Максиминус Даза
Максимин II Даза | |||||
---|---|---|---|---|---|
римский император | |||||
Август | 310 – июль 313 | ||||
Предшественник | Галерий | ||||
Преемник | Лициний | ||||
Соправители | Константин I (Запад) Максентиус (Запад) | ||||
Цезарь | 1 мая 305 – 310 | ||||
Рожденный | Даза 20 ноября гр. 270 [1] [2] возле Феликса Ромулианы , Римская Дакия , Римская империя (ныне Гамзиград , Сербия) | ||||
Умер | в. июль 313 г. [3] (около 42 лет) Тарс , Киликия Прима , Римская империя (сейчас Турция ) | ||||
Проблема | 2 + другие | ||||
| |||||
Отец | Галерий (приемный) | ||||
Мать | Сестра Галерия | ||||
Религия | Древнеримская религия |
Галерий Валерий Максимин , рожденный как Даза [я] ( греч . Μαξιμίνος; 20 ноября ок. 270 - ок. июль 313), был римским императором с 310 по 313 год. Он оказался втянутым в гражданские войны Тетрархии между соперничающими претендентами на контроль над империей, в которых он потерпел поражение от Лициний . Убежденный язычник, он участвовал в одном из последних гонений на христиан , прежде чем незадолго до своей смерти издал указ о терпимости.
Имя
[ редактировать ]Императора Максимина первоначально звали «Даза», древнее имя с различными неизвестными высокими значениями в Иллирии , где он родился. [4] [7] Форма «Дайя», данная христианским писателем Лактанцием , важным источником о жизни императора, считается орфографической ошибкой. [8] [4] Он получил имя «Максимин» по просьбе своего дяди по материнской линии Галерия (римского императора дакийского и фракийского происхождения). [9] [ii] и его полное имя как императора было «Галерий Валерий Максимин». [11] Современные ученые часто называют его «Максиминус Даса», хотя эта конкретная форма не подтверждена эпиграфическими или литературными свидетельствами. [8] [12]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Он родился в регионе Римской Иллирии у сестры императора Галерия недалеко от их семейных земель вокруг Феликса Ромулианы , в римской Дакии , сельской местности, которая тогда также находилась в бывшем дунайском регионе Мезии , ныне современной Восточной Сербии . [13] Он достиг высокого положения после вступления в римскую армию. [14]
В 305 году его дядя по материнской линии Галерий стал восточным Августом и усыновил Максимина как сына и наследника, возведя его в ранг цезаря (то есть младшего восточного правителя) и даровав ему управление Сирией и Египтом . [14]
Гражданская война
[ редактировать ]В 308 году, после возведения Лициния в ранг Августа , Максимин и Константин I были объявлены filii Augustorum («сыновьями Августов»), но Максимин, вероятно, начал называть себя Августом при поддержке своих войск во время кампании против Сасанидов в 310 году. После смерти Галерия в 311 году Максимин разделил Восточную империю между Лицинием и самим собой. Когда Лициний и Константин I начали действовать сообща, Максимин заключил тайный союз с узурпатором Максенцием , контролировавшим Италию. Он пришел к открытому разрыву с Лицинием в 313 г.; он собрал армию в 70 000 человек, но потерпел сокрушительное поражение в битве при Цираллуме в окрестностях Гераклеи Перинф 30 апреля. Он бежал сначала в Никомедию , а затем в Тарс , где и умер в августе следующего года. [14]
Преследование христиан
[ редактировать ]Максимин имеет дурную славу в христианских анналах за возобновление их преследований после публикации Галерием Эдикта о терпимости . [14] действуя в ответ на требования различных городских властей с просьбой изгнать христиан. В одном рескрипте, ответе на прошение жителей Тира , переписанном Евсевием Кесарийским , [16] Максимин излагает языческую ортодоксальность, объясняя, что именно благодаря «доброй заботе богов» можно надеяться на хороший урожай, здоровье и мирное море, а в противном случае следует винить «разрушительную ошибку пустое тщеславие тех нечестивцев, [которые] отягощали весь мир позором». В одной дошедшей до нас надписи ( CIL III.12132, из Ариканды ) из городов Ликии и Памфилии с просьбой запретить христианам Максимин в другой надписи ответил, выразив надежду, что «пусть те [...], кто, освободившись от [...] тех окольных путей [...], радуйся, [как] избавленный от тяжкой болезни». [17]
Однако после победы Константина над Максенцием Максимин написал префекту преторианца Сабину, что лучше «призвать наших провинциалов к поклонению богам, а не увещеваниями и лестью». [18] В конце концов, накануне столкновения с Лицинием, он принял указ Галерия; после поражения от Лициния, незадолго до своей смерти в Тарсе, он самостоятельно издал эдикт о терпимости, предоставлявший христианам право собираться, строить церкви и восстанавливать конфискованное имущество. [19]
Фараон Египта
[ редактировать ]Поскольку христианство продолжало распространяться в Египте, титул фараона становился все более несовместимым с новыми религиозными движениями. Статус Максимина как нехристианина давал египетским священникам возможность называть его фараоном так же, как раньше называли других иностранных правителей Египта. При этом сами римские императоры по большей части игнорировали статус, предоставленный им египтянами; и их роль как царей-богов признавалась только внутри страны самими египтянами. [22] Максимин оказался последним человеком, удостоенным титула фараона – ни один христианский римский/византийский император, ни исламский или современный лидер с тех пор не возродил этот титул. [22] Максимин был последним монархом, носившим титул фараона, что положило конец его 3400-летнему посту.
Смерть
[ редактировать ]Смерть Максимина по-разному приписывали «отчаянию, яду и божественному правосудию». [23]
На основании описаний его смерти, данных Евсевием, [24] и Лактанций [25] а также появление офтальмопатии Грейвса на бюсте тетрархической статуи из Антрибиса в Египте, которое иногда приписывают Максимину, эндокринолог Питер Д. Папапетру выдвинул теорию о том, что Максимин, возможно, умер от тяжелого тиреотоксикоза из-за болезни Грейвса . [26]
На момент смерти Максимин был женат, и у него остались 8-летний сын по имени Максим и неназванная 7-летняя дочь. [27] [28]
Евсевий о Максимине
[ редактировать ]Христианский писатель Евсевий утверждает, что Максимин был охвачен алчностью и суевериями. Он также якобы вел весьма распутный образ жизни:
И он дошел до такого безрассудства и пьянства, что ум его был невменяем и безумен в кутежах; и он отдавал приказы в состоянии алкогольного опьянения, в которых потом раскаивался, будучи трезвым. Он не позволил никому превзойти себя в распутстве и распутстве, но сделал себя наставником в нечестии для окружающих его, как правителей, так и подданных. Он призывал армию жить распутно, во всяком разгуле и невоздержании, и поощрял наместников и генералов злоупотреблять своими подданными с жадностью и корыстью, почти как если бы они были вместе с ним правителями.
Зачем нам рассказывать о распутных, бесстыдных поступках этого человека или перечислять множество людей, с которыми он прелюбодействовал? Ибо он не мог пройти через город, не развращая постоянно женщин и не насилуя девственниц. [29]
По словам Евсевия, ему противостояли только христиане.
Ибо люди перенесли огонь и меч, и распятие, и зверей, и пучину морскую, и отсечение членов, и сожжения, и прокалывание и выкапывание глаз, и увечья всего тела, а сверх того голод и мины. и облигации. Во всем они проявляли терпение в интересах религии, а не передавали идолам почтение, подобающее Богу .И женщины были не менее мужественны, чем мужчины, в деле учения Божественного Слова, поскольку они терпели конфликты с мужчинами и получали равные награды за добродетель. И когда их утащили с коррумпированными целями, они отдали свою жизнь смерти, а не свои тела нечистоте.
Он ссылается на одну знатную христианку, которая отвергла его ухаживания. Он изгнал ее и забрал все ее богатство и имущество. [30] Евсевий не дает девушке имени, но Тиранний Руфин называет ее «Доротеей» и пишет, что она бежала в Аравию . Эта история, возможно, превратилась в легенду о Доротее Александрийской . Цезарь Бароний отождествил девушку из рассказа Евсевия с Екатериной Александрийской , но болландисты отвергли эту теорию. [30]
Генеалогическое древо
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Евсевий , О мучениках (сирийских), 6. «В двенадцатый день перед декабрьскими календами... он праздновал свой день рождения».
- ^ Барнс 1982 , с. 39.
- ^ Барнс 1982 , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с Барнс 2011 , с. 206 (примечание 10).
- ^ Иссушить 2011 , с. 317.
- ^ Берчман 2005 , с. 22.
- ^ Маккей , с. 209.
- ^ Jump up to: а б Маккей , стр. 208–209.
- ^ Маккей , с. 206.
- ↑ Лактанций , О смерти преследователей , Глава 18.
- ^ Маккей , с. 208.
- ^ Ледбеттер , с. 8.
- ^ Римский Колизей, Максиминус Даса
- ^ Jump up to: а б с д Чисхолм 1911 года .
- ^ http://laststatues.classics.ox.ac.uk, LSA-382 (Дж. Ленаган)
- ^ Церковная история , IX, 8-9; англ. пер. доступно по адресу [1] . По состоянию на 2 августа 2012 г.
- ^ Джон Грейнджер Кук, Интерпретация Нового Завета в греко-римском язычестве . Тюбинген: Мор Зибек, 2000, ISBN 3-16-147195-4 , стр. 304, сноска 175.
- ^ Церковная история , IX, 1-10.
- ^ Церковная история , X, 7-11.
- ^ Бергманн, Марианна (2012). «Порфировый бюст Тетрарха в натуральную величину. Из Атрибиса (Августамника). 284-305» . Последние статуи древности . ЛСА-836.
- ^ Вайцманн, Курт (1977). Эпоха духовности: поздняя античная и раннехристианская ар . Метрополитен-музей . стр. 12–13. ISBN 9780870991790 .
- ^ Jump up to: а б О'Нил, Шон Дж. (2011), «Император как фараон: динамика провинций и визуальные представления имперской власти в римском Египте, 30 г. до н.э. - 69 г. н.э.», диссертации Университета Цинциннати.
- ↑ Гиббон, Эдвард, Упадок и падение Римской империи , Глава 14.
- ^ Церковная история , IX, 14-15 ,
- ^ Лактанций , О смерти преследователей , Глава 49
- ^ Питер Д. Папапетру, Гормоны 2013, 12 (1): 142-145.
- ^ Барнс 1981 , с. 64.
- ^ Майкл ДиМайо, Максимин Дайя (305-313 гг. н.э.)
- ^ Церковная история , VIII, 14.
- ^ Jump up to: а б «Святая Доротея Александрийская на santiebeati.it» . Santiebeati.it . Проверено 5 августа 2020 г.
Источники
[ редактировать ]- Барнс, Тимоти Д. (1981). Константин и Евсевий . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-16531-1 .
- Барнс, Тимоти Д. (1982). Новая империя Диоклетиана и Константина . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-28066-0 .
- Барнс, Тимоти Д. (2011). Константин: Династия, религия и власть в Поздней Римской империи . Чичестер: Уайли-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-1727-2 .
- Берчман, Роберт М. (2005). Порфирий против христиан . БРИЛЛ. ISBN 9004148116 .
- Кристенсен, Торбен (2012) [1974]. Могенс Мюллер (ред.). К. Галерий Валерий Максимин: Исследования политики и религии Римской империи, 305–313 гг. Н. Э. (PDF) . Копенгагенский университет. ISBN 978-87-91838-48-4 . ОСЛК 872060636 .
- ДиМайо, Майкл (1996). «Максимин Дай (305–313 гг. н.э.)» . О римских императорах .
- Ледбеттер, Билл (2010). Галерий и завещание Диоклетиана . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-40488-4 .
- Маккей, Кристофер С. (1999). «Лактантий и наследование Диоклетиана». Классическая филология . 94 (2): 198–209. дои : 10.1086/449431 . JSTOR 270559 . S2CID 161141658 .
- Сир, Дэвид (2011). Римские монеты и их стоимость . Том. Spink & Son, Ltd. 4. ISBN 978-1907427077 .
- Сик, Отто (1901), « Дайя », Realencyclopädie der classicische Altertumswissenschaft , том IV.2 , колонки 1986–1990, Штутгарт: Metzlerscher Verlag.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Максимин, Галерий Валерий ». энциклопедия Британская Том. 17 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 925 В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Оксфордский классический словарь , « Максимин, Гай Галерий Валерий ».