночного видения (PNVG). Пилоты, используя «Скорпион», могут просматривать как изображение ночного видения, так и символы на дисплее. [ 44 ] [ 45 ]
В «Скорпионе» используется новая оптическая система со световодным оптическим элементом (LOE), который обеспечивает пилоту компактное цветное коллимированное изображение. Дисплей может позиционироваться каждым пилотом, что исключает необходимость точного расположения шлема на голове пользователя или специальной подгонки шлема. Программная коррекция учитывает положение дисплея, предоставляя пилоту точное изображение и позволяя установить Scorpion HMCS на существующий шлем пилота. Перед дисплеем может быть развернут козырек, обеспечивающий защиту при катапультировании. Визор может быть прозрачным, бликующим, высококонтрастным, градиентным или защитным от лазера. Для ночных полетов вместо козырька во время полета можно установить крепление ПНВ. После установки ПНВ можно разместить перед дисплеем, что позволяет пилоту одновременно просматривать как символы дисплея, так и изображение ПНВ.
Скорпион также используется Tactical Air Support Inc. на F-5AT. [ 46 ] ВВС Франции для Rafale F4, [ 47 ] ВВС Испании на EF-18, [ 48 ] боевой корабль AC -130W Stinger II, [ 49 ] и Lockheed Martin F-22 Raptor . [ 50 ]
Асельсан AVCI
[ редактировать ]Турецкая компания Aselsan работает над разработкой системы, аналогичной французскому шлему TopOwl, под названием AVCI Helmet Integrated Cueing System. Система также будет использоваться на турецком ударном вертолете Т-129 . [ 51 ]
TopOwl-F(Topsight/TopNight)
[ редактировать ]Французская разработка вектора тяги Matra MICA (ракета) для истребителей Dassault Rafale и последней модели Mirage 2000 сопровождалась шлемом управления Topsight от Sextant Avionique. TopSight обеспечивает поле зрения 20 градусов для правого глаза пилота и курсивные символы, генерируемые на основе параметров цели и самолета. Используется электромагнитное определение положения. Шлем Topsight имеет встроенную конструкцию, а его контурная форма обеспечивает пилоту полностью беспрепятственный обзор.
TopNight, производная от Topsight, разработана специально для неблагоприятных погодных условий и ночных операций «воздух-земля» и использует более сложную оптику для проецирования инфракрасных изображений, наложенных на символы. Самая последняя версия Topsight получила обозначение TopOwl-F и подходит для установки на Мираж-2000-5 Mk2 и МиГ-29К.
Система символики, монтируемая на шлеме Eurofighter
[ редактировать ]В истребителе Eurofighter Typhoon используется система символики, монтируемая на шлеме (HMSS), разработанная компаниями BAE Systems и Pilkington Optronics . Названный Striker и более поздняя версия Striker II, он способен отображать как растровые изображения, так и рукописные символы, а также поддерживает встроенные ПНВ . Как и в шлеме DASH, система использует встроенное определение положения , чтобы гарантировать, что символы, представляющие объекты внешнего мира, перемещаются в соответствии с движениями головы пилота.
Система отображения на шлеме
[ редактировать ]Vision Systems International (VSI; совместное предприятие Elbit Systems / Rockwell Collins ) вместе с Helmet Integrated Systems, Ltd. разработала систему отображения на шлеме (HMDS) для самолета F-35 Joint Strike Fighter. В дополнение к стандартным возможностям HMD, предлагаемым другими системами, HMDS полностью использует передовую архитектуру авионики F-35 и предоставляет пилоту видео с изображениями в дневных и ночных условиях. Следовательно, F-35 является первым тактическим истребителем за 50 лет, который летает без HUD. [ 52 ] [ 53 ] Шлем BAE Systems рассматривался, когда при разработке HMDS возникли серьезные проблемы, но в конечном итоге эти проблемы были решены. [ 54 ] [ 55 ] Система отображения на шлеме была полностью работоспособна и готова к поставке в июле 2014 года. [ 56 ]
Джедай
[ редактировать ]Jedeye — это новая система, недавно представленная компанией Elbit Systems специально для удовлетворения требований Apache и других вертолетных платформ. Система предназначена для дневных, ночных полетов и в условиях отсутствия освещения . Jedeye имеет угол обзора 70 x 40 градусов и разрешение 2250 x 1200 пикселей.
Кобра
[ редактировать ]Шведский истребитель JAS 39C/D Gripen использует HMD Cobra. Шлем представляет собой дальнейшее развитие и усовершенствование шлема Striker, разработанного для Eurofighter компанией BAE Systems. Доработка выполняется BAE в сотрудничестве с Denel Cumulus. [ 57 ] [ 58 ]
Технологии будущего
[ редактировать ]- RCEVS разрабатывает стандартную систему ночного видения и отображения (NVCD) для ВМС США.
- отслеживание глаз – устройства отслеживания глаз измеряют точку взгляда относительно направления головы, позволяя системе вычислить, куда смотрит пользователь. Эти системы в настоящее время не используются в самолетах.
- прямая проекция сетчатки пользователя — системы, которые проецируют информацию непосредственно на сетчатку с помощью маломощного лазера ( виртуальный дисплей сетчатки ), также находятся в стадии экспериментов. [ 59 ] [ 60 ]
См. также
[ редактировать ]- Головной дисплей (HMD)
- Виртуальная реальность (VR)
- Дополненная реальность
- ВРМЛ
- Указатель авиационных статей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Раш, CE; Руссо, MR; Летовский, Т.Р.; Шмайссер, ET (2010). Дисплеи, устанавливаемые на шлемах: проблемы ощущений, восприятия и познания . Форт Ракер, Алабама: Лаборатория аэромедицинских исследований армии США. ISBN 978-0-615-28375-3 .
- ^ Коциан, Дин Ф.; Задача, Х. Ли (1995). «Аппаратное обеспечение визуально связанных систем и человеческий интерфейс». В Барфилде, Вудро; Фернесс, Томас А. (ред.). Виртуальные среды и расширенный дизайн интерфейса . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-507555-2 .
- ^ Раш, Кларенс Э. (2001). «Вводный обзор». В Rash, Кларенс Э. (ред.). Нашлемные дисплеи: проблемы проектирования винтокрылых самолетов . Командование медицинских исследований и материальной части армии США.
- ^ «Наука: Второе зрение» , Time , пятница, 13 апреля 1962 г.
- ↑ Доктор Джеймс Миллер, Фуллертон, Калифорния, психолог-исследователь группы наземных систем в Хьюзе, « У меня есть секрет », 9 апреля 1962 г., канал CBS.
- ^ «Третий глаз для исследователей космоса», Popular Electronics , июль 1962 г.
- ^ «Видение вещей с помощью электрокуляра», Science & Mechanics, август 1962 г.
- ^ «ИНТЕРФЕЙС VTAS/ШЛЕМА» . Best-of-flightgear.dk . Проверено 30 апреля 2024 г.
- ^ «Шлем ВТАС» . Best-of-flightgear.dk . Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ Раш, Кларенс Э.; Мартин, Джон С. (август 1988 г.). Влияние дисплея на шлеме AH-64 армии США на будущую конструкцию авиационных шлемов (отчет). Армейская лаборатория аэромедицинских исследований Форт-Ракер. Архивировано из оригинала 27 февраля 2012 года . Проверено 31 января 2010 г.
- ^ {{cite web |last1=Озеро |first1=Джон |title=Выглядит действительно может убить!
- ^ «КАК БЫВШИЙ СОВЕТСКИЙ СОЮЗ AC ПРИОБРЕЛ «ШЛЕМНЫЙ ПРИЦЕЛ» ДЛЯ СВОИХ ВВС: Вольфганг Витшас» .
- ^ «Взгляд действительно может убить!» . Азиатское военное обозрение . 26 ноября 2020 г. Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ Данниган, Джеймс (12 сентября 2015 г.). «Шлем, который изменил все» . Страница стратегии . Проверено 22 апреля 2021 г.
- ^ ATR, Elbit разрабатывает носимый HUD AIN онлайн (июль 2016 г.)
- ^ Jump up to: а б с Дисплеи, крепящиеся на шлеме: ощущения, восприятие и когнитивные проблемы . Лаборатория аэромедицинских исследований армии США. 2009. ISBN 978-0-6152-83753 . Архивировано из оригинала 3 марта 2012 года.
- ^ Атак, Роберт; Фокслин, Эрик (16 мая 2013 г.). «Гибридный оптический инерциальный трекер «Скорпион» (HObIT)» . В Мараско Питер Л.; Хэвиг, Пол Р. (ред.). Дисплеи, монтируемые на голову и шлем XVIII: Конструкция и применение . Том. 8735. с. 873502. дои : 10.1117/12.2012194 . S2CID 120186142 .
- ^ «Талес | Вижникс» . www.thalesvisionix.com . Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ «InterSense | Решения для точного отслеживания движения | Система IS-1200+ HObIT» . www.intersense.com . 2 октября 2017 г. Проверено 22 сентября 2018 г.
- ^ «Система отслеживания положения головы Denel Optronics для истребителя Eurofighter Typhoon» . Разговор об обороне . 4 июня 2007 г. Проверено 12 июля 2011 г.
- ^ «ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ GRIPEN С ДИСПЛЕЕМ НА ШЛЕМЕ» . Сааб . Проверено 12 июля 2011 г.
- ^ «Denel и Zeiss в оптическом партнерстве» . 27 марта 2007 г. Проверено 12 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б ВВС Австралии. «Прицелы и индикаторы, устанавливаемые на шлем» . Ausairpower.net . Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ Отдел сенсорных исследований (август 1988 г.). «Влияние дисплея, установленного на шлеме AH-64 армии США, на будущую конструкцию авиационных шлемов» (PDF) . Лаборатория аэромедицинских исследований армии США. Архивировано из оригинала (PDF) 23 декабря 2016 года . Проверено 17 августа 2016 г.
- ^ «Влияние дисплея, установленного на шлеме AH-64 армии США, на будущую конструкцию авиационных шлемов» . Stinet.dtic.mil. Архивировано из оригинала 27 февраля 2012 г. Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ «Информационные бюллетени: Микоян-Гуревич МиГ-29А: Микоян-Гуревич МиГ-29А» . Национальный музей.af.mil. 06.10.1977. Архивировано из оригинала 12 августа 2010 г. Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ «Самолет-истребитель МиГ-29/1» . Научная фантастика. Архивировано из оригинала 14 мая 2011 г. Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ «МиГ-21 2000 г. Истребитель Штурмовая техника ВВС» . Airforce-technology.com. 24 мая 1995 г. Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ «Вижн Системс Интернэшнл – ДЭШ» . Vsi-hmcs.com. Архивировано из оригинала 3 августа 2010 г. Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ 31-й годовой отчет ADA (PDF) (Отчет).
- ^ «Вижн Системс Интернэшнл – JHMCS» . Vsi-hmcs.com. Архивировано из оригинала 3 августа 2010 г. Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ Новости отрасли, Ваш (9 марта 2009 г.). «RAAF успешно обстреляла ASRAAM цель, расположенную за линией крыла самолета-стрелка» . Новости вашей отрасли . Проверено 10 марта 2009 г.
- ^ «ТАРГО™ II — Система отображения, крепящаяся на шлеме» . Элбит системы.
- ^ «Военно-воздушные силы Франции испытывают новый стандарт Rafale F4-1 – Авиационист» . Июнь 2021.
- ^ «Raytheon выпустит систему HMIT для ВВС США» . Инженер . 19 июля 2010 г. Архивировано из оригинала 08 мая 2021 г. Проверено 23 сентября 2018 г.
- ^ Ченчиотти, Дэвид (13 декабря 2018 г.). «Вблизи и лично с системой сигнализации, установленной на шлеме A-10 Warthog» . Авиационист . Проверено 14 декабря 2018 г.
- ^ Атак, Роберт; Буньо, Тони (01 июня 2011 г.). «Квалификация системы подсказок шлема скорпиона» . В Мараско Питер Л.; Хэвиг, Пол Р. (ред.). Дисплеи, монтируемые на голову и шлем XVI: Конструкция и применение . Том. 8041. стр. 182–188. дои : 10.1117/12.884195 . S2CID 121603702 .
- ^ Д'Урсо, Стефано (10 сентября 2019 г.). «A-10C Warthog получает новые обновления, чтобы быть готовым к участию в будущих конфликтах высокого уровня» . Авиационист . Проверено 8 октября 2019 г.
- ^ Акс, Дэвид (06 октября 2019 г.). «Ничто не может убить бородавочника А-10 (и мы ничего не значим)» . Национальный интерес . Проверено 8 октября 2019 г.
- ^ «InterSense | Решения для точного отслеживания движения | Домой» . www.intersense.com . Проверено 23 сентября 2018 г.
- ^ Атак, Роберт; Спинк, Скотт; Кэллоуэй, Том; Фокслин, Эрик (13 июня 2014 г.). «Результаты испытаний гибридного оптического инерциального трекера Scorpion (HObIT)» . В Дежардене, Даниэль Д.; Сарма, Каллури Р.; Мараско, Питер Л; Хэвиг, Пол Р.; Браун, Майкл П.; Мельцер, Джеймс Э. (ред.). Учеб. SPIE 9086, Технологии отображения и приложения для обороны, безопасности и авионики VIII; и дисплеи, крепящиеся на голове и шлеме XIX . Том. 9086. стр. 172–181. дои : 10.1117/12.2050363 . S2CID 121689580 .
- ^ Атак, Роберт (05 мая 2010 г.). «Применение цветной шлемной системы подсказок Скорпиона». В Мараско Питер Л.; Хэвиг, Пол Р. (ред.). Учеб. SPIE 7688, Дисплеи, монтируемые на голову и шлем, XV: Конструкция и применение . Том. 7688. стр. 18–24. дои : 10.1117/12.849287 . S2CID 120094908 .
- ^ «Дисплей на шлеме Thales Scorpion для истребителей» (PDF) .
- ^ «Raytheon выигрывает контракт HMIT с ВВС США в Фарнборо – Airforce Technology» . Военно-воздушные технологии . 21 июля 2010 г. Проверено 23 сентября 2018 г.
- ^ «Талес | Вижникс» . www.thalesvisionix.com . Проверено 23 сентября 2018 г.
- ^ «Частный истребитель Aggressor F-5 летает с дисплеями на шлемах» . 16 марта 2020 г.
- ^ «Франция инвестирует 2 миллиарда евро в новый стандарт Rafale F4» .
- ^ «Компания Thales поставит нашлемные системы сигнализации «Скорпион» для ВВС Испании» . www.airforce-technology.com . 12 мая 2016 года . Проверено 21 декабря 2021 г.
- ^ Хантер, Джейми (18 августа 2020 г.). «Взгляните на пилота боевого корабля AC-130 с дисплеем в виде скорпиона, установленным на шлеме» . Драйв . Проверено 21 декабря 2021 г.
- ^ Рогоуэй, Тайлер (8 февраля 2022 г.). «F-22 Raptor замечен летающим со скрытными подкрыльевыми подвесками» . Драйв . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ «Монч Яынджилык – AVCI» . Monch.com.tr. Архивировано из оригинала 7 сентября 2009 г. Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ «Система отображения на шлеме VSI установлена на Joint Strike Fighter» . Рокуэлл Коллинз. 10 апреля 2007 г. Архивировано из оригинала 16 мая 2007 г.
- ^ «Ф-35» . JSF.mil . Объединенная программа ударных истребителей F-35. Архивировано из оригинала 6 мая 2012 г. Проверено 20 августа 2010 г.
- ^ «Lockheed Martin выбирает BAE Systems для поставки решения для отображения шлема истребителя F-35 Joint Strike Fighter (JSF)» . БАЕ Системс. 10 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2011 г.
- ^ МакГлаун, Шейн (17 октября 2011 г.). «BAE Systems заключила контракт на новый шлем F-35 JSF» . Dailytech.com . Архивировано из оригинала 1 июля 2017 г. Проверено 4 января 2017 г.
- ^ ШОН ГАЛЛАГЕР (24 июля 2014 г.). « Волшебный шлем» для F-35 готов к поставке» . Арс Техника .
- ^ «Saab и BAE Systems подписывают соглашение на новую интегрированную систему отображения на шлеме для Gripen» . СААБ КОРПОРАТИВНЫЙ . 17 июня 2003 г. Архивировано из оригинала 17 августа 2016 г.
- ^ «Взгляд в цель» . Архивировано из оригинала 10 марта 2021 года.
- ^ «Технология виртуального сетчаточного дисплея» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2008 г. Проверено 2 октября 2009 г.
- ^ МЭТТ ЛЕЙК (26 апреля 2001 г.). «Как это работает: сетчаточные дисплеи добавляют второй уровень данных» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 17 августа 2016 г.
Библиография
[ редактировать ]- Мельцер и Моффитт (1997). Головные дисплеи: проектирование для пользователя . МакГроу Хилл.