римский судья
Периоды |
---|
|
Конституция |
Политические институты |
Сборки |
Обычные судьи |
Чрезвычайные судьи |
Публичное право |
Последняя консультация Сената |
Титулы и почести |
Римские магистраты были выборными должностными лицами в Древнем Риме . В период Римского королевства король Рима был главным исполнительным судьей. [1] Его власть на практике была абсолютной. Он был первосвященником , законодателем , судьей и единоличным командующим армией . [1] [2] Когда король умер, его власть вернулась к римскому сенату , который затем выбрал интеррекса для облегчения выборов нового короля.
При переходе от монархии к республике конституционный баланс власти сместился от исполнительной власти ( римского короля ) к римскому сенату. Когда в 509 г. до н. э. была основана Римская республика , власть, принадлежавшая царю, была передана римским консулам , двое из которых должны были избираться каждый год. Магистраты республики избирались народом Рима , и каждый из них был наделен определенной степенью власти, называемой «высшими полномочиями» ( maior potestas ). [3] Диктаторы имели больше «высших полномочий», чем любой другой магистрат , и после диктатора был цензор , затем консул , затем претор , затем курульный эдил , а затем квестор . Любой мировой судья мог воспрепятствовать (« вето ») действию, предпринимаемому мировым судьей, обладающим равным или меньшим уровнем магистратских полномочий. [4] По определению, плебейские трибуны и плебейские эдилы технически не были магистратами. [5] поскольку их избирали только плебеи , [3] и как таковые они были независимы от всех других могущественных судей. [ объяснить ] .
Во время перехода от республики к Римской империи конституционный баланс власти сместился от римского сената обратно к исполнительной власти ( римскому императору ). Теоретически каждого нового императора избирал сенат; на практике каждый император выбирал своего преемника, хотя этот выбор часто отменялся армией или гражданской войной. Полномочия императора (его империум ) существовали, по крайней мере теоретически, в силу его юридического статуса. императора Двумя наиболее важными компонентами империи были «полномочия трибуна» и «проконсульские полномочия». [6] По крайней мере теоретически, полномочия трибунов (которые были аналогичны полномочиям плебейских трибунов при старой республике) давали императору власть над гражданским правительством Рима, в то время как проконсульские полномочия (аналогичные полномочиям военных губернаторов или проконсулов при старой республике) республика) дал ему власть над римской армией. Хотя эти различия были четко определены во времена ранней империи, со временем они были утеряны, и власть императора стала менее конституционной и более монархической. [7] Традиционными магистратурами, пережившими падение республики, были консульство, претура , плебейский трибунат , эдилизм , квестура и военный трибунат . [8] Марк Антоний упразднил должности диктатора и начальника конницы во время своего консульства в 44 г. до н. э., а вскоре после этого были упразднены должности Интеррекса и римского цензора.
Исполнительные магистраты Римского королевства
[ редактировать ]Исполнительные магистраты Римского королевства были выборными должностными лицами древнеримского королевства . В период Римского королевства римский король был главным исполнительным судьей. [1] Он был главой исполнительной власти, главным священником, главным законодателем , главным судьей и единственным главнокомандующим армии. [1] [2] Его полномочия основывались на законе и правовом прецеденте, и он мог получить эти полномочия только в ходе политического процесса выборов. На практике у него не было реальных ограничений его власти. Когда разразилась война, он имел единоличное право организовывать и набирать войска, выбирать лидеров армии и вести кампанию так, как он считал нужным. [2] Он контролировал всю собственность, находящуюся в собственности государства, имел единоличное право делить землю и военные трофеи, был главным представителем города при общении с богами или лидерами других сообществ и мог в одностороннем порядке издавать любой новый закон. [2] Иногда он представлял свои декреты либо в народное собрание, либо в сенат для торжественной ратификации, но отказ не мешал принятию декрета. Король выбрал в помощь несколько офицеров. [9] и в одностороннем порядке предоставил им свои полномочия. Когда король покинул город, городским префектом стал председательствовать вместо отсутствующего короля. [9] У короля также было два квестора в качестве генеральных помощников, а несколько других офицеров помогали королю в делах об измене. На войне король иногда командовал только пехотой, а командование кавалерией делегировал командующему своей личной гвардии Трибуну Селерес. [9] Король иногда полагался на прецедент, часто просто из практической необходимости. Например, хотя король мог в одностороннем порядке объявить войну, он обычно хотел, чтобы такие заявления были ратифицированы народным собранием. [9] [10]
Период между смертью короля и избранием нового короля был известен как междуцарствие . [11] Во время междуцарствия сенат избрал сенатора на должность Интеррекса. [12] чтобы облегчить выборы нового короля. Как только Интеррекс нашел подходящего кандидата на королевский сан, он представил этого кандидата в сенат для первоначального одобрения. Если сенат проголосовал за кандидата, этот человек баллотировался на официальные выборы перед народом Рима в Куриатском собрании (народном собрании). [12] После того как кандидат был избран народным собранием, сенат утвердил выборы, приняв декрет. [12] Затем Интеррекс официально объявил кандидата королем. Затем новый король взял на себя покровительство (ритуальный поиск предзнаменований от богов) и был наделен законной властью ( империумом ) народным собранием. [12]
Исполнительные магистраты Римской республики
[ редактировать ]Римские магистраты были выборными должностными лицами Римской республики. Каждый римский магистрат был наделен определенной властью. [3] Диктаторы (временная должность на случай чрезвычайных ситуаций) имели высший уровень власти. После диктатора был консул (высшая должность, если не чрезвычайная), а затем претор, затем цензор, затем курульный эдил и, наконец, квестор . Каждый магистрат мог наложить вето только на действие, предпринятое магистратом с равной или меньшей степенью власти. Поскольку плебейские трибуны (как и плебейские эдилы ) формально не были магистратами, [5] чтобы воспрепятствовать этому, они полагались на неприкосновенность своей личности. [13] Если кто-то не подчинялся приказам плебейского трибуна, трибун мог поставить под сомнение неприкосновенность его личности. [14] ( intercessio ), чтобы физически остановить это конкретное действие. Любое сопротивление трибуну считалось преступлением, караемым смертной казнью.
Самой значительной конституционной властью, которой мог обладать магистрат, была власть «Командования» ( Империум ), которой владели только консулы и преторы. Это давало магистрату конституционные полномочия отдавать приказы (военные или иные). По истечении годового срока полномочий магистрата ему приходилось ждать десять лет, прежде чем снова занять эту должность. Поскольку это действительно создавало проблемы для некоторых магистратов, этим магистратам иногда продлевали их командные полномочия, что, по сути, позволяло им сохранять полномочия своей должности в качестве промагистрата . [15]
Консул Римской республики был рядовым магистратом высшего ранга. [16] [17] Ежегодно избирались два консула, которые обладали высшей властью как в гражданских, так и в военных вопросах. В течение года один консул превосходил другого по рангу, и этот рейтинг менялся каждый месяц между двумя консулами. [18] Преторы управляли гражданским правом, председательствовали в судах и командовали провинциальными армиями. [19] Другой магистрат, цензор, проводил перепись , в ходе которой могли назначать людей в сенат. [20] Эдилы были офицерами, избранными для ведения внутренних дел в Риме и наделенными властью над рынками, публичными играми и зрелищами. [21] Квесторы обычно помогали консулам в Риме и губернаторам провинций в финансовых вопросах. [21] Хотя формально они не были магистратами, плебейские трибуны и плебейские эдилы считались представителями народа. Таким образом, они действовали как народный контроль над сенатом (посредством своего права вето) и защищали гражданские свободы всех римских граждан.
В случае военного чрезвычайного положения римский диктатор назначался сроком на шесть месяцев. [22] Конституционное правительство распалось, и диктатор стал абсолютным хозяином государства. [23] Затем диктатор назначил шталмейстера своим старшим лейтенантом. [24] Часто диктатор уходил со своего поста, как только решался вопрос, вызвавший его назначение. [22] Когда срок полномочий диктатора закончился, конституционное правительство было восстановлено. Последний рядовой диктатор был назначен в 202 г. до н. э. После 202 г. до н. э. чрезвычайные чрезвычайные ситуации решались посредством принятия декрета senatus Consultum ultimum («окончательный декрет сената»). Это приостановило гражданское правительство, объявило военное положение , [25] и наделил консулов диктаторскими полномочиями.
Исполнительные магистраты Римской империи
[ редактировать ]Исполнительные магистраты Римской империи избирались лицами Древней Римской империи . Полномочия императора (его империум ) существовали, по крайней мере теоретически, в силу его юридического статуса. императора Двумя наиболее важными компонентами империи были «полномочия трибуна» ( potestas tribunicia ) и «проконсульские полномочия» ( imperium proconsulare ). [6] По крайней мере теоретически, полномочия трибунов (которые были аналогичны полномочиям плебейских трибунов при старой республике) давали императору власть над гражданским правительством Рима, в то время как проконсульские полномочия (аналогичные полномочиям военных губернаторов, или проконсулов, при старой республике) республика) дал ему власть над римской армией. Хотя эти различия были четко определены во времена ранней империи, со временем они были утеряны, и власть императора стала менее конституционной и более монархической. [7]
В силу своих проконсульских полномочий император обладал той же властью военного командования, что и главные магистраты (римские консулы и проконсулы) в республике. Однако на императора не распространялись конституционные ограничения, которым подвергались старые консулы и проконсулы. [26] В конце концов, ему были предоставлены полномочия, которые при республике были зарезервированы за римским сенатом и римскими собраниями, включая право объявлять войну, ратифицировать договоры и вести переговоры с иностранными лидерами. [27] Степень проконсульской власти императора давала ему власть над всеми военными губернаторами Рима и, таким образом, над большей частью римской армии. императора Трибунические полномочия давали ему власть над гражданским аппаратом Рима. [28] [29] а также право председательствовать и, таким образом, доминировать над собраниями и сенатом. [28] Когда император был наделен полномочиями трибуна, его должность и его личность становились неприкосновенными. [28] и, таким образом, причинение вреда императору или создание препятствий императору стало караться смертной казнью. [28] Император также имел право выполнять ряд обязанностей, которые в республике выполняли римские цензоры. Такие обязанности включали полномочия регулировать общественную мораль ( цензуру ) и проводить перепись населения . В рамках переписи император имел право относить людей к новому социальному классу, включая сенаторский класс, что давало императору беспрецедентный контроль над членством в сенате. [30] Император также имел право толковать законы и создавать прецеденты. [31] Кроме того, император контролировал религиозные учреждения , поскольку, будучи императором, он всегда был Великим Понтификом и членом каждого из четырех основных духовенств. [27]
В империи граждане были разделены на три класса, и для членов каждого класса был доступен отдельный карьерный путь (известный как cursus Honorum ). [8] Традиционные магистратуры были доступны только гражданам сенаторского сословия. Магистрами, пережившими падение республики, были (в соответствии с их рангом согласно cursus Honorum ) консульство, претура, плебейский трибунат, эдил, квестор и военный трибунат. [8] Если человек не принадлежал к сенаторскому классу, он мог баллотироваться на одну из этих должностей, если император разрешил ему баллотироваться, или в противном случае он мог быть назначен на одну из этих должностей императором. Во время перехода от республики к империи ни одна должность не потеряла больше власти или престижа, чем консульство, что отчасти было связано с тем, что все основные полномочия республиканских консулов были переданы императору. Имперские консулы могли председательствовать в сенате, выступать в качестве судей в некоторых уголовных процессах и контролировать публичные игры и представления. [32] Преторы также потеряли значительную часть власти и в конечном итоге имели мало власти за пределами города. [33] Главный претор в Риме, городской претор, превосходил всех остальных преторов и на короткое время получил власть над казначейством. [33] В условиях империи плебейские трибуны оставались неприкосновенными. [34] и, по крайней мере теоретически, сохранял право созывать или накладывать вето на сенат и собрания. [34] Август разделил коллегию квесторов на два отдела и поручил одному отделу служить в сенаторских провинциях, а другому — управлять гражданской администрацией в Риме. [35] При Августе эдилы утратили контроль над поставками зерна в пользу совета уполномоченных. Однако только после того, как они потеряли власть поддерживать порядок в городе, они действительно стали бессильными, и офис полностью исчез в III веке. [34]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Эбботт, Фрэнк Фрост (1901). История и описание римских политических институтов . Элиброн Классикс ( ISBN 0-543-92749-0 ).
- Берд, Роберт (1995). Сенат Римской республики . Типография правительства США, документ Сената 103-23.
- Цицерон, Марк Туллий (1841). Политические труды Марка Туллия Цицерона: включая его «Трактат о Содружестве»; и его «Трактат о законах». Перевод с оригинала, с диссертациями и примечаниями в двух томах. Фрэнсис Барэм, эсквайр. Лондон: Эдмунд Спеттиг. Том. 1.
- Линтотт, Эндрю (1999). Конституция Римской республики . Издательство Оксфордского университета ( ISBN 0-19-926108-3 ).
- Полибий (1823 г.). Всеобщая история Полибия: Перевод с греч . Джеймс Хэмптон . Оксфорд: Напечатано У. Бакстером. Пятое издание, Том 2.
- Тейлор, Лили Росс (1966). Римские избирательные собрания: от Ганнибаловой войны до диктатуры Цезаря . Издательство Мичиганского университета (англ. ISBN 0-472-08125-X ).
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Эбботт, 8
- ^ Перейти обратно: а б с д Эбботт, 15 лет
- ^ Перейти обратно: а б с Эбботт, 151 год
- ^ Эбботт, 154
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт, 196 лет
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт, 342 года
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт, 341
- ^ Перейти обратно: а б с Эбботт, 374 года
- ^ Перейти обратно: а б с д Эбботт, 16 лет
- ^ Эбботт, 19 лет.
- ^ Эбботт, 12 лет.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эбботт, 14 лет
- ^ Голландия, 27
- ^ Полибий, 136.
- ^ Линтотт, 113
- ^ Полибий, 132.
- ^ Берд, 20 лет.
- ^ Цицерон, 236
- ^ Берд, 32 года.
- ^ Линтотт, 119
- ^ Перейти обратно: а б Берд, 31 год
- ^ Перейти обратно: а б Берд, 24 года
- ^ Цицерон, 237
- ^ Берд, 42 года.
- ^ Эбботт, 240
- ^ Эбботт, 344
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт, 345
- ^ Перейти обратно: а б с д Эбботт, 357 лет
- ^ Эбботт, 356
- ^ Эбботт, 354 г.
- ^ Эбботт, 349
- ^ Эбботт, 376
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт, 377 лет
- ^ Перейти обратно: а б с Эбботт, 378 лет
- ^ Эбботт, 379
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бротон, Т. Роберт С., Магистраты Римской республики , тт. I (509–100 до н.э.), II (99–31 до н.э.) и Приложение (Американская филологическая ассоциация, Нью-Йорк, 1951, 1952 и 1960 годы соответственно). В этом важном труде перечислены магистраты на каждый год и цитируются древние авторы, у которых они упоминаются.
- Древняя история Кембриджа , вторая серия (1970–2005), тома 8–13 (издательство Кембриджского университета).
- Кэмерон А., Поздняя Римская империя (Fontana Press, 1993).
- Кроуфорд, М., Римская республика (Fontana Press, 1978).
- Грюн, Э.С., «Последнее поколение Римской республики» (U California Press, 1974).
- Ине, Вильгельм, Исследования по истории римской конституции (Уильям Пикеринг, 1853 г.).
- Джонстон, Гарольд Уэтстон, Речи и письма Цицерона: с историческим введением, очерком римской конституции, примечаниями, словарным запасом и указателем (Скотт, Форесман и компания, 1891).
- Линтотт А. «Конституция Римской республики» (Oxford University Press, 1999).
- Миллар Ф., Император в римском мире (Дакворт, 1977, 1992).
- Моммзен, Теодор, Римское конституционное право (1871–1888).
- Полибий , «Истории» .
- Тай, Амвросий, Развитие римской конституции (D. Apple & Co, 1886).
- фон Фриц, Курт, Теория смешанной конституции в древности (Columbia University Press, Нью-Йорк, 1975).
Первоисточники
[ редактировать ]- Цицерон «De Re Publica», книга вторая.
- Рим в конце Пунических войн: анализ римского правительства; от Полибия