Jump to content

Орден Мевлеви

(Перенаправлено из Крутящиеся дервиши )
Орден Мевлеви
Английский : Мевлеви Дергахи
Аббревиатура Мевлеви
Формирование 1273; 749 лет назад [ 1 ]
Основатель С тобой
Основан в Сельджукский султанат
Тип Дервишский орден
Штаб-квартира Konya , Turkey
Членство
ок. 2000 по состоянию на 2015 год [ 2 ]
Макам Чалаби (главный мастер)
Фарук Хемдем
Руми
Главный орган
Религиозный
Церемония Мевлеви Сема
Культурный центр Ходжапаша — это отреставрированный османский хамам (турецкая баня) в стамбульском районе Сиркеджи, который сейчас используется для представлений сема Мевлеви (кружащийся дервиш).
Страна Турция
Ссылка 100
Область Европа, Азия и Северная Америка
История надписи
Надпись 2008 г. (3-я сессия)

Орден Мевлеви или Мавлавия ( турецкий : Mevlevilik ; персидский : طریقت مولویه ) — суфийский орден, возникший в Конье , Турция (бывшая столица Султаната ) персидского Рум века . поэта , суфийского мистика и богослова [ 3 ] Мевлеви также известны как « кружащиеся дервиши » из-за их знаменитой практики кружения во время выполнения зикра (памятования о Боге ). Дервиш — общий термин для посвященного суфийского пути; Вращение является частью официальной церемонии сема , и ее участники известны как семазены . [ 4 ]

В 2005 году ЮНЕСКО признала «Церемонию Мевлеви Сема » одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества . [ 5 ]

Принципы и практика

[ редактировать ]

Орден Мевлеви, которому около 750 лет, когда-то был живой традицией, основанной на учении Руми, также известного как Мевлеви или Мевлана, который, возможно, является одним из самых знаменитых поэтов Турции. В исламе его также почитают как мистика. Друг и наставник Руми, Шамс из Тебриза, также почитается в ордене и в суфизме.

Чтобы не быть осужденным фанатичными мусульманами своего времени, Руми сказал: «Пока у меня есть жизнь, я — раб Корана. Я — пыль у двери Мухаммеда Избранного»; [ 6 ] Считается, что путь Мевлеви твердо основан на исламских принципах, но история показывает, что он ближе к пути, установленному Пифагором, который черпает свои принципы из Веданты, которая признает все религии, но это не религия, а образ жизни. . Основными принципами являются: 1. Знание тождества Души с Божественным аспектом творения. 2. Никакой ассоциации с определенной религией, но принятие членов, которые следуют какой-либо системе убеждений или никакой. 3. К мужчинам и женщинам относятся одинаково во всех отношениях, поскольку Душа Человека не имеет пола. 4. Использование мелодии, вдохновленной Богом, иногда в сочетании с танцем, как часть метода открытия Истинного Я. 5. Гармоничное сочетание знания и преданности в практике пути. 6. Знание реинкарнации Души в ее дальнейшем путешествии. 7. Ведение упорядоченной, систематической и дисциплинированной жизни, включая правдивость, терпимость и т. д. Однако после упадка Мевлеви после того, как Мустафа Кемаль Ататюрк запретил их практику и конфисковал их земли и здания (теккес), истинный путь по большей части был утерян и забыт. Также дервиши и шейхи назначаются турецким правительством для проведения публичных представлений. Это шоу не Мевлеви. Их Сема раньше была частной и никогда не устраивалась как шоу. Следовательно, многое из того, что следует в этом описании, основано на ложных идеях, возникших со времен Ататюрка. С верой в то, что этот суфийский путь является религией, основанной на исламе. Смотрите интервью с настоящим Мевлеви на сайте https://www.academia.edu/118215910/ для получения дополнительной информации по этому поводу.

Мевлеви настаивают на том, что любовь занимает центральное место в исламе. Мевлеви шейх Шефик Джан пишет: «Руми советует нам выдвинуть на первый план любовь к Богу, воздерживаться от привязанности к букве закона, а не к его духу, найти суть веры и возвысить нашу веру. вера от уровня подражания к уровню реализации». [ 7 ]

Помимо обязательного исламского поклонения, некоторые из основных духовных практик Ордена Мевлеви следующие (в порядке важности):

  • Изучение Корана и произведений Руми (особенно его поэтического шедевра « Маснави »).
  • Муракаба (Единение с Богом)
  • Инициативная беседа под руководством шейха (известная как сохбет )
  • Сема : церемония кружения
  • Зикр : призывание Божественных Имен, которое, как полагают, очищает сердце.
  • Адаб (развитие вежливости и внимательности) [ 8 ]

Сема, имеющая наибольшее значение для ордена Мевлеви, — это ежегодное празднование «брака Мевланы с богом» (смерти), также называемое Себ-и Арус, что означает брачную ночь или ночь союза. [ 9 ] Его отмечают в течение одной недели, последняя ночь приходится на годовщину его смерти. Паломники со всего мира едут в Конью на официальное празднование. Мероприятие настолько популярно, что для желающих принять участие существует система продажи билетов.

Руми упоминает кружение в ряде своих стихотворений. В одной из газелей в «Дивани Шамси Тебриз» он говорит:

Те, кто обращается в сторону молитвы,
кружиться и в этом мире, и в следующем.

Внимай, когда кружится круг друзей,
вращаясь по кругу, Кааба является центром.

Если вам нужна шахта сахара, она здесь;
и если вы захотите кусочек сахара, он будет бесплатным. [ 10 ]

Истоки Семы

[ редактировать ]
Мевлеви, кружащиеся дервиши , 1887 год.

Согласно популярной истории, Руми впервые почувствовал желание кружиться, когда услышал стук ювелиров на базаре Коньи. [ 11 ] Однако историк Мевлеви Абдулбаки Гёлпинарлы полагал, что Руми, должно быть, научился вращению у Шамса из Тебриза. [ 4 ] Шефик Джан утверждал, что вращение практиковалось среди суфиев, по крайней мере, еще при Абу Саиде Абу'л-Хайре (ум. 1049). [ 7 ] Хотя они культивировали это в высшей степени, Мевлевис не единственные суфии, практикующие кружение, и Кабир Хельмински предполагает первобытное происхождение: «Практика кружения, возможно, берет свое начало в вневременных тенях духовности Центральной Азии, где шаманы использовали ее, чтобы вызвать измененные состояния сознания». [ 8 ]

Метод и символика

[ редактировать ]

Сема (или сама ) традиционно практикуется в семахане (ритуальном зале) в соответствии с точно предписанным символическим ритуалом, когда семазены кружатся вокруг своего шейха. Семазены кружатся, используя правую ногу, чтобы двигаться по кругу против часовой стрелки, в то время как их левая нога остается прижатой к полу, действуя как ось, вокруг которой вращается семазен . Обе руки вытянуты и подняты до уровня головы, при этом правая ладонь направлена ​​вверх (считается, что она получает Божественную благодать), а левая ладонь направлена ​​вниз (считается, что она направляет эту благодать миру). При каждом повороте на 360° семазен внутренне воспевает «Аллах» — разновидность зикра . [ 4 ]

Семазены . входят в черный плащ ( хирка ), символизирующий смерть и могилу, который они снимают, прежде чем кружиться На голове они носят высокую коричневую шляпу, известную как сикке , которая символизирует надгробие и смерть эго (вариант сикке также носят бекташи ). Как только с них снимают плащи, становятся видны их длинные белые одежды ( теннуре ) и белые куртки ( дестегюль – что означает «букет роз»). Оба являются символами воскресения. [ 4 ]

Структура церемонии

[ редактировать ]

Наат-и Шариф Наат знаменует начало церемонии, на которой сольный певец произносит панегирик Пророку Мухаммеду. Завершается он таксимом (импровизацией) на тростниковой флейте ( ней ), символизирующей Божественное дыхание, дающее жизнь всему.

Девр-и Велед – Прогулка Султана Веледа предполагает семазенов медленное и ритмичное хождение под музыку пешрева . С силой ударив по земле (что символизирует Божественный акт творения, когда Бог сказал «Будь!» согласно Корану), они трижды обходят гуськом вокруг зала, кланяясь сначала семазену перед ними, а затем семазену позади них , когда они начинают каждый круг. Говорят, что лук символизирует признание Божественного дыхания, вдохнутого в каждого из нас, и является приветствием от души к душе. Затем дервиши снимают свои черные плащи.

Четыре Салама – Четыре Салама ( селама ) составляют основную часть церемонии и представляют собой отдельные музыкальные движения. По словам Джелалеттина Челеби и шейха Кабира Хельмински, «первый селам представляет собой рождение человека к Истине через знание, а также через его осознание и подчинение Богу. Второй селам представляет собой восторг человека, когда он становится свидетелем великолепия творения и всемогущество Бога. Третий селам — это превращение восторга в любовь, жертвование ума ради любви. Это уничтожение себя внутри Любимого. Это единство.... Четвертый селам – это семазена примирение со своей судьбой. Всем семазеном , всем своим разумом и сердцем он – слуга Бога, Божьих книг и Его пророков – всего Творения. ."

Чтение Корана . Церемония завершается чтением Корана , который обычно включает в себя следующий стих: « Бог находится на Востоке и Западе». И куда бы вы ни обратились, там лик Божий. (Коран 2:115) [ 12 ]

Дервиши Мевлеви, кружащиеся в Пере , Жан-Батист ван Мур

Раннее расширение

[ редактировать ]

Орден был учрежден после смерти Руми в 1273 году его сыном Султаном Веледом и Хусамеддином Челеби (которые вдохновили Руми на написание « Маснави »). [ 11 ] Как и его отец, султан Велед известен своей поэзией. Написанные им стихи часто поются во время самой церемонии сема . [ 13 ] и он, и Хусамеддин Челеби почитаются в ордене как самостоятельные выдающиеся суфийские мистики. Именно они построили мавзолей Руми в Конье, который и по сей день является местом паломничества многих мусульман (и немусульман). Здесь также похоронены ряд преемников Руми, в том числе сами Султан Велед и Хусамеддин Челеби. Их личные усилия по установлению порядка продолжил сын султана Веледа Улу Ариф Челеби . [ 4 ]

В период Османской империи орден Мевлеви распространился на Балканы, Сирию, Ливан, Египет и Палестину, особенно в Иерусалим. Боснийский писатель Меша Селимович написал книгу «Дервиш и смерть» о дерге Мевлеви в Сараево. В конечном итоге существовало 114 суфийских лож, и этот порядок прочно утвердился в Османской империи, когда Девлет Хатун, потомок султана Веледа, вышла замуж за I. Баязида Их сын Мехмед I Челеби стал следующим султаном, наделив орден, как и его преемников, многими преимуществами. Многие члены ордена занимали различные официальные должности в империи.

Mevlana Museum in Konya .
Модель обучения дервиша .

По сей день ответственность за надзор за Орденом Мевлеви передается из поколения в поколение потомками Руми мужского пола. По словам историка Мевлеви Абдулбаки Гёлпинарлы, главу ордена называют Челеби ( Челеби ), что означает «человек Божий» или «благородный, вежливый». [ 4 ] Нынешний Челеби - Фарук Хемдем Челеби. Он также является президентом Международного фонда Мевланы ( Uluslararası Mevlâna Vakfı ), турецкого культурного и образовательного фонда, которым управляет его сестра и вице-президент Эсин Челеби Байру. Шейхи, имеющие право преподавать практики и философию Мевлеви, назначаются Челеби .

Художественное наследие

[ редактировать ]

Руми Матнави и Диван-э Шамс-э Тебризи [ 10 ] считаются шедеврами персидской литературы , и на протяжении веков Орден Мевлеви продолжал свою давнюю связь с искусством Турции. Помимо произведений Руми и Султана Веледа, другие известные литературные произведения Мевлевиса включают влиятельные комментарии к «Маснави» Руми Исмаила Русухи Анкарави (ум. 1631) и Исмаила Хакки Бурсалы (ум. 1724), причем последний также является «прекрасным поэтом-мистиком». ' в своем собственном праве. [ 11 ] Самым знаменитым поэтом Мевлеви после Руми и Султана Веледа является шейх Галиб Деде (ум. 1799), автор «Хюсн ю Ашк» «возможно, последний настоящий мастер турецкой классической поэзии ». и, по мнению ученой Аннемари Шиммель, [ 11 ] И Галиб Деде, и Анкарави похоронены в Галата Мевлевиханеси.

Значительное число самых знаменитых турецких музыкантов были Мевлеви, а в эпоху Османской империи Орден Мевлеви создал много вокальной и инструментальной музыки. Мустафа Итри (1640–1712), османско-турецкий музыкант, композитор, певец и поэт, считается мастером турецкой классической музыки. [ 11 ] Исмаил Деде (1778-1846) также считается одним из величайших классических композиторов Турции и написал музыку для церемониальных песен ( айинов ), исполняемых во время церемонии сема . [ 13 ] Среди знаменитых женщин-музыкантов и композиторов - Дилхаят Халифа (начало 1700-х годов) и Лейла Саз (конец 1800-х годов - также похоронена в Галата Мевлевиханеси). [ 14 ]

Полк Мевлеви

[ редактировать ]
Ататюрк в 1923 году вместе с членами Ордена Мевлеви, прежде чем его институциональное выражение стало незаконным, а их ложа дервишей была преобразована в Музей Мевланы.

Во время Первой мировой войны полк Мевлеви служил в Сирии и Палестине под командованием 4-й армии. Батальон численностью около 800 дервишей был сформирован в декабре 1914 года в Конье (Мухахидин-и Мевлевийе) и отправлен в Дамаск. Еще один батальон регулярных призывников был добавлен в конце августа 1916 года, и вместе они сформировали полк Мевлеви. Это подразделение не воевало до конца Палестинской кампании и было расформировано в конце сентября 1918 года. [ 15 ]

Мустафа Кемаль встретился с членами Ордена Мевлеви в 1923 году, прежде чем его институциональное выражение стало незаконным. [ 16 ]

Запрет суфизма в 1925 году в Турецкой Республике.

[ редактировать ]

Суфизм был объявлен вне закона в Турции в сентябре 1925 года новой Турецкой Республикой под руководством Ататюрка . В результате домик дервишей в Конье со временем стал музеем Мевланы . По данным Международного фонда Мевланы, перед запретом Ататюрк произнес следующие слова об Ордене Мевлеви Абдулхалиму Чалаби, «Макаму Чалаби» Коньи и, кроме того, вице-президенту Первой палаты представителей: «Вы, Мевлеви, сделали большая разница, веками борясь с невежеством и религиозным фундаментализмом, а также внося вклад в науку и искусство. Однако мы обязаны не делать никаких исключений и должны включать их. Тем не менее, идеи и учение Мевланы не только будут существовать вечно, но и проявятся еще сильнее в будущем». [ 17 ]

Хотя суфийские ложи были вынуждены закрыться, практика Мевлеви продолжается в Турции, но в более ограниченном и частном порядке. Суфизм по-прежнему официально запрещен в Турции, и поэтому церемонии сема официально представляются как культурные события, представляющие исторический интерес, а не как богослужение.

За пределами Ордена Мевлеви ряд групп и отдельных лиц, не имеющих никакого отношения к ордену, заявляют, что представляют «кружение Мевлеви» — часто для развлечения туристов.

Орден Мевлеви приходит на Запад

[ редактировать ]
Сулейман Лорас с Дэвидом Беллаком в Конье

Во второй половине двадцатого века Орден Мевлеви начал ощущать свое присутствие на Западе. Это произошло из-за большой популярности английских переводов поэзии Руми (особенно Коулмана Баркса ), но также и из-за влияния шейха Сулеймана Хаяти Лораса, который не был истинным шейхом Мевлеви (известного как Сулейман Деде), который сделал ряд поездки в США в 1970-е годы. Сулейман Лорас впервые назначил учителями Мевлеви нескольких жителей Запада, в том числе Давида Беллака и Кабира Хельмински, и отправил своего сына Джелаледдина Лораса жить и преподавать в Америке. [ 18 ] Дэвид Беллак привез учение Сулеймана Лораса в Эдинбург в Шотландии, где он поселился в 1980 году и основал эту псевдо-практику Мевлеви. Все это не является истинной традицией Мевлеви, потомков Мевланы. Следовательно, шейхи, назначенные Сулеманом Лорасом и т. д., на самом деле не являются Мевлеви.

Примерно в это же время дервиши Мевлеви также начали представлять церемонию вращения зрителям на Западе. В 1971 году они выступили в Лондоне с Кани Караджой (известным как «Голос Турции») в качестве ведущего певца. В 1972 году они впервые гастролировали по Северной Америке с Кани Караджой, Ульви Эргунером и Акагундюзом Кутбаем среди музыкантов. С 1990-х годов было несколько поездок по Соединенным Штатам, в том числе под руководством первого жителя Запада, официально получившего должность шейха Ордена Мевлеви, Кабира Хельмински. [ 19 ] С 1980-х годов Хельмински (Кабир и Камилла) представляли западной аудитории свои собственные идеи принципов и практики Мевлеви через книги, семинары, ретриты и свою организацию « Пороговое общество» . Практикующих Мевлевис под руководством признанного шейха теперь можно найти по всему миру. [ 20 ]

Женщины в ордене Мевлеви

[ редактировать ]

Камилла Хельмински объясняет в своей книге « Женщины суфизма. Скрытое сокровище» , что у Руми было много примечательных студенток и что в первые дни существования ордена были случаи, когда женщины-шейхи и семазенки , такие как Дестина Хатун (которая была назначен шейхой ложи Кара Хисар Мевлеви). «На заре существования ордена Мевлеви женщины и мужчины, как известно, молились, делились сохбетом (духовной беседой) и кружились в компании друг друга, хотя с течением веков женщины все чаще проводили свои собственные сема , а мужчины также кружились в компании друг друга. зикр отделен от женщин. Однако во времена Мевланы [Руми] спонтанные семы возникали как у мужчин, так и у женщин». [ 14 ] В той же книге Камилла Хельмински представляет письмо 1991 года от Джелаледдина Бакира Челеби, Челеби, возглавляющего орден, которое давало разрешение мужчинам и женщинам снова кружиться вместе в смешанных церемониях Мевлеви.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «суфизм [Суфизм]» . www.sufism.org . 22 ноября 2003 г.
  2. ^ «глаз Ближнего Востока»; .
  3. ^ Джулия Скотт Мейсами, Вперед к Франклину Льюису, Руми в прошлом и настоящем, Восток и Запад, Oneworld Publications, 2008 (переработанное издание)
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гёлпынарлы, Абдулбаки (2017). Этикет Мевлеви и Эркани . Книжный магазин Революция.
  5. ^ «Церемония Мевлеви Сема» . ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 26 апреля 2014 года . Проверено 8 мая 2014 г.
  6. ^ Хельмински, Кабир и Камилла (2012). Ежедневник Руми . Шамбала.
  7. ^ Перейти обратно: а б Джан, Шефик (2005). Основы мысли Руми: суфийская точка зрения Мевлеви . Свет.
  8. ^ Перейти обратно: а б Хельмински, Кабир (1999). Знающее сердце: суфийский путь трансформации . Шамбала.
  9. ^ «Образ жизни-Церемонии-Сема» . Турецкий культурный фонд .
  10. ^ Перейти обратно: а б Хельмински, Кабир и Ахмад Резвани (2008). Созревание любви: Руми в путешествии сердца . Шамбала.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и Шиммель, Аннемари (1975). Мистические аспекты ислама . Издательство Университета Северной Каролины.
  12. ^ Хельмински, Кабир; Селеби, Селалеттин. Охватывая оба мира: кружащиеся дервиши в Америке: ансамбль Мевлеви с Кани Карачей, записанный вживую в Гарвардском университете и Университете Аризоны . Пороговые производства.
  13. ^ Перейти обратно: а б Алган, Рефик; Хельмински, Камилла. Охватывая оба мира: кружащиеся дервиши в Америке: ансамбль Мевлеви с Кани Карачей, записанный вживую в Гарвардском университете и Университете Аризоны . Пороговые производства.
  14. ^ Перейти обратно: а б Хельмински, Камилла (2003). Женщины суфизма, скрытое сокровище . Шамбала.
  15. ^ «СИРИЯ И ВОЙНА В ПАЛЕСТИНЕ 1948 ГОДА» . joshualandis.oucreate.com . Проверено 15 октября 2022 г.
  16. ^ См. Омер Тарин, «Турецкие суфии Мевлеви и их сокращение в современной Турции со времен Ататюрка и далее», в Anderoon: A Journal of the Inner Self , 1999, Vol 32, No 2, p. 42
  17. ^ «Орден Мевлеви и Сема» . Международный фонд Мевлана . Проверено 9 января 2024 г.
  18. ^ Миллер, Брюс (2017). Руми приезжает в Америку . Миллер eMedia.
  19. ^ Охватывая оба мира: кружащиеся дервиши в Америке: ансамбль Мевелви с Кани Карачей, записанный вживую в Гарвардском университете и Университете Аризоны . Пороговые производства.
  20. ^ «Общественные центры и представители» . Пороговое общество . 4 марта 2011 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6bf1b33089c8e4e9da694c8af5252209__1722086880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/09/6bf1b33089c8e4e9da694c8af5252209.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mevlevi Order - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)