Манчестер Мохилл
Святой Манчан | |
---|---|
![]() Деталь маргинального изображения монаха | |
Миссионер , Монах | |
Рожденный | До 464 г. н.э. Ирландия или Уэльс |
Умер | в. 535 – ок. 538 вероятно, Мохилл, Ирландия |
Почитается в | |
Главный храм | « Святилище Манчана » |
Праздник | 14 февраля |
Покровительство | Школа Святого Манчана , День Монагана , Мохилл, графство Литрим Монастырь Мохилл * монастырь Иниснаг * другие церкви * призван против чумы (* разрушено или руины) |
пятно [ н 1 ] из Мохилла , [ н 2 ] ( . 464–538 гг н. э. ) был раннехристианским святым , которому приписывают основание многих раннехристианских церквей в Ирландии. Его жизнь скрыта, потому что много людей по имени Манчан , встречается ирландских христиан, склонных к монашеству среди средневековых , а это имя является уменьшительным от ирландского: Manach. Латинское: Monachus , монах . [ 5 ] [ н 3 ] Манчан, вероятно, умер от голода во время вулканических зим, вызванных экстремальными погодными явлениями 535–536 годов , которые предшествовали Юстиниановой чуме Мохилла в VI веке .
Храм Манчана — замечательный и уникальный образец искусства в стиле ирландских урнес , адаптированный к стилю Рингерике, искусный в дизайне и исполнении. [ 7 ] святого Манчана Праздник отмечают 14 февраля православные католики , католики и англиканцы . [ 8 ]
Жизнь
[ редактировать ]Жизнь Манчана из Мохилла омрачена безвестностью, а его генеалогия широко обсуждается. [ н 4 ] Множество Святых по имени Манчан предполагает, что это имя является уменьшительным от ирландского: Манах (лат. Monachus, Im manchaine). [ н 3 ] ) монах . [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Некоторые источники идентифицируют его как Манчана из Мондрехида , [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] претензия оспорена, [ 8 ] [ 22 ] но многие другие отождествляют его с Манчаном из Леманагана (умер в 664 г. н.э.) . [ 2 ] [ 9 ] [ 11 ] [ 16 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ n 5 ] Сосланный «Мастер Манчан» в монастыре Мауган. [ n 6 ] назван в « Жизнеописании Давида Уэльского ». [ 35 ] [ 36 ] процветал до Манчана из Мохилла. [ 34 ] Джон Колган решил, что «из-за отсутствия подлинных документов, доказывающих обратное, он должен рассматривать их как разных людей», поскольку праздники и хронологии расходятся. [ 37 ]
Колган говорит, что из-за отсутствия подлинных документов, подтверждающих обратное, он должен считать их разными людьми. [ 37 ]
По мнению Колгана и писцов аббатства Иона , которые записали его смерть в 538 году нашей эры в Анналах Тигернаха , Манчан из Мохилла следует считать отдельным «Манчаном». [ 16 ] [ 38 ] родился в Ирландии или Уэльсе и процветал ок. 464 – ок. 538 . [ 39 ] Он принадлежал к «первому ордену патрицианского духовенства », активным -миссионерам, священникам сопровождавшим или последовавшим за Святым Патриком, обычно британцам или ирландцам, рукоположенным им и его преемниками. [ 40 ] [ 41 ] [ н 7 ] В хронологиях самой ранней ирландской христианской традиции Манчан связан со святым Сенаном (умер в 544 г.) , [ 43 ] [ н 8 ] современник святого Берхана и святого Синчелла старшего (умер в 549 г.) и преемник Кайлина в Фенаге . [ 44 ] [ 45 ]
Манчан из Мохилла, уникальный среди Майчинов, основал множество раннехристианских церквей. [ 16 ] [ 25 ] [ 13 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] упоминается в Мартирологе Донегола как «латинский: Manchani Maethla, cum sociis suis » (имеется в виду Манчан из Мохилла и его товарищей ), [ 8 ] и мартиролог Гормана как «латинский: cum sociis » (« с союзниками »). [ 51 ]
Когда и где он начал свой религиозный курс, неизвестно. [ 16 ] Однако переводчик «Анналов Клонмакнойза» недоверчиво записал: « Коуорбы из Святого Манчана [в Леманагане] говорят, что он был валлийцем и пришел в это королевство одновременно со Святым Патриком». [ 10 ] [ 30 ] [ 52 ] [ n 9 ] К лицам с этим именем из Уэльса относятся Меган ( Мокан или Мукан ), упомянутый в «Жизни Кадока XI века » из Лланкарфана в Гламорганшире , [ 54 ] [ 55 ] и Маннакус Холихедский , праздник которого приходится на 14 октября.
Записана святость Манчана из Мохилла. [ 44 ] [ 56 ] [ 4 ] [ 57 ] В рукописи Мостина № 88, хранящейся в Национальной библиотеке Уэльса, записаны несколько фестивалей Меган , включая фестиваль Манчан в Мохилле 14 февраля. [ 57 ] В « Мартирологе Донегола » записаны « латынь : c. sexto decimo kal. martii. 14. Майнчейн из Моэтаила», [ 8 ] а в «Мартирологе Гормана» отмечается «Манхейн из Моэтаила, 14 февраля». [ 51 ] Ирландские Анналы идентифицируют Манчана из Мохилла , уникального среди всех Майчинов, как святого, чьи мощи почитаются в «Святилище Манчана из Моэтаила». [ 56 ] возможно, совместно. [ 58 ]
Коуорбы Сен-Манчана говорят, что он был валлиец и прибыл в это королевство одновременно со святым Патриком. [ 59 ]
Церкви
[ редактировать ]
Подтвержденные места церкви Манчан из Мохилла:
- Мохилл ( монастырь Маотаил-Маначан ) в графстве Литрим, основанный Манчаном в VI веке. [ 60 ] [ 61 ]
- Энниснаг (ирландский: Inish Snaig ), графство Килкенни — основан Манчаном в V или VI веке. [ 62 ] [ n 11 ]
Вероятные церковные места Манчана из Мохилла включают:
- Килманахин (ирландский: Kilmanchín , «церковь Манчана») в графстве Килкенни, находится в 10 км к востоку от монастыря Иниснайг . [ n 12 ]
- Леманаган (ирландский: Liath Mancháin , «Серое место Манчана») в графстве Оффали - в фольклоре постоянные утверждения, что Манчан из Мохилла переехал в Леманаган, [ 26 ] [ 64 ] [ 65 ] Это становится более правдоподобным благодаря дендрохронологическому датированию, предполагающему возможность существования более ранней церкви V или VI века здесь, в Леманагане. [ 66 ] О'Донован и другие считали, что Манчан из Мохилла основал церковь Леманаган. [ 16 ] [ 23 ] [ 11 ] [ n 13 ] [ n 14 ]
- Килманаган (ирландский: Cill Mhancháin , «церковь Манчана») в графстве Оффали в фольклоре ассоциируется с «Манчаном из Мохилла / Леманагана». [ 26 ] [ 64 ] [ 65 ]
- Леймор (ирландский: Léith Móir , «большое серое место») в графстве Типперэри . В «Книге Фенаха » утверждается, что сюда ходил Манчан из Мохилла. [ 68 ] [ 69 ] [ n 15 ] а в «Ирландских ектениях» упоминается « Манчан Лейтмор ». [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ] [ n 16 ]
- Килманахан ( ирландский : Kilmanchín , «церковь Манчана») в графстве Уотерфорд , находится в 40 км к юго-западу от Иниснага в Килкенни и Лиатмора в Типперэри.
Двенадцать Конченнайги с двумя Синчеллами в Килл-Ачиде, Конченнайги с Манчаном из Лейтмора , [призываю], [ n 14 ] [ 75 ]
Предполагаемые места расположения церкви Манчана из Мохилла могут включать:
- Мондрехид ( ирландский : Мион Дройчид ) в Лаосе — О'Хэнлон, Уэр и Ашер утверждают, что Манчан из Мохилла основал церковь.
- Уэльс . «Коарбс из Леманагана» заявил, что Манчан был валлийцем, прибывшим вместе со Святым Патриком.
Голод и смерть
[ редактировать ]
В Ирландских анналах зафиксирована группа смертей человека по имени Мохта (умер в 534 или 535 году), Мокта/Маухтеус (ум. 537) и Манчан (ум. 538). Эти записи могут относиться к одному человеку, [ n 17 ] но одна запись однозначна: «538 год нашей эры: пал Манчан из Мэтейла (ирландский: Manchan Maethla cecídit )». [ 39 ] [ 77 ] Манчан, вероятно, умер в результате голода, вызванного экстремальными погодными явлениями 535–536 годов . В Ирландских анналах погодные явления и, как следствие, голод упоминаются как «нехватка хлеба», что дает 536, 538 и 539 годы нашей эры. [ 78 ] [ 79 ] [ 80 ]
Христианское почитание Манчестера
[ редактировать ]События VI века, вероятно, оказали значительное влияние на христианство по всей Ирландии, и эти драматические события, возможно, продемонстрировали святость Манчана для его последователей. Останки Манчана, вероятно, долгое время хранились в монастыре Маотаил-Маначан, прежде чем были захоронены. [ 81 ] [ 82 ]
Защита от чумы
[ редактировать ]Манчана, вероятно, почитали за защиту от чумы, учитывая его смерть в 538 году во время мирового голода, которая предшествовала смертельной чуме в Мохилле. [ стр 1 ]
Килкенни
[ редактировать ]В графстве Килкенни Манчан из Мохилла считается покровителем древнего монастыря в Энниснаге. Соседний городок Килманахин сохранил его имя.
Литрим
[ редактировать ]В графстве Литрим Манчан почитается как покровитель прихода Мохилл-Манчан с момента основания монастыря Маотаил-Маначан и Юстиниановой чумы в Мохилле. Джон О'Донован, посетивший Мохилл XIX века, заявил, что «колодец Монахана (или Святого Манчана) все еще показан там», [ 3 ] хотя местонахождение его святого колодца забыто. С 1935 по 2015 год его именем назывался футбольный парк ГАА в Мохилле, официально открытый 8 мая 1939 года. [ 65 ] Команды Мохилла GAA сохраняют его имя. Начальная школа Святого Манчана в Мохилле стоимостью 2,5 миллиона евро была открыта в 2010 году. [ 84 ]
Ярмарка Манчана (день Монагана)
[ редактировать ]До конца 20-го века знаменитый фестиваль Манчан, посвященный Дню Монагана , проводился в Мохилле каждый год в праздник Святого, [ 3 ] а точнее на «Двадцать пятое февраля». [ 85 ] [ 86 ] Дата древней ярмарки Манчана перенесена на 25 февраля по новому календарю с 14 февраля по старому календарю , ок. 1753 . Сюжет нашумевшего романа Джона МакГахерна под названием « Среди женщин » вращается вокруг «дня Монагана» в Мохилле, графство Литрим. Ярмарочный день также был печально известен как фон для организованных междоусобиц в 19 веке. [ 85 ]
Храм Манчестера
[ редактировать ]В 12 веке « Руайдри Уа Кончобаир начал свое правление с создания святилищ для мощей святого Манчана из Моэтаила » и святого Коммана Роскоммона . [ 56 ] [ 87 ] В « Анналах четырех мастеров» говорится: «1166 год нашей эры: храм Манчана в Маэтаиле был покрыт Руайдри Уа Кончобаиром, и он вышил его золотом в таком хорошем стиле, какой когда-либо покрывали реликвию в Ирландии. ". [ 56 ] [ 88 ] [ а 1 ] Его святыня (по-ирландски: Scrin-Manchain Maothla ) могла оказаться утерянной реликвией. [ 89 ] но, вероятно, идентичен святыне, связанной с Манчаном из Леманагана. [ 90 ] несмотря на то, что Манчан из Мэтаила был назван почитаемым святым. [ 16 ] [ 91 ]
Святилище Манчана представляет собой впечатляющую шкатулку из тисового дерева с позолоченной бронзой и эмалевой фурнитурой, святыню в форме дома в виде двускатной крыши, первоначально покрытой серебряными пластинами, следы от которых сохранились до сих пор. Его высота составляет 19 дюймов, он занимает пространство размером 24x16 дюймов , приподнят на коротких ножках и возвышается над поверхностью земли на два с половиной дюйма. Ноги вставляются в металлические туфли, прикрепленные к металлическим кольцам, которые, вероятно, должны были прикрепляться к шестам для переноски, когда святыня возглавляла процессию. [ 90 ] Уступы и границы святилища заполнены узорами зверей и змей. [ 92 ] на одной стороне декоративный равносторонний крест с выступами. [ 93 ] Животный орнамент на главных гранях реликвии демонстрирует влияние ирландского стиля Урнес, адаптированного к стилю Рингерике . [ 90 ] [ 94 ] Реинкарнация многовековых ирландских методов обработки металлов, таких как сочетание красной и желтой эмали, можно увидеть на святыне и Кресте Конга . [ 95 ] До викингов в Ирландии уже существовали различные этнические типы, и о давно исчезающем «средиземноморском» слое архитектуры и костюма, идентифицируемом как « иберийский », свидетельствуют Святилище Манчан и Келлская книга . [ 96 ] Хьюсон , ссылаясь на теории Чарльза Пьяцци Смита , заметил, что в двух верхних отсеках должны были храниться две группы по шесть фигурок, а в двух нижних отсеках - две группы по семь фигурок, и в целом это представляло собой ежемесячный цикл из 26 дней, разделенный на два цикла. [ 97 ]


Десять фигур, украшающих святыню, более новые, вероятно, 13 века. [ 90 ] Считается, что полукруглая фигура из литой бронзы с топором на Манчанском сиянии является ранним изображением Олафа II Норвежского (Святого Олафа), учитывая субвикингский контекст искусства и иконографическую ассоциацию мужчины с топор. [ 98 ] была найдена «аппликационная» фигура из позолоченного литого медного сплава 13,7 см высотой , шириной 2,75 см и толщиной 1,7 см Сообщается, что в 1861 году на кладбище Клонмакнойз , представленная с короткой бородой и усами . остроконечная украшенная шляпа, закрывающая уши, руки прижаты к голой груди, плиссированный украшенный килт, одна отсутствующая нога, и он был очень похож на те, что остались на святыня Манчана, поэтому предполагается, что она упала. [ 99 ] Маргарет Стоукс утверждала, что фигурка в мантии с книгой, найденная рядом с аббатством Святого Иоанна на Томас-стрит в Дублине, имеет сходство с фигурами храма Манчан, но «гораздо более тонкой работы и, очевидно, более ранней датировки», но, к сожалению, ей не удается расшириться дальше. [ 100 ]
Фигуры отражают одежду и личное украшение костюмов мирян и вождей ирландцев XIII века. [ 101 ] Ношение «кельта» (англизированного «килта», произношение «кельт»). [ 102 ] ), похожий на современный шотландский горный килт, был очень распространен в Ирландии, и все фигуры на святилище Манчан имеют очень длинные орнаментированные, вышитые или плиссированные «килты». [ 99 ] [ 103 ] [ 104 ] доходили ниже колен, поскольку килты, вероятно, носили как священнослужители, так и миряне. [ 105 ] Ношение полных бород (ирландское: grenn, feasog ) было приемлемо только для высших классов (дворян, вождей, воинов). [ 105 ] и было позорно явиться с коротко подстриженными волосами и бородой. Отражая это, все святилища фигур Манчана имеют бороды, подстриженные прямоугольно или в ассирийском стиле, обычно без усов. [ 105 ]



Техническое и стилистическое сходство с группой « Крест Конга ». [ а 2 ] без сомнения подтверждает, что святыня Манчана была изготовлена в «четко оформленной и оригинальной» мастерской по обработке металлов, действовавшей в двенадцатом веке в графстве Роскоммон. [ 92 ] [ 94 ] [ 106 ] [ 107 ] [ 108 ] [ 109 ] [ 110 ] [ 111 ] [ 112 ] Храм, вероятно, был построен по заказу епископа Эльфина «Домналл мак Фланнакейн Уи Дубтайг» . [ 113 ] одна из самых богатых епископских кафедр в средневековой Ирландии, [ 110 ] и создан мастером по золоту по имени ирландец : Маэлем Ису Братеном Уи Эчаком («Майлиса МакИган»), который, как считал Джон О'Донован, был аббатом Клонкраффа в графстве Роскоммон. [ 114 ] [ 110 ] хотя убедительные доказательства этой идентификации отсутствуют. [ 115 ] Основателем и покровителем этой мастерской, возможно, был святой Ассик Эльфинский . [ 116 ] Руайдри Уа Кончобаир, очевидно, был покровителем реликвии. [ 56 ] хотя именно монастыри, а не епархии заказывали металлические реликварии. [ 93 ]
Уместным вопросом является сакральная функция и духовная идентичность, лежащая в основе святыни. Кин предположил, что святыня представляет собой «миниатюрный ковчег», предмет, который нужно нести на «мужских плечах», символ смерти Ноя, а те, кто заключен в ковчег, с их освобождением при доставке ковчега празднуются как Воскресение. Другая теория, заставляющая задуматься, предполагает, что храм имел политический контекст, представляя собой попытку королевских покровителей визуально скрепить политические союзы посредством целенаправленного слияния двух соседних святых, которых удобно называть «Манчан» . [ 58 ] Мюррей (2013) считает, что аргумент, что эти реликварии являются многовалентными , является убедительным, когда представлены необходимые доказательства. [ 117 ]
- Храм святого Манчана «изобретателен», поскольку он опирается на «множество традиций, включая архаичные формы гробниц-святилищ, чтобы создать новое и мощное заявление о значении святого в двенадцатом веке». [ 58 ]
- «Распятая фигура в скульптурах из персидского каменного храма может помочь объяснить мумиеподобные фигуры в ирландском святилище. Сходство дизайна, казалось бы, подтверждает идею о том, что эти фигуры предназначались для обозначения обитателей Ковчега. проходит процесс загадочной смерти, который должен был быть показан на церемониях Аркитов». [ 118 ]
- «Есть основания для приравнивания палатки и святилища. «papilio», откуда «куколка», в первую очередь означает бабочку и стало означать палатку из-за физического сходства, то есть из-за того факта, что крылья в двух плоскостях встречаются в угол. Термин .. piramis (пирамида), буквально «пирамида», и .. присутствие носителя под каждым углом, несомненно, предполагает наличие Ковчега Завета, ковчега. прото-реликварий; пирамида имеет более одного значения или значения.. Я предполагаю, что шатровые плитные святилища тоже были пирамидами». [ 119 ]
Есть сомнения, какому ирландскому святому посвящена святыня. [ 120 ] Стоукс задавался вопросом, указан ли в «Анналах четырех мастеров» неправильный Майнчин. [ 38 ] О'Хэнлон и другие считали, что можно сделать убедительный вывод, что Манчан из Мохилла и Манчан из Леманагана идентичны. [ 2 ] [ 9 ] [ 11 ] [ 16 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ n 13 ]
Грейвс предположил, что храм был перенесен из Мохилла по какой-то неизвестной причине. [ 5 ] [ 7 ] В подтверждение этой теории англичане подавляли монастыри в Ирландии с 1540 года, а в 1590 году Мохилл был оккупирован «огромной» английской армией. [ 56 ] [ 113 ] [ 121 ] В запутанном фольклоре говорится, что священники Мохилла спасли святыню от иконоборцев, сбежав из монастыря Мохилл-Манчан в графство Оффали.
- «В 1621 году [ так в оригинале ], когда монастырь Святого Манчана был подавлен, некоторым беглым монахам удалось вернуть святыню в Ле-Манчан». [ 65 ]
- «Когда аббатство Мохилл было разрушено в двенадцатом веке [ так в оригинале ], святыню перенесли обратно в Лимонаган». [ 64 ] [ 26 ]
Ассоциация с Клонмакнойзом и Клонфертом также может быть сильной, поскольку меньшие головы в святилище (статуэтки, датированные 13 веком) считаются похожими на те, что «на нижней стороне абачи алтарной арки в церкви монахини в Клонмакнойзе и на портале в Клонферт». [ 122 ] До 1590 года святилище Манчан было спрятано где-то в Ирландии, и Мишель О Клери в 1630 году записал святилище в Леманагане, которое тогда располагалось в непроходимом болоте. [ 123 ] [ 28 ] [ 66 ] [ 124 ] Сегодня святыня хранится в католической церкви Бохер в графстве Оффали. [ 125 ]
когда монастырь Св. Манчана был подавлен, некоторым из беглых монахов удалось вернуть святыню в Ле-Манчан». [ 65 ]
Утерянная биография Манчана
[ редактировать ]Джеймс Ашер утверждал, что у него есть « Вита Манчан Матхайл » (Жизнь святого Манчана из Мохилла), написанная Ричардом ФитцРальфом и показывающая Манчан эт. в. 608 г. , член Регулярных каноников Августинцев , земли, феодальные владения , покровитель семи церквей, пожаловавший с 608 г. различные глебы и десятину монастырю Мохилл-Манчан. [ 42 ] [ 14 ] [ 126 ] порядка августинцев, глебов, десятин еще в V–VII веках не существовало Однако такого понятия, как Каноны Регулярного , поэтому эти современные понятия не могли осветить жизнь ни одного святого манчанина . [ 37 ] [ 42 ] Джон О'Донован, Джеймс Хентхорн Тодд и другие безуспешно пытались найти эту книгу. [ 42 ] Заявления Ашера сильно повлияли на предположения антикваров об истории его жизни. [ 27 ] [ n 18 ]
См. также
[ редактировать ]- Манчестер и Моган , в честь различных святых манчан.
- Святой Берхан , Святой Кайлин , Святой Сенан , Святой Финниан — ирландские современники.
- Маннак Холихедский, Святой Давид , Кадок , Святой Патрик , Святой Тейло , Киби — валлийские современники.
Примечания
[ редактировать ]пятна заметок
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Варианты имени манчан : ирландский: Manchán, Mancháin, Manchein, Manchéin , среднеанглийский : Manachain, Mainchin, Manachain, Managhan, Monahan , латинский : Manchianus, Mancenus, Manichchaeus , [ 1 ] [ 2 ] Монахан, [ 3 ] Валлийский : Maucannus, Maucann, Mancan, Mancen, Maucan или Moucan .
- ^ Варианты имени Мохилла исторически включают ирландские : Maothail, Maethail , среднеанглийские : Moithla, Moethla, Maethla, Moyghell, Moghill , [ 4 ] и латынь : Mathail, Nouella . [ 1 ]
- ^ Jump up to: а б «Im manchaine: под монашеским правилом «Im manchaine»; букв. «в монашестве». Manchaine (производное от manach: monachus) также означает обязанности или услуги, выполняемые монахами». [ 6 ]
- ^ Правдоподобные, но сомнительные родословные присвоены Манчану из Мохилла как Кроннелли, так и О'Клери - «Манчан мак Сиоллан мак Конал мак Лучейн мак Конал Англонаиг мак Фейс мак Роза мак Фахта мак Сенчада мак Эйл Кисдайг мак Рори (король Ирландии)». [ 9 ] [ 10 ] Жиродон (2010) говорит: «Для некоторых он был бы сыном Даги, для других - Иннаои. Его мать звали Мелла, и у него было две сестры, Греалла и Грейлсич». [ 11 ] Самая старая генеалогия из Ленстерской книги неоднозначна: «Манчан Лейт м Силлен м Конайл м Луачан м Лага м Конэйл Англонаиг м Фейк м Роза. Mella mater eius». [ 12 ] Лейт имеет в виду «Ли в Типперэри» или «Леманаган в Оффали», оба вероятные места церкви Манчана.
- ^ Предполагаемое множественность «Манчанов из Леманагана» сбивает с толку. [ 28 ] Колган (1647 г.) утверждал, что два манчана из Леманагана жили в 7 веке, один умер ок. 664 и другие цветущие 694 , [ 5 ] но Монахан и О'Донован оспорили это утверждение. [ 29 ] [ 23 ]
- ^ [ н 1 ] Сходство « валлийского : Мокан » с «Мосеном (из Уизерна)» использовалось, чтобы доказать, что Candida Casa находилась в Уэльсе, а не в Шотландии. [ 30 ] Патрик Моран и Уильям Скин утверждают, что манчан (Мансен, Манчениус, «Мастер») учился в Кандида Каса, [ 31 ] [ 32 ] но другие источники говорят, что Манчан был фамилией «Нэннио» или «Монен» ( процветал в 520 г.), епископа и «Мастера» Кандида Каса. [ 33 ] [ 34 ]
- ↑ Колган предположил, что Манчан из Мохилла был современником святого Мената (Монаха? Мансена?), ученика святого Патрика. [ 42 ]
- ^ Согласно стихотворению «Чудеса Сенана », святые Манчан и святые Берхан были обязаны прийти и отомстить за любое зло, причиненное церквям Сенана . В стихотворении «Чудеса Сенана» говорится: «Эралт приходит туда с (добрым) предзнаменованием, и сонм святых Луиньи, Манчан приходит по воле божьей, и Берхан со своими отрядами ».
- ↑ Писатель Томас Кэхилл утверждал, что Манчан из Оффали был новообращенным Святого Патрика. [ 53 ]
- ^ В древние времена люди предпочитали путешествовать на дальние расстояния по морю и по внутренним водным путям, потому что « условия на суше были трудными, часто опасными, а путешествия на большие расстояния по дороге обычно были медленными и неудобными ». Ключевыми реками, обслуживающими маршрут Манчан, были река Шеннон , река Ринн в графстве Литрим , река Мюнстер и река Кингс, обслуживающие Типперэри / Килкенни, и река Нор, обслуживающая графство Уотерфорд и юго-восток в целом.
- ^ Один источник утверждает, что «Покровителем Энниснага был Святой Мог-Молинг, «Мо'Аод Ог» ... его праздник отмечался здесь 14 февраля», [ 63 ] но Маэдока праздник - 29 января. Манчан, покровитель Иниснага, праздник 14 февраля. [ 62 ]
- ^ Килманахин в графстве Килкенни не следует путать с «Килманах» (ирландский: Manach Droichit ) или «Килнамана» в Килкенни/Таллахте.
- ^ Jump up to: а б Джон О'Донован заявил, что «Манчан был близким другом Кайлина, Исполнителя его воли и его преемника в аббатстве Фенах. Он был сыном Иннаоя, и его Фестиваль отмечался в Лиат-Манчейне 24 января». [ 23 ] Жиродон говорит: «[с французского] Святой Манчан жил в шестом или седьмом веке нашей эры. Он родился в Мохилле, графство Литрим. Большую часть своей жизни он провел в Леаманачане». [ 11 ] О'Хэнлон утверждает: «Можно сделать очень сильный вывод, что святой Манчан из Мохилла, которому подчинялось так много церквей, вероятно, был идентичен святому Манчану из Леманагана; даже несмотря на то, что эти места были несколько разнесены, и хотя празднества приходились на разные дни». [ 16 ]
- ^ Jump up to: а б «Туаим нЭирк» интерпретируется как Леманаган. [ 67 ] но никаких доказательств этой идентификации не представлено. «Туам н'Эирк» может относиться к « ирландскому : Бэйле Уи нЭирк », городку, примыкающему к Лейтмору в графстве Типперэри.
- ↑ Согласно Книге Фенаха, пожилая Кэйлин (эт. 464 г. н.э.) [ 56 ] хотел умереть в Лиат Море (24 км от города Каллан ), чтобы Манчан вернул его останки в Фенаг через 12 лет после его смерти. Этот текст связывает Манчана из Мохилла с Лиат-Мхойром в Типперэри задолго до святого Мохамхога из Лейтмора (ум. 646).
- ↑ «Ирландские литании », описанные Мишелем О Клеиригом как «авторитетная старая древняя пергаментная книга», включают строфу стихотворения, в которой говорится: «Двенадцать Конченнайги с двумя Синчеллами в Силле Ачиде [я призываю], Конченнайги с Манчаном из Лейтмора , [Я призываю]",. [ 73 ] «Конченнайги», что означает «собачья голова», [ 74 ] может относиться к Conmhaícne (Конмак, сын гончей) . И наоборот, «Манчан из Мохилла» и «Синчелл Старший» предположительно связаны с « Конмхаикне Рейн» из Литрима, хотя О Кончеанаинн предположительно были второстепенным племенем Корка Мога вокруг Килкеррина на северо-востоке Голуэя. Однако значение слова «Конченнайги» неясно.
- ↑ В « Анналах четырех мастеров» говорится: «534 год нашей эры, святой Мохта, епископ Лумхага, ученик святого Патрика, отдал свой дух небесам в девятнадцатый день августа». [ 56 ] В « Анналах Ольстера » говорится: «535 год нашей эры, засыпание Мохты , ученика святого Патрика, 13-го числа сентябрьских календ. Так он сам писал в своем послании: Маухтеус, грешник, священник, ученик святого Патрика, шлет привет от Господа» ..... 537 г. н. э., Или здесь засыпание святого Мохты, ученика Патрика». [ 76 ]
- ↑ Манханус, основатель монастыря регулярных каноников в Мохиле в графстве Литрим, умер в 652 году. Предполагается, что его житие было написано Ричардом, архиепископом Армы. В ольстерских анналах его называют Манхенусом; и другие Манихей: При этом замечено, что еретики Манихеи и Менахем (4 Цар. XV: 14), Царь Израиля, имеют свои имена от одного и того же оригинального слова, означающего Утешитель. Назарен умоляет своего Мегалетора разузнать среди своего ученого знакомого из ирландского колледжа в Лувене, кто такой Манхан, писатель, который много блистает на полях своих знаменитых четырех евангелий; относительно кого, говорит он, хотя и много носителей этого имени, у меня есть свои догадки. Только что узнав, что этот фантастический писатель думает о Мариане, Колумбане и других. Я полагал, что он придерживался мнения, что Манханус, должно быть, был пылким любителем острова Мэн. Но его и мой ученый друг, мистер Уэнли, недавно сообщил мне, что он только догадывался, что Манханус был искажением Монанхануса и что человек, восхваляемый в его четырех Евангелиях, был постоянным каноником Монагана. Читатель сам рассудит, какие предположения более вероятны — архиепископа Ашера или мистера Толанда». [ 21 ]
Заметки о чуме
[ редактировать ]- ↑ С середины VI века в молитвах святому Манчану умоляли о спасении от ужасов чумы и стихийных бедствий. Энн Дули отметила, что « молитвы святых являются мощным фактором защиты их клиентов от вреда, такого как чума, и демонстрируют способность ирландской традиции святости брать на себя социальную ответственность за детей, оставшихся без какого-либо юридического статуса в пострадавшем сообществе, где нормальный семейный закон сломался». [ 83 ]
Заметки о святилище
[ редактировать ]- ↑ В « Анналах Четырех Мастеров» говорится: «1170 год нашей эры: мощи Коммана, сына Фаэлчу, были извлечены из земли Гиллой-Ярлайтом Уа Кармакейном, преемником Коммана, и они были заключены в святилище с золотым покрытием. и серебро. [ 56 ] [ 88 ] [ 37 ]
- ^ « Крест Конга », « посох Агадо », «храм Книги Диммы » и «храм Манчана» сгруппированы как созданные в одной и той же мастерской Роскоммона. «Маленький меч», датируемый ок. 664 , недавно обнаруженный в Уэльсе и демонстрирующий аналогичный орнамент Урны.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Твемлоу 1955 , стр. 1081–1145.
- ^ Jump up to: а б с Рейнольдс 1932 , стр. 65–69.
- ^ Jump up to: а б с Из Донована 1828 , с. 12, н. 5.
- ^ Jump up to: а б Католическое записывающее общество Ирландии, 1912 г. , с. 345.
- ^ Jump up to: а б с Грейвс 1874 , с. 136.
- ^ Скин 1877 , с. 492.
- ^ Jump up to: а б Джуитт 1876 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б с д О'Клери и др. 1864 , с. 516.
- ^ Jump up to: а б с Кроннелли 1864 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б О'Клери и др. 1856а , с. 277.
- ^ Jump up to: а б с д и Жиродон 2010 , с. 1.
- ^ Мак Домнейл и Фербер 2015 , стр. 1555.
- ^ Jump up to: а б Ланиган 1829 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б Harleian Trustees 1759 , с. 66.
- ^ Стена 1905 , с. 83.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я О'Хэнлон 1875 , с. 521.
- ^ Мак Геогеган и О'Келли 1844 , с. 171.
- ^ Льюис 1837 , с. 376.
- ^ Монахан 1886 , с. 380.
- ^ Венман-Сьюард 1795 , с. 99.
- ^ Jump up to: а б Николсон 1776 , с. 36.
- ↑ Колган 1647 , стр. 14 февраля.
- ^ Jump up to: а б с д и О'Донован 1838 г. , письмо 25.
- ^ Jump up to: а б Хили 1912 , с. 565.
- ^ Jump up to: а б с Монахан 1865 , с. 212.
- ^ Jump up to: а б с д Школа Святого Манчана Таббер 2010 , история.
- ^ Jump up to: а б Мак Хью, 1938 , стр. 280–381.
- ^ Jump up to: а б О'Клери и др. 1864 , с. 27.
- ^ Монахан 1886 , с. 353.
- ^ Jump up to: а б Харрис Словер 1927 , с. 91.
- ^ Моран 1879 , с. 138.
- ^ Скин 1877 , с. 49.
- ^ Скотт 1918 , стр. 94, 163.
- ^ Jump up to: а б О'Хэнлон 1869 , с. 21.
- ^ Харрис Словер 1927 , с. 109.
- ^ Бэринг-Гулд и Фишер 1907 , с. 288.
- ^ Jump up to: а б с д Ланиган, 1829 г. , стр. 30–32.
- ^ Jump up to: а б Стоукс 1868 , с. 287.
- ^ Jump up to: а б МакНикол 2010 .
- ^ Джойс 1906 , стр. 135–136.
- ^ Харрис Словер 1927 .
- ^ Jump up to: а б с д О'Хэнлон 1875 , с. 520.
- ^ Пламмер 2008 , с. 27.
- ^ Jump up to: а б Из Донована 1828 , с. 307.
- ^ Ганли 1865 , с. 439.
- ^ Мирс 1722 , с. 379.
- ^ Комерфорд 1755 , с. 138.
- ^ Коббетт 1827 , с. 213.
- ^ Коббетт 1834 , с. 230.
- ^ Уолш 1854 , с. 519.
- ^ Jump up to: а б Гормейн и Стоукс 1895 , стр. 380.
- ^ Кенель 1997 , с. 310.
- ^ Кэхилл 1995 , с. 152.
- ^ Бэринг-Гулд и Фишер 1907 , с. 481.
- ^ Фермер 2011 , с. 281.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я О'Донован 1856 г.
- ^ Jump up to: а б Бэринг-Гулд и Фишер 1907 , с. 480.
- ^ Jump up to: а б с Оверби 2012 , с. 41.
- ^ Харрис Словер 1927 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Дженнингс 1959 , с. 52, н. 295.
- ^ Макнами 1954 , стр. 120–122.
- ^ Jump up to: а б О'Хэнлон 1875 , стр. 522, 524.
- ^ Шеридан и Кирван 2011 , стр. kk–спен.
- ^ Jump up to: а б с Школа Святого Манчана, Таббер-Мот, 2006 г. , манчан.
- ^ Jump up to: а б с д и Irish Press и 8 мая 1939 г. , с. 7.
- ^ Jump up to: а б Мак Дермотт 2001 , с. 23.
- ^ О'Клери и др. 1864 , с. 261.
- ^ Из Донована 1828 , стр. 13, 291.
- ^ О'Райан 2016 , с. 27.
- ^ Ланиган 1829 , с. 57.
- ^ Ньюджент 2009 , с. 133.
- ^ Пламмер 2010 , Источники.
- ^ Пламмер 2010 , с. 64.
- ^ "св коченн" . eDIL — Электронный словарь ирландского языка .
- ^ Пламмер 2010 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Бамбери и Бичинор 2000 , стр. У535.1, У537.3.
- ^ Стоукс 1895 , с. 136.
- ^ МакНикол 2010 , стр. Т538.1.
- ^ Бамбери и Бичинор 2000 , стр. У536.3, У539.1.
- ^ Макартур 2000–2008 , стр. АИ537.1.
- ^ О'Хэнлон 1875 , с. 522.
- ^ Марк Реднапп 2001 , с. 12.
- ^ Дули 2007 , с. 225.
- ^ Школа Св. Манчана Мохилл, 2010 г. .
- ^ Jump up to: а б Бойд 1938 , с. 226.
- ^ Школа Святого Манчана Мохилл, 2016 .
- ^ Линч 1848 , с. 75.
- ^ Jump up to: а б О'Клери и др. 1856а , с. 1157.
- ^ Люк 1986 , с. 12.
- ^ Jump up to: а б с д Коркери 1961 , стр. 6–8.
- ^ Харбисон 1999 , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Де Паор 1979 , стр. 49–50.
- ^ Jump up to: а б Харбисон 2001 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б Из Флоинна, 1987 , стр. 179–187.
- ^ Харбисон 2001 , с. 106.
- ^ Аллен 1960 , с. 37.
- ^ Хьюсон 1870 , стр. 98, XVIII.
- ^ Уилсон 2014 , стр. 141–145.
- ^ Jump up to: а б Мюррей 2003 , с. 177.
- ^ Стоукс 1894 , с. 113.
- ^ Грейвс 1874 , с. 146.
- ^ Эдмондстон Скотт 1934 , с. 126.
- ^ Стоукс 1868 , с. 285, цитируя рукопись Петри.
- ^ Обадия Вествуд 1879 , с. 37.
- ^ Jump up to: а б с Джойс 1903 , стр. 182, 183, 203.
- ^ Мюррей 2003 , с. 178.
- ^ Апрель 2012 г. , с. 225.
- ^ Эдвардс 2013 , с. 147.
- ^ Карков, Райан и Фаррелл 1997 , с. 269.
- ^ Jump up to: а б с Келли 1909 , с. 1.
- ^ Герберманн 1909 , с. 394.
- ^ Королевская ирландская академия 1983 , с. 68.
- ^ Jump up to: а б Хеннесси 2008г .
- ^ Метрополитен-музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк) 1977 , с. 190.
- ^ Мюррей 2006 , с. 53.
- ^ Келли 1902 , стр. 291–292.
- ^ Мюррей 2013 , с. 280.
- ^ Кин 1867 , с. 348.
- ^ Бурк 2012 , с. 5.
- ^ Чикаго Трибьюн 1894 , стр. 30.
- ^ Хайнс 1931 , стр. 45–46.
- ^ Франклин 2012 , с. 118.
- ^ Грейвс 1874 , с. 137.
- ^ Кендрик и старший 1937 .
- ^ Костелло 1909 , с. 152.
- ^ О'Донован и О'Фланаган 1929 , с. 82.
Источники
[ редактировать ]пятно
[ редактировать ]- Коркери, Шон (1961). «Храм Святого Манчана». Борозда . 12 (3): 6–8. JSTOR 27658066 .
- Жиродон, Даниэль (7 марта 2010 г.). «Чудесная корова Святого Манчана» (PDF) . Центр бретонских и кельтских исследований.
- Грейвс, Джеймс (1874). «Церковь и храм Святого Манчана». Журнал Королевской исторической и археологической ассоциации Ирландии . 3 (18): 134–50. JSTOR 25506649 .
- Рейнольдс, Д. (1932). Журнал Общества антикваров Арда и Клонмакнойз I. Том. iii (Св. Манчан (Манаган) из Мохилла и Леманагана (Оффали) изд.). стр. 65–69.
Мартирологи
[ редактировать ]- О'Хэнлон, Джон (1875). Жития ирландских святых: со специальными праздниками и поминками святых (PDF) . Дублин: Дж. Даффи. п. 1 . Проверено 1 октября 2016 г. - из Интернет-архива.
- Харлейские попечители (1759 г.). Харлианский сборник, № 1802 (ирландский рукописный текст Четырех Евангелий) . Каталог Харлианской коллекции рукописей, приобретенной по решению парламента для использования публикой и хранящейся в Британском музее. Том. I (оцифровано в 2016 г., оригинал в издании Австрийской национальной библиотеки). Оригинал опубликован Попечительским приказом. Лондон: Напечатано Драйденом Личем.
- Моран, Патрик (1879). Ирландские Святые в Великобритании (PDF) . Дублин: MH Gill & Son; Браун и Нолан.
- Пламмер, Чарльз (2010). «Ирландские ектении неизвестных ирландских авторов. Диапазон дат: 900–1500» (2008 г., 2-й вариант 2010 г., изд. «Старая древняя пергаментная книга») - через CELT: Корпус электронных текстов: проект Университетского колледжа, Корк-Колледж-роуд. , Корк, Ирландия.
- Бэринг-Гулд, Сабина; Фишер, Джон (1907). Жития британских святых: Святые Уэльса и Корнуолла, а также ирландские Святые, имеющие решения в Великобритании (PDF) . Том. III. Лондон: Почетное общество Киммродорианцев, автор: Си Джей Кларк.
- О'Клери, Майкл ; О'Донован, Джон ; Ривз, Уильям; Тодд, Джеймс Хентхорн (1864). Мартиролог Донегола: календарь святых Ирландии (PDF) . Дублин: напечатано А. Томом для Ирландского археологического и кельтского общества. п. 516 . Проверено 1 октября 2016 г.
- Гормен, Фелир Уи; Стоукс, Уитли (1895). Мартиролог Гормана: отредактировано из рукописи в Королевской библиотеке Брюсселя (PDF) . Лондон: [Общество Генри Брэдшоу]. п. 380 . Проверено 10 октября 2016 г.
- Николсон, Уильям (1776). Английские, шотландские и ирландские исторические библиотеки: краткое представление и характер большинства наших историков в печатном или рукописном виде. С учетом наших записей, сводов законов, монет и т. д. У. Николсон, покойный епископ Карлайла. К этому добавлено: «Письмо преподобному Уайту Кеннету… Напечатано для Т. Эванса».
церковный
[ редактировать ]- Хили, Джон (1912). Insula Sanctorum и Doctorum, или древние школы и ученые Ирландии (PDF) . Дублин: Сили, Брайерс и Уокер; Нью-Йорк: Бензигер . Получено 10 октября.
- Герберманн, Чарльз (1909). Католическая энциклопедия: международный справочный материал по конституции, доктрине, дисциплине и истории католической церкви (оцифровано в 2013 году с оригинала в издании Лионской публичной библиотеки). Роберт Эпплтон.
- Линч, Джон (1848). Мэтью Келли (ред.). Камбренсис Эверсус, подтвержденная история древней Ирландии: религия, законы и цивилизация ее народа, проявленные в жизни и действиях ее королей, принцев, святых, епископов, бардов и других ученых людей ... (PDF) (Том 1 ) : изд. 1870 г.). Дублин: напечатано для Кельтского общества Гудвином-сыном и Уэтеркоттом. п. 75 . Проверено 10 октября 2016 г.
- Монахан, Джон (1865). Ирландские церковные записи (PDF) (том 7 изд.). Дублин: Джон Ф. Фаулер. п. 212 . Проверено 10 октября 2016 г.
- Келли, Джей-Джей (1902). The Irish Ecclesiastical Record, ежемесячный журнал, находящийся под санкциями епископальной церкви (PDF) (издание тома 11). Дублин: Браун и Нолан. стр. 291–292 . Проверено 10 октября 2016 г.
- Келли, Джей-Джей (1909). Католическая онлайн-католическая энциклопедия, цифровая версия (ред.). «Эльфин. В Католической энциклопедии» (Том 5 изд.). Компания Роберта Эпплтона, Нью-Йорк. п. 1 . Проверено 10 октября 2016 г.
- Мирс, Уильям (1722). Monasticon Hibernicum: Или Монашеская история Ирландии ... Лондон: Агнец без храмовой решётки. п. 379.
- Монахан, Джон (1886). Записи, относящиеся к епархиям Арда и Клонмакнойз (PDF) (Забытые книги, авторские права принадлежат FB&c Ltd., 2016 г., изд.). Дублин: М. Х. Гилл и сын. стр. 353, 380.
- Колган, Джон (1647). Acta Triadis Thaumaturgae . Том. III. п. а. 67.
- Костелло, Майкл (1909). De annatis Hiberniæ: календарь первых плодов, взимаемых с папских назначений на бенефиции в Ирландии с 1400 по 1535 год нашей эры, извлеченный из Ватиканских и других римских архивов с обширными топографическими примечаниями вместе с резюме папских рескриптов, касающихся бенефициаров в Ирландии, и биографическими примечаниями. епископов ирландских кафедр за тот же период (PDF) . Дандолк: Напечатано и опубликовано У. Темпестом.
- Ганли, Уильям (1865). «Святые места Коннемары» (PDF) . Ирландские церковные записи . 10 . Дублин: Джон Ф. Фаулер: 432–440.
- Твемлоу, Дж. А. (1955). « Указатель лиц и мест: M, N, O» в календаре папских реестров, относящихся к Великобритании и Ирландии» . Лондон: Британская история онлайн. стр. 1081–1145 . Проверено 12 ноября 2016 г.
- Ланиган, Джон (1829). Ирландская церковь (ред.). Церковная история Ирландии от первого внедрения христианства среди ирландцев до начала тринадцатого века . Том. III (второе изд.). Дублин: Дж. Камминг; Лондон: Симпкин и Маршалл; Эдинбург: Р. Каделл и Ко, стр. 30–32 . Проверено 10 октября 2016 г.
- Дженнингс, Брендан (1959). «Церковные назначения в Ирландии, август 1643 г. - декабрь 1649 г.». Ирландская коллекционея . Ирландская коллекция No. 2 (2). Францисканская провинция Ирландии: 18–65. JSTOR 30004525 .
- Коббетт, Уильям (1827). История протестантской «Реформации» в Англии и Ирландии: показывающая, как это событие обнищало и деградировало основную массу людей в этих странах, в серии писем, адресованных всем разумным и справедливым англичанам. Содержит список аббатств, монастырей... Том. 2 (Оцифровано в 2010 г. (оригинал из Баварской государственной библиотеки) изд.). Клемент.
- Коббетт, Уильям (1834). История протестантской Реформации в Англии и Ирландии... в серии писем... к которой теперь добавлены три письма . Том. 2. Дж. Дойл. п. 230.
- Уолш, Том (1854). История ирландской иерархии: с монастырями каждого графства, биографические сведения об ирландских святых, прелатах и религиозных деятелях (оцифровано в 2008 г. (оригинал из Баварской государственной библиотеки) под ред.). Печальнее. п. 519 .
- Венман-Сьюард, Уильям (1795). Topographia Hibernica: или Топография Ирландии, древняя и современная. Предоставление полного представления о гражданском и церковном состоянии этого Королевства; с его древностями, природными достопримечательностями, торговлей, производством, масштабами и населением (оцифровано, 2007 г. (оригинал из Нью-Йоркской публичной библиотеки) под ред.). Дублин: Алекс Стюард.
- Кенель, Аннет (1997). Клонмакнойс – Церковь и земли Св. Кьярана: изменения и преемственность в ирландском монашеском фонде (6-16 века) . Том 8 Vita Regularis. Порядки и интерпретации религиозной жизни в средние века. ЛИТ Верлаг Мюнстер. ISBN 978-3825834425 .
- Скин, Уильям Ф. (1877). Кельтская Шотландия, История древнего Албана (PDF) . Том. II. Церковь и культура. Эдинбург: Дэвид Дуглас, Касл-стрит, 9.
- Скотт, Арчибальд Б. (1918). Пиктская нация, ее народ и ее церковь (PDF) (первое изд.). Эдинбург и Лондон: Т. Н. Фулис .
- Католическое звукозаписывающее общество Ирландии (1912). Архивий гиберникум; или исторические записи Ирландии (PDF) . Том. И. Шеннон: Издательство Ирландского университета для Католического общества звукозаписи Ирландии.
- О'Хэнлон, Джон (1869). Житие святого Давида: архиепископа Менебии, главного покровителя Уэльса и титулярного покровителя церкви и прихода Нааса в Ирландии (PDF) . Дублин: Дж. Маллани.
Анналы
[ редактировать ]- Мак Ниокейл, Gearóid (2010). Анналы Тигернаха . Дублин: напечатано А. Томом для Ирландского археологического и кельтского общества. п. 1 . Получено 1 октября 2016 г. - через CELT онлайн в Университетском колледже, Корк, Ирландия.
- Стоукс, Уитли (1895). Анналы Тигернаха [анналы Ирландии, с 807 г. до н.э. по 1178 г. н.э.] (PDF) . Париж: Библиотека Эмиля Бульона.
- Хеннесси, Уильям М. (2008). «Анналы Лох-Се» (электронное издание, составленное командой CELT (2002) (2008) изд.). CELT: Корпус электронных текстов: проект Университетского колледжа Корк Колледж Роуд, Корк, Ирландия. стр. LC1137.10.
- Мак Домнэйл, Дара; Фербер, Беатрикс (2015). «Книга Ленстера, бывшего Лебара на Нуачонгбала» (онлайн-изд.). CELT: Корпус электронных текстов: проект Университетского колледжа, Корк, Колледж-роуд, Корк, Ирландия.
- Бамбери, Падрейг; Бичинор, Стивен (2000). «Анналы Ольстера» (электронное издание, составленное командой CELT (2000 г.), изд.). CELT: Корпус электронных текстов: проект Университетского колледжа Корк Колледж Роуд, Корк, Ирландия. пп. У536.3, У539.1, У545.1.
- Пламмер, Чарльз (2008). Бенджамин Хазард (ред.). «Чудеса Сенана» (цифровое издание из «Чарльза Пламмера, Чудеса Сенана в Zeitschrift für Celtic Philologie. Том 10, Галле / Заале, Макс Нимейер (1914), страницы 1–35», 2-й черновой вариант изд.).
- Мак Аирт, Шон (2000–2008). Анналы Инисфаллена (электронное издание, составленное под ред. Беатрикс Фарбер). CELT: Корпус электронных текстов: проект Университетского колледжа Корк Колледж Роуд, Корк, Ирландия.
- О'Донован, Джон , изд. (1856). Аннала Риогахта Эйрианн. Анналы Королевства Ирландия четырех мастеров... с переводом и подробными примечаниями . 7 томов. Перевод О'Донована (2-е изд.). Дублин: Королевская ирландская академия . CELT-издания . Полные сканы в Интернет-архиве : Vol. 1 ; Том. 2 ; Том. 3 ; Том. 4 ; Том. 5 ; Том. 6 ; Индексы .
- О'Клери, Майкл; О'Клери, Кукогри; О'Малконри, Ферфеаса; О'Дуигенан, Кукогри (1856a). Джон О'Донован (ред.). Annala Rioghachta Eireann: Летопись королевства Ирландия (PDF) . Том. 1. Дублин: Ходжес, Смит.
- О'Клери, Майкл; О'Клери, Кукогри; О'Малконри, Ферфеаса; О'Дуигенан, Кукогри (1856b). Джон О'Донован (ред.). Annala Rioghachta Eireann: Летопись королевства Ирландия (PDF) . Том. 2. Дублин: Ходжес, Смит.
- О'Клери, Майкл; О'Клери, Кукогри; О'Малконри, Ферфеаса; О'Дуигенан, Кукогри (1856c). Джон О'Донован (ред.). Annala Rioghachta Eireann: Летопись королевства Ирландия (PDF) . Том. 3. Дублин: Ходжес, Смит.
- О'Клери, Майкл; О'Клери, Кукогри; О'Малконри, Ферфеаса; О'Дуигенан, Кукогри (1856d). Джон О'Донован (ред.). Annala Rioghachta Eireann: Летопись королевства Ирландия (PDF) . Том. 4. Дублин: Ходжес, Смит.
- О'Клери, Майкл; О'Клери, Кукогри; О'Малконри, Ферфеаса; О'Дуигенан, Кукогри (1856e). Джон О'Донован (ред.). Annala Rioghachta Eireann: Летопись королевства Ирландия (PDF) . Том 5. Дублин: Ходжес, Смит.
Искусство и реликвии
[ редактировать ]- Уолл, Джеймс Чарльз (1905). Дж. Чарльз Кокс (ред.). Святыни британских святых с многочисленными иллюстрациями (PDF) . Methuen & Co., туалет на Эссекс-стрит, 36, Лондон, Англия. п. 83 . Проверено 10 октября 2016 г. (требуется подписка)
- Мюррей, Гриффин (2006). «Крест Конга и некоторые аспекты ювелирного дела в донормандской Ирландии» . Журнал Исторического металлургического общества . 40, Часть 1 (Изд. Искусство раннесредневекового ювелира): 53 . Проверено 16 октября 2016 г.
- О Флойнн, Рагналл (1987). Майкл Райан (ред.). В Ирландии и островном искусстве 500–1200 гг. Н. Э.: Материалы конференции в Университетском колледже Корка, 31 октября – 3 ноября 1985 г. (Школы металлообработки в Ирландии одиннадцатого и двенадцатого веков, изд.). Дублин: Королевская ирландская академия, Международная специализированная книжная служба. стр. 179–187. ISBN 9780901714541 .
- Мюррей, Гриффин (2003). «Потерянные и найденные: одиннадцатая фигура в храме Святого Манчана». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии . 133 . Лондон: Ягненок без Темпл-бара: 177–181. JSTOR 25509113 .
- Бурк, Кормак (2012). Определение священного пространства (PDF) . Исследовательская конференция Ионы. Том. Как влияние распространилось по Шотландии и Ирландии? Белфаст. п. 5.
- Лукас, AT (1986). «Социальная роль реликвий и реликвариев в Древней Ирландии». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии . Журнал Королевского общества антикваров Ирландии, Vol. 116. Королевское общество антикваров Ирландии: 5–37. JSTOR 25508904 .
- Марк Реднап, изд. (2001). Образец и цель островного искусства: материалы четвертой Международной конференции по островному искусству, состоявшейся в Национальном музее и галерее, Кардифф, 3–6 сентября 1998 г. (иллюстрировано, оцифровано 2009 г. (оригинал из Мичиганского университета) изд.). Старица. п. 12. ISBN 978-1842170588 .
- Стоукс, Уильям (1868). Жизнь и труды в искусстве и археологии Джорджа Петри (перепечатано в 2014 г.). Издательство Кембриджского университета. п. 287. ИСБН 9781108075701 . Проверено 10 октября 2016 г.
- Карьков Екатерина Евгеньевна ; Райан, Майкл; Фаррелл, Роберт Т. (1997). Островная традиция: теория и практика трансперсональной психотерапии . СУНИ Пресс. п. 269. ИСБН 9780791434567 . Проверено 10 октября 2016 г.
- Кин, Маркус (1867). Башни и храмы древней Ирландии; их происхождение и история обсуждаются с новой точки зрения (PDF) . Дублин: Ходжес, Смит. п. 348 . Проверено 10 октября 2016 г.
- Джуитт, Л. Левелин (1876). Древнее ирландское искусство, Храм Святого Манчана (PDF) . Том. XV ( изд. Художественного журнала ). Лондон: Virtue & Company, Limited. п. 134 . Проверено 10 октября 2016 г.
- Уилсон, DM (2014). Д.А. Пирсолл; Р. А. Уолдрон (ред.). Раннее изображение святого Олафа . Том. Средневековая литература и цивилизация: исследования памяти Г. Н. Гармонсуэя (Академические коллекции Блумсбери: английское литературное издание). А&С Черный. стр. 141–145. ISBN 978-1472512512 .
- Метрополитен-музей (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк), изд. (1977). Сокровища раннего ирландского искусства, 1500 г. до н.э. — 1500 г. н.э.: из коллекций Национального музея Ирландии, Королевской ирландской академии, Тринити-колледжа, Дублин (иллюстрировано, переиздание под ред.). Метрополитен-музей. п. 190. ИСБН 978-0870991646 .
- Стоукс, Маргарет (1894). Раннехристианское искусство в Ирландии (PDF) . Том. Часть I. Лондон: Чепмен и Холл. п. 113.
- Де Паор, Мари (1979). Раннее ирландское искусство . Том. Аспекты Ирландии 3 (переиздано 1983 г.). Департамент иностранных дел. ISBN 978-0906404034 .
- Оверби, Карен (2012). Сакральная география: святые, святыни и территории в средневековой Ирландии . Издательство Брепольс. п. 41. ИСБН 9782503527673 .
- Мюррей, Гриффин (2013). «Обзор, Карен Эйлин Оверби, Сакральная география: святые, святыни и территории в средневековой Ирландии. Исследования визуальных культур средневековья 2». Перития . (24–25): 375–380. дои : 10.1484/J.PERIT.5.102758 .
- Хурихейн, Колум (2012). Энциклопедия средневекового искусства и архитектуры Grove . Том. 2. ОУП США. п. 225. ИСБН 9780195395365 . Проверено 12 октября 2016 г.
- Харбисон, Питер (2001). Колум Хурихейн (ред.). Прибытие из Ирландии: ирландское искусство от раннего христианства до периода поздней готики и его европейский контекст . Том. 4 периодических статей «Индекса христианского искусства» (иллюстрированное издание). Департамент искусства и археологии Издательства Принстонского университета. ISBN 978-0691088259 .
- Чикаго Трибьюн (1894). «Древности ирландского искусства с золотом и драгоценными камнями, показанные в Колумбийском музее» (19 августа 1894 г., с ред. Art Supplement).
- Обадия Вествуд, Джон (1879). Lapidarium Walliae: камни Уэльса с ранними надписями и скульптурами (PDF) . Кембрийская археологическая ассоциация.
- Хьюсон, Уильям (1870). Еврейские и Греческие Писания в сравнении с восточной историей, набором номера, наукой и мифологией: также история креста, собранная из многих стран (оцифрованное издание 2008 г.). Гарвардский университет.
- Франклин, Джилл (2012). Джилл Франклин; Т.А. Хеслоп; Кристин Стивенсон (ред.). Архитектура и интерпретация: очерки Эрика Ферни (иллюстрированное издание). Бойделл Пресс. ISBN 978-1843837817 .
- Королевская ирландская академия (1983). Сокровища Ирландии: ирландское искусство 3000 г. до н.э. – 1500 г. н.э. Королевская ирландская академия. ISBN 9780901714282 .
- Харбисон, Питер (1999). «Лекция Оливера Дэвиса: Королевское (и другое) покровительство ирландским надписям донормандского периода». Ольстерский журнал археологии . Третья серия, Том. 58. Ольстерское археологическое общество: 43–54. JSTOR 20568229 .
Местный фольклор
[ редактировать ]- Мак Хью, Мэрион Э. (1938). «Святой Манчан и Леманаган из Мохилла» . Друмлара, компания Литрим: В душе. стр. 380–381.
- Шеридан, Донал; Кирван, Берни (2011). «Кладбище церкви Св. Петра, Энниснаг» (онлайн, под ред. www.historicgraves.com). Проект «Исторические могилы».
- Бойд, Д. (1938). «Боевой» . duchas.ie . Проверено 11 октября 2016 г.
- Школа Святого Манчана Мохилл (2010). «Начальная школа Святого Манчана, Мохилл» . Проверено 10 октября 2016 г.
- Школа Святого Манчана Мохилл (2016). «25 февраля – День святого Манчана» . Проверено 10 октября 2016 г.
- Школа Св. Манчана Таббер-Мот (2006). «Святой Манчан, покровитель Табберского рва» . Эйрком . Проверено 7 декабря 2016 г.
- Школа Таббера Святого Манчана (2010). «Святой Манчан, наш покровитель» . Скоилнет . Проверено 7 декабря 2016 г.
- «Приход Мохилла» . Проверено 20 августа 2016 г.
- «Фольклор прихода Мохилла и Таббера (Килмонаган)» . Ирландская пресса . 8 мая 1939 г. с. 7. Архивировано из оригинала 3 ноября 2016 года. [ мертвая ссылка ]
Разнообразный
[ редактировать ]- Аллен, среда (1960). Поэт и жена Спа, попытка реконструировать посольство Аль-Газаля к викингам (PDF) . Кендал, Великобритания: Титус Уилсон и сын.
- Кэхилл, Томас (1995). Как ирландцы спасли цивилизацию: нерассказанная история героической роли Ирландии от падения Рима до подъема средневековой Европы . Петли истории. Том. 1 (иллюстрировано, переиздание). Anchor Books, Doubleday. ISBN 978-0385418492 .
- Комерфорд, Т. (1755). История Ирландии: от древнейших времен до вторжения ... Лоуренс Флин. п. 138 . Проверено 20 августа 2016 г.
- Кроннелли, Ричард Фрэнсис (1864). Ирландская семейная история . Том. 1 (оцифровано, изд. 2008 г.). Гудвин, сын, и Нетеркотт.
- Дули, Энн (2007). «Чума и ее последствия в Ирландии» . В Лестере К. Литтле (ред.). Чума и конец античности, Пандемия 541–750 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 215–230. ISBN 978-0511335266 .
- Эдмондстон Скотт, WJ, изд. (1934). Кельтский форум: журнал кельтского мнения . Том. 1. Торонто, Канада: Кельтское историческое общество. п. 126.
- Эдвардс, Нэнси (2013). Археология раннесредневековой Ирландии . Рутледж. п. 147. ИСБН 9781135951498 . Проверено 10 октября 2016 г.
- Фермер, Дэвид (2011). Оксфордский словарь святых (5-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acref/9780199596607.001.0001 . ISBN 978-0-1995-9660-7 .
- Харрис Словер, Кларк (1927). «Ранние литературные каналы между Ирландией и Великобританией». Обучение на английском языке . 7 (7). Издательство Техасского университета: 5–111. JSTOR 20779377 .
- Хайнс, Джон (1931). «Святой Кайлин». Журнал Королевского общества антикваров Ирландии . 1 (1). Королевское общество антикваров Ирландии, 1931: 39–54. JSTOR 25513584 .
- Джойс, Патрик Уэстон (1903). Социальная история древней Ирландии: рассмотрение правительства, военной системы и закона; религия, обучение и искусство; торговля, промышленность и коммерция; нравы, обычаи и домашняя жизнь древнего ирландского народа (PDF) . Том. II. Дублин: MH Gill & Son; Лондон; Нью-Йорк: Longmans, Green and Co., стр. 182, 183, 203 . Проверено 21 октября 2016 г.
- Джойс, Патрик Уэстон (1906). Меньшая социальная история древней Ирландии, посвященная правительству, военной системе и закону; религия, обучение и искусство; торговля, промышленность и коммерция; нравы, обычаи и домашняя жизнь древнего ирландского народа (PDF) (сокращение от моей более крупной работы «Социальная история древней Ирландии» под ред.). Лондон; Нью-Йорк: Лонгманс, Грин и Ко . Проверено 21 октября 2016 г.
- Кендрик, ТД; Старший, Элизабет (1937). «VI.—Храм Святого Манчана». Археология . 86 : 105–118. дои : 10.1017/S0261340900015381 .
- Льюис, Сэмюэл (1837). Топографический словарь Ирландии . Том. 1. Лондон: С. Льюис и компания.
- Мак Геогеган, Джеймс ; О'Келли, Патрик (1844). История Ирландии, древняя и современная: взятая из самых достоверных источников и посвященная ирландской бригаде . Дублин: Джеймс Даффи. п. 171 . Проверено 10 октября 2016 г.
- МакНэми, Джеймс Джозеф (1954). История Ардагской епархии . Дублин: Браун и Нолан.
- Мак Дермотт, Конор (2001). «Глава 2, Путешественники во времени: результаты недавних археологических раскопок в графстве Оффали, Ирландия». В Рафтери, Б; Хики, Дж. (ред.). Последние достижения в исследованиях водно-болотных угодий . Белфилд, Дублин, Ирландия: Департамент археологии UCD. HDL : 10197/4500 . ISBN 978-0-9519117-7-8 . Периодическая газета 14.
- Ньюджент, Брайан (2009). Вера . Брайан Ньюджент. ISBN 978-0955681233 .
- О'Донован, Джон (1838). «Письмо № 25, Письма об обследовании боеприпасов округа Кингс» .
- О'Донован, Джон; О'Фланаган, Майкл (1929). Каван и Литрим . Письма, содержащие информацию о древностях графств Ирландии. Том. 3. Великобритания:Обзор боеприпасов.
- О'Донован, Шон (1828). Книга Фенага, перевод и подробные примечания (PDF) . Фенаг, Литрим, Ирландия: Маолмордха Мак Даггоилл Уи Рагхайли . Проверено 20 августа 2016 г.
- О'Райан, Падрейг (2016). «Святой Кайлин и книга Фены, 1516–2016» (PDF) (изд. от 14 сентября 2016 г.). Королевская ирландская академия. п. 27.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дебреттс (1824 г.). Баронет, рыцарство и товарищество Дебретта (PDF) . Том. 2 (5-е изд.). Лондон, Одхамс Пресс. п. 986.
- Рис, Элизабет (2003). Кельтские места и их святые: Путеводитель . Издательство Блумсбери. ISBN 9781441113443 . Проверено 21 октября 2016 г.
- Аллен, Дж. Ромилли (2001). Кельтское искусство в языческие и христианские времена (переиздание). Курьерская корпорация. ISBN 978-0486416083 .
- Килдафф, епископ (1863). «№ 899. Храм Святого Манчана, или Святого Монагана» (PDF) . В Дж. К. Робинсоне (ред.). Каталог специальной выставки произведений искусства средневековья, эпохи Возрождения и более поздних периодов: предоставлен во временное пользование в музее Южного Кенсингтона, июнь 1862 года . Музей Южного Кенсингтона.
- Робинсон, Дж. К., изд. (1869). «Кельтские и англосаксонские – предоставлено епископом Лимерика Батлером» (PDF) . Национальная выставка произведений искусства в Лидсе, 1868 г.: официальный каталог Национальной выставки произведений искусства (1868 г.: Лидс, Англия) (оцифрованное издание 2015 г.). Лидс: напечатано Эдвардом Бейнсом и сыновьями.
- Колган, Джон (1645). Журналы Святых Старой и Великой Шотландии или Острова ирландских Святых, частично из различных рукописей по всей Европе. Кодд. переписано, частично раскопано и собрано из древних записей и одобрено авторами; все иллюстрировано РПФ Джоном Колганусом с примечаниями и приложениями ... Теперь публикуется первый том тех же актов в порядке месяцев и дней, который представляет собой третий том священных древностей Ирландии, включающий январь, февраль и т. д. и март (ред. Цифровая версия). Библиотека Алессандрины, Рим: во владении Эерара де Витта, 1645 г.
- Генри, Франсуаза (1902). «Заметки и зарисовки, касающиеся храма Святого Манчана, Роскоммона и Клонмакнойза, а также храма Святого Меодхока» . Документы Франсуазы Анри - через цифровую библиотеку UCD.
- Сын Файдина О'Мойлконайра, Мюргеас (1516 г.). Книга девочки / Книга Фиднача . Дублин, Ирландия: Tadhg Ó Rodaighe . Проверено 20 августа 2016 г.
- Уилсон, Дэвид М.; Клиндт-Йенсен, Оле (1966). Искусство викингов . Джорджа Аллена и Анвина Лтд. ISBN 978-1135803841 .
- Хьюз, Кэтлин (1966). Церковь в раннем ирландском обществе . Methuen & Co Ltd, Лондон.
- Джонстон, ПК (1950). «Свидание Камланна». Античность . 24 (93): 44. дои : 10.1017/S0003598X00107197 . S2CID 163982783 .
- Кьюсак, Мэри Фрэнсис (1876). История ирландской нации: социальная, церковная, биографическая, промышленная и антикварная (оцифровано в 2013 г., оригинал изд. Университета штата Пенсильвания). Дж. Г. Мердок.
- Уилан, Фиона (2008). Стилистический анализ фигур святилища Св. Манчана (Диссертация). Кафедра истории искусства и архитектуры Тринити-колледжа Дублина.
- «Святой Манчан, он же Манаган из Мохилла и Леманагана, биография и церкви, ок. 645+». Антикварное общество Арда и Клонмакнойз . 1 (3). Джеймс Даффи и компания. 1932 год.
- Харбисон, Питер; Х. Поттертон; Дж. Шихи, ред. (1978). Ирландское искусство и архитектура: от предыстории до наших дней . Лондон: Thames and Hudson Ltd.
- Брин, Эйдан (2010). «Манчан, Манчиан, Манчин» . Словарь ирландской биографии . Издательство Кембриджского университета.