Огурец
![]() Руины Кумаркаджа с футбольной площадкой слева и храмом Тохиля справа. [ 1 ] | |
Альтернативное название | Утатлан |
---|---|
Расположение | Санта-Крус-дель-Киче , департамент Киче , Гватемала |
Координаты | 15 ° 1'24,7 дюйма с.ш. 91 ° 10'19,16 дюйма з.д. / 15,023528 ° с.ш. 91,1719889 ° з.д. |
Тип | Урегулирование |
История | |
Основан | 1400 |
Заброшенный | 1524 |
Периоды | Поздняя постклассика |
Культуры | цивилизация майя |
Примечания к сайту | |
Состояние | В руинах |
Кумаркадж ( Kʼicheʼ : [qʼumarˈkaχ] ) (иногда переводится как Гумаркай , Гумаркай , Кумаркай или Кумаркай ) — археологический памятник на юго-западе департамента Эль-Киче в Гватемале . [ 2 ] Кумаркадж также известен как Утатлан , на науатль перевод названия города . Название происходит от Киче- Кумарка «Место старых тростников». [ 2 ]
Кумаркай был одним из самых могущественных городов майя , когда испанцы . в начале 16 века в регион прибыли [ 3 ] Это была столица майя Киче в позднем постклассическом периоде. [ 4 ] Во время испанского завоевания Кумаркай был относительно новой столицей: столица королевства Киче первоначально располагалась в Якавице (отождествляемом с археологическим памятником Читинамит ), а затем в Писмачи . [ 5 ] Кумаркадж был основан во время правления короля Кукумаца («Пернатый змей» в Киче) в начале 15 века, непосредственно к северу от Писмачи. [ 6 ] В 1470 году город был серьезно ослаблен восстанием знати, которое привело к потере ключевых союзников киче.
В археологическом и этноисторическом отношении Кумаркадж является самой известной из горных столиц майя позднего постклассического периода. [ 7 ] Самое раннее упоминание об этом месте на испанском языке встречается в Эрнана Кортеса письмах из Мексики . Хотя это место было исследовано, работ по реконструкции проведено мало. Сохранившаяся архитектура , включающая мезоамериканскую площадку для игры в мяч , храмы и дворцы, была сильно повреждена в результате разграбления камня для строительства близлежащего города Санта-Крус-дель-Киче .
Основные постройки Кумаркаджа были расположены вокруг площади. В их число входили храм Тохиля , бога- ягуара , который был покровителем города, храм Авиликса , богини-покровительницы одного из благородных домов, храм Якавица , горного божества, которое также было благородным покровителем, и храм Кукумац , Пернатый Змей , покровитель царского дома. Главная площадка для игры в мяч располагалась между дворцами двух основных дворянских домов. Дворцы, или нимджа , были разбросаны по всему городу. Здесь же находилась платформа, на которой совершались гладиаторские жертвоприношения.
Территория Большого Кумаркаджа была разделена на четыре основных политических подразделения, по одному для каждой из наиболее важных правящих линий, а также включала в себя ряд более мелких сателлитов, включая Чисалин, Писмачи, Аталайю и Пакаман. [ 8 ] Ядро объекта открыто для публики и включает в себя базовую инфраструктуру, в том числе небольшой музей. [ 9 ]
Этимология
[ редактировать ]Кумаркадж происходит от киче- кумкаракаджа . [ 7 ] Хотя его часто переводят как «место старого тростника» или «место гнилого тростника», [ 10 ] название Qumaʼrkaʼaaj более точно переводится как «гнилые тростниковые дома» (qʼumaʼr = «гнилой»; [ 11 ] kaʼaaj = «дом или хижина, построенная из тростника и тростника»). перевели его как Tecpan Utatlan . , говорящие на языке науатль Тлашкаланские союзники испанских конкистадоров , [ 12 ] с добавлением Текпана , чтобы выделить город как резиденцию правления, что эквивалентно Толлану, который использовался в Мезоамерике в прежние времена. [ 13 ]
Расположение
[ редактировать ]Руины города находятся в 2,5 км (1,6 мили) к западу от современного города Санта-Крус-дель-Киче . [ 14 ] Кумаркадж полностью занимает 120 000 квадратных метров (1 300 000 квадратных футов) легко защищаемого плато, окруженного оврагами глубиной более 100 метров (330 футов). [ 6 ] [ 14 ] Ущелья являются частью дренажной системы, питающей реку Негро , которая впадает в реку Чиксой и в конечном итоге в реку Усумасинта и Мексиканский залив . [ 14 ] Естественная дамба к юго-востоку от участка соединяет плато с широкой равниной на востоке. [ 14 ]
Кумаркадж является крупнейшим в группе из пяти крупных объектов, плотно сгруппированных на площади 4 квадратных километра (1,5 квадратных миль), при этом на территории между объектами имеются признаки того, что они также были сильно заселены. [ 8 ] Аталайя и Пакаман лежат на востоке, Писмачи — на юге, а Чисалин — на севере. [ 8 ]
Жители
[ редактировать ]Эта статья является частью серии статей о |
цивилизация майя |
---|
![]() |
История |
Испанское завоевание майя |
|
По оценкам, в позднем постклассическом периоде в большей части Кумаркаджа проживало около 15 000 человек. [ 15 ] Жители Кумаркаджа были социально разделены на знать и их вассалов . [ 7 ] Дворяне были известны как аджау , а вассалы были известны как аль-каджол . [ 16 ] Дворянство было потомками по отцовской линии военачальников-основателей, которые, по-видимому, пришли в качестве завоевателей с побережья Персидского залива около 1200 г. н. э. и в конечном итоге потеряли свой первоначальный язык и переняли язык своих подданных. [ 7 ] [ 10 ] Дворяне считались священными и носили королевские образы. [ 7 ] Их вассалы служили пехотинцами и подчинялись законам, установленным дворянством, хотя они могли получать военные звания за свою боевую доблесть. [ 7 ] Социальные различия были глубоко укоренены и были эквивалентны строго соблюдаемым кастам . [ 7 ] Купцы были привилегированным сословием, хотя и должны были платить дань дворянству. [ 7 ] Помимо этих сословий, в состав населения входили сельские батраки и ремесленники. [ 7 ] Рабов также содержали, среди них были как осужденные преступники, так и военнопленные. [ 7 ]
Существовало двадцать четыре важные линии передачи, или нимджа . [ 16 ] в Кумаркадже, тесно связанном с дворцами, в которых знать выполняла свои обязанности; [ 17 ] Нимджа означает «большой дом» на языке киче, в честь дворцовых комплексов, занимаемых представителями этой династии. [ 18 ] В их обязанности входили брачные переговоры, связанные с ними пиры и церемониальные лекции. [ 17 ] Эти линии передачи носили строго отцовский характер и были сгруппированы в четыре более крупных и могущественных нимджа. [ 18 ] который выбрал правителей города. [ 16 ] Во время Завоевания четырьмя правящими нимджами были Кавек, Ниджаиб, Сакик и Аджау Киче. [ 16 ] Кавек и Ниджаиб включали по девять основных линий каждая, Аджав Киче - четыре, а Сакик - две. [ 18 ] Правящая династия Кавеков не только выбирала короля и избранного короля, но и имела родословную, которая произвела на свет могущественных священников Кукумаца , которые, возможно, служили управляющими города. [ 19 ]
Королевством Кичеу управляли король, избранный король и два капитана. [ 17 ] четырехстороннее совместное правление, воплощенное в четырех лидерах, по одному от каждой из четырех наиболее важных линий в городе Кумаркадж. [ 17 ] Эта форма правления была известна и среди майя Юкатана . [ 17 ] Правящей линией была династия Кавек («Дождь»), которая выбирала как короля, так и избранного короля. [ 20 ] Король был известен как ajpop , «Он с циновки». [ 6 ] Избранный король носил титул аджпоп камха и помогал королю, пока он сам не стал королем. [ 16 ] Благородные дома Ниджаиб и Сакик выбрали калеля (верховного судью), а Аджав Кичех выбрали атзидж винака (спикера). [ 16 ]
История
[ редактировать ]Керамические остатки с этого места включают предметы, датируемые еще доклассическим периодом , но большинство находок относятся к позднему постклассическому периоду и расцвету королевства Киче. [ 1 ]
Основание и расширение
[ редактировать ]Имя Правителя | Правило |
---|---|
Кукумац [ 21 ] | 1400–1425 |
Мне жаль [ 21 ] | 1425–1475 |
Вахшак и-Каам [ 21 ] | 1475–1500 |
Оксиб-Ке [ 21 ] | 1500–1524 |
Все даты приблизительные. |
Это место было основано королем Кукумацем около 1400 года из-за его оборонительной позиции. [ 1 ] однако существуют некоторые разногласия относительно того, является ли он исторической или мифологической фигурой. [ 22 ] Кукумац — это киче, обозначающее пернатого змея, а пернатый змей используется в качестве названия в других частях Мезоамерики . [ 22 ] Вполне вероятно, что Кукумац на самом деле был титулом другого аджпопа, упомянутого в источниках, Котуджи, и на самом деле был тем же человеком. [ 23 ] В « Титуле лордов Тотоникапана », документе Киче ранней колониальной эпохи, он указан как Кукумац Котуджа. [ 24 ] В том же заголовке его отец указан как Котуджа Кукумац, и в документах Кичеу существует путаница относительно того, были ли они одним и тем же человеком или отцом и сыном с очень похожими именами. [ 24 ]
Котуджа Кукумац женился на Кслеме, дочери короля цутуджилов Маладжа поселении недалеко от современного Сан-Лукас Толиман , на берегу озера Атитлан. , в доколумбовом [ 25 ] Кукумацу приписывались огромные магические способности, и говорили, что он мог превращаться в змею, орла, ягуара и кровь. [ 26 ] У Кукумаца было несколько детей, один из которых (Кикаб) стал царем после него. [ 24 ] Кукумац был убит в бою против Коджа Майя. [ 26 ]
Кукумац значительно расширил королевство Киче, сначала за счет Писмачи, а затем за счет Кумаркаджа. [ 27 ] В это время киче были тесно связаны с какчикелями . [ 28 ] Кукумац послал свою дочь замуж за владыку Коджа , народа майя, проживавшего в горах Кучуматан , где-то между Сакапуласом и Уэуэтенанго . [ 29 ] Вместо того, чтобы жениться на ней и подчиниться союзу Киче-Какчикель, Текум Сикком, король Коджа, убил предложенную невесту. [ 26 ] Этот акт положил начало войне между Киче-Какчикель Кумаркаджа и Коджа. [ 26 ] Кукумац погиб в результате битвы с Коджа. [ 26 ]
После смерти его отца в битве против Коджа его сын и наследник Кикаб поклялся отомстить, и два года спустя он возглавил союз Киче--Какчикель против своих врагов вместе с Аджпопом Камхой (избранным королем). [ 30 ] Армия под предводительством Кичеа вошла в Коджу с первыми лучами солнца, убила Текума Сикома и захватила его сына. [ 30 ] Кикаб нашел кости своего отца и вернулся в Кумаркадж со многими пленниками, а также всем нефритом и металлом , которыми владели Коджа, после завоевания различных поселений в районе Сакапуласа и народа Мам возле Закулеу . [ 30 ]
Говорят, что Кикаб обладал магическими способностями, как и его отец. [ 26 ] Кикаб был особенно воинственным королем, и во время своего правления он значительно расширил королевство, включив в него Рабиналя , Кобана и Кецальтенанго , и простирался на запад до реки Окос, недалеко от современной границы между побережьем Чьяпас в Мексике и тихоокеанским побережьем Гватемалы. [ 30 ] С помощью Какчикеля восточная граница королевства была расширена до реки Мотагуа , а на юге — до Эскуинтлы . [ 31 ] Однако он также пережил унизительное восстание, которое в конечном итоге привело к потере его ключевых союзников в Какчикеле . [ 32 ] Кикаб умер около 1475 года. [ 33 ]
Внутренние раздоры
[ редактировать ]В 1470 году Кумаркадж потрясло восстание во время большого праздника, на котором собралось большое собрание, в которое вошли представители всех наиболее важных горных народов. [ 31 ] Два сына Кикаба вместе с некоторыми из его вассалов восстали против своего короля, убив многих высокопоставленных лордов, воинов Какчикель и членов рода Кавеков. [ 34 ] Повстанцы пытались убить самого Кикаба, но его защищали верные ему сыновья в Пакамане, на окраине города. [ 34 ] В результате восстания Кикаб был вынужден пойти на уступки восставшим лордам Кичеш. [ 33 ] Недавно получившие полномочия лорды Кичеа обратились против своих союзников Какчикеля, которые были вынуждены бежать из Кумаркаджа и основать свою собственную столицу в Ишимче . [ 33 ]
После смерти короля Кикаба в 1475 году киче были вовлечены в войну как против Цутуджилов, так и против Какчикелей, возможно, в попытке вернуть прежнюю власть Кумаркаджа. [ 35 ] Вскоре после смерти Кикаба под предводительством Тепепула Кумаркадж напал на Иксимче, столицу Какчикелей, и потерпел катастрофическое поражение, которое сильно ослабило Киче. [ 35 ] После этого Кумаркадж больше никогда напрямую не бросал вызов какчикелям Ишимче. [ 35 ] Следующим лидером после Тепепула был Текум, сын Кикаба. который возглавил киче против цутуджилов и был убит в бою у южного берега озера Атитлан. [ 36 ]
В конце истории Кумаркаджа ниджаибы, похоже, бросили вызов правящему дому Кавеков за превосходство. [ 37 ]
Завоевание и разрушение
[ редактировать ]
В марте 1524 года испанский конкистадор Педро де Альварадо вошел в Кумаркадж по приглашению оставшихся лордов Киче, после того как он разбил армию Киче в долине Кесальтенанго в битве, в результате которой погиб Текун Уман , один из четырех лорды города. [ 38 ] Альварадо опасался, что лорды Кичеш устроили ему ловушку, но все равно вошел в город. [ 12 ] Однако он расположился лагерем на равнине за пределами города, вместо того чтобы принять ночлег внутри. [ 39 ] Опасаясь большого количества воинов-киче, собравшихся за пределами города, и того, что его кавалерия не сможет маневрировать на узких улицах Кумаркаджа, он пригласил высших лордов города, Оксиб-Кеха (айпопа ) и Белехеб-Цы ( аджпоп камха ), чтобы навестить его в его лагере. [ 40 ] Как только они это сделали, он схватил их и держал в качестве пленников в своем лагере. [ 41 ] Воины Киче, увидев, что их лорды взяты в плен, напали на местных союзников испанцев и сумели убить одного из испанских солдат. [ 41 ] В этот момент Альварадо решил сжечь заживо захваченных лордов Киче, а затем приступил к сожжению всего города. [ 42 ]
Современная история
[ редактировать ]Это место было широко задокументировано в колониальную эпоху. Франсиско Хименес эпос Кичеш «Попул Вух» , посетил Кумаркадж в последние годы 17 века. , который первым открыл миру [ 43 ] Мигель Ривера-и-Маэстре написал отчет об этом месте для правительства Гватемалы в 1834 году. [ 1 ] В 1840 году Джон Ллойд Стивенс и Фредерик Катервуд ненадолго посетили это место после прочтения отчета Риверы-и-Маэстра, и Катервуд нанес на карту это место и сделал рисунок Храма Тохила. [ 1 ] В 1865 году французский архитектор Сезар Дейли нанес на карту пять сгруппированных участков, включающих Кумаркадж, хотя карты с тех пор были утеряны. [ 8 ] Более детальное исследование этого места было проведено Альфредом П. Модслеем в 1887 году и опубликовано между 1889 и 1902 годами. [ 1 ] Археологические раскопки проводились в 1950-х и 1970-х годах.
Хорхе Ф. Гильемин расчистил руины в 1956 году, нанес на карту уцелевшие постройки, а также нанес на карту центральный регион Киче и объекты-спутники Кумаркая. [ 8 ] [ 44 ] Государственный университет Нью-Йорка в Олбани провел три сезона на раскопках руин в начале 1970-х годов. [ 44 ] Кеннет Браун из Хьюстонского университета начал масштабные раскопки в Кумаркадже в 1977 году. [ 45 ]
В 2003 году Proyecto Etnoarqueológico Qum'arkaj («Этноархеологический проект Кумаркай») работал над реконструкцией истории и социально-политической организации города посредством археологических исследований в сочетании с этноисторическими исследованиями. [ 46 ]
Этот археологический объект до сих пор используется для традиционных церемоний майя и является одним из самых популярных мест в Гватемале для такого рода ритуальных действий, особенно во время солнцестояний и Нового года. [ 47 ]
Описание сайта
[ редактировать ]
Это место можно посетить, хотя реставрационные работы здесь проведены незначительно. различные храмовые пирамиды, остатки дворцов (в основном превратившиеся в груды обломков) и площадку для игры в мезоамериканскую игру с мячом В центре комплекса можно увидеть . В районе Большого Кумаркаджа было четыре площадки для игры в мяч , по одной в каждом из четырех основных политических подразделений города, что свидетельствует о центральной роли ритуала игры с мячом в социально-политической организации города. [ 48 ]
Тесаный камень, первоначально облицовывающий здания, был взят для строительства новых зданий Санта-Крус-дель-Киче; [ 2 ] В конце 19 века в руинах все еще добывали строительный материал, что нанесло серьезный ущерб остаткам старых зданий.
Основные постройки Кумаркаджа располагались вокруг площади с оштукатуренным полом. [ 49 ] Здания с колоннадой Киче в Кумаркадже, по-видимому, указывают на связь с далеким городом Маяпан на полуострове Юкатан . [ 50 ] Параллели также включают изображения черепов, чучела-курильницы, сидящие на корточках фигуры и щедрое применение лепнины. [ 51 ] Комбинированный анализ руин с воздуха и поверхности выявил четко выраженную структуру с повторяющимися комбинациями пирамид, длинных построек и многоквартирных жилых комплексов. [ 52 ] Эти повторяющиеся комбинации, по-видимому, связаны с различными линиями передачи нимджа . [ 52 ] Кроме того, по-видимому, существует более крупное разделение территории на северо-западную и юго-западную половины. [ 18 ] Разделительная линия проходит с запада вдоль улицы до центральной площади, пересекает площадку для игры в мяч и площадь, затем разделяет северную и восточную ветви участка до края каньона на восточной стороне. [ 53 ] Это более крупное подразделение памятника включает шесть комплексов нимджа в северной половине и шесть на юге, хотя это более крупное подразделение, возможно, не было строго вдоль линий происхождения, поскольку структуры, связанные с Кавеком, обнаружены в обеих половинах памятника. [ 54 ] Кавеки и их союзники доминировали на большей части территории, а ниджаибы занимали восточную часть, возможно, вплоть до территории-спутника Аталайя. [ 37 ]
Храм Тохила
[ редактировать ]
На площади доминировал храм Тохила , божества- ягуара, связанного с солнцем и дождем и божества-покровителя Кумаркаджа. [ 55 ] Этот храм расположен на западной стороне главной площади. [ 2 ] Стоящие останки превратились в руины и глиняное ядро храма с отверстием, где современные майя до сих пор приносят подношения. [ 2 ] Еще в середине XIX века этот храм сохранился гораздо лучше и был описан Джоном Ллойдом Стивенсом. [ 56 ] Первоначально храм представлял собой крутую пирамиду с лестницами с трех сторон, кроме западной, а на вершине находилось здание храма. [ 2 ] Основание составляло 33 фута (10 м) с каждой стороны, а снаружи здание было покрыто расписной штукатуркой. [ 57 ] Копия Катервуда рисунка храма Ривера-и-Маэстра показала тело пирамиды, разделенное на четыре террасы талуд-таблеро и 19 ступенек на каждой из трех лестниц, а на рисунке Ривера-и-Маэстра изображены 24 ступени и шесть террас. [ 58 ] Франсиско Хименес , писавший в конце 17 века, описал храм как самое высокое здание в Кумаркадже. [ 58 ] Идентичность храма как храма Тохиля была известна еще при жизни Хименеса, когда на каждой лестнице было видно по 30 ступенек, а остатки колонн, поддерживающих крышу храма, все еще стояли. [ 59 ] Строительный стиль Храма Тохила аналогичен стилю самых важных храмов Маяпана и Чичен-Ицы , расположенных далеко на севере полуострова Юкатан. [ 60 ] Столбы, возможно, когда-то поддерживали сложную каменную крышу. [ 61 ]
Храм Тохила использовался для человеческих жертвоприношений, тела жертвенных жертв, вероятно, сбрасывались с парадной лестницы, прежде чем их обезглавливали, а головы помещали на подставку для черепов . [ 62 ] Этот цумпан , вероятно, находился непосредственно к юго-востоку от храма, на территории, которая сейчас погребена под обломками самого храма. [ 63 ]
На лепнине храма было обнаружено изображение ягуара, животного, которое было нахуалем правящей династии Кавеков. [ 62 ]
Храм Авиликса
[ редактировать ]
Храм Авиликса находится на восточной стороне площади. [ 2 ] Авиликс была богиней-покровительницей рода ниджаибов и отождествлялась с Ишбаланке, одним из героев-близнецов из Попул Вух. [ 64 ] Согласно рисунку Риверы-и-Маэстре, храм Авиликса был не таким высоким, как храм Тохиля. [ 65 ] Это сооружение, по-видимому, было вторым по важности храмом в Кумаркадже. [ 65 ] Первоначально этот храм представлял собой большую прямоугольную платформу, поддерживающую меньшую платформу, и храмовую конструкцию на восточной стороне. [ 66 ] Широкая лестница поднималась на западную сторону храма, на нижнем уровне ее обрамляли две большие панели талуд-таблеро. [ 66 ] Внешняя каменная кладка здания полностью разрушена. [ 61 ] По форме храм похож на храмовый курган на западной стороне первой площади в Ихимче , постклассической столице майя Какчикель . [ 61 ] Строительство проходило в четыре основных этапа, и есть свидетельства того, что до завоевания храм неоднократно ремонтировался. [ 67 ] Пол под третьей очередью постройки был выкрашен в темно-зеленый цвет. [ 65 ] Археологические исследования обнаружили под первым этапом строительства фрагменты курильниц. [ 65 ]
Храм Якавица
[ редактировать ]Большой курган на южной стороне площади когда-то был храмом Якавица , божества гор и покровителя рода Аджав Киче. [ 68 ] Как и в других постройках Кумаркаджа, вся каменная облицовка была разграблена, остались только щебень и глиняное ядро. [ 19 ] Это сооружение было частью комплекса, состоявшего из внутреннего дворика, окруженного храмом с северной стороны, дворца с южной стороны и длинного здания с восточной. [ 19 ] Комплекс Якавица археологически не исследовался. [ 19 ] Рисунки Риверы-и-Маэстре позволяют предположить, что храм представлял собой узкое здание с четырьмя или пятью террасами. [ 69 ]
Храм Кукумаца
[ редактировать ]Храм Кукумаца представлял собой круглый храм пернатого змея и дворец в честь рода Кавек, правящей династии города. [ 49 ] Сейчас храм представляет собой лишь круглый отпечаток на поверхности главной площади. [ 70 ] Он расположен непосредственно между храмами Тохил и Авиликс, немного севернее центральной оси храма Тохил и немного южнее оси храма Авиликс. [ 70 ] Судя по следам, оставленным на площади, очевидно, что храм представлял собой круглую стену диаметром 6 метров (20 футов), огибающую круглую платформу, с круглым проходом шириной 1 метр (3,3 фута) между ними. [ 70 ] Вся конструкция, вероятно, когда-то поддерживала крышу, а на восточной и западной сторонах храма были небольшие каменные платформы, каждая шириной около 1 метра (3,3 фута). [ 70 ]
Жрецы Кукумаца происходили из важной линии правящей династии Кавеков, и это, вероятно, было источником власти и престижа для Кавеков. [ 71 ] Храм Кукумаца, должно быть, был полностью разобран очень скоро после испанского завоевания, поскольку он не упоминается никем из посетителей колониальной эпохи, а на ранних рисунках этого места видна только растительность на том месте, где когда-то стоял храм. [ 70 ] Традиция строительства круглых храмов, посвященных божеству Пернатого Змея, была древней в мезоамериканском культурном регионе. [ 72 ]
Площадка для игры в мяч
[ редактировать ]

Площадка для игры в мяч находится недалеко от храма Тохила и к югу от него, на юго-западной стороне площади. [ 73 ] Площадка для игры в мяч по-прежнему сохраняет свою характерную форму, хотя у построек лишились облицовки. [ 74 ] Видимая площадка для игры в мяч была одной из четырех в Кумаркадже и находилась в ведении ветви Пополь Винак правящей линии Кавеков. [ 75 ] Площадка для игры в мяч выровнена с востока на запад и имеет длину 40 метров (130 футов). [ 76 ] Площадка для игры в мяч располагалась точно между дворцами Кавек и Аджав Киче, которые располагались в 15 метрах (49 футов) к северу и югу от площадки для игры в мяч. [ 77 ] Соответственно, северный диапазон площадки для игры в мяч, по-видимому, был связан с линией Кавеков, а южный диапазон - с линией Аджау Киче. [ 78 ]
Дворцы
[ редактировать ]Небольшой дворец, принадлежавший линии Ниджаибов, располагался прямо за храмом Авиликса. [ 79 ] Эти родовые дома, нимджа , можно найти по всему городу Кумаркадж. [ 77 ] Как и в случае с другими постройками на этом месте, внешняя каменная кладка и штукатурка утрачены. [ 80 ] Нимджа — это длинные прямоугольные конструкции, расположенные рядом с площадями на платформах высотой 1 метр (3,3 фута). [ 80 ] На этих платформах дворцы обычно состояли из двух уровней: нижнего крытого вестибюля и второго, более высокого уровня, поддерживающего основные помещения сооружения. [ 80 ] В некоторых из более крупных дворцов было несколько лестниц, ведущих в прихожую, а также множество дверей и колонн, ведущих в комнаты главного здания. [ 80 ]
Еще одно дворцовое сооружение нимджа находится к юго-востоку от главной площади. [ 80 ] Раскопки 1972 года обнаружили простую надстройку, состоящую из комнаты со скамейкой сзади и алтарем посередине. [ 80 ] В руинах дворца было обнаружено шесть погребальных урн, одна из которых была найдена возле алтаря и содержала богатые подношения, в том числе золотое ожерелье. [ 81 ] На каждом конце главного помещения были следы очагов. [ 82 ]
Другие структуры
[ редактировать ]На центральной площади сохранились следы тринадцати небольших платформ, которые когда-то здесь стояли. [ 83 ] Три из них, каждый шириной 2,5 метра (8,2 фута), были расположены к северу от храма Кукумац. [ 84 ] Ряд из пяти подобных сооружений также был расположен к югу от того же храма с чередующимся узором: круглая платформа, затем квадратная платформа, за которой следовала еще одна круглая платформа и так далее. [ 84 ] Рядом находилась шестая небольшая платформа квадратной формы. [ 84 ] Эти платформы, судя по всему, служили алтарями. [ 84 ]
К югу от линии платформ находятся следы двух больших квадратных платформ. Один из них имел длину 10 метров (33 фута) с каждой стороны, другой - 8 метров (26 футов) с каждой стороны. [ 84 ] Между этими двумя платформами лежит круговой отпечаток, который представляет собой все, что осталось от другой платформы другого типа, которая, должно быть, стояла там. [ 84 ] Более крупные платформы, возможно, также служили вспомогательными алтарями к алтарям главных храмов. [ 63 ]
Большая квадратная платформа в северо-западной части центральной площади размером 18 метров (59 футов) с каждой стороны. Она расположена сразу за храмом Тохила и имеет высоту 2 метра (6,6 футов). [ 84 ] Хотя, как обычно для этого места, внешняя каменная кладка была разграблена, на полу верхней поверхности платформы сохранились остатки шести слоев штукатурки. [ 84 ] Эта платформа была идентифицирована как сокибал , платформа гладиаторов, описанная в ранних источниках. [ 63 ] Эта платформа, похоже, была тесно связана с военными линиями Кавеков, такими как Нима Раджпоп Ачидж. [ 80 ]
Две большие платформы лежат в юго-восточной части главной площади, их назначение остается неизвестным. [ 80 ]
Пещеры
[ редактировать ]
Кроме того, сразу к северу от этого места прямо в известняке находится ряд из трех пещер. [ 2 ] Первая и самая обширная пещера имеет длину около 30 метров с различными алтарями, высеченными внутри в скале. Некоторые современные киче, хотя официально являются католиками , все еще жгут свечи и благовония в разрушенных храмах. [ 85 ] Пещеры, возможно, представляли собой Тулан Зуюа , «Место семи пещер», описанное в легенде о происхождении Киче, изложенной в «Попул Вух». [ 13 ]
Спутниковые сайты
[ редактировать ]Ряд других археологических памятников включен в территорию Большого Кумаркаджа, обычно называемого «Большим Утатланом».
китайский
[ редактировать ]Чисалин также известен под альтернативными названиями Пилокаб и Муквитц Пилокаб. [ 86 ] Чисалин расположен в нескольких сотнях метров к северу от Кумаркаджа. [ 86 ] Руины расположены на узкой полосе земли площадью 110 000 квадратных метров (1 200 000 квадратных футов), окруженной крутыми оврагами. [ 87 ] На северо-восточной стороне полоса соединяется с плато, которое образует часть равнины к востоку от Кумаркаджа. [ 86 ] Чисалин имеет небольшую, сильно размытую площадь, и вся полоса, за исключением небольшого участка, занята руинами. [ 88 ]
Писмачи
[ редактировать ]Писмачи (иногда называемый Исмачи) занимает небольшое плато в 600 метрах (660 ярдов) к югу от центра участка и окружено крутыми оврагами. [ 89 ] Плато отделено от плато Кумаркай ущельем, в котором протекает река Исмачи. [ 90 ] Писмачи был столицей Киче до того, как он был перенесен в соседний Кумаркадж, и, вероятно, был основан в начале 14 века. [ 91 ] Местные киче никогда не забывали о его местонахождении, хотя время от времени его теряли сторонние исследователи. [ 89 ] Французский миссионер Шарль Этьен Брассер де Бурбур обнаружил Писмачи в середине 19 века, затем он был утерян, пока в 1956 году его не перенес Хорхе Гийемин, работавший в сотрудничестве с правительством Гватемалы, это место было подтверждено Робертом Кармаком в 1969 году. [ 89 ] Хотя плато Писмачи в два раза больше плато Кумаркадж, руины занимают небольшую площадь в юго-восточной части вершины холма. [ 89 ] Руины до сих пор используются для ритуалов современных шаманов Киче. [ 89 ]
Сторожевая башня
[ редактировать ]Аталая (по-испански «сторожевая башня») расположена на расстоянии 600 метров (660 ярдов) к востоку от ядра объекта. [ 88 ] Участок был построен на четырех террасах, которые доминировали на подходе к Кумаркажу, в начале восточной равнины, занимаемой современным городом Санта-Крус-дель-Киче. [ 92 ] Участок был очень маленьким, его площадь составляла 3250 квадратных метров (35 000 квадратных футов). [ 93 ] Местные жители говорят, что мощеная аллея (или сакбе ) проходила мимо башни, которая была тесно связана с линией ниджаибов. [ 92 ] Между Кумаркаджем и Аталайей было место, где наказывали преступников. [ 88 ] Аталайя используется для современных ритуалов Киче и является центром местного фольклора, в котором говорится, что здесь похоронен Текун Уман и что его преследуют духи цицимит . [ 93 ] К концу 20-го века большая часть земель, составляющих это место, все еще принадлежала семье Рохас, потомкам королей Кумаркаджа. [ 93 ]
жадный
[ редактировать ]Пакаман расположен в 1000 метрах (1100 ярдов) к востоку от Аталайи и в 1,6 км (1 миле) к востоку от Кумаркаджа. [ 92 ] тот же сакбе , который проходил по северной стороне Аталайи, проходит к югу от Пакамана. Говорят, что [ 93 ] Первоначальное название Пакамана, вероятно, было Панпетак («место прибытия»), и он был первым важным форпостом на въездной дороге в Кумаркадж. [ 93 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Келли 1996, стр.201.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Келли 1996, стр. 200.
- ^ Sharer & Traxler 2006, стр.4.
- ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 621-622.
- ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 622-623. Кармак 2001а, стр.155.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Коу 1999, стр.189.
- ^ Jump up to: а б с д и Кармак и Уикс 1981, стр.326.
- ^ Васкес и др. 2009, стр.3.
- ^ Кристенсон.
- ^ Jump up to: а б Фокс 1989, стр.667.
- ^ Jump up to: а б с д Кармак 2001а, стр.218.
- ^ Фокс 1989, стр.673.n2.
- ^ Jump up to: а б с д и Коу 1999, стр.190.
- ^ Jump up to: а б с д Кармак и Уикс 1981, стр.329.
- ^ Jump up to: а б с д Кармак 2001а, стр.367.
- ^ Коу 1999, стр.190. Шарер и Трэкслер 2006, стр.717.
- ^ Jump up to: а б Кармак 2001b, стр. 178.
- ^ Кармак 2001b, стр.180-1.
- ^ Jump up to: а б с Кармак 2001b, стр.181.
- ^ Кармак 2001a, стр.159.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кармак 2001a, стр.161.
- ^ Кармак 2001a, стр.158.
- ^ Кармак 2001a, стр. 158-159.
- ^ Кармак 2001a, стр. 160-161.
- ^ Jump up to: а б с д Кармак 2001а, стр.162.
- ^ Jump up to: а б Кармак 2001а, стр.163.
- ^ Кармак 2001a, стр. 163-165.
- ^ Jump up to: а б с Кармак 2001а, стр.165.
- ^ Jump up to: а б Кармак 2001а, стр.164.
- ^ Jump up to: а б с Кармак 2001а, стр.166.
- ^ Кармак 2001a, стр.167.
- ^ Jump up to: а б Кармак и Уикс 1981, стр.331.
- ^ Sharer & Traxler 2006, стр. 764-765. Ресинос 1952, 1986, стр. 68, 74.
- ^ Ресинос 1952, 1986, стр.74.
- ^ Ресинос 1952, 1986, стр.75. Шерер и Трэкслер, 2006, стр. 764–765.
- ^ Jump up to: а б Ресинос 1952, 1986, стр.75.
- ^ Ресинос 1952, 1986, стр. 74-5. Шарер и Трэкслер, 2006, стр. 764–765.
- ^ Кармак 2001a, стр. 356-357.
- ^ Jump up to: а б Келли 1996, стр.202.
- ^ Кармак и Уикс 1981, стр.324.
- ^ Путцейс и др. 2008, стр.2.
- ^ Путцейс и др. 2008, стр.7.
- ^ Фокс 1991, стр.213.
- ^ Jump up to: а б Коу 1999, стр.190. Келли 1996, стр. 200.
- ^ Шарер и Трэкслер 2006, стр.625.
- ^ Милбрат и Пераса Лопе 2003, стр.24.
- ^ Jump up to: а б Кармак и Уикс 1981, стр.330.
- ^ Кармак и Уикс 1981, стр. 329-330.
- ^ Кармак и Уикс 1981, стр. 330-331.
- ^ Коу 1999, стр.190. Кармак 2001а, стр.358.
- ^ Кармак 2001a, стр.355.
- ^ Кармак 2001a, стр. 355, 358.
- ^ Jump up to: а б Кармак 2001а, стр.356.
- ^ Кармак 2001a, стр.357.
- ^ Кармак 2001a, стр.358.
- ^ Jump up to: а б с Кармак 2001а, стр.361.
- ^ Jump up to: а б Кармак 2001a, стр.360.
- ^ Jump up to: а б с Кармак 2001а, стр.374.
- ^ Кармак 2001a, стр.362. Фокс и Кук 1996, стр.813.
- ^ Jump up to: а б с д Кармак 2001а, стр.362.
- ^ Jump up to: а б Келли 1996, стр. 200. Кармак 2001а, стр.361.
- ^ Кармак 2001a, стр. 361-362.
- ^ Келли 1996, стр.200. Кармак 2001a, стр. 367, 369.
- ^ Кармак 2001a, стр.368.
- ^ Jump up to: а б с д и Кармак 2001а, стр.364.
- ^ Кармак 2001a, стр.366.
- ^ Кармак 2001a, стр.365.
- ^ Келли 1996, стр.200. Фокс 1991, стр. 217.
- ^ Кармак 2001a, стр.370.
- ^ Фокс 1991, стр.213. Кармак 2001а, стр.371.
- ^ Фокс 1991, стр.216.
- ^ Jump up to: а б Фокс 1991, стр. 217.
- ^ Фокс 1991, стр.223.
- ^ Кармак 2001a, стр.363.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кармак 2001а, стр.375.
- ^ Кармак 2001a, стр. 375-376.
- ^ Кармак 2001a, стр.376.
- ^ Кармак 2001a, стр.372.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Кармак 2001а, стр.373.
- ^ Кармак 2001a, стр. 218-219.
- ^ Jump up to: а б с Кармак 2001а, стр.221.
- ^ Кармак 2001a, стр. 221-222.
- ^ Jump up to: а б с Кармак 2001а, стр.222.
- ^ Jump up to: а б с д и Кармак 2001а, стр.219.
- ^ Кармак 2001a, стр. 219-220.
- ^ Кармак 2001a, стр.155.
- ^ Jump up to: а б с Кармак 2001a, стр. 222-223.
- ^ Jump up to: а б с д и Кармак 2001а, стр.223.
Ссылки
[ редактировать ]- Кармак, Роберт М .; Джон М. Уикс (апрель 1981 г.). «Археология и этноистория Утатлана: конъюнктивный подход». Американская древность . 46 (2). Общество американской археологии: 323–341. дои : 10.2307/280211 . JSTOR 280211 .
- Кармак, Роберт М. (2001a). Королевство Кичеаб: Эволюция Королевства Кичеаб (на испанском языке). Гватемала: Иксимулев. ISBN 99922-56-22-2 . ОСЛК 253481949 .
- Кармак, Роберт М. (2001b). Kik'aslemaal le K'iche'aab': Historia Social de los K'iche's (на испанском языке). Гватемала: Иксимулев. ISBN 99922-56-19-2 . OCLC 47220876 .
- Кристенсон, Аллен Дж. «Киче – английский словарь и руководство по произношению алфавита киче-майя» (PDF) . Фонд развития мезоамериканских исследований, Inc. (FAMSI) . Проверено 4 февраля 2009 г.
- Коу, Майкл Д. (1999). Майя . Серия «Древние народы и места» (6-е издание, полностью переработанное и дополненное изд.). Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-28066-5 . OCLC 59432778 .
- Фокс, Джон В. (сентябрь 1989 г.). «О взлете и падении сегментарных государств Туланов и майя». Американский антрополог . Новая серия. 91 (3). Оксфорд/Арлингтон, Вирджиния: издательство Blackwell Publishing от имени Американской антропологической ассоциации : 656–681. дои : 10.1525/aa.1989.91.3.02a00080 .
- Фокс, Джон В. (1991). «Повелители света против повелителей тьмы: постклассическая игра в мяч горных майя» . В Верноне Скарборо; Дэвид Р. Уилкокс (ред.). Мезоамериканская игра в мяч . Тусон: Издательство Университета Аризоны . стр. 213–238 . ISBN 0-8165-1360-0 . OCLC 51873028 .
- Фокс, Джон В.; Гарретт В. Кук (декабрь 1996 г.). «Построение сообществ майя: этнография для археологии» ( интернет-публикация в формате PDF ) . Современная антропология . 37 (5). Издательство Чикагского университета: 811–830. дои : 10.1086/204565 . S2CID 144182849 . Проверено 4 июня 2009 г.
- Келли, Джойс (1996). Археологический путеводитель по Северной Центральной Америке: Белиз, Гватемала, Гондурас и Сальвадор . Норман: Университет Оклахомы Пресс . ISBN 0-8061-2858-5 . OCLC 34658843 .
- Макарио, Рэйчел; Ивонн Путзейс; Мари Фульбер; Эдгар Телон; Эдгар Ортега Хорхе Касерес; Хуан Мануэль Паломо; Сандра Каррильо; Луис И. Перес; Мануэль Колон; Рафаэль Камбранс; Карла Кардона (2007). Ж. П. Лапорт; Б. Поток; Х. Мехиа (ред.). «Этноархеологический проект Кумуаркай, Киче, Гватемала (2003-2006)» (цифровая версия) . XX симпозиум археологических исследований в Гватемале, 2006 г. (на испанском языке). Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии: 971–986 . Проверено 27 января 2010 г.
- Милбрат, Сьюзен; Карлос Пераса Лопе (2003). «Возвращение к Майяпану: последняя столица майя Мексики» . Древняя Мезоамерика . 14 . Издательство Кембриджского университета : 1–46. дои : 10.1017/s0956536103132178 . S2CID 154673143 .
- Путцейс, Ивонн; Хорхе Касерес; Эдгар Телон; Серхио Куян (2008). Ж. П. Лапорт; Б. Поток; Х. Мехиа (ред.). «2006 год и археология в Кум'аркае: Этноархеологический проект Кум'аркай и спасение на участке дороги Санта-Крус-дель-Киче-Ла-Эстансия» (PDF) . XXI симпозиум археологических исследований в Гватемале, 2007 г. (на испанском языке). Гватемала: Национальный музей археологии и этнологии: 1–15 . Проверено 21 мая 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Ресинос, Адриан (1986) [1952]. Педро де Альварадо: Завоеватель Мексики и Гватемалы (на испанском языке) (2-е изд.). Гватемала: Национальный центр учебников и учебных материалов CENALTEX «Хосе де Пинеда Ибарра». OCLC 243309954 .
- Шарер, Роберт Дж. (2000). «Нагорье Майя и прилегающее Тихоокеанское побережье». В Ричарде Э.В. Адамсе; Мердо Дж. Маклауд (ред.). Кембриджская история коренных народов Америки, Vol. II: Мезоамерика, часть 1 . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . стр. 449–499. ISBN 0-521-35165-0 . OCLC 33359444 .
- Шерер, Роберт Дж .; Лоа П. Тракслер (2006). Древние майя (6-е (полностью переработанное) изд.). Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 0-8047-4817-9 . OCLC 57577446 .
- Стивенс, Джон Л. (1969). Случаи путешествий в Центральной Америке, Чьяпасе и Юкатане, Vol. 2 ( формате PDF онлайн-факсимиле в ) . Нью-Йорк: Dover Publications. стр. 169–180. ISBN 978-0-486-22405-3 .
- Васкес, Розаура; Марибель Пинто; Александр Уризар (август 2009 г.). «План вмешательства в археологический парк Кумаркай» . Министерство культуры и спорта; Главное управление культурного и природного наследия; Институт антропологии и истории; Департамент доиспанских и колониальных памятников. Архивировано из оригинала ( документ Microsoft Word ) 21 июля 2011 г. Проверено 23 января 2010 г.
- Уикс, Джон М. (1997). «Руины Утатлана: 150 лет после публикации Джона Л. Стивенса «Случаи путешествий по Центральной Америке, Чьяпасу и Юкатану». Археологические заметки (на испанском языке). 5 (1): 7–26.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]