Каменная плита
Каменная плита — большой камень, плоский и относительно тонкий, часто прямоугольной или почти прямоугольной формы. Их обычно используют для мощения полов, покрытия стен или в качестве надгробий . [1]
В дольменах
[ редактировать ]Большинство дольменных сооружений возводилось из каменных плит больших размеров. Их архитектура часто включает коридор доступа, который можно построить из каменных плит или сухих камней. Погребальной камере различной формы (например, прямоугольной, многоугольной, овальной, круглой) также может предшествовать прихожая. В некоторых дольменах вход имеет дверь, вырезанную в одной или нескольких вертикальных каменных плитах. [2] [3]
В строительстве
[ редактировать ]Основное применение плит в качестве строительного материала – это мощение и строительство крыш . Их можно использовать для других целей, в том числе:
- Балконы из плиты
- Постройки из сухого камня : стены, пещеры, помещения.
- Основание некоторых каминов выложено каменными плитами (большими или меньшими вместе).
- В религиозных алтарях алтарный камень может представлять собой каменную плиту, более или менее обработанную или в естественном состоянии.
- В деревенских столах
В гастрономии
[ редактировать ]Одна из систем приготовления пищи - приготовление «на плите». [4] Подобно системам «на железе» или «на гриле», при запекании на плите продукты (например, мясо, рыба, овощи) кладутся на плиту, разогретую на огне с маслом, сливочным маслом или салом и другими гарниры. [5]
- Эта система была весьма популярна в зонах Пиренеев и часто практиковалась фермерами и пастухами. В настоящее время его можно считать включенным в гастрономию всех уровней. [2] [6] [7]
Могильные плиты
[ редактировать ]С доисторических времен существуют примеры могил, покрытых каменной плитой, в естественном состоянии или резной. Такое использование плит в качестве надгробия расширило концепцию натуральных плит до варианта надгробия: плоского, тонкого и полированного. Примером может служить плита в гробнице короля Арагона Пере-эль-Грана , весящая 900 кг. [8]
На таких надгробиях обычно имеются надписи. Традиционно сюда входит имя умершего, дата рождения и/или смерти. Надписи обычно располагаются на лицевой стороне, но в некоторых случаях также и на оборотной стороне (сверху) и по краям. Некоторые семьи заказывают или делают надпись на нижней стороне. На некоторых имеются и эпитафии: хвалебные (восхваления); цитаты из религиозных текстов, таких как « Requiescat in pace »; настроения или цитаты. [9]
Пирамидальная или «шатровая» каменная плита, иногда возвышающаяся над другим основанием или более полным саркофагом, представляет собой конструкцию, наблюдаемую на всех континентах, поскольку большая часть органического мусора отваливается от нее и зарастает мхом, травой и аналогичными растениями самого низкого уровня. Примерами могут служить могилы сэра Джона Уиттакера Эллиса и 1-го барона Козенса-Харди .
Стиральные доски
[ редактировать ]Стирка одежды является основной потребностью в цивилизованном обществе и вообще во всех частях света. В первобытные времена — до проточной воды, стиральных машин и моющих средств — нужно было ходить стирать одежду на берег реки или в прачечную.
Одежду стирали вручную, натирая, а иногда и ударяя ее о твердую поверхность с мылом . Целью было проникновение воды и мыла между волокнами ткани и вытягивание грязи. Плиты для стирки одежды представляли собой плиты из натурального камня, выбранные для обеспечения красивой и относительно плоской поверхности. Небольшие округлые неровности могут способствовать трению в процессе стирки. [10] [11]
- В некоторых случаях специально изготавливались «искусственные плиты», у которых поверхность трения была деревянной, хотя аппарат еще называли «мойной плитой».
- Существовали также «искусственные плиты», сделанные из волнистого стального листа . (Такие стиральные доски использовались в качестве ударных инструментов в джазовых и блюзовых группах). [12]
- Стирка ковбойских брюк и подобной одежды до камня — это процесс стирки камнями, при котором используется трение некоторых частей одежды о грубый камень (или аналогичный камень). Цель – добиться изменения внешнего вида одежды, имитируя естественный износ.
Как охотничьи капканы
[ редактировать ]Охота с плитами – это система охоты с помощью плиты-ловушки. Основополагающей частью устройства является плита. Подготовка этой ловушки была деликатной задачей. [7] [13] [14]
- Подготовка ловушки: Плиту подходящих размеров удерживают в поднятом положении, образуя соответствующий угол с горизонтом. Плита, находящаяся в нестабильном положении, удерживается на месте с помощью нескольких прутьев или ветвей в определенном состоянии, состоянии, которое можно назвать «готовым к срабатыванию» (или в точке срабатывания). Когда плита готова, нужно положить подходящую приманку , чтобы привлечь животное, которое хочет поймать.
- Когда животное (например, птица, кролик) пытается съесть приманку, плита падает на животное и попадает в ловушку (или раздавливается).
Термин «плита» в топонимах
[ редактировать ]От термина плита и его производных среди них много топонимов.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томас Дайч; Уильям Пардон (1740 г.). Новый общий словарь английского языка; Специально рассчитано на использование и улучшение тех, кто не знаком с изучаемыми языками... и теперь закончено Уильямом Пардоном. Ричард Уэр, в магазине «Библия и Солнце» на Уорвик-лейн, Аминь-Корнер. стр. 772–.
- ^ Перейти обратно: а б Франческ Антиллах Комабелла; Антония Ортис Педроса (2003). Прогулка по ореховому дереву . Издания Коссетании. стр. 60–. ISBN 978-84-96035-21-8 .
- ^ Анна Борбонет; Хорди Санглас и Пучферрер (1999). Тавертет, его термин и топонимы . Аббатство Монтсеррат. стр. 100–. ISBN 978-84-8415-110-4 .
- ^ www.esimple.it, © Esimple srl -. «Тортелло алла ластра» .
- ^ Примитивная кулинария: фаршированный баннок на камне
- ^ Каталонская кухня по мнению Жауме Фабреги.
- ^ Перейти обратно: а б Загрузка Жозепа Жиронеса (2005). Самая простая кухня женщины-земли . Издания Коссетании. стр. 43–. ISBN 978-84-9791-121-4 .
- ↑ Льоса из гробницы Пере Великого. Архивировано 27 октября 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ Фергюс Уэссел. «Галерея Надгробий» . Архивировано из оригинала 7 июля 2013 г. Проверено 5 сентября 2013 г.
- ^ Жозеп Массо и Мунтанер (10 ноября 2010 г.). Творчество популярного автора песен Каталонии. Том XX.: Исследовательские миссии . Аббатство Монтсеррат. стр. 219–. ISBN 978-84-9883-337-9 .
- ^ КОМУ ЕСТЬ ОДЕЖДА, ЧТОБЫ СТИРАТЬ? . Икария, редакция. 16 июля 2008 г. ISBN. 9788498880175 – через Google Книги.
- ^ «История стиральных досок, изобретение цинковых чистящих досок и других натирающих досок» .
- ^ Мойзес Д. Боза (март 2012 г.). Отлов и другие традиционные охотничьи искусства на Пиренейском полуострове . HISPANO EUROPEA Редакция. стр. 4–. ISBN 978-84-255-1446-3 .
- ^ Каталонско-испанско-латино-французско-итальянский словарь, 1 . В отпечатке Джозефа Торнера. 1839. стр. 147–.