Древнее искусство майя
Эта статья является частью серии статей о |
цивилизация майя |
---|
![]() |
История |
Испанское завоевание майя |
|
Древнее искусство майя включает в себя изобразительное искусство цивилизации майя , восточной и юго-восточной мезоамериканской культуры, состоящей из большого количества небольших королевств на территории современной Мексики, Гватемалы , Белиза и Гондураса . Многие региональные художественные традиции существовали бок о бок, обычно совпадая с изменением границ государства майя. Эта цивилизация сформировалась в течение позднего доклассического периода (ок. 750 г. до н. э. — 100 г. до н. э.), когда начали развиваться первые города и монументальная архитектура, а также возникла иероглифическая письменность. Его величайший художественный расцвет пришелся на семь столетий классического периода (ок. 250–950 гг. Н. Э.).
Формы искусства майя, как правило, более жестко организованы в эпоху ранней классики (250–550 гг. н.э.) и становятся более выразительными в фазу поздней классики (550–950 гг. н.э.). В ходе истории были впитаны влияния различных других мезоамериканских культур. влияние ольмекского В позднем доклассическом периоде еще заметно стиля (как в фресках Сан-Бартоло стиль центральномексиканского Теотиуакана ), тогда как в ранней классике дал о себе знать , так же, как и стиль тольтеков в постклассическом периоде.
После упадка классических царств центральных низменностей древнее искусство майя прошло расширенную постклассическую фазу (950-1550 гг. н.э.), сосредоточенную на полуострове Юкатан, прежде чем потрясения шестнадцатого века разрушили куртуазную культуру и положили конец майя. художественная традиция. Традиционные виды искусства в основном сохранились в ткачестве, гончарном деле, оформлении крестьянских домов.
История искусства майя
[ редактировать ]Публикации XIX и начала XX веков по искусству и археологии майя Стивенса , Катервуда , Модслея , Малера и Чарне впервые сделали доступными достоверные рисунки и фотографии основных классических памятников майя.

После этого начального этапа публикация Герберта Спиндена «Исследование искусства майя» в 1913 году (более столетия назад) заложила основу для всех последующих разработок истории искусства майя (включая иконографию). [ 1 ] В книге дается аналитическая трактовка тем и мотивов, в частности вездесущих мотивов змей и драконов, а также обзор «материальных искусств», таких как композиции фасадов храмов, гребней на крышах и панелей-масок. Хронологическая трактовка Спинденом искусства майя была позже (1950) уточнена анализом мотивов архитектора и специалиста по археологическому рисунку Татьяны Проскуряковой в ее книге «Исследование классической скульптуры майя». [ 2 ] Инвентаризация иконографии майя, составленная Кублером в 1969 году, содержащая описание «памятных» изображений по каждому месту и актуальную обработку ритуальных и мифических изображений (таких как «триадический знак»), завершила период постепенного увеличения знаний, который вскоре наступил. быть омрачены новыми событиями.
С начала 1970-х годов на первый план выходит историография королевств майя, в первую очередь Паленке. Художественно-историческая интерпретация объединила исторический подход, впервые предложенный Проскуряковым, а также мифологический подход, инициированный доктором медицины Коу которого выступила профессор искусств Линда Шеле , движущей силой . Оригинальные интерпретации Шеле искусства майя встречаются во всем ее творчестве, особенно в «Крови королей» , написанной совместно с искусствоведом М. Миллером . [ 3 ] История искусства майя также была стимулирована огромным увеличением количества скульптурных и керамических изображений благодаря обширным археологическим раскопкам, а также организованным грабежам в беспрецедентных масштабах. Начиная с 1973 года, доктор медицины Коу опубликовал серию книг, предлагающих изображения и интерпретации неизвестных ваз майя, используя миф о близнецах Пополь-Вух в качестве объяснительной модели. [ 4 ] В 1981 году Робичек и Хейлз добавили перечень и классификацию ваз майя, написанных в стиле кодекса. [ 5 ] тем самым раскрывая еще больше до сих пор едва известного духовного мира.
Что касается последующих событий, важные вопросы иконографической работы Шеле были разработаны Карлом Таубе . [ 6 ] Новые подходы к искусству майя включают изучение древних керамических мастерских майя, [ 7 ] изображение телесного опыта и чувств в искусстве майя, [ 8 ] и иероглифов, рассматриваемых как иконографические единицы. [ 9 ] Между тем растет число монографий, посвященных монументальному искусству конкретных дворов. [ 10 ] Хорошее впечатление о современной мексиканской и североамериканской искусствоведческой науке можно составить из каталога выставки «Куртутуское искусство древних майя» (2004). [ 11 ]
Архитектура
[ редактировать ]

Планировка городов майя и , в частности, церемониальных центров, где проживали королевские семьи и придворные, характеризуется ритмом огромных горизонтальных лепных полов площадей, часто расположенных на разных уровнях, соединенных широкими и часто крутыми лестницами. и увенчан храмовыми пирамидами. [ 12 ] При последующих правлениях основные здания были расширены за счет добавления новых слоев наполнителя и штукатурки. Ирригационные каналы, водохранилища и дренажи составляли гидротехническую инфраструктуру. За пределами церемониального центра (особенно в южной части, иногда напоминающей акрополь ) располагались постройки мелкой знати, меньшие храмы и отдельные святыни, окруженные подопечными простолюдинов. Подобные плотинам дамбы ( сакбеоб ) простирались от «церемониальных центров» к другим ядрам проживания. В соответствии с концепцией « театрального государства » больше внимания уделялось эстетике, чем прочности конструкции. Однако пристальное внимание уделялось ориентации по направлению.
Среди различных типов каменных сооружений следует упомянуть:
- Церемониальные платформы (обычно менее 4 метров в высоту)
- Дворы и дворцы
- Другие жилые постройки, например дом писателей. [ 13 ] и возможный муниципальный дом в Копане
- Храмы и храмовые пирамиды, причем последние часто содержат в основании или заполнении погребения и погребальные камеры со святилищами наверху; Выдающимся примером являются многочисленные сгруппированные династические погребальные храмы Северного Акрополя Тикаля.
- Площадки для игры в мяч
- Паровые бани, особенно в Пьедрас-Неграс и Ксултуне , последняя сохранилась с остатками лепного декора.
К структурным ансамблям относятся:
- « Триадические пирамиды », состоящие из доминирующей структуры, окруженной двумя меньшими зданиями, обращенными внутрь, все они установлены на единой базовой платформе;
- « Е-группы », состоящие из квадратной площадки с невысокой четырехступенчатой пирамидой на западной стороне и вытянутой конструкции или, альтернативно, трех небольших построек на восточной стороне;
- « Комплексы двойных пирамид » с одинаковыми четырехступенчатыми пирамидами на восточной и западной сторонах небольшой площади; здание с девятью дверными проемами на южной стороне; и небольшое ограждение на северной стороне, в котором находится скульптурная стела с алтарем и посвящена совершению королем церемонии завершения катуна .
Во дворцах и храмовых помещениях « консольный свод часто применялся ». Хотя это и не было эффективным средством увеличения внутреннего пространства, поскольку для поддержки высокого потолка требовались толстые каменные стены, в некоторых храмах использовались повторяющиеся арки или сводчатые своды для строительства внутреннего святилища (например, в Храме Креста в Паленке). ).
Северная территория майя (Кампече и Юкатан) демонстрирует свои особенности. Его классическая Пуук , Ченес и Рио-Бек. архитектура [ 14 ] характеризуется орнаментом из камня; геометрическое сокращение реалистичного декора; штабелирование морд бога дождя для строительства фасадов; использование порталов в форме змеиных пастей; а в районе Рио-Бек - использование прочных псевдохрамов-пирамид. Самый важный сайт Пуука — Ушмаль . Чичен-Ица , доминирующий над Юкатаном от позднего классического до постклассического периода, включает классические здания в стиле Ченес и Пуук, а также постклассические типы зданий мексиканского происхождения, такие как радиальная четырехступенчатая пирамида, зал с колоннадой, и круглый храм. Последние черты были унаследованы последующим королевством Маяпан .
Далеко на юге, в Гватемальском нагорье, существовали свои давние традиции строительства. Однако к классическому периоду поселения в целом не участвовали в великих художественных традициях низменности. В постклассический период архитектура относительно молодых мест на вершинах холмов, таких как столица народа Киче Кумаркай , демонстрирует сильное влияние тольтеков, мало чем отличаясь от архитектуры Чичен-Ицы и Майяпана на севере. [ 15 ] Никаких значительных фресок или скульптур от Постклассического нагорья не сохранилось.
-
Чичен-Ица, традиционный дом майя
-
Паленке, Храм Надписей, поздняя классика
-
Храм Тикаль II, поздняя классика
-
Многоэтажный дворец, Сайил, Юкатан, поздняя классика
-
Ушмаль, здание женского монастыря , фриз со сложенными мордами бога дождя в углу, поздняя классика.
-
Площадка для игры в мяч, Копан, Поздняя классика
-
Чичен-Ица, радиальная пирамида Эль-Кастильо , постклассика
Каменная скульптура
[ редактировать ]

Основным доклассическим скульптурным стилем региона майя является стиль Исапы , большого участка на побережье Тихого океана, где было обнаружено множество стел и алтарей (в форме лягушки), демонстрирующих мотивы, также присутствующие в искусстве ольмеков . [ 16 ] Стелы, в основном без надписей, часто изображают мифологические и повествовательные сюжеты, некоторые из которых, по-видимому, связаны с мифом о Близнецах Пополь -Вух . Однако о прежнем этническом составе поселка практически ничего не известно. В художественном отношении Исапа тесно связан с Каминальхую , огромным и почти полностью разрушенным объектом, когда-то доминировавшим в Гватемальском нагорье. [ 17 ] Среди его разбросанных останков можно выделить важнейшие образцы позднедоклассической скульптуры, такие как алтарь со сложным фигурным рельефом, сопровождаемым длинной надписью (Памятник 10).
Для классического периода майя можно выделить следующие основные классы каменной скульптуры (обычно выполненной из известняка).
- Стелы . Это большие удлиненные каменные плиты, обычно покрытые резьбой и надписями и часто сопровождаемые круглыми алтарями. Типично для классического периода, большинство из них изображают правителей городов, в которых они находились, часто замаскированных под богов. Хотя лица правителей, особенно в поздний классический период, имеют натуралистический стиль, они обычно не имеют индивидуальных черт; но есть заметные исключения из этого правила (например, Пьедрас Неграс , стела 35). Самые известные стелы находятся в Копане и близлежащем Киригуа . Они выделяются своей сложностью деталей, а Киригуа — еще и огромной высотой (стела E высотой более 7 метров над уровнем земли и 3 метра ниже). Стелы Копана и Тонины приближаются к скульптурам по кругу. От Паленке , истинной столицы искусств майя, не сохранилось никаких значительных стел.
- Перемычки , перекрывающие дверные проемы или косяки. В частности, Яшчилан известен своими длинными рядами глубоких рельефных перемычек, некоторые из самых известных из которых изображают встречи с предками или, возможно, местными божествами. [ 18 ]
- Панели и таблички , установленные в стенах и опорах зданий и бортах платформ. Эта категория особенно хорошо представлена в Паленке : большие таблички украшают внутренние святилища храмов Крестовой группы, а также изысканные шедевры, такие как «Дворцовая табличка», «Таблица рабов» и многофигурные панели храм XIX и XXI платформы. [ 19 ] короля Пакаля , не имеющую аналогов в других королевствах майя. Сюда же можно отнести резную крышку саркофага
- Рельефные колонны, обрамляющие дверные проемы общественных зданий из региона Пуук (северо-запад Юкатана) и по декору схожие со стелами. [ 20 ]
- Алтари округлой или прямоугольной формы, иногда опирающиеся на три-четыре валунные ножки. Они могут быть полностью или частично фигуративными (например, алтарь черепахи в Копане) или иметь сверху рельефное изображение, иногда состоящее из одного знака дня Ахау (Каракол, Тонина). [ 21 ]
- Зооморфы — большие валуны, вылепленные в виде сверхъестественных существ и покрытые сложнейшим фигуративным рельефным орнаментом. они были ограничены королевством Киригуа . Похоже, что в позднеклассический период [ 22 ]
- Маркеры площадок для игры в мяч или рельефные медальоны, расположенные по центральной оси полов площадок для игры в мяч (например, в Копане, Чинкултике , Тонине) и обычно изображающие сцены королевской игры с мячом.
- Монументальная лестница , наиболее известная из которых — гигантская иероглифическая лестница Копана. Тесаные каменные блоки иероглифических лестниц вместе составляют обширный текст. Лестницы также могут быть украшены множеством сцен ( «Ла Корона» ), в частности игрой в мяч. Иногда главной темой лестницы становится игра с мячом ( Яшчилан ), где внутри мяча изображен пленник, или, в другом месте ( Тонина ), пленник в полный рост, растянувшийся вдоль ступеньки.
- Троны и скамейки , троны с широким квадратным сиденьем и спинкой, иногда иконической формы, напоминающей стену пещеры, открытой, чтобы показать человеческие фигуры. Скамейки, покрытые рельефом спереди, стремятся вписаться в окружающую архитектуру; они более удлиненные и лишены поддержки спины. Примеры из Паленке и Копана имеют опоры, показывающие космологические носители ( Бакабс , Чаакс ).
- Каменная скульптура в форме круга особенно известна в Копане и Тонине. Он представлен скульптурами, такими как сидящий копанский писец, а также фигурами пленников и небольшими стелами из Тонины; некоторыми фигуративными архитектурными элементами, такими как двадцать кукурузных божеств с фасада храма Копан 22; [ 23 ] а также гигантские скульптуры, такие как симметрично расположенные ягуары и обезьяны-музыканты Копана, которые были неотъемлемой частью архитектурного дизайна.
-
Яшчиланская перемычка 24, король держит факел и королева истекает кровью, 723–726 гг. Н. Э. ( Британский музей )
-
Яшчиланская перемычка, военачальник представляет пленников царю, 783 г. н.э. ( Художественный музей Кимбелла )
-
Рельефная колонна, поздняя классика ( Метрополитен-музей )
-
Трон Пьедрас-Неграс 1 с отреставрированными головами, поздняя классика (Национальный музей антропологии и истории Гватемалы)
-
Спинка трона, Поздняя классика ( Музей Ампаро )
-
Памятник Тонине 151, связанный узник, Классик
Резьба по дереву
[ редактировать ]
Считается, что резьба по дереву когда-то была чрезвычайно распространена, но сохранилось лишь несколько экземпляров. Большинство резных изделий из дерева XVI века, считавшихся объектами идолопоклонства, были уничтожены испанскими колониальными властями. Наиболее важные классические образцы представляют собой перемычки сложной работы, в основном из главных святилищ пирамид Тикаля . [ 24 ] с одним экземпляром из соседнего Эль-Зоца . Деревянные рельефы Тикаля, каждый из которых состоит из нескольких балок и датируются 8 веком, изображают короля на своем троне, а сзади вырисовывается фигура защитника в форме «боевого змея» в стиле Теотиуакана (перемычка Храма I 2). , ягуар (перемычка Храма I, 3) или человек, имитирующий бога-ягуара земного огня (перемычка Храма IV, 2). На других перемычках Тикаля изображен тучный король в платье ягуара, стоящий перед своим сиденьем (перемычка Храма III 2); и, что наиболее известно, победоносный король, одетый как астральный бог смерти и стоящий на паланкине под изогнутым пернатым змеем ( перемычка Храма IV 3 ). Редкий полезный объект — крошечная коробочка с крышкой из Тортугеро , окруженная иероглифическим текстом. Свободная скульптура из дерева, датируемая VI веком, представляет собой величественно сидящего мужчину, возможно, выполняющего роль держателя зеркала.
Лепное моделирование
[ редактировать ]

По крайней мере, со времен позднего доклассизма лепная и раскрашенная лепнина покрывала полы и здания городских центров и служила обрамлением для их каменных скульптур. Часто большие панели-маски с намазанными горельефами головами божеств (особенно солнца, дождя и земли) прикреплены к наклонным подпорным стенам храмовых платформ, обрамляющих лестницы (например, Кохунлич ). Лепнина и рельефные работы также могут покрывать все здание, как показано в Храме 16 в Копане в его форме VI века (известной как «Розалила»). Этот ранний храм, посвященный первому королю Яксу К'ук Мо' , сохранил оштукатуренные и расписные фасады. Оштукатуренные фризы, стены, опоры и гребни крыш позднего доклассического и классического периодов демонстрируют разнообразные, а иногда и символически сложные декоративные программы.
Было применено несколько решений по разделению и упорядочиванию оштукатуренных поверхностей зданий, одним из которых является сериализация. Стены раннеклассического «Храма Ночного Солнца » в Эль-Зотце состоят из серии слегка различающихся панелей с масками божеств, тогда как на фризе дворца Баламку , также относящегося к раннему классическому периоду, изначально имелась серия из четырех правителей, восседающих на троне. открытые змеиные рты четырех разных животных (в том числе жабы), связанных с символическими горами. И наоборот, фризы могут быть сосредоточены на одном правителе, снова сидящем на символической (кукурузной) горе, как, например, фриз из Холмула с двумя пернатыми змеями, исходящими из-под сиденья правителя, и еще один из Ксултуна , на котором правитель несет большой церемониальный бар с появляющимися фигурами, похожими на ягуаров. [ 25 ] Фриз храма в раннем классическом стиле из Плареса, Кинтана-Роо, имеет большую панель с маской молодого лорда или божества в центре, с двумя боковыми божествами- дедушками, протягивающими руки.
Часто фриз разделяют на отсеки. Поздние доклассические фризы Эль-Мирадора , например, показывают промежуточные пространства волнистого тела змеи, заполненные водными птицами, и части водной полосы с плавающими фигурами. [ 26 ] Точно так же классический фриз дворца в Аканче разделен на панели с фигурками разных животных. [ 27 ] напоминает вайоб , а стена в Тонине имеет ромбовидные поля, напоминающие эшафот и представляющие непрерывные повествовательные сцены, связанные с человеческими жертвоприношениями. [ 28 ]
Оштукатуренные гребни на крыше похожи на некоторые фризы выше тем, что на них обычно изображены большие изображения правителей, которые снова могут восседать на символической горе, а также, как и в Храме Солнца Паленке, помещены в космологические рамки. Другие примеры классической лепнины включают опоры дворца Паленке, украшенные серией лордов и дам в ритуальных одеждах, а также лепной вход в стиле позднего классического Шенеса в стиле барокко , окруженный натуралистическими человеческими фигурами, на Акрополе. (Стр. 1) Эк Балама .
Уникальное для Мезоамерики лепное моделирование классического периода включает в себя реалистичные портреты, качество которых не уступает портретам римских предков, с высокими лепными головами правителей Паленке и портретами сановников из Тонины в качестве выдающихся примеров. Моделирование напоминает модели некоторых джайнских керамических статуэток. Некоторые, но не все, из этих портретных голов когда-то были частью лепных фигур в натуральную величину, украшавших гребни храмов. [ 29 ] Точно так же встречаются лепные глифы, которые когда-то были частью лепных текстов.
-
Баламку, часть фриза, жаба, сидящая на горной иконе и извергающая короля, Классика
-
Дворец Паленке, дом D, деталь лепного рельефа с изображением кувшинок, голова длинноносого божества и ноги сидящей фигуры, классика
-
Паленке Темпло Ольвидадо , календарные глифы, отделенные от лепного текста на колонне, Классика
Настенная живопись
[ редактировать ]

Хотя из-за влажного климата Центральной Америки относительно небольшое количество картин майя сохранилось до наших дней целиком, важные остатки были найдены почти во всех крупных придворных резиденциях. Особенно это касается подстроек, скрытых под более поздними архитектурными дополнениями. Настенные росписи могут содержать более или менее повторяющиеся мотивы, такие как слегка разнообразные цветочные символы на стенах Дома E дворца Паленке; сцены повседневной жизни, как в одном из зданий, окружающих центральную площадь Калакмуля , так и во дворце Чилонче; или ритуальные сцены с участием божеств, как в постклассических храмовых фресках восточного побережья Юкатана и Белиза ( Танка , Тулум , Санта-Рита). [ 30 ] Последние фрески свидетельствуют о сильном влиянии так называемого «стиля Микстека-Пуэбла», когда-то широко распространенного в Мезоамерике.
Фрески также могут иметь более повествовательный характер, обычно с иероглифическими надписями. Красочные фрески Бонампака , например, датированные 790 годом нашей эры и простирающиеся на стены и своды трех соседних комнат, показывают захватывающие сцены знати, битвы и жертвоприношений, а также группу ритуальных имитаторов посреди ряда музыканты . [ 31 ] В Сан-Бартоло фрески, датируемые 100 г. до н.э., относятся к мифам о боге кукурузы майя и герое-близнеце Хунахпу и изображают двойную интронизацию; за несколько столетий до классического периода этот стиль уже полностью развит, его цвета тонкие и приглушенные по сравнению с цветами Бонампака или Калакмула. [ 32 ] За пределами территории майя, в районе восточно-центральной части Мексики Какаштла , были обнаружены фрески, написанные преимущественно в классическом стиле майя, часто с яркими цветами, например, сцена дикой битвы, простирающаяся более чем на 20 метров; две фигуры лордов майя, стоящих на змеях; и орошаемое поле кукурузы и какао, которое посетило торговое божество майя . [ 33 ]
Настенная роспись также встречается на замковых камнях сводов, в гробницах (например, Рио-Асуль ) и в пещерах (например, Най-Тунич ). [ 34 ] обычно выполняется черным цветом на беленой поверхности, иногда с дополнительным использованием красной краски. На замковых камнях юкатекских сводов часто изображено восседающее на троне божество молний (например, Эк'Балам ).
Яркий бирюзово-синий цвет — « синий майя » — сохранился на протяжении веков благодаря своим уникальным химическим характеристикам; этот цвет присутствует в Бонампаке , Какаштле , Джайне, Эль-Тахине и даже в некоторых колониальных монастырях. Использование Maya Blue сохранилось до 16 века, когда эта техника была окончательно утеряна. [ 35 ]
Написание и букмекерство
[ редактировать ]Система письма майя состоит примерно из 1000 различных символов или иероглифов («глифов») и, как и многие древние системы письма, представляет собой смесь слоговых знаков и логограмм . Этот сценарий использовался с III века до нашей эры и вскоре после испанского завоевания в XVI веке. На сегодняшний день (2021 г.) значительная часть символов имеет прочтение, но их смысл и конфигурация как текста не всегда понятны. Книги складывались и состояли из коровой бумаги или кожаных листьев с клейким штукатурным слоем, на котором можно было писать; их защищали чехлами из шкуры ягуара и, возможно, деревянными досками. [ 36 ] Поскольку каждому прорицателю, вероятно, требовалась книга, их должно было существовать в большом количестве.
Сегодня все еще существуют три иероглифические книги майя , все из постклассического периода: Дрезденский , Парижский и Мадридский кодексы. Четвертая книга, « Гролье» , написана скорее майя- толтеками , чем майя, и в ней отсутствуют иероглифические тексты; фрагментарный и очень плохой работы, он демонстрирует множество аномалий, причина которых его подлинность долгое время оставалась под вопросом. [ 37 ] Эти книги носят в основном гадательный и жреческий характер, содержат альманахи, астрологические таблицы и ритуальные программы; Парижский кодекс также содержит катуны -пророчества. Большое внимание было уделено гармоничному балансу текста и (частично цветных) иллюстраций.
Помимо кодических символов, существовала скоропись часто динамического характера, встречающаяся в настенных росписях и на керамике, а также имитируемая в камне на панелях из Паленке (таких как «Таблица 96 глифов»). Часто письменные подписи заключаются в квадратные «коробки» различной формы внутри изображения. Настенные росписи могут также целиком состоять из текстов ( Эк'Балам , Надж Тунич ), или, реже, содержать астрологические выкладки ( Хултун ); иногда, написанные на белой штукатурке и исполненные с особой тщательностью и изяществом, эти тексты подобны увеличенным книжным страницам.
Иероглифы распространены повсеместно и были написаны на каждой доступной поверхности, включая человеческое тело. Сами глифы очень детализированы, а логограммы обманчиво реалистичны. Собственно говоря, с искусствоведческой точки зрения их следует рассматривать и как художественные мотивы, и наоборот . [ 9 ] Скульпторы в Копане и Киригуа, следовательно, почувствовали себя свободными превращать иероглифические элементы и календарные знаки в анимированные, драматические миниатюрные сцены («полнофигурные символы»). [ 38 ]
Керамика и «керамический кодекс»
[ редактировать ]

В отличие от полезной керамики, найденной в таком большом количестве среди обломков археологических раскопок, большая часть украшенной керамики (цилиндрические сосуды, блюда с крышками, треножники, вазы, чаши) когда-то была « социальной валютой » среди знати майя и сохранялась как семейные реликвии. , также сопровождал дворян в могилы. [ 39 ] Аристократическая традиция пиршеств с подарками [ 40 ] и церемониальные визиты, а также соревнование, которое неизбежно сопровождало эти обмены, во многом объясняют высокий уровень артистизма, достигнутый в классические времена.
Изготовленная без гончарного круга, декорированная керамика изящно расписывалась, рельефно вырезалась, вырезалась или - главным образом в период ранней классики - изготавливалась с использованием техники теотиуаканской фрески , заключающейся в нанесении краски на влажную глиняную поверхность. Драгоценные предметы изготавливались в многочисленных мастерских, разбросанных по королевствам майя, некоторые из самых известных из которых связаны со «стилем Чама» , «стилем Холмула» , так называемым «стилем Ик». [ 41 ] а для резной керамики - «стиль Чочола». [ 42 ]
Украшение ваз очень разнообразно, включая дворцовые сцены, придворные ритуалы, мифологию, глифы и даже династические тексты, взятые из хроник, и играет важную роль в реконструкции жизни и верований классических майя. Керамические сцены и тексты, написанные черным и красным на белом подложке, эквиваленты страниц утраченных складных книг, называются « стилем Кодекса » (например, так называемая Принстонская ваза ). Иероглифическое и графическое совпадение с тремя сохранившимися книгами (по крайней мере, до сих пор) относительно невелико.
Скульптурное керамическое искусство включает крышки чаш ранней классики, на которых установлены фигурки людей или животных; некоторые из этих чаш, отполированных до черного цвета, относятся к числу самых выдающихся произведений искусства майя, когда-либо созданных.
Керамическая скульптура также включает в себя курильницы и погребальные урны. Наиболее известны богато украшенные классические горелки из королевства Паленке, у которых на удлиненной полой трубке прикреплено лепное лицо божества или короля. Наиболее часто изображаемое божество, божество-ягуар земного огня , родственно божеству-ягуару, часто украшающему большие классические погребальные урны из гватемальского департамента Эль-Киче. [ 43 ] Сложные постклассические курильницы-чучела, изготовленные из форм, особенно связанные с Майяпаном, представляют собой стоящих божеств (или имитаторов жреческих божеств), часто несущих подношения. [ 44 ]
Наконец, фигурки, часто изготовленные по слепкам, [ 45 ] и удивительной живости и реализма, представляют собой небольшой, но очень информативный жанр. Помимо божеств, животных , правителей и карликов, на них изображено множество других персонажей, а также сцены из повседневной жизни. [ 46 ] Некоторые из этих фигурок представляют собой окарины и, возможно, использовались в ритуалах. Самые впечатляющие примеры происходят с острова Джайна .
-
Ваза в стиле Кодекса с мифологической сценой, VII–VIII века (Метрополитен-музей)
-
Сосуд с тронной сценой, стиль Чама, конец VII – VIII веков (Метрополитен-музей)
-
Рельефная ваза с головой водного змея, стиль Чочола, Юкатан, поздняя классика (Этнологический музей, Берлин)
-
Чаша с базальным фланцем с крышкой, Эль Перу, Гватемала , ранняя классика (Национальный музей археологии и этнологии Гватемалы)
-
Чаша-штатив с крышкой в виде цапли, ранняя классика (Метрополитен-музей)
-
Нижняя часть курильницы, стиль Паленке, поздняя классика (Художественный музей Уолтерса)
-
Урна с крышкой божества ягуара, поздняя классика (Художественный музей Уолтерса)
-
Костюмированная фигура, VII–VIII века (Метрополитен-музей).
-
Молодой дворянин как цветок, джайнский стиль, VIII век (Метрополитен-музей)
Драгоценный камень и другие скульптурные материалы.
[ редактировать ]

Примечательно, что майя, не имевшие металлических инструментов, создавали множество предметов из очень толстого и плотного материала - нефрита ( жадеита ), в частности всевозможные (царские) элементы одежды, такие как поясные бляшки - или кельты - ушные катушки, подвески, а также маски. Кельты (т.е. плоские украшения в форме кельтов) иногда гравировались с изображением короля в виде стелы (например, раннеклассическая «Лейденская тарелка» ). Самым известным примером маски является, вероятно, посмертная маска короля Паленке Пакаля , покрытая мраморными бляшками неправильной формы и имеющая глаза из перламутра и обсидиана; еще одна посмертная маска, принадлежащая королеве Паленке , состоит из малахитовых бляшек. Точно так же некоторые цилиндрические вазы из Тикаля имеют внешний слой из квадратных нефритовых дисков. Многие изделия из камня имели инкрустацию из нефрита.
Среди других скульптурных и гравированных материалов — кремень , кремень , ракушки и кости, часто встречающиеся в тайниках и захоронениях. Так называемые « эксцентричные кремни » представляют собой церемониальные предметы неопределенного назначения, в их наиболее сложных формах вытянутой формы с обычно различными головками, выступающими с одной или обеих сторон, иногда головками божества молнии , но чаще антропоморфной молнии, вероятно, представляющей собой Постриженный кукурузный бог . [ 47 ] Из ракушки изготавливались диски и другие декоративные элементы, изображающие человеческие, возможно, головы предков и божеств; подобным же образом были украшены трубы- раковины . [ 48 ] Кости человека и животных украшались высеченными символами и сценами. Коллекция небольших модифицированных трубчатых костей из королевского захоронения VIII века под храмом Тикаль I содержит некоторые из самых тонких гравюр, известных у майя, в том числе несколько сцен с постриженным богом кукурузы в каноэ. [ 49 ]
-
Серьги из жадеита в форме цветка, поздняя классика ( Музей искусств округа Лос-Анджелес )
-
Подвеска в виде лица божества из жадеита, VII–VIII века (Метрополитен-музей)
-
Жадеитовое божество дождя с руками в королевской позе, ранняя классика (Метрополитен-музей)
-
Табличка на нефритовом поясе с линейкой, ранняя классика (Художественный музей Кимбелла)
-
Погребальная маска царицы Паленке, покрытая кусочками малахита , VII век (местный музей)
Прикладное искусство и украшение тела
[ редактировать ]Текстиль классического периода из хлопка не сохранился, но искусство майя дает подробную информацию об его внешнем виде и, в меньшей степени, об их социальной функции. [ 50 ] К ним относятся тонкие ткани, используемые в качестве оберток, занавесей и балдахинов, украшающих дворцы, а также одежды. Среди техник окрашивания мог быть икат . Повседневный костюм зависел от социального положения. Дворянки обычно носили длинные платья, дворянские пояса и набедренные повязки, оставляя ноги и верхнюю часть тела более или менее обнаженными, если не носили куртки или мантии. И мужчины, и женщины могли носить тюрбаны. Костюмы, которые носили в торжественных случаях и во время многочисленных праздников, были очень выразительными и яркими; головные уборы животных были обычным явлением. Самым сложным костюмом было официальное одеяние короля, изображенное на королевских стелах, с многочисленными элементами символического значения. [ 51 ]
Плетеные изделия, известные только по случайным изображениям в скульптуре и керамике. [ 52 ] должно быть, когда-то был повсеместным; о его важности свидетельствует известный поп- мотив («мат»). [ 53 ]
Нательные украшения часто представляли собой нарисованные узоры на лице и теле, но могли носить и постоянный характер, обозначающий статус и возрастные различия. Последний тип включал искусственную деформацию черепа, опиливание и инкрустацию зубов, татуирование лица. [ 54 ]
Коллекции музея
[ редактировать ]
В мире существует множество музеев, в коллекциях которых есть артефакты майя. Фонд развития мезоамериканских исследований перечисляет более 250 музеев в своей базе данных музеев майя. [ 55 ] а Европейская ассоциация майянистов насчитывает чуть менее 50 музеев только в Европе. [ 56 ]
В Мехико Национальный музей антропологии содержит особенно большой выбор артефактов майя. [ 57 ] В ряде региональных музеев Мексики хранятся важные коллекции, в том числе Музей Ампаро в Пуэбле со знаменитым троном из Чьяпаса; Музей звезд «Роман Пинья Чан» в Кампече ; [ 58 ] Региональный музей Юкатана «Паласио Кантон» и «Большой музей мира майя» в Мериде ; и Региональный музей антропологии «Камера Карлоса Пеллисера» в Вильяэрмосе , Табаско. [ 59 ]
В Гватемале наиболее важными музейными коллекциями являются коллекции Museo Popol Vuh и Национального музея археологии и этнологии , оба в городе Гватемала . [ 57 ] множество более мелких экспонатов выставлено в музее «Эль-Принсипи Майя» в Кобане . Фонд Рута Майя регулярно организует выставки из собственной коллекции найденных предметов искусства. В Белизе артефакты майя можно найти в Музее Белиза и Институте Блаженства ; в Гондурасе, в Музее скульптуры Копана и в Национальной галерее искусств, Тегусигальпа .
В Соединенных Штатах почти каждый крупный художественный музей имеет коллекцию артефактов майя, часто включая каменные памятники. Среди наиболее важных коллекций восточного побережья — коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке ; Музей изящных искусств, Бостон ; Художественный музей Принстонского университета ; Музей археологии и этнологии Пибоди в Кембридже , Массачусетс ; коллекция Думбартон-Оукс ; [ 60 ] и Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета с его знаменитой первой стелой 14 Пьедрас Неграс . На западном побережье важное значение имеют Музей Де Янга в Сан-Франциско и Музей искусств округа Лос-Анджелес с большой коллекцией расписной керамики майя. Другие известные коллекции включают Художественный музей Кливленда в Огайо и Институт искусств Чикаго .
В Европе Британский музей в Лондоне демонстрирует серию знаменитых перемычек из Яшчилана, а Музей культуры в Базеле , Швейцария , — несколько деревянных перемычек из Тикаля. В Этнологическом музее в Берлине хранится широкий выбор артефактов майя, в том числе резная ваза раннего классицизма, на которой изображен король, лежащий в государстве и ожидающий посмертной трансформации. В Музее Америки в Мадриде хранится Мадридский кодекс, а также большая коллекция артефактов из Паленке. [ 59 ] Другие известные европейские музеи: Музей на набережной Бранли в Париже; Королевские музеи искусства и истории Брюсселе в ; Государственный музей Кенкунде в Лейдене , Нидерланды , второй дом Лейденской плиты ; [ 58 ] и Музей Ритберга в Цюрихе , Швейцария. [ 59 ]
Перформативное искусство майя
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Граффити древних майя
- Доколумбовое искусство
- Живопись в Америке до колонизации
- Изобразительное искусство коренных народов Америки
Сноски
[ редактировать ]- ^ Спинден 1975
- ^ Проскуряков 1950 г.
- ^ Шеле и Миллер, 1986 г.
- ^ Код 1973, 1975, 1978, 1982 гг.
- ^ Робичек и Хейлз 1981
- ^ Например, Миллер и Таубе, 1993; Таубе и др. 2010 год
- ^ Reents-Budet 1994
- ^ Хьюстон и др. 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стоун и Зендер 2011
- ^ Тейт 1992, Лупер 2003, Симмонс Клэнси 2009, О'Нил 2012
- ^ Миллер и Мартин 2004 г.
- ^ Стирлин 1994 г.
- ^ Коу и Керр 1997: 100-101.
- ^ Гендроп 1983
- ^ Коу и Хьюстон 2015: 224-226.
- ^ Гернси, 2006 г.
- ^ Коу и Хьюстон 2015: 73-80.
- ^ Тейт 1992
- ^ Стюарт и Стюарт 2008
- ^ Майер 1981
- ^ Мартин и Грубе 2000: 89.
- ^ Лупер 2003: 172-178, 186-192.
- ^ Шверин 2011 г.
- ^ WR Коу и др. 1961 год
- ^ newmedia.ufm.edu/gsm/index.php/Saturnoxultun
- ^ Дойл и Хьюстон, 2012 г.
- ^ В.Е. Миллер 1991
- ^ см. Ядеун 1993: 108-115.
- ^ Мартин и Грубе 2000: 168.
- ^ Миллер 1982; Ганн 1900 г.
- ^ М. Е. Миллер 1986; М.Э. Миллер и Бриттенхэм, 2013 г.
- ^ Сатурно и др. 2005 г.; Таубе и др. 2010 год
- ^ Лозофф Бриттенхэм и Уриарте, 2015 г.
- ^ Стоун 1995 г.
- ^ Рейес-Валерио 1993; Хьюстон и др. 2009 год
- ^ Коу и Керр 1997
- ^ Любовь 2017
- ^ Хьюстон 2014: 108-117.
- ^ Reents-Budet 1994: 72ff
- ↑ Тоззер 1941: 92.
- ^ Всего 2012 г.
- ^ Тейт 1985
- ^ МакКэмпбелл 2010
- ^ Томпсон 1957; Милбрат 2007 г.
- ^ Ван Стоун и Джонсон, 2022 г.
- ^ Гальперин 2014
- ^ Агурсия, Листы, Таубе, 2016 г.
- ^ Финамор и Хьюстон 2010: 124-131.
- ^ Трюк 1963 г.
- ^ Лупер 2000
- ^ Например, Диллон и Кристенсен, 2005 г.
- ^ Reents-Budet 1994: 331
- ^ Робичек 1975
- ^ Хьюстон и др. 2006: 18-25
- ^ Рос.
- ^ «Музеи и коллекции - Вайеб» . wayeb.org .
- ^ Перейти обратно: а б Вагнер 2011, с. 451.
- ^ Перейти обратно: а б Вагнер 2011, с. 450.
- ^ Перейти обратно: а б с Вагнер 2011, с. 452.
- ^ Пиллсбери и др. 2012 год
Ссылки
[ редактировать ]- Агурсия Фаскель, Рикардо, Пейсон Шитс и Карл Андреас Таубе (2016). Защита священного пространства. Эксцентричный тайник Чертов Розалилы в Копане и эксцентрики среди классических майя . Монография 2. Сан-Франциско: Precolumbia Mesoweb Press.
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - Коу, Майкл Д., Писец майя и его мир . Нью-Йорк: Клуб Гролье, 1973.
- Коу, Майкл Д., Классическая керамика майя из Думбартон-Оукса . Вашингтон: Попечители Гарвардского университета, 1975.
- Коу, Майкл Д., «Повелители подземного мира»; Шедевры классической керамики майя . Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1978.
- Коу, Майкл Д., Старые боги и молодые герои; Коллекция Перлмана керамики майя . Иерусалим: Музей Израиля 1982.
- Коу, Майкл Д. и Джастин Керр, Искусство писца майя . Темза и Гудзон 1997.
- Коу, Майкл Д. и Стивен Хьюстон, Майя . Темза и Гудзон, 2015.
- Коу, Уильям Р., Эдвин М. Шук и Линтон Саттертуэйт, «Резные деревянные перемычки Тикаля». Отчет Тикаля № 6, Отчеты Тикаля № 5–10 , Музейные монографии, Университетский музей, Пенсильванский университет, Филадельфия, 1961.
- Диллон, Брайан Д. и Уэс Кристенсен, «Бусина из нефритового черепа майя: 700 лет как военный знак отличия?». В книге Брайана Д. Диллона и Мэтью А. Бокса, «Археология без границ». Документы в честь Клемента В. Мейгана, стр. 369–388. Ланкастер: Лабиринтос 2005.
- Дойл, Джеймс и Стивен Хьюстон, «Водная картина в Эль-Мирадоре, Гватемала». В Maya Decipherment , 9 апреля 2012 г. (decipherment.wordpress.com.).
- Финамор, Дэниел и Стивен Д. Хьюстон, Огненный пруд: майя и мифическое море . Музей Пибоди Эссекс, 2010.
- Ганн, Томас, Курганы в Северном Гондурасе . 19-й годовой отчет, Смитсоновский институт, Вашингтон, 1900 г.
- Гендроп, Поль, стили Рио-Бек, Ченес и Пуук в архитектуре майя. Мексика: UNAM (Отдел последипломного образования, факультет архитектуры) 1983.
- Гернси, Джулия, Ритуал и сила в камне: исполнение правления в искусстве мезоамериканского стиля исапан . Остин: Техасский университет Press, 2006.
- Гальперин Кристина Т., Майя Статуэтки. Пересечение государства и домашнего хозяйства. Техасский университет Press, 2014.
- Хьюстон, Стивен, Жизнь внутри. Классическая майя и вопрос постоянства . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета, 2014.
- Хьюстон, Стивен и др., Память костей. Тело, бытие и опыт у классических майя . Остин: Техасский университет, 2006.
- Хьюстон, Стивен и др., Скрытая яркость. История цвета древних майя . Остин: Техасский университет Press, 2009.
- Просто, Брайан Р., «Танцы во сне». Роспись вазы майя царства Ик . Издательство Йельского университета, 2012.
- Кублер, Джордж, Исследования классической иконографии майя . Мемуары Академии искусств и наук Коннектикута, 28. Нью-Хейвен: Коннектикут, 1969.
- Лупер, Мэтью, Дары Луны: рисунки Уипиль древних майя . Документы музея Сан-Диего 38. Сан-Диего: Музей человека Сан-Диего, 2000.
- Лупер, Мэтью, Воин Молнии. Искусство майя и королевская власть в Киригуа . Остин: Техасский университет Press, 2003.
- С любовью, Брюс, «Подлинность Кодекса Гролье остается под вопросом». Мексиканский том. XXXIX №. 4 (2017): 88-95.
- Лозовф Бриттенхэм, Клаудия и Мария Тереза Уриарте, Фрески Какаштлы: сила живописи в древней Центральной Мексике. Остин: Техасский университет Press, 2015.
- Мартин, Саймон и Николас Грубе, Хроники королей и королев майя . Темза и Гудзон 2000.
- Модслей, AP, Biologia Centrali-Americana . Текст и 4 тома. иллюстраций. Лондон 1889-1902 гг.*
- Майер, Карл Герберт, Классические рельефные колонны майя . Acoma Books, Рамона, Калифорния, 1981.
- МакКэмпбелл, Кэтлин Г., Погребальные урны с изображениями хайлендских майя. Исследование жанра, иконографии и функции. Магистерская диссертация, Университет штата Флорида, 2010 г. (онлайн).
- Милбрат, Сьюзен, Чучела курильниц Майяпана: иконография, контекст и внешние связи . www.famsi.org/reports (2007 г.)
- Миллер, Артур Г., На краю моря. Фреска в Танках-Тулуме, Кинтана-Роо, Мексика . Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс, 1982 год.
- Миллер, Мэн, «История изучения вазописи майя». В книге «Ваза Майя», том. 1, изд. Дж. Керр, Нью-Йорк: 128–145.
- Миллер, Мэн, и Меган О'Нил, Искусство и архитектура майя . Нью-Йорк и Лондон: Темза и Гудзон, 2014 г.
- Миллер, Мэн, Фрески Бонампака . Принстон, UP, 1986.
- Миллер, Мэн, и Клаудия Бриттенхэм, Зрелище двора позднего майя. Размышления о фресках Бонампака . Остин: Техас, 2013 г.
- Миллер, Мэри и Саймон Мартин, Куртуазное искусство древних майя . Музей изящных искусств Сан-Франциско. Темза и Гудзон, 2004 г.
- Миллер, Мэри и Карл Таубе, Боги и символы Древней Мексики и майя. Иллюстрированный словарь мезоамериканской религии. Лондон: Темза и Гудзон.
- Миллер, Вирджиния Э., Фриз Дворца штукатурки, Аканче, Юкатан, Мексика . Исследования доколумбового искусства и археологии, 39. Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Оукс, 1991.
- О'Нил, Меган, работа со скульптурой древних майя в Пьедрас-Неграс, Гватемала . Норман: Университет Оклахомы Пресс, 2012.
- Пиллсбери, Джоан и др., Древнее искусство майя в Думбартон-Оукс . Исследовательская библиотека и коллекция Думбартон-Оукса, 2012.
- Проскурякова Татьяна, Этюд классической скульптуры майя . Публикация Вашингтонского института Карнеги № 593, 1950 г.
- Реенц-Буде, Дорин, Картина вселенной майя: королевская керамика классического периода . Дьюк УП 1994.
- Рейес-Валерио, Константин, От Бонампака до мэра Темпло, История голубого цвета майя в Мезоамерике . Редакция XXI века, 1993.
- Робичек, Фрэнсис, Исследование искусства и истории майя: символ циновки . Нью-Йорк: Музей американских индейцев, Фонд Хей, 1975.
- Робичек, Фрэнсис и Дональд Хейлз, Книга мертвых майя: Корпус керамики в стиле Кодекса позднего классического периода . Норман: Университет Оклахомы Press, 1981.
- Рос, Нарин. «База данных музея майя» . Фонд развития мезоамериканских исследований. Архивировано из оригинала 8 июля 2014 г. Проверено 8 июня 2015 г. Полный список FAMSI заархивирован из оригинала 8 июня 2015 г.
- Сатурно, Уильям; Дэвид Стюарт и Карл Таубе (2005). Фрески Сан-Бартоло, Эль-Петен, Гватемала, Часть I: Северная стена. Древняя Америка 7.
- Шеле, Линда и Мэри Эллен Миллер, Кровь королей. Династия и ритуал в искусстве майя . Нью-Йорк: George Braziller, Inc., совместно с Художественным музеем Кимбелла.
- Шверин, Дженнифер фон, «Священная гора в социальном контексте». Символизм и история в архитектуре майя: Храм 22 в Копане, Гондурас». Древняя Мезоамерика 22 (2), сентябрь 2011 г.: 271-300.
- Симмонс Клэнси, Флора, Памятники Пьедрас-Неграс, древнего города майя . Альбукерке: Университет Нью-Мексико, 2009.
- Спинден, Герберт, Исследование искусства майя: его предмет и историческое развитие . Нью-Йорк: Dover Publ., 1975.
- Стирлин, Анри, «Живая архитектура: майя» . Архитектура мира, 10. Бенедикт Ташен Верлаг, 1994.
- Стоун, Андреа Дж., Образы из подземного мира. Надж Тунич и традиции наскальной живописи майя . 1995. ISBN 978-0-292-75552-9
- Стоун, Андреа и Марк Зендер, Чтение искусства майя: иероглифический путеводитель по древней живописи и скульптуре майя . Темза и Гудзон, 2011.
- Стюарт, Дэвид и Джордж Стюарт, Паленке, Вечный город майя . Темза и Гудзон, 2008 г.
- Тейт, Кэролин Э., Резная керамика под названием Чочола. На 5-м круглом столе в Паленке , ПАРИ, Сан-Франциско, 1985: 122–133.
- Тейт, Кэролин Э., Яшчилан: Проект церемониального города майя . Остин: Техасский университет, 1992.
- Таубе, Карл; Дэвид Стюарт, Уильям Сатурно и Хизер Херст (2010). Фрески Сан-Бартоло, Эль-Петен, Гватемала, Часть 2: Западная стена. Древняя Америка 10.
- Томпсон, Дж. Э., Божества, изображенные на кадильницах в Маяпане. Институт Карнеги в Вашингтоне, текущие отчеты , № 40 (июль 1957 г.).
- Тоззер, Альфред М., Отношение Ланды к вещам Юкатана. Перевод . Музей Пибоди, Кембридж, Массачусетс, 1941 год.
- Трик, Обри С., «Великолепная гробница храма I в Тикале, Гватемала». Экспедиция (осень 1963 г.): 3–18.
- Ван Стоун, Марк и Пол Джонсон, «Mold Made: Виртуальные впечатления от форм древних статуэток из коллекции Фонда Рута Майя» . Сан-Диего (Калифорния): Tlacaelel Press, 2022.
- Вагнер, Элизабет (2011) [2006]. «Подборка коллекций и музеев». У Николая Грубе (ред.). Майя: тысячелетняя цивилизация (на испанском языке). Потсдам, Германия: Tandem Verlag GmbH. стр. 450–452. ISBN 978-3-8331-6293-0 . OCLC 828120761 .
- ВАЙЕБ. «Музеи и коллекции» . Европейская ассоциация майянистов (WAYEB). Архивировано из оригинала 11 мая 2015 г. Проверено 8 июня 2015 г.
- Рен, Линнея и др., ред. Пейзажи Ицы: археология и история искусства в Чичен-Ице и соседних местах . Гейнсвилл: Издательство Университета Флориды, 2018.
- Ядеун, Хуан, Тонина . Мексика: El Equilibrista / Мадрид: Turner Libros 1993.
Внешние ссылки
[ редактировать ]