Восстание шейха Саида
![]() | Эту статью может потребовать очистки Википедии , чтобы она соответствовала стандартам качества . Конкретная проблема заключается в следующем: текст содержит неправильную грамматику, которую можно было бы перевести. ( Октябрь 2022 г. ) |
Восстание шейха Саида | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть курдских восстаний в Турции | |||||||
![]() Турецкие солдаты окружают Палу , Чапакчур (современный: Бингёль), Генч (современный: Калекёй, Солхан), Пиран , Хани , Личе , Эргани , Эгиль и Сильван , газета «Джумхуриет», 30 марта 1925 года. | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ||||||
Сила | |||||||
Февраль – Март : 25 000 человек (менее 12 000 - вооруженные войска; остальные - невооруженные тыловые войска) [ 1 ] Апрель : 52 000 человек (25 000 - вооруженные силы) [ 1 ] | 15 000 человек [ 1 ] | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Итого: 15 000–20 000 убитых. [ 2 ] |
шейха ( Саида : Serhildana Şêx SeîdВосстание [ 5 ] Турецкий : Шейх Саид Исьяни ) — курдское националистическое восстание в Турецком Курдистане в 1925 году под руководством шейха Саида и при поддержке Азади . [ 6 ] против недавно основанной Турецкой Республики . [ 7 ] Восстание в основном возглавили носители языка заза , но оно также получило поддержку среди некоторых соседних курманджи -говорящих курдов в регионе. [ 8 ]
Ученые обсуждают религиозную и националистическую подоплеку восстания шейха Саида. [ 9 ] описал восстание как «первое крупномасштабное националистическое восстание курдов ». Роберт В. Олсон [ 10 ]
Фон
[ редактировать ]В Турции в первые годы существования Турецкой Республики существовала сильная антикурдская политика. Мустафа Кемаль-паша в своей речи в Эскишехире 14 января 1923 года о районе Мосул - Киркук также затронул курдский вопрос, отметив: «Второй вопрос - это проблема курдства. Британцы хотели создать там (на севере Ирака ) курдское государство. Если они это сделают, эта мысль распространится на курдов внутри наших границ. Чтобы этого не допустить, нам нужно пересечь границу Юга». [ 11 ] В отчете британского представителя, отправленном в Лондон 28 ноября 1919 г., он заявил; «Хотя мы не доверяем курдам, в наших интересах их использовать». [ 12 ] Премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж 19 мая 1920 года на конференции в Сан-Ремо заявил, что «курды не могут выжить без поддержки большого государства», говорит он, поскольку британская политика в отношении региона гласила: «Новое защитное признание Все курды привыкли к турецкой администрации. Будет трудно перенести британские интересы в Мосул, где курды живут в горных районах и Южном Курдистане , в котором они живут. Считается, что регион Мосула может быть отделен от других частей и. связан с новым независимым государством Курдистан. Однако решить этот вопрос путем соглашения будет очень сложно. [ 13 ]
Спор в Мосуле между Великобританией и Турцией на конференции в Лозанне касался двусторонних переговоров, и в случае неудачи было решено обратиться к Лиге Наций . 19 мая 1924 года результаты переговоров в Стамбуле не были достигнуты, и 6 августа 1924 года Великобритания передала этот вопрос в Лигу Наций. Восстание шейха Саида возникло в те дни, когда британские оккупационные силы объявили военное положение на севере Ирака, лишили офицерских разрешений и перевели свои войска в Мосул. В те дни Колон Министров находился под все более пристальным вниманием, а мощный британский флот двигался в Басру . [ 14 ]
До восстания шейха Саида видные паши Войны за независимость были обеспокоены антирелигиозной и автократической политикой правительства Ататюрка , и поэтому 17 ноября 1924 года возникла Тераккипервер Джумхуриет Фиркасы (TCF), первая оппозиционная партия в истории Республика была создана. [ 15 ] Было общее мнение, что действия Ататюрка были против религии. В статье TCF, которую возглавляет Казим Карабекир, говорится, что «Политическая партия уважительно относится к религиозным убеждениям и мыслям». Один из чиновников TCF, Фетхи Бей, сказал: «Члены TCF религиозны. CHF портит религию, мы спасем религию и защитим ее». [ 16 ]
За две недели до инцидента с шейхом Саидом, в конце января 1925 года, депутат ФТС Эрзурума Зияеддин Эфенди, резко критикуя действия правящего ШФ в председателе Великого Национального Собрания , заявил, что «нововведение» привело к поощрению «исрет» (напиться), рост проституции, потеря порядочности мусульманскими женщинами и, что самое главное, религиозные обычаи, позорящиеся и игнорируемые новым режимом. [ 17 ] под Силы Азади предводительством Халида Бега Чибрана [ 6 ] В них доминировали бывшие члены Хамидие полков поздней Османской эпохи , курдского племенного ополчения, созданного во время правления султана Абдул-Хамида II для борьбы с армянами , а иногда даже для удержания кызылбашей под контролем. По мнению различных историков, основная причина восстания заключалась в том, что различные элементы турецкого общества были недовольны турецкого парламента отменой 3 марта 1924 года . Османского халифата По данным британской разведки, к офицерам Азади было 11 претензий. . [ 18 ] Помимо курдских культурных требований и жалоб на жестокое обращение со стороны Турции, в этом списке также подробно описаны опасения неминуемой массовой депортации курдов. Они также выразили недовольство тем, что название Курдистан не появилось на картах, ограничениями на курдский язык и курдское образование, а также возражениями против предполагаемой экономической эксплуатации Турцией курдских территорий за счет курдов. [ 18 ] Восстание продолжилось меньшим и менее успешным восстанием в Бейтюссебап в сентябре 1924 года, которое возглавил Чибран. [ 19 ] и Ихсан Нури по приказу видного члена Азади Зии Юсуф-бея . [ 20 ] Восстание было подавлено, а его лидеры Джибран и Зия Юсуф-бей были схвачены и преданы военному трибуналу в Битлисе . [ 21 ]
Участие в восстании
[ редактировать ]
Для восстания
[ редактировать ]Шейх Саид обратился ко всем мусульманам Турции присоединиться к планируемому восстанию. Племена, которые фактически участвовали, были в основном курдами. Курды Хормака и Херки , двух курдско- кызылбашских племен, были наиболее активными и эффективными противниками этого восстания. Опыт противостояния турецкому правительству. [ 22 ] Азади и несколько офицеров Османской империи поддержали восстание. Роберт Олсон утверждает, что, судя по нескольким источникам, число повстанцев в 15 000 человек - это примерно среднее число повстанцев, участвовавших в восстании. [ 23 ]
Против восстания
[ редактировать ]То, что некоторые племена алевитов, участвовавшие в восстании Кочгири, отказались присоединиться к восстанию, стало серьезной неудачей, поскольку у них было много других племен, которые также воздерживались от поддержки восстания, поскольку их лидеры предпочитали иметь хорошую репутацию у турецкого правительства. [ 24 ] Некоторые утверждают, что за помощью к Великобритании обратились, понимая, что Курдистан не сможет выжить в одиночку. [ 25 ] Курдское население в окрестностях Диярбакыра, фермеры и курдская знать, также прекратило свое существование. [ 26 ] Влиятельная курдская семья Джемилпасазаде даже поддержала турецкое правительство. [ 27 ] Также правитель Джизре шейх Саида и могущественный шейх Зияеттин из Норшина не поддержали восстание и предпочли договориться с кемалистами . [ 28 ]
Во время этого восстания турецкое правительство использовало свои самолеты для бомбардировок района Палу - Бингёль . В ходе этой операции аэродром возле Элязыга . использовался [ 29 ]
Однако, по данным британского министерства авиации, сообщений об использовании турецкой авиации при подавлении восстания шейха Саида мало. [ 30 ] Сообщения исходят от британского воздушного командования в Мосуле , которое отвечало за разведку всего Ирака . [ 30 ]
В начале восстания турки имели одну эскадрилью (фило) в составе семи самолетов. Из них только 2 были исправны. [ 31 ] Но в ходе восстания для подавления восстания было задействовано более 70 самолетов.
Турция также получила разрешение использовать Багдадскую железную дорогу для перевозки своих солдат через Сирию из Франции . [ 32 ]
Восстание
[ редактировать ]После подавления восстания в Бейтуссебапе турки попытались предотвратить новое восстание. В феврале 1925 года они переехали в район Пиран (сегодняшний Дикле), чтобы задержать некоторых курдских видных деятелей. [ 1 ] но им помешали люди, лояльные шейху Саиду. Вторжение турецкой армии спровоцировало курдов вокруг шейха Саида, и, как сообщается, они либо убили, либо арестовали всех турецких офицеров в районах, находящихся под их контролем. [ 21 ] 13 февраля 1925 года шейх Саид обратился к людям в своей проповеди в мечети Пиран и заявил:
Медресе . были закрыты Министерство религии и фондов было упразднено, а религиозные школы были подключены к системе национального образования. В газетах ряд нерелигиозных писателей осмеливаются оскорблять Пророка и расширять язык нашего Пророка. [ нужны разъяснения ] . Если я смогу сделать это сегодня, я начну бороться с собой и попытаюсь поднять религию. [ нужны разъяснения ] . [ 33 ]
Шейх Саид был избран следующим командиром курдского движения за независимость, собравшегося вокруг Азади, а Дархини был объявлен столицей Курдистана 14 февраля 1925 года. [ 21 ] Шейх Саид, который взял в плен губернатора и других офицеров во время нападения на Дархини (16 февраля), попытался собрать движение под единым центром с помощью декларации, призывающей людей восстать во имя ислама. В этом заявлении он использовал свою печать, что означает «лидер борцов за религию», и призвал всех сражаться во имя религии. Первоначально восстание было инициировано от имени исламского шариата , но позже было преобразовано в курдское движение за независимость. [ 34 ] Вскоре восстание расширилось, и к 20 февраля был захвачен город Личе, где располагался штаб 5-го армейского корпуса. [ 35 ]
Получив поддержку племен Мистан, Ботан и Мхаллами, он направился в Диярбакыр через Генч и Чапакчур (сегодня известный как Бингёль ) и захватил Маден , Сиверек и Эргани . Другое восстание, возглавляемое шейхом Абдуллой, попыталось захватить Муш, идущий из Хыниса . Но повстанцы были разбиты у моста Мюрата и заставили их отступить. 21 февраля правительство объявило военное положение в восточных провинциях. Армейские войска, посланные к повстанцам 23 февраля, были вынуждены отступить в Диярбакыр на Зимней равнине против сил шейха Саида. На следующий день новое восстание под руководством шейха Шарифа, вошедшего в Элязыг, на короткое время удержало город под контролем. Элязыг несколько дней грабили повстанцы. [ 36 ] 1 марта курдам удалось штурмовать аэропорт Диярбакыра и уничтожить три самолета. [ 31 ]
В одном из крупнейших боев, в ночь с 6 на 7 марта, силы шейха Саида осадили город Диярбакыр силами 5 000–10 000 человек. [ 37 ] [ 38 ] В Диярбакыре располагался штаб 7-го армейского корпуса. [ 39 ] Но ни курдские знатные люди, ни курдские фермеры в Диярбакыре и его окрестностях не отказались поддержать восстание. [ 26 ] Мусульманские возрожденцы атаковали город одновременно со всех четырех ворот. Все их атаки были отражены численно уступающим турецким гарнизоном с применением пулеметного огня и минометных гранат. Когда на следующее утро повстанцы отступили, окрестности города были полны трупов. [ 37 ] Когда вторая волна атак провалилась, 11 марта осада была наконец снята. [ 37 ] После крупной партии, массового нападения (26 марта) и операции по подавлению турецкие войска заставили многие вражеские войска сдаться и подавили лидеров повстанцев, когда они готовились перебраться в Иран, в Боглане (сегодня известном как Сохлан). ). Шейх Шариф и некоторые вожди племен были схвачены в Палу, а шейх Саид также в Варто был схвачен на мосту Карпух с уведомлением близкого родственника. [ нужны разъяснения ] (15 апреля 1925 г.).
К концу марта большинство основных сражений восстания шейха Саида закончились. Турецкие власти, по словам Мартина ван Брюнессена , подавили восстание постоянными воздушными бомбардировками и массовой концентрацией сил. [ 40 ] Повстанцы не смогли проникнуть за пределы Хыниса , это был один из двух основных районов, где шейх Саид был хорошо известен и пользовался там значительным влиянием (у него была текке в Хынисе ). Эта неудача исключила возможность расширения восстания. [ 41 ]
С другой стороны, Хасан Хайри Эфенди, который был заместителем Дерсима, и Алеви Заза присоединились к шейху Шарифу, назначенному шейхом Саидом командующим фронтом Элазиз. Совместное письмо с шейхом Шарифом в Элазизе было отправлено всем вождям племен Дерсима 6 марта 1925 года. [ 42 ]
Политические меры правительства Турции
[ редактировать ]
Мустафа Кемаль Ататюрк предвидел серьезность восстания и призвал Исмета Инёню приехать в Анкару, поскольку он отдыхал на острове недалеко от Стамбула. Ататюрк приветствовал Иненю и его семью на вокзале Анкары, чтобы объяснить ему, насколько серьезной стала ситуация. [ 43 ] Мустафа Кемаль, Али Фетхи (Окьяр) и Исмет Иненю встретились 24 февраля 1925 года, которая длилась 7 с половиной часов, и основной темой было восстание. [ 44 ] После этого правительство Али Фетхи издало циркуляр, в котором пообещало принять строгие меры против повстанцев 25 февраля 1925 года. [ 45 ] и объявил военное положение в восточных провинциях и квалифицировал использование религиозных целей против правительства как измену. Парламент Турции не был доволен этим действием и в ответ премьер-министр Турции Али Фетхи подвергся критике со стороны политиков Народно-республиканской партии . [ 43 ] Однако Мустафа Кемаль-паша выступил за отставку премьер-министра Али Фетхи против быстрого роста числа инцидентов и назначил Исмета-пашу для создания нового правительства 2 марта. Али Фетхи подал в отставку 3 марта, и его заменил Исмет Иненю. [ 46 ] Через несколько дней Великое Национальное Собрание Турции приняло Закон о поддержании порядка ( турецкий : Takrir-i Sükûn Kanunu ) и предоставило правительству чрезвычайные полномочия. Запрет на восстание был распространен и на другие меры. Кроме того, было решено восстановить независимые суды в Анкаре и Диярбакыре. [ 47 ]
Финансовые затраты
[ редактировать ]Сумма 7 млн. О турецких фунтах сообщил военный атташе США в Турции. [ 48 ] По оценкам Хамита Бозарслана, на подавление восстания ушло около 35% бюджета. [ 48 ]
Последствия
[ редактировать ]Сейит Абдулкадир , лидер курдского общества Тейли , и несколько его друзей, обвиненных в поддержке восстания, были арестованы в Стамбуле и доставлены в Диярбакыр для суда. В результате суда Сейит Абдулкадир и пятеро его друзей были приговорены Трибуналом независимости в Диярбакыре к смертной казни 23 мая 1925 года и казнены через четыре дня. журналист курдской газеты в Битлисе , поэт Хизанизаде Кемаль Февзи . Среди казненных оказался и [ 49 ]
Трибунал независимости в Диярбакыре также вынес смертный приговор шейху Саиду и 47 руководителям беспорядков 28 июня 1925 года. На следующий день шейх Саид приступил к исполнению наказаний. [ 50 ] Председатель Трибунала независимости в Диярбакыре, вынесшего приговор повстанцам, заявил 28 июня 1925 года:
Некоторые из вас использовали в качестве предлога для восстания злоупотребления со стороны правительственной администрации, некоторые другие призывали к защите Халифата .
Всего трибуналами Независимости были привлечены к ответственности более 7000 человек и более 600 человек были казнены. [ 53 ] Подавление восстания шейха Саида стало важной вехой в контроле над республиканской администрацией в Восточной и Юго-Восточной Анатолии. С другой стороны, развитие событий, сложившееся с восстанием, привело к тому, что шаги по переходу к многопартийности были на длительное время приостановлены. Также против Прогрессивно-республиканской партии ( турецкий : Terakkiperver Cumhuriyet Fırkası ) было возбуждено расследование на том основании, что она причастна к беспорядкам, и вскоре оно было закрыто по постановлению правительства.
После восстания турецкое государство подготовило в 1925 году « Отчёт о реформах на Востоке » ( Şark Islahat Raporu курдов ), в котором предлагалось тюркизировать . [ 54 ] Тысячи курдов покинули свои дома на юго-востоке Турции и пересекли границу с Сирией , где они поселились и получили гражданство от французских мандатных властей . [ 55 ]
Осенью 1927 года шейх Абдуррахман, брат шейха Саида, начал серию нападений на турецкие гарнизоны в Палу и Малатье. [ 56 ] В августе 1928 года шейх Абдуррахман и другой брат шейха Саида, шейх Мехди, сдались и воспользовались законом об амнистии, изданным турецким правительством в мае того же года. [ 57 ]
Прием
[ редактировать ]В турецкой прессе подавление восстания хвалилось, и, по словам Гюнтера Дешнера, в течение некоторого времени западные историки, казалось, рассматривали подавление как умиротворение мятежного региона. [ 58 ] В Турции предполагалось, что восстание шейха Саида было поддержано Британской империей, которая хотела добиться определенных уступок в отношении спора о Мосуле между Турцией и британцами. [ 59 ] Британцы, с другой стороны, предполагали, что кемалисты могли спровоцировать восстание, предполагая, что, если курдское восстание в Турции временно увенчается успехом, это приведет к длительному конфликту из-за Мосульского вилайета в Ираке, который Турция в конечном итоге сможет оккупировать. [ 60 ] Одним из первых наблюдателей, критиковавших отношение турецкого правительства к курдскому народу, был индийский Джавахарлал Неру , который считал, что курды хотели добиться чего-то подобного, чего турки добились сами, и задавался вопросом, как борьба за свободу может превратиться в репрессивный режим. [ 61 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Олсон 1989 , с. 107.
- ^ Воинствующие курды: двойная стратегия свободы , Вера Эккариус-Келли, стр. 86, 2010 г.
- ^ Мартин ван Брюйсенсен , «Заза, Алеви и Дерсими как сознательно принятые этнические идентичности» в «Aslını İnkar Eden Haramzadedir!» Дебаты об этнической идентичности курдских алевитов в Кристине Кель-Бодроги, Барбаре Кельнер-Хейнкеле, Анке Оттер-Божан, Синкретические религиозные общины на Ближнем Востоке: Сборник статей международного симпозиума «Алевизм в Турции и сопоставимые синкретические религиозные общины» на Ближнем Востоке в прошлом и настоящем» Берлин, 14-17 апреля 1995 , БРИЛЛ, 1997, ISBN 9789004108615 , с. 13.
- ^ Мартин ван Брюйсенсен, «Заза, Алеви и Дерсими как сознательно принятые этнические идентичности» в «Aslını İnkar Eden Haramzadedir!» Дебаты об этнической идентичности курдских алевитов», с. 14.
- ^ Зюлькуф, Эргюн (2015). «Деколониальный очерк и образ турецкого господства в журнале Hawar» (PDF) . Монография (на курдском языке) (3). Университет Артуклу: 400–437.
- ^ Jump up to: а б Олсон 1989 , с. 42.
- ^ Хасан, Мона (10 января 2017 г.). Тоска по утраченному Халифату: трансрегиональная история . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-1-4008-8371-4 .
- ^ Мехмед С. Кая (15 июня 2011 г.). Курды Заза в Турции: ближневосточное меньшинство в глобализованном обществе . ИБТаурис. стр. 64–. ISBN 978-1-84511-875-4 .
возглавлялся именно населением Заза и получил почти полную поддержку во всем регионе Заза и в некоторых соседних регионах, где доминируют курманджи.
- ^ Озоглу, Хакан (2009). «Преувеличение и использование восстания шейха Саида 1925 года в политических целях» . Новые взгляды на Турцию . 41 : 181–210. дои : 10.1017/s0896634600005410 . ISSN 0896-6346 . S2CID 152152964 .
- ^ Олсон 1989 , с. 153.
- ^ "Речи Эскишехира в Измире" Кайнак Яй., Ист.-1993, стр.95
- ^ «Турция в британских документах» Эрол Улубелен, Чагдаш Яй, 1982, стр.195; белый. У.Мумджу, «Курдско-исламское восстание» Текин Яй., 19-е издание, 1995 г., стр.24.
- ^ К Севрскому договору Осман Олкай, SBF Yay., Анкара-1981, стр.121; белый. У. Мумджу, «Курдско-исламское восстание» Текин Яй., 19-е издание. 1995, с. 28
- ^ «Соглашения в Турецкой Республике 1924–1938» Яй Генштаба, Нак.-1972, стр. 43–44; белый. У.Мумджу, «Курдско-исламское восстание» с.53
- ^ Хакан Озоглу (24 июня 2011 г.). От халифата к светскому государству: борьба за власть в ранней Турецкой республике: борьба за власть в ранней Турецкой республике . АВС-КЛИО. п. 147. ИСБН 978-0-313-37957-4 .
- ^ Нуршен Мазыджи, Оппозиция в эпоху Ататюрка с документами (1919-1926), Dilem Publications, Стамбул, 1984, стр. 82.
- ^ Метин Токер, Шейх Саит и его восстание, Akis Publications, Анкара, 1968, стр. 21.
- ^ Jump up to: а б Олсон 1989 , стр. 43–45.
- ^ Юнгор, Умут (2009). «Социальная инженерия младотурок: массовое насилие и национальное государство в восточной Турции, 1913–1950» (PDF) . Амстердамский университет . п. 231 . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ Олсон 1989 , стр. 48–49.
- ^ Jump up to: а б с Шалиан, Жерар (1993). Народ без страны: курды и Курдистан . Книги Зеда. стр. 52–53. ISBN 978-1-85649-194-5 .
- ^ Олсон 1989 , стр. 97–98.
- ^ Олсон 1989 , с. 102.
- ^ Олсон 1989 , с. 96.
- ^ Олсон 1989 , с. 45.
- ^ Jump up to: а б Олсон 1989 , стр. 98–99.
- ^ Берендт, Гюнтер (1993). Национализм в Курдистане: предыстория, условия возникновения и первые проявления до 1925 г. (на немецком языке). Немецкий институт Востока. п. 367. ИСБН 978-3-89173-029-4 .
- ^ Гюнтер Берендт. (1993). стр. 373–374
- ^ Олсон 2000 , с. 77.
- ^ Jump up to: а б Мир Ислама . Э. Дж. Брилл. 2000. с. 77.
- ^ Jump up to: а б Олсон 1989 , с. 120.
- ^ Гюнтер, Майкл М. (1994). «Курдский фактор во внешней политике Турции» . Журнал исследований третьего мира . 11 (2): 444. ISSN 8755-3449 . JSTOR 45197497 – через JSTOR .
- ^ Бехчет Джемаль, Шейх Саит Исьяни, Сел Яинлары, Стамбул, 1955, стр.24.
- ↑ Сулхи Донмезер, Подрывные движения и угрозы против Турецкой Республики , Журнал Исследовательского центра Ататюрка (выпуск 38, том: XIII, июль 1997 г.)
- ^ Олсон 1989 , с. 108.
- ^ Янош М. Бак, Герхард Бенеке, Религия и сельское восстание» , Manchester University Press ND, 1984, ISBN 0719009901 , стр. 289–290.
- ^ Jump up to: а б с Угур Юмит Унгёр (1 марта 2012 г.). Создание современной Турции: нация и государство в Восточной Анатолии, 1913-1950 гг . ОУП Оксфорд. п. 125. ИСБН 978-0-19-965522-9 .
- ^ Олсон 1989 , с. 202.
- ^ Олсон 1989 , с. 104.
- ^ Маартен Мартинус ван Брюнессен (1978). Ага, Шейх и государство: О социальной и политической организации Курдистана . Утрехт: Утрехтский университет. ISBN 1-85649-019-Х . (также Лондон: Zed Books, 1992) [ нужна страница ]
- ^ Олсон 1989 , с. 115.
- ^ М. Нури Дерсими, Дерсим в истории Курдистана, Алеппо, 1952 г., стр. 180.
- ^ Jump up to: а б Умут Юнгор. «Социальная инженерия младотурок: массовое насилие и национальное государство в восточной Турции, 1913–1950» (PDF) . Университет Амстердама. стр. 235–236 . Проверено 8 апреля 2020 г.
- ^ Олсон 1989 , с. 123.
- ^ Успех Умита Унгора (2012). Йорнгерден, Йост; Верхей, Йелле (ред.). Социальные отношения в Османском Диярбакыре, 1870-1915 гг . Брилл. п. 289. ИСБН 9789004225183 .
- ^ Олсон 1989 , стр. 123–124.
- ^ Унгёр, Угур Юмит (2009). «Социальная инженерия младотурок: массовое насилие и национальное государство в восточной Турции, 1913–1950» (PDF) . Университет Амстердама. стр. 235–236 . Проверено 8 апреля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Озоглу, Хакан (2009). «Преувеличение и использование восстания шейха Саида 1925 года в политических целях» . Новые взгляды на Турцию . 41 : 184–185. дои : 10.1017/S0896634600005410 . ISSN 0896-6346 . S2CID 152152964 – через издательство Cambridge University Press .
- ^ Умут Юнгор. «Социальная инженерия младотурок: массовое насилие и национальное государство в восточной Турции, 1913–1950» (PDF) . Университет Амстердама. стр. 241–242 . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ Умут Юнгор. «Социальная инженерия младотурок: массовое насилие и национальное государство в восточной Турции, 1913–1950» (PDF) . Университет Амстердама. п. 243 . Проверено 9 апреля 2020 г.
- ^ Вьенно, Жан-Пьер (1974) Вклад в изучение социологии и истории курдского национального движения: с 1920 года по настоящее время . Париж, Национальный институт восточных языков и цивилизаций. п. 108
- ^ Уайт, Пол Дж. (1995), «Этническая дифференциация среди курдов: Курманчи, Кизилбаш и Заза» , Журнал арабских, исламских и ближневосточных исследований , 2 (2): 67–90.
- ^ Дуглас Артур Ховард (2001). История Турции . Издательская группа Гринвуд. п. 95. ИСБН 978-0-313-30708-9 .
- ^ Дерья Баир (22 апреля 2016 г.). Меньшинства и национализм в турецком законодательстве . Рутледж. п. 133. ИСБН 978-1-4094-2007-1 .
- ^ Дон Чатти (8 марта 2010 г.). Перемещение и лишение собственности на современном Ближнем Востоке . Издательство Кембриджского университета. стр. 230–231. ISBN 978-1-139-48693-4 .
- ^ Дэвид Л. Филлипс (2017). Курдская весна: новая карта Ближнего Востока . п. 45.
- ^ Олсон 1989 , с. 125.
- ^ Дешнер, Гюнтер (1989). Курды Обманутый народ (на немецком языке). Штраубе. стр. 88–89. ISBN 3927491020 .
- ^ Озоглу, Хакан (2009). стр. 185–186
- ^ Озоглу, Хакан (2009). стр. 186–187
- ^ Дешнер, Гюнтер (1989). стр.90
Источники
[ редактировать ]- Олсон, Роберт В. (1989). Возникновение курдского национализма и восстание шейха Саида, 1880-1925 гг . Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-77619-7 .
- Олсон, Роберт В. (март 2000 г.). «Курдские восстания шейха Саида (1925 г.), горы Арарат (1930 г.) и Дерсима (1937–1938 гг.): Их влияние на развитие турецких ВВС, а также на курдский и турецкий национализм». Мир ислама . 40 (1): 67–94. дои : 10.1163/1570060001569893 .