Моран-Сольнье Л
Тип Л | |
---|---|
RFC Моран-Сольнье Л | |
Роль | разведчик |
Производитель | Самолеты Моран-Сольнье |
Первый полет | август 1913 г. |
Введение | 1914 |
Основные пользователи | Военное воздухоплавание Королевский летный корпус Королевская военно-морская авиационная служба |
Количество построенных | 600 |
Morane -Saulnier L , или Morane-Saulnier Type L , или официально MoS-3 , был французским разведчиком с зонтиковым крылом одно- или двухместным самолетом- времен Первой мировой войны . Тип L стал одним из первых успешных истребителей, когда он был оснащен одним пулеметом , стрелявшим через дугу винта , защищенного бронированными дефлекторными клиньями. Его немедленная эффективность в этой роли положила начало гонке вооружений в разработке истребителей, и Тип L быстро устарел. Первоначальный Type L использовал деформацию крыла для бокового управления, но более поздняя версия, получившая обозначение Type LA, была оснащена элеронами . [ 1 ]
Большое количество самолетов Type L, построенных компанией Morane-Saulnier , было заказано французской военной авиацией в начале войны. Всего было построено около 600 Type L, которые, помимо ВВС Франции, служили в Королевском летном корпусе , Королевской военно-морской воздушной службе и Императорской российской воздушной службе .
Этот тип также производился по лицензии в Германии компанией Pfalz Flugzeugwerke как невооруженные разведчики AI и A.II (с двигателями Oberursel мощностью 80 и 100 л.с. соответственно). [ 2 ] Около 60 было построено для баварских авиалиний. Некоторые из них позже были модифицированы в истребители E.III . [ 2 ] Несколько Type L, захваченных Германией, были оснащены одним немецким пулеметом Spandau LMG 08 . Эти трофейные и переоборудованные самолеты часто принимают за Pfalz E.III. [ 3 ]
Около 450 самолетов было построено по лицензии в России на заводах Дукса и Лебедя. [ 4 ]
Morane-Saulnier L также производился по лицензии в Швеции с некоторыми небольшими улучшениями, как и D. Thulin
Операционная история
[ редактировать ]В декабре 1914 года знаменитый французский летчик Ролан Гаррос , тогда служивший в эскадрилье 23 , работал с Раймоном Солнье над созданием синхронизатора пушки , используя газовый ручной пулемет Гочкиса . Однако темп стрельбы слишком сильно колебался, чтобы синхронизатор мог работать должным образом. [ 5 ] В качестве временной меры они затем разработали «резервуар безопасности» в виде подкосных «дефлекторов» (металлических клиньев), прикрепленных к задним поверхностям лопастей винта в точках, где в них может попасть пуля. [ 5 ] Гаррос вступил в бой на своем истребителе Тип L с дефлекторами в марте 1915 года и добился немедленного успеха, сбив в апреле три немецких самолета, что для того времени было примечательным подвигом. Пули, которые использовали французы, вряд ли могли повредить более твердую сталь самих клиньев. 18 апреля 1915 года оснащенный дефлектором Тип L Гарроса совершил вынужденную посадку в тылу немцев и был захвачен, прежде чем он успел его уничтожить.
Три двухместных самолета Morane Type L также стали первыми жертвами первых немецких истребителей. Лейтнант Курт Винтгенс , летающий пулеметом Парабеллум на вооруженном Fokker Eindecker M.5K/MG прототипе E.5/15 , копии Morane-Saulnier H с армированным сварным фюзеляжем из стальных труб и оснащенным Fokker Stangensteuerung. синхронизированной пушкой , сбил первый 1 июля 1915 года, за ним последовали две аналогичные победы 4 и 15 июля.
Около 50 Type L были поставлены Британскому Королевскому летному корпусу , который использовал их в качестве самолетов-разведчиков в течение 1915 года. [ 6 ] еще 25 самолетов эксплуатируются Королевской военно-морской воздушной службой . 7 июня 1915 года один из этих самолетов, пилотируемый младшим лейтенантом Реджинальдом Александром Джоном Уорнефордом из 1-й эскадрильи RNAS, перехватил Deutsches Heer , летавший на дирижабль LZ.37 , уничтожив его, первый дирижабль, уничтоженный в воздухе. За это достижение Уорнефорд получил Крест Виктории . [ 7 ]
Сесил Льюис служил в 3-й эскадрилье RFC в 1916 году во время наступления на Сомму . Он налетал на Типе LA «Парасоль» (как его называли) более трехсот часов и был награжден Военным крестом. Большая часть этих полетов была выполнена на одном планере, серийный номер RFC 5133. В своей книге «Восхождение Стрельца» он вспоминал о Лос-Анджелесе:
- «Я разглядывал ее, и чем больше я ее видел, тем меньше она мне нравилась. Это, конечно, не была любовь с первого взгляда... Лифт был чувствителен, как золотые весы; малейшее движение ставило тебя на голову. или на хвосте. Вы не могли ни на минуту оставить машину на произвол судьбы. «Моран» действительно был смертельной ловушкой. играю после Морана... но я полюбил Морана так, как не любил ни один другой самолет». [ 8 ]
Три Pfalz A.II использовались Османской империей в попытке бороться с растущей угрозой арабского восстания. [ 9 ]
«Парасоль» Морана-Солнье был использован для первого полета на самолете через Анды 13 апреля 1918 года, когда аргентинский летчик Луис Канделария перелетел из Сапалы , Аргентина, в Кунко , Чили; Полет продолжался 2 часа 30 минут и достиг высоты 4000 метров. [ 10 ]
Варианты
[ редактировать ]- L обозначение компании для базовой модели
- MoS-3 для L Официальное правительственное / STAe обозначение
- Обозначение компании LA для улучшенного L с обтекаемым фюзеляжем и элеронами.
- MoS-4 для Лос-Анджелеса Официальное правительственное / STAe обозначение
- Истребитель LH, разработанный в Лос-Анджелесе
- MoS-20 для LH Официальное правительственное / STAe обозначение
- Pfalz AI с Oberursel U.0 двигателем [ 3 ]
- Pfalz A.II с Oberursel UI движком [ 3 ]
- Pfalz E.III - Pfalz A.II, вооруженный одним синхронным пулеметом lMG 08. [ 3 ]
- Thulin D модифицированный L построен по лицензии в Швеции.
Операторы
[ редактировать ]- ВВС Аргентины - один самолет
- Чехословацкие ВВС - Один самолет
- Финские ВВС - Два самолета
- Королевские ВВС Нидерландов — один самолет.
- Шведские ВВС - Один самолет
- Швейцарские ВВС - Один самолет
- Османские ВВС - оригинальные самолеты и самолеты Pfalz A.II.
- ВВС Украины - Три самолета.
- Советские ВВС - бывший самолет Императорских ВВС России.
Технические характеристики (Тип L)
[ редактировать ]Данные с самолетов Королевского летного корпуса (военного крыла ). [ 11 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 6,88 м (22 фута 7 дюймов)
- Размах крыльев: 11,20 м (36 футов 9 дюймов)
- Высота: 3,93 м (12 футов 11 дюймов)
- Площадь крыла: 18,3 м 2 (197 кв. футов)
- Пустой вес: 393 кг (866 фунтов)
- Полная масса: 667,5 кг (1472 фунта)
- Силовая установка: 1 × Le Rhône 9C 9-цилиндровый роторно-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 60 кВт (80 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 125 км/ч (78 миль в час, 67 узлов)
- Время набора высоты: 1000 м (3300 футов) за 8 минут.
Вооружение
- Оружие: 1 × 0,303 дюйма (7,7 мм) пистолет Льюиса
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Предшественник моноплана Morane-Saulnier Type G с плечевым крылом
- Моран-Солнье Тип N
- Airdrome Morane Saulnier L , репродукция современного комплекта.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Тейлор 1989, с. 684.
- ^ Jump up to: а б Херрис, Джек. Самолет Пфальц Первой мировой войны . Самолеты Великой войны в профиле, Том 4. 2001. ISBN 1891268155 . П.4-7,20
- ^ Jump up to: а б с д Иллюстрированная энциклопедия самолетов 1985, стр. 2698.
- ^ Obuchovich, V., Nikiforov, A. Samolyoty Pyervoy Mirovoy voyny (Самолеты первой мировой войны), Harvest: 2003, ISBN 985-13-1701-2 (на русском языке) , с. 285
- ^ Jump up to: а б Брюс, 1989, стр.3.
- ^ Грин и Суонборо 1994, с. 413.
- ^ Льюис, Сесил, Восход Стрельца
- ^ Николь 1994, с. 19.
- ^ Луис Касабаль (13 апреля 1998 г.). «80 лет со дня первого воздушного пересечения Анд» (на испанском языке). Газета Ла Насьон . Проверено 26 апреля 2015 г.
- ^ Брюс 1982, с. 291.
Библиография
[ редактировать ]- Анджелуччи, Энцо. Энциклопедия военной авиации Рэнда МакНелли, 1914–1980 гг. Сан-Диего, Калифорния: Военная пресса, 1983. ISBN 0-517-41021-4 .
- Брюс, Дж. М. Моран Солнье Тип L — Файл данных Windsock 16 . Хертс, Великобритания: Публикации Альбатроса, 1989. ISBN 0-948414-20-0 .
- Брюс, Дж. М. Самолеты Королевского летного корпуса (военного крыла) . Лондон: Патнэм, 1982. ISBN 0-370-30084-X .
- Давилла, доктор Джеймс Дж.; Солтан, Артур (1997). Французские самолеты Первой мировой войны . Маунтин-Вью, Калифорния: Издательство Flying Machines Press. ISBN 978-1891268090 .
- Грин, Уильям и Гордон Суонборо. Полная книга бойцов . Нью-Йорк: Смитмарк, 1994. ISBN 0-8317-3939-8 .
- Херрис, Джек (2012). Самолеты Pfalz времен Первой мировой войны: столетний взгляд на самолеты Великой войны . Серия «Столетие авиации Великой войны». Том. 5. Чарльстон, Южная Каролина: Книги Аэронавтов. ISBN 978-1-935881-12-4 .
- Иллюстрированная энциклопедия самолетов. Лондон: Аэрокосмическое издательство, 1985.
- Клаау, Барт ван дер (март – апрель 1999 г.). «Неожиданные удачи: случайно или намеренно более 100 самолетов «прибыли» на территорию Голландии во время Великой войны». Энтузиаст авиации (80): 54–59. ISSN 0143-5450 .
- Николь, Дэвид. Османская армия 1914-1918: болезни и смерть на поле боя. Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 1994. ISBN 978-0-87480-923-7 .
- Тейлор, Энциклопедия авиации Майкла Дж. Джейна. Лондон: Studio Editions, 1989.
- Тетфорд, Оуэн. Британские военно-морские самолеты с 1912 года . Лондон: Патнэм, четвертое издание, 1978. ISBN 0-370-30021-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лаказ, Анри и Лерберт, Клод (2013). Моран Солнье: его самолеты, его проекты [ Моран Солнье: Их самолеты и проекты ] (на французском языке). Оутро, Франция: Лела Пресс. ISBN 978-2-914017-70-1 .
- Французский истребитель 1910-х годов.
- Французский военный самолет-разведчик 1910-х годов.
- Военные самолеты Первой мировой войны
- Самолет Моран-Сольнье
- Французский учебно-тренировочный самолет 1910-х годов.
- Самолет с зонтиком
- Одномоторный самолет-тягач
- Самолет совершил первый полет в 1913 году.
- Самолет с роторным двигателем