Орден Мевлеви
Английский : Мевлеви Дергахи | |
Аббревиатура | Мевлеви |
---|---|
Формирование | 1273; 749 лет назад [ 1 ] |
Основатель | С тобой |
Основан в | Сельджукский султанат |
Тип | Дервишский орден |
Штаб-квартира | Konya , Turkey |
Членство | ок. 2000 по состоянию на 2015 год [ 2 ] |
Макам Чалаби (главный мастер) | Фарук Хемдем |
Руми | |
Главный орган | Религиозный |
Церемония Мевлеви Сема | |
---|---|
Страна | Турция |
Ссылка | 100 |
Область | Европа, Азия и Северная Америка |
История надписи | |
Надпись | 2008 г. (3-я сессия) |
Орден Мевлеви или Мавлавия ( турецкий : Mevlevilik ; персидский : طریقت مولویه ) — суфийский орден, возникший в Конье , Турция (бывшая столица Султаната ) персидского Рум века . поэта , суфийского мистика и богослова [ 3 ] Мевлеви также известны как « кружащиеся дервиши » из-за их знаменитой практики кружения во время выполнения зикра (памятования о Боге ). Дервиш — общий термин для посвященного суфийского пути; Вращение является частью официальной церемонии сема , и ее участники известны как семазены . [ 4 ]
В 2005 году ЮНЕСКО признала «Церемонию Мевлеви Сема » одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества . [ 5 ]
Принципы и практика
[ редактировать ]Часть серии об Исламе. суфизм |
---|
Исламский портал |
Орден Мевлеви, которому около 750 лет, когда-то был живой традицией, основанной на учении Руми, также известного как Мевлеви или Мевлана, который, возможно, является одним из самых знаменитых поэтов Турции. В исламе его также почитают как мистика. Друг и наставник Руми, Шамс из Тебриза, также почитается в ордене и в суфизме.
Чтобы не быть осужденным фанатичными мусульманами своего времени, Руми сказал: «Пока у меня есть жизнь, я — раб Корана. Я — пыль у двери Мухаммеда Избранного»; [ 6 ] Считается, что путь Мевлеви твердо основан на исламских принципах, но история показывает, что он ближе к пути, установленному Пифагором, который черпает свои принципы из Веданты, которая признает все религии, но это не религия, а образ жизни. . Основными принципами являются: 1. Знание тождества Души с Божественным аспектом творения. 2. Никакой ассоциации с определенной религией, но принятие членов, которые следуют какой-либо системе убеждений или никакой. 3. К мужчинам и женщинам относятся одинаково во всех отношениях, поскольку Душа Человека не имеет пола. 4. Использование мелодии, вдохновленной Богом, иногда в сочетании с танцем, как часть метода открытия Истинного Я. 5. Гармоничное сочетание знания и преданности в практике пути. 6. Знание реинкарнации Души в ее дальнейшем путешествии. 7. Ведение упорядоченной, систематической и дисциплинированной жизни, включая правдивость, терпимость и т. д. Однако после упадка Мевлеви после того, как Мустафа Кемаль Ататюрк запретил их практику и конфисковал их земли и здания (теккес), истинный путь по большей части был утерян и забыт. Также дервиши и шейхи назначаются турецким правительством для проведения публичных представлений. Это шоу не Мевлеви. Их Сема раньше была частной и никогда не устраивалась как шоу. Следовательно, многое из того, что следует в этом описании, основано на ложных идеях, возникших со времен Ататюрка. С верой в то, что этот суфийский путь является религией, основанной на исламе. Смотрите интервью с настоящим Мевлеви на сайте https://www.academia.edu/118215910/ для получения дополнительной информации по этому поводу.
Мевлеви настаивают на том, что любовь занимает центральное место в исламе. Мевлеви шейх Шефик Джан пишет: «Руми советует нам выдвинуть на первый план любовь к Богу, воздерживаться от привязанности к букве закона, а не к его духу, найти суть веры и возвысить нашу веру. вера от уровня подражания к уровню реализации». [ 7 ]
Помимо обязательного исламского поклонения, некоторые из основных духовных практик Ордена Мевлеви следующие (в порядке важности):
- Изучение Корана и произведений Руми (особенно его поэтического шедевра « Маснави »).
- Муракаба (Единение с Богом)
- Инициативная беседа под руководством шейха (известная как сохбет )
- Сема : церемония кружения
- Зикр : призывание Божественных Имен, которое, как полагают, очищает сердце.
- Адаб (развитие вежливости и внимательности) [ 8 ]
Сема
[ редактировать ]Сема, имеющая наибольшее значение для ордена Мевлеви, — это ежегодное празднование «брака Мевланы с богом» (смерти), также называемое Себ-и Арус, что означает брачную ночь или ночь союза. [ 9 ] Его отмечают в течение одной недели, последняя ночь приходится на годовщину его смерти. Паломники со всего мира едут в Конью на официальное празднование. Мероприятие настолько популярно, что для желающих принять участие существует система продажи билетов.
Руми упоминает кружение в ряде своих стихотворений. В одной из газелей в «Дивани Шамси Тебриз» он говорит:
Те, кто обращается в сторону молитвы,
кружиться и в этом мире, и в следующем.
Внимай, когда кружится круг друзей,
вращаясь по кругу, Кааба является центром.
Если вам нужна шахта сахара, она здесь;
и если вы захотите кусочек сахара, он будет бесплатным. [ 10 ]
Истоки Семы
[ редактировать ]Согласно популярной истории, Руми впервые почувствовал желание кружиться, когда услышал стук ювелиров на базаре Коньи. [ 11 ] Однако историк Мевлеви Абдулбаки Гёлпинарлы полагал, что Руми, должно быть, научился вращению у Шамса из Тебриза. [ 4 ] Шефик Джан утверждал, что вращение практиковалось среди суфиев, по крайней мере, еще при Абу Саиде Абу'л-Хайре (ум. 1049). [ 7 ] Хотя они культивировали это в высшей степени, Мевлевис не единственные суфии, практикующие кружение, и Кабир Хельмински предполагает первобытное происхождение: «Практика кружения, возможно, берет свое начало в вневременных тенях духовности Центральной Азии, где шаманы использовали ее, чтобы вызвать измененные состояния сознания». [ 8 ]
Метод и символика
[ редактировать ]Сема (или сама ) традиционно практикуется в семахане (ритуальном зале) в соответствии с точно предписанным символическим ритуалом, когда семазены кружатся вокруг своего шейха. Семазены кружатся, используя правую ногу, чтобы двигаться по кругу против часовой стрелки, в то время как их левая нога остается прижатой к полу, действуя как ось, вокруг которой вращается семазен . Обе руки вытянуты и подняты до уровня головы, при этом правая ладонь направлена вверх (считается, что она получает Божественную благодать), а левая ладонь направлена вниз (считается, что она направляет эту благодать миру). При каждом повороте на 360° семазен внутренне воспевает «Аллах» — разновидность зикра . [ 4 ]
Семазены . входят в черный плащ ( хирка ), символизирующий смерть и могилу, который они снимают, прежде чем кружиться На голове они носят высокую коричневую шляпу, известную как сикке , которая символизирует надгробие и смерть эго (вариант сикке также носят бекташи ). Как только с них снимают плащи, становятся видны их длинные белые одежды ( теннуре ) и белые куртки ( дестегюль – что означает «букет роз»). Оба являются символами воскресения. [ 4 ]
Структура церемонии
[ редактировать ]Наат-и Шариф – Наат знаменует начало церемонии, на которой сольный певец произносит панегирик Пророку Мухаммеду. Завершается он таксимом (импровизацией) на тростниковой флейте ( ней ), символизирующей Божественное дыхание, дающее жизнь всему.
Девр-и Велед – Прогулка Султана Веледа предполагает семазенов медленное и ритмичное хождение под музыку пешрева . С силой ударив по земле (что символизирует Божественный акт творения, когда Бог сказал «Будь!» согласно Корану), они трижды обходят гуськом вокруг зала, кланяясь сначала семазену перед ними, а затем семазену позади них , когда они начинают каждый круг. Говорят, что лук символизирует признание Божественного дыхания, вдохнутого в каждого из нас, и является приветствием от души к душе. Затем дервиши снимают свои черные плащи.
Четыре Салама – Четыре Салама ( селама ) составляют основную часть церемонии и представляют собой отдельные музыкальные движения. По словам Джелалеттина Челеби и шейха Кабира Хельмински, «первый селам представляет собой рождение человека к Истине через знание, а также через его осознание и подчинение Богу. Второй селам представляет собой восторг человека, когда он становится свидетелем великолепия творения и всемогущество Бога. Третий селам — это превращение восторга в любовь, жертвование ума ради любви. Это уничтожение себя внутри Любимого. Это единство.... Четвертый селам – это семазена примирение со своей судьбой. Всем семазеном , всем своим разумом и сердцем он – слуга Бога, Божьих книг и Его пророков – всего Творения. ."
Чтение Корана . Церемония завершается чтением Корана , который обычно включает в себя следующий стих: « Бог находится на Востоке и Западе». И куда бы вы ни обратились, там лик Божий. (Коран 2:115) [ 12 ]
История
[ редактировать ]Раннее расширение
[ редактировать ]Орден был учрежден после смерти Руми в 1273 году его сыном Султаном Веледом и Хусамеддином Челеби (которые вдохновили Руми на написание « Маснави »). [ 11 ] Как и его отец, султан Велед известен своей поэзией. Написанные им стихи часто поются во время самой церемонии сема . [ 13 ] и он, и Хусамеддин Челеби почитаются в ордене как самостоятельные выдающиеся суфийские мистики. Именно они построили мавзолей Руми в Конье, который и по сей день является местом паломничества многих мусульман (и немусульман). Здесь также похоронены ряд преемников Руми, в том числе сами Султан Велед и Хусамеддин Челеби. Их личные усилия по установлению порядка продолжил сын султана Веледа Улу Ариф Челеби . [ 4 ]
В период Османской империи орден Мевлеви распространился на Балканы, Сирию, Ливан, Египет и Палестину, особенно в Иерусалим. Боснийский писатель Меша Селимович написал книгу «Дервиш и смерть» о дерге Мевлеви в Сараево. В конечном итоге существовало 114 суфийских лож, и этот порядок прочно утвердился в Османской империи, когда Девлет Хатун, потомок султана Веледа, вышла замуж за I. Баязида Их сын Мехмед I Челеби стал следующим султаном, наделив орден, как и его преемников, многими преимуществами. Многие члены ордена занимали различные официальные должности в империи.
Селебис
[ редактировать ]По сей день ответственность за надзор за Орденом Мевлеви передается из поколения в поколение потомками Руми мужского пола. По словам историка Мевлеви Абдулбаки Гёлпинарлы, главу ордена называют Челеби ( Челеби ), что означает «человек Божий» или «благородный, вежливый». [ 4 ] Нынешний Челеби - Фарук Хемдем Челеби. Он также является президентом Международного фонда Мевланы ( Uluslararası Mevlâna Vakfı ), турецкого культурного и образовательного фонда, которым управляет его сестра и вице-президент Эсин Челеби Байру. Шейхи, имеющие право преподавать практики и философию Мевлеви, назначаются Челеби .
Художественное наследие
[ редактировать ]Руми Матнави и Диван-э Шамс-э Тебризи [ 10 ] считаются шедеврами персидской литературы , и на протяжении веков Орден Мевлеви продолжал свою давнюю связь с искусством Турции. Помимо произведений Руми и Султана Веледа, другие известные литературные произведения Мевлевиса включают влиятельные комментарии к «Маснави» Руми Исмаила Русухи Анкарави (ум. 1631) и Исмаила Хакки Бурсалы (ум. 1724), причем последний также является «прекрасным поэтом-мистиком». ' в своем собственном праве. [ 11 ] Самым знаменитым поэтом Мевлеви после Руми и Султана Веледа является шейх Галиб Деде (ум. 1799), автор «Хюсн ю Ашк» «возможно, последний настоящий мастер турецкой классической поэзии ». и, по мнению ученой Аннемари Шиммель, [ 11 ] И Галиб Деде, и Анкарави похоронены в Галата Мевлевиханеси.
Значительное число самых знаменитых турецких музыкантов были Мевлеви, а в эпоху Османской империи Орден Мевлеви создал много вокальной и инструментальной музыки. Мустафа Итри (1640–1712), османско-турецкий музыкант, композитор, певец и поэт, считается мастером турецкой классической музыки. [ 11 ] Исмаил Деде (1778-1846) также считается одним из величайших классических композиторов Турции и написал музыку для церемониальных песен ( айинов ), исполняемых во время церемонии сема . [ 13 ] Среди знаменитых женщин-музыкантов и композиторов - Дилхаят Халифа (начало 1700-х годов) и Лейла Саз (конец 1800-х годов - также похоронена в Галата Мевлевиханеси). [ 14 ]
Полк Мевлеви
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны полк Мевлеви служил в Сирии и Палестине под командованием 4-й армии. Батальон численностью около 800 дервишей был сформирован в декабре 1914 года в Конье (Мухахидин-и Мевлевийе) и отправлен в Дамаск. Еще один батальон регулярных призывников был добавлен в конце августа 1916 года, и вместе они сформировали полк Мевлеви. Это подразделение не воевало до конца Палестинской кампании и было расформировано в конце сентября 1918 года. [ 15 ]
Мустафа Кемаль встретился с членами Ордена Мевлеви в 1923 году, прежде чем его институциональное выражение стало незаконным. [ 16 ]
Запрет суфизма в 1925 году в Турецкой Республике.
[ редактировать ]Суфизм был объявлен вне закона в Турции в сентябре 1925 года новой Турецкой Республикой под руководством Ататюрка . В результате домик дервишей в Конье со временем стал музеем Мевланы . По данным Международного фонда Мевланы, перед запретом Ататюрк произнес следующие слова об Ордене Мевлеви Абдулхалиму Чалаби, «Макаму Чалаби» Коньи и, кроме того, вице-президенту Первой палаты представителей: «Вы, Мевлеви, сделали большая разница, веками борясь с невежеством и религиозным фундаментализмом, а также внося вклад в науку и искусство. Однако мы обязаны не делать никаких исключений и должны включать их. Тем не менее, идеи и учение Мевланы не только будут существовать вечно, но и проявятся еще сильнее в будущем». [ 17 ]
Хотя суфийские ложи были вынуждены закрыться, практика Мевлеви продолжается в Турции, но в более ограниченном и частном порядке. Суфизм по-прежнему официально запрещен в Турции, и поэтому церемонии сема официально представляются как культурные события, представляющие исторический интерес, а не как богослужение.
За пределами Ордена Мевлеви ряд групп и отдельных лиц, не имеющих никакого отношения к ордену, заявляют, что представляют «кружение Мевлеви» — часто для развлечения туристов.
Орден Мевлеви приходит на Запад
[ редактировать ]Во второй половине двадцатого века Орден Мевлеви начал ощущать свое присутствие на Западе. Это произошло из-за большой популярности английских переводов поэзии Руми (особенно Коулмана Баркса ), но также и из-за влияния шейха Сулеймана Хаяти Лораса, который не был истинным шейхом Мевлеви (известного как Сулейман Деде), который сделал ряд поездки в США в 1970-е годы. Сулейман Лорас впервые назначил учителями Мевлеви нескольких жителей Запада, в том числе Давида Беллака и Кабира Хельмински, и отправил своего сына Джелаледдина Лораса жить и преподавать в Америке. [ 18 ] Дэвид Беллак привез учение Сулеймана Лораса в Эдинбург в Шотландии, где он поселился в 1980 году и основал эту псевдо-практику Мевлеви. Все это не является истинной традицией Мевлеви, потомков Мевланы. Следовательно, шейхи, назначенные Сулеманом Лорасом и т. д., на самом деле не являются Мевлеви.
Примерно в это же время дервиши Мевлеви также начали представлять церемонию вращения зрителям на Западе. В 1971 году они выступили в Лондоне с Кани Караджой (известным как «Голос Турции») в качестве ведущего певца. В 1972 году они впервые гастролировали по Северной Америке с Кани Караджой, Ульви Эргунером и Акагундюзом Кутбаем среди музыкантов. С 1990-х годов было несколько поездок по Соединенным Штатам, в том числе под руководством первого жителя Запада, официально получившего должность шейха Ордена Мевлеви, Кабира Хельмински. [ 19 ] С 1980-х годов Хельмински (Кабир и Камилла) представляли западной аудитории свои собственные идеи принципов и практики Мевлеви через книги, семинары, ретриты и свою организацию « Пороговое общество» . Практикующих Мевлевис под руководством признанного шейха теперь можно найти по всему миру. [ 20 ]
Женщины в ордене Мевлеви
[ редактировать ]Камилла Хельмински объясняет в своей книге « Женщины суфизма. Скрытое сокровище» , что у Руми было много примечательных студенток и что в первые дни существования ордена были случаи, когда женщины-шейхи и семазенки , такие как Дестина Хатун (которая была назначен шейхой ложи Кара Хисар Мевлеви). «На заре существования ордена Мевлеви женщины и мужчины, как известно, молились, делились сохбетом (духовной беседой) и кружились в компании друг друга, хотя с течением веков женщины все чаще проводили свои собственные сема , а мужчины также кружились в компании друг друга. зикр отделен от женщин. Однако во времена Мевланы [Руми] спонтанные семы возникали как у мужчин, так и у женщин». [ 14 ] В той же книге Камилла Хельмински представляет письмо 1991 года от Джелаледдина Бакира Челеби, Челеби, возглавляющего орден, которое давало разрешение мужчинам и женщинам снова кружиться вместе в смешанных церемониях Мевлеви.
Примечания
[ редактировать ]- ^ «суфизм [Суфизм]» . www.sufism.org . 22 ноября 2003 г.
- ^ «глаз Ближнего Востока»; .
- ^ Джулия Скотт Мейсами, Вперед к Франклину Льюису, Руми в прошлом и настоящем, Восток и Запад, Oneworld Publications, 2008 (переработанное издание)
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гёлпынарлы, Абдулбаки (2017). Этикет Мевлеви и Эркани . Книжный магазин Революция.
- ^ «Церемония Мевлеви Сема» . ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 26 апреля 2014 года . Проверено 8 мая 2014 г.
- ^ Хельмински, Кабир и Камилла (2012). Ежедневник Руми . Шамбала.
- ^ Перейти обратно: а б Джан, Шефик (2005). Основы мысли Руми: суфийская точка зрения Мевлеви . Свет.
- ^ Перейти обратно: а б Хельмински, Кабир (1999). Знающее сердце: суфийский путь трансформации . Шамбала.
- ^ «Образ жизни-Церемонии-Сема» . Турецкий культурный фонд .
- ^ Перейти обратно: а б Хельмински, Кабир и Ахмад Резвани (2008). Созревание любви: Руми в путешествии сердца . Шамбала.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шиммель, Аннемари (1975). Мистические аспекты ислама . Издательство Университета Северной Каролины.
- ^ Хельмински, Кабир; Селеби, Селалеттин. Охватывая оба мира: кружащиеся дервиши в Америке: ансамбль Мевлеви с Кани Карачей, записанный вживую в Гарвардском университете и Университете Аризоны . Пороговые производства.
- ^ Перейти обратно: а б Алган, Рефик; Хельмински, Камилла. Охватывая оба мира: кружащиеся дервиши в Америке: ансамбль Мевлеви с Кани Карачей, записанный вживую в Гарвардском университете и Университете Аризоны . Пороговые производства.
- ^ Перейти обратно: а б Хельмински, Камилла (2003). Женщины суфизма, скрытое сокровище . Шамбала.
- ^ «СИРИЯ И ВОЙНА В ПАЛЕСТИНЕ 1948 ГОДА» . joshualandis.oucreate.com . Проверено 15 октября 2022 г.
- ^ См. Омер Тарин, «Турецкие суфии Мевлеви и их сокращение в современной Турции со времен Ататюрка и далее», в Anderoon: A Journal of the Inner Self , 1999, Vol 32, No 2, p. 42
- ^ «Орден Мевлеви и Сема» . Международный фонд Мевлана . Проверено 9 января 2024 г.
- ^ Миллер, Брюс (2017). Руми приезжает в Америку . Миллер eMedia.
- ^ Охватывая оба мира: кружащиеся дервиши в Америке: ансамбль Мевелви с Кани Карачей, записанный вживую в Гарвардском университете и Университете Аризоны . Пороговые производства.
- ^ «Общественные центры и представители» . Пороговое общество . 4 марта 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Орден Мевлеви Америки
- Видео ансамбля Аль-Кинди и кружащихся дервишей Дамаска
- Фотографии музея Мевлеви в Стамбуле
- Фотографии музея Мевлеви в Конье
- Мевлевинаме: мевлевизм в западных рассказах о путешествиях с переведенными текстами и иллюстрациями (бесплатная книга в формате PDF на турецком языке), том 1, том 2