Jump to content

Равноапостольные

(Перенаправлено с «Равноапостольные» )

Равноапостольные или равноапостольные [а] — особый титул, присвоенный некоторым святым в восточном православии и византийском католицизме . Это звание присвоено в знак признания выдающихся заслуг этих святых в распространении и утверждении христианства , сравнимых со заслугами первоначальных апостолов .

Ниже приводится неполный список святых, называемых равноапостольными : [1]

Политическое использование термина

[ редактировать ]

Как рассказывает Георгий Острогорский , настойчивые требования дохристианских римских императоровпоклонение им как богам всегда было основным камнем преткновения для ранних христиан (см. Антихристианскую политику в Римской империи ). Тем не менее, даже с появлениемПри христианских императорах, первым из которых был Константин Великий , государевая власть сохраняла отчетливо божественный привкус.Действительно, если использовать более резкую формулировку Острогорского, « римско-эллинистический культ государя продолжал жить в христианской Византийской империи. во всей своей древней славе». [6] Греческий термин isapóstolos, обозначающий «равноапостольного» , использовался в поздней Римско-Византийской империи, чтобы способствовать созданию этого божественного имперского образа.Сам Константин, кажется, имел это в виду, когда, по словам Евсевия Кесарийского , проектировал церковь Святых Апостолов в качестве своей гробницы в Константинополе:

[Это здание] император освятил с желанием увековечить память апостолов Спасителя нашего. Однако при строительстве этого здания у него была и другая цель: цель, сначала неизвестная, но впоследствии ставшая для всех очевидной. Фактически, он выбрал это место в преддверии своей собственной смерти, предвидя с необычайным пылом веры, что его тело разделит их титул с самими апостолами [τῆς τῶν ἀποστόλων προσρήσεως κοινωνὸν], и что он будет так делать даже после смерти станьте вместе с ними предметом богослужений, которые должны совершаться в их честь в этом месте. Онсоответственно повелел поставить в этой церкви двенадцать гробов, как священные столпы в честь и память апостольского числа, в центре которого был поставлен свой собственный, имея по шесть своих по обе стороны от него.

- Евсевий Кесарийский, Жизнь Константина [7]

Помимо символизма, современные ученые предлагают разные версии относительно того, использовал ли когда-либо Евсевий настоящий титул isapóstolos по отношению к Константину. Джон Юлиус Норвич утверждает, что «последние несколько лет своей жизни Константин регулярно использовал титул isapóstolos », [8] хотя он не ссылается на первоисточник. В Новой католической энциклопедии (приложение 2010 г.) утверждается, что Евсевий действительно обращался к Константину под этим титулом, хотя и здесь не указан первоисточник. [9] Эйдан Николс также разделяет эту точку зрения, утверждая, что Евсевий действительно описал Константина как isapóstolos , но что более поздний редактор, или «интерполятор», снизил его статус до isepiskopos — равного епископу — чтобы Константин казался более скромный. [10] В отличие от этого Джонатан Бардилл довольно прямо заявляет, что наши источники не говорят напрямую о Константине как о равном апостолам до V века (то есть после Евсевия). [11]

Однако эта характеристика не обошлась без проблем. Как упоминалось выше, хотя сам Константин, возможно, очень хотел, чтобы его признали isapóstolos , многие богословы и церковники были обеспокоены этой перспективой. Как объясняет Жильбер Дагрон , трудность заключалась не обязательно в том, что Константин был недостоин (скорее, просто нескромен), а скорее в том, что этот титул приводил к весьма двусмысленному смешению церкви и государства. [12] Так, когда Созомен в своей церковной истории говорит о похоронах Константина, он особо отмечает, что епископов впоследствии хоронили в том же самом месте, «ибо иерархическое достоинство не только в чести равно императорской власти, но в священных местах даже берет верх». [13]

Однако со временем будущий святой Константин, тем не менее, прочно утвердился как isapóstolos и был закреплен как таковой в Bibliotheca Hagiographica Graeca. [14] и другая византийская литература (напр. Анна Комнин уверенно называет его 13-м апостолом в Алексиаде , с которым уподобляет своего отца Алексия ). [15] Действительно, в этом качестве он оказался неотразимым образцом для многих более поздних византийских правителей, которые сами регулярно использовали титул isapóstolos — как по политическим, так и по религиозным причинам. [16]

  1. ^ "Имена святых, упоминаемых в месяцеслове" . azbyka.ru (in Russian) . Retrieved 2021-06-26 .
  2. ^ «Святая Апфия, мученица семидесяти | Антиохийская православная архиепархия» . www1.antiochian.org . Проверено 26 июня 2021 г.
  3. ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: Речь и панегирик, обращенные к Оригену (св. Григорию Чудотворцу)» . www.newadvent.org . Проверено 15 февраля 2024 г.
  4. ^ «ОТЦЫ ЦЕРКВИ: De Spiritu Sancto (Василий)» . www.newadvent.org . Проверено 15 февраля 2024 г.
  5. ^ "Равноапостольный Гора́зд Охридский, епископ" . azbyka.ru (in Russian) . Retrieved 2021-06-26 .
  6. ^ Острогорский, Георгий. «Византийский император и иерархический мировой порядок» в журнале «Славянское и восточноевропейское обозрение», том. 35, № 84. (декабрь 1956 г.), 2
  7. ^ Евсевий Кесарийский, Жизнь Константина. Перевод преподобного Артура Кушмана Макгифферта, доктора философии (Нью-Йорк: Christian Literature Publishing Co., 1890), bk. IV, 60
  8. ^ Норвич, Джон Джулиус. Краткая история Византии (Нью-Йорк: Vintage Books, 1999), 18.
  9. ^ Преподобный Фрэнсис X и Перри Дж. Кахалл. История (1) ранней церкви в «Приложении к Новой католической энциклопедии, 2010 г., том 1» под ред. Роберт Л. Фастигги. (Детройт: Гейл, Cengage Learning; Вашингтон, округ Колумбия: Совместно с Католическим университетом Америки, 2010 г.), 268
  10. ^ Николс, Эйдан ОП Рим и восточные церкви, исследование раскола (Сан-Франциско: Ignatius Press, 2010), 182f
  11. ^ Бардилл, Джонатан. Константин, Божественный император золотого века христианства (Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 2012), 373, 392.
  12. ^ Дагрон, Гилберт. Император и священник: Императорская канцелярия в Византии , перевод Джин Биррелл (Кембридж: University Press, 2003), 141f.
  13. ^ Созомен. Церковная история II, 34
  14. ^ БХГ 362
  15. ^ Анна Комнин. Алексиада XIV, 8
  16. ^ Трейтингер, Отто. Идея восточно-римского императора и империи, как она была оформлена в придворных церемониях (Дармштадт: H. Gentner., 1956), 129f.
  1. ^
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cf7e7de3f3463a580271826413fcf052__1707981240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cf/52/cf7e7de3f3463a580271826413fcf052.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Equal-to-apostles - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)