Клятва Гиппократа для ученых
Клятва Гиппократа для ученых — это клятва Гиппократа для медицинских работников, адаптированная для ученых. Было предложено несколько разновидностей такой клятвы. Джозеф Ротблат предположил, что клятва поможет новым учёным осознать свою социальную и моральную ответственность; [1] оппоненты, однако, указали на «очень серьезные риски для научного сообщества», связанные с клятвой, в частности на возможность того, что она может быть использована для закрытия определенных направлений исследований, таких как изучение стволовых клеток . [2]
Разработка
[ редактировать ]Идея клятвы была предложена различными видными представителями научного сообщества, в том числе Карлом Поппером , Джозефом Ротблатом и Джоном Салстоном . Исследование Американской ассоциации содействия развитию науки (AAAS) выявило шестнадцать различных клятв для ученых и инженеров, предложенных в 20 веке, большинство из которых было после 1970 года. [2]
Поппер, Ротблат и Салстон были в первую очередь озабочены этическими последствиями научных достижений, в частности, для Поппера и Ротблата разработкой атомной бомбы , и считали, что учёные, как и врачи, должны иметь клятву, которая обязывает их « сначала не делать ничего». вред ". Поппер сказал: «Раньше чистый учёный или чистый учёный имел только одну ответственность, помимо тех, которые есть у каждого: поиск истины… Эта счастливая ситуация принадлежит прошлому». [3] Ротблат аналогичным образом заявил: «Ученые больше не могут утверждать, что их работа не имеет ничего общего с благосостоянием личности или с государственной политикой». Он также подверг критике позицию, согласно которой единственная обязанность учёного — обнародовать свои результаты, поскольку использование этих результатов является делом общества, заявив: «Эта аморальная позиция, по моему мнению, фактически аморальна, потому что она избегает личной ответственности за вероятные последствия своих действий». [1] Салстона больше беспокоило растущее общественное недоверие к ученым и конфликты интересов, вызванные использованием исследований в целях получения прибыли. Заявленное намерение его присяги заключалось в том, чтобы «требовать от квалифицированных ученых не причинять вреда и быть полностью правдивыми в своих публичных заявлениях, а также защищать их от дискриминации со стороны работодателей, которые могли бы предпочесть, чтобы они экономно относились к истине». [4]
Против концепции клятвы, а не более подробного кодекса поведения , выступил Рэй Спир, профессор науки и инженерной этики в Университете Суррея , Великобритания, который заявил, что «клятвы – это не путь вперед». [4] Другие возражения, высказанные на заседании AAAS по этой теме в 2000 году, включали в себя то, что клятва просто заставит ученых выглядеть хорошо, не меняя поведения, что клятва может использоваться для подавления исследований, что некоторые ученые откажутся давать какую-либо клятву из принципа. , что клятва будет неэффективной, что создание знаний отделено от того, как они используются, и что научное сообщество никогда не сможет прийти к согласию относительно содержания клятвы. На встрече был сделан вывод, что: «Существовал широкий консенсус в отношении того, что к тем, кто разрабатывает клятвы, следует относиться терпимо (но не покровительственно), но клятва представляет собой очень серьезные риски для научного сообщества, которые нельзя игнорировать». [2] Нобелевский лауреат Жан-Мари Лен сказал: «Первой целью научных исследований является расширение знаний для понимания. Тогда знания становятся доступными человечеству для использования, а именно для прогресса, а также для предотвращения болезней и страданий. Любое знание может быть использовано неправильно. Я не вижу необходимости в присяге». [5]
Некоторые предложения изложены ниже.
Карл Поппер
[ редактировать ]В 1968 году философ Карл Поппер выступил с докладом «Моральная ответственность учёного» на Международном философском конгрессе в Вене, в котором предложил «предприятие, аналогичное клятве Гиппократа». В своем анализе он отметил, что первоначальная клятва состояла из трех частей: обязательства ученика перед своим учителем; обязательство продолжать высокие традиции своего искусства, сохранять его высокие стандарты и передавать эти стандарты своим ученикам; и обязательство помогать страждущим и сохранять их конфиденциальность. Он также отметил, что это была клятва ученика, а не клятвы выпускника. На основании этого он предложил трехраздельную клятву для студентов, переработанную из клятвы Гиппократа, чтобы дать профессиональную ответственность для дальнейшего роста знаний; студент , обязанный уважением к другим, занимающимся наукой, и лояльностью к учителям; и наиважнейшая преданность человечеству в целом. [3]
Джозеф Ротблат
[ редактировать ]Идея клятвы Гиппократа для ученых была вновь поднята Джозефом Ротблатом в его речи на вручении Нобелевской премии мира в 1995 году. [6] который позже расширил эту идею, поддержав формулировку Студенческой Пагуошской группы: [1]
Я обещаю работать ради лучшего мира, в котором наука и технологии используются социально ответственным образом. Я не буду использовать свое образование в каких-либо целях, направленных на причинение вреда людям или окружающей среде. На протяжении всей своей карьеры я рассматриваю этические последствия своей работы, прежде чем предпринимать какие-либо действия. Хотя требования, предъявляемые ко мне, могут быть высокими, я подписываю эту декларацию, потому что признаю, что индивидуальная ответственность является первым шагом на пути к миру.
Джон Салстон
[ редактировать ]В 2001 году в научном журнале Biochemical Journal нобелевский лауреат Джон Салстон предположил, что «для отдельных ученых может быть полезно иметь четкий профессиональный кодекс поведения – так сказать, клятву Гиппократа». Этот путь позволит ученым заявить о своем намерении «не причинять вреда и быть полностью правдивыми в своих публичных заявлениях», а также послужит защите их от неэтичных работодателей. Против концепции клятвы выступил Рэй Спирс из Университета Суррея , эксперт по научной этике, который в то время готовил кодекс поведения из 20 пунктов. [4]
Дэвид Кинг
[ редактировать ]В 2007 году главный научный советник правительства Великобритании Дэвид Кинг представил «Универсальный этический кодекс учёных» на Британской ассоциации Фестивале науки в Йорке. Несмотря на то, что это был кодекс, а не клятва, широко сообщалось, что это была клятва Гиппократа для ученых. [7] [8] [9] В отличие от более ранних клятв, кодекс Кинга был предназначен не только для удовлетворения требований общественности о том, что «научные разработки являются этичными и служат более широкому общественному благу», но также и для того, чтобы поднять доверие общества к честности науки, которое было поколеблено позором. пионера клонирования Хван У Сока и других скандалов, связанных с мошенничеством в исследованиях. [10]
Работа над кодексом началась в 2005 году после встречи «Большой восьмерки» министров науки и советников . Его поддержало Королевское общество в ответ на общественные консультации по проекту кодекса в 2006 году, где они заявили, что он поможет информаторам и продвижению науки в школах. [11]
Кодекс состоит из семи принципов, разделенных на три раздела: [12]
Строгость
- Во всей научной работе действуйте умело и внимательно. Поддерживайте актуальные навыки и помогайте их развитию другим.
- Принять меры по предотвращению коррупции и профессиональных нарушений. Заявить о конфликте интересов.
- Будьте внимательны к тому, как исследования возникают из работы других людей и влияют на них, и уважайте права и репутацию других.
Уважать
- Убедитесь, что ваша работа законна и оправдана.
- Сведите к минимуму и оправдайте любое неблагоприятное воздействие, которое ваша работа может оказать на людей, животных и окружающую среду.
Ответственность
- Стремитесь обсуждать проблемы, которые наука поднимает перед обществом. Прислушивайтесь к чаяниям и проблемам других.
- Не вводите сознательно в заблуждение и не позволяйте вводить в заблуждение других в научных вопросах. Представляйте и анализируйте научные доказательства, теории или интерпретации честно и точно.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Ротблат, Джозеф (1999). «Клятва Гиппократа для ученых». Наука . 286 (5444): 1475. doi : 10.1126/science.286.5444.1475 . ПМИД 10610545 .
- ^ Jump up to: а б с Марго Айверсон (апрель 2001 г.). «Должна ли быть присяга учёных и инженеров?» . АААС . Проверено 3 мая 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Поппер, Карл (март 1969 г.). «Моральная ответственность учёного». Встреча : 52–56.
- ^ Jump up to: а б с «Клятва для учёных?» . Новости Би-би-си. 30 марта 2001 года . Проверено 17 июля 2008 г.
- ^ Лу Вудли (29 июня 2012 г.). «Нужен ли ученым эквивалент клятвы Гиппократа для обеспечения этического поведения?» . Линдси Встречи с Нобелевскими лауреатами.
- ^ Джозеф Ротблат (1995). «Лекция Нобелевской премии: Помните о своей человечности» . Нобелевский фонд . Проверено 2 мая 2017 г.
Пришло время сформулировать руководящие принципы этического поведения учёного, возможно, в форме добровольной клятвы Гиппократа.
- ^ Дэниел Кресси (12 сентября 2007 г.). «Клятва Гиппократа для учёных» . Природа . Проверено 13 июля 2008 г.
- ^ Паллаб Гош (12 сентября 2007 г.). «Глава науки Великобритании поддерживает этический кодекс» . Новости Би-би-си .
Кодекс, который называют научным эквивалентом клятвы Гиппократа врачей, включает в себя положения о коррупции, общественных консультациях и окружающей среде.
- ^ Роджер Хайфилд; Ник Флеминг (12 сентября 2007 г.). « Предложена «Клятва Гиппократа» для ученых». «Дейли телеграф» . Лондон.
- ^ Дэвид Кинг (20 марта 2007 г.). «Строгость, уважение и ответственность». Хранитель .
- ^ Дональд Маклауд (5 января 2006 г.). «Этический кодекс призван регулировать науку» . Хранитель .
- ^ «Строгость, уважение, ответственность: универсальный этический кодекс учёных» . Департамент бизнеса, энергетики и промышленной стратегии . 12 сентября 2007 г.