Папа Александр III подтвердил местную канонизацию Олафа в 1164 году, что сделало его признанным святым Католической церкви , и Олаф стал известен как Rex Perpetuus Norvegiae — вечный король Норвегии . После Реформации он стал известной исторической фигурой среди некоторых членов лютеранской и англиканской общин. [ 2 ]
Сага об Олафе Харальдссоне и легенда об Олафе Святом стали центральными в национальной идентичности. Особенно в период романтического национализма Олаф был символом норвежской независимости и гордости. Святого Олафа символизирует топор на гербе Норвегии , и Ольсок (29 июля) до сих пор является днем его празднования. многие христианские учреждения со скандинавскими связями, а также норвежский орден Святого Олафа . Его именем названы [ 3 ]
Олафа Древнескандинавское имя — Олаф Харальдссон [ˈoːlɑːvz̠ ˈhɑrɑldsˌson] . При жизни он был известен как Олаф «толстый» или «толстый». [ 4 ] или просто как Олаф «большой» ( Ólafr digri [ˈdiɣre] ; современный норвежский Олав Дигре ). [ 5 ] Его также называли Олафом «Нарушителем закона» за многочисленные жестокие способы обращения норвежского населения. В современной Норвегии его обычно называют Олавом ден Хеллиге ( букмол ; Олаф Святой) или Хейлаг-Олав ( Нюнорск ; Святой Олаф) в знак признания его святости.
Олаф Харальдссон носил имя Олаф на древнескандинавском языке (этимология: Ану- «предок», -laibaR — «наследник»). Олав – современный норвежский эквивалент , ранее часто писался как Олаф . Его имя на исландском языке — Олафур [ˈouːlaːvʏr̥] , на фарерском — Олавур , на датском — Олав , на шведском — Олоф и на финском — Олави . Олав — традиционное написание в Англии, сохранившееся в названии средневековых церквей, посвященных ему. Другие имена, такие как Олаф Хинн Хельги , Олавус Рекс и Олаф, используются взаимозаменяемо (см. Heimskringla Снорри Стурлусона ). Его иногда называют Rex Perpetuus Norvegiae (английский: «Вечный король Норвегии» ), это обозначение восходит к 13 веку. [ 6 ]
Засвидетельствовано, что Святой Олаф родился в Рингерике , [ 7 ] тем не менее, Рингерике не следует путать с современным понятием округа, названного в честь легендарных Рингерике Ивара Видфамне и Сигурда Хринга, который можно рассматривать как конфедерацию пяти мелких королевств, совещающихся с пятью королями, которые провозгласили Олафа Харальдсона своим Верховным королем в Хрингсакри согласно «Саге о Святом Олафе», короле Хрёрекре, короле Гудрёре, короле Хринге и двух других менее определенной идентичности. Олаф Харальдссон не стал королем Норвегии до битвы при Нешаре .
Св. Олаф был сыном Осты Гудбрандсдаттера и Харальда Гренске , мелкого короля в Вестфолде , [ 8 ] которого в более поздних исландских сагах описывали как праправнука Харальда Прекрасноволосого (который объединил Норвегию в одно королевство, установив феодальную структуру с королевской властью, гораздо менее зависимой от местных правителей, графов, герсов и так называемых мелких королей). Харальд был сыном Гудрёда Бьёрнссона , короля Бьёрна Фарманна в Вестфолде, то есть сыном короля Харальда I Прекрасноволосого Хальвданссона. Харальд Гренске умер, когда Остата Гудбрандсдаттер была беременна Олафом. Позже Оста вышла замуж за Сигурда Сира , от которого у нее родились другие дети, в том числе Харальд Хардрада , который позже правил как король Норвегии. [ 9 ]
Мелкие короли Рингерике, похоже, имели некоторые претензии на Верховное королевство Содружества Упсалы, что представляло возможную угрозу королевскому дому Мунсо под руководством короля Улофа Скётконунга. Графы Хладира и мелкие короли Хрингерике находились в конфликте с тех пор, как король Харальд Прекрасноволосый пришел к власти над всей Норвегией.
Во многих текстах есть информация об Олафе Харальдссоне. [ 10 ] Самая старая из них — « Глаэлогнсквида», или «Поэма морского штиля», написанная Тораринном Лофтунгой , исландцем. В нем восхваляется Олаф и упоминаются некоторые приписываемые ему знаменитые чудеса. Норвежские синоптические истории также упоминают Олафа. К ним относятся Ágrip af Nóregskonungasögum ( ок. 1190 г. ), Historia Norwegiae ( ок. 1160–1175 ) и латинский текст Historia de Antiquitate Regum Norwagiensium Теодориха Монаха ( ок. 1177–1188 ). [ 11 ]
Исландцы также много писали об Олафе, и о нем существует несколько исландских саг, в том числе о Фагрскинне ( ок. 1220 ) и Моркинскинне ( ок. 1225–1235 ). Хеймскрингла ( ок. 1225 ) Снорри Стурлусона в значительной степени основывает свое описание Олафа на более ранней Фагрскинне . Источники, кажется, говорят, что он был воспитан в скандинавской языческой религии, но обратился ко Христу в начале своей взрослой жизни. Старейшая сага о святом Олафе ( ок. 1200 г. ) важна для ученых тем, что в ней постоянно используются скальдические стихи, многие из которых приписываются самому Олафу. [ 11 ]
Наконец, многие агиографические источники описывают святого Олафа, но они сосредоточены в основном на приписываемых ему чудесах и не могут быть использованы для точного воссоздания его жизни. Примечательным из них является «Страсти и чудеса блаженного Олафа» . [ 12 ]
Широко используемый отчет о жизни Олафа можно найти в Хеймскрингле ок . 1225 . Хотя факты сомнительны, в саге деяния Олафа описываются следующим образом:
Норвегия в 1020 году
В 1008 году Олаф высадился на эстонском острове Сааремаа (Осилия). Осилианцы , застигнутые врасплох , сначала согласились на требования Олафа, но затем во время переговоров собрали армию и напали на норвежцев. Олаф все же выиграл битву. [ 13 ]
Олаф отплыл к южному побережью Финляндии где-то в 1008 году. [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] Результатом путешествия стала битва при Хердалере , где Олаф и его люди попали в засаду финнов в лесу. Олаф потерял много людей, но вернулся в свои лодки. Он приказал своим кораблям уйти, несмотря на нарастающий шторм. Финны преследовали их и добились того же прогресса на суше, что и Олаф и его люди на воде. Несмотря на эти события, они выжили. Точное место битвы неизвестно, а финский эквивалент Гердалера неизвестен, но было высказано предположение, что это могло произойти в Уусимаа , вероятно, недалеко от современного Инго . [ 18 ]
Подростком Олаф отправился в Прибалтику , затем в Данию , а затем в Англию . Поэзия скальдов предполагает, что он возглавил успешную морскую атаку, в результате которой был разрушен Лондонский мост , хотя англосаксонские источники этого не подтверждают. Возможно, это произошло в 1014 году, когда Лондон и английский трон были восстановлены Этельредом Неготовым и свергнут Кнут. [ 19 ] Снорри По словам Хеймскринглы , нападение произошло вскоре после смерти Свейна Вилобородого , когда город удерживался датскими войсками. В отчете Снорри утверждается, что Олаф помог Этельреду изгнать датчан из Англии. Снорри также говорит, что Олаф помогал сыновьям Этельреда после его смерти. Говорят, что Олаф выигрывал сражения, но не смог помочь сыновьям Этельреда изгнать Кнута. После этого он нацелился на Норвегию.
Олаф вернулся в Норвегию в 1015 году и объявил себя королем, заручившись поддержкой пяти мелких королей Норвежского нагорья . [ 20 ] В 1016 году в битве при Нешаре он победил графа Свейна , одного из графов Ладе и до сих пор фактического правителя Норвегии. Он основал город Борг, позже известный как Сарпсборг , у водопада Сарпсфоссен в Эстфолд графстве . За несколько лет он завоевал больше власти, чем любой из его предшественников на троне.
В 1026 году он участвовал в битве при Хельгео . В 1029 году норвежская знать, кипящая от недовольства, поддержала вторжение короля Кнута Великого датского . Олаф был изгнан в ссылку в Киевскую Русь . [ 20 ] [ 7 ] Некоторое время он пробыл в шведской провинции Нерике , где, по местному преданию, крестил многих местных жителей. В 1029 году норвежский регент короля Кнута, Ярл Хокон Эйрикссон , погиб в море, и Олаф воспользовался возможностью вернуть себе королевство. При военной и материально-технической поддержке шведского короля Анунда Якоба он попытался обойти грозный «Эресуннский флот» датского короля, пройдя через горы Емтланд, чтобы захватить Нидарос, тогдашнюю столицу Норвегии, в 1030 году. Однако Олаф был убит. в битве при Стиклестаде 29 июля 1030 г. [ 22 ] где некоторые из его подданных из центральной и северной Норвегии ополчились против него. Точное положение могилы святого Олафа в Нидаросе неизвестно с 1568 года из-за последствий лютеранского иконоборчества 1536–1537 годов.
Король Кнут, хотя и был отвлечен задачей управления Англией, правил Норвегией в течение пяти лет после Стиклестада, со своим сыном Свейном и матерью Свейна Эльфгифу (известной как Альфифа в древнескандинавских источниках) в качестве регентов. Но их регентство было непопулярным, и когда внебрачный сын Олафа Магнус («Добрый») претендовал на норвежский трон, Свейн и Эльфгифу были вынуждены бежать.
Святой Олаф с топором на епископском посохе , моржовый бивень, Норвегия ок. 1375–1400 гг.
Олафа традиционно считали лидером христианизации Норвегии, но большинство ученых того периода теперь полагают, что Олаф не имел к этому процессу никакого отношения. Олаф привел с собой Гримкетеля , которому обычно приписывают помощь в создании епископских кафедр и дальнейшей организации норвежской церкви, но Гримкетель был всего лишь членом семьи Олафа, и постоянные кафедры не создавались до ок. 1100. Также Олаф и Гримкетель, скорее всего, не вводили в Норвегию новых церковных законов; позже они были приписаны Олафу. Олаф, скорее всего, действительно пытался принести христианство во внутренние районы Норвегии, где оно было менее распространено. [ 23 ]
Также были подняты вопросы о природе христианства Олафа. [ 24 ] Современные историки в целом согласны [ 25 ] что Олаф был склонен к насилию и жестокости, и отмечают, что более ранние ученые часто пренебрегали этой стороной его характера. Похоже, что, как и многие скандинавские короли, Олаф использовал свое христианство, чтобы получить больше власти для монархии и централизовать контроль над Норвегией. Скальдические стихи, приписываемые Олафу, вообще не говорят о христианстве, а используют языческие отсылки для описания романтических отношений. [ 11 ] [ 26 ]
В своей книге «Обращение Скандинавии » Андерс Винрот утверждает, что существовал «длительный процесс ассимиляции, в ходе которого скандинавы переняли один за другим и с течением времени отдельные христианские обычаи». [ 27 ] Уинрот не утверждает, что Олаф не был христианином, но утверждает, что мы не можем думать о каких-либо скандинавах, столь же полностью обратившихся в веру, как это изображается в более поздних житиях или сагах. Сам Олаф изображается в более поздних источниках как святой чудотворец, помогающий поддержать эту быструю точку зрения на обращение Норвегии, но исторический Олаф не действовал таким образом, что особенно заметно в приписываемых ему скальдических стихах.
Олаф быстро стал покровителем Норвегии; Епископ Гримкетель совершил свою канонизацию всего через год после своей смерти. [ а ] Культ Олафа объединил страну и укрепил христианизацию Норвегии. Он также признан покровителем Фарерских островов . [ 29 ] [ 30 ]
Из-за более позднего статуса Олафа как святого-покровителя Норвегии, а также его важности в поздней средневековой историографии и норвежском фольклоре, трудно оценить исторический характер Олафа. Судя по кратким очертаниям известных исторических фактов, он, по-видимому, был довольно неудачным правителем, власть которого основывалась на союзе с гораздо более могущественным королем Кнутом Великим ; который был изгнан, когда заявил о своей власти; и чья попытка завоевания была быстро подавлена.
Это требует объяснения статуса, который он приобрел после смерти. Важны три фактора: более поздний миф о его роли в христианизации Норвегии, различные династические отношения между правящими семьями и необходимость легитимации в более поздний период. [ 31 ]
Олаф Харальдссон и Олаф Трюггвасон Олафа Харальдссона ( крестный отец ) традиционно считаются движущими силами окончательного обращения Норвегии в христианство. [ 32 ] Но большие каменные кресты и другие христианские символы позволяют предположить, что, по крайней мере, прибрежные районы Норвегии находились под сильным влиянием христианства задолго до времен Олафа; за одним исключением, все правители Норвегии со времен Хокона Доброго (ок. 920–961) были христианами (однако Хокон позже вернулся к язычеству как отступник), как и главный противник Олафа, Кнут Великий . Что кажется очевидным, так это то, что Олаф предпринял усилия по созданию церковной организации в более широком масштабе, чем раньше, среди прочего, импортируя епископов из Англии , Нормандии и Германии , и что он пытался насаждать христианство во внутренних районах, где было меньше всего общения. с остальной Европой, и которые экономически были более сильно основаны на сельском хозяйстве, так что склонность придерживаться прежнего культа плодородия была сильнее, чем в более диверсифицированных и обширных западных частях Норвегии.
Многие полагают, что Олаф ввел христианский закон в Норвегии в 1024 году, основываясь на камне Кули , но этот камень трудно интерпретировать. [ 27 ] Кодификация христианства как законной религии Норвегии была приписана Олафу, и его правовые меры для Норвежской церкви заняли настолько высокое место в глазах норвежского народа и духовенства, что, когда Папа Григорий VII попытался сделать священническое безбрачие обязательным для священников Западной Европы в 1074–1075 гг. норвежцы в значительной степени игнорировали его, поскольку в своде законов Олафа для их церкви не было упоминания о духовном безбрачии. Только после того, как в 1153 году Норвегия стала метрополией со своим собственным архиепископом, что сделало норвежскую церковь, с одной стороны, более независимой от своего короля, но, с другой стороны, более непосредственно подотчетной Папе, каноническое право получило большее значение. видное место в жизни и юрисдикции норвежской церкви.
По разным причинам, в первую очередь из-за смерти короля Кнута Великого в 1035 году, а также, возможно, из-за определенного недовольства норвежской знати датским правлением в годы после смерти Олафа в 1030 году, к власти пришел внебрачный сын Олафа от наложницы Альвхильды, Магнус Добрый . в Норвегии, а затем и в Дании. Многочисленные датские церкви были посвящены Олафу во время его правления, и саги дают представление об усилиях молодого короля по продвижению культа его умершего отца. Это стало типичным для скандинавских монархий. В языческие времена скандинавские короли получали свое право на власть на основании своих заявлений о происхождении от скандинавского бога Одина или, в случае шведских королей в Старой Уппсале , от Фрейра . В христианские времена эта легитимация права династии на правление и ее национального престижа основывалась на ее происхождении от святого короля. Таким образом, короли Норвегии пропагандировали культ святого Олафа, короли Швеции - культ святого Эрика , а короли Дании - культ святого Канута. Точно так же, как в Англии короли Нормандии и Плантагенеты пропагандировали культ Святого Эдуарда Исповедника в Вестминстерском аббатстве , своей коронационной церкви. [ 33 ]
Сигрид Ундсет отметила, что Олаф был крещен в Руане , столице Нормандии , и предположила, что Олаф, возможно, использовал священников нормандского происхождения для своих миссионеров. Норманны были в некоторой степени знакомы с культурой людей, которых они должны были обратить, и в некоторых случаях могли понимать их язык. Известно, что среди епископов, которых Олаф привез с собой из Англии, был Гримкетель ( лат . Grimcillus ). Вероятно, он был единственным из епископов-миссионеров, оставшихся в стране на момент смерти Олафа, и он стоял за переводом и беатификацией Олафа 3 августа 1031 года. [ а ] Позже Гримкетель стал первым епископом Сигтуны в Швеции.
Позже Гримкетель был назначен епископом епархии Селси на юго-востоке Англии. Вероятно, поэтому самые ранние следы литургического культа Олафа обнаружены в Англии. Офис (ок. 1050 г. молебен Олафа находится в так называемом коллекторе Леофрика ), который епископ Леофрик Эксетерский или завещал в своем завещании и завещании Эксетерскому собору . Этот английский культ, похоже, просуществовал недолго.
Около 1070 года Адам Бременский упоминает паломничество к святилищу Св. Олафа в Нидаросе , но это единственный известный нам устойчивый след культа Св. Олафа в Норвегии до середины XII века. К этому времени его также называли Вечным королем Норвегии . В 1152/3 Нидарос был отделен от Лунда как архиепископство Нидарос . Вполне вероятно, что какое бы то ни было формальное или неформальное почитание Олафа как святого существовало в Нидаросе до того, как оно было подчеркнуто и формализовано в этом случае.
Чудеса, совершенные святым Олафом, впервые появляются в Торарина Лофтунги скальдической поэме «Глаэлогнсквида» , или «Поэма морского штиля», примерно 1030–1034 гг. [ 34 ] Одним из них является убийство и бросание на гору морского змея, все еще видимого на склоне скалы. [ 35 ] Другой произошел в день его смерти, когда слепой прозрел после того, как протер глаза руками, испачканными кровью Олафа.
Тексты, использовавшиеся для литургического празднования святого Олафа на протяжении большей части Средневековья, вероятно, были составлены или написаны Эйстейном Эрлендссоном , вторым архиепископом Нидароса (1161–1189). [ б ] Девять чудес, описанных в Glælognskviða, составляют основу каталога чудес этого офиса.
Святой Олаф был широко популярен по всей Скандинавии. Ему были посвящены многочисленные церкви в Норвегии, Швеции и Исландии. Его присутствие ощущалось даже в Финляндии, и многие приезжали со всего скандинавского мира, чтобы посетить его святыню. [ 37 ] Если не считать ранних следов культа в Англии, за пределами Северной Европы имеются лишь разрозненные упоминания о нем.
Святой Олаф также был вместе с Богородицей покровителем капеллы варягов , скандинавских воинов, служивших телохранителями византийского императора. Считается, что эта церковь находилась недалеко от церкви Святой Ирины в Константинополе. Икона Мадонны Никопейской , [ 39 ] в настоящее время находится в базилике Святого Марка в Венеции, которая, как полагают, традиционно использовалась в бою византийскими вооруженными силами, и, как полагают, хранилась в этой часовне в мирное время. Таким образом, святой Олаф был также последним святым, почитаемым как Западной, так и Восточной церковью до Великого раскола .
Недавно был восстановлен паломнический маршрут к собору Нидарос , где находится могила святого Олафа. Маршрут известен как «Путь паломника» ( Pilegrimsleden ). Основной маршрут длиной около 640 км начинается в древней части Осло и направляется на север, вдоль озера Мьоса , вверх по долине Гудбрандсдал , через Доврефьель и вниз по долине Оркдал , заканчиваясь у собора Нидарос в Тронхейме . Офис паломников в Осло дает советы паломникам, а Паломнический центр в Тронхейме под эгидой Кафедрального собора выдает паломникам сертификаты по завершении путешествия. Однако мощи в соборе больше не выставлены, и неизвестно, где именно в соборном склепе захоронены его останки.
На протяжении веков Олаф фигурировал в народных традициях как убийца троллей и великанов, а также защитник от злых сил. Говорили, что он обладал целительной силой, которая привлекала людей к его святыне, и утверждалось, что на месте, где находился он или его тело, били различные источники. [ 44 ] Примерно в XII веке народные традиции и иконография Олафа вобрали в себя элементы богов Тора и Фрейра из скандинавской мифологии . [ 45 ] Как и Фрейр, он стал ассоциироваться с плодородием, что привело к тому, что его приняли в качестве покровителя фермеры, рыбаки, моряки и купцы Ганзейского союза , которые обращались к нему за хорошим урожаем и защитой. От Тора он унаследовал вспыльчивость, физическую силу и заслуги истребителя великанов. [ 46 ]
Народная традиция также оставила след в церковном материале. Ранние изображения Олафа изображают его чисто выбритым, но после 1200 года он появляется с рыжей бородой, которая, возможно, перешла от Тора. В Passio a miracule beati Olavi , официальном отчете о чудесах Олафа, содержится эпизод, в котором Олаф помогает человеку сбежать от хульдрефолков , «скрытых людей» норвежского фольклора . [ 46 ]
В Нормандии святой Олаф представляет собой важную фигуру и неофициально был выбран покровителем норманнов , , но также, в более широком масштабе , этим термином в основном обозначались жители континентальной Нормандии и Нормандских островов жители бывших викингов территорий , а именно Скандинавские страны и, тем более, Норвегия . Этот выбор можно объяснить временем, в котором жил Олаф, и когда обмены между Нормандией и скандинавскими странами были обычным явлением. Между жителями нового нормандского государства также существовало много родственных связей, о чем свидетельствует выбор архиепископа Роберта II для крещения Олафа.
Флаг Нормандии со скандинавским крестом, напоминающим о скандинавском происхождении Нормандии, был назван «Крест Святого Олафа» (или «Крест Святого Олафа») в честь святого.
, крещенная Церковь в Руане в Руане братом герцога Нормандского, посвящена Сен-Олафу. [ 47 ] Норвежская церковь Святого Олафа была построена в 1926 году на улице Дюге-Труэн, недалеко от дома скандинавских моряков. Норвежская миссия моряков хотела построить лютеранский храм для приезжих моряков.
^ Jump up to: а б Гримкетель инициировал беатификацию Олафа 3 августа 1031 года. Это было до того, как начался формальный процесс канонизации, который сейчас используется. [ 28 ]
^ Принято считать, что Эйстейн Эрлендссон написал Et Miracula Beati Olaui . Этот латинский агиографический труд посвящен истории и деятельности святого Олафа, с особым акцентом на его миссионерскую деятельность. [ 36 ]
^ Jump up to: а б с Линдоу, Джон. «Святой Олаф и скальды». В: Дюбуа, Томас А., изд. Святость на Севере . Торонто: Университет Торонто Press, 2008. 103–27.
^ Кунин, Девра, пер. История Норвегии и Страсти и чудеса блаженного Олафа . Лондон: Общество викингов северных исследований, 2011.
^ Рюдигер, Ян (2020). Все королевские женщины: многоженство и политика в Европе, 900–1250 гг . Перевод Барнуэлла, Тима. Брилл. п. 252.
^ Карлайл, Томас (2013). Соренсон, Дэвид Р.; Кинзер, Брент Э. (ред.). О героях, поклонении героям и героическом в истории . Издательство Йельского университета. п. 306.
^ Лунд, Нильс. «Скандинавия, ок. 700–1066». Новая Кембриджская средневековая история . Эд. Розамонд МакКиттерик . Издательство Кембриджского университета, 1995.
^ Багге, Сверре (2010). От оплота викингов к христианскому королевству: формирование государства в Норвегии, ок. 900–1350 . Копенгаген: Museum Tusculanum Press, Univ. Копенгагена. ISBN 978-87-635-0791-2 .
^ Маргарет Клунис Росс, « Reginnaglar » , в «Новостях из других миров» / Tíðendi ór ϫðrum heimum : Исследования скандинавского фольклора, мифологии и культуры в честь Джона Ф. Линдоу , изд. Меррил Каплан и Тимоти Р. Тангерлини, Периодические монографии продвинутых семинаров Wildcat Canyon, 1 (Беркли, Калифорния: North Pinehurst Press, 2012), стр. 3–21 (стр. 4); ISBN 0578101742 .
^ (на норвежском языке) Аудун Дибдал, « Хенрик Кальтейсен », в: Norsk biografisk lexikon [ Норвежский биографический словарь ]. Проверено 24 октября 2011 г.
^ См. Харальд Рауш, « Конец Вайсергассе », PAPOO , опубликовано 2 февраля 2011 г. (на немецком языке) , и Райнхард Шмид, « Кобленц – Доминиканский монастырь », Монастыри и монастыри в Рейнланд-Пфальце [ Монастыри и церкви в Рейнланд-Пфальце ( на немецком языке) для более подробной информации.
^ Астас, Рейдар (1993). «Олаф, св.». В Пульсиано, Филипп (ред.). Средневековая Скандинавия и энциклопедия . Нью-Йорк и Лондон: Гарленд. п. 446. ИСБН 0-8240-4787-7 .
^ Jump up to: а б Линдал, Карл; Макнамара, Джон; Линдоу, Джон, ред. (2002). «Олаф, Святой». Средневековый фольклор: Путеводитель по мифам, легендам, сказкам, верованиям и обычаям . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 299. ИСБН 9780195147711 .
Экрем, Ингер; Ларс Бойе Мортенсен; Карен Сковгаард-Петерсен (2000) Легенда об Олаве и латинская историография в Норвегии XII века (Museum Tusculanum Press) ISBN 978-87-7289-616-8
Хофтун, Оддгейр (2008) Иконография христианского процесса и правящей власти в скандинавском средневековье (Осло) ISBN 978-82-560-1619-8
Хофтун, Оддгейр (200) Деревянные церкви - и норвежское средневековое общество (Копенгаген; Боргенс Форлаг) ISBN 87-21-01977-0
Лангслет, Ларс Роар; Эдегорд, Кнут (2011) Олаф святой. Следы святого короля (Осло: Forlaget Press) ISBN 82-7547-402-7
Лиден, Анна (1999) Святой Олаф в средневековом изобразительном искусстве. Легендарные мотивы и атрибуты (Стокгольм) ISBN 91-7402-298-9
Миклебус, Мортен (1997) Олаф Викинг и Сен (Норвежский совет по делам культуры) ISBN 978-82-7876-004-8
Arc.Ask3.Ru Номер скриншота №: 7d9630dd51815197ffce2ca03a5ec1a4__1723391940 URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/a4/7d9630dd51815197ffce2ca03a5ec1a4.html Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1: Olaf II of Norway - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)