Венера и музыкант



«Венера и музыкант» — это серия картин венецианского художника эпохи Возрождения Тициана и его мастерской.
Мастерская Тициана создала множество версий « Венеры и музыканта» , которые могут быть известны под различными другими названиями, определяющими элементы, например, «Венера с органистом» , «Венера с лютнистом» и так далее. [ 1 ] В большинстве версий слева мужчина, играющий на маленьком органе, но в других — на лютне изображен . У Венеры на подушках есть маленький компаньон, иногда Купидон , а в других версиях - собака, а в Берлине и то, и другое. [ 2 ] Считается, что картины датируются концом 1540-х годов.
Многие картины Тициана существуют в нескольких версиях, особенно его обнаженные мифологические сюжеты. Более поздние версии, как правило, в основном или полностью созданы его мастерской, при этом степень личного вклада Тициана неизвестна и является предметом различных взглядов. Все версии Венеры и Музыканта написаны маслом на холсте и имеют две пропорции и размера, причем две версии для органиста шире. [ 3 ]
Пять версий, которые обычно считаются, по крайней мере, в значительной степени Тицианом, - это две версии с органистом в Мадриде и одна в Берлине, а также с лютнистом в Кембридже и Нью-Йорке. [ 4 ] Другая версия в Уффици во Флоренции менее ценится, и на ней нет музыканта, а есть Купидон, а также черно-белая собака в изножье кровати, наблюдающая за куропаткой на парапете. [ 5 ]
Во всех версиях кровать Венеры расположена на лоджии или у большого открытого окна с низкой каменной стеной или парапетом . Венера изображена в полный рост, лежащая на подушках. Музыкант сидит на краю кровати спиной к ней, но поворачивается и смотрит в ее сторону. Напротив, она смотрит вправо. Он носит современную одежду 16-го века, как и любые маленькие фигурки на пейзажном фоне, а на поясе у него меч или кинжал. Большая красная драпировка занимает верхний левый угол и верхний правый угол в менее широких версиях. Снаружи обширный ландшафт, делящийся на два типа. В двух версиях Прадо изображены аллеи деревьев и фонтан в саду, напоминающем дворцовый. Другие версии имеют более открытый ландшафт, ведущий к далеким горам. [ 6 ]
Лежащие обнаженные Тициана
[ редактировать ]

Картина является окончательным развитием композиции Тициана с лежащей обнаженной женщиной в венецианском стиле. После смерти Джорджоне в 1510 году Тициан завершил свою «Дрезденскую Венеру» , а затем около 1534 года написал « Венеру Урбино» . Повторение этого изображения 1545 года, возможно, утерянная запись Венеры, отправленная Карлу V, «была основой» для серии «Венера и музыкант» . [ 7 ] В отличие от них, Амур в большинстве версий «Венеры и Музыканта» позволяет четко идентифицировать женщину как Венеру, несмотря на современный декор. [ 8 ]
В противном случае картина попадает в категорию куртизанок , хотя их также часто называют «Венерой», хотя бы для сохранения некоторой уместности. В целом несмущенная Венера полностью обнажена, за исключением прозрачной ткани, закрывающей ее промежность в некоторых версиях, но носит несколько очень дорогих украшений. [ 9 ] типичные аспекты изображений куртизанок. [ 10 ] Музыкант элегантно одет, носит клинковое оружие, в нескольких вариантах - большой меч с позолоченной фурнитурой. Его можно было принять за клиента дорогой венецианской куртизанки.
Другие лежащие обнаженные фигуры — это « Венера Пардо» (или «Юпитер и Антиопа» , сейчас находится в Лувре ), «эта трудная попытка вернуть его ранний стиль», [ 11 ] с середины 1540-х гг. Более оригинальная композиция и телосложение, также начатое в середине 1540-х годов, но с версиями, написанными в 1550-х и, возможно, 1560-х годах, используется в серии Даная картин , в которых Кеннет Кларк видит, как Тициан перенимает условности обнаженной натуры, преобладающие за пределами Венеции. ; «В остальной Италии издавна были в моде тела совершенно другой формы». [ 12 ]
Для Кларка Венера в версиях «Венера» и «Музыкант» , где голова меняет направление, но тело остается прежним, «полностью венецианская, младшая сестра всех тех дорогих дам, которых Пальма Веккьо , Парис Бордоне и Бонифацио рисовали для местного потребления. " [ 13 ] Обнаженные фигуры «богаты, тяжелы и немного грубы… Венеры этой серии не провокационны. Почти брутальная прямота, с которой нам представлены их тела, делает их теперь, когда их нежная текстура была удалена реставрацией, они совершенно не являются афродизиаками, более того, они гораздо более традициональны, чем кажется на первый взгляд». [ 14 ]
Аллегория?
[ редактировать ]Эротическая привлекательность этой темы очевидна, но некоторые критики выступают за более аллегорическое значение, связанное с оценкой красоты глазами и ушами, а также превосходством первого. [ 15 ] В то время как два органиста Прадо, кажется, все еще играют, держа одну руку на клавиатуре в первой версии и две во второй, берлинский органист оставил игру, чтобы посмотреть на Венеру - точку, придававшую большое значение Эрвину Панофски как символу «торжество зрения над слухом». [ 16 ] Изображение органов подверглось критике со стороны ученых-органистов: «Трубы слишком приземистые, и если бы они вообще звучали, это привело бы к неуклюжему и неэлегантному валянию». [ 17 ]
Лютнисты могут вращать свои инструменты вместе с телом, и оба, кажется, продолжают играть. По мнению Панофски, это «означает, что музыкант, прерванный в процессе создания музыки видом визуальной красоты, воплощенной в Венере, превратился в музыканта, воздающего дань уважения визуальной красоте, воплощенной в Венере, самим актом создания музыки. трудно одновременно играть на органе и восхищаться красивой женщиной, но легко петь ей как бы серенаду под аккомпанемент лютни, уделяя при этом все внимание ее прелестям». [ 18 ]
В сериале дошла мода XX века объяснять картины с помощью тонких доктрин ренессансного неоплатонизма , хотя в случае с Тицианом такое объяснение встречает даже большее сопротивление, чем обычно. Эдгар Винд отметил условность изображения, наблюдаемую также в «Пасторальном концерте» и других произведениях, где божественные фигуры обнажены, а смертные одеты. В картинах Музыканта «несоответствие между смертным и богиней усиливается парадоксальностью позы. Пока придворный играет музыку под вдохновением любви… он не смотрит прямо на богиню, а поворачивает голову через плечо, чтобы оглянуться назад». таким образом он совершает на ней платоническое ἐπιστροφἠ, переворот видения, благодаря которому только смертный может надеяться встретиться с трансцендентной Красотой». [ 19 ] Тем не менее, позже Винд описывает композицию как «несколько утомительное зрелище». [ 20 ]
Хотя между аллегорической интерпретацией и более прямой декоративной и эротической интерпретацией не существует неизбежного противоречия, новейшие ученые часто отвергали или, по крайней мере, преуменьшали значение аллегорической интерпретации. Ульрих Миддельдорф в 1947 году начал реакцию: «Главные фигуры Тициана в «Священной и светской любви» ( Галерея Боргезе , Рим) обладают достоинством и чистотой, благодаря которым любая высокомерная интерпретация картины кажется приемлемой. Это совершенно уникальная картина. , которую мы вполне можем себе представить как написанную в соответствии с возвышенными вкусами чрезвычайно утонченного человека, однако характер поздних Венер и Данаи Тициана, кажется, отводит их в бесконечность. нижний уровень они красивы, но вульгарны по сравнению со Священной и Светской Любовью . Также тот факт, что они были созданы в необычайном количестве реплик, не побуждает искать в них чистоту мысли. , едва ли можно избежать подозрения, что эти картины были скорее «декоративной мебелью», чем глубокими философскими трактатами, а комнаты, которые они должны были украшать, были спальнями. [ 21 ]
Две версии Прадо
[ редактировать ]
Самая ранняя запись о версии композиции - это картина с органистом, которая, как известно, была написана для Карла V, императора Священной Римской империи , когда Тициан был в Аугсбурге в 1548 году, и которую император затем подарил своему министру кардиналу Гранвелю . Но неизвестно, что это такое, хотя обе версии в Музее Прадо в Мадриде утверждается, что являются именно ею, особенно «Венера с органистом и собакой» , более широкая из двух (148 х 217 см; это Prado 420). ). Сейчас Прадо считает, что это датируется примерно 1550 годом. [ 22 ] таким образом, исключая, что это оригинальная картина кардинала Гранвеля, что было обычным мнением, пока Прадо недавно не изменил дату. [ 23 ] У него есть собака, и это единственная обсуждаемая здесь версия, в которой нет Купидона. После изменения даты Прадо версия, переданная Карлом V Гранвелю, считается пропавшей без вести и считается утерянной. [ 24 ]
Несмотря на отсутствие атрибута Купидона Венеры, на картине всегда изображается богиня. В отличие от других версий, считается, что на картине изображена свадьба. Женщина носит обручальное кольцо и не имеет ни одного из традиционных атрибутов Венеры . По сравнению с другими Венерами Тициана, ее не сопровождает Купидон, и «это единственная Венера, в которой обе фигуры имеют индивидуальные черты». [ 25 ]
Рентгенография показывает, что Тициан вносил изменения во время исполнения картины. Первоначально работа была более смелой; Венера раскованно лежала, устремив взгляд на музыканта, чего нет ни в одной из обсуждаемых здесь версий. Вероятно, клиент или художник посчитали аранжировку слишком провокационной, поэтому голову Венеры повернули и добавили болонку, чтобы дать ей возможность посмотреть, а также потрогать, тем самым усиливая любую аллегорию чувств, которые могли быть задуманы. Венере теперь отведена более пассивная роль. [ 26 ]
Он принадлежал адвокату по имени Франческо Ассоника, которого Тициан профессионально использовал и упоминает как друга художника, а также имел других Тицианов. [ 27 ] Возможно, она была написана для него. Он оставался в Венеции до 1620-х годов, был там зарисован Антонисом ван Дейком и, вероятно, в связи с ним приобретен для коллекции Карла I в Англии . После казни он был куплен за 165 фунтов стерлингов полковником Джоном Хатчинсоном на распродаже произведений искусства Чарльза в 1649 году. В тот же день Хатчинсон заплатил 600 фунтов стерлингов за картину Тициана « Пардо Венера , или Юпитер и Антиопа» . В 1651/52 году он был куплен за 600 фунтов стерлингов Давидом Тенирсом Младшим в качестве агента Габсбургов и отправлен в Мадрид для испанской королевской коллекции , где и оставался до того, как коллекция была передана в Прадо. [ 28 ] [ 29 ] Во время пребывания картины в Англии было сделано несколько копий, а в Королевской коллекции была одна ко времени английского короля Карла II , и это, возможно, лучшая копия, которая у них до сих пор есть. [ 30 ]
Другая версия Прадо, Венера с органистом и Амуром (148 x 217 см, Prado 421, подпись «TITIANUS F.») с Амуром, а не с собакой, по мнению некоторых, датируется 1547–1548 годами, но они в настоящее время датируют это ок. 1555. Мигель Фаломир говорит, что недавние рентгеновские и инфракрасные рефлектограммы ясно показывают, что это было прослежено от другой версии Прадо (хотя они больше столетия не воссоединялись в испанской королевской коллекции). Тициан и его студия часто использовали прорисовку основных элементов для создания копий. [ 31 ]
Раньше считалось, что это версия Карла V и Гранвеля 1648 года, которую нынешняя датировка исключает, если она верна. Он находится в испанской королевской коллекции по крайней мере с 1626 года, когда Кассиано дель Поццо записал его в Мадриде, и фигурирует в более поздних описях. Считалось, что это одна из картин Гранвеля, купленная (посредством имперского выкручивания рук) Рудольфом II, императором Священной Римской империи, у наследников Ганвеля в 1600 году, а позже переданная Филиппу III Испанскому . [ 32 ] Хью Тревор-Ропер считал, что органист «имеет черты Филиппа [II]», [ 33 ] но, похоже, это точка зрения меньшинства среди недавних источников; Считалось, что берлинская версия также показывает его; [ 34 ] Пенни обращает внимание на переменчивое качество берлинской версии и называет роспись головы «превосходной», где драпировка «тусклая», орган «рутинный», а собака «вдохновляющая». [ 35 ]
Лютенистские версии
[ редактировать ]
Две основные версии Венеры и Купидона с лютнистом похожи во всем, кроме деталей. Тот, что находится в музее Фицуильяма в Кембридже, является более ранним, датированный музеем 1555–1565 годами, размером 150,5 х 196,8 см и приписываемый только Тициану. Вероятно, он принадлежал Рудольфу II, императору Священной Римской империи , и определенно находился в Императорской коллекции в Праге к 1621 году. Затем он пошел по пути лучших из этой коллекции: был разграблен шведами в 1648 году, увезен в Рим королевой Швеции Кристиной. когда она отреклась от престола, после ее смерти была продана Орлеанской коллекции и, наконец, продана на аукционе в Лондоне после Французской революции . Он был куплен Ричардом ФитцВильямом, 7-м виконтом ФитцВильямом в 1798/99 году, который завещал свои коллекции после его смерти в 1816 году и основал музей. [ 36 ]
Метрополитен -музей датирует свою версию, которую он называет «Венера и лютнист» , ок. 1565–70 (65 х 82 1/2 дюйма / 165,1 х 209,6 см) и приписывает его Тициану и его мастерской. Это было прослежено от кембриджской версии, и вполне возможно, что в Венеции хранился мультфильм или «студийная версия» для копирования. [ 37 ] Возможно, он хранился в студии в течение многих лет, работая над ним время от времени, поскольку пейзаж высокого качества «написан быстро и авторитетно в самом свободном стиле Тициана». [ 38 ] кажется, соответствует его стилю примерно 1560 года, но другие части - нет. Возможно, он был незавершен после смерти Тициана в 1576 году, а затем «после его смерти некоторые части, такие как лицо и руки Венеры, были доведены до гораздо более высокой степени отделки», а некоторые области остались незавершенными. [ 39 ]
Нью-йоркская версия принадлежала членам королевской семьи Савойи самое позднее с 1624 года и до некоторого времени после 1742 года. Затем она попала в Англию и принадлежала Томасу Коуку, 1-му графу Лестера (ум. 1759) и его наследникам, пока не была продана. дилеру Джозефу Дювину в 1930 году, который продал его музею в 1933 году. [ 40 ] Это было в Холкхэм-холле в Норфолке, и в старых источниках его можно назвать Холкхэм-Венерой . [ 41 ]
Другие версии с лютнистом, возможно, по крайней мере, из мастерской Тициана, находятся в Бордо и уничтожены во время Второй мировой войны в Дрездене . [ 42 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Ло, 41. Венера с органистом и собакой и так далее.
- ^ Лох,
- ^ Фаломир, 61–68, и Ло повсюду представляют собой анализ «копий и вариантов» Тициана; Кристиансен
- ^ Прадо; Кристиансен
- ^ Кристиансен
- ^ Ло, 40–42; МакИвер, 14–17 лет.
- ^ Фаломир, 61–62.
- ^ Булл, 210–211; Фаломир, 67 лет. Булл указывает, что изначально на Дрезденской Венере был Амур.
- ^ МакИвер, 14 лет.
- ^ Холландер, 314-21, за два просмотра фотографий «куртизанок»; Бык, 210-211
- ^ Кларк, 121
- ^ Кларк, 122–123, цитирование 122.
- ^ Кларк, 122
- ^ Кларк, 122–123.
- ^ Фаломир, 189–190, примечание 30, резюмирует «страстные дебаты», как и Кристиансен; Прадо
- ^ МакИвер, 13–20; Панофски цитируется в Yearsley
- ^ Годсли
- ^ МакИвер, 13–20; Панофски цитируется в Yearsley
- ^ Wind, 143, примечание 7. Обычно для этой территории Ветер отмечает и отвергает альтернативную неоплатоническую интерпретацию Отто Бренделя .
- ^ Ветер, 273
- ^ Цитируется Кристиансеном. Комментарии Винда, процитированные выше, взяты из главы, в основном посвященной его «высокой интерпретации» Священной и Светской Любви.
- ^ Фаломир, 64–65.
- ^ См., например, Броттона, 236 лет, или Ло, 40 лет, которые были написаны до этой редакции. Но в 1996 году в каталоге Prado упоминался Prado 421, другая версия считала, что это картина Гранвеля.
- ^ Кристиансен
- ^ Фаломир, 66–67; Прадо, цитируем; МакИвер, 18–19 лет.
- ^ Прадо; МакИвер, 16 лет
- ^ Пенни, 93 года.
- ^ Броттон, 236, 270.
- ^ Прадо
- ^ Венера с органистом , «по Тициану, около 1550-1660» , страница Королевской коллекции.
- ^ Фаломир, 64–66.
- ^ Museo del Prado, Каталог картин , 1996, с. 401, Министерство образования и культуры, Мадрид, ISBN 8487317537
- ^ Тревор-Ропер, 52 года.
- ^ Реарик, WR «Поздние мифологии Тициана». 24, Искусство и история 17, вып. 33 (1996): 23-67. дои: 10.2307/1483551
- ^ Пенни, 283
- ↑ Венера и Амур с лютнистом. Архивировано 2 октября 2018 г. на странице Wayback Machine Fitzwilliam.
- ^ Кристиансен; аналогичное обсуждение Венеры и Адониса см . в Penny, 280–284.
- ^ Хартт, 603
- ^ Венера и столичная страница лютниста, цитируется; Кристиансен
- ^ Раздел MMA Provenance, та же веб-страница, что и Кристиансен.
- ^ Например, Эдгар Винд в книге «Ветер», 143, примечание 7 (впервые опубликовано в 1958 году).
- ^ МакИвер, 20, примечание 7.
Ссылки
[ редактировать ]
- Броттон, Джерри , Продажа товаров покойного короля: Карл I и его коллекция произведений искусства , 2007, Пэн Макмиллан, ISBN 9780330427098
- Булл, Малкольм, Зеркало богов, Как художники эпохи Возрождения заново открыли языческих богов , Oxford UP, 2005, ISBN 0195219236
- Кристиансен, Кейт, Запись в каталоге , веб-сайт Метрополитен-музея, извлечено из?, 2010 г.
- Кларк, Кеннет , Обнаженная, Этюд в идеальной форме , ориг. 1949 г., различные издания, ссылки на страницы из издания Pelican 1960 г.
- Фаломир, Мигель, «Реплики и варианты Тициана», в Яффе, Дэвид (редактор), Тициан , Компания Национальной галереи / Йельский университет, Лондон, 2003 г., ISBN 1 857099036
- Фридберг, Сидней Дж. Живопись в Италии, 1500–1600 гг. , 3-е изд. 1993, Йель, ISBN 0300055870
- Хартт, Фредерик , История итальянского искусства эпохи Возрождения , (2-е изд.) 1987, Темза и Гудзон (США, Гарри Н. Абрамс), ISBN 0500235104
- Холландер, Энн , «Тициан и женщины», в книге «Кормление глаз: эссе» , 2000, University of California Press, ISBN 0520226593 , 9780520226593, книги Google
- Ло, Мария Х., Переделанный Тициан: повторение и трансформация раннего современного итальянского искусства , 2007, Getty Publications, ISBN 089236873X , 9780892368730, книги Google (полный просмотр)
- МакИвер, Кэтрин А., в книге Кэрролл, Линда Л. (редактор), «Сексуальность, текстуальность, искусство и музыка в Италии раннего Нового времени», 2017, Routledge, ISBN 1351548980 , 9781351548984, книги Google
- Пенни, Николас , Каталоги Национальной галереи (новая серия): Итальянские картины шестнадцатого века, Том II, Венеция 1540–1600 , 2008, National Gallery Publications Ltd, ISBN 1857099133
- «Прадо»: веб-страница с комментариями Прадо в их «основной» или первой версии.
- Тревор-Ропер, Хью ; Принцы и художники, покровительство и идеология при четырех дворах Габсбургов 1517–1633 гг ., Темза и Гудзон, Лондон, 1976 г., ISBN 0500232326
- Ветер, Эдгар , Языческие тайны в эпоху Возрождения , изд. 1967 г., Peregrine Books
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Панофски, Эрвин , Проблемы Тициана, в основном иконографические , 1969 г.