Jump to content

Кодикология

(Перенаправлено с Codicological )
Реймсское Евангелие

Кодикология ( / ˌ k d ɪ ˈ k ɒ l ə i / ; [1] из французской кодикологии; от латинского codex , родительного падежа codicis , «тетрадь, книга» и греческого -λογία , -logia ) — изучение кодексов или рукописных книг. Ее часто называют «археологией книги ». [2] термин, придуманный Франсуа Масаи. [3] Он касается материалов , инструментов и методов, используемых для создания кодексов, а также их особенностей. [4]

Демаркация кодикологии не является четкой. Некоторые рассматривают кодикологию как самостоятельную дисциплину, другие видят в ней вспомогательное средство для анализа и передачи текстовой критики , которую изучает филология . [2] [5] Кодикологи могут также изучать историю библиотек , сбора рукописей, каталогизации книг и писцов , что в противном случае относится к истории книги. [2] [5] Некоторые кодикологи говорят, что их область деятельности включает в себя палеографию , изучение почерка, в то время как некоторые палеографы говорят, что их область деятельности включает в себя кодикологию. Изучение письменных особенностей, таких как маргиналии , глоссы , надписи о собственности и т. д., попадает в оба лагеря, как и изучение физических аспектов украшения, которое в остальном принадлежит истории искусства . [ нужна ссылка ] В отличие от традиционной палеографии, кодикология уделяет больше внимания культурному аспекту книг . [6] Сосредоточение внимания на материале называется кодикологией в строгом смысле , тогда как более широкий подход, включающий палеографию, филологию, историю искусства и историю книги , называется кодикологией в широком смысле , и точное значение зависит от точки зрения кодиколога. [7] [8]

Палеографические методы используются наряду с кодикологическими методами. Анализ работы переписчика, стилей письма и их вариаций может выявить характер книги, ценность, цель, дату и важность, придаваемую различным ее частям. [9]

Многие инкунабулы , книги, напечатанные до 1500 года, были полностью или частично закончены вручную, поэтому они относятся к области кодикологии. [10]

Изучение кодексов

[ редактировать ]

Материалы

[ редактировать ]

Материалы, из которых изготовлены кодексы, являются их основой и включают папирус , пергамент (иногда называемый мембраной или пергаментом ) и бумагу . Они написаны и нарисованы металлами, пигментами и чернилами . [6] Качество, размер и выбор поддержки определяют статус кодекса. Папирус встречается только в поздней античности и раннем средневековье . Кодексы, предназначенные для показа, переплетались более прочными материалами, чем пергамент. [9] Пергамент сильно различался в зависимости от вида животных и отделки, а идентификация животных, использованных для его изготовления, начала изучаться только в 21 веке. Как производство повлияло на конечные продукты, технику и стиль, мало изучено. Однако изменения в стиле в большей степени обусловлены вариациями в технике. [10] До 14 и 15 веков бумага была дорогой, и ее использование могло выделять роскошный экземпляр. [9]

Структура

[ редактировать ]

В структуру кодекса входят его размер, формат/ порядок. [9] (его собрания или собрания, [10] состоит из листов, сложенных несколько раз, часто дважды, - разворот. [11] ), шитье, переплет и переплет. Дейр состоял из нескольких сложенных листов, вставленных друг в друга — не менее трех, но чаще всего четырех двулистных листов. [6] это восемь листов и шестнадцать страниц: [10] Латинский кватернион или греческий тетрадион , ставший синонимом quires. [6] Если образец (текст, который нужно скопировать) не был скопирован точно, формат отличался. [9] При подготовке к написанию кодексов использовались правящие шаблоны, определявшие расположение каждой страницы. Отверстия протыкали шипованным свинцовым колесом и кругом. Затем линейка применялась отдельно к каждой странице или один раз к верхнему фолио. [12] знаки собственности, украшения и освещение . Также изучаются [4] [6] Поскольку эти особенности зависят от времени и места, кодикология определяет характеристики, специфичные для скриптории или любого производственного центра, а также библиотек кодексов. [6]

Страницы

[ редактировать ]

Водяные знаки могут указывать, хотя часто приблизительные, даты, когда произошло копирование. Определяется макет – размер полей и количество строк. Могут быть текстовые артикуляции, заголовки , вступления, главы и абзацы . Место было отведено для иллюстраций и украшенных путеводителей. Книжный аппарат для ученых стал более сложным в XIII и XIV веках, когда были разработаны главы, стихи, нумерация страниц , указатели , глоссарии и оглавления . [9]

Книготорговец

[ редактировать ]

При внимательном изучении физических атрибутов кодекса иногда можно сопоставить давно разделенные элементы из одной и той же книги. В книгопечатании 13 века в результате секуляризации канцелярские товары или библиотеки появились . Они получали комиссионные за тексты, которые передавали по контракту писцам, иллюстраторам и переплетчикам, которым поставляли материалы. Благодаря систематическому формату, используемому библиотекарем при сборке , структуру можно использовать для восстановления исходного порядка рукописи. Однако при изучении кодекса могут возникнуть сложности. Рукописи часто переплетались, в результате чего в определенный кодекс входили произведения разной даты и происхождения, а значит, и разная внутренняя структура. Кроме того, связующее может изменить или унифицировать эти структуры, чтобы обеспечить лучшее соответствие новому переплету. [13] Заполненные листы или сборники листов могут составлять самостоятельные книжные единицы-буклеты, которые можно возвращать издателю канцелярских товаров или объединять с другими текстами для составления антологий или сборников. Экземпляры иногда делились на листы для одновременного копирования и выдавались студентам для изучения. Чтобы облегчить это, использовались ключевые слова — слово в конце страницы, обозначающее первое слово следующей страницы. [9] [14]

Происхождение

[ редактировать ]

Изучение рукописей имеет давнюю традицию, но кодикология имеет короткую историю. [15] В пятнадцатом веке две работы, опубликованные под названием De laude scriptorium , восхваляли рукописи и работы переписчиков. Один был написан Жаном Жерсоном , парижским богословом, а другой — Иоганном Тритемием, настоятелем бенедиктинского монастыря Спонхейм . [16] В XVI и XVII веках по мере развития рукописного изучения возникали споры между филологами и богословами. В 17 веке болландисты собирали жития и критически исследовали их содержание и происхождение. [16] Мауристы внесли свой вклад в исторический и критический анализ текстов, а Жан Мабилон считается отцом палеографии и дипломатии . [16] Основные принципы кодикологии были сформулированы в 1739 году монахом-мавристом Бернаром де Монфоконом . [17] [ нужен лучший источник ] В 1819 году Генрих Штайн основал Общество древней немецкой истории, которое опубликовало «Monumenta Germaniae Historica» и исследования средневековых кодексов. [16] В 1821 году была основана Национальная школа чартов , и одним из наиболее активных исследователей рукописей был Леопольд Делиль . [18]

В 1825 году библиотекарь Адольф Эберт опубликовал монографию о дипломатии, эпиграфике и том, что он назвал Bücherhandschrifftenkunde — «наукой о внутренних и внешних особенностях рукописей». В 1909 году филолог Людвиг Траубе проводит различие между палеографией и Handschrifftenkunde . По мнению Траубе, палеография занимается расшифровкой письма, интерпретацией сокращений и поиском текстовых ошибок, а также датировкой и поиском рукописи. Handschrifftenkunde изучает материальные элементы кодекса, его подготовку и пишет, а не часть самого текста, например аннотации. [19]

Однако общая традиция вплоть до 20 века рассматривала палеографию не только как письменность, но и как все, что использовалось для датировки рукописи. [20] Виктор Гардтхаузен в своей «Греческой палеографии» разделил палеографию на Buchwesen (структуру книги) и Schriftwesen (структуру письма). [6] [21] До начала 1930-х годов изучение рукописей было связано также с историей литературы и филологией. [20]

Кодикология последовательно изучается с конца 19 века. [13] Чарльз Самаран предложил термин кодикография в 1934 году, который он понимал как параллельный библиографии, изучению печатных книг; отделение рукописной науки от филологии. Термин кодикология был придуман Альфонсом Дейном в его книге «Les manuscrits» 1949 года для обозначения изучения внешних особенностей рукописей - истории, коллекций, каталогов - поскольку он также понимал, что изучение материальных аспектов и внутренних особенностей принадлежит палеографии. [6] [3]

Археологический поворот

[ редактировать ]

Со временем смысл трансформировался в изучение кодекса как археологического объекта; эквивалент Бухвезена . [6] [21] Франсуа Масаи принял термин кодикология и в 1950 году опубликовал в Scriptorium статью, в которой отстаивал его независимость от палеографии. Он рассматривал кодикологию как связанную с дипломатией и в сфере археологии . Он не считал кодикологию исторической дисциплиной, поэтому это отделяло ее от истории книги и истории культуры. [22] Леон Делассе предпочитал использовать «археологию книги» Масаи. [3] «Пролегомены в кодикологии» Леона Гилиссена многие считают основой подлинной археологии книги. В первых двух очерках книги он изучил «участок» из двадцати пергаментных рукописей и, проанализировав состав девайров, пришел к выводу, что девайер — это не случайное скопление разрезанных по отдельности двулистников, а результат складывания кожицы по точные правила. Этот метод проложил путь к более детальному пониманию производства средневековых книг, как их подготовки, так и исполнения. [3] Марилена Маниачи в «Археологии рукописей» концептуализирует кодикологию таким же образом. [23]

Более широкий подход

[ редактировать ]

С 1970-х годов различные кодикологи заявляли, что кодикология должна заниматься историей, использованием и восприятием рукописи как культурного и текстового объекта. [23] Мария Луиза Агати в «Il libro manoscritto da Oriente a Occidente» включает в свое исследование палеографические особенности, художественное оформление и историю библиотек. [5]

Количественная кодикология

[ редактировать ]

Карла Боццоло и Эцио Орнато в своей книге 1980 года «Pour une histoire du livre рукописи au Moyen Age» возражают против обычного тогда взгляда на изучение рукописей как на инструмент доступа к интеллектуальной истории или на изучение иллюминированных рукописей как предметов искусства . Они выступают за изучение множества обычных рукописей археологическим методом с целью ответить на вопросы, выходящие за рамки конкретной рукописи. [24] Орнато поясняет, что изучение внутренних особенностей неотделимо от внешних особенностей рукописи. Таким образом, количественный метод может дать представление об экономике и культуре производства рукописей в определенное время, в определенном месте или в более длительный период, связывая это с историей книги. Таким образом, Орнато и его школа последователей считают кодикологию независимой и автономной исторической дисциплиной, не подчиняющейся какой-либо специализации. Однако его понимание кодикологии не lato sensu, а статистическое — подбор материалов, изготовление листов, количество томов, цены, вложенный труд, тираж — извлекается из группы рукописей по времени, месту, типу и т. д. Малахи Бейт-Арье впервые использовал базы данных в кодикологии для еврейских кодексов. [25]

Сравнительная кодикология

[ редактировать ]

Прогресс в количественном анализе латинских, еврейских, византийских и арабских кодексов побудил к исследованию того, были ли распространены технологические практики. Это привело к сравнительной кодикологии — концепции, методология которой заимствована из сравнительного метода . Он был особенно вдохновлен лингвистикой и возможностью универсальной «грамматики» кодекса. Этот метод использовался на ранних этапах еврейской кодикологии, поскольку еврейские рукописи считаются межкультурными, поскольку отражают рукописную культуру доминирующей культуры, в которой жили еврейские общины. В XXI веке, наряду с количественной кодикологией, это наиболее распространенная методология. [26]

Структурная кодикология

[ редактировать ]

Начиная с конца 1980-х годов некоторые ученые заимствовали идеи структуралистской лингвистики и изучали кодекс как структуру с « морфологическими » и « синтаксическими » измерениями, рассматривая его составные компоненты и их отношения соответственно. Также присутствует «генетический» аспект, поскольку он пытается реконструировать происхождение компонентов и их производство. Гумберт и другие ученые сформулировали синтаксис для определения кодикологических единиц и цезур (разрывов или границ) рукописи, образованных одним или несколькими декретами, а также этапов их производства и взаимосвязей. Этот метод сталкивается с трудностями из-за того, что рукописи претерпевают изменения в течение своего существования из-за потерь, удалений и дополнений текста. [27]

Исламская кодикология

[ редактировать ]

Хотя средневековые авторы, возможно, практиковали элементарную кодикологию, интерес к изучению арабских рукописей на Западе начался в конце 18 века. Наибольший импульс был дан первым фестивалем «Мир ислама» в Лондоне в 1976 году, за которым последовал коллоквиум по исламской кодикологии и палеографии в Стамбуле в 1986 году. С тех пор появился ряд конференций, выставок, каталогов и специализированных периодических изданий. [28]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «кодикология» . Оксфордский словарь английского языка (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
  2. ^ Перейти обратно: а б с Уорд, Джеральд (2008). «Кодикология». Энциклопедия материалов и техник Grove в искусстве . Издательство Оксфордского университета . ISBN  9780195313918 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д дель Барко, Хавьер (2017). «От археологического поворота к «Codicologie Structurale»: концепция кодикологии и материальное описание еврейских рукописей». В Вандри, Ирина (ред.). Еврейские рукописные культуры: новые перспективы . п. 5.
  4. ^ Перейти обратно: а б Бил, Питер (2008). «кодикология». Словарь английской рукописной терминологии 1450–2000 гг . Издательство Оксфордского университета . ISBN  9780199576128 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с дель Барко, Хавьер (2017). «От археологического поворота к «Codicologie Structurale»: концепция кодикологии и материальное описание еврейских рукописей». В Вандри, Ирина (ред.). Еврейские рукописные культуры: новые перспективы . п. 7.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Маккормик, Майкл; Гамиллшег, Эрнст (1991). «Кодикология». В Каждане Александр П. (ред.). Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета . ISBN  9780195046526 .
  7. ^ дель Барко, Хавьер (2017). «От археологического поворота к «Codicologie Structurale»: концепция кодикологии и материальное описание еврейских рукописей». В Вандри, Ирина (ред.). Еврейские рукописные культуры: новые перспективы . п. 7-8.
  8. ^ дель Барко, Хавьер (2017). «От археологического поворота к «Codicologie Structurale»: концепция кодикологии и материальное описание еврейских рукописей». В Вандри, Ирина (ред.). Еврейские рукописные культуры: новые перспективы . п. 10.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Пирсал, Дерек (2010). «Кодикология». В Суаресе, Майкл; Вудхуйсен, HR (ред.). Оксфордский спутник книги . Издательство Оксфордского университета . ISBN  9780198606536 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Хурихейн, Колум П., изд. (2013). «Кодикология». Энциклопедия средневекового искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета . ISBN  9780195395365 .
  11. ^ Гамиллшег, Эрнст; Шевченко, Игорь (1991). «Квайр». В Каждане Александр П. (ред.). Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета . ISBN  9780195046526 .
  12. ^ Каждан, Александр П., изд. (1991). «Правящие шаблоны». Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета . ISBN  9780195046526 .
  13. ^ Перейти обратно: а б Хантер, Тимоти (2001). «Кодикология». В Бригстоке, Хью (ред.). Оксфордский спутник западного искусства . Издательство Оксфордского университета . ISBN  9780198662037 .
  14. ^ Смит, Маргарет М. (2010). «Ключевое слово». В Суаресе, Майкл; Вудхуйсен, HR (ред.). Оксфордский спутник книги . Издательство Оксфордского университета . ISBN  9780198606536 .
  15. ^ Жбиковска-Мигонь, Анна; Скальска-Злат, Марта, ред. Энциклопедия книг. Том 2, КЗ . стр. 63. ISBN  978-83-229-3543-9 .
  16. ^ Перейти обратно: а б с д Жбиковска-Мигонь, Анна; Скальска-Злат, Марта, ред. Энциклопедия книг. Том 2, КЗ . стр. 64. ISBN  978-83-229-3543-9 .
  17. ^ "Понятие кодикологии. Die Handschriftenkunden, das Buchwesen, codigrafia, "archelogia dei libri". Альфонс Дэн и Шарль Самаран о предмете кодикологии. Дени Мюзерей и его «Словарь кодикологии». Хронологическая определенность кодикологии" . myfilology.ru . Archived from the original on 12 November 2018.
  18. ^ Жбиковска-Мигонь, Анна; Скальска-Злат, Марта, ред. Энциклопедия книг. Том 2, КЗ . стр. 64–65. ISBN  978-83-229-3543-9 .
  19. ^ Бетанкур-Серна, Фернандо (1996). «История и концепция кодикологии неологизма». Анонимная книга "DE INTERDICTIS" Codex Vaticanus Latinus номер 5766 . ISBN  978-84-472-0369-7 .
  20. ^ Перейти обратно: а б дель Барко, Хавьер (2017). «От археологического поворота к «Codicologie Structurale»: концепция кодикологии и материальное описание еврейских рукописей». В Вандри, Ирина (ред.). Еврейские рукописные культуры: новые перспективы . п. 4.
  21. ^ Перейти обратно: а б Гамиллшег, Эрнст; Шевченко, Игорь (1991). «Палеография». В Каждане Александр П. (ред.). Оксфордский словарь Византии . Издательство Оксфордского университета . ISBN  9780195046526 .
  22. ^ дель Барко, Хавьер (2017). «От археологического поворота к «Codicologie Structurale»: концепция кодикологии и материальное описание еврейских рукописей». В Вандри, Ирина (ред.). Еврейские рукописные культуры: новые перспективы . п. 3-5.
  23. ^ Перейти обратно: а б дель Барко, Хавьер (2017). «От археологического поворота к «Codicologie Structurale»: концепция кодикологии и материальное описание еврейских рукописей». В Вандри, Ирина (ред.). Еврейские рукописные культуры: новые перспективы . п. 6.
  24. ^ дель Барко, Хавьер (2017). «От археологического поворота к «Codicologie Structurale»: концепция кодикологии и материальное описание еврейских рукописей». В Вандри, Ирина (ред.). Еврейские рукописные культуры: новые перспективы . п. 8.
  25. ^ дель Барко, Хавьер (2017). «От археологического поворота к «Codicologie Structurale»: концепция кодикологии и материальное описание еврейских рукописей». В Вандри, Ирина (ред.). Еврейские рукописные культуры: новые перспективы . п. 9-10.
  26. ^ дель Барко, Хавьер (2017). «От археологического поворота к «Codicologie Structurale»: концепция кодикологии и материальное описание еврейских рукописей». В Вандри, Ирина (ред.). Еврейские рукописные культуры: новые перспективы . п. 11-13.
  27. ^ дель Барко, Хавьер (2017). «От археологического поворота к «Codicologie Structurale»: концепция кодикологии и материальное описание еврейских рукописей». В Вандри, Ирина (ред.). Еврейские рукописные культуры: новые перспективы . п. 13-14.
  28. ^ Гацек, Адам (2010). «кодикология, мусульманин». В Суаресе, Майкл; Вудхуйсен, HR (ред.). Оксфордский спутник книги . Издательство Оксфордского университета . ISBN  9780198606536 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Деврис, Роберт (1954). Введение в изучение греческих рукописей .
  • Дейн, Альфонс (1964). Рукописи (2-е изд.).
  • Делассе, LMJ (1967). «К истории средневековой книги». Дивинитас . 11 : 423–36.
  • Паркс, МБ (1976). «Влияние концепций Ordinatio и Compilatio на развитие книги». У Александра, JJG; Гибсон, Монтана (ред.). Средневековое обучение и литература .
  • Грюс, А. (1976). Кодикологический Том. 1. Э.Дж. Брилл.
  • Грюс, А. (1976). Кодикологический Том. 2. Э.Дж. Брилл.
  • Грюс, А. (1980). Кодикологический Том. 3, 5. Э.Дж. Брилл.
  • Гилиссен, Леон (1977). Пролегомены к кодикологии: исследования по построению тетрадей и оформлению средневековых рукописей .
  • Харлфингер, Дитер (1980). Греческая кодикология и текстовая традиция .
  • Безцоло, К.; Орнато, Э. (1980). К истории рукописной книги в средние века .
  • Бойл, Л.Е. (1984). Средневековая латинская палеография: библиографическое введение .
  • Шейлор, Б. (1988). Средневековая книга .
  • Лемэр, Дж. (1989). Введение в кодикологию .
  • Оуэн, ГДР; Монахи, PR; Синклер, Кейт Вэл (1994). Средневековая кодикология, иконография, литература и перевод: исследования Кейта Вэла Синклера .
  • Робинсон, П.; Зим, Р. (1997). О создании книг: средневековые рукописи, их писцы и читатели: эссе, представленные М.Б. Парксу .
  • Палеография и кодикология. 300 лет после Монфокона: Мат-лы междунар. науч. конференции . Institute of General History of the Russian Academy of Sciences. 2000.
  • Маниачи, Марилена (2002). Рукописная археология: методы, проблемы, новейшая библиография .
  • Клеменс, Р.; Грэм, Т. (2007). Введение в рукописное исследование .
  • Бобишон, Филипп (2008). «Лексикон: макет и оформление текста еврейских, греческих, латинских, римских и арабских рукописей» . Парис, Эдилис .
  • Агати, Мария Луиза (2009). Рукописная книга с Востока на Запад. Для сравнительной кодикологии .
  • Столярова, Л. В.; Каштанов, С. М. (2010). "Кодикология — наука о рукописных книгах". Книга в Древней Руси (XI—XVI вв.) (PDF) . University of Dmitry Pozharsky.
  • Клюге, Матиас (2014). Рукописи Средневековья: Базовые знания по кодикологии и палеографии . ISBN  978-3-7995-0577-2 .
  • Кодикология и палеография в эпоху цифровых технологий . Труды Института документологии и редактуры . Том 1, 2, 3, 4. 2009–2017.

Справочные работы

[ редактировать ]
  • Леффлер, Карл; Киршнер, Иоахим, ред. (1935–1937). Лексикон всей книжной индустрии . Том 1, 2, 3.
  • Киршнер, Иоахим, изд. Лексикон книг . Том 1, 2, 3, 4.
  • Северный лексикон богвасенов . Том. 1, 2. 1949–1962.
  • Милькау, Фриц; Лейх, Георг, ред. (1950–1965). Справочник по библиотечному делу . Том 1, 2, 3.
  • Голод, Герберт; Лангош, Карл, ред. (1961–1964). История текстовой передачи древней и средневековой литературы . Том 1, 2.
  • Музерель, Дени (1985). Кодикологическая лексика: методический справочник французских терминов, относящихся к рукописям .
  • ван Хук, Джон (1992). «Указатели текущих работ по истории книги: обзорная статья». Аналитическая и перечислительная библиография . 6 .
  • Корстен, Северин, изд. Лексикон всей книжной системы: LGB . ISBN  3-7772-8527-7 .
  • Маниачи, Марилена (1996). Терминология рукописи книги (PDF) .
  • Раутенберг, Урсула, изд. (2003). Reclams Sachlexikon des Buches (2-е изд.). ISBN  3-15-010542-0 .

Исторический

[ редактировать ]

Западноевропейские кодексы

[ редактировать ]
  • Гумберт, JP (1989). Голландцы и их книги в эпоху рукописей .
  • Фридман, Дж. Б. (1995). Североанглийские книги, владельцы и создатели в позднем средневековье .

Византийские кодексы

[ редактировать ]

Славянские кодексы

[ редактировать ]
  • Гюнтерова, А.; Мишяник, Дж. (1961). Средневековая книжная живопись в Словакии .
  • Дубровина, Л. А.; Гальченко, О. М. (1992). Кодикография украинской и восточнославянской рукописной книги и кодикологическая модель структуры формализованного описания рукописи . Institute of Ukrainian Archeography.
  • Джурова, Аксиния (1997). Введение в славянскую кодикологию. Византийский кодекс и его рецепция у славян .
  • Фрис, В. (2003). История кириллической рукописной книги в Украине .

Кодексы иврита

[ редактировать ]

Арабские кодексы

[ редактировать ]

Эфиопские кодексы

[ редактировать ]

Азиатские кодексы

[ редактировать ]

Конкретные тексты кодекса

[ редактировать ]
  • Дойл, А.И.; Паркс, МБ (1978). «Изготовление копий Кентерберийских рассказов и Confessio Amantis в начале пятнадцатого века». В Парксе, МБ; Уотсон, А.Г. (ред.). Средневековые писцы, рукописи и библиотеки .
  • Дж. Мьюир, Бернард (1992). Книга Эксетера: Библиография . Эксетер Средневековые английские тексты и исследования.
  • Гамсон, Р., изд. (1994). Библия раннего средневековья: ее производство, оформление и использование . ISBN  9780521445405 .
  • Амблард, П. (2008). Внутреннее паломничество .

Пергамент

[ редактировать ]

Иллюстрация

[ редактировать ]

Переплетное дело

[ редактировать ]
  • Ширмаи, Янош Александр (1999). Археология средневекового переплетного дела .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f20d3e288f3ef98e3dfd99f4b854082f__1719866400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f2/2f/f20d3e288f3ef98e3dfd99f4b854082f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Codicology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)