Равноапостольные
Равноапостольные или равноапостольные [а] — особый титул, присвоенный некоторым святым в восточном православии и византийском католицизме . Это звание присвоено в знак признания выдающихся заслуг этих святых в распространении и утверждении христианства , сравнимых со заслугами первоначальных апостолов .
Примеры
[ редактировать ]Ниже приводится неполный список святых, называемых равноапостольными : [1]
- Мария Магдалина (1 век)
- Фотина, самаритянка у колодца (I век)
- Фекла (1 век)
- Святая Апфия (1 век) [2]
- Аберций Иеропольский (2 век)
- Григорий Чудотворец (ок. 213 — 270), ученик Оригена , [3] и причислен к равным апостолам Василием в «О Святом Духе» , глава 29. [4]
- Елена Константинопольская (ок. 250 – ок. 330)
- Константин Великий (ок. 272 – 337)
- Нино (ок. 296 – ок. 338 или 340), крестительница грузин.
- Мириан III Иберийский (умер в 361 г.), первый христианский грузинский монарх
- Нана Иберийская (4 век)
- Патрик Ирландский (5 век)
- Фотий I Константинопольский ( ок. 820 — ок. 891 )
- Кирилл (827 – 869)
- Растислав Моравский (870)
- Мефодий (815 – 885)
- Святой Ангелар (умер после 885 г. н.э.)
- Святой Горазд (9 век) [5]
- Борис I Болгарии (умер в 907 г.)
- Святой Наум (умер в 910 г.)
- Климент Охридский (умер в 916 г.)
- Святой Савва (1169 или 1174 – 1236)
- Ольга Киевская (ок. 890 – 969)
- Владимир Великий (ок. 958 – 1015)
- Святой Олаф Норвежский (ок. 995–1030), креститель Норвегии.
- Стефан I Венгерский (969–1038)
- Косма Этолийский (1714–1779)
- Иннокентий Аляскинский (1797–1879)
- Николай Японский (1836–1912)
Политическое использование термина
[ редактировать ]Как рассказывает Георгий Острогорский , настойчивые требования дохристианских римских императоровпоклонение им как богам всегда было основным камнем преткновения для ранних христиан (см. Антихристианскую политику в Римской империи ). Тем не менее, даже с появлениемПри христианских императорах, первым из которых был Константин Великий , государевая власть сохраняла отчетливо божественный привкус.Действительно, если использовать более резкую формулировку Острогорского, « римско-эллинистический культ государя продолжал жить в христианской Византийской империи. во всей своей древней славе». [6] Греческий термин isapóstolos, обозначающий «равноапостольного» , использовался в поздней Римско-Византийской империи, чтобы способствовать созданию этого божественного имперского образа.Сам Константин, кажется, имел это в виду, когда, по словам Евсевия Кесарийского , проектировал церковь Святых Апостолов в качестве своей гробницы в Константинополе:
[Это здание] император освятил с желанием увековечить память апостолов Спасителя нашего. Однако при строительстве этого здания у него была и другая цель: цель, сначала неизвестная, но впоследствии ставшая для всех очевидной. Фактически, он выбрал это место в преддверии своей собственной смерти, предвидя с необычайным пылом веры, что его тело разделит их титул с самими апостолами [τῆς τῶν ἀποστόλων προσρήσεως κοινωνὸν], и что он будет так делать даже после смерти станьте вместе с ними предметом богослужений, которые должны совершаться в их честь в этом месте. Онсоответственно повелел поставить в этой церкви двенадцать гробов, как священные столпы в честь и память апостольского числа, в центре которого был поставлен свой собственный, имея по шесть своих по обе стороны от него.
- Евсевий Кесарийский, Жизнь Константина [7]
Помимо символизма, современные ученые предлагают разные версии относительно того, использовал ли когда-либо Евсевий настоящий титул isapóstolos по отношению к Константину. Джон Юлиус Норвич утверждает, что «последние несколько лет своей жизни Константин регулярно использовал титул isapóstolos », [8] хотя он не ссылается на первоисточник. В Новой католической энциклопедии (приложение 2010 г.) утверждается, что Евсевий действительно обращался к Константину под этим титулом, хотя и здесь не указан первоисточник. [9] Эйдан Николс также разделяет эту точку зрения, утверждая, что Евсевий действительно описал Константина как isapóstolos , но что более поздний редактор, или «интерполятор», снизил его статус до isepiskopos — равного епископу — чтобы Константин казался более скромный. [10] В отличие от этого Джонатан Бардилл довольно прямо заявляет, что наши источники не говорят напрямую о Константине как о равном апостолам до V века (то есть после Евсевия). [11]
Однако эта характеристика не обошлась без проблем. Как упоминалось выше, хотя сам Константин, возможно, очень хотел, чтобы его признали isapóstolos , многие богословы и церковники были обеспокоены этой перспективой. Как объясняет Жильбер Дагрон , трудность заключалась не обязательно в том, что Константин был недостоин (скорее, просто нескромен), а скорее в том, что этот титул приводил к весьма двусмысленному смешению церкви и государства. [12] Так, когда Созомен в своей церковной истории говорит о похоронах Константина, он особо отмечает, что епископов впоследствии хоронили в том же самом месте, «ибо иерархическое достоинство не только в чести равно императорской власти, но в священных местах даже берет верх». [13]
Однако со временем будущий святой Константин, тем не менее, прочно утвердился как isapóstolos и был закреплен как таковой в Bibliotheca Hagiographica Graeca. [14] и другая византийская литература (напр. Анна Комнин уверенно называет его 13-м апостолом в Алексиаде , с которым уподобляет своего отца Алексия ). [15] Действительно, в этом качестве он оказался неотразимым образцом для многих более поздних византийских правителей, которые сами регулярно использовали титул isapóstolos — как по политическим, так и по религиозным причинам. [16]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Имена святых, упоминаемых в месяцеслове" . azbyka.ru (in Russian) . Retrieved 2021-06-26 .
- ^ «Святая Апфия, мученица семидесяти | Антиохийская православная архиепархия» . www1.antiochian.org . Проверено 26 июня 2021 г.
- ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Речь и панегирик, обращенные к Оригену (св. Григорию Чудотворцу)» . www.newadvent.org . Проверено 15 февраля 2024 г.
- ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: De Spiritu Sancto (Василий)» . www.newadvent.org . Проверено 15 февраля 2024 г.
- ^ "Равноапостольный Гора́зд Охридский, епископ" . azbyka.ru (in Russian) . Retrieved 2021-06-26 .
- ^ Острогорский, Георгий. «Византийский император и иерархический мировой порядок» в журнале «Славянское и восточноевропейское обозрение», том. 35, № 84. (декабрь 1956 г.), 2
- ^ Евсевий Кесарийский, Жизнь Константина. Перевод преподобного Артура Кушмана Макгифферта, доктора философии (Нью-Йорк: Christian Literature Publishing Co., 1890), bk. IV, 60
- ^ Норвич, Джон Джулиус. Краткая история Византии (Нью-Йорк: Vintage Books, 1999), 18.
- ^ Преподобный Фрэнсис X и Перри Дж. Кахалл. История (1) ранней церкви в «Приложении к Новой католической энциклопедии, 2010 г., том 1» под ред. Роберт Л. Фастигги. (Детройт: Гейл, Cengage Learning; Вашингтон, округ Колумбия: Совместно с Католическим университетом Америки, 2010 г.), 268
- ^ Николс, Эйдан ОП Рим и восточные церкви, исследование раскола (Сан-Франциско: Ignatius Press, 2010), 182f
- ^ Бардилл, Джонатан. Константин, Божественный император золотого века христианства (Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2012), 373, 392.
- ^ Дагрон, Гилберт. Император и священник: Императорская канцелярия в Византии , перевод Джин Биррелл (Кембридж: University Press, 2003), 141f.
- ^ Созомен. Церковная история II, 34
- ^ БХГ 362
- ^ Анна Комнин. Алексиада XIV, 8
- ^ Трейтингер, Отто. Идея восточно-римского императора и империи, как она была оформлена в придворных церемониях (Дармштадт: H. Gentner., 1956), 129f.
- ^
- Греческий : ἰσαποστολος , транслит. Исапостолос
- Латинское : равный апостолам
- По-арабски : эквивалент посланников , мухадил ар-русул.
- Грузинский : моцикултастс'ори , латинизированный : моцикултастс'ори
- Румынский : именно с Апостолами
- Russian : равноапостольный , ravnoapostol'nyj
- Болгарский и сербский : равноапостоли , равноапостоли .
- Албанский : равный отступникам
- Russian : равноапостольный